Психолого-педагогическое сопровождение студентов.
статья
Рост количества студентов, нуждающихся в особой социальной и психолого-педагогической поддержке, изменение их состава требуют постановки новых задач для учреждений образования, поиска новых форм и способов социальной адаптации, а порой и их реабилитации. Одной из действенных форм является организация психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
petrova_t.e._statya_psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie_studentov.docx | 23.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Т.Е.Петрова
СОГБРОУ «Гагаринский многопрофильный колледж»
Психолого-педагогическое сопровождение студентов.
Рост количества студентов, нуждающихся в особой социальной и психолого-педагогической поддержке, изменение их состава требуют постановки новых задач для учреждений образования, поиска новых форм и способов социальной адаптации, а порой и их реабилитации. Одной из действенных форм является организация психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
Под термином «психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» сегодня принято понимать целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех субъектов данного процесса для оптимизации всего учебно-воспитательного процесса, укрепления здоровья и работоспособности учащихся и сотрудников, для наиболее полной реализации их творческого потенциала и поддержания комфортного психического состояния. Сопровождение – это помощь человеку в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора.
Взаимодействие преподавателя и студента в процессе профессионального
обучения рассматривалось как система, в которой главным являлся преподаватель. Такой подход не давал возможности формировать активную позицию студента в учебном процессе. Новые образовательные задачи требуют воплотиться и новые отношения между участниками образовательного процесса. Преподаватель и студент должны сотрудничать как равноправные партнеры общения, требуется создать единое психологическое пространство для успешного достижения конечного результата обучения. Решить данную задачу можно с помощью психолого-педагогического сопровождения студентов и преподавателей в рамках взаимного уважения автономии каждого из субъектов.
Целью психолого-педагогического сопровождения в условиях среднего профессионального образования является обеспечение профессионально-личностного развития как студентов, так и преподавателей.
Задачами психолого-педагогического являются:
- предупреждение возникновения проблем развития;
- помощь в решении актуальных задач обучения и социализации;
- психологическое обеспечение образовательных программ;
- развитие социально-психологической компетентности;
- предупреждение развития профессиональных деструкций;
- помощь в решении профессиональных и личностных проблем.
Направление работ по психолого-педагогическому сопровождению: профилактика, диагностика, консультирование, коррекционно-развивающая работа, психологическое просвещение, развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, администрации, педагогов, родителей.
Психологическое сопровождение - это дополнительное звено в управлении образовательным процессом, которое интегрирует усилия всех субъектов учреждения на выполнение функций планирования, организации, руководства и контроля.
В образовательном учреждении должна функционировать Служба социально-психологического сопровождения (ССПС), в которую должны входить педагог-психолог, медицинский работник, социальный педагог, кураторы групп.
Цель ССПС: психологическое сопровождение социальной и личностной адаптации студентов на период обучения в колледже.
Основные задачи:
1.Объединить все составляющие педагогической системы в единый социально-психолого-педагогический комплекс.
2.Создать оптимальные условия для приобретения студентами социально-профессиональной компетентности.
3.Оказать помощь каждому студенту освоить простейшие методы самоанализа, самооценки, саморегуляции своих психических процессов.
4.Своевременно оказывать социальную и правовую защиту социально нуждающимся категориям обучающихся.
5.Повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей.
6.Организовывать работу психолого-педагогических консилиумов.
Основными видами деятельности ССПС являются:
1.Диагностическая деятельность:
– формирование банка социально-психологических данных по каждому студенту: общие данные, информация о родителях, о его состоянии здоровья, социальном статусе семьи, личностном, профессиональном развитии, воспитанности, интересах, посещаемости занятий, дальнейших профессиональных планах;
– изучение морально-психологического климата в ученическом и педагогическом коллективах.
2.Организационно-педагогическая деятельность:
– определение степени готовности абитуриентов, первокурсников к учебной деятельности;
– мониторинг личностного и профессионального развития;
– выявление учащихся “группы риска”, ведение на них индивидуальных карт;
– рейды с целью проверки посещаемости учащихся на занятиях;
– посещение занятий и внеурочной деятельности с целью наблюдения за отдельными студентами, группой.
3.Профилактическая и консультативная деятельность:
– оказание индивидуальной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи студентам;
– консультирование по результатам диагностики;
– профориентационное консультирование;
– тренинговые занятия с целью сплочения групп, профилактики вредных привычек;
– оформление тематических стендов.
4.Коррекционно-развивающая работа:
– учащимся – в саморазвитии, формировании профессионально важных качеств посредством диагностики и последующей корректировки;
– с родителями – в гармонизации детско-родительских отношений;
– создание благоприятного психологического климата в учебных группах, в педагогическом коллективе;
– реализация плана работы с учащимися “группы риска” через коррекционные занятия;
– участие в заседаниях Совета профилактики;
– развитие профессионально-важных качеств учащихся, навыков общения, регуляции эмоционального состояния, навыков профессионального самоопределения.
5.Просветительская работа:
– помощь преподавателям в повышении психолого-педагогической и социально-психологической культуры отношений с учащимися;
– участие в проведении семинаров, педсоветов, “круглых столов”, по проблемам психологического сопровождения учебной деятельности студентов;
– выступления на родительских собраниях, педсоветах;
– тренинговые занятия для педагогов;
– диспуты, беседы, круглые столы, деловые игры для родителей;
– беседы для учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья, половому воспитанию, профориентационной направленности.
6.Научно-методическая работа:
– повышение профессионального уровня через курсы повышения квалификации, участие в конференциях, лекциях и т.п.;
– выработка рекомендаций первокурсникам по вопросам адаптации, условиям обучения в колледже, развития коммуникативных навыков, а преподавательскому составу – по методике оказания помощи первокурсникам в адаптационный период;
– разработка памяток, методических рекомендаций для педагогов по работе с учетом индивидуально-типологических особенностей учащихся.
Основным и, на мой взгляд, главным направлением работы ССПС является работа со студентами, которая зависит от периодов обучения, обусловленных проблемами, сопровождающими развитие студентов.
