Опыт работы волонтерского отряда "За любовь и семью" как фактор воспитания современного специалиста
статья

 

Опыт работы волонтерского отряда "За любовь и семью" как фактор воспитания современного специалиста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_konferentsiya.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Владимирова В.В., Иванова М. А., Коломенская М. В.

 (преподаватели психологии, Некрасовский

 педагогический колледжа №1, г. Санкт-Петербург)

ОПЫТ РАБОТЫ ВОЛОНТЕРСКОГО ОТРЯДА «ЗА ЛЮБОВЬ И СЕМЬЮ» КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ФГОС.

                                                   «Лучший способ воспитать человека не воспитывать его, а привлечь его к воспитанию других». 

В настоящее время среди молодежи  существует проблема отсутствия  приоритета высших ценностей, позиционируемых в новых ФГОС в качестве ключевых результатов обучения и воспитания, таких, как труд, здоровье, семья и др. Одним из требований, предъявляемых новыми стандартами, является новый подход к личности обучающегося, его готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. [1]

Одним из способов эффективного развития личности в свете новых ФГОС является профессиональное волонтерство.

Профессиональное волонтёрство – это деятельность, направленная на получение опыта работы по избранной специальности. Например, будущие психологи, социальные работники, педагоги выбирают волонтерское движение для приобретения профессиональных навыков, связанных с общением и взаимодействием в первую очередь с детьми.

Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Деятельность благотворительных организаций нуждается в поддержке добровольцев. Для организации добровольческой деятельности, с одной стороны, создаются вакансии добровольцев в благотворительных организациях, с другой стороны — формируется круг поддерживающих организаций и сам добровольческий корпус участников благотворительной деятельности, согласных принимать участие в бесплатном труде во благо нуждающихся. Такой бесплатный труд является разновидностью меценатства (бескорыстного дарения в пользу нуждающихся благоприобретателей — людей, природы).

Происходящие в современном обществе радикальные изменения в социально-экономической, общественно-политической жизни отразились на системе образования, предъявляя существенные требования к компетентности, социально-личностному развитию субъекта образования. Многие специалисты утверждают необходимость воспитания человека свободного и ответственного, способного самоопределяться в общечеловеческих ценностях, самостоятельно находить рациональные пути и оптимально реализовывать жизненную стратегию. Это во многом касается будущих учителей, которым суждено воспитывать подрастающее поколение. На них возлагается большая ответственность пересмотреть многие традиционные подходы к образовательной деятельности в школе, что связано с формированием социально активной личности будущих учителей.

Для формирования у будущих специалистов умений и возможностей воспитывать, обучать детей и взрослых, для совершенствования профессиональной деятельности студента в учебном заведении создано открытое образовательное пространство как креативная среда, обеспечивающая самореализацию студентов в процессе выполнения ими разнообразных проектов профессионального становления. Студенты объединяются в творческие группы, деятельность которых способствует пробуждению их внутренней активности, раскрытию потенциальных возможностей для формирования и развития профессионально ценных качеств и умений. Одним из таких проектов стал волонтерский отряд «За любовь и семью», который был создан в Некрасовском педколледже №1 г. Санкт-Петербурга на базе проекта «Будущему-быть» при поддержке благотворительной программы «Защита жизни» РК БЦ «Каритас СПб».

Главная цель волонтерского движения - содействие в формировании и развитии у студентов социальной активности путем привлечения их к общественно-полезной деятельности; повышение уровня профессиональной компетентности, уровня осознанности жизни и личностной ответственности. Иными словами, волонтерская деятельность - эффективный фактор воспитания современного специалиста.

Основные цели проекта «Будущему - быть»:

  1. Подготовка специалистов, способных проводить занятия и тренинги по просветительской работе в школах и колледжах.
  2. Профилактика сиротства и безнадзорности, абортов и ранних случайных половых связей и укрепление ценности семьи.

 Основная миссия волонтерского отряда: повышение ценности семьи и духовное оздоровление общества.

Цель работы отряда: создание условий для изменения отношения к семье и материнству.

Задачи: дать истинную информацию о семье и материнстве, развивать комплекс умений по реализации семейных ценностей, разработать и провести комплекс занятий по развитию семейных ценностей для различных возрастных категорий школьников и студентов, работать на повышение самооценки женщины – матери, оказывать  посильную  психотерапевтическую  помощь  студентам, повышать  морально – этический  уровень  развития студентов.

Специально для студентов были разработаны и проведены такие семинары и тренинги как: «Подготовка к семейной жизни», «Воспитание чувств или дорога к счастью», «Системное семейное консультирование», «Профилактика ранних половых связей», «Использование методов критического мышления при проведении занятий по семейной психологии», «Жизнь до рождения: пренатальное развитие» и др. К работе с волонтерами были привлечены как отечественные, так и зарубежные специалисты.

Студенты – волонтеры вели активную научную работу через написание курсовых и дипломных работ по таким темам, как: «Психология современной семьи», «Психология беременности», «Особенности эмоциональной сферы ребенка, пережившего развод родителей», «Переживание чувства любви в подростковом возрасте», «Психологический портрет женщины, живущей в гражданском браке», «Формирование образа семьи у детей из детского дома», «Профилактика нарушений отношений между мужчиной и женщиной» и т.п.

