Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык
рабочая программа

Горяинова Галина Григорьевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа572 КБ

Предварительный просмотр:

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Свободинский аграрно-технический техникум им. К.К. Рокоссовского»

                                                                                               

                                                                                       

Среднее профессиональное образование

Рабочая программа учебной дисциплины

ОДБ.01 Русский язык

(код, название дисциплины)

                          по специальности/ профессии 15.01.05 Сварщик

(ручной и частично механизированной сварки (наплавки)  

                                          (код и наименование специальности (профессии))

                                                           

Ушаково

2021

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык»; ООП СОО; в соответствии с Инструктивно-методическим письмом по организации применения современных методик и программ преподавания по общеобразовательным дисциплинам в системе среднего профессионального образования, учитывающих образовательные потребности обучающихся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования от 20. 07. 2020 г., Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки).

Разработчик:

Горяинова Галина Григорьевна, преподаватель первой квалификационной категории ОБПОУ «САТТ им. К.К. Рокоссовского»

                            (Ф.И.О., занимаемая должность)

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык

                                                                                                                                                           (код, наименование)

                         

рассмотрена и одобрена на заседании ПЦ МК преподавателей учебных предметов общеобразовательного цикла

Протокол № ___________ от «30» августа 2021г.

Председатель ПЦ МК _______________________________

(подпись)

Методист ____________________________ Г.И. Парахина

          Педагог – организатор _________________Г.А. Аверина

          СОДЕРЖАНИЕ        стр.

                                                                                                                                                                                 

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ                             4

ДИСЦИПЛИНЫ                                      

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ                                    11

ДИСЦИПЛИНЫ                                          

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ                  29            

ДИСЦИПЛИНЫ                        

             

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ                   32

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                                                                                  

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.01 Русский язык

  1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:   

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык является обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы СПО по профессии среднего профессионального образования 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) и отвечает требованиям ФГОС среднего общего образования, предъявляемым к содержанию и результатам освоения дисциплины.

ОДБ.01 Русский язык является общим учебной дисциплиной из обязательной предметной области «Русский язык и литература» ФГОС СОО.

ОДБ.01 Русский язык входит в базовые дисциплины общеобразовательного цикла ООП СПО, изучается в соответствии с требованиями ФГОС СОО на базовом уровне в общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, с учетом технического профиля профессионального образования.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: 

Целью реализации основной образовательной программы СПО по дисциплине ОДБ.01 Русский язык является освоение содержания дисциплины и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО.

Планируемые результаты освоения учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык: 

• Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

- российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

- гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД):

1. Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

• Планируемые предметные результаты освоения учебной дисциплины ОДБ.01 Русский язык должны отражать:

- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

- знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;

- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

- овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;

- овладение предметными компетенциями для слепых и слабовидящих обучающихся, для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся, обучающихся с расстройствами аутистического спектра не осуществляется в связи с медицинскими противопоказаниями по данной специальности.

В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения ООП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

 ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

 ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

Объем образовательной программы учебной дисциплины

189

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

126

в том числе:

теоретические занятия

99

        практические занятия

18

        индивидуальный проект

1

        контрольные работы

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

63

в том числе:

систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной научной литературы;

подготовка докладов;

подготовка рефератов;

подготовка сообщений;

составление таблиц;

создание презентаций;

поиск и обработка информации, запись тезисов;

составление и оформление разного рода документов;

работа со словарями;

работа с источниками учебными и периодическими изданиями;

индивидуальный проект

4

3

8

5

           8

7

1

6

20

1

Промежуточная аттестация: в форме экзамена                                                                                                                                      

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.01 РУССКИЙ ЯЗЫК

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

1 СЕМЕСТР

Введение

Содержание учебного материала

2

ОК.2, ОК.3, ОК.6

1

 Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.

1

2

Входной контроль.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

подготовка доклада по темам: «Русский язык в современном мире. Язык и его функции», «Язык и культура», «Культура речи. Нормы русского языка».

1

ОК.2, ОК.3

Раздел 1.

Язык и речь. Функциональные стили речи

           9

Тема 1.1.

Язык и речь

Содержание учебного материала

1

3

Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.

1

ОК.2, ОК.3

Самостоятельная работа обучающихся:

поиск и обработка информации, запись тезисов по темам: «Разговорный стиль языка», «Виды речевой деятельности; их взаимосвязь друг с другом».

1

ОК.2, ОК.3

Тема 1.2.

Функциональные стили речи. Разговорный стиль

Содержание учебного материала

1

4

 Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи

1

ОК.2, ОК.3

Самостоятельная работа обучающихся:

работа с источниками учебными и периодическими изданиями по теме: «Разговорный стиль языка».

1

ОК.2, ОК.3

Тема 1.3.

Научный стиль

Содержание учебного материала

1

5

Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля.

1

ОК.2, ОК.3

Самостоятельная работа обучающихся:

работа с источниками учебными и периодическими изданиями по теме: «Научный стиль языка».

