Опыт работы волонтерского отряда "За любовь и семью" как фактор воспитания современного специалиста
статья
Опыт работы волонтерского отряда "За любовь и семью" как фактор воспитания современного специалиста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_konferentsiya.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Владимирова В.В., Иванова М. А., Коломенская М. В.
(преподаватели психологии, Некрасовский
педагогический колледжа №1, г. Санкт-Петербург)
ОПЫТ РАБОТЫ ВОЛОНТЕРСКОГО ОТРЯДА «ЗА ЛЮБОВЬ И СЕМЬЮ» КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ФГОС.
«Лучший способ воспитать человека не воспитывать его, а привлечь его к воспитанию других».
В настоящее время среди молодежи существует проблема отсутствия приоритета высших ценностей, позиционируемых в новых ФГОС в качестве ключевых результатов обучения и воспитания, таких, как труд, здоровье, семья и др. Одним из требований, предъявляемых новыми стандартами, является новый подход к личности обучающегося, его готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. [1]
Одним из способов эффективного развития личности в свете новых ФГОС является профессиональное волонтерство.
Профессиональное волонтёрство – это деятельность, направленная на получение опыта работы по избранной специальности. Например, будущие психологи, социальные работники, педагоги выбирают волонтерское движение для приобретения профессиональных навыков, связанных с общением и взаимодействием в первую очередь с детьми.
Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Деятельность благотворительных организаций нуждается в поддержке добровольцев. Для организации добровольческой деятельности, с одной стороны, создаются вакансии добровольцев в благотворительных организациях, с другой стороны — формируется круг поддерживающих организаций и сам добровольческий корпус участников благотворительной деятельности, согласных принимать участие в бесплатном труде во благо нуждающихся. Такой бесплатный труд является разновидностью меценатства (бескорыстного дарения в пользу нуждающихся благоприобретателей — людей, природы).
Происходящие в современном обществе радикальные изменения в социально-экономической, общественно-политической жизни отразились на системе образования, предъявляя существенные требования к компетентности, социально-личностному развитию субъекта образования. Многие специалисты утверждают необходимость воспитания человека свободного и ответственного, способного самоопределяться в общечеловеческих ценностях, самостоятельно находить рациональные пути и оптимально реализовывать жизненную стратегию. Это во многом касается будущих учителей, которым суждено воспитывать подрастающее поколение. На них возлагается большая ответственность пересмотреть многие традиционные подходы к образовательной деятельности в школе, что связано с формированием социально активной личности будущих учителей.
Для формирования у будущих специалистов умений и возможностей воспитывать, обучать детей и взрослых, для совершенствования профессиональной деятельности студента в учебном заведении создано открытое образовательное пространство как креативная среда, обеспечивающая самореализацию студентов в процессе выполнения ими разнообразных проектов профессионального становления. Студенты объединяются в творческие группы, деятельность которых способствует пробуждению их внутренней активности, раскрытию потенциальных возможностей для формирования и развития профессионально ценных качеств и умений. Одним из таких проектов стал волонтерский отряд «За любовь и семью», который был создан в Некрасовском педколледже №1 г. Санкт-Петербурга на базе проекта «Будущему-быть» при поддержке благотворительной программы «Защита жизни» РК БЦ «Каритас СПб».
Главная цель волонтерского движения - содействие в формировании и развитии у студентов социальной активности путем привлечения их к общественно-полезной деятельности; повышение уровня профессиональной компетентности, уровня осознанности жизни и личностной ответственности. Иными словами, волонтерская деятельность - эффективный фактор воспитания современного специалиста.
Основные цели проекта «Будущему - быть»:
- Подготовка специалистов, способных проводить занятия и тренинги по просветительской работе в школах и колледжах.
- Профилактика сиротства и безнадзорности, абортов и ранних случайных половых связей и укрепление ценности семьи.
Основная миссия волонтерского отряда: повышение ценности семьи и духовное оздоровление общества.
Цель работы отряда: создание условий для изменения отношения к семье и материнству.
Задачи: дать истинную информацию о семье и материнстве, развивать комплекс умений по реализации семейных ценностей, разработать и провести комплекс занятий по развитию семейных ценностей для различных возрастных категорий школьников и студентов, работать на повышение самооценки женщины – матери, оказывать посильную психотерапевтическую помощь студентам, повышать морально – этический уровень развития студентов.
Специально для студентов были разработаны и проведены такие семинары и тренинги как: «Подготовка к семейной жизни», «Воспитание чувств или дорога к счастью», «Системное семейное консультирование», «Профилактика ранних половых связей», «Использование методов критического мышления при проведении занятий по семейной психологии», «Жизнь до рождения: пренатальное развитие» и др. К работе с волонтерами были привлечены как отечественные, так и зарубежные специалисты.
Студенты – волонтеры вели активную научную работу через написание курсовых и дипломных работ по таким темам, как: «Психология современной семьи», «Психология беременности», «Особенности эмоциональной сферы ребенка, пережившего развод родителей», «Переживание чувства любви в подростковом возрасте», «Психологический портрет женщины, живущей в гражданском браке», «Формирование образа семьи у детей из детского дома», «Профилактика нарушений отношений между мужчиной и женщиной» и т.п.
