опыт работы по нравственному воспитанию проект "Моя река Лена"
проект
в докладе были раскрыты актуальность нравственного рвоспитания дошкольников и необходимость знакомить дошкольников со своим родным краем . Представлен опыт проекта знакомства с рекой родного города её социальным значением для людей города Усть-Кута
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_nravstvennost.docx | 25.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое нравственность?
«Нравственность-это разум сердца» /Гейне/
Человек не рождается с готовыми нравственными качествами, их надо воспитать и привить. «Чтобы нравственный идеал стал реальностью, надо учить человека правильно жить, правильно поступать, правильно относится к людям и к самому себе» В Сухомлинский. Самый благодатный возраст для восприятия знаний о правилах норм поведения в обществе, воспитания любви к семье, близким, к окружающему миру- это дошкольный возраст. Перед педагогами стоит важнейшая задача: нравственное воспитание будущего поколения.
Одна из задач нравственного воспитания это воспитание любви к родному краю. Почему так остро стоит перед обществом этот вопрос? Ребенок испытывает положительные эмоции к тому, что ему близко и понятно. Это семья, дом, природа, которая его окружает. Но еще он видит и отношение взрослых людей к родному краю. Безумная погоня за материальными благами привела к тому, что наше бескрайнее море тайги просто варварски уничтожается, загрязняется природа, нарушен экологический баланс. Взрослые являются примером безнравственного отношения к окружающему миру. Безнравственность порождает жестокость и равнодушие. Именно поэтому нашей главной задачей должно стать знакомство с родным краем, воспитание любви к нему, умение ценить и беречь бесценные дары природы. Детям необходимо объяснить, почему так важен для нас окружающий мир.
Каждый человек должен знать о родном крае, его истории, людях и традициях. Коллективом педагогов под руководством Н.В.Черемных разрабатывается программа «Моя малая Родина». В рамках подготовки этой программы был разработан долгосрочный проект «Река Лена»
Проект имеет три направления:
- Река труженица
- Река Лена и её жители.
-природа реки Лена
В соответствии с заданными направлениями были поставлены следующие
задачи:
- Расширять знания детей о водном транспорте, о профессиях людей, работающих на реке. Знакомить с животным миром реки.
- Развивать познавательный интерес к истории родного края, положительные эмоциональные чувства к красотам реки Лена.
- Воспитывать чувство ответственности за сохранение экосистемы родного края.
Работа над проектом проходила через различные виды деятельности игровая, исследовательско- познавательная, коммуникативная, продуктивная, чтение художественной литературы.
Были использованы следующие методы работы- беседы, экскурсии и целевые прогулки, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов о реке, рассматривание альбомов , фотографий , иллюстраций.
Знакомство детей с рекой- труженицей проходила через беседы: «Кто такие речники» Дети познакомились с профессиями людей, которые работают не только на водных судах , но и на берегу. Они узнали кто такие речники, как они грузят баржи, как следят за безопасностью водных путей.
« Какой бывает водный транспорт?» Рассматривали иллюстрации теплоходов, катеров, барж, которые ходят по реке, для чего они нужны, кто на них работает.Беседа «Из чего строили корабли раньше? После беседы-с детьми о истории развития кораблестроительства, был проведён опыт о свойствах железа и дерева и дети самостоятельно отметили, что современные суда сделаны из железа, а почему они не тонут? Им было предложено узнать это дома вместе с родителями. Дети приходили и рассказывали сверстникам о своих соисканиях.
На экскурсиях дети узнавали о жизнедеятельности реки в разное время года. Зимой река спит, но речники продолжают работу, они ремонтируют суда в ремонтных мастерских. Мы наблюдали, как в ряд стоят суда у берегов реки Лены.
Весной, после ледохода, наблюдали, как по реке плывут огромные баржи с разным грузом, их загружают огромные башенные краны. То, что дети не могли увидеть на реке, рассматривали с ними в группе, на иллюстрациях, фотографиях и видео фильмах. Чтобы познакомить детей где можно выучиться, чтобы стать капитаном, судоводителем и.т.д. мы с детьми ходили на экскурсию в речное училище, где наблюдали за курсантами, рассмотрели их форму, рассмотрели фойе училища. После экскурсии многие мальчики изъявили желание стать курсантами и работать на реке. Все полученные знания дети отображали в своих поделках и рисунках. Из бумаги и природного материала делали кораблики. Сделали аппликацию-коллаж «Моя река Лена», для родителей подготовили выставки рисунков по темам: «Ледоход на реке», « Моя профессия речник», «Речной порт». Свои знания о работе речников дети использовали в игровой деятельности. Сюжетно ролевые игры «Путешествие по реке Лене» «Речники» «Грузовой порт.» Проводились дидактические , словесные и логические игры по теме проекта. Н-р. Какой транспорт лишний, что не хватает у крановщика? И другие.
Второе направление подразумевало знакомство с рыбами и с самой рекой. Какая у реки длина, глубина, и ширина. В какое море она впадает.
Знакомились с разнообразием водного мира. Проводились беседы « Кто живёт в реке?» « Река Лена» На экскурсии летом наблюдали, как резвятся мальки на отмели возле берега. Нам посчастливилось увидеть, как из личинки вылупляется стрекоза. Впечатлениями об увиденном делились ещё очень долго. На реке дети знакомились и с неживой природой. Каменистый берег реки дал волю детской фантазии. Детям предложили найти камень необычной формы и рассказать, на что он похож. Кто построит из камней самую высокую башню. Придя в детский сад, дети разрисовали свои камни. Как результат выставка на веранде для родителей. Летом наблюдали за рыбаками, отдыхающими людьми. Сделали вывод, какое значение имеет река для жителей Усть-Кута. Экскурсия, как метод очень эффективен. Дети непосредственно соприкасаются с окружающим миром, учатся наблюдать, восхищаться, получают положительные эмоции. В течение месяца в группе висела карта бассейна реки Лена. С помощью воспитателя отметили, как много речек впадает в Лену. Познакомились с городами Киренск, Ленск, Якутск. На карте отметили, что возле города Якутска ленточка реки стала шире, чем возле Усть-Кута. У любопытных детей возникали вопросы : Почему в реке вода не заканчивается? Где начинается река? Порой на вопросы детей сразу и не ответишь, поэтому предлагали детям узнать обо всём вместе с родителями и потом прийти и рассказать всем о чём они узнали. Конечно не у многих детей возникает желание искать ответы дома с родителями, но и те 2-3 человека, кто придёт и расскажет о том, что узнал другим детям, добавят новые знания, и вызовут интерес к познаниям у других детей. Чтение художественной литературы дополняло полученные знания детей, заставляло детей размышлять, поддерживало заинтересованность. Дети познакомились с произведениями Усть-Кутского автора Шерстянниковой И.В. «Осетрово», «Странный сон» В форме сказки, она знакомит детей о том, какие рыбы водятся в нашей реке, рассказывает об истории нашего края. Использовались пословицы, поговорки, стихи о Родине. Читала стихи о реке Лене наших Усть-Кутских поэтов.
.
е
В исследовательской работе решали разные проблемы: можно ли пить воду из реки и как её можно очистить. Провели опыт. Набрали воду из реки и принесли её в детский сад. Отстаивали два дня. Рассматривали осадок и пытались очистить через фильтр. Затем встала новая проблема Можно ли таким способом очистить всю реку? Дети предлагали самые невероятные идеи, даже сделать очень огромный фильтр, но самое важное, дети неостались равнодушными к проблеме. Цель третьего направления-это познакомить детей с красотой и неповторимостью нашей реки, научить восхищаться рекой и любить её. Познакомить с природой и необычными природными строениями.
С детьми рассматривали альбомы, фотографии, видеофильмы с изображением реки Лены, берегами с тайгой и скалами, / «Ленские столбы», « Ленские щёки»/ Предлагала детям поделиться своим впечатлением , после просмотра, какие эмоции вызывает у них вид красавицы Лены.
Во время экскурсии на реку предлагала детям полюбоваться сверкающей водой, набегающими волнами, послушать шум реки. Просила их рассказать о том, что они видят и слышат. Предлагала дома придумать рассказ о реке Лене, описать своё отношение к ней.
Сложно бы было провести такую работу без взаимодействия с родителями. На первой встрече с ними было проведено анкетирование . Нам интересно было узнать, что они знают о реке, считают ли необходимым давать знания о родном крае детям и почему. Какое значение имеет нравственное воспитание в их семье.
Анализ анкет показал, что 100% родителей считают нравственность, одним из важных качеств ребёнка, и только 38% родителей считают , что они хорошо знают о реке Лене. Все родители согласились с тем, что знакомить детей с родным краем необходимо и важно.
Они помогали нам с подбором материала: фотографии, карта реки, иллюстрации, видеоролики. Приносили фотографии с изображением отдыха на реке. Сделали альбомы по темам: Красоты реки Лена, Лена-река труженица, рыбы реки Лены. Во время осеннего и весеннего ледохода мы рекомендовали родителям сходить с детьми на реку и понаблюдать за данными явлениями, побеседовать о безопасности, о том, что без взрослых на реку ходить нельзя. Вместе с детьми родители искали ответы на поставленные вопросы: Почему железные корабли не тонут? Водятся ли нашей реке осетры? Какова самая большая глубина реки. Проведя работу, сделали вывод, что проект необходимо продолжить. Мы планируем создать книгу с рассказами детей о реке Лене, с предложениями детей как помочь реке снова стать полноводной. Как сохранить природу нашего края. А самая важная задача- это научить наших детей беречь и любить то что нас окружает. .
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 22
Усть-Кутского муниципального образования
Доклад
Формирование духовно-нравственного начала личности
дошкольника, на основе содержания регионального компонента
«Моя малая Родина»
Педагогический проект «Река Лена»
Воспитатель Познякова Тамара Владимировна
Уст-Кут 2019год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: «Игры как средство экологического воспитания»
Дошкольный возраст – самоценный в развитии экологической культуры личности.Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологиче...
Духовно-нравственное воспитание в системе работы классного руководителя со студентами группы
Отчет классного руководителя о воспитательной работе в группе...
Методическая разработка " Нравственное воспитание в работе классного руководителя"
Методическая разработка для работы классного руководителя...
Опыт работы по экологическому воспитанию
Экологическое воспитание...
Сборнк занятий для организации работы с замещающими семьями "Организация работы с замещающими семьями по духовно-нравственному воспитанию детей"
В данном сборнике представлен опыт работы специалистов ТОГБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения "Приют надежды" в рамках реализованного проекта по подготовке и сопр...
Опыт работы волонтерского отряда "За любовь и семью" как фактор воспитания современного специалиста
Опыт работы волонтерского отряда "За любовь и семью" как фактор воспитания современного специалиста...
Статья «Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»
Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обуча...