Одним из направлений деятельности волонтерского отряда явилась непосредственная работа в  программе «Защита жизни». Волонтеры оказывали молодым матерям-одиночкам помощь по уходу за детьми, развивающему общению с ребенком, проводили праздники для мам с детьми, загородные прогулки и пикники, участвовали в работе изостудии и субботниках. Участие в данной деятельности дало волонтерам богатый практический опыт общения и ухода за детьми, который, несомненно, пригодится в жизни каждого человека и служит воспитанию современного специалиста. Кроме того, у волонтеров значительно изменилась система ценностей, прежде всего, значительно возросла ценность семьи и материнства.

Получив дополнительное профессиональное образование, волонтеры проводили просветительскую работу в форме внеклассных занятий, уроков, тренингов в школах и колледжах города. В результате анкетирования участников на степень заинтересованности и нужности данных занятий волонтеры получали высокие оценки и отзывы, просьбы продолжить работу.

Мы считаем, что именно непосредственная практическая помощь людям является наиболее ценным в работе волонтерского отряда, а сочетание просветительской и практической работы выгодно отличает его от других волонтерский отрядов.

По результатам анкетирования участников волонтерского отряда, мы убедились в личностной значимости волонтерской работы в профессиональной   педагогической деятельности. Приведем кратко результаты анкетирования:

Что приобрели в волонтерском отряде как для специалиста?

  1. Желание бескорыстно помогать нуждающимся; чувство нужности, значимости, в т.ч. как профессионала – 97,5%
  2. Дополнительное образование; расширение кругозора; осознание семейных ценностей; развитие толерантности – 86,7%
  3. Развитие творческих и коммуникативных способностей;  изменение жизненной позиции; более личностные отношения с преподавателями колледжа – 75,8%.

Я научился:

  1. Общаться с разными социальными группами лиц – 97,5%
  2. Разрабатывать и проводить тренинги; ухаживать за детьми – 86,7%
  3. Проводить внеклассные занятия – 75,8%

Значимость участия в волонтерском отряде как фактор воспитания современного специалиста: средний балл – 8,5 из 10.

Участие как фактор личностного роста: средний балл – 9,0 из 10.

Помог ли волонтерский отряд при поиске работы или в выборе направления продолжения образования –   93%

В настоящее время общаюсь с членами волонтерского отряда- 75,8%.

В настоящее время участвую в волонтерской деятельности- 75%.

Хотели бы быть волонтером в дальнейшем – 92%.

Всего в практической работе волонтерского отряда приняли участие 150 человека, среди них студенты и преподаватели педагогического колледжа, добровольцы программы «Защита жизни», студенты Академии Культуры и СПбГУ. Деятельностью волонтерского отряда было охвачено более 700 человек в колледжах, школах города и более 100 человек в благотворительной программе «Защита жизни».

 По итогам деятельности волонтерского отряда изданы методические пособия по воспитанию семейных ценностей «За любовь и семью». Выпуск №1- для учителей школы. Выпуск №2 -для психологов и студентов 1-3 курсов колледжей и ВУЗов.

Анализируя деятельность студенческого волонтерского отряда, опираясь на результаты отсроченного анкетирования, мы можем сделать вывод о высокой значимости волонтерской деятельности в обучении и воспитании современного специалиста.

Таким образом, в соответствии с требованиями новых ФГОС в процессе профессионального становления будущего учителя деятельность волонтерского отряда была направлена на формирование профессиональных качеств, равноправного партнерства, формирования социально активной личности,  стремящейся к самостоятельному повышению своих потенциальных возможностей. Педагогическое обеспечение профессионального саморазвития студента представляет собой интегративный и многофункциональный процесс, который охватывает взаимосвязи внешнего и внутреннего образовательного пространства. Как основные педагогические условия, обеспечивающие формирование социально-активной личности будущего учителя, выступают: свободный выбор студентом вида деятельности; сознательная активность студентов; ценностно-личностное взаимодействие субъектов образования; целостность и открытость воспитательно-образовательного пространства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии. Мой опыт работы.

Собран материал о применение различных современных технологий на уроках русского языка и литературы....

Опыт работы на тему: «Игры как средство экологического воспитания»

Дошкольный возраст – самоценный в развитии экологической культуры личности.Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологиче...

Работа ПЦК естествознания и физвоспитания по развитию инновационной образовательно – профессиональной среды как фактора внедрения современных технологий обучения учителя новой школы

Создание условий для развития инновационной деятельности и формирование инновационного пространства является одним из главных направлений в образовательной политике нашего колледжа....

опыт работы по нравственному воспитанию проект "Моя река Лена"

в докладе были раскрыты актуальность нравственного рвоспитания дошкольников и необходимость знакомить дошкольников со своим родным краем . Представлен опыт проекта знакомства с рекой родного города её...

Статья Экологическое сознание и этика как фактор воспитания современного человека

Экологическое сознание – это ценностная форма общественного сознания, в которой отражены взаимоотношения человека с природой и оценки общественной деятельности.Современное состояние экологическо...