Презентация к уроку "Фонетика и орфография. Написания, подчиняющиеся традиционным принципам русской орфографии"
презентация к уроку

Светлана Владимировна Ульянова

Цели урока систематизации и обобщения знаний и методы работы: • Содержательные: выявление уровня знаний студентов по теме «Правописание корней с чередованием гласных», высокая степень систематизации знаний, формулирование обобщения знаний по предмету • Деятельностные: воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающей действительности, создание условий для самооценки студентов, развитие пространственного мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умения работать в группе, развитие познавательного интереса, воспитание лидерских качеств, обучение приемам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умения обобщения, систематизации знаний. • Метапредметные: Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы; Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку; Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи. Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников. Задачи урока: - развивать речь студентов, логическое мышление, коммуникативные возможности; - обобщать и расширять изученные ранее знания о корнях с чередующимися гласными; - воспитывать желание переосмыслить собственные знания по изучаемой теме и применять их на практике.. Тип урока: урок повторения и обобщения изученного материала на основе ЭОР(электронных образовательных ресурсов) и самостоятельной деятельности учащихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фонетика и орфография. Написания, подчиняющиеся традиционным принципам русской орфографии . Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. Александр Иванович Куприн

Слайд 2

Прозвенел уже звонок – Начинаем наш урок. Открываем все тетрадки, Проверяем: всё ль в порядке.. На вопросы отвечаем, Когда нужно – замолкаем. В теме будем разбираться, Главное – не отвлекаться!

Слайд 3

№1 Акцентологическая дуэль. Вариант 1 1 . Расставьте ударения. Дремота, знамение, приданое, диоптрия, закупорить, облегчить, намерение, газопровод, договор, созыв, диспансер, гастрономия, ломота, статуя, иконопись, баловать, кашлянуть, принудить, феномен, искра, ракурс, мизерный, сливовый, похороны, на похоронах, эксперт, жалюзи, премировать, заплесневелый, мельком, некролог, телеграфия, стереография, творог, фетиш, позвонит, включит. ( 37 баллов-«5», 30-36-«4», 22-29-«3 ». Проверьте и к арандашом поставьте + или -. Проверяем правильность: ручкой зачёркиваем неправильный ответ, ставим +,-. Считаем +, ставим оценку товарищу. Считаем зачёркнутое, отнимаем от 37, ставим оценку себе. _______________________________________________________________________ Акцентологическая дуэль __ Вариант 2. 1. Расставьте ударения. Асимметрия, алкоголь, апостроф, туфля, упрочение, щавель, блокированный, валовой, каталог, кухонный, августовский, зубчатый, гербовый, украинский, сироты, христианин, умерший, флюорография, полиграфия, цемент, обеспечение, с деньгами, балованный, корысть, мимикрия, опошлить, наверх, надолго, благовест, маркетинг, танцовщица, камбала, облегчить, свекла, принудить, звонишь, включишь. ( 37 баллов-«5», 30-36-«4», 22-29-«3»)

Слайд 4

Попробуйте сформулировать тему урока, проанализировав данные цитаты: Зри в корень ! ( Козьма Прутков) И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных (А.С. Пушкин) Что наши свежие мечтанья Истлели быстрой чередой. (А.С. Пушкин) Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. (А.С. Пушкин) И Бога глас ко мне воззвал . ( А.С. Пушкин)

Слайд 5

Тема урока: Правописание корней с чередованием гласных .

Слайд 6

Цель занятия: умение грамотно писать корни с чередованием гласных. Пути достижения данной цели (задачи): 1.Повторить правила. 2. Систематизировать материал. 3. Обобщить материал. 4. Отработать навыки написания корней с чередованием.

Слайд 7

Как вы думаете, зачем надо грамотно уметь писать корни с чередованием? - Знания развивают мышление. Мы пришли учиться в колледж, чтобы пополнить ряды русской интеллигенции, а это самая образованная часть общества. Мы должны быть примером для других . Эпиграф к уроку: Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. Александр Иванович Куприн

Слайд 8

В основе орфографической системы языка лежат некоторые принципы, которые основаны на правилах языка. Выделяют четыре принципа русской орфографической системы: - морфологический; - фонетический; - традиционный, или исторический; дифференцирующий . Расскажите о каждом принципе русской орфографии. Приведите примеры.

Слайд 9

Чтобы вам освежить в памяти знания, полученные в школе, Виктор Гордеев провёл небольшую исследовательскую работу и сейчас сделает доклад о происхождении корней с чередованием гласных. (Исследовательский проект ). Основные тезисы необходимо записать. Внимательно слушайте: Группы корней, откуда пришли.)

Слайд 10

Проверь себя (№2). Составление плана, стратегии по разрешению затруднений. 1. Отработать написание групп корней, которые вызвали затруднение. 2. Отработать правописание исключений. 3. Реализация выбранного плана. Отработка трудностей.

