Технологическая карта занятия в рамках курса "История святости и главные святыни земли Смоленской"
план-конспект занятия
Технологическая карта занятия по теме "Ростислав – благоверный князь Смоленский, великий князь Киевский"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_-_rostislav_-_blg.kn_.smolenskiy.docx | 32.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Хохлова Мери Стефановна
ОГБПОУ «Смоленский базовый медицинский колледж» им. К. С. Константиновой
Группа: 14Ф
Тема: «Ростислав – благоверный князь Смоленский, великий князь Киевский»_
Цели
Образовательная: дать представление обучающимся о святости жизни благоверного князя Ростислава, рассмотреть некоторые этапы духовного и нравственного становления личности святого.
Развивающая: на примере жизни благоверного князя Ростислава развивать христианские добродетели: милосердие, мужество, справедливость, благоразумие, веру, любовь к Отечеству;
развивать устную речь, способность слушать и вступать в диалог, навык выразительного чтения и пересказа;
развивать внимание, творческое мышление, умение сопоставлять и делать выводы.
Воспитательная: на примере благоверного князя Ростислава формировать у обучающихся стремление к духовно-нравственному идеалу; приобщать к исконно русской культуре; воспитывать интерес к истории Смоленской земли.
Главный принцип взаимодействия на занятии – диалоговость.
Межпредметные связи: литература, историческое краеведение, История России, история Смоленщины.
Технологии / приемы: элементы мастерской по ценностно-духовной проблематике; проблемный диалог
Основные понятия: архиерейская кафедра, епископия.
Ресурсное обеспечение:
Художественно-изобразительный ряд:
- иллюстрация иконы благоверного князя Ростислава;
- иллюстрации храмов XII века г. Смоленска;
- фотография памятника святому благоверному князю Ростиславу Мстиславовичу.
№ | Этап занятия | Задачи | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
1 | Этап мотивации Самоопределение к учебной деятельности. Включение обучающихся в деятельность. | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); актуализировать потребность нравственного совершенствования («надо»); в рамках обсуждаемых вопросов наметить основу возможных действий («могу»). | Приветствует, проверяет готовность группы к занятию, создает эмоциональный настрой, желает успеха. - Святые благоверные князья составляют особый, весьма многочисленный чин святых в русской церкви. Русский удельный князь по общественному своему положению никак не может быть сопоставлен с царем. Его власть ограничена вечем, дружиной, церковной иерархией. Он воплощает в себе не столько начало власти, сколько начало служения, являясь политическим, прежде всего военным вождем местного мира. Для того чтобы уяснить во всей чистоте и своеобразии сущность княжеского подвига, необходимо выделить в сонме святых князей несколько раздельных групп: князей равноапостольных, князей-иноков, князей-страстотерпцев и, наконец, прославленных своим общественным служением. - Каких князей, прославленных своим общественным служением, вы знаете? - Какими, с вашей точки зрения, чертами должен обладать государственный деятель? | Отвечают на приветствие преподавателя. Определяют свою готовность к занятию. Включаются в деловой ритм Отвечают на вопросы. Варианты ответов: - кн. Александр Невский, кн. Ростислав Смоленский, кн. Давид и Роман Смоленские; - справедливостью, милосердием, любовью к Отечеству, мужеством, благоразумием; |
2 | Этап актуализации знаний; выход на проблемную ситуацию | Организовать ситуацию, которая актуализирует знания, необходимые для последующего открытия | Создаёт условия для проблемной ситуации в технологии проблемного (подводящего) диалога. Проводит параллель с событиями, происходящими в государстве, в личной и культурной жизни. – Святые благоверные князья являются нравственными примерами бескорыстного служения людям и Отечеству. С одним из таких подвижников сегодня познакомимся. Определите по иллюстративному кто он (ИНДУКТОР):
Мельников Алексей Анатольевич, белорусский историк и литературовед, сказал о нём: (чтение неполной записи эпиграфа) « … Этот князь был необычайно любим и уважаем людьми за христолюбивую жизнь, хотя судьба судила ему вести непрестанные междоусобные брани. По преставлении он был весьма почитаем народом и Церковью как заступник русской державности. О таких князьях слагал народ песни, легенды и жития, сохраняя вечную память о них для наставления потомков». | Анализируют предложенную ситуацию. Высказывают предположения. Наблюдают за иллюстративным рядом: иконы благоверного князя Ростислава, иллюстрации храмов XII века г. Смоленска, фотография памятника святому благоверному князю Ростиславу Мстиславовичу Высказывают предположения на основе анализа иллюстративного ряда |
