РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»
рабочая программа на тему

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2015-521_522_russkiy.doc281.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУКМОРСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по УР

_________ Р.М.Ганиев

«___»_________2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА.  РУССКИЙ ЯЗЫК»

2015г.

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.

Программа разработана:

- на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык»;

- в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);

-на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК.» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»). Рабочая программа разработана для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

Протокол  № 3 от 21 июля 2015 г., регистрационный номер рецензии 381 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО».

Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение  «Кукморский аграрный колледж»

Разработчики:

Валеева София Хурматулловна, преподаватель  русского языка и литературы ГАПОУ

«Кукморский аграрный колледж»

Рассмотрена на методической комиссии ГАПОУ  «Кукморский аграрный колледж»

        Протокол №_____ от «___»            2015года

   

                                         

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17


ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык и литература. Русский язык.

        1. Область применения рабочей программы

  1. Область применения примерной программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО             35.02.07 Механизация сельского хозяйства

1.2.        Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: 

Учебная дисциплина «Русский язык и литература. Русский язык» относится к циклу общеобразовательной подготовки.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Русский язык и литература. Русский язык.

Содержание программы «Русский язык и литература. Русский язык» направлено на достижение следующих целей:

  • совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
  • формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
  • совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
  • совершенствовать коммуникативные способности;
  • развивать готовность к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • связь языка и истории; культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

• личностных:

− воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

− понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

− осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского

языка как явления национальной культуры;

− формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

− способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных

высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности до-стижения поставленных коммуникативных задач;

− готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной

деятельности;

− способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

  • метапредметных:

− владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (по-ниманием), говорением, письмом;

− владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать

свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использо-вание приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

− применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего

возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, обще-ственно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

− овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

− готовность и способность к самостоятельной информационно-познава-тельной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

− умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой инфор-мации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изуче-ния русского языка;

• предметных:

− сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

− сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннота-ций, рефератов, сочинений различных жанров;

− сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;

− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргумен-тированных устных и письменных высказываниях;

− владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного вос-приятия и интеллектуального понимания;

− сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

В программе курсивом выделен материал, который при изучении учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» контролю не подлежит.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  78 часов;

самостоятельной работы обучающегося  39 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

       практические занятия

 6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:

       работа с учебником, текстом

18

       работа с различными видами словарей,  справочниками

8

       работа над  рефератами (сообщениями)

13

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский  язык и литература. Русский язык»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,      

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

4

Роль языка в обществе.

Взаимосвязь языка и культуры.

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.

  Язык как система. Основные уровни языка.

Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении специальностей СПО.

2

1

Самостоятельная работа:

1. Подготовка сообщений: «Природа и сущность языка»; «Язык и его функции».

2. Работа над рефератом «Русский язык в современном мире».

2

3

Раздел 1. Язык и речь.

Функциональные стили речи

18

Тема 1.1. Язык и речь. Основные требования к речи.

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.

Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

2

2

2

2

2

2

2

1

3

3

2

2

2

3

3

2

2

2

2

3

3

2

2

2

2

3

3

2

2

1

2

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2

3

Тема 1.2. Разговорный стиль речи.

Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

2

Тема 1.3. Научный стиль речи.

Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.

2

Тема 1.4. Официально-деловой стиль речи.

Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

2

Тема 1.5. Публицистический стиль речи.

Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля.

Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.

2

Тема 1.6. Художественный стиль речи.

Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

1

Тема 1.7. Текст.

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи.

Лингвостилистический анализ текста.

1

Практическое занятие : «Освоение видов переработки текста».

2

Самостоятельная работа:

1. Написание статьи в студенческую газету.

2. Подготовка сообщений: «Заговори, чтобы я тебя увидел»; «Как не должен говорить образованный человек».

3. Работа над рефератами: «Язык и культура»; «Экспрессивные средства языка в художественном тексте», «СМИ и культура речи»; «Русское письмо и его эволюция»; «Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения»; «Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю»; «Молодежный сленг и жаргон».

4. Работа со словарями,  справочниками:

- работа со справочной литературой при изучении вопроса «Изобразительно-выразительные средства».

6

Раздел 2.

Фонетика, орфоэпия,

графика, орфография

12

Тема 2.1. Фонетические средства языка. Орфоэпические нормы

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. 

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.

Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.

2

Тема 2.2. Правописание гласных, звонких и глухих согласных. Правописание Ь.

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь.

2

Тема 2.3. Правописание о-ё(е) после шипящих и ц в разных морфемах.

Правописание О/Е после шипящих и Ц.

2

Тема 2.4. Правописание приставок на з-(с-). Правописание ы-и после приставок.

Правописание приставок на З-/С- . Правописание И/Ы после приставок.

2

Самостоятельная работа:

1. Работа с учебником: выполнение упражнений на орфографические нормы.

2. Работа над рефератом:

«Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация».

3. Работа со словарями,  справочниками:

- работа со справочной литературой при изучении вопроса «Орфографический и орфоэпический словари русского языка и сфера их использования»; «Правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, отдельных грамматических форм, произношение иноязычных слов».

4

Раздел 3.

Лексика и фразеология

15

Тема 3.1. Слово в лексической системе языка.

Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

2

Тема 3.2. Русская лексика с точки зрения её происхождения и употребления.

Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).

Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.

2

Тема 3.3. Активный и пассивный словарный запас.

Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

2

Тема 3.4. Фразеологизмы и афоризмы. Лексические нормы.

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

Практическое занятие :  «Нахождение лексических ошибок и их исправление».                        

2

2

Самостоятельная работа:

1. Работа над рефератом «Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы»; «Старославянизмы и их роль в развитии русского языка», «Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке»; «В.И.Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка».

2. Работа с учебником, текстом:

- выполнение упражнений на исправление ошибок в употреблении слов и фразеологизмов;

- подбор текстов с изучаемым языковым явлением.

3. Работа со словарями,  справочниками:

- работа со справочной литературой при изучении вопроса «Русская лексика с точки зрения ее происхождения»; «Профессионализмы».

5

Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография

16

Тема 4.1. Понятие морфемы как значимой части слова.

Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

2

Тема 4.2. Способы словообразования.

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.

2

Тема 4.3. Речевые ошибки

Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

2

Тема 4.4. Правописание чередующихся гласных в корнях слов

Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

2

Тема 4.5. Правописание приставок пре-(при-). Правописание сложных слов

Правописание приставок ПРИ-/ ПРЕ-. Правописание сложных слов.

2

Самостоятельная работа:

1. Работа с учебником, текстом:

- выполнение упражнений на закрепление орфограмм;

- составление словарного диктанта;

- наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте.

2. Работа над рефератом: «Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке»; «Ненормативное словообразование как выразительное средство».

6

Раздел 5.

Морфология и орфография

21

Тема 5.1. Классификация частей речи. Имя существительное.

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор. Употребление форм имен существительных в речи.

2

Тема 5.2. Имя прилагательное.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.

2

Тема 5.3. Имя числительное. Местоимение.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.

Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.

Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм.

2

Тема 5.4. Глагол и глагольные формы.

Глагол. Грамматические признаки глагола.

Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.

Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.

Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.

Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.

Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.

2

Тема 5.5. Правописание -Н- и

 -НН- во всех частях речи.

Правописание -Н-  и -НН- во всех частях речи.

2

Тема 5.6. Наречие и слова категории состояния.

Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.

Морфологический разбор наречия.

Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.

2

Тема 5.7. Служебные части речи

Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.

Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.

Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.

Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

2

Самостоятельная работа:

1. Работа с учебником:

- выполнение упражнений на закрепление орфограмм.

2. Работа над рефератом: «Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике»,

«Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции, употребление».

3. Работа со словарями,  справочниками:

- работа со справочной литературой при изучении вопроса «Основные виды морфологических ошибок: ошибки в выборе форм рода и числа существительных; ошибки в склонении существительных, прилагательных, местоимениях, числительных; ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных и наречий, в употреблении местоимений; ошибки в образовании и употреблении форм глаголов, причастий и деепричастий».

7

Раздел 6.

Синтаксис и пунктуация

29

Тема 6.1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание.

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.

Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.

2

Тема 6.2. Простое двусоставное предложение.

Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.

Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.

Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).

Роль второстепенных членов предложения в построении текста.

Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.

2

Тема 6.3. Односоставные предложения.

Односоставное и неполное предложение.

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.

2

Тема 6.4. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них.

Односложное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.

Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.

2

Тема 6.5. Синтаксис простого осложнённого предложения.

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.

Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.

2

Тема 6.6. Структура сложного предложения. Знаки препинания в связном тексте.

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

2

Тема 6.7. Бессоюзное сложное предложение.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).

2

Тема 6.8. Прямая и косвенная речь.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

2

Практическая работа №3. «Синтаксический разбор предложения и расстановка знаков препинания в тексте»

2

Самостоятельная работа:

1. Работа над рефератами: «Роль словосочетания в построении предложения»; «Синонимия простых предложений»; «Синонимия сложных предложений»; «Использование сложных предложений в речи»; «Вклад М.В.Ломоносова (Ф.Ф.Фортунатова, Д.Н.Ушакова, Л.В.Щербы, А.А. Реформатского, В.В. Виноградова и др., по выбору) в изучение русского языка».

2. Работа с учебником:

- выполнение упражнений на закрепление пунктограмм: тире в простом предложении; тире между подлежащим и сказуемым; знаки препинания в предложениях с однородными членами; знаки препинания в предложениях с обособленными членами; обособление определений; обособление обстоятельств; знаки препинания при вводных и вставных конструкциях; знаки препинания в предложениях с союзом (или с союзным словом) как. Пунктуация в сложном предложении; знаки препинания в сложносочиненных предложениях, в сложноподчиненных предложениях, в бессоюзных сложных предложениях.

9

Всего:

117

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.        Материально-техническое обеспечение

Учебная дисциплина изучается в кабинете русского языка и литературы.

Оборудование учебного кабинета:

-        рабочие места по количеству обучающихся;

-        рабочее место преподавателя;

-        комплект учебно-наглядных пособий ««Русский язык и литература  10-11»»;

- наглядные и электронные пособия;

 - методические разработки уроков и мероприятий.

Технические средства обучения:

1

Персональная электронная вычислительная машина

Компьютер ICL КПО ВС

2

Доска интерактивная

доска PolyVision

3

Проектор стационарный

Мультимедиа-проектор EX200U

4

Мультимедийная активная акустическая стереосистема

Акустические колонки SVEN 350

5

Монитор

Acer  V173 LCD

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Для студентов:

  1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2015.
  2. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2006.
  3. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2004.
  4. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.
  5. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.

Для преподавателей:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ).
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
  3. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
  4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
  5. Воителева Т.М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
  6. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10—11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. — М., 2010.
  7. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. — М., 2010.

Словари:

  1. А.А. Акишина. Н.И. Формановская. «Этикет русского языка» - Изд.: «Ленанд», 2008 г.,
  2. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. — СПб., 2003.
  3. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2001.
  4. Иванова О.Е., Лопатин В.В., Нечаева И.В., Чельцова Л.К. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова / под ред. В.В. Лопатина. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2004.
  5. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2008.
  6. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2005.
  7. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.
  8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. — 25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л. И. Скворцова. — М., 2006.
  9. Розенталь Д.Э., Краснянский В.В. Фразеологический словарь русского языка. — М., 2011.
  10. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. — М., 2005. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. — М., 2006.
  11. Через дефис, слитно или раздельно?: словарь-справочник русского языка / сост. В. В. Бурцева. — М., 2006.
  12. «Все правила русского языка» - Изд.: АСТ, Астрель, 2008 г.
  13. А.Б. Шапиро «Современный русский язык. Пунктуация» - Изд.: КомКнига, 2006 г.,
  14. Л. Успенский «Слово о словах» - Изд.: АСТ, Зебра Е, 2009 г.,
  15. С.И. Ожегов. «Толковый словарь русского языка» - Изд.: Оникс, 2012 г.
  16. Ю.А. Бельчаков «Практическая стилистика современного русского языка» - Изд.: АСТ-ПрессКнига, 2008 г,
  17. «Современная русская речь. Состояние и функционирование» - Изд.: Эксмо, 2008 г.,
  18. Н.С. Ашукина. «Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения» - М.: 1998 г.,
  19. И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь «Секреты хорошей речи». – М.: 1993 г.

Интернет – источники:

  1. www.mioo.ru (методическая лаборатория русского языка и литературы).
  2. www.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).
  3. www.ruscorpora.ru (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме). www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»). www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).
  4. www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
  5. www.uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе). www.Ucheba.com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru) www.metodiki.ru (Методики). www.posobie.ru (Пособия).
  6. www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Ин-формационные технологии на уроках русского языка и литературы).
  7. www.prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учитель — учителю» издательства «Просвещение»).
  8. www.spravka.gramota.ru (Справочная служба русского языка). www.slovari.ru/dictsearch (Словари.ру).
  9. www.gramota.ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты). www.gramota.ru (Справочная служба).
  10. www.gramma.ru/EXM (Экзамены. Нормативные документы).

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения контрольных работ, практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

Экспертная оценка при проведении устного опроса.

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

Контроль при выполнении устных и письменных упражнений и заданий.

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

Экспертная оценка тестовых заданий.

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

Подготовка рефератов.

Контроль при выполнении упражнений по русскому языку.

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

Контроль при проведении опроса.

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

Контроль при выполнении письменных упражнений.

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

Контроль при выполнении упражнений речевого общения.

совершенствовать коммуникативные способности

Обсуждение, диалог.

развивать готовность к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.

Дискуссия, диспут, ролевые и деловые игры.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

Контроль при выполнении тестирования.

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

Контроль при выполнении индивидуальных творческих заданий.

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

Экспертная оценка выполнения письменных работ.

орфоэпические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Контроль при выполнении тестирования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

  • личностных:
  • воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
  • понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
  • осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
  • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
  • метапредметных:
  • владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
  • владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
  • применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
  • предметных:
  • сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
  • сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
  • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
  • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
  • сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
  • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
  • владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
  • сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 + 100

5

отлично

80 + 89

4

хорошо

70 + 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.

Разработчик :

ГАОУ СПО «Кукморский

Аграрный колледж»

Преподаватель

С.Х.Валеева

Эксперты:

ГАОУ СПО «Кукморский

аграрный колледж»

Зам. директора по ОД

Э.Г.Гарифуллина

МБОУ «СОШ с.Яныль»

Кукморского муниципального

района

Учитель высшей квалификационной категории

Н.Л. Васильева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»

Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»...

Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) для заочного отделения

Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) для заочного отделения...

Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 101101 «Гостиничный сервис» (углубленной подготовки)

Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность101101 «Гостиничный сервис»(углубленной подготовки)...

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК» для профессиональных образовательных организаций...

Методическое пособие по выполнению практических занятий по учебной дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык» для студентов первого-второго курсов

Настоящее методическое пособие предназначено для использования студентами техникума при изучении учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык». В методических указаниях определена цель ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия.

Рабочая программа  учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык .Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 26.02.01 Ветеринария, 35.02.15 Кинология.

Рабочая программа  учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...