Слайд 11

Аналитическая таблица №3. Ответьте на вопросы и заполните таблицу: 1. Сколько групп корней с чередованием? На какие группы делятся чередующиеся гласные в корне ?. 2. Определите закономерность написания корней с полногласными и неполногласными сочетаниями . 3. Перечислите корни, зависящие от суффикса –А-? 4. В чём происходит зависимость от суффикса –А- ? Перечислите исключения из этого правила. 6. Перечислите корни, зависящие от согласного звука. Как происходит зависимость? Перечислите исключения из этого правила. 9. Перечислите корни, зависящие от ударения . Расскажите правило. Перечислите исключения из этого правила. 12. Перечислите корни, зависящие от смысла, с их значениями. Перечислите исключения из этого правила

Слайд 13

Алгоритм рассуждения: 1. Вижу безударную гласную. 2. Определяю морфему. Если корень, проверяю вид безударной гласной: Проверяемая; Непроверяемая; Чередующаяся. 3. Вспоминаю условия написания данного вида. 4. Определяю, к какой группе относится корень с чередованием и условия написания .

Слайд 14

Составьте словосочетания со словами-исключениями. Сочетание , изгарь( паровозная), пригарь (каша с), выгарки (масла), утварь, зоревать, зорянка , пловец, пловчиха, Ростов , росток, Ростислав, ростовщик, отрасль, скачу, заскачу (заскочу), обскачу, равнина, поровну, ровесник, уровень , равнение(равняйсь ), поравняться с____, сровнять с…., сравнять с……

Слайд 15

№ 6: Докажите, что данный отрывок является текстом. Вставьте пропущенные буквы в слова с чередующимися гласными, объясните свой выбор. Распределите их в графы таблицы. Пл .. вец Р.. стислав . Недалеко от города Р.. стова на озере, заросшем камышом, под пол..гом плакучих ив жил бобр по имени Р.. стислав . У него было безопасное непром .. каемое жилище со всей необходимой для бобра утв .. рью . Вход в жилище распол .. гался ниже ур .. вня реки, в месте, где не было почв- пл .. вунов . Время от времени Р.. стислав подб ..рал пл .. вучие бревна и обд ..рал ветки р.. стущих поблизости деревьев, чтобы отремонтировать свою хатку. С юного возр ..ста Р.. стислав , имея хорошую память, покл .. нялся наукам и художественному творчеству и поч ..тал любое прик .. сновение к знаниям. Он любил решать занимательные ур .. внения и ,вдумчиво сл..гая слова в словосоч .. тания , изл ..гать события из своей жизни. Однажды на рассвете Р.. стислав решил пост..рать и направился по зар ..ставшей травой тропинке к зар .. слям камыша. Разг .. ралась з.. ря . Расст .. лавшийся ночью туман медленно раств .. рялся в воздухе. Пор.. внявшись с озером, в зар .. слях прибрежной травы Р.. стислав заметил удочки с попл .. вками , зам.. ршими среди водор ..слей и р.. стков кувшинок. Внезапно он почувствовал запах гари и увидел на р.. внине заг .. релых туристов, которые разж .. гали костер, чтобы высушить обувь , которую нам.. чила роса. Работа в паре. Выполняют задание, выбирают правильный ответ. Проводят самопроверку

Слайд 16

Самостоятельная работа №7.. Ответы : 1- 2 , 2 – 1, 3 – 4, 4 – 2, 5 – 1, 6 – 2, 7 – 1, 8 – 4, 9 – 3, 10 –1 , 11 - 4 Оценка: за 11 правильных ответов – «5» 9-10- ------ «4» 7-8- -------- «3» менее 7 ---« 2»

Слайд 17

Домашнее задание: 1. Выучить таблицу. 2. Составить диктант (выписать не менее10 предложений на правило «Правописание корней с чередованием гласных» из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети») 3. Подготовиться к проверочной работе .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему «Предмет, метод, задачи статистики и принципы организации государственной статистики в РФ»

Эта презентация предназначена для использования на уроке «Предмет, метод, задачи статистики и принципы организации государственной статистики в Р.Ф.».Представленная в презентации информация в наг...

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ТРАДИЦИОННЫЕ БЛЮДА РУССКОЙ КУХНИ»

Для студентов 1-х курсов сервисных специальностейУрок – соревнование проводится в столовой, либо в актовом зале по заранее разработанному плану. Творческие задания раздаются по группам за две недели д...

Речевые клише для подготовки к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку

1. Актуальность проблемы, поднимаемой автором.2. Тема и идея (основная мысль) текста.3. Обоснование точки зрения автора.4. Характеристика композиции исходного текста, стиля и типа речи. 5. Выраже...

Урок: "Фонетика и орфография. Написания. подчиняющиеся традиционным принципам русской орфографии".

Урок:  "Фонетика и орфография. Написания. подчиняющиеся традиционным принципам русской орфографии".Цели урока систематизации и обобщения знаний и методы работы:Содержательные: выяв...

Рабочая программа предмета ОДВ.03 Русское правописание: орфография и пунктуация

Рабочая программа предмета ОДВ.03 Русское правописание: орфография и пунктуация...

Урок - презентация для подготовительного отделения ДХШ/ДШИ. Композиция по мотивам русской народной сказки "Котофей Иванович и Лиса". Группа второго года обучения (6 лет)

Урок - презентация для подготовительного отделения ДХШ/ДШИ. Композиция по мотивам русской народной сказки "Котофей Иванович и Лиса". Группа второгогода обучения (6 лет)...