ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
учебно-методическое пособие

Копеина Ольга Александровна

Тема взаимодействия между обучающимся и педагогом на сегодняшний день наиболее актуальна. В обучении и воспитании никак нельзя обойтись без общения между педагогом и студентом.  Процесс прочного усвоения знаний и профессиональных навыков – центральная часть процесса обучения в СПО. Это психологически очень сложный процесс. Успешность этого усвоения у обучающихся нередко зависит от личности педагога  и манеры его общения с группой. Преподаватель   выбирает методы работы со студентами, развивающие в них такие положительные черты и качества как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим. Методы работыосновываются на индивидуальные особенности обучающихся и  их типы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopeina_-doklad.docx30.61 КБ

Предварительный просмотр:

государственное автономное

 профессиональное образовательное учреждение Республики Башкортостан

«Стерлитамакский медицинский колледж»»

Доклад

на тему:

«ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ»

Подготовила:

преподаватель

Копеина О.А.

Стерлитамак , 2021

ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

   Цель: ознакомить педагогов с этическими основами взаимодействия преподавателя и обучающегося в процессе  усвоения знаний и профессиональных навыков в системе профессионального обучения.

 

   Задачи:

1. Анализ информационных источников по теме работы.

2.Принципы этических составляющих педагогического процесса.

3. Способы установления положительных взаимоотношений педагога и обучающегося.

4. Оформление материалов по теме исследовательской работы.

  Актуальность работы

   Тема взаимодействия между обучающимся и педагогом на сегодняшний день наиболее актуальна. В обучении и воспитании никак нельзя обойтись без общения между педагогом и студентом.  Во взаимодействие вступают два разных внутренних мира: мир преподавателя (навык, честность, дисциплинированность, познания, ценностные ориентации его поколения) и мир обучающегося (формирования личности: желание все без исключения постичь, попробовать, возрастные противоречия).

   В настоящее время единого ответа на вопрос о «правильном» поведении педагога при проведении занятия не существует, ведь у каждого свой индивидуальный стиль общения со студентом, с родителями, свои методы преподавания.

 

 

       Проблема.

     Процесс прочного усвоения знаний и профессиональных навыков – центральная часть процесса обучения в СПО. Это психологически очень сложный процесс. Он никак не может быть сведен к памяти или к прочности запоминания. В него включаются восприятие материала, его осмысливание, его запоминание и то овладение им, которое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях, по-разному им оперируя. Успешность этого усвоения у обучающихся нередко зависит от личности педагога  и манеры его общения с группой.

       Новизна опыта    заключается в том, что преподаватель   выбирает методы работы со студентами, развивающие в них такие положительные черты и качества как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим. Этикет учителя требует в общении с обучающимися, их родителями, коллегами по работе как при исполнении своих трудовых обязанностей, так и во вне рабочих отношениях соблюдать общепринятые правила поведения; демонстрировать вежливое, корректное обращение, выдержанность, беспристрастность.

     Практическая значимость. Материалы данной работы могут быть использованы при проведении как  групповых теоретических и практических занятий, так и для индивидуальной работы с обучающимися.

Содержание материала:

  В обучении и воспитании никак нельзя обойтись без общения между педагогом и студентом.  Во взаимодействие вступают два разных внутренних мира: мир преподавателя (навык, честность, дисциплинированность, познания, ценностные ориентации его поколения) и мир обучающегося (формирования личности: желание все без исключения постичь, попробовать, возрастные противоречия).

   В настоящее время единого ответа на вопрос о «правильном» поведении педагога при проведении занятия не существует, ведь у каждого свой индивидуальный стиль общения со студентом, с родителями, свои методы преподавания.

 Процесс прочного усвоения знаний и профессиональных навыков – центральная часть процесса обучения в СПО. Это психологически очень сложный процесс. Он никак не может быть сведен к памяти или к прочности запоминания. В него включаются восприятие материала, его осмысливание, его запоминание и то овладение им, которое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях, по-разному им оперируя. Успешность этого усвоения у обучающихся нередко зависит от личности педагога  и манеры его общения с группой.

