ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для обучающихся ОБПОУ «САТТ им. К. К. Рокоссовского» ВИКТОРИНА «СВОЯ ИГРА»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для обучающихся ОБПОУ «САТТ им. К. К. Рокоссовского»
ВИКТОРИНА «СВОЯ ИГРА»
Преподаватель русского языка и литературы Горяинова Г. Г.
Апрель 2020
Цели игры:
- повторение, закрепление, углубление материала по темам: Фонетика, Фразеология, Лексика, Литературные нормы, Морфология, Этимология, Грамматика, Морфемика
- стимулирование познавательного интереса к дисциплине Русский язык
- формирование чувства коллективизма и соперничества
Технология: групповая
Оборудование: компьютер, проектор, экран, канцелярские принадлежности для финального раунда
Участники: 2 команды по 6 человек
План игры:
- Организационный момент (4 мин)
- Основная часть: «Своя игра» (40 мин)
- Подведение итогов (1 мин)
Ход игры:
- Организационный момент
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
Автор: И. Бунин Слово. 1915.
Добрый день, гости и участники игры! Я приветствую Вас на викторине «Своя игра». В этой игре участие принимают две команды.
- Основная часть: «Своя игра»
Правила игры:
«Своя игра» состоит из трёх раундов и финала. Каждый раунд включает в себя 3 категории по 4 вопроса (12 вопросов). Вопросы располагаются слева направо по степени сложности. Каждый вопрос имеет свою стоимость (от 10 до 40 баллов).
Начинает игру команды по жребию. Выбор темы и стоимость вопроса определяет капитан. Ведущий зачитывает вопрос. Даётся время на обсуждение (не более 1 минуты), затем капитан даёт ответ. Правильный ответ прибавляет стоимость вопроса к имеющимся очкам, неправильный – отнимает. При неверном ответе право ответа переходит к команде-сопернику без предоставления времени на обсуждение.
Кроме того, в игре имеются необычные вопросы: «кот в мешке» и «вопрос-аукцион». Вопрос «кот в мешке» автоматически переходит к команде-сопернику. «Вопрос-аукцион» даёт командам право повысить его стоимость. Отвечает на «Вопрос-аукцион» та команда, которая назначила большую стоимость. Верные ответы на «кота в мешке» и «аукцион» добавляют баллы, неверные – снимают.
Каждый последующий раунд начинает команда, имеющая меньшее количество очков.
Финальный раунд представляет собой 7 категорий. Капитаны команд поочерёдно вычёркивают те категории, которые им не нравятся. Оставшаяся категория разыгрывается. Даётся время на обсуждение ответа и запись его на листах. Затем капитаны зачитывают свой ответ (сдают ведущему). Правильный ответ увеличивает общую сумму очков на сделанную ставку, неправильный – уменьшает.
Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
ПЕРВЫЙ РАУНД
Фонетика
10 – Прочитайте слово лён по звукам справа налево ( 100 очков).
Ответ: ноль.
20 – Сколько звуков [o]в слове молокозавод (200 очков)?
Ответ: один (последний ударный)
30 – Решите шараду и назовите слова (300 очков):
С глухим траву она срезает, Со звонким – листья объедает.
Ответ: коса – коза.
40 – Во времена Пушкина ударение некоторых слов отличалось от современного образца. Найдите эти слова и назовите их в соответствии с современной нормой.
Ответ: СчастлИвый, ЭпИграфы, мУзыка.
Фразеология
10 – Назовите русские фразеологизмы, которые синонимичны европейским: английский: похожи как две горошины в стручке; немецкий: похожи как одно яйцо на другое.
Ответ: похожи как две капли воды.
20 – Этот головной убор опасен для здоровья человека, нечистого на руку. Назовите его.
Ответ: Шапка (фразеологизм: на воре и шапка горит)
30 – В русском языке есть фразеологизмы начать с азов, аза в глаза не видал.Что же такое аз?
Ответ: аз – первая буква кириллицы.
40 – Вопрос-аукцион.
Приведите русский фразеологизм, синонимичный французскому хорошему коту – хорошую крысу.
Ответ: Большому кораблю – большое плаванье.
Лексика
10 – «Кот в мешке»
Этой букве, незаслуженно обиженной, в 2005 году в городе Ульяновске был поставлен памятник. Назовите ее.
Ответ: памятник букве Ё был поставлен на родине ее автора Н.М. Карамзина
20 – Можно ли сказать: Я взял тост?
Ответ: можно, если тост -кусочек жареного хлеба.
30 – Сапфирный, индиго, васильковый, маренго. Какое из этих слов лишнее?
Ответ: маренго — оттенок черного цвета, все остальные оттенки синего.
40 – В 19 веке один английский граф нанял для своего имения в Ирландии управляющего. Он был суровым человеком, часто наказывал крестьян и фермеров, а если у них не было денег, чтобы оплатить аренду, без жалости выгонял их. Люди, наслышанные о его жестокости, отказывались иметь с ним какие – либо дела. Соседи перестали с ним разговаривать, магазины перестали его обслуживать, а в церкви не садились рядом и не разговаривали с ним. С тех пор наказание человека полной изоляцией именуется фамилией управляющего. Назовите фамилию управляющего.
Ответ: Чарльз Канингэм Бойкотт.
ВТОРОЙ РАУНД
Все мы ошибаемся.
10 - Древний Новгород, красные чернила, цветное бельё. Казалось бы, эти словосочетания ошибочны – нелогичны. Почему стали возможны подобные словосочетания?
Ответ: в связи с утратой исторического значения имен существительных: Новгород новый город, бельё – белое, некрашеное полотно, чернила – от глагола чернить – «делать черным»
20 – В стихотворении В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» есть такие строки:
Этот, вот кричит:
«Не трожь тех, кто меньше ростом!»
Этот мальчик так хорош – Загляденье просто!
В каком слове нарушена литературная норма?
Ответ: для придания детскости речи героя автор вместо литературной формы повелительного наклонения глагола (не тронь) употребляет просторечную (не трожь).
30 – Перед вами строки из известной песни к кинофильму «Москва слезам не верит»:
Москву рябины красили,
Дубы стояли князями,
Но не они, а ясени
Без спросу наросли.
(Д.Сухарев, Ю.Визбор)
В каком слове нарушена литературная норма?
Ответ: авторы текста употребляют устаревшую форму князями вместо современной литературной князьями, для того чтобы подчеркнуть древность Москвы
40 – В песне А.Розенбаума «Вальс-бостон» есть такие строки:
И со всей округи люди приходили к нам,
И со всех окрестных крыш слетались птицы,
Танцовщице золотой захлопав крыльями,
Как давно, как давно звучала музыка там.
В каком слове нарушена литературная норма?
Ответ: для сохранения размера стихотворения автор ставит ударение в слове танцовщИца на предпоследний слог (литературная норма - танцОвщица).
Части речи
10 – Какая змея может быть наречием?
Ответ: УЖ.
20 – Мыло, печь, плачь. Сколько слов из приведенных могут быть только одной частью речи?
Ответ: одно (плачь - глагол, существительное плач пишется без мягкого знака).
30 - Перед вами строки из стихотворения Н.Некрасова «Рыцарь на час»:
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви.
Сколько существительных в этом фрагменте?
Ответ: девять существительных (ликующие, болтающие, обагряющие, погибающие – причастия, перешедшие в существительные + руки, кровь, стан, дело, любовь).
40 – Подберите к словам антонимы так, чтобы первые буквы составили слово, имеющее отношение ко всем в этом зале:
широкий
твёрдый
старый
скучный
дробный
неряшливый
Ответ:
Узкий
Мягкий
Новый
Интересный
Целый
Аккуратный УМНИЦА
Полиглоты
10 - Назовите русским словом то, что в дословном переводе с английского называется «поросячий банк».
Ответ: Копилка
20 - Многие из нас носят греческие имена, даже не подозревая об этом. Имя Алексей, например, в переводе с греческого означает «защитник», Андрей – «мужественный», Макар – «счастливый». Часто на нашем столе бывает блюдо, название которого восходит к греческому и означает, что отведать его - это испытать настоящее блаженство. Назовите это блюдо.
Ответ: Макароны
30 – «Кот в мешке».
Решите шараду и назовите слова: С глухим шипящим я числительное,
Со звонким – имя существительное.
Ответ: шесть – жесть
40 - Вопрос-аукцион.
Очень часто мы употребляем выражение баш на баш, говоря о равноценном обмене. Вспомните просторечные названия частей тела человека и скажите, как дословно переводится с турецкого это выражение
Ответ: голова за голову (просторечное слово башка имеет этот же корень). Вероятно, этим выражением пользовались при обмене пленными
ТРЕТИЙ РАУНД
Этимология
10 - Как зовут костлявого персонажа русских сказок?
Ответ: Кощей (в корне мы наблюдаем чередование согласных ст/щ, ср. гостъ – угощение, тесть – теща).
20 – В какой день недели человек идет на шабашку?
Ответ: в субботу (идти на шабашку, пошабашить — поработать в выходные; слово шабаш в русский язык попало из идиша — еврейского диалекта немецкого языка, там оно означало «Суббота». На древнееврейском это слово звучит похоже — шаббат)
30 – Название этого любимого нами фрукта в переводе с голландского означает «китайское яблоко». Что это?
Ответ: Апельсин
40 - «Тут ходили по струнке,
Мчался рыжий рысак,
Тут еще до чугунки
Был знаменитый кабак»
(Анна Андреевна Ахматова, «Царскосельская ода»)
Что раньше называли «чугункой»?
Ответ: Железную дорогу
Грамматика
10 - Угодить, победить, ходить, водить. Какой из этих глаголов не имеет формы первого лица единственного числа?
Ответ: Победить
20 – Бежать, ругать, пугать, ломать. Какой из этих глаголов спрягается не так, как остальные?
Ответ: Бежать
30 – Мертвец, покойник, кукла, дерево. Какие из этих существительных являются неодушевленными?
Ответ: дерево (винительный падеж множественного числа у одушевленных существительных совпадает с родительным: вижу покойников, мертвецов, кукол, но деревья)
40 - Перед вами пары слов: песня и стих, гол и пас, два и три. Все вторые слова в этих парах обладают свойством, которым не обладает ни одно из первых слов. Назовите это свойство.
Ответ: Вторые слова могут пониматься как глагольные формы
Морфемика
10 - Мячик, лучик, огурчик, стульчик. В каком слове суффикс не такой, как в остальных?
Ответ: в слове стульчик суффикс -чик-, в остальных –ик
20 – Вопрос-аукцион.
Сколько приставок в слове недопонимать?
Ответ: две: недо- и по-
30 – «Кот в мешке».
Вам предложили поставить ва-банк. Сколько очков вы поставите?
Ответ: Все очки
40 – Сколько корневых групп в словах: горе, гореть, пригореть, пригорок, горюшко, горный, горевать, гористый, горец, выгореть.
Ответ: Три группы.
I группа: горе, горюшко, горевать;
II группа: гореть, пригореть, выгореть;
III группа: пригорок, горный, гористый, горец
ФИНАЛЬНЫЙ РАУНД
Категории:
1. Имена.
2. Города и горожане.
3. Молодежный жаргон.
4. Женский род.
5. Ударение.
6. Афоризмы.
7. Другие языки.
ВОПРОСЫ
1. Имена
Этим словом древние греки и римляне называли любого иноземца, а мы употребляем это слово, говоря о грубом, жестоком человеке. Назовите женское имя, которое в переводе с греческого означает «чужая».
Ответ: Варвара.
2. Города и горожане
На конкурсе молодых исполнителей мы услышали такой диалог:
- Я здесь с одним вяткинцем познакомился — отлично играет!
- Понимаю, о ком ты говоришь... Этот вятич и с прошлого конкурса увез гран-при...
- А мне кажется, что у этого вятчанина слишком агрессивная манера исполнения...
Так как же правильно назвать исполнителя из Вятки?
Ответ: вятич.
3. Молодежный жаргон
В песне «Тачанка» на стихи М.Рудермана есть такие строки:
Ты лети с дороги, птица,
Зверь, с дороги уходи,
Видишь, облако клубится,
Кони мчатся впереди.
И с налета, с поворота
По цепи врагов густой
Застрочит из пулемета
Пулеметчик молодой.
Какое из слов этой строфы на современном молодежном жаргоне означает «весело проводить время»?
Ответ: клубиться - веселиться в ночном клубе.
4. Женский род
Тюль, толь, мозоль, аэрозоль. Какие из этих слов относятся к женскому роду?
Ответ: мозоль.
5. Ударение
Решите шарады и назовите слова:
Мы – для пильщиков подставка,
Мы – для кучера сиденье.
Но попробуй-ка поставь-ка
Нам другое ударенье.
Осторожней будешь с нами:
Забодаем мы рогами
Ответ: козлы – козлы.
6. Афоризмы...
Продолжите знаменитый пушкинский афоризм: Чем меньше женщину мы любим...
Ответ: ...тем легче нравимся мы ей.
7. Другие языки
Название этого цветка в переводе с греческого означает «звезда». О каком цветке идет речь?
Ответ: астра (этот же корень находим в словах астрономия, астрология, астронавт).
- Подведение итогов игры.
Вот и подошла к завершению наша викторина.
Нам с вами, уважаемые участники, удалось повторить, закрепить, и углубить материал по темам: Фонетика, Фразеология, Лексика, Литературные нормы, Морфология, Этимология, грамматика, Морфемика; вы показали прекрасную работу в коллективе, не забывая при этом о здоровом соперничестве.
Надеюсь, игра вам понравилась, вы узнали для себя что-то новое и интересное.
Награждение победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок/внеклассное мероприятие по русскому языку "О скверном и святом"
Данная разработка направлена на развитие культуры речи студентов средних профессиональных учреждений и недопустимости употребления ненормативной лексики....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Пословица в труде задорница"
Данное мероприятие развивает познавательный интерес обучающихся. Филолог выполняет главную задачу по развитие речи, чтобы речь студентов была богатой, выразительной и разнообразной....
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ для обучающихся ОБПОУ «САТТ им. К. К. Рокоссовского» Литературно - краеведческая игра "Славим тебя, соловьиный наш край!"
Литературно- краеведческая игра "Славим тебяЮ соловьиный наш край!"...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ для обучающихся ОБПОУ «САТТ им. К. К. Рокоссовского» Квест-игра «Великая Победа»
Внеклассное мероприятие квест-игра "Великая Победа"...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ для обучающихся ОБПОУ «САТТ им. К. К. Рокоссовского» ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ
Литературная гостиная...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для обучающихся ОБПОУ «САТТ им. К. К. Рокоссовского» Викторина «ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Викторина "Знатоки русского языка"...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Знатоки русского языка"
Методическая разработка «Знатоки русского языка» содержит большой занимательный материал по основным разделам курса русского языка: лексике, фразеологии, фонетике, орфоэпии, этимологии, гр...