1

ОК.2, ОК.3

Тема 1.4.

Официально-деловой стиль

Содержание учебного материала

1

6

 ПЗ №1. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение

ОК.2, ОК.3, ОК.6

В том числе, практических занятий

1

Самостоятельная работа обучающихся:

составление и оформление разного рода документов для овладения официально-деловым стилем.

1

ОК.2, ОК.3

Тема 1.5.

Публицистический стиль

Содержание учебного материала

1

7

 Публицистический стиль речи, его назначение.

ОК.2, ОК.3

Самостоятельная работа обучающихся:

создание презентации по теме: «Специфика публицистического стиля».

1

ОК.2, ОК.3

Тема 1.6.

Художественный стиль

Содержание учебного материала

2

8

ПЗ № 2. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств.

1

ОК.2, ОК.3, ОК.6

9

Контрольная работа в форме теста по теме: «Функциональные стили речи».

1

В том числе, практических занятий

1

Самостоятельная работа обучающихся:

подобрать тексты разных стилей, доказать принадлежность данных текстов к тому или иному стилю, составить таблицу.

1

ОК.2, ОК.3

Тема 1.7.

Текст как произведение речи

Содержание учебного материала

1

10

Признаки, структура текста. Текст и его назначение.

1

ОК.2, ОК.3

Тема 1.8.

Функционально-смысловые типы речи

Содержание учебного материала

1

11

 Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).

1

ОК.2, ОК.3

Раздел 2.

Лексика и фразеология

8

Тема 2.1.

Слово в лексической системе языка

Содержание учебного материала

1

12

ПЗ № 3. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

1

ОК.2, ОК.3, ОК.6

В том числе, практических занятий

1

Самостоятельная работа обучающихся:

составить таблицу по темам: «Лексика с точки зрения её происхождения», «Лексика с точки зрения её употребления».

1

ОК.2, ОК.3

Тема 2.2.

Лексика с точки зрения её происхождения и употребления

Содержание учебного материала

3

13

Происхождение лексики.

1

ОК.2, ОК.3, ОК.6

14

Устаревшие и новые единицы лексики.

1

15

Диалектизмы и социально ограниченная лексика.

1

Тема 2.3.

Фразеологизмы

Содержание учебного материала

2

16

ПЗ №4. О происхождении фразеологизмов. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы.

1

ОК.2, ОК.3, ОК.6

17

Словари русского языка.

1

В том числе, практических занятий

1

Тема 2.4.

Лексические нормы

Содержание учебного материала

3

18

 Порядок лексического разбора.

1

ОК.2, ОК.3

19

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

 подготовить доклад по теме: «Исправление лексических ошибок в тексте».

1

ОК.2, ОК.3

Раздел 3.

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

17

Тема 3.1.

Фонетические единицы. Фонетический разбор слова

Содержание учебного материала

3

20

Звуки речи.

1

ОК.2, ОК.3, ОК.6

21

Фонетическое чередование звуков.

1

22

Порядок фонетического разбора.

1

Тема 3.2.

Ударение словесное и логическое

Содержание учебного материала

1

23

Ударение словесное и логическое.

1

ОК.2, ОК.3

Самостоятельная работа обучающихся:

работа с источниками учебными и периодическими изданиями, расстановка словесного и логического ударения.

1

ОК.2, ОК.3

Тема 3.3.

Орфоэпические нормы

Содержание учебного материала

1

24

Произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов.

1

ОК.2, ОК.3

Самостоятельная работа обучающихся:

работа с орфоэпическим словарём.

1

ОК.2, ОК.3

Тема 3.4. 

Слитные, полуслитные (дефисные) и раздельные написания

Содержание учебного материала

1

25

 Слитные, полуслитные (дефисные) и раздельные написания.

1

ОК.2, ОК.3

Самостоятельная работа обучающихся:

составить таблицу по теме: «Слитные, полуслитные (дефисные) и раздельные написания слов».

1

ОК.2, ОК.3

Тема 3.5. 

Употребление прописных и строчных букв

Содержание учебного материала

1

26

Употребление прописных и строчных букв.

1

ОК.2, ОК.3

Самостоятельная работа обучающихся:

составить таблицу по теме: «Употребление прописных и строчных букв».

1

ОК.2, ОК.3

Тема3.6.

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных

Содержание учебного материала

4

ОК.2, ОК.3, ОК.6

27

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1

28

Правописание слов с чередующимися гласными.

1

29

Гласные после шипящих и ц.

1

30

Правописание согласных.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

работая с источниками учебными и периодическими изданиями,

подобрать примеры слов с буквами Ё и О после шипящих и Ц.

1

ОК.2, ОК.3

Тема 3.7.  

Правописание ь и ъ знаков

Содержание учебного материала

1

31

Правописание ь и ъ знаков, запись слов с данными орфограммами.

1

ОК.2, ОК.3

Самостоятельная работа обучающихся:

 работая с источниками учебными и периодическими изданиями,

подобрать примеры слов на правописание ь и ъ знаков.

