Технологическая карта занятия в рамках курса "История святости и главные святыни земли Смоленской"
план-конспект занятия

Хохлова Мери Стефановна

Технологическая карта занятия по теме "Ростислав – благоверный князь Смоленский, великий князь Киевский"   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_-_rostislav_-_blg.kn_.smolenskiy.docx32.72 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Хохлова Мери Стефановна 

ОГБПОУ  «Смоленский базовый медицинский колледж» им. К. С. Константиновой

Группа: 14Ф

Тема: «Ростислав – благоверный князь Смоленский, великий князь Киевский»_

Цели

Образовательная: дать представление обучающимся о святости жизни благоверного князя Ростислава, рассмотреть некоторые этапы духовного и нравственного становления личности святого.

Развивающая: на примере жизни благоверного князя Ростислава развивать христианские добродетели: милосердие, мужество, справедливость, благоразумие, веру, любовь к Отечеству;

развивать устную речь, способность слушать и вступать в диалог, навык выразительного чтения и пересказа;

развивать внимание, творческое мышление, умение сопоставлять и делать выводы.

Воспитательная: на примере благоверного князя Ростислава формировать у обучающихся стремление к духовно-нравственному идеалу; приобщать к исконно русской культуре; воспитывать интерес к истории Смоленской земли.

Главный принцип взаимодействия на занятии – диалоговость.

Межпредметные связи: литература, историческое краеведение, История России, история Смоленщины.

Технологии / приемы: элементы мастерской по ценностно-духовной проблематике; проблемный диалог

Основные понятия: архиерейская кафедра, епископия.

Ресурсное обеспечение:

Художественно-изобразительный ряд:

- иллюстрация иконы благоверного князя Ростислава;

- иллюстрации храмов XII века г. Смоленска;

- фотография памятника святому благоверному князю Ростиславу Мстиславовичу.

Этап занятия

Задачи

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1

Этап мотивации Самоопределение к учебной деятельности.

Включение обучающихся в деятельность.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

актуализировать потребность нравственного совершенствования («надо»);

в рамках обсуждаемых вопросов наметить основу возможных действий («могу»).

Приветствует, проверяет готовность группы к занятию, создает эмоциональный настрой, желает успеха.

-   Святые благоверные князья составляют особый, весьма многочисленный чин святых в русской церкви. Русский удельный князь по общественному своему положению никак не может быть сопоставлен с царем. Его власть ограничена вечем, дружиной, церковной иерархией. Он воплощает в себе не столько начало власти, сколько начало служения, являясь политическим, прежде всего военным вождем местного мира. Для того чтобы уяснить во всей чистоте и своеобразии сущность княжеского подвига, необходимо выделить в сонме святых князей несколько раздельных групп: князей равноапостольных, князей-иноков, князей-страстотерпцев и, наконец, прославленных своим общественным служением.

- Каких князей,  прославленных своим общественным служением, вы знаете?

- Какими, с вашей точки зрения, чертами должен обладать государственный деятель?

Отвечают на приветствие преподавателя.

Определяют свою готовность к занятию. Включаются  в  деловой  ритм

Отвечают на вопросы. Варианты ответов:

- кн. Александр Невский, кн. Ростислав Смоленский, кн. Давид и Роман Смоленские;

- справедливостью, милосердием,  любовью к Отечеству, мужеством, благоразумием;

2

Этап актуализации знаний; выход на проблемную ситуацию

Организовать   ситуацию, которая актуализирует знания, необходимые для последующего открытия

Создаёт условия для проблемной ситуации в технологии проблемного (подводящего) диалога. Проводит параллель с событиями, происходящими в государстве, в личной и культурной жизни.

– Святые благоверные князья являются нравственными примерами бескорыстного служения людям и Отечеству. С одним из таких подвижников сегодня познакомимся. Определите по иллюстративному кто он (ИНДУКТОР):

  1. 9 сентября в парке на «кольце» у центральной городской библиотеки г. Рославля был освящен и официально открыт памятник святому благоверному князю Ростиславу Мстиславовичу;
  2. этот святой является  «устроителем» Смоленского княжества.
  3. РАБОТА С ЭПИГРАФОМ:

Мельников Алексей Анатольевич, белорусский историк и литературовед, сказал о нём: (чтение неполной записи эпиграфа) « … Этот князь был необычайно любим и уважаем людьми за христолюбивую жизнь, хотя судьба судила ему вести непрестанные междоусобные брани. По преставлении он был весьма почитаем народом и Церковью как заступник русской державности. О таких князьях слагал народ песни, легенды и жития, сохраняя вечную память о них для наставления потомков».

Анализируют предложенную ситуацию. Высказывают предположения.

Наблюдают за иллюстративным рядом: иконы благоверного князя Ростислава, иллюстрации храмов XII века г. Смоленска, фотография памятника святому благоверному князю Ростиславу Мстиславовичу  

Высказывают предположения на основе анализа иллюстративного ряда

3

Целеполагание  

Построение плана достижения цели.

Выявление места затруднения, фиксация во внешней речи причины затруднения.

Выстроить стратегию занятия.

Мотивировать ситуацию сотрудничества: обучающийся-обучающийся; обучающийся-преподаватель

Предлагает обучающимся ответить на вопросы:

  На какие вопросы вы хотели бы получить ответы на сегодняшнем занятии? Что хотели бы узнать? Сформулируйте цели с опорой на ключевые слова «ПОЗНАКОМИТЬСЯ», «ПОНЯТЬ», «УЧИТЬСЯ».

 Какие источники информации для этого потребуются?

Отвечают на вопросы.

Возможные ответы обучающихся по формулировке целей:

  ПОЗНАКОМИТЬСЯ с жизнью святого, жившего в XII веке (акцентируется внимание на иконописном изображении благоверного князя Ростислава);

  ПОНЯТЬ, почему жива память о благоверном князе Ростиславе; какими земными делами святой заслужил любовь и почитание людей; ПОНЯТЬ, зачем нам и нашим современникам, живущим в XXI веке, знать подвиги святого;

УЧИТЬСЯ видеть благочестивые примеры жизни святого, актуализировать их; учиться работать в группе, публично представлять результаты работы.

Обучающиеся называют источники информации, необходимые для получения сведений (книги, преподаватель, интернет и др.).

4

Этап добывания новых знаний

Фиксация нового знания в речи

«Открыть» новое знании

2) посредством работы с текстом;

3) посредством работы с новыми понятиями.

2. РАБОТА С ТЕКСТОМ В ГРУППАХ

3. РАБОТА СЛОВАРНАЯ (словарик урока)

СЛОВАРЬ ЗАНЯТИЯ

епископия – устаревшее в настоящее время комплексное понятие, обозначавшее область юрисдикции отдельного епископа, епископскую резиденцию, кафедральный храм, а также аппарат управления епископской кафедры.

архиерейская кафедра

кафедра (лат. cathedra, греч. καθέδρα — кресло, трон) — в христианстве почётное кресло в храме, предназначенное для епископа. В переносном употреблении — символ епископской власти. В русском языке от слова «кафедра» произошло название центрального собора епархии — «кафедральный»; во многих европейских языках от него произошло само слово «собор» (англ. cathedral, нем. Kathedrale, исп. catedral и др.).

архиерей, или иерарх, архипастырь, святитель − общие названия для священнослужителей высшей (третьей) степени церковной иерархии − епископов, архиепископов, митрополитов, экзархов и патриархов. Он обязательно является монахом. Архиерей, возглавляющий епархию, называется правящим.

4. РАБОТА С КЛЮЧЕВЫМИ СЛОВАМИ

Работают самостоятельно, в группе.

Выполняют задания: 1) прочитать текст; 2) подготовить текст к пересказу или выразительному чтению (в зависимости от уровня подготовки класса/группы); 3) дать толкование неизвестных слов по словарю занятия; 4) задать по своему тексту вопросы группе, выслушать ответ, если необходимо, ответ исправить, дополнить; 5) определить ключевые/опорные слова текста, записать их на доске.

Группа 1

Книга «История святости и главные святыни земли Смоленской»: глава «Вехи жизненного пути великого князя Ростислава» из статьи монахини Зосимы (Верховской) «К 840-летию со дня преставления святого благоверного князя Ростислава Смоленского в св. Крещении Михаила», стр. 370-375

Ключевые/опорные слова: 1125 год, управление Смоленским княжеством, 12 апреля 1159, Киевский престол, миротворец, жажда иночества, праведная кончина.

Группа 2

Книга «История святости и главные святыни земли Смоленской»: глава «Обустройство земли Смоленской» из статьи монахини Зосимы (Верховской) «К 840-летию со дня преставления святого благоверного князя Ростислава Смоленского в св. Крещении Михаила», стр. 375-380

Ключевые/опорные слова: укрепление княжества, строительство городов

Группа 3

Книга «История святости и главные святыни земли Смоленской»: глава «Основание Смоленской епископии. Строительство храмов и монастырей» из статьи монахини Зосимы (Верховской) «К 840-летию со дня преставления святого благоверного князя Ростислава Смоленского в св. Крещении Михаила», стр. 380-386

Ключевые/опорные слова:

1136 год, отдельная Смоленская епархия, уставная грамота, церковное строительство

Группа 4

Книга «История святости и главные святыни земли Смоленской»: глава «Духовный облик благоверного князя Ростислава» из статьи монахини Зосимы (Верховской) «К 840-летию со дня преставления святого благоверного князя Ростислава Смоленского в св. Крещении Михаила», стр. 386-390

Ключевые/опорные слова: милостыня, жажда иноческой жизни, Печерский игумен Поликарп, село Заруби, 1167 год

5

Представление результатов

(СОЦИАЛИЗАЦИЯ)

Организовать деятельность участников занятия в режиме свободного общения

Помогает группам представить результат; организовать общее обсуждение изучаемой темы.

Предлагает обучающимся прокомментировать выступление групп.

Способствует процессу сотрудничества и сотворчества обучающихся.

:

Группы представляют свои результаты.

Обучающиеся (группа) выразительно читают отрывок текста (или пересказывают его). Дают толкование неизвестных слов (работа со словарем занятия). Задают по своему тексту вопросы группе, выслушивают ответы, корректируют и дополняют. Определяют ключевые слова текста, записывают их на доске.

Обучающиеся имеют возможность прокомментировать качество представленного материала, способы презентации, если необходимо, задать вопросы выступающим.

7

Закрепление

Оформить результат групп в конструкцию «текст»

Создаёт условия для

1) диалогового общения друг с другом по «превращению» списка ключевых слов в текст;

2) для становления самооценки обучающегося

Составляют устное высказывание по опорным словам «по цепочке»

8

Самостоятельная работа

Организовать прослушивание аудиозаписи. Контроль планируемых результатов усвоения новых знаний.

Предлагает обучающимся прослушать аудиозапись «Житие благоверного князя Ростислава Киевского и Смоленского» и письменно охарактеризовать жизненный путь святого Ростислава – благоверного князя Смоленского, великого князя Киевского»

Выполняют задание в тетрадях.

9

Рефлексия

Обобщение  ценностного отношения

Предлагает обучающимся высказаться об уроке, опираясь на начала предложений.

Организует оценивание обучающимися собственной деятельности и деятельности одногруппников через диалог.

Возвращаемся к поставленным в начале занятия целям:

Заключительное слово:

Житие и подвиг благоверного князя Ростислава тесно связаны с историей нашего Отечества. Христианская  благочестивая жизнь и государственная деятельность князя Ростислава во многом преобразовали жизнь на Смоленской земле, в период его правления. По словам профессора П. В. Голубовского «…Ростислав умел воспользоваться своим положением и поставил Смоленскую землю на высшую степень политического могущества, какой она уже никогда не достигала после его смерти». «Заступник русской державности», — звучит в эпиграфе сегодняшнего занятия.  И в этих словах не просто уважение к исторической личности. В них выражено чувство любви русских людей к благоверному князю.

Какой пример подаёт святой вам? 

Высказываются о занятии, опираясь на начала предложений: Было интересно…; Было трудно…; Теперь я могу…; Занятие дало мне для жизни…

Возвращаются к поставленным в начале занятия целям: «ПОЗНАКОМИЛИСЬ…» (познакомиться с жизнью святого, жившего в XII веке),

«ПОНЯЛИ…» (поняли, почему жива память о благоверном князе Ростиславе/ поняли, чем заслужил благоверный князь Ростислав любовь и почитание людей).

Устанавливают связь материала занятия с личным опытом через ценностное обобщение этого материала.

Возможный ответ: служение Богу, людям, Отечеству.

10

Установка на выполнение будущего проекта по теме «Святой благоверный великий князь Ростислав Киевский и Смоленский»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект технологической карты занятия в соответствии с ФГОС СПО

Проект технологической карты занятия в соответствии с ФГОС СПО...

Учебная программа с практическими материалами для учителя (УМК "История Святости и главные святыни земли Смоленской")

Разработанные мною УМК включает в себя: учебную программу с практическими материалами для учителя, книгу в помощь учителю (представляющую собой сборник статей, которые посвящены православной истории С...

Православный календарь "Святые земли Смоленской" (УМК "История святости и главные святыни земли Смоленской")

Православный календарь «Святые земли Смоленской» содержит Жития Смоленских святых, почитаемых Русской Православной Церковью, иллюстративный ряд икон, тропари, агиологические статьи, духовные поучения ...

Книга в помощь учителю (УМК "История святости и главные святыни земли Смоленской")

Книга представляет собой сборник статей, посвященных православной истории Смоленской земли. В книге собраны жития Смоленских святых, которым посвящены уроки курса «История святости и главные святыни з...

Технологическая карта занятия. Тема занятия. Отработка алгоритмов наружного и ингаляционного способов введения лекарственных средств. (раздел 4, учебная практика№49).

ПМ 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»МДК04.03 «Технология оказания медицинских услуг»Специальность 34.02.01«Сестринское...

Презентация - отзывы студентов мед.колледжа о курсе "История святости и главные святыни земли Смоленской"

Презентация - отзывы студентов Смоленского базоваго медицинского колледжа о курсе "История святости и главные святыни земли Смоленской" (православное краеведение)...