3 | Целеполагание Построение плана достижения цели. Выявление места затруднения, фиксация во внешней речи причины затруднения. | Выстроить стратегию занятия. Мотивировать ситуацию сотрудничества: обучающийся-обучающийся; обучающийся-преподаватель | Предлагает обучающимся ответить на вопросы: – На какие вопросы вы хотели бы получить ответы на сегодняшнем занятии? Что хотели бы узнать? Сформулируйте цели с опорой на ключевые слова «ПОЗНАКОМИТЬСЯ», «ПОНЯТЬ», «УЧИТЬСЯ». – Какие источники информации для этого потребуются? | Отвечают на вопросы. Возможные ответы обучающихся по формулировке целей: – ПОЗНАКОМИТЬСЯ с жизнью святого, жившего в XII веке (акцентируется внимание на иконописном изображении благоверного князя Ростислава); – ПОНЯТЬ, почему жива память о благоверном князе Ростиславе; какими земными делами святой заслужил любовь и почитание людей; – ПОНЯТЬ, зачем нам и нашим современникам, живущим в XXI веке, знать подвиги святого; – УЧИТЬСЯ видеть благочестивые примеры жизни святого, актуализировать их; учиться работать в группе, публично представлять результаты работы. Обучающиеся называют источники информации, необходимые для получения сведений (книги, преподаватель, интернет и др.). |
4 | Этап добывания новых знаний Фиксация нового знания в речи | «Открыть» новое знании 2) посредством работы с текстом; 3) посредством работы с новыми понятиями. | 2. РАБОТА С ТЕКСТОМ В ГРУППАХ 3. РАБОТА СЛОВАРНАЯ (словарик урока) СЛОВАРЬ ЗАНЯТИЯ епископия – устаревшее в настоящее время комплексное понятие, обозначавшее область юрисдикции отдельного епископа, епископскую резиденцию, кафедральный храм, а также аппарат управления епископской кафедры. архиерейская кафедра кафедра (лат. cathedra, греч. καθέδρα — кресло, трон) — в христианстве почётное кресло в храме, предназначенное для епископа. В переносном употреблении — символ епископской власти. В русском языке от слова «кафедра» произошло название центрального собора епархии — «кафедральный»; во многих европейских языках от него произошло само слово «собор» (англ. cathedral, нем. Kathedrale, исп. catedral и др.). архиерей, или иерарх, архипастырь, святитель − общие названия для священнослужителей высшей (третьей) степени церковной иерархии − епископов, архиепископов, митрополитов, экзархов и патриархов. Он обязательно является монахом. Архиерей, возглавляющий епархию, называется правящим. 4. РАБОТА С КЛЮЧЕВЫМИ СЛОВАМИ | Работают самостоятельно, в группе. Выполняют задания: 1) прочитать текст; 2) подготовить текст к пересказу или выразительному чтению (в зависимости от уровня подготовки класса/группы); 3) дать толкование неизвестных слов по словарю занятия; 4) задать по своему тексту вопросы группе, выслушать ответ, если необходимо, ответ исправить, дополнить; 5) определить ключевые/опорные слова текста, записать их на доске. Группа 1 Книга «История святости и главные святыни земли Смоленской»: глава «Вехи жизненного пути великого князя Ростислава» из статьи монахини Зосимы (Верховской) «К 840-летию со дня преставления святого благоверного князя Ростислава Смоленского в св. Крещении Михаила», стр. 370-375 Ключевые/опорные слова: 1125 год, управление Смоленским княжеством, 12 апреля 1159, Киевский престол, миротворец, жажда иночества, праведная кончина. Группа 2 Книга «История святости и главные святыни земли Смоленской»: глава «Обустройство земли Смоленской» из статьи монахини Зосимы (Верховской) «К 840-летию со дня преставления святого благоверного князя Ростислава Смоленского в св. Крещении Михаила», стр. 375-380 Ключевые/опорные слова: укрепление княжества, строительство городов Группа 3 Книга «История святости и главные святыни земли Смоленской»: глава «Основание Смоленской епископии. Строительство храмов и монастырей» из статьи монахини Зосимы (Верховской) «К 840-летию со дня преставления святого благоверного князя Ростислава Смоленского в св. Крещении Михаила», стр. 380-386 Ключевые/опорные слова: 1136 год, отдельная Смоленская епархия, уставная грамота, церковное строительство Группа 4 Книга «История святости и главные святыни земли Смоленской»: глава «Духовный облик благоверного князя Ростислава» из статьи монахини Зосимы (Верховской) «К 840-летию со дня преставления святого благоверного князя Ростислава Смоленского в св. Крещении Михаила», стр. 386-390 Ключевые/опорные слова: милостыня, жажда иноческой жизни, Печерский игумен Поликарп, село Заруби, 1167 год |
5 | Представление результатов (СОЦИАЛИЗАЦИЯ) | Организовать деятельность участников занятия в режиме свободного общения | Помогает группам представить результат; организовать общее обсуждение изучаемой темы. Предлагает обучающимся прокомментировать выступление групп. Способствует процессу сотрудничества и сотворчества обучающихся. : | Группы представляют свои результаты. Обучающиеся (группа) выразительно читают отрывок текста (или пересказывают его). Дают толкование неизвестных слов (работа со словарем занятия). Задают по своему тексту вопросы группе, выслушивают ответы, корректируют и дополняют. Определяют ключевые слова текста, записывают их на доске. Обучающиеся имеют возможность прокомментировать качество представленного материала, способы презентации, если необходимо, задать вопросы выступающим. |
7 | Закрепление | Оформить результат групп в конструкцию «текст» | Создаёт условия для 1) диалогового общения друг с другом по «превращению» списка ключевых слов в текст; 2) для становления самооценки обучающегося | Составляют устное высказывание по опорным словам «по цепочке» |
8 | Самостоятельная работа | Организовать прослушивание аудиозаписи. Контроль планируемых результатов усвоения новых знаний. | Предлагает обучающимся прослушать аудиозапись «Житие благоверного князя Ростислава Киевского и Смоленского» и письменно охарактеризовать жизненный путь святого Ростислава – благоверного князя Смоленского, великого князя Киевского» | Выполняют задание в тетрадях. |
9 | Рефлексия | Обобщение ценностного отношения | Предлагает обучающимся высказаться об уроке, опираясь на начала предложений. Организует оценивание обучающимися собственной деятельности и деятельности одногруппников через диалог. Возвращаемся к поставленным в начале занятия целям: Заключительное слово: Житие и подвиг благоверного князя Ростислава тесно связаны с историей нашего Отечества. Христианская благочестивая жизнь и государственная деятельность князя Ростислава во многом преобразовали жизнь на Смоленской земле, в период его правления. По словам профессора П. В. Голубовского «…Ростислав умел воспользоваться своим положением и поставил Смоленскую землю на высшую степень политического могущества, какой она уже никогда не достигала после его смерти». «Заступник русской державности», — звучит в эпиграфе сегодняшнего занятия. И в этих словах не просто уважение к исторической личности. В них выражено чувство любви русских людей к благоверному князю. – Какой пример подаёт святой вам? | Высказываются о занятии, опираясь на начала предложений: Было интересно…; Было трудно…; Теперь я могу…; Занятие дало мне для жизни… Возвращаются к поставленным в начале занятия целям: «ПОЗНАКОМИЛИСЬ…» (познакомиться с жизнью святого, жившего в XII веке), «ПОНЯЛИ…» (поняли, почему жива память о благоверном князе Ростиславе/ поняли, чем заслужил благоверный князь Ростислав любовь и почитание людей). Устанавливают связь материала занятия с личным опытом через ценностное обобщение этого материала. Возможный ответ: служение Богу, людям, Отечеству. |
10 | Установка на выполнение будущего проекта по теме «Святой благоверный великий князь Ростислав Киевский и Смоленский» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта занятия по дисциплине "Русский язык" для 1 курса специальности "Экономика и бухгалтерский учет"
Технологическая карта занятия...
Проект технологической карты занятия в соответствии с ФГОС СПО
Проект технологической карты занятия в соответствии с ФГОС СПО...
Учебная программа с практическими материалами для учителя (УМК "История Святости и главные святыни земли Смоленской")
Разработанные мною УМК включает в себя: учебную программу с практическими материалами для учителя, книгу в помощь учителю (представляющую собой сборник статей, которые посвящены православной истории С...
Православный календарь "Святые земли Смоленской" (УМК "История святости и главные святыни земли Смоленской")
Православный календарь «Святые земли Смоленской» содержит Жития Смоленских святых, почитаемых Русской Православной Церковью, иллюстративный ряд икон, тропари, агиологические статьи, духовные поучения ...
Книга в помощь учителю (УМК "История святости и главные святыни земли Смоленской")
Книга представляет собой сборник статей, посвященных православной истории Смоленской земли. В книге собраны жития Смоленских святых, которым посвящены уроки курса «История святости и главные святыни з...
Технологическая карта занятия. Тема занятия. Отработка алгоритмов наружного и ингаляционного способов введения лекарственных средств. (раздел 4, учебная практика№49).
ПМ 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»МДК04.03 «Технология оказания медицинских услуг»Специальность 34.02.01«Сестринское...
Презентация - отзывы студентов мед.колледжа о курсе "История святости и главные святыни земли Смоленской"
Презентация - отзывы студентов Смоленского базоваго медицинского колледжа о курсе "История святости и главные святыни земли Смоленской" (православное краеведение)...