1

ОК.2, ОК.3

Тема 3.8.

Правописание О/Ё после шипящих и Ц

Содержание учебного материала

2

32

Запись слов и предложений с буквами О/Ё после шипящих и Ц.

1

ОК.2, ОК.3

Самостоятельная работа обучающихся:

работая с источниками учебными и периодическими изданиями,

подобрать примеры слов и предложений с буквами О/Ё после шипящих и Ц.

1

ОК.2, ОК.3

Тема 3.9.

Правописание приставок на

пре - / при -

Содержание учебного материала

1

33

Правописание приставок на пре - / при -.

1

ОК.2, ОК.3

Самостоятельная работа обучающихся:

создание презентации по теме: «Слова и предложения с приставками на пре-\при-».

1

ОК.2, ОК.3

Тема 3.10.

Правописание приставок на

 З - / С -

Содержание учебного материала

1

34

Правописание приставок на З - / С -.

1

ОК.2, ОК.3

Самостоятельная работа обучающихся:

подготовка сообщения по теме: «Слова и предложения с приставками на З-\С-».

1

ОК.2, ОК.3

2 СЕМЕСТР

Тема 3.11.

Правописание И – Ы после приставок

Содержание учебного материала

2

35

Правописание И - Ы после приставок.

1

ОК.2, ОК.3, ОК.6

36

Контрольный диктант по орфографии.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

составить таблицу по теме: «Слова и предложения с приставками».

1

ОК.2, ОК.3

Раздел 4.

Морфемика, словообразование, орфография

3

Тема 4.1.

Морфема как значимая часть слова

Содержание учебного материала

1

37

Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Морфемный разбор слова.

1

ОК.2, ОК.3

Самостоятельная работа обучающихся:

 создание презентации по теме: «Морфемный разбор слов».

1

ОК.2, ОК.3

Тема 4.2.

Способы словообразования

Содержание учебного материала

2

38

Словообразование знаменательных частей речи.

1

ОК.2, ОК.3, ОК.6

39

ПЗ №5. Решение тестовых заданий для подготовки к экзамену.

1

В том числе, практических занятий

1

Самостоятельная работа обучающихся:

подготовка сообщения по теме: «Способы словообразования, словообразовательный анализ слов».

1

ОК.2, ОК.3

Раздел 5.

Морфология и орфография

48

Тема 5.1.

Имя существительное

Содержание учебного материала

8

40

Имя существительное. Разряды имен существительных.

1

ОК.2, ОК.3, ОК.6

41

Род, число, падеж существительных.

1

42

Типы склонения имён существительных. Разносклоняемые несклоняемые существительные.

1

43

Особенности склонения некоторых существительных.

1

44

Правописание суффиксов имён существительных

1

45

Правописание сложных имён существительных.

1

46

Порядок разбора имени существительного.

1

47

ПЗ №6. Решение тестовых заданий для подготовки к экзамену.

1

В том числе, практических занятий

1

Самостоятельная работа обучающихся:

работая с учебными и периодическими изданиями, выписать конкретные и вещественные имена существительные, распределить их по тематическим группам, определить их грамматические признаки. От данных слов образовать имена существительные с помощью суффиксов – чик - или – щик - для обозначения лиц, занимающихся чем-нибудь; составить с ними предложения.

2

ОК.2, ОК.3

Тема 5.2.

Глагол

Содержание учебного материала

3

48

Понятие о глаголе. Наклонения глагола.

1

ОК.2, ОК.3, ОК.6

49

Спряжение глаголов.

1

50

Порядок разбора глагола.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

подготовить реферат по теме: «Высказывания известных писателей о глаголе».

1

ОК.2, ОК.3

Тема 5.3.

Причастие

Содержание учебного материала

2

51

Причастие.

1

ОК.2, ОК.3, ОК.6

52

Порядок разбора причастия.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

работая с учебными и периодическими изданиями, образовать от глаголов причастия, выделить в них суффиксы и составить с ними словосочетания.

1

ОК.2, ОК.3

Тема 5.4.

Деепричастие

Содержание учебного материала

2

53

Деепричастие.

1

ОК.2, ОК.3, ОК.6

54

Порядок разбора деепричастия.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

работая с учебными и периодическими изданиями, определить вид глаголов и образовать от них деепричастия, выделить суффиксы деепричастий, отметить глаголы, от которых нельзя образовать деепричастия несовершенного вида. Записать примеры предложений с причастным и деепричастным оборотом.

2

ОК.2, ОК.3

Тема 5.5.

Имя прилагательное

Содержание учебного материала

5

55

Понятие о прилагательном. Разряды прилагательных по значению.

1

ОК.2, ОК.3, ОК.6

56

 Степени сравнения имён прилагательных.

1

57

Краткая форма имён прилагательных.

1

58

Склонение имён прилагательных.

1

59

Порядок разбора имени прилагательного.

1

60

Контрольная работа в форме теста по теме: «Самостоятельные части речи».

