ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для обучающихся ОБПОУ «САТТ им. К. К. Рокоссовского» Викторина «ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА»
методическая разработка

Горяинова Галина Григорьевна

Викторина "Знатоки русского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znatoki_russkogo_yazyka_2022.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

для обучающихся ОБПОУ «САТТ им. К. К. Рокоссовского»

Викторина «ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Преподаватель русского языка и литературы Горяинова Г. Г.

Апрель 2022

Цель: привлечь внимание обучающихся к изучению русского языка

Задачи: 

обучающие – повторить и закрепить знания учащихся по русскому языку, формировать умение пользоваться знаниями в нестандартных ситуациях

развивающие – сформировать навыки по практическому решению поставленных задач, способствовать развитию у обучающихся речи, мышления, памяти, творческой активности

воспитывающие – развивать навыки работы в группах, обратив особое внимание на вопросы взаимопомощи, контроля и самоконтроля, прививать интерес к русскому языку и предмету 

Подготовительный этап: предварительно (за неделю) объявляется время проведения викторины, формируются команды, участники придумывают название команды, девиз, приветствие соперникам. 

Оформление группы: высказывания о русском языке, праздничное оформление, карточки с заданиями, проектор, компьютер. 

Время реализации: 45-60 минут 

Ход  мероприятия

1 БЛОК – вступительная часть

Ведущий 1. Как вы думаете, хорошо ли мы знакомы с русским языком? 

Ведущий 2. Что мы с ним знакомы, я согласна. Ведь это - язык, на  котором мы  говорим, читаем, пишем и  слышим.

Ведущий 1. Но хорошо ли мы его знаем? Много ли грамматических ошибок встречается в ваших тетрадях? Вы скажете, что писать совершенно без ошибок мало кто умеет  - и будете правы.

Ведущий 2. Но не надо огорчаться. Помните, еще великий поэт А.С. Пушкин считал, что ошибка – обычное дело в русской речи. Он даже подтвердил это в своих стихах, сказав: 
        
Как уст румяных без улыбки,
         Без грамматической ошибки 
         Я русской речи не люблю
.

 

Ведущий 1. Великий поэт всегда ценил хорошую шутку. И в данном случае он, несомненно, шутил. Ведь, изучая его рукописи, ученые смогли найти совершенно ничтожное количество ошибок.

Ведущий 2.    О, Пушкин был великим  знатоком русского языка,  интересным собеседником, хорошим товарищем и другом.

 

Ведущий 1. Итак! Сегодня, друзья, вас ожидает масса сюрпризов, море открытий, интересные задания и хорошее настроение!

Ведущий 2. Сегодня две команды вступят в борьбу за звание ЗНАТОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА и… пусть победит умнейший!

Ведущий 1. А судить, кто с заданием справится быстрее и точнее, будет наше уважаемое жюри, в состав которого вошли: (представление жюри)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ведущий 2. Слово предоставляется капитанам команд. Представьтесь пожалуйста!

  1. Я – капитан команды  «…». Наш девиз: «…». Приветствие сопернику -…)
  2. Я – капитан команды  «…». Наш девиз: «…». Приветствие сопернику-…)

2 БЛОК – основная часть

Учитель:

- Здравствуйте, дорогие друзья и уважаемые гости сегодняшнего мероприятия. Я благодарю моих помощников и желаю удачи участникам игры!

- Итак, прежде чем мы начнем, вспомним, что сегодня – 22 ноября – знаменательная дата для знатоков и поклонников русского языка. Сегодня – всероссийский День словарей и энциклопедий.

-  И, да, конечно же, сразу мы  вспоминаем  Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля, которому в 2019 году исполнилось 200 лет!

- 22 ноября 1801 года родился Владимир Даль, и сегодня – 22 ноября 2019 года –

 мы празднуем 218 (двухсотвосемнадцатилетие) нашего знаменитого земляка.

