Рабочая программа учебной дисциплины русский язык (НПО, СПО)
рабочая программа по теме
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Содержание программы структурировано на основе компетентностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 66.81 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык
СОДЕРЖАНИЕ
| |
| |
| |
|
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательные дисциплины базовые.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
НПО | |
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 118 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 79 |
в том числе: | |
контрольные работы | 8 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
Итоговая аттестация в форме экзамена | |
СПО | |
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
контрольные работы | 8 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Перспективный тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | ||
Введение. | 2 | |||
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. | 1 | 1 | ||
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. | 2 | |||
Контрольная работа № 1. | 1 | 3 | ||
Входящий контроль знаний. | ||||
Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи. | 14 | |||
Тема 1.1. Язык и речь. | Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. | 1 | 4 | |
Тема 1.2. Функциональные стили речи и их особенности. | Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. | 1 | 5 | |
Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. | ||||
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. | ||||
Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. | ||||
Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. | ||||
Тема 1.3. Текст как произведение речи. Функционально-смысловые типы речи. | Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. | 1 | 6 | |
Тема, основная мысль текста. | ||||
Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Средства и виды связи предложений в тексте. | ||||
Абзац как средство смыслового членения текста. | ||||
Типы речи (повествование, описание, рассуждение). | ||||
Соединение в тексте различных типов речи. | ||||
Лингвостилистический анализ текста. | ||||
Практические занятия. | 7 | 7 | ||
Р.р. Определение вида речевых ошибок и их исправление. | ||||
Р.р. Стилистический анализ текста. | ||||
Тестовая работа по теме «Функциональные стили в речи». | ||||
Тестовая работа по теме «Стили речи». | ||||
Тестовая работа по теме «Язык и речь. Языковая ситуация. Стили речи. Стилистические ошибки». | ||||
Практическая работа по оформлению документов официально-делового стиля, по составлению текстов публицистического стиля. | ||||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Природа и сущность языка. Язык и мышление. Язык и его функции. Русский язык в современном мире. Язык и культура. Культура речи. Нормы русского языка. Различие между понятиями «культура языка» и «культура речи». Культура речи как уровень практического владения языком, как учение о коммуникативных качествах литературной речи (правильности, точности, логичности, этической выдержанности) и как система знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное использование языка для коммуникативной цели. Взаимосвязь культуры языка и культуры речи. Стилистика и синонимические средства языка. Литературно-языковые нормы и их критерии. Система норм русского литературного языка: орфоэпический, морфологический, синтаксический. Стилистический и этико – речевые нормы. Речевая ошибка как неосознанная и немотивированная нарушение языковых и речевых норм. Речевой недочет как нарушение рекомендательной нормы. Типы ошибок: структурно-языковые несоответствия речи коммуникативным качествам у местности, чистоты, целесообразности; нарушения в речи этикетных и этичных норм. Русское письмо и его эволюция. Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения. Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю. Вклад М.В.Ломоносова (Ф.Ф.Фортунатова, Д.Н.Ушакова, Л.В.Щербы, А.А. Реформатского, В.В. Виноградова и др., по выбору) в изучение русского языка. | 4 | |||
Раздел 2. Лексика и фразеология. | 13 | |||
Тема 2.1. Слово в лексической системе языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление | Лексическое и грамматическое значения слова. | 1 | 8 | |
Многозначность слова. | ||||
Прямое и переносное значение слова. | ||||
Метафора, метонимия как выразительные средства языка. | ||||
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. | ||||
Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. | ||||
Тема 2.2. Русская лексика с точки зрения ее происхождения. Лексика с точки зрения ее употребления. Активный и пассивный словарный запас. | Исконно русская лексика. | 1 | 9 | |
Заимствованная лексика. | ||||
Старославянизмы. | ||||
Нейтральная лексика. | ||||
Книжная лексика. | ||||
Лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). | ||||
Профессионализмы. | ||||
Терминологическая лексика. | ||||
Архаизмы. | ||||
Историзмы. | ||||
Неологизмы. | ||||
Особенности русского речевого этикета. | ||||
Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. | ||||
Тема 2.3. Фольклорная лексика и фразеология. Лексические нормы. | Русские пословицы и поговорки. | 1 | 10 | |
