СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ТРАДИЦИОННЫЕ БЛЮДА РУССКОЙ КУХНИ»
методическая разработка на тему
Для студентов 1-х курсов сервисных специальностей
Урок – соревнование проводится в столовой, либо в актовом зале по заранее разработанному плану. Творческие задания раздаются по группам за две недели до соревнования, в них указываются условия участия во внеклассном мероприятии. У каждой команды есть время назначить капитана, выбрать блюдо, которое она будет представлять, определить ответственных за выполнение приготовления выбранного блюда.
В соответствии с заданием студенты должны собрать наиболее интересные рецепты блюд своего стола. Они ищут их в поваренных книгах, записывают со слов своих бабушек, мам, знакомых. В подготовке к этому празднику есть своя специфика – еда готовится накануне или в день праздника.
Все непосредственные участники урока - соревнования продумывают костюмы. Каждый вид пищи имеет своеобразное название (например, “Щи да каша-пища наша”, которое вывешивается над соответствующим столом. Столы застилают скатертями с рисунком и вышивкой в русском национальном стиле. На них ставится посуда, кладутся полотенца и салфетки.
В начале и конце праздника, а также во время дегустации блюд жюри и времени отведенного на подсчет результатов конкурсов звучат русские мелодии. В конце праздника все участники награждаются грамотами, за активное участие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_po_istorii_traditsionnye_blyuda_russkoy_kuhni.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
ПО ТЕМЕ:
«ТРАДИЦИОННЫЕ БЛЮДА РУССКОЙ КУХНИ»
(для студентов 1-х курсов сервисных специальностей)
Дата проведения:
20 ноября 2013 г.
Автор сценария:
Евтенко И.Н., преподаватель истории, классный руководитель группы П-1 л/о.
Место проведения:
Актовый зал ГАОУ СПО ЛСПК КК
Цели:
Образовательные:
- познакомить студентов с традициями и особенностями русской национальной кухни, с разнообразными блюдами русской кулинарии;
- формировать умения и навыки в приготовлении блюд национальной кухни, их оформлении и подаче;
- учить применять полученные знания на практике.
Развивающие:
- развитие навыков работы в группе;
- развитие познавательной активности, творческого отношения к работе;
- формирование умений и навыков работы на компьютере и подготовке презентаций в Power Point.
Воспитательные:
- формировать устойчивый интерес к народным традициям, истории и культуре своего народа; воспитывать навыки культуры поведения;
- воспитание интереса к избранной профессии;
- воспитание аккуратности, эстетичности, чувства меры в оформлении блюд.
Урок – соревнование проводится в столовой, либо в актовом зале по заранее разработанному плану. Творческие задания раздаются по группам за две недели до соревнования, в них указываются условия участия во внеклассном мероприятии. У каждой команды есть время назначить капитана, выбрать блюдо, которое она будет представлять, определить ответственных за выполнение приготовления выбранного блюда.
В соответствии с заданием студенты должны собрать наиболее интересные рецепты блюд своего стола. Они ищут их в поваренных книгах, записывают со слов своих бабушек, мам, знакомых. В подготовке к этому празднику есть своя специфика – еда готовится накануне или в день праздника.
Все непосредственные участники урока - соревнования продумывают костюмы. Каждый вид пищи имеет своеобразное название (например, “Щи да каша-пища наша”, которое вывешивается над соответствующим столом. Столы застилают скатертями с рисунком и вышивкой в русском национальном стиле. На них ставится посуда, кладутся полотенца и салфетки.
В начале и конце праздника, а также во время дегустации блюд жюри и времени отведенного на подсчет результатов конкурсов звучат русские мелодии. В конце праздника все участники награждаются грамотами, за активное участие.
Ход мероприятия:
Вступительное слово
Ведущий: Здравствуйте, дорогие участники команд, уважаемые члены нашего жюри и просто любители русской истории.