1

Самостоятельная работа обучающихся:

работая с учебными и периодическими изданиями, образовать от прилагательных, если это возможно, краткую форму мужского, среднего, женского рода единственного и множественного числа; объяснить разницу в значении полных и кратких прилагательных.

1

ОК.2, ОК.3

Содержание учебного материала

4

Тема 5.6.

Наречие

61

Понятие о наречии.

1

ОК.2, ОК.3, ОК.6

62

Правописание наречий.

1

63

Порядок разбора наречия.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

записать предложения, по толковому словарю определить лексическое значение наречий, подобрать к ним синонимы, указать разряд наречий по значению, определить их синтаксическую функцию.

6

ОК.2, ОК.3

Тема 5.7. Слова категории состояния

Содержание учебного материала

2

64

Слова категории состояния.

1

ОК.2, ОК.3, ОК.6

65

ПЗ №7. Решение тестовых заданий для подготовки к экзамену

1

В том числе, практических занятий

1

Тема 5.8. Имя числительное

Содержание учебного материала

5

66

Понятие о числительном.

1

ОК.2, ОК.3, ОК.6

67

Количественные числительные.

1

68

Склонение и правописание числительных.

1

69

Порядок разбора имени числительного.

1

70

ПЗ №8. Решение тестовых заданий для подготовки к экзамену.

1

В том числе, практических занятий

1

Самостоятельная работа обучающихся:

подготовка сообщения по теме: «Морфологический разбор числительных».

2

ОК.2, ОК.3

Тема 5.9.

Местоимение

Содержание учебного материала

4

71

Понятие о местоимении.

1

ОК.2, ОК.3, ОК.6

72

Разряды местоимений.

1

73

Порядок разбора местоимения.

1

74

ПЗ №9. Решение тестовых заданий для подготовки к экзамену.

1

В том числе, практических занятий

1

Самостоятельная работа обучающихся:

подготовка сообщений по темам: «Правописание местоимений, морфологический разбор местоимений».

2

ОК.2, ОК.3

3 семестр

Тема 5.10.

Служебные части речи.

Предлог

Содержание учебного материала

5

75

Понятие о служебных частях речи. Предлоги.

1

ОК.2, ОК.3, ОК.6

76

Контрольная работа по теме: «Разбор предлога».

1

77

ПЗ №10. Решение тестовых заданий для подготовки к экзамену.

1

78

ПЗ №11. Решение тестовых заданий для подготовки к экзамену.

1

79

ПЗ №12. Решение тестовых заданий для подготовки к экзамену.

1

В том числе, практических занятий

3

Самостоятельная работа обучающихся:

работая с источниками учебными и периодическими изданиями, составить предложения, чтобы в одном случае названые слова (по причине, в течение, в продолжение и т.д.) являлись предлогами, а в другом – существительными с предлогами.

1

Тема 5.11.

Союз

Содержание учебного материала

2

80

Союз. Правописание союзов.

1

ОК.2, ОК.3, ОК.6

81

Порядок разбора союза.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

работая с источниками учебными и периодическими изданиями, выписать сначала предложения с сочинительными союзами, а затем с подчинительными, расставляя знаки препинания.

3

ОК.2, ОК.3

Тема 5.12.

Частица

Содержание учебного материала

4

82

 Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи.

1

ОК.2, ОК.3, ОК.6

83

Порядок разбор частицы.

1

84

Контрольная работа в форме теста по теме: «Служебные части слова».

1

85

ПЗ №13. Решение тестовых заданий для подготовки к экзамену.

1

В том числе, практических занятий

1

Самостоятельная работа обучающихся:

подготовка реферата по теме: «Правила написания частицы НЕ с разными частями речи».

2

ОК.2, ОК.3

Тема 5.13.

Междометие.

Звукоподражание

Содержание учебного материала

3

86

Междометие. Звукоподражание.

1

ОК.2, ОК.3, ОК.6

87

Повторение изученного материала.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

создание презентации по теме: «Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями».

2

ОК.2, ОК.3

             Раздел 6.

Синтаксис и пунктуация

39

Тема 6.1.

Основные единицы синтаксиса

Содержание учебного материала

4

88

Основные единицы синтаксиса. Понятие о словосочетании. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании.

1

ОК.2, ОК.3, ОК.6

89

Порядок разбора словосочетания.

1

90

Подготовка к контрольной работе.

1

91

Контрольная работа в форме теста по теме: «Словосочетание».

1

Самостоятельная работа обучающихся:

подготовка докладов по теме: «Основные единицы синтаксиса. Виды синтаксических связей», «Русская пунктуация и её назначение»; составление словосочетаний.

2

ОК.2, ОК.3

4 семестр

Тема 6.2.

Простое предложение

Содержание учебного материала

5

92

Понятие о предложении.  Простое предложение.

1

ОК.2, ОК.3, ОК.6

93

Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

1

94

Основные типы простого предложения.

1

95

Односоставные и двусоставные предложения.