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. | ||||
Афоризмы. | ||||
Лексические и фразеологические словари. | ||||
Лексико-фразеологический разбор. | ||||
Лексические ошибки и их исправление. | ||||
Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. | ||||
Практические занятия. | 4 | |||
Выявление, объяснение и исправление лексических и фразеологических ошибок. | ||||
Языковой анализ литературного текста. | ||||
Работа с текстом с использованием фразеологических словарей. | ||||
Контрольная работа № 2. | 1 | 11 | ||
Контрольный диктант по теме «Лексика и фразеология». | ||||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Лексикология как учение о слове и словарном составе языка. Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка. Фразеологические словари русского языка и сфера их использования. Фразеология как учение об устойчивых сочетаниях слов. Фразеологизмы и их разновидности. Стилистические функции фразеологизмов. Фразеологические словари. Словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Лексические и фразеологические нормы. Образные средства языка. Тропы, разновидности тропов. Основные виды лексических ошибок. Неправильное словоупотребление, нарушение лексической сочетаемости слов. Тавтология и плеоназм. Стилистически неоправданное употребление слов. Злоупотребление терминами. Фразеологические ошибки: расширение, сокращение или искажение состава фразеологизма, изменение грамматических форм в составе фразеологизмов; контаминация (смешение) фразеологизмов. | 5 | |||
Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. | 14 | |||
Тема 3.1. Фонетические единицы. | Звук и фонема. | 1 | 12 | |
Открытый и закрытый слог. | ||||
Соотношение буквы и звука. | ||||
Фонетическая фраза. | ||||
Ударение словесное и логическое. | ||||
Роль ударения в стихотворной речи. | ||||
Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. | ||||
Тема 3.2. Орфоэпические нормы. | Произносительные нормы и нормы ударения. | 1 | 13 | |
Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. | ||||
Использование орфоэпического словаря. | ||||
Тема 3.3. Орфография. | Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. | 1 | 14 | |
Употребление буквы Ь. | ||||
Правописание О/Ё после шипящих и Ц. | ||||
Правописание приставок на З - / С - . | ||||
Правописание И – Ы после приставок. | ||||
Практические занятия. | 4 | |||
Фонетический разбор слова. | ||||
Тестирование по теме «Фонетика». | ||||
Тестирование по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова». | ||||
Тестирование по теме «Правописание О/Ё после шипящих и Ц». | ||||
Тестирование по теме «Правописание приставок». | ||||
Нахождение и исправление орфоэпических ошибок. | ||||
Контрольная работа № 3. | 1 | 15 | ||
Контрольный диктант по теме «Фонетика и орфография». | ||||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Письмо и орфография. Принципы русской орфографии. Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация. Орфографический и орфоэпический словари русского языка и сфера их использования. Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Сегментные (фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук) и суперсегментные (интонация, ударение) единицы фонетики. Артикуляционная характеристика звуков. Речи. Гласные и согласные звуки и их классификация. Чередование фонем. Слог и слогоделение. Классификация слогов. Правила переноса слов. Орфоэпия как учение о нормах произношения. Правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, отдельных грамматических форм, произношение иноязычных слов. Орфоэпические словари. Типичные орфоэпические ошибки. Акцентология как наука о словесном ударении. Особенности и функции словесного ударения. Неблагозвучие (в аббревиатурах, рифмах, случайных повторах) как стилистический недостаток речи. Фонетические средства языковой выразительности: аллитерация, ассонанс, звукопись, звукоподражание. Интонация. Графика, алфавит. Соотношение звуков и букв. Принципы русской орфографии. | 6 | |||
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография. | 12 | |||
Тема 4.1. Понятие морфемы как значимой части слова. Способы словообразования. | Многозначность морфем. | 1 | ||
Синонимия и антонимия морфем. | ||||
Морфемный разбор слова. | ||||
Словообразование знаменательных частей речи. | ||||
Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. | ||||
Понятие об этимологии. | ||||
Словообразовательный анализ. | ||||
Тема 4.2. Орфография. | Правописание чередующихся гласных в корнях слов. | 1 | ||
Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. | ||||
Правописание сложных слов. | ||||
Практические занятия. | 3 | |||
Тестирование по теме «Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ –». | ||||
Тестирование по теме «Правописание сложных слов». | ||||
Морфемный разбор слова. | ||||
Словообразовательный разбор слова. | ||||
Контрольная работа № 4. | 1 | |||
Р.р. Изложение с элементами сочинения. | ||||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке. Словообразование как раздел науки о языке, изучающий структуру слов и способы их образования. Морфема, типы морфем. Способы образования (морфемные и неморфемные). Словообразовательные нормы. Ненормативное словообразование как выразительное средство и речевая ошибка. | 6 | |||
