Программа работы с одаренными детьми по истории и обществознанию
методическая разработка
Цели: создание благоприятных условий для развития талантливых обучающихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования
Задачи: Выявление одарённых детей с использованием различных диагностик;
Использование на уроках истории и обществознания дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности по предмету;
Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня знаний по истории и обществознанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа работы с одарёнными детьми | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Жариковская СОШ
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
Директор школы Зам. директора по УВР На заседании МО
учителей СГЦ
/_______/Е.В. Брюнина /________/ Е.Ю.Тимашева /_______/ В.В. Богданова
«04» сентября 2022 г. «03» сентября 2022 г. «02» сентября 2022 г.
Программа работы с одаренными детьми по истории и обществознанию
Мельниченко Надежда Михайловна
Учитель истории, обществознания первой квалификационной категории
2022 - 2023 учебный год
Цели: создание благоприятных условий для развития талантливых обучающихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования
Задачи: Выявление одарённых детей с использованием различных диагностик;
Использование на уроках истории и обществознания дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности по предмету;
Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня знаний по истории и обществознанию.
Этапы реализации
1 этап. Диагностико-прогностический; мониторинг одаренности
Создание: банка данных по одарённым детям; банка творческих работ обучающихся;
банка заданий повышенной сложности
Организация: внеурочной деятельности «Честь и доблесть Отечества», элективного и курсов по выбору; творческих конкурсов, олимпиад; внеклассной работы по предметам
2 этап. Деятельностный:
- составление индивидуальной долгосрочной программы с учётом профориентации;
- организация активной внеурочной деятельности обучающихся по истории и обществознанию;
3 этап. Констатирующий.
- оформление портфолио; внедрение в практику рейтинга обучающихся.
Функции учителя истории и обществознания:
Выявление одарённых детей;
Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности и разного уровня;
Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми;
Подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, районного уровня и областного уровня.
Методика выявления одаренных детей проходит три этапа:
I этап протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе я стараюсь проявить интерес к своему предмету.
II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты.
III этап – заключительный. На этом этапе я провожу работу с узким кругом обучающихся , которые проявили академические способности и заинтересованность в моем предмете. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, фестивалях и олимпиадах разного уровня.
Далее я попытаюсь более подробно описать эти три этапа как методы выявления и одновременно формы работы с одаренными детьми.
Работа с одаренными детьми в условиях обычных классов складывается на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке:
Уроки-семинары. На них ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения;
Урок самостоятельного освоения новых знаний и выполнение познавательных заданий;
Урок-практикум (работа с документами, фотоархивами, плакатами, газетными статьями);
Урок с элементами игры;
Урок освоения новых знаний в форме путешествия (урок-путешествие «Тайны египетских пирамид», предназначен для обучающихся 5 класса, предполагает объяснение материала в форме виртуального путешествия по станциям с включением практической деятельности учащихся);
Урок - конференция.
Огромный интерес представляют уроки, где включены приемы в форме игры - кроссворды, ребусы, викторины.
На уроках обществознания я использую такие формы занятий как, урок-дискуссия (круглый стол), уроки-суды, «мозговой штурм», написание эссе-сочинения. Где обучающиеся выражают свою гражданскую позицию по тому или иному вопросу. Широко использую групповые формы работы, разного рода творческие задания, различные формы вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность.
Следующим этапом выявления одаренных детей и одновременно методом работы с ними выступает внеклассная работа, которая дает более широкое поле действий для увлеченных ребят. Виды внеклассной работы нацелены на развитие у учащихся творческих способностей, дают возможность эмоционально выражать свои чувства, видеть прекрасное, развивать изобразительные способности, а также способствуют формированию сплоченного детского коллектива. Примерами такой внеклассной работы являются: «Рыцарские турниры», игры «Колесо истории», «Звездный час», «Умники и умницы», КВН которые я провожу на уроках в классах среднего звена.
Наиболее ярко дети проявляют себя во внеурочной деятельности. Мною составлена программа внеурочной деятельности для юнармейского 7 класса «Честь и доблесть Отечества», «Изучаем Конституцию РФ» 10 класс.
В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в конкурсах разного уровня, выставках, творческих работ учащихся и конечно в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету.
