Система работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся СПО
статья
Предварительный просмотр:
Создание условий для раскрытия личности обучающегося, становление его гражданской позиции является приоритетной задачей современной образовательной политики.
За последнее время в российском и мировом сообществе значительно усилились националистические настроения. В молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие подростки оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны. В связи с этим проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.
Формирование системы духовно-нравственных ценностей, гражданско-патриотических качеств личности обучающихся — это комплекс мероприятий, направленных на воспитание чувства любви к колледжу, к малой Родине.
Какие цели мы ставим перед собой занимаясь воспитанием? Всегда ли принимаем духовно-нравственное и патриотическое воспитание за основу воспитательного и образовательного процесса или они до сих пор являются для нас одними из направлений? Выстраиваем ли работу системно и последовательно, следуя принципам духовно-нравственного и патриотического развития и воспитания, или ограничиваемся разовыми мероприятиями по декларации ценностей? Предпринимаем ли усилия по формированию уклада колледжа, создающего условия для ориентации на ценностные идеалы?
Научная и практическая значимость реализации системы духовно-нравственного воспитания позволяет осуществлять профилактику, раннюю диагностику и предупреждать психологические и социальные проблемы обучающихся.
Общенаучный уровень составляют: психолого-педагогические положения теории деятельности (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин), исследования по пониманию сущности готовности к деятельности (В.В. Давыдов, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, K.M. Дурай-Новакова).
патриотизм — чувство и сформировавшаяся позиция вер
А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков в своей «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» предлагает такое понятие патриотизма: «Патриотизм - включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.»
Понятие «Нравственная воспитанность» мы рассматриваем как комплекс нравственных качеств личности, отражающих взаимосвязь нравственного сознания, чувств и поведения личности. Под воспитанностью как качеством личности подразумевается сформированность привычки и устойчивость навыков нравственного поведения по отношению к людям и окружающей действительности.
Стержневой основой воспитанности человека является уважение к другим и доброжелательное отношение к окружающим, составляющим основу гуманизма.
Каждый год на мои занятия приходят десятки новых обучающихся. В последние три года цель воспитательной работы остаётся неизменной.
Цель: В коммуникации и деятельности актуализировать личностное осмысление патриотизма и духовно-нравственных взглядов перед Богом и Отечеством через познавательное и творческое действие.
Для достижения данной цели определены следующие задачи.
Задачи преподавателя:
- Создать условия для последовательной актуализации личностно значимого опыта в процессе внеурочной деятельности.
- Организовать возможность построения ассоциативного мышления.
- Организовать межличностную коммуникацию обучающихся, в процессе которой они смогут осуществлять поисковую, развивающую, интеллектуальную, творческую, культурную деятельность в зоне ближайшего развития.
- Организовать рефлексию обучающихся, предметом которой станет осознание духовных смыслов, нравственных категорий и патриотизма, осмысление своей жизни в контексте истории Родины.
- Постоянно совершенствоваться как нравственный пример для своих обучающихся.
При постановке данных задач необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося и потенциал для развития личности.
Возможности обучающихся:
- Получить опыт развития навыков учебно-познавательной деятельности с материалами различного типа, творческих способностей, аналитического мышления, обобщения информации.
- Создать и выразить в творческом продукте актуальный для собственного личностного восприятия образ или материал по заданной тематике.
- Познакомиться с фактами истории Великой Отечественной войны в объёме, актуальном для каждого индивидуально.
Реализация духовно-нравственного и патриотического воспитания осуществляется в соответствии с нормативно-правовой базой.
Законодательно-нормативное обеспечение:
-Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-Приказ Минобрнауки от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».
-Положение о воспитательной работе в ОГБПОУ «Рязанский колледж электроники».
-Положение о внеаудиторных мероприятиях в ОГБПОУ «Рязанский колледж электроники».
-Устав и локальные акты ОГБПОУ «Рязанский колледж электроники».
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Чтобы приблизить своих обучающихся к современному национальному воспитательному идеалу я провожу воспитательную работу по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся в 4 направлениях:
-духовно-нравственное. В январе 2020 года я совместно с преподавателем Лобовым А. В. и обучающимися подготовили театрализованное представление «Дети блокадного Ленинграда». (Приложение )
Беседы, диспуты, экскурсии – это неотъемлемая часть развития коммуникативных и познавательных навыков.