Раздел 5. Морфология и орфография. | 22 | |||
Тема 5.1. Грамматические признаки слова. Имя существительное. | Грамматическое значение слова. | 1 | ||
Грамматическая форма и синтаксическая функция слова. | ||||
Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. | ||||
Лексико-грамматические разряды имен существительных. | ||||
Род, число, падеж существительных | ||||
Склонение имен существительных. | ||||
Правописание окончаний имен существительных. | ||||
Правописание сложных существительных. | ||||
Морфологический разбор имени существительного. | ||||
Употребление форм имен существительных в речи. | ||||
Тема 5.2. Имя прилагательное. | Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. | 1 | ||
Степени сравнения имен прилагательных. | ||||
Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. | ||||
Правописание сложных прилагательных. | ||||
Морфологический разбор имени прилагательного. | ||||
Употребление форм имен прилагательных в речи. | ||||
Тема 5.3. Имя числительное. Местоимение. | Лексико-грамматические разряды имен числительных. | 1 | ||
Правописание числительных. | ||||
Морфологический разбор имени числительного. | ||||
Употребление числительных в речи. | ||||
Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. | ||||
Значение местоимения. | ||||
Лексико-грамматические разряды местоимений. | ||||
Правописание местоимений. | ||||
Морфологический разбор местоимения. | ||||
Употребление местоимений в речи. | ||||
Местоимение как средство связи предложений в тексте. | ||||
Тема 5.4. Глагол. | Грамматические признаки глагола. | 1 | ||
Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. | ||||
Правописание НЕ с глаголами. | ||||
Морфологический разбор глагола. | ||||
Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте. | ||||
Тема 5.5. Причастие как особая форма глагола. Деепричастие как особая форма глагола. | Образование действительных и страдательных причастий. | 1 | ||
Правописание суффиксов и окончаний причастий. | ||||
Правописание НЕ с причастиями. | ||||
Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. | ||||
Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. | ||||
Морфологический разбор причастия. | ||||
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. | ||||
Правописание НЕ с деепричастиями. | ||||
Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. | ||||
Морфологический разбор деепричастия. | ||||
Тема 5.6. Наречие. Слова категории состояния. | Грамматические признаки наречия. | 1 | ||
Степени сравнения наречий. | ||||
Правописание наречий. | ||||
Отличие наречий от слов-омонимов. | ||||
Морфологический разбор наречия. | ||||
Употребление наречия в речи. | ||||
Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. | ||||
Безлично-предикативные слова. | ||||
Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. | ||||
Группы слов категории состояния. Их функции в речи. | ||||
Практические занятия. | 8 | |||
Морфологический разбор имени существительного. | ||||
Морфологический разбор имени прилагательного. | ||||
Морфологический разбор глагола. | ||||
Морфологический разбор причастия. | ||||
Морфологический разбор деепричастия. | ||||
Морфологический разбор числительного. | ||||
Морфологический разбор местоимения. | ||||
Тестирование по теме «Мягкий знак на конце после шипящих». | ||||
Тестирование по теме «Глагол». | ||||
Тестирование по теме «Имя прилагательное: окончание, род, число, разряд». | ||||
Тестирование по теме «Суффиксы причастий». | ||||
Тестирование по теме «Деепричастие, суффиксы деепричастий». | ||||
Контрольная работа № 5. | 2 | |||
Итоговая контрольная работа за I-ый курс. | ||||
Контрольная работа № 6. | ||||
Р.р. Сочинение по картине. | ||||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 5. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи. Морфология как учение о частях речи и грамматических категориях. Части речи (самостоятельные и служебные). Формоизменение самостоятельных частей речи. Наречие и категория состояния. Переходные явления в частях речи. Морфологические нормы. Выразительные возможности знаменательных и служебных частей речи (синонимика частей речи). Основные виды морфологических ошибок: ошибки в выборе форм рода и числа существительных; ошибки в склонении существительных, прилагательных, местоимениях, числительных; ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных и наречий, в употреблении местоимений; ошибки в образовании и употреблении форм глаголов, причастий и деепричастий. | 6 | |||
Раздел 6. Служебные части речи. | 14 | |||
Тема 6.1. Предлог как часть речи. Союз как часть речи. | Правописание предлогов. | 1 | ||
Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. | ||||
Употребление предлогов в составе словосочетаний. | ||||
Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. | ||||
Правописание союзов. | ||||
Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. | ||||
Употребление союзов в простом и сложном предложении. | ||||
Союзы как средство связи предложений в тексте. | ||||