Список одаренных детей по истории и обществознанию на 2021 -2022 учебный год
№ | Фамилия,имя | Класс |
1. | Цыбанкова Екатерина | 5 |
2. | Волощук Ефим | 5 |
3. | Козлова Виктория | 7 |
4. | Булыгина Дарья | 8 |
5. | Локтионов Ярослав | 8 |
6. | Федорова Лилия | 8 |
7. | Игнатова Снежана | 8 |
8. | Богданова Елизавета | 9 |
9. | Фирсова Виктория | 10 |
10. | Тулупова Виолетта | 10 |
11. | Мотя Федор | 10 |
План работы с одарёнными детьми на 2021-2022 учебный год
№ | Мероприятие | Сроки | Результат работы |
1. |
| сентябрь | анкетирование |
2. | Расширение количества обучающихся вовлеченных в работу курсов по выбору и во внеурочную деятельность с учетом их способностей и запросов |
Сентябрь | Составление расписания курсов по выбору и занятий внеурочной деятельности |
3. | Организация индивидуальной работы с одаренными детьми Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки обучающихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов. | сентябрь | Составление графика индивидуальных занятий |
4. | Организация и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории и обществознанию | Октябрь-ноябрь | Консультация учителя, выполнение олимпиадных заданий |
5. | Участие в муниципальном уровне Всероссийской олимпиады школьников по истории и обществознанию | декабрь | Самостоятельная работа с литературой по предмету, консультации учителя |
6. | Подготовка обучающихся к участию в школьных, районных и областных конкурсах | В течение года | Индивидуальная работа |
7. | Проведение предметной недели по истории | май | Викторины, игры, конкурсы |
8. | Индивидуальные консультации по сложным вопросам истории и обществознания | В течение года | Индивидуальные занятия, групповые занятия с одаренными детьми |
9. | Анализ работы с одаренными обучающихся, перспективы в работе. | Май, июнь | Анализ работы. |
Результативность работы с одаренными обучающимися
1. Богданова Е.- 1 место в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников 2021 год
2. Булыгина Д. – призёр в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников 2020 год
3. Мотя Ф, Тулупова В. – призёры XVII Всероссийской олимпиады по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг -
"Финатлон для старшеклассников"
Организация исследовательской работы учащихся по истории и обществознанию
5-6 классы | Подготовительный этап:
| Формы: Урок. Внеклассная работа. |
7 класс | Творческий этап:
| Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. |
8-9 классы | Развивающий этап:
| Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Олимпиады. Индивидуальная работа по разработке проектов и выполнению рефератов. Внеурочная деятельность «Честь и доблесть Отечества», элективный курс «Имею право» |
10-11 классы | Исследовательский этап:
| Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Олимпиады. Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ. Курсы по выбору «Трудные вопросы истории» и «Человек. Общество. Государство». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сотрудничество Ребенок – Педагог – Воспитатель – Родитель с одаренными детьми в условиях интерната».
Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) была создана Указом Президента РС(Я) М. Е. Николаева от 30.01.93г. «О государственной поддержке сферы культуры и и...
обобщение опыта внеурочной работы с одаренными детьми
обобщение опыта внеурочной работы с одаренными детьми...
Работа с одаренными детьми в школе.
Данный материал раскрывает актуальность темы работы с одаренными детьми, содержит цели, задачи, требования к работе с такими детьми. Кроме того, в него вкючен приблизительный план работы с одаренными ...
Обобщение опыта работы с одаренными детьми (команда КВН «Ленины»)
Юмор дает познания,нужные для искусства,и вносит легкость в творческую работу.Юмор же,направленный на самого себя,избавит от слишком большой самовлюбленности и честолюбия.Он научит ценить вещи в себе ...
Из опыта работы ШМО классных руководителей "Работа с одаренными детьми"
Цели работы с одаренными детьми• выявление одаренных детей по предмету;• создание условий для ...
Индивидуальный образовательный маршрут как одна из форм работы с одаренными детьми
В период реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования особое значение приобретает работа с одаренными детьми.Для работы с одаренными детьми надо со...
Работа с одаренными детьми. Изучение уровня развития и индивидуальных особенностей мышления.
Большое внимание в своей работе я уделяю одаренным детям и детям, проявляющим повышенный интерес к изучаемым предметам. Свою работу с одаренными детьми я начинаю с диагностик характерологических особе...