Одним из направлений деятельности волонтерского отряда явилась непосредственная работа в программе «Защита жизни». Волонтеры оказывали молодым матерям-одиночкам помощь по уходу за детьми, развивающему общению с ребенком, проводили праздники для мам с детьми, загородные прогулки и пикники, участвовали в работе изостудии и субботниках. Участие в данной деятельности дало волонтерам богатый практический опыт общения и ухода за детьми, который, несомненно, пригодится в жизни каждого человека и служит воспитанию современного специалиста. Кроме того, у волонтеров значительно изменилась система ценностей, прежде всего, значительно возросла ценность семьи и материнства.
Получив дополнительное профессиональное образование, волонтеры проводили просветительскую работу в форме внеклассных занятий, уроков, тренингов в школах и колледжах города. В результате анкетирования участников на степень заинтересованности и нужности данных занятий волонтеры получали высокие оценки и отзывы, просьбы продолжить работу.
Мы считаем, что именно непосредственная практическая помощь людям является наиболее ценным в работе волонтерского отряда, а сочетание просветительской и практической работы выгодно отличает его от других волонтерский отрядов.
По результатам анкетирования участников волонтерского отряда, мы убедились в личностной значимости волонтерской работы в профессиональной педагогической деятельности. Приведем кратко результаты анкетирования:
Что приобрели в волонтерском отряде как для специалиста?
- Желание бескорыстно помогать нуждающимся; чувство нужности, значимости, в т.ч. как профессионала – 97,5%
- Дополнительное образование; расширение кругозора; осознание семейных ценностей; развитие толерантности – 86,7%
- Развитие творческих и коммуникативных способностей; изменение жизненной позиции; более личностные отношения с преподавателями колледжа – 75,8%.
Я научился:
- Общаться с разными социальными группами лиц – 97,5%
- Разрабатывать и проводить тренинги; ухаживать за детьми – 86,7%
- Проводить внеклассные занятия – 75,8%
Значимость участия в волонтерском отряде как фактор воспитания современного специалиста: средний балл – 8,5 из 10.
Участие как фактор личностного роста: средний балл – 9,0 из 10.
Помог ли волонтерский отряд при поиске работы или в выборе направления продолжения образования – 93%
В настоящее время общаюсь с членами волонтерского отряда- 75,8%.
В настоящее время участвую в волонтерской деятельности- 75%.
Хотели бы быть волонтером в дальнейшем – 92%.
Всего в практической работе волонтерского отряда приняли участие 150 человека, среди них студенты и преподаватели педагогического колледжа, добровольцы программы «Защита жизни», студенты Академии Культуры и СПбГУ. Деятельностью волонтерского отряда было охвачено более 700 человек в колледжах, школах города и более 100 человек в благотворительной программе «Защита жизни».
По итогам деятельности волонтерского отряда изданы методические пособия по воспитанию семейных ценностей «За любовь и семью». Выпуск №1- для учителей школы. Выпуск №2 -для психологов и студентов 1-3 курсов колледжей и ВУЗов.
Анализируя деятельность студенческого волонтерского отряда, опираясь на результаты отсроченного анкетирования, мы можем сделать вывод о высокой значимости волонтерской деятельности в обучении и воспитании современного специалиста.
Таким образом, в соответствии с требованиями новых ФГОС в процессе профессионального становления будущего учителя деятельность волонтерского отряда была направлена на формирование профессиональных качеств, равноправного партнерства, формирования социально активной личности, стремящейся к самостоятельному повышению своих потенциальных возможностей. Педагогическое обеспечение профессионального саморазвития студента представляет собой интегративный и многофункциональный процесс, который охватывает взаимосвязи внешнего и внутреннего образовательного пространства. Как основные педагогические условия, обеспечивающие формирование социально-активной личности будущего учителя, выступают: свободный выбор студентом вида деятельности; сознательная активность студентов; ценностно-личностное взаимодействие субъектов образования; целостность и открытость воспитательно-образовательного пространства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии. Мой опыт работы.
Собран материал о применение различных современных технологий на уроках русского языка и литературы....
Опыт работы на тему: «Игры как средство экологического воспитания»
Дошкольный возраст – самоценный в развитии экологической культуры личности.Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологиче...
Работа ПЦК естествознания и физвоспитания по развитию инновационной образовательно – профессиональной среды как фактора внедрения современных технологий обучения учителя новой школы
Создание условий для развития инновационной деятельности и формирование инновационного пространства является одним из главных направлений в образовательной политике нашего колледжа....
«Творчество в работе учителя, как фактор воспитания и развития способностей учащихся».
Статья для учителей биологии....
опыт работы по нравственному воспитанию проект "Моя река Лена"
в докладе были раскрыты актуальность нравственного рвоспитания дошкольников и необходимость знакомить дошкольников со своим родным краем . Представлен опыт проекта знакомства с рекой родного города её...
Опыт работы по экологическому воспитанию
Экологическое воспитание...
Статья Экологическое сознание и этика как фактор воспитания современного человека
Экологическое сознание – это ценностная форма общественного сознания, в которой отражены взаимоотношения человека с природой и оценки общественной деятельности.Современное состояние экологическо...