   Педагог – это тот, кто делится своими познаниями (в том числе и профессиональными), мудростью и навыками, которые он приобрел в процессе жизненного пути, а обучающийся их перенимает. В случае если взаимодействия «педагог – студент» не соответствуют потребностям двух субъектов, в таком случае о качестве преподавания говорить нельзя, таким образом сам факт взаимодействия станет не возможен.

    Преподаватель  выбирает подходящий стиль общения со студентами, основанный на взаимном уважении. Выбирает методы работы со студентами, развивающие в них такие положительные черты и качества как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим. Этикет учителя требует в общении с обучающимися, их родителями, коллегами по работе как при исполнении своих трудовых обязанностей, так и во вне рабочих отношениях соблюдать общепринятые правила поведения; демонстрировать вежливое, корректное обращение, выдержанность, беспристрастность.

  Здесь можно придерживаться такого совета Д. Карнеги, «щадите гордость человека, старайтесь как можно чаще хвалить его при всех, а критиковать наедине».

Этическая составляющая педагогического процесса должна основываться на следующих принципах:

   Принцип гуманности.

Педагог должен уважать честь и достоинство ученика, его родителей, своих коллег.

   Принцип законности.

Педагог является честным человеком, соблюдающим законодательство.

  Принцип справедливости.

Педагог справедливо и объективно оценивает работу учеников, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения.

  Принцип профессионализма.

Педагог должен быть требователен к себе, стремиться к самосовершенствованию. Педагог заботится о собственном непрерывном профессиональном образовании.

  Принцип взаимного уважения.

  При исполнении должностных обязанностей учитель должен придерживаться безупречных норм личного и профессионального поведения, соблюдать правила делового этикета.

  От того, как педагог выглядит в глазах студента , зависит: станут ли они вам доверять , будут ли перенимать от вас лучшие качества. Студенты учатся быть приветливыми, вежливыми, внимательными на примере своего наставника. Завоевать авторитет молодого поколения не легко!

    Но не менее важно соблюдать правильную психологическую  дистанцию. Если она чрезмерна, возникает барьер между студентами и преподавателем, который будет мешать реализации целей обучения. Малая дистанция может привести к панибратству в отношениях, нарушению субординации, снижению педагогического влияния и уничижению авторитета.

 Существует ряд способов установить положительные взаимоотношения педагога со студентом:

1. Постарайтесть запоминать имена студентов. Интерес к обучающемуся , как к личности , оказывает взаимное желание студента быть понятым, интересным для педагога.

2. Проводите индивидуальные консультации, что также способствует установлению доверительных, личностных взаимоотношений

3. Найдите способ показать ваш интерес к студентам. Обговорите часы, в которые студент сможет вам позвонить или выделите время для общения группы с вами в сети ( ВК, ватсап, зум )

4. Проявляйте интерес к обучающимся. Поздравьте с студентов, если они заняли призовые места, приняли участие в мероприятии. Просто уточните в начале занятия –как чувствуют себя обучающиеся. Но делайте это искренне.

Индивидуальный подход. Типы студентов

   Осуществляя индивидуальный подход к студентам:, педагог помогает им раскрыть свой потенциал в процессе обучения. При этом следует учитывать типологию студенческого поведения, их мотивации к успеху в учебе. Интересно выделение типов студенческого поведения, исследованных американцем Диком Манном. На основе социологических опросов он выделил следующие 8 условно названных им типов студентов:

1. Податливые, уступчивые.

2. Волнующиеся-зависимые.

3. Разочарованные работники.

4. Независимые студенты.

5. «Герои».

6. «Снайперы».

7. Ищущие внимания.

8. Молчащие студенты.

1. Податливый, уступчивый студент в основном зависим от педагога, от условностей, у него высокая ориентация на выполнение заданий. В отличие от других типов, эти студенты удовлетворены просто тем, что они изучают то, чему учит их педагог. Податливые студенты в группе чаще всего соглашаются с преподавателем или просят разъяснений. Они редко выступают  с постановкой проблемы или подвергают сомнению контроль педагога. В группу приходят просто для того, чтобы понять материал, часто предпочитают лекцию дискуссии, семинару. Всегда выполняя то, что им скажут, податливые студенты обычно хорошо сдают экзамены, но вряд ли они выказывают много независимых суждений или проявляют творчество.. Самая характерная черта этих студентов - их удовлетворенность существующим статус-кво, они никогда не подвергают сомнению авторитет педагога.