Тема 6.2. Частица как часть речи. Междометия и звукоподражательные слова. | Правописание частиц. | 1 | ||
Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. | ||||
Частицы как средство выразительности речи. | ||||
Употребление частиц в речи. | ||||
Правописание междометий и звукоподражаний. | ||||
Знаки препинания в предложениях с междометиями. | ||||
Употребление междометий в речи. | ||||
Практические занятия. | 5 | |||
Тестирование по теме «НЕ и НИ с разными частями речи». | ||||
Контрольная работа № 7. | 1 | |||
Р.р. Изложение. | ||||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 6. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Служебные части речи. Выразительные возможности служебных частей речи. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. Различение частиц НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание предлогов. Слитное, раздельное написание союзов. | 6 | |||
Раздел 7. Синтаксис и пунктуация. | 26 | |||
Тема 7.1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. | Словосочетание. | 1 | ||
Предложение, сложное синтаксическое целое. | ||||
Основные выразительные средства синтаксиса. | ||||
Строение словосочетания. | ||||
Виды связи слов в словосочетании. | ||||
Нормы построения словосочетаний. | ||||
Синтаксический разбор словосочетаний. | ||||
Значение словосочетания в построении предложения. | ||||
Синонимия словосочетаний | ||||
Тема 7.2. Простое предложение. Осложненное простое предложение. | Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. | 1 | ||
Интонационное богатство русской речи. | ||||
Логическое ударение. | ||||
Прямой и обратный порядок слов. | ||||
Стилистические функции и роль порядка слов в предложении. | ||||
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. | ||||
Тире между подлежащим и сказуемым. | ||||
Согласование сказуемого с подлежащим. | ||||
Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. | ||||
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). | ||||
Роль второстепенных членов предложения в построении текста. | ||||
Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте. | ||||
Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. | ||||
Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. | ||||
Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи. | ||||
Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. | ||||
Однородные и неоднородные определения. | ||||
Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов. | ||||
Предложения с обособленными и уточняющими членами. | ||||
Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. | ||||
Обособление приложений. | ||||
Обособление дополнений. | ||||
Обособление обстоятельств. | ||||
Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. | ||||
Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. | ||||
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. | ||||
Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. | ||||
Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. | ||||
Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи. | ||||
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. | ||||
Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. | ||||
Тема 7.3. Сложное предложение. | Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 1 | ||
Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи. | ||||
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. | ||||
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. | ||||
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). | ||||
Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение. | ||||
Практические занятия. | 16 | |||
Тестирование по теме «Словосочетание. Способы связи словосочетаний». | ||||
Тестирование по теме «Главные и второстепенные члены предложения». | ||||
Тестирование по теме «Простое предложение». | ||||
Тестирование по теме «Пунктуация в простом предложении». | ||||
Тестирование по теме «Назывные и безличные предложения». | ||||
Тестирование по теме «Сложное предложение: ССП, СПП, БСП». | ||||
Тестирование по теме «Пунктуация в сложных предложениях». | ||||
Тестирование по теме «Обособление приложений, дополнений, обстоятельств». | ||||
Контрольная работа № 8. | 1 | |||
Итоговый контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация». | ||||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 7. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Роль словосочетания в построении предложения. Синонимия простых предложений. Синонимия сложных предложений. Использование сложных предложений в речи. Систематизация знаний по синтаксису и пунктуации. Совершенствование пунктуационных и речевых умений. Тире в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособление определений. Обособление обстоятельств. Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях. Знаки препинания в предложениях с союзом (или с союзным словом) как. Пунктуация в сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях, в сложноподчиненных предложениях, в бессоюзных сложных предложениях. | 6 | |||
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Рекомендуемая литература:
Для обучающихся
- Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2006.
- Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2004.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.
- Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.
- Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 4-е изд., испр. – М., 2006.
- Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
- Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. Учрежд. – М., 2005.
- Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
- Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003.
- Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001.
- Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993.
- Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М., 2002.
- Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2002.
- Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.
Для преподавателей
- Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2001.
- Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004.
- Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. – М., 2002.
- Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.
- Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2004.
- Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.
- Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2006.
- Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2002.
- Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2001.
- Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2000.
- Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2001.
- Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой. – М., 2004.
- Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2005.
- Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2004.
- Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2004.
- Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2004.
- Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000.
- Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. – М.. 2005.
Словари
- Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.
- Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
- Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
- Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
- Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
- Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
- Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
- Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.
- Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.
- Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.
- Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.
- Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
- Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.
- Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.
- Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.
- Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.
- Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.
- Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов
- Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2006.
- Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах». М.: «Просвещение», 2000 год.
- Жердяева Л.А. «Русский язык в средней школе. Карточки-задания в помощь учителю (6-ой, 8-ой классы)». Сибирское университетское издательство, 6-е изд., 2010 год.
- Завражнова Н.П. «Русский язык. 10-11 классы. Тесты и тренировочные задания». Волгоград, 2009 год.
- Коновалова Л.Ф. «Домашний репетитор. Русский язык. Большой справочник для подготовки к ЕГЭ». М.: «Айрис Пресс», 2008 год.
- Куманяева А.Е. «Изложение на экзамене. Учебное пособие для школьников и абитуриентов». М.: « Экзамен», 2007 год.
- Куршакова Л.М. «Схемы и образцы анализа языковых единиц». Елабуга, 2001 год.
- Лидман-Орлова Г.К. «Учимся писать изложения. Пособие для учащихся». М.: 2005 год.
- Мякшева О.В. «Тесты по орфографии и пунктуации русского языка (7-11 классы)». Нижний Новгород: «Лицей», 2000 год.
- Нечаева И.В. «Словарь иностранных слов». М.: АСТ, 2002 год.
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». М.: 2002 год, 4-е издание, дополненное.
- Первова В.М. «Задания по русскому языку для учащихся-заочников». (9-11 классы). М.: «Просвещение», 1988 год.
- Розенталь Д.Е. «Пособие по русскому языку (с упражнениями). Поступающим в вузы». М.: «Оникс», 2008 год.
- Титова Р.Ф. «Сборник упражнений по морфологии современного русского языка. Пособие для студентов-заочников факультетов русского языка и литературы».М.: «Просвещение», 1976 год.
- Шайдуллина Н.И., Бубекова Л.Б. «Синтаксис словосочетания и простого предложения». Елабуга, 2005 год.
- «Универсальный словарь по русскому языку». (Все словари в одной книге). Санкт-Петербург, «Весь», 2009 год.
- Шильнова Н.И. «Большой словарь синонимов и антонимов русского языка» (100 000 слов и словосочетаний). «Дом славянской книги», 2010 год.
- Шклярова Т.В. «Найди ошибку! Самостоятельные работы. (9 класс)». «Грамотей», 2006 г.
Дополнительные источники:
- Вакурова О.Ф., Львова С.И.,. Цыбулько И.П. «Готовимся к ЕГЭ». М.: «Дрофа», 5-е издание, стереотипное, 2007 год.
- Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. «Русский язык в таблицах. 5-11 классы. Справочное пособие». 10-е издание, стереотипное; М.: «Дрофа», 2007 год.
- Егораева Г.Т., Ерохина Е.Л., Козлова Т.И. «Русский язык. Государственная итоговая аттестация в новой форме. 9 класс, практикум». М.: «Экзамен», 2009 год.
- Егораева Г.Т., Ерохина Е.Л. «Русский язык. ЕГЭ. 9 класс. Тренировочные тестовые задания». М.: «Экзамен», 2010 год.
- Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. «Тесты по русскому языку (8-9 классы). Мастерская учителя». М.: «Вако», 2008 год.
- Мамона Т.Н. «Русский язык. ЕГЭ. Практикум». М.: «Экзамен», 2006 год.
- Михайлова Е.В. «Тесты и тексты для комплексного анализа (10-11 классы). Мастерская учителя». М.: «Вако», 2007 г.
- Тихонова В.В., Шановалова Т.Е. «250 диктантов по русскому языку». М.: «Дрофа», 2006 год.
- Тучкова Л.И., Гостева Ю.Н «Русский язык. ЕГЭ. Типовые тестовые задания». М.: «Экзамен», 2006 год.
- Угроватова Т.Ю. «Русский язык. 34 урока, подготовка к ЕГЭ. 10-11 классы». М.: 2008 год.
- Федеральный банк экзаменационных материалов. «Сборник экзаменационных заданий. ЕГЭ 2009.» М.: «Экзамен», 2006 год
- Федорова М.В. «Грамматика русского языка. 5-11 классы». М.: «ЭКСМО», 2009 год.
Электронные пособия
- 5 баллов! Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. Издательство «Весь», 2006 год.
- Современный словарь по русскому языку. Все словари на одном диске. Издательство «Весь», 2009 год.
- Тестовый контроль. Русский язык. Редактор тестов. Тематические тесты. 10-11 классы. Издательство «Учитель», 2009 год.
Интернет – ресурсы
http://urokimatematiki.ru/videorassylka.html
- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Аудиторная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | ||
Введение | |||
1 | Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. | 1 | Сообщения |
2 | Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. | ||
3 | Входящий контроль знаний. (1) | 2 | Тренировочная работа «Основные требования к речи» |
Язык и речь | |||
4 | Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. | ||
5 | Функциональные стили речи и их особенности. | 3 | Тестовая работа по теме «Язык и речь. Языковая ситуация. Стили речи. Стилистические ошибки». |
6 | Текст как произведение речи. Функционально-смысловые типы речи. | ||
7 | Стилистический анализ текста. | 4 | ИЗ: Стилистический анализ текста |
8 | Тестовая работа по теме «Стили речи».(2) | ||
Лексика и фразеология | |||
9 | Слово в лексической системе языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление | 5 | ИЗ: Основные виды лексических ошибок. |
10 | Русская лексика с точки зрения ее происхождения. Лексика с точки зрения ее употребления. Активный и пассивный словарный запас. | ||
11 | Фольклорная лексика и фразеология. Лексические нормы. | 6 | ИЗ: Тропы, разновидности тропов. |
Фонетика и орфоэпия | |||
12 | Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Фонетические единицы. | ||
13 | Орфоэпические нормы | 7 | ИЗ: Фонетические средства языковой выразительности |
14 | Тестирование по теме «Фонетика и орфоэпия». (3) | ||
Морфемика и словообразование. Орфография | |||
15 | Понятие морфемы как значимой части слова. Способы словообразования. Словообразовательные нормы. | 8 | Практическая работа: Нахождение и исправление орфоэпических и словообразовательных ошибок. |
16 | Орфография. Комплексное повторение. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок. | ||
17 | Практическая работа. Развитие орфографической зоркости: нахождение и исправление орфографических ошибок. | 9 | Тренировочные упражнения на развитие орфографической зоркости |
18 | Контрольный диктант по теме «Фонетика, морфемика, словообразование и орфография».(4) | ||
19 | Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. | 10 | Тестирование по теме «Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ . Правописание сложных слов». |
20 | Правописание сложных слов. | ||
Морфология | |||
21 | Морфология как учение о частях речи и грамматических категориях. | 11 | Морфологический разбор имени существительного. Тестирование по теме «Мягкий знак на конце после шипящих». |
22 | Грамматические признаки слова. Имя существительное как часть речи. | ||
23 | Имя прилагательное как часть речи | 12 | Морфологический разбор имени прилагательного, числительного, местоимения. |
24 | Имя числительное. Местоимение. | ||
25 | Глагол как часть речи. | 13 | Морфологический разбор глагола и его особых форм. Тестирование по теме «Суффиксы причастий и деепричастий.» |
26 | Причастие как особая форма глагола. Деепричастие как особая форма глагола. | ||
27 | Наречие. Слова категории состояния. | 14 | Практическая работа: «Нахождение и исправление морфологических ошибок.» |
28 | Основные виды морфологических ошибок | ||
29 | Тестирование по теме «Морфология. Самостоятельные части речи» (5) | 15 | ИЗ: Выразительные возможности служебных частей речи. |
30 | Служебные части речи. | ||
31 | Предлог как часть речи. Правописание предлогов | 16 | ИЗ: Слитное, раздельное и дефисное написание предлогов. Слитное, раздельное написание союзов. |
32 | Союз как часть речи. Правописание союзов. Союзы как средство связи предложений в тексте. | ||
33 | Частица как часть речи Правописание частиц. Частицы как средство выразительности речи. | 17 | ИЗ: Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. Различение частиц НЕ и НИ. |
34 | Междометия и звукоподражательные слова. Употребление междометий в речи. Знаки препинания в предложениях с междометиями. | ||
35 | Комплексное повторение по теме «Морфология» | 18 | Тренировочная работа: Нахождение и исправление морфологических ошибок |
36 | Морфологические нормы русского языка | ||
Синтаксис и пунктуация. | |||
37 | Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. | 19 | Тестирование по теме «Словосочетание. Способы связи словосочетаний». |
38 | Простое предложение. Главные члены предложения. | ||
39 | Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. | 20 | Тестирование по теме «Главные и второстепенные члены предложения». |
40 | Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. | ||
41 | Предложения с обособленными и уточняющими членами | 21 | Тренировочные упражнения |
42 | Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения | ||
43 | Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. | 22 | Тренировочные упражнения |
44 | Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. | ||
45 | Самостоятельная работа по теме: «Осложнение простого предложения»(6) | 23 | Тренировочные упражнения |
46 | Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. | ||
47 | Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. | 24 | Тренировочные упражнения |
48 | Сложное предложение | ||
49 | Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 25 | Тренировочные упражнения |
50 | Употребление сложносочиненных предложений в речи. | ||
51 | Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. | 26 | Тренировочные упражнения |
52 | Сложноподчиненные предложения с одним и несколькими придаточными. | ||
53 | Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 27 | Тренировочные упражнения |
54 | Использование бессоюзных сложных предложений в речи. | ||
55 | Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения). | 28 | Тренировочная работа: Нахождение и исправление синтаксических ошибок |
56 | Синтаксические нормы русского языка | ||
57 | Сложные предложения с различными видами связи | 29 | Тренировочные упражнения |
58 | Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. | ||
59 | Знаки препинания при стечении союзов. | 30 | Тестовая работа по теме: «Синтаксис сложного предложения» |
60 | Сложная синтаксическая конструкция. | ||
61 | Сложное синтаксическое целое как компонент текста. | 31 | ИЗ: Комплексный анализ текста |
62 | Контрольная работа по теме: «Синтаксис и пунктуация» (7) | ||
63 | Анализ результатов контрольной работы | 32 | Тренировочные упражнения |
64 | Комплексное повторение: Фонетика и орфоэпия. | ||
65 | Комплексное повторение: Морфемика и словообразование | 33 | Тренировочные упражнения |
66 | Комплексное повторение: Морфология и орфография | ||
67 | Комплексное повторение: Лексика | 34 | Тренировочные упражнения |
68 | Комплексное повторение: Орфография | ||
69 | Комплексное повторение: Синтаксис словосочетания | 35 | Тренировочные упражнения |
70 | Комплексное повторение: Синтаксис простого предложения | ||
71 | Комплексное повторение: Синтаксис сложного предложения | 36 | Тренировочные упражнения |
72 | Комплексное повторение: Синтаксис и пунктуация | ||
73 | Комплексная итоговая контрольная работа (8) | 37 | сообщения |
74 | Анализ результатов контрольной работы | ||
75 | Основные требования к речи | 38 | ИЗ: Комплексный анализ текста |
76 | Систематизация знаний по синтаксису и пунктуации. Совершенствование пунктуационных и речевых умений. | ||
77 | Выразительные возможности русского языка | 39 | Сочинение-рассуждение |
78 | Лингвостилистический анализ текста | ||
79 | Резерв. Комплексное повторение (для групп НПО) |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентов индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | - Устные сообщения обучающегося (доклад, реферат, чтение наизусть стихотворения И.С. Тургенева «Русский язык»). - Устный опрос обучающегося: 1. Учитывается способность обучающегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения. 2. Учитываются речевые умения обучающегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации. |
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; | - Выборочный диктант с языковым разбором. - Языковой анализ текста: устные и письменные высказывания текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. - Анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. |
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; | - Карточки с заданиями. - Лингвистический анализ текста: лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка. |
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; | - Аудирование. - Чтение текстов разных стилей речи (учитывается ораторское искусство обучающегося). - Разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др. |
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; | - Работа со словарями. - Творческие работы обучающегося (статья, заметка, репортаж публицистического стиля; эссе художественного стиля). - Оформление деловых бумаг (резюме, заметка, статья). - Работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование. - Фронтальный опрос. |
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; | - Построение диалогов разговорного стиля. -Доклад обучающегося (учитывается ораторское итскусство). - Создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения. |
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; | - Фонетический разбор слова. - Морфемный разбор слова. - Орфоэпический анализ слова. - Орфографический диктант: учитываются умения обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию преподавателя. |
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; | - Составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися. - Пунктуационный анализ предложения. - Орфографический диктант. - Изложение с элементами сочинения. - Контрольный диктант. |
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; | - Участие в дискуссии. - Речеведческий анализ текста. |
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; | - Информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; переложение текста; продолжение текста; составление тезисов; редактирование. |
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
| - Участие в дискуссии. - Выступление обучающихся с докладом, рефератом. - Письменные творческие работы (сочинение, эссе, заметка в газету, публицистическая статья, резюме, автобиография, анкета, объяснительная записка). - Чтение обучающимся критических статей ученых-филологов о языке и их анализ. - Беседа с обучающимися. |
| - Творческие работы обучающихся с применением разных стилей речи (научная и публицистическая статья, эссе, заметка, репортаж, аннотация, монография, сочинение). - Тестирование. -Разумность гипотез, пояснений и моделей записи письменной речи. |
| - Работа со словарями (словари синонимов, антонимов, омонимов, толковый, орфографический, этимологический, орфоэпический и др.). - Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение. - Практическое овладение диалогической формой речи. - Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь вниманием и т. п. - Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). |
| - Устные сообщения обучающегося, участие в дискуссии: учитывается способность обучающегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения. |
| - Письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты. |
Знания: | |
- связь языка и истории, культуры русского и других народов; | - Устные сообщения обучающихся, рефераты, творческие работы (эссе, публицистическая статья). |
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; | - Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). - Восстановление деформированного текста повествовательного характера. |
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; | - Осознание цели и ситуации устного общения. - Адекватное восприятие звучащей речи. - Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. |
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; | - Разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий). |
- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. | - Создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. - Рецензирование. - Создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка. |
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Содержание программы структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Коммуникативная компетенция формируется не только при освоении раздела «Язык и речь», но и при изучении фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, поскольку при изучении названных разделов большое внимание уделяется употреблению единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью.
Совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка обучающимися устных выступлений, рефератов, информационная переработка текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка, умения пользоваться различными лингвистическими словарями, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся.
Формирование культуроведческой компетенции может проходить в процессе работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других народов.
Русский язык, как средство познания действительности, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Особое значение придается изучению профессиональной лексики, терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности обучающихся обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам и др.).
При изучении русского языка как базового учебного предмета решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.
Содержание программы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека.
Особое внимание уделяется усвоению функциональных стилей речи и особенностям употребления языковых единиц в соответствии с речевой ситуацией. Усилена речевая направленность примерного содержания, что проявляется в увеличении часов на разделы «Язык и речь», «Функциональные стили» и др., увеличении доли самостоятельной работы обучающихся и различных форм творческой деятельности (подготовка и защита рефератов).
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
Шашкова Н.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»
Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»...
Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) для заочного отделения
Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) для заочного отделения...
Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 101101 «Гостиничный сервис» (углубленной подготовки)
Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность101101 «Гостиничный сервис»(углубленной подготовки)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык и культура речи по специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качеств...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК»
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык .Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 26.02.01 Ветеринария, 35.02.15 Кинология.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...