Мы начинаем наш урок – соревнование «Традиционные блюда русской кухни»». Почему именно такая тема, спросите вы? Тема нашего урока – соревнования выбрана не случайно: уходящий 2012 г. объявлен указом президента Дмитрием Анатольевичем Медведевым (от 9 января 2012 года) - Годом Российской истории.
На 2012 г. выпадает выпадает немало исторических дат, которыми может гордиться каждый гражданин нашего государства.
Ведущий: Это и 770 - летие победы над крестоносцами на Чудском озере князем Александром Невским - 5 апреля 1242 года.
Ведущий: И 400 - летие изгнания польских интервентов из Москвы народным ополчением под руководством Минина и Пожарского 7 ноября 1612 года.
Ведущий: 200 – летие победы России над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г.
Все эти памятные события – часть нашей истории и культуры. Нельзя не согласиться с высказыванием российского ученого, академика Д. Лихачева: «Кто не помнит своего прошлого, тот не достоин будущего».
Ведущий: Неотъемлемой частью культуры каждого народа, элементом ее прошлого и настоящего является и кухня.
Недаром этнографы начинают исследование жизни любого народа с изучения его кухни, ибо в ней в концентрированном виде отражается история, быт и нравы народа.
Русская кухня в этом смысле не исключение, она так же является частью нашей культуры, нашей истории.
Известный французский исследователь, автор книги “Философия вкуса” Брилья-Саварен однажды заметил, что “судьба наций зависит от того, как они питаются”.
Возможно, этот афоризм и страдает некоторым преувеличением роли пищи, но одно бесспорно – питание всегда было, есть и будет важнейшей стороной бытия человека. Не случайно еще древние греки десятой музой, без которой они не мыслили своего существования, выбрали богиню, покровительствующую искусству приготовления пищи, - Кулину.
В том, что и как мы едим, ярко проявляются характерные черты бытового уклада жизни многих поколений наших предков. Еда и все, что с ней связано, - неотъемлемая часть материальной культуры любого народа. Русский народ также вписал в мировую кулинарную книгу сотни рецептов прекрасных кушаний, оставил нам в наследство замечательные традиции стола, в основе которых лежит бережное, уважительное отношение к продуктам питания. Мы можем по праву гордиться этой стороной своей культуры
Говорят ли что-нибудь многим из нас такие слова, как ботвинья, сбитень, кулага, тельное? Ведущий выдерживает паузу, ждет ответов.
Скорее всего, нет. Где-то что-то слышали, встречали упоминание в художественной литературе, вот, пожалуй, и все. А ведь это лишь некоторые из многих кушаний, в прошлом прочно занимавших место на русском столе. Сегодня они забыты нашими хозяйками, как, впрочем, и сотни других. А жаль.
Ведущий: Проходят годы, десятилетия, века, унося с собой многое. Меняются продукты питания, совершенствуется кухонная техника. А в бездонных кладовых русской национальной кухни хранятся настоящие сокровища, и отказаться от них было бы огромной ошибкой. Многие, очень многие кушанья прошлого могут стать украшением нашего стола, сделать современное меню более разнообразным и здоровым.
Итак, прежде чем мы начнем соревнование, позвольте представить команды – участники:
(Представление команд – участников)
А также членов нашего уважаемого жюри (представление жюри).
Ведущий: В течение всей игры, жюри будут регулярно подводить итоги конкурсов (объявляет результаты за конкурс и общий итог игры)
Все конкурсы оцениваются по 5-ти бальной системе. Причем в качестве балла – оценки за конкуры выступают всем известные русские бублики. Команда, набравшая наибольшее количество баллов-бубликов явится победителем нашего урока-соревнования.
1 конкурс. Приветствие.
Суть конкурса заключается в представлении капитанами своих команд (команда 5 человек).
В рамках конкурса жюри учитывает:
- Название команды
- Девиз
- Эмблемы
- Оформление приветствий.
Ведущий: 2 конкурс. Домашнее (практическое) задание.
Командам было дано ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ – приготовить русские блюда по выбору:
П-1 – русские блины.