Беседы
Систематически со своими обучающимися я посещаю экспозицию «Музея истории воздушно-десантных войск», «Музей истории военной автомобильной техники, «Музей СССР», «Музей истории молодёжного движения»,«Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник «Рязанский Кремль»», «Музей истории начального профессионального образования», а также обучающиеся совершают дистанционные экскурсии в различные музеи мира. (Приложение)
-социальное направление.
В целях духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся, развития интереса и уважения к культурным ценностям, а так же в рамках празднования 75-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне в группе ПНГ-2110 прошла уникальная встреча с сестрой Героя Советского Союза Русакова А. Т. Семикашевой Ниной Тимофеевной.
В период карантина и борьбы с COVID-19 многие студенты ОГБПОУ «РКЭ» занимались волонтёрской помощью пожилым людям. Наша студентка Марина Гурт гр. ПНГ-2110 была в числе волонтёрского отряда и познакомилась с Семикашевой Ниной Тимофеевной, которой помогала с доставкой продуктов и медикаментов.
15 сентября 2020 года Нина Тимофеевна пришла в колледж и рассказала о своём родном брате, о родственниках – участниках ВОВ, показала студентам фотографии, прочитала письма брата, газетные статьи о брате и других родственниках, рассказала историю своей семьи.
15 ноября 2019 года в группах ПНГ-1109 и ПНГ-1110 проходила встреча с поэтом-современником Надеждой Александровной Захаровой. Цель данного мероприятия –сохранение исторических и культурных ценностей. Тема мероприятия «Победа в Великой Отечественной войне в стихотворениях Н. А. Захаровой».
«Тема войны коснулась меня, как дочери ветерана ВОВ. Война – это страшная вещь. О ней забывать нельзя», - говорит Надежда Александровна. (Приложение)
-общекультурное направление.
-общеинтеллектуальное направление.
Список литературы и других источников:
1. Александрова, В. Г. Возрождение духовных традиций гуманной педагогики // Педагогика. – 2008. – №6. – С. 42-47.
2. Кондаков, А. М. Духовно-нравственное воспитание в структуре федеральных государственных стандартов общего образования
// Педагогика. – 2008. – №9. – С. 13-20.
3. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков«Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России», М. Просвещение, 2009.
7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России в сфере общего образования. ― М.:
Просвещении, 2014.
8. Макаренко А.С. С любовью и тревогой: Сборник. – Киев: Изд.
УСХА, 1986.
12. Слободчиков, В. И. Духовные проблемы человека в современном мире // Педагогика. – 2008. – №9. – С. 33-39.
13. Ушинский К.Д. Пед. Соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1990. Педагогические
сочинения: В 6 т. Том 5. – М.: Педагогика, 1989.
14. Шестун Е. В. (Игумен Георгий) Духовно-нравственное
становление личности в православной традиции // Педагогика. – 2006. – №4. – С. 53-61.
Интернет источники:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья" Духовно - нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на краеведческом материале в процессе обучения истории"
Статья рассказывает о значениее духовно - нравственного воспитания для обучающихся...
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Патриотическое воспитание - это неотъемлимая часть воспитания современной молодёжи....
Духовно- нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности
В статье "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности" автор поднимает проблемы воспитания патриотизма и духовно -...
Воспитательная работа по направлению № 2. Духовно-нравственное и культурно-эстетическое воспитание. Лекция на тему: «Конфликт и его профилактика в местах лишения, способы выхода из него».
Содержание1. Понятие «Конфликт»…………………………………………………&hell...
Духовно-нравственное и военно-патриотическое воспитание в образовательном процессе учреждений СПО
В статье рассматриваются особенности духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания в образовательном процессе учреждений СПО...
"Современные формы работы по духовно - нравственному воспитанию в условиях надомного обучения".
quot;Современные формы работы по духовно - нравственному воспитанию в условиях надомного обучения"....
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся «Под чистым небом России»
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся государственного профессионального образовательного автономного учреждения Амурской области «Амурский колледж ...
- Мне нравится (1)