Стратегия поведения педагога по отношению к этому типу студентов Педагог может помочь податливому студенту стать более независимым в своих суждениях, первоначально приняв его зависимый стиль поведения. Одобрив студента, педагог попросит его выказать больше самостоятельности. Например, анализируя контрольную работу, педагог может написать: «Отлично проработана заданная литература. Хорошая работа! Думаю, ты готов к тому, чтобы добавить несколько своих собственных суждений и критических замечаний по тому материалу, который ты проработал. Продолжай в том же духе».

2.  Волнующийся-зависимый тип- очень распространен в студенческой среде. Они легко выделяются в группе по их беспокойству по поводу отметок. Подобно податливому типу, эти студенты хотят учить то, что предлагает им учитель, однако они боятся, что могут что-либо пропустить. Вероятно, они просят педагога повторить определения, чтобы записать их слово в слово. Податливые студенты обычно доверяют учителям и предполагают, что отметки, которые они получают, справедливы. Наоборот, волнующиеся и зависимые студенты не доверяют педагогам, часто ожидают подвоха в вопросах или несправедливой системы оценок. Комбинация высоких амбиций, волнений и подозрительности дает основание предположить, что эти студенты чувствуют себя раздраженно по поводу того, что они не имеют той власти в процессе образования, какой бы им хотелось. На экзамены они являются измученными, остаются за дверью до последнего момента, идут отвечать последними, перепроверяют свои ответы, добавляют «еще одно предложение». Из-за их исключительного волнения и относительно низких способностей, их работа часто лишена воображения, посредственна и не имеет системы. Они могут помнить детали и определения, но у них отсутствуют знания концептуальных положений. Плохая оценка их работы педагогом подтверждает их пессимистические ожидания, усиливает их беспокоящееся и зависимое поведение.

Стратегия поведения педагога по отношению к этому типу студентов. Преподаватель, который расширяет их диапазон возможностей, помогает их интеллектуальному росту. Отвергая их вопросы или отказываясь признать их, педагог просто увеличивает тревогу этих студентов. Отвечая этим студентам, старайтесь не раздражаться, считайте до 10, прежде чем ответить.

3. Разочарованные студенты. Студенты этого типа делают комментарии депрессированного и фаталистического отношения к себе и к своей учебе в группе. Подобно двум другим типам, они рассматривают себя неспособными к осуществлению контроля за своей учебой. Некоторые из них так усердно работали ради получения отметок в прошлом, что более не находят учебу приятной. Они перегорели, чаще всего это более взрослые студенты, которым трудно сохранять юношеский энтузиазм. Некоторые из них имеют работу или семью и чаще всего физически устают и более заняты, чем их более юные одногруппники..

Стратегия поведения педагога по отношению к этому типу студентов Педагогу следует их вдохновлять, поднимать им настроение (например, письменные комплименты по их контрольной работе, но лучше всего - беседы с глазу на глаз). Помощью со стороны педагога может быть открытое признание, что тягостные настроения этих студентов замечены и их хотят лучше понять.

4. Независимые студенты в равной мере принимают то, что предлагает педагог и следуют своим собственным целям. Они чувствуют себя комфортно, выполняя то, что им задают, обычно предпочитают семинары лекциям, не мямлят, когда их просят высказать свое собственное мнение по теме. Это активные участники, они легко становятся друзьями педагога, до некоторой степени отождествляя себя с ним. Это идеальные, зрелые студенты, на них педагог может рассчитывать при обсуждении на достаточно высоком уровне. Они редко представляют проблемы для педагога, но если преподаватель ведет занятия плохо, именно они могут высказать неудовольствие от имени группы.

Стратегия поведения педагога по отношению к этому типу студентов Педагог должен признать их независимость и поощрять ее для того, чтобы стимулировать их к получению более высоких результатов в учебе по сравнению с другими студентами.Ключом в работе с такими студентами является выявление, действительно ли они независимые или это проявление восстания.