Г-1 – пельмени.
Т-1 – вареники.
Сейчас команды, представят членам жюри свои блюда и расскажут об их приготовлении с использованием презентаций.
(После просмотра презентаций – дегустация блюд членами жюри).
Конкурс заканчивается, участники команд подносят свои блюда для дегустации членам жюри.
Ведущий: Приятного аппетита. Так говорим мы друг другу перед едой. В Китае в таких ситуациях желают: «Ешьте не спеша».
Звучит музыка, жюри дегустируют блюда.
Ведущий: 3 конкурс. Разминка.
Каждой команде будут заданы по 5 вопросов.
Жюри при выставлении баллов учитывает правильный ответ, полноту и четкость формулирования ответа, дополнительные сведения по данному вопросу.
Ведущий в порядке очереди задает командам – участникам вопросы.
Вопросы 1 команде:
1.Как раньше в русской кухне называли жидкие блюда?
(Хлебово, варево, похлебка, уха, калья. Слово суп вошло в русский лексикон в эпоху Петра 1)
2. Что входит в состав Гурьевской каши и почему она имеет именно такое название? (Каша названа в честь министра финансов Д. Гурьева. Изобрел ее его повар – Захар Кузьмин. Состав: манная крупа, молоко, орехи ил цукаты, сахар, соль, масло, яйца, ванилин)
3. Что такое “кислые щи”?
(Кислые щи – это очень острый и сильно газированный напиток типа кваса.)
4. Что на Руси первоначально означало слово «пирог»?
(Название «пирог» произошло, как полагают, от слова «пир» и означало праздничный хлеб.)
5. В допетровской Руси традиционным новогодним угощением праздничного застолья были свежие яблоки. Почему?
(Ведь до календарной реформы Петра I Новый год отмечали 1 сентября - в то время, когда собирали яблоки.)
Вопросы 2 команде:
1.Какие вы знаете названия русских холодных супов?
(Окрошка, борщ холодный, щи зеленые, ботвинья, холодник, свекольник)
2.Что такое “расстегаи”?
(Расстегаи – это пирожки с различными начинками, у которых сверху имеется специальное отверстие – от слова “расстегивать”)
4. Из чего варили щи русские солдаты во время войны 1812 года вдали от родины?
(Они квасили виноградные листья и из них варили щи.)
5.Какому овощу в древней Руси (до картофеля) дали название “второй хлеб”?
(Этот овощ – репа или брюква).
5. В 1912 году, в год столетнего юбилея, русскими кулинарами было придумано новое блюдо. Какой оно было формы?
(Треугольной – торт «Наполеон».)
Вопросы 3 команде:
1.Перечислите русские национальные напитки.
(Рассолы, морсы, квасы, меды, лесные чаи, сбитни).
2. При каком русском правителе в Росси попытались распространить картофель? (Еще Петр 1 прислал в Россию первую партию картофеля с наказом разослать по всем губерниям для выращивания, но в то время картофель не прижился на Руссой земле. Даже в начале 19 века картофель был еще мало известен кулинарам России)
3. В каком веке в России появился чай?
(Чай появился в России в 17 веке, во времена правления государя Михаила Федоровича)
4.О каком продукте на Руси говорили – «творить», а не «готовить»?
(О тесте.)
5. Какой тип предприятия общественного питания появился благодаря русским казакам, расквартированным в Париже в 1814-1815 гг.?
(Бистро – закусочная, маленький ресторан.)
4 конкурс. Вопросы команд друг другу.
Ведущий: Каждая команда приготовила самостоятельно вопросы на тему «Традиционной русской кухни» своим оппонентам. Сейчас один представитель каждой команды задает своим оппонентам заранее приготовленные вопросы на тему «Традиционная русская кухня» (по 5 вопросов от команды)
При выставлении оценок жюри учитывает правильность формулирования вопроса, его актуальность, полноту ответа, добавление исторических сведений.
5 конкурс. Конкурс капитанов команд.
Ведущий: Одно из самых любимых русских блюд – ПИРОГИ. Всех видов русских пирогов и не перечислишь. Только в одном трактире Тестова ежедневно подавалось до 10 видов русских пирогов и пирожков, а всего за год 3700 видов!
Недаром бытовала пословица: «В пирог все завернешь».
Итак, сейчас приглашаем капитанов команд, которые заслушав вопрос, должны будут за 1 минуту в письменном виде, дать как можно большее количество ответов на заданный вопрос. Каждый правильный ответ будет засчитываться жюри как 1 балл.
Вопрос для капитанов команд:
- Перечислите названия русских пирогов с начинками.
Звучит музыка (композиция «Пироги»)
Конкурс проводится в письменном виде.
Жюри выставляет за каждый правильный ответ по 1 баллу - бублику.
Возможные варианты ответов на вопрос капитанам:
- именинные,
- крестильные,
- свадебные русские пироги;
- из пресного,
- дрожжевого,
- слоеного теста;
- открытые и
- закрытые;
- маленькие пирожки и большие пироги; со всевозможными начинками: с яйцом и луком,
- с грибами и картофелем,
- говядиной и бараниной,
- из рыбы — рыбники,
- из курятины — курники,
- из ягод — ягодники.
- Русские пироги, выпеченные кому-либо в дорогу перед отъездом из дому, назывались подорожниками.
- Были особые хлебальные русские пироги — с них срезали корку, а начинку ели ложками.
Заключительный этап урока – соревнования.
Завершение. Жюри подсчитывает общие баллы - бублики, выбирает команду – победителя.
Ведущий: Все конкурсы нашего замечательного соревнования позади, надеюсь и участники и зрители получили не только позитивный заряд, но и новые знания о традиционной русской кухне.
Ну а теперь для оглашения результатов мы предоставляем слово нашему жюри.
Председатель жюри объявляет результаты конкурса.
Ведущий: История русской национальной кухни – достояние нашего народа, сохранить которое наша главная задача
Выход на сцену всех участников мероприятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классное руководство Сценарий внеклассного мероприятия по теме "Военным медсестрам посвящается…."
Цели и задачи данного мероприятия: Цели: 1. Формирование у молодежи духовно-нравственных основ при выборе жизненной позиции. 2. Воспитание у студентов патриотизма, милосердия, гражданской позиции, про...
Классное руководство Сценарий внеклассного мероприятия по теме «День проявления доброты»
У любого человека есть представление о том, что хорошо и что плохо, что принято в обществе, а что не принято. Существуют правила поведения в обществе. Этих правил не так много, и если умело ими пользо...
Классное руководство Сценарий внеклассного мероприятия по теме «День здоровья»
7 апреля на всей планете люди отмечают День здоровья. Почему такой день существует? Да потому, что здоровье – это самое дорогое, что есть у человека. ...
Классное руководство Сценарий внеклассного мероприятия по теме «День учителя»
День учителя! Вслушайтесь сердцем В эти звуки, что дороги нам… Всем, что связано с юностью, с детством, Мы обязаны учителям. ...
Классное руководство Сценарий внеклассного мероприятия по теме «Последний звонок »
Провожать и расставаться трудно, Легче – знают все – встречать. Нужно быть нам сильными сегодня, Чтобы главные слова сказать… ...
Классное руководство Сценарий внеклассного мероприятия по теме " Всемирный день поэзии" - "Пока горит свеча"
«Пока горит свеча…». Огонёк свечи давно стал символом поэтических вечеров. Писать стихи – это всё равно, что уметь летать как птица. Этому нельзя научиться, а вот понимать поэзию может научиться кажды...
Сценарий внеклассного мероприятия на тему: " Защитим родной язык"
Богатство народа - его язык.Русский язык сегодня свои плацдармы он теряет не только за границей - в самой России сегодняшние школьники в большинстве своем безграмотные.Мероприятие посвящено проблеме с...