1

96

ПЗ №14. Решение тестовых заданий для подготовки к экзамену

В том числе, практических занятий

1

Самостоятельная работа обучающихся:

работая с источниками учебными и периодическими изданиями, выписать из текста простые, а затем сложные предложения, расставляя знаки препинания и подчёркивая грамматические основы.

1

ОК.2, ОК.3

Тема 6.3.

Главные члены предложения

Содержание учебного материала

3

97

Главные члены предложения.

1

ОК.2, ОК.3, ОК.6

98

Тире в простом предложении.

1

99

ПЗ №15. Решение тестовых заданий для подготовки к экзамену.

1

В том числе, практических занятий

1

Тема 6.4.

Второстепенные члены предложения

Содержание учебного материала

3

100

Понятие о второстепенных членах предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).

1

ОК.2, ОК.3, ОК.6

101

Запись текста, подчеркивание главных и второстепенных членов предложения.

1

102

ПЗ №16. Решение тестовых заданий для подготовки к экзамену.

В том числе, практических занятий

1

Тема 6.5.

Простое осложнённое предложение

Содержание учебного материала

1

103

Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения.

1

ОК.2, ОК.3

Самостоятельная работа обучающихся:

работая с источниками учебными и периодическими изданиями, выписать односоставные и неполные предложения, выделить в них грамматические основы. По данным схемам построить распространённые предложения.

2

ОК.2, ОК.3

Тема 6.6.

Обособленные и уточняющие члены предложения

Содержание учебного материала

2

104

Обособленные и уточняющие члены предложения.

1

ОК.2, ОК.3, ОК.6

105

ПЗ №17. Решение тестовых заданий для подготовки к экзамену.

1

В том числе, практических занятий

1

Самостоятельная работа обучающихся:

работая с источниками учебными и периодическими изданиями, выписать предложения с обособленными и уточняющими членами предложения.

1

ОК.2, ОК.3

Тема 6.7.

Конструкции, грамматически не связанные с членами предложения

Содержание учебного материала

2

106

Конструкции, грамматически не связанные с членами предложения. 

1

ОК.2, ОК.3

107

Знаки предложения при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением.

Самостоятельная работа обучающихся:

создание презентации по теме: «Правила постановки знаков препинания при обращении, вводных словах и вставных конструкциях».

3

ОК.2, ОК.3

Тема 6.8.

Порядок разбора простого предложения

Содержание учебного материала

2

108

Порядок разбора простого предложения.

1

ОК.2, ОК.3, ОК.6

109

ПЗ №18. Решение тестовых заданий для подготовки к экзамену.

1

В том числе, практических занятий

1

Самостоятельная работа обучающихся:

подготовка сообщения по теме: «Порядок разбора простого предложения».

2

ОК.2, ОК.3

Тема 6.9.

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение

Содержание учебного материала

4

110

Понятие о сложном предложении. Типы сложного предложения.

1

ОК.2, ОК.3, ОК.6

111

Сложносочиненное предложение с различными союзами, постановки знаков препинания.

1

112

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

1

113

Порядок разбора сложносочинённого предложения.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

подготовка доклада по теме: «Использование сложных предложений в речи».

2

ОК.2, ОК.3, ОК.6

Тема 6.10.

Сложноподчинённое предложение

Содержание учебного материала

5

114

 Понятие о сложноподчиненном предложении. Главная и придаточная часть.

1

ОК.2, ОК.3, ОК.6

115

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

1

116

Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении.

1

117

Контрольная работа по теме: «Знаки препинания в сложном предложении».

118

Сложное синтаксическое целое.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

поиск и обработка информации, запись тезисов по теме: «Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении».

6

ОК.2, ОК.3

Тема 6.11.

Бессоюзное сложное предложение

Содержание учебного материала

5

119

Бессоюзное сложное предложение.  

1

ОК.2, ОК.3, ОК.6

120

Порядок разбора бессоюзного сложного предложения. 

1

121

Сложное предложение с разными видами связи.

1

122

Подготовка к контрольной работе.

1

123

Контрольная работа в форме теста по теме: «Сложное предложение».

1

Тема 6.12.

Чужая речь

Содержание учебного материала

3

ОК.2, ОК.3, ОК.6

124

Чужая речь. Способы передачи чужой речи.

1

125

Знаки препинания при прямой речи, диалоге, цитатах.

1

126

Защита индивидуального проекта.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

индивидуальный проект.

1

ОК.2, ОК.3, ОК.6

Всего

126

Теоретических занятий

100

Практических занятий

18

Контрольных работ

8

Самостоятельная работа

63

Итого максимальная                                                                                

189

 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Реализации учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык».

Оборудование учебного кабинета:

 - посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по русскому языку;

- комплект практических работ;

- справочные материалы;

- таблицы;

- раздаточный материал.

            Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

3.2.1 Печатные издания

Основные источники:

1.  Герасименко Н.А., Леднева В.В., Шаповалова Т.Е. и др.; под ред. Герасименко. Русский язык: учебник: Рекомендовано ФГАУ «ФИРО» – 20-е изд., испр., М., ОИЦ «Академия», 2020.

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

1.  Электронный учебно-методический комплекс: Рекомендовано ФГАУ «ФИРО», «Академия-Медиа».

3.2.3. Дополнительные источники

1. Русский язык: учебник для студ. Учреждений сред.проф.образования/ Н. А. Герасименко, В. В. Леднева, Т.Е. Шаповалова и др.; под ред. Н. А. Герасименко.  – 15-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2015.

2. Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык. 10—11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 6 – е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.

3. Гольцова Н.Г. Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в 2.  Ч.1/ Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А. Мищерина. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.

4. Гольцова Н.Г. Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в 2.  Ч.2/ Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А. Мищерина. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.

Интернет – ресурсы

1.Чернильница [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.kulichki.com/inkwell, свободный. – Загл. с экрана.


2.Школьная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://schoollib.h1.ru/index.htm, свободный. – Загл. с экрана.


3.Электронные библиотеки [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://allbest.ru/liter.htm, свободный. – Загл. с экрана.


4.Энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
www.krugosvet.ru, свободный. – Загл. с экрана.


5. Грамматика русского языка – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: форма: http://rusgram.narod.ru, свободный. – Загл. с экрана.

6. Крылатые слова и выражения – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slova.ndo.ru, свободный. – Загл. с экрана.

7. Национальный корпус русского языка – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ruscorpora.ru, свободный. – Загл. с экрана.

8. Русский язык - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://teneta.rinet.ru/rus/rj_ogl.htm, свободный. – Загл. с экрана.

9. Русский язык с Денисом Яцутко. Материалы по русскому языку - форма доступа: http://www.rusjaz.da.ru, свободный. – Загл. с экрана.

10. Русский язык: говорим и пишем правильно - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gramma.ru, свободный. – Загл. с экрана.

11. Русское письмо – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://character.webzone.ru, свободный. – Загл. с экрана.

12. Сайт Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина -

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pushkin.edu.ru, свободный. – Загл. с экрана.

13. Сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова – (ИРЯ РАН) -

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ruslang.ru, свободный. – Загл. с экрана.

14. Сайт Российского общества преподавателей русского языка и литературы

(РОПРЯЛ)- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ropryal.ru, свободный. – Загл. с экрана.

15. Словари.Ру - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.slovari.ru, свободный. – Загл. с экрана.

16. Словарь смыслов русского языка – справочное онлайн издание по русскому языку - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.slovo.zovu.ru, свободный. – Загл. с экрана.

17. Центр развития русского языка - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ruscenter.ru, свободный. – Загл. с экрана.

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

(личностные – не подлежат оцениванию)

Основные показатели оценки результата

- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); Демонстрирует уважительное отношение к России как к Родине (Отечеству), к своему народу, государственным символам.

Демонстрирует уважительное отношение к России как к Родине (Отечеству), к своему народу, государственным символам.

- гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

Проявляет гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества. Участвует в общественной жизни колледжа, ближайшего социального окружения, страны, общественно-полезной деятельности.

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

Обладает сложившимся мнением о современном этапе развития науки и общественной жизни, высказывает и аргументирует ее в коммуникации.

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

Занимается саморазвитием и самовоспитанием, проявляет готовность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

Демонстрирует толерантное отношение и поведение, проявляет коммуникативные способности, строит общение конструктивно.

- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

Демонстрирует навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми при выполнении различных видов деятельности. Соблюдает нормы и правила поведения, принятые в образовательной организации.

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

Проявляет нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей: толерантность, патриотизм, труд, здоровье, семья и т.д.

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Демонстрирует заинтересованность, готовность и способность к образованию, самообразованию. Несет ответственность за результаты обучения. Способен делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор профессии.

- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

Владеет нормами культурного поведения, обладает эстетическим вкусом.

- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

Сознательно относится к принципам здорового образа жизни.

- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

Ведет здоровый образ жизни, демонстрирует сформированные навыки саморегуляции.

- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

Демонстрирует готовность к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

Обладает экологическим сознанием, занимается экологонаправленной деятельностью.

- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Имеет положительный образ семьи и родительства, ответственно относится к ценностям семейной жизни.

Результаты обучения (метапредметные УУД)

Критерии оценки

Методы оценки

Регулятивные УУД

- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

Самостоятельно определяет цели и критерии для достижения поставленных целей. Эффективно определяет поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели. Самостоятельно ставит и формулирует собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях. Самостоятельно осваивает разделы и темы учебных предметов. Самостоятельно обучается на заочных и дистанционных курсах. Самостоятельно определяет тему проекта, методы и способы его реализации, источников ресурсов, необходимых для реализации проекта. Представляет результаты работы на различных этапах ее реализации.

Проверка выполненных обучающимся практических, лабораторных, самостоятельных, проверочных и контрольных работ, зачетов в соответствии со всеми требованиями (временными, техническими, содержательными, оформительскими и проч.).

- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные УУД

- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

Демонстрирует умение работать с информацией (поиск, отбор, интерпретация, преобразование, воспроизведение, в том числе в другой форме). Объясняет явления с научной точки зрения. Разрабатывает структуру и содержание научного исследования. Интерпретирует полученные данные и доказательства с разных позиций и формулировать соответствующие выводы. Проявляет стремление использовать усвоенные модели и алгоритмы во внеучебных ситуациях. Осознанно занимается самообразованием

Контрольные и проверочные работы, практические и лабораторные работы, самостоятельная работа, устные ответы.

- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

- использовать различные модельносхематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

Демонстрирует коммуникативные способности, умение разрешать конфликтные ситуации. Владеет рефлексивными способностями. Осуществляет деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми, исходя из соображений результативности взаимодействия. Развернуто, логично и точно излагает свою точку зрения с использованием адекватных языковых средств. Участвует в социальных проектах (волонтерских акциях и движениях, благотворительных акциях и движениях). Участвует в очных и дистанционных конкурсах и олимпиадах.

Задания практической направленности (участие в дискуссиях, игровой деятельности, проектах, парной и групповой работе на занятиях в соответствии с нормами коммуникации).

- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Планируемые результаты изучения курса русского языка

Выпускник на базовом уровне научится:


- использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;


- использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;


- создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);


- выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;


- подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;


- правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;


- создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;


- сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;


- использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);


- анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;


- извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;


- преобразовывать текст в другие виды передачи информации;


- выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;


- соблюдать культуру публичной речи;


- соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;


- оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;


- использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.


Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:


- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;


- анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;


- комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);


- отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;


- использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;


- иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;


- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;


- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;


- проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;


- сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;


- владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;


- создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;


- соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;


- соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;


- соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;


- осуществлять речевой самоконтроль;


- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;


- использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;


- оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).


МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

1. Диктант

 Критерии оценивания диктанта

Диктант оценивается одной оценкой.

Оценка «отлично» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «хорошо» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «хорошо» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «удовлетворительно» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «удовлетворительно» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся выполнил все задания верно.

Оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «удовлетворительно» выставляется за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

При оценке контрольного словарного диктанта:

оценка «отлично» выставляется за диктант, в котором нет ошибок;

оценка «хорошо» выставляется за диктант, в котором обучающийся допустил 1-2 ошибки;

оценка «удовлетворительно» выставляется за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки;

оценка «неудовлетворительно» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

           

           2. Практические занятия

 Критерии оценивания практического занятия

Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся имеет глубокие знания учебного материала по теме практической работы, показывает усвоение взаимосвязи основных понятий, используемых в работе, смог ответить на все уточняющие и дополнительные вопросы. Обучающийся демонстрирует знания теоретического и практического материала по теме практической работы, определяет взаимосвязи между показателями задачи, даёт правильный алгоритм решения, определяет междисциплинарные связи по условию задания.

Оценка «хорошо» выставляется, если обучающийся показал знание учебного материала, усвоил основную литературу, смог ответить почти полно на все заданные дополнительные и уточняющие вопросы. Обучающийся демонстрирует знания теоретического и практического материала по теме практической работы, допуская незначительные неточности при решении задач, имея неполное понимание междисциплинарных связей при правильном выборе алгоритма решения задания.

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если обучающийся в целом освоил материал практической работы, ответил не на все уточняющие и дополнительные вопросы. Обучающийся затрудняется с правильной оценкой предложенной задачи, даёт неполный ответ, требующий наводящих вопросов преподавателя, выбор алгоритма решения задачи возможен при наводящих вопросах преподавателя.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он имеет существенные пробелы в знаниях основного учебного материала практической работы, который полностью не раскрыл содержание вопросов, не смог ответить на уточняющие и дополнительные вопросы. Обучающийся даёт неверную оценку ситуации, неправильно выбирает алгоритм действий.

3. Устный ответ

 Критерии оценивания устного опроса:

Развернутый ответ обучающегося должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

Критерии оценивания:

Оценивают

 1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка «отлично» ставится, если обучающийся полно излагает материал (отвечает на вопрос), дает правильное определение основных понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «хорошо» ставится, если обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «отлично», но допускает 1–2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1–2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, нот излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего вопроса, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

4.Тестирование

 Критерии оценивания тестов:

В процентном соотношении оценки (по пятибалльной системе) рекомендуется выставлять в следующих диапазонах: правильных ответов (95-100%) – «отлично» правильных ответов (80-94%) – «хорошо» правильных ответов (61-79%) – «удовлетворительно» менее 6 правильных ответов (менее 60%) – «неудовлетворительно»

5. Рефераты (сообщения)

Критерии оценивания рефератов (сообщения):

Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если содержание реферата соответствует заявленной в названии тематике; реферат оформлен в соответствии с общими требованиями написания и техническими требованиями оформления реферата; реферат имеет чёткую композицию и структуру; в тексте реферата отсутствуют логические нарушения в представлении материала; корректно оформлены и в полном объёме представлены список использованной литературы и ссылки на использованную литературу в тексте реферата; отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте; реферат представляет собой самостоятельное исследование, представлен качественный анализ найденного материала, отсутствуют факты плагиата

Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если содержание реферата соответствует заявленной в названии тематике; реферат оформлен в соответствии с общими требованиями написания реферата, но есть погрешности в техническом оформлении; реферат имеет чёткую композицию и структуру; в тексте реферата отсутствуют логические нарушения в представлении материала; в полном объёме представлены список использованной литературы, но есть ошибки в оформлении; корректно оформлены и в полном объёме представлены ссылки на использованную литературу в тексте реферата; отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте; реферат представляет собой самостоятельное исследование, представлен качественный анализ найденного материала, отсутствуют факты плагиата.

Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся , если содержание реферата соответствует заявленной в названии тематике; в целом реферат оформлен в соответствии с общими требованиями написания реферата, но есть погрешности в техническом оформлении; в целом реферат имеет чёткую композицию и структуру, но в тексте реферата есть логические нарушения в представлении материала; в полном объёме представлен список использованной литературы, но есть ошибки в оформлении; некорректно оформлены или не в полном объёме представлены ссылки на использованную литературу в тексте реферата; есть единичные орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте; в целом реферат представляет собой самостоятельное исследование, представлен анализ найденного материала, отсутствуют факты плагиата.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся , если содержание реферата соответствует заявленной в названии тематике; в реферате отмечены нарушения общих требований, написания реферата; есть погрешности в техническом оформлении; в целом реферат имеет чёткую композицию и структуру, но в тексте реферата есть логические нарушения в представлении материала; в полном объёме представлен список использованной литературы, но есть ошибки в оформлении; некорректно оформлены или не в полном объёме представлены ссылки на использованную литературу в тексте реферата; есть частые орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте; в целом реферат представляет собой достаточно самостоятельное исследование, представлен анализ найденного материала, присутствуют единичные случаи фактов плагиата.

6. Конспектирование

Критерии оценивания конспектов

 Оценка «отлично» выставляется студенту, если демонстрируются полнота использования учебного материала, логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями), наглядность (наличие рисунков, символов и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта, грамотность (терминологическая и орфографическая), опорные сигналы – слова, словосочетания, символы, самостоятельность при составлении.

 Оценка «хорошо» выставляется студенту, если демонстрируются использование учебного материала неполное, недостаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями), наглядность (наличие рисунков, символов и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта, грамотность (терминологическая и орфографическая), отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы, самостоятельность при составлении.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если демонстрируются использование учебного материала неполное, недостаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями), наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта, грамотность (терминологическая и орфографическая), опорные сигналы – слова, словосочетания, символы., прослеживается несамостоятельность при составлении.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если демонстрируются использование учебного материала неполное, отсутствуют схемы, количество смысловых связей между понятиями, отсутствует наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта, допущены ошибки терминологические и орфографические, отсутствуют опорные сигналы – слова, словосочетания, символы, несамостоятельность при составлении.

7. Контрольные работы 

Критерии оценивания контрольных работ:

Оценка «отлично» выставляется, если обучающийся выполнил работу без ошибок и недочетов, допустил не более одного недочета.

Оценка «хорошо», если обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, или не более двух недочетов.

Оценка «удовлетворительно», если обучающийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета, или не более двух-трех негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трех недочетов, или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов, плохо знает текст произведения, допускает искажение фактов.

Оценка «неудовлетворительно», если обучающийся допустил число ошибок и недочетов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнил менее половины работы.

8. Создание презентаций 

Критерии оценки презентации:

Оценка «отлично» выставляется, обучающемуся, если презентация соответствует теме самостоятельной работы; оформлен титульный слайд с заголовком (тема, цели, план и т.п.); сформулированная тема ясно изложена и структурирована; использованы графические изображения (фотографии, картинки и т.п.), соответствующие теме; выдержан стиль, цветовая гамма, использована анимация, звук; работа оформлена и предоставлена в установленный срок.

Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если презентация соответствует теме самостоятельной работы; оформлен титульный слайд с заголовком (тема, цели, план и т.п.); сформулированная тема ясно изложена и структурирована; использованы графические изображения (фотографии, картинки и т.п.), соответствующие теме; работа оформлена и предоставлена в установленный срок.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, если работа не выполнена или содержит материал не по вопросу.

Во всех остальных случаях работа оценивается на «удовлетворительно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»

Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»...

Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) для заочного отделения

Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) для заочного отделения...

Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 101101 «Гостиничный сервис» (углубленной подготовки)

Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность101101 «Гостиничный сервис»(углубленной подготовки)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык и культура речи по специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности    38.02.05 Товароведение и экспертиза качеств...

Рабочая программа учебной дисциплины русский язык (НПО, СПО)

Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.Содержание программы струк...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия.

Рабочая программа  учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...