5. «Герои»похожи на независимых в своем отождествлении себя с учителем и в их предпочтении к независимой и творческой работе. У них нет отстраненности независимых, но, тем не менее, они обеспокоены тем, чтобы учитель немедленно заметил, какие они отличные студенты и интересные люди. Говоря критически, «герои» не справляются со своими первоначальными обещаниями. Они интенсивно атакуют учителя с тем, чтобы сообщить ему свои грандиозные планы, но чаще всего они разочаровывают его плохим выполнением намеченного. Герои» обычно стараются, чтобы учитель заметил их очень быстро. Они часто остаются после первого занятия с тем, чтобы педагог знал, как их интересует предмет, и как много они уже знают от предыдущего чтения и курсов. «Герои» любят дискуссии, они могут быть до раздражительности аргументированы, и никогда не соглашаются, что не правы в споре. При ближайшем рассмотрении окажется, что они не читали заданного материала и просто показывают свои прошлые знания. Неопытные педагоги могут быть удивлены, как плохо они могут отвечать на экзаменах или писать письменные работы. «Герои» обычно пропускают занятия чаще, нежели другие люди, когда новизна после начала изучения курса исчезнет или они начнут получать плохие отметки. Можно сделать вывод, что «герои» обычно обещают много, а делают мало. Они часто бросают учебу, иногда на год, два, а затем возвращаются уже более зрелыми. «Герои» обычно дают хороший результат в учебе, если с ними обращаться особым образом. Для успешной мотивации героя учитель должен поддерживать с ним хорошие отношения во время семестра. Если «герои» верят, что педагог ожидает от них великих свершений, то они, вероятно, достигнут успеха при мягком руководстве педагога ими.

6. «Снайпер» это «герой», который враждебно настроен по отношению к педагогам, вряд ли приближается к ним и полон цинизма. Подобно «героям» , они очень высокого и положительного мнения о себе, но у них мало надежд, что мир их признает, или даст им шанс продемонстрировать свои достоинства. Обычно это протестанты, которые садятся как можно дальше от учителя и часто комментируют его ядовитыми, резкими замечаниями. Некоторые показывают свой протест, надевая необычную одежду на занятия. Очевидно потому, что испытывают вину или страх за свою враждебность, они быстро ретируются, если их остроумие подвергается сомнению.

Стратегия поведения педагога по отношению к этому типу студентов Первая задача педагога для установления хороших отношений с этим типом студентов -сдерживать гнев против них. Их колкие враждебные замечания следует часто просто игнорировать. Однако игнорирование «снайперов» не заставит их работать, не разобьет их враждебность и не приведет к установлению рабочих взаимоотношений. Более плодотворно, но трудно выполнимо - это с энтузиазмом ответить на их комментарии, подчеркнув, что у них положительно, и игнорировать то, что является враждебным. Оскорбительная улыбка, как привило, не работает с ними, особенно в начале семестра.

7. Ищущие внимания  любят приходить в группу, чтобы пообщаться с другими студентами или педагогом. Подобно героям, они любят дискуссии, обожают разговаривать. Для них социальные запросы доминируют над интеллектуальными. Они любят иметь друзей в группе, и многие устанавливают хорошие тесные контакты с педагогом. Эти студенты могут хорошо работать, если это то, что заставит их товарищей и
педагога хорошо думать о них. Они любят организовывать устные журналы, вечеринки и т.д., в классе выполняют роль социально-эмоциональных лидеров.

Стратегия поведения педагога по отношению к этому типу студентов  Опытный педагог может заинтересовать их в интеллектуальном и социальном дискурсе. Так как внимание педагога очень важно для этих студентов, обычно их легко мотивировать. Педагог вначале должен уделять им внимание, но не показывать, что хорошо о них думает. Затем педагогу следует уменьшить уровень внимания к студентам, перенеся центр его тяжести на их хорошую академическую работу. Эта стратегия эффективно мотивирует этот тип студентов.

8. Молчащие студенты  Из всех типов, эти студенты больше всех хотели установить тесные взаимоотношения, но более всего боялись, что педагог не будет высокого мнения о них и об их работе. Молчаливые студенты реагируют на оценку их педагогом
молчанием, а не враждебностью. В отличие от «снайперов», они осознают свое желание иметь личностные взаимоотношения с педагогом. Поэтому в работе с ними надо исходить их этого.