- Я хочу составить кластер о Владимире Дале и  попрошу вас, уважаемые, помочь мне. Выходим к доске по 1 человеку от каждой команды – читаем одно из утверждений о Владимире Ивановиче и, если вы считаете, что оно верное, - крепим вокруг портрета:

 

1) писатель +

2) учёный +

3) один из первых тюркологов +

4) издатель сказок +

5) государственный чиновник +

6) друг Пушкина +

7) друг Ломоносова –

8) основатель русского географического общества –

9) хирург +

10) военный +

11) морской офицер +

12) собиратель фольклора +

13) полиглот +

14) этнограф +

15) врач +

16) знал около 18 языков –

17) родители были датчанами +

18) имел звание мичмана +

19) составлял словарь 53 года +

20) англичанин  по происхождению –

- Наша сегодняшняя викторина будет состоять из 8 конкурсов.

1-й конкурс – РАЗМИНКА

Задание:

Команды по порядку  отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Побеждает команда, набравшая максимальное количество баллов-7. Первой отвечает команда 10 класса.

  1. В 863 году в жизни славянских народов произошло важное событие. Назовите его.  (Два брата, ученых монаха Кирилл и Мефодий составили славянский алфавит).
  2. Назовите дату празднования Дня славянской письменности. (25 мая).
  3. Назовите самую древнюю букву русского алфавита?  (О).
  4. Как мы теперь называем то, что наши предки называли:  Выя?  (Шея)
  5. Как написать сухая трава четырьмя буквами? (сено)
  6. Почему среду называют средой? (середина недели)
  7. Как по-другому называется игра слов? (Каламбур)
  8. Как называется игра — написание стихов на заданные рифмы или с заданными словами?  (Буриме)
  9. Какой цветок имеет мужское и женское имя одновременно? Как пишется это название? (Иван-да-Марья)
  10.  Как одним словом называется терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению? (Толерантность)
  11.  Даль родился в городе ….  (Луганск)
  12.  Слово «комедия» по-гречески значит «песни на гульбище», а «трагедия» — «козлиная песнь». Почему возникло такое странное название? (Первоначально участники представления были одеты в козлиные шкуры)
  13.  Слово «витраж» образовано от латинского слова «витрум». Что оно означало? (Стекло)
  14.  Что удалось сделать Ломоносову с 400  -ой попытки? (цветное стекло)

ПОЭТОМУ ошибаться – не страшно, главное – не сдаваться!!!!  ВСЕМ УДАЧИ!!!

                        (Помощники раздают командам  звёздочки за правильные ответы)

-  Жюри подсчитывает баллы за конкурс РАЗМИНКА, а мы продолжаем!

2-й конкурс – ИСТОРИЧЕСКИЙ

Задание: Прослушайте информацию, ответьте на вопрос/ -ы. Объясните свой ответ. Вы можете получить от 1 до 5 баллов за правильный развёрнутый ответ. Команда соперников может получить баллы  в случае ошибки или неверного ответа оппонентов. ВНИМАНИЕ! ВОПРОС!  

  1. В Оксфордском словаре английского языка зафиксировано, что впервые это слово было использовано в 1794 году в значении «особый тип высокого треугольного паруса». В 1800 году так был назван фасон шляпы или колпака.

В 1826 году так стали называть высокорослых, длинноногих лошадей. В 1857 году было отмечено использование этого слова как прозвища людей необыкновенно высокого роста. В 1866 году — как спортивный термин, означающий высоко посланный мяч. В 1883 году это слово было впервые употреблено в современном значении. Назовите/напишите  его русский и английский эквиваленты           Ответ: Небоскреб — «skyscraper»

  1. Когда В.И. Даль записал первое слово для будущего словаря? Знаете ли вы, какое   это было слово? Каково его лексическое значение? Расскажите исторический анекдот, связанный с этим словом.

Ответ: Замолаживает, однако!- заморозки, приближение холодов. Снижение температуры.

Анекдот: Замолаживает! Надо бы потолопиться, балин! Холошо бы до вечела доблаться!

  3-й конкурс – СНАЧАЛА БЫЛО СЛОВО….

  • «КАК ГОВОРИТСЯ…»

Задание: Команды по очереди отвечают  на вопросы, правильно назвав известную пословицу. За каждую правильно отгаданную пословицу команда получает 1 балл. Всего – 5б.

1)  что не вырубишь топором?   (Что написано пером). 

2)  чем долг красен?  (Платежом). 

3) где черти водятся?   (В тихом омуте). 

4) что не сможет сделать даже комар?   (Носу не подточит). 

5) что надо сделать, когда назвался груздем?   (Залезть в кузов). 

6) в какие сани не следует садиться?  (Не в свои). 

7) что нужно делать тому, кто хочет много знать? (Мало спать)

8) что к ученью глухо? (Сытое брюхо)

9) что же является матерью ученья? ( Повторенье)

10) кого боится дело?  (Мастера)

                                             

                        (Помощники раздают командам картинки с пословицами)

 Назовите пословицу по картинке за 5 секунд по очереди.            

                                                 (+ 4 балла,  4 пословицы каждой команде)

1. Цыплят по осени считают.

2. Шила в мешке не утаишь.

3. Первый блин комом.

4. Смелость города берёт.

5. У страха глаза велики.

6. Дареному коню в зубы не смотрят.

7. В Тулу со своим самоваром не ездят.

8. После драки кулаками не машут.

  • «ВСЁ НОВОЕ – ЭТО…»

Задание: Все мы знаем, что русский язык – развивающееся явление. В нём с завидной регулярностью возникали, возникают и будут возникать новые слова. Мы обратим свой взор на неологизмы начала 21 века. По лексическому значению догадайтесь, о каких словах идёт речь. За правильный ответ – 1 балл.  Команда соперников может ответить в случае ошибки оппонентов и принести своей команде дополнительные баллы.


1) Внештатный сотрудник, работающий без заключения договора (фрилансер).
2) Человек, ведущий сетевой журнал или дневник событий (
блоггер).
3) Форма времяпрепровождения в виде посещения магазинов (шоппинг).
4) Автопортрет, снимок самого себя на фотокамеру (
селфи).

5) Это английское слово раньше обозначало человека постороннего, не принадлежащего к данному объединению или партии, а сейчас так называют неудачника или команду, спортсмена, занимающего последнее место в соревновании.      (аутсайдер).

6) Считается, что впервые это слово употребили писатели-фантасты братья Стругацкие в повести «Пикник на обочине». В буквальном переводе с английского оно означает «скрытый преследователь». Что же это за слово? (сталкер).

  • «ФАМИЛЬНАЯ ТАЙНА»  

Ответ оценивается в 5 баллов. В случае неверного ответа, соперники имеют возможность принести своей команде дополнительные очки. Время обсуждения – 2 мин. Вопрос №1

В 19 веке один английский граф нанял для своего имения в Ирландии управляющего. Он был суровым человеком, часто наказывал крестьян и фермеров, а если у них не было денег, чтобы оплатить аренду, без жалости выгонял их. Люди, наслышанные о его жестокости, отказывались иметь с ним какие – либо дела. Соседи перестали с ним разговаривать, магазины перестали его обслуживать, а в церкви не садились рядом и не разговаривали с ним.  С тех пор наказание человека полной изоляцией именуется фамилией управляющего.    ВНИМАНИЕ – ВОПРОС!:  Назовите фамилию управляющего (Чарльз Канингэм Бойкотт).


Вопрос №2

 В первой четверти 19 века жил в Москве немец Христиан Иванович. Был он человеком известным и уважаемым. Опытный врач, профессор Московского университета, почётный член Петербургской академии наук. В 1828 году он открыл «Заведение искусственных минеральных вод». Со всей Москвы съезжались к нему князья, графы, старые барыни. Им он прописывал минеральные воды и обязательную прогулку в качестве радикального средства от болезни. По нескольку часов пациенты бродили по тропинкам парка в его лечебнице. В глазах простого люда, жившего неподалёку и наблюдавшего эту картину изо дня в день, всё это выглядело бесполезным времяпрепровождением. И они стали называть господ, шатающихся без дела, по фамилии врача – немца. ВНИМАНИЕ – ВОПРОС!:  Назовите фамилию доктора (Христиан Иванович Лодер).

4-й конкурс – РАССТАВЛЯЕМ  «ПРИОРИТЕТЫ»

Я думаю, что вы без труда узнаете эти стихотворные строки и с лёгкостью назовёте произведение и его автора. Не выкрикивать – не зачтется ответ! Автора и название произведения написать на ЛИСТЕ ОТВЕТОВ ( дополнительные 2 балла за правильный ответ).

Задание:  Во времена Пушкина ударение в некоторых словах отличалось от современного образца. Найдите эти слова и назовите их в соответствие с современной нормой.  Время – 2 мин.  

                                    (СчастлИвый,  эпИграфы,  мУзыка,  темнО,  англИйскому)

Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка…

Латынь из моды вышла ныне:
Так, если правду вам сказать.
Он знал довольно по-латыни,
Чтоб эпиграфы разбирать…

Полна народу зала;
Музыка уж греметь устала…

Уж тёмно: в санки он садится.

Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче: русская хандра
им овладела понемногу…

5-й конкурс  - ГОЛОВОЛОМКА

 

Задание: случайно ли совпадение первого слога в словах компот и композитор?  Через минуту дайте ответ.                 3 балла – 1 за ответ – ДА, 1+1  – за объяснение каждого слова

                                             ( Помощники засекают время )

 ( Оба слова изначально несут общую идею собирания, компоновки.  Компот – то, что сварено из разных фруктов или ягод, собранных вместе; композитор – тот, кто собирает мелодию из отдельных звуков).     

6-й конкурс  - ОСТОРОЖНЕЙ НА «ОБОРОТАХ!»

  • «САРАФАННОЕ РАДИО»

Задание: Ответьте на вопрос, подобрав  подходящий по смыслу фразеологизм: Как говорят о том,… 1 балл за правильный ответ.

1.    … кто часто меняет свои решения. (У него семь пятниц на неделе). 1балл 

2.    … человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-нибудь. (Фома неверующий). 1 балл 

3.   … о кротком и безобидном человеке. (Мухи не обидит).   1 балл 

4.   … о болтливом человеке. (У него язык без костей). 1 балл 

5.   … о положении, когда опасность грозит с двух сторон. (Между двух огней). 1 балл 

6.   … о  ленивом человеке. (Ел да устал, спал да намаялся).1 балл 

                                     

                                                                 (возможны другие варианты)

  • «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ»

Задание: Решите пропорции: ( на столах у команд – раздают помощники). Ответ – на слайде.

  •  «ШИФРОВАЛЬШИК»

Задание: Команды отвечают по очереди.  Назовите русские фразеологизмы, которые синонимичны европейским (на слайде) – по 1 баллу за правильный ответ.


1) Английский: похожи как две горошины в стручке

    Немецкий: похожи как одно яйцо на другое              – (похожи как две капли воды).

2) Английский: это еще все в воздухе

    Немецкий: это пока написано на звездах           – (вилами на воде писано).

3) Английский: жить в клевере

    Немецкий: жить как червячок в сале                 –  (как сыр в масле кататься).

  • «КОНСТРУКТОР»

Задание: Нет на свете человека, который бы не знал, что такое конструктор. Забавная вещь! Из разрозненных деталей вдруг получается нечто удивительное. Я предлагаю вам составить из отдельных слов фразеологизм ( на слайде)


Пример: - а) принять сидячее положение;
              - б) предлог;
              - в) часть тела, соединяющая голову с туловищем.             (
Сесть на шею)


1к. - а) предлог;
       б) незначительный по весу;
       в) центральный орган кровеносной системы.                     (
С лёгким сердцем)


2к. -  а) предлог;
        б) заявление об отстранении от участия в чём-нибудь;
        в) орган зрения.                                                                          (
Для отвода глаз)

7-й конкурс – РАССЛЕДОВАНИЕ

Задание: Вам следует внимательно изучить содержание двух записок и выполнить задания, оговоренные в записках.

  1. Перед смертью правитель оставил своим сыновьям завещание:

 « Поставьте  на  моей  могиле  статую золотую  чашу держащую.»

Расставьте знаки препинания так, чтобы наследники не разорились.

2.Однажды король решил наградить своего повара за прекрасный обед для гостей , дал ему записку и направил к казначею. Хитрый казначей прочитал:

«Наградить часами серебряными, фигурами пастухов украшенными.»,

перенес запятую, изменил одну букву – и награда сильно упала в цене. Как исправил записку казначей?

8-й конкурс – КОНКУРС КАПИТАНОВ – «ОДИН НА ОДИН»

Задание:  Капитаны выбирают друг для друга задания из шкатулки/сундука. Всего шесть вопросов, по три каждому. Если один из капитанов ответил неверно, второй может дополнить или ответить на тот же вопрос, заработать дополнительные баллы для своей команды.

  1. Восхищенный сказками Даля, А. С. Пушкин подарил ему рукописный текст

одной из своих сказок с дарственной надписью. Назовите сказку А. С. Пушкина, о  которой идет речь. Какую надпись оставил А.С. Пушкин на рукописи?

       ( «Сказка о рыбаке и рыбке» - Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому от  Сказочника Пушкина.     -      2 балла)

  1. Известно, что с 1832 года В.И. Даль проживал в Санкт-Петербурге. Здесь он начал  литературную деятельность. Как называлась его первая книга? (1 балл)

   ( «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый». )

 

  1. Пушкин умер на руках у Даля. Перед смертью поэт передал Далю один предмет со словами: «Даль, возьми на память». Когда Владимир Иванович отрицательно покачал головой, Пушкин настойчиво повторил: «Бери, друг, мне уж больше не писать». Впоследствии по поводу этого пушкинского подарка В. И. Даль писал поэту В. Одоевскому: «Как гляну на этот …, хочется приняться за что-либо порядочное». Владимир Иванович пытался вернуть его вдове, но Наталья Николаевна запротестовала: «Нет, Владимир Иванович, пусть это будет вам на память…» О каком предмете идет речь? В каком году это произошло?

                                   (Золотой перстень-талисман с изумрудом. В 1838 году.  -  2 балла )

  1. До какой буквы был собран и обработан толковый словарь В. И. Даля, когда он решил уйти в отставку и посвятить себя работе над словарем.

                                           ( До буквы «П»  - 1 балл )

  1. Сколько лет прослужил Владимир Даль на флоте?  

               ( 7 лет – этот срок был обязательным для выпускников морского училища. – 1 балл )

  1. В какой области хирургии был знаменит В.И. Даль?   В чём секрет успеха Даля – хирурга?

              ( Хирург – окулист, владел одинаково хорошо и правой и левой рукой  - 2 балла)

3 БЛОК – заключительная часть мероприятия - ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

                                                                                                   

                                                   

Приложение 1

                                      ВИКТОРИНА   «Знатоки русского языка»

                                                                 Протокол № ____

              Конкурс

            Оценивание

      1 команда

      2 команда

1.

Разминка      

1б. за правильный ответ

 (макс. 7б.)

2.

Исторический      

от 1 до 5б. за развёрнутый ответ

3.

Сначала было слово…

  1. «Как говорится…»  

1б. за правильный ответ

(макс. 9б.)

  1. «Всё новое –

                      это…»

1б. за правильный ответ

(макс. 6б.)

  1.  «Фамильная тайна…»

5б. за правильный ответ

(макс. 10б.)

4.

Расставляем       «приоритеты»

                                                                                         

1б. за каждое правильное слово (5слов)

1б. за автора

1б. за название  произведения

(макс. 7 б.)

5.

Головоломка  

1б. за правильный ответ

1б. за объяснение каждого слова (2 слова)

(макс. 3б.)

6.

Осторожней на «оборотах»!

  1. «Сарафанное радио»

1б. за правильный ответ

(макс. 3б.)

  1. «Математический»

1б. за правильный ответ

(макс. 2б.)

  1. «Шифровальщик»

1б. за правильный ответ

  1.  «Конструктор»

1б. за правильный ответ

(макс. 2б.)

7.

Расследование

По 1б. за запятые + 1б. за букву. Всего  3б.

8.

Конкурс капитанов – «Один на один».

3 вопроса по 3б., 3 вопроса по 1б.     Всего 9б.

             

        ИТОГО:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия-викторины «Народная мудрость в фольклоре России и Великобритании» По дисциплинам: Иностранный язык, русский язык и литература

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия-викторины «Народная мудрость в фольклоре России и Великобритании» предназначена для внеклассного мероприятия по русской и английской литературе....

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия «Конкурс знатоков русского языка»

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия ко дню родного языка «Конкурс знатоков русского языка»» для студентов 1 курса всех специальностей составлена в соответствии с плано...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Знатоки русского языка"

Методическая разработка «Знатоки русского языка» содержит большой занимательный материал по основным разделам курса русского языка: лексике, фразеологии, фонетике, орфоэпии, этимологии, гр...