Стратегия поведения педагога по отношению к этому типу студентов Самая типичная ошибка, которую может сделать педагог в работе с этими студентами -это игнорировать их, так как они не привлекают внимание и не ставят проблем. Тепло улыбаясь им, двигаясь к тому месту в группе, где они сидят, устанавливая зрительный контакт с ними, глядя им в глаза, педагог помогает сдвинуть их с места. Желательно, чтобы они подошли первыми к педагогу, но если они не очень хорошо занимаются, то педагогу нужно взять инициативу..

    В учебно-методической литературе существуют и другие классификации студентов. Это невнимательные студенты, неподготовленные к занятиям, льстящие, обескураженные, неуверенные в себе, студенты, испытывающие социальный стресс, студенты, которые постоянно находят оправдание своим неуспехам в учебе, студенты с выдающимися академическими способностями и др.

Несколько слов о студентах, испытывающих социальный стресс. Большинство педагогов несклонны к тому, чтобы давать им меньше заданий или ставить им более высокие отметки, но к этим студентам должно быть повышенное внимание педагога, если необходимо иметь результат. Педагогу следует внимательно их слушать, без акцента на их особое состояние, не снижать к ним свои требования. Среди них могут быть студенты с какими-то заболеваниями, и педагогу следует рассмотреть эти вопросы в связи с перенапряжением на экзаменах, курсовых и т.п. Обычно более подвержены стрессу первокурсники, более взрослые студенты с семьями.

Студенты с выдающимися академическими способностямиПедагогу легко выделить таких студентов. Следует учитывать, что одаренные студенты очень восприимчивы к скуке, рутине, пытаются ускользнуть, если занятия не соответствуют их интеллектуальным запросам. дополнительной нагрузке, они будут признательны в оценке их таланта и поощрении их самостоятельной работы, не за отметки.

   Демократизм педагога  проявляется в том, что он по-разному относится к студентам, выбирает межличностную стратегию в зависимости от типажа студента с тем, чтобы установить взаимоотношения с ним, мотивировать его к изучению предмета, используя единые критерии выставления отметок за изучение курса

 Таким образом, этические основы взаимодействия учителя и ученика заключается в соблюдении правовых, нравственных и этических норм, следование требованиям профессиональной этики. Основу этического отношения педагога и обучающегося составляет уважение к студенту, как к личности.

Библиографический список

1. Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие для студентов вузов / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. -М.: Гардарики, 2003. -475 с

2. Бабанский В. К. Рациональная организация учебной деятельности // Избр. пед. труды. – М., 1989. – С. 327.

3. Крысько, В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. [Текст]/ В.Г.Крысько. – Мн.: Харвест,  1999. – 384с.

4. Практические занятия по психологии: учебное пособие для студентов пед.институтов / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1972


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД.

В последние годы все чаще многими учеными и педагогами-практиками поднимается вопрос о возрождении русской религиозно-духовной культуры в ее культурологическом значении. Возвращение к некогда забытой ...

Сопровождение группового взаимодействия обучающихся

Человек начинает мыслить тогда, когда перед ним встают вопросы. Но не любые вопросы заставляют нас задуматься. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет...

Актуальные направления содержания профессионального взаимодействия «классный руководитель - преподаватели-предметники» в педагогическом колледже

В данной статье кратко описаны направления профессионального взаимодействия классного руководителя с преподавателями-предметниками в условиях педагогического колледжа....

Мониторинг определения отношений между педагогом и обучающимся. Методика «Наш педагог» (О.И. Мотков) "Степень удовлетворенности обучающихся деятельностью преподавателя"

laquo;Степень удовлетворенности обучающихся деятельностью преподавателяМониторинг определения отношений между педагогом  и обучающимся.Методика «Наш педагог»(О.И. Мотков)...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МДК.04.01 Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации Специальность: 44.02.01 Д

Методические рекомендации включают вопросы и практические задания по каждой теме МДК.04.01 Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотруд...

Контрольно-оценочные средства по МДК.04.01 Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации

Контрольно-оценочные средства   по  МДК.04.01  Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образо...

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МДК 04.01 Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями

КТП МДК 04.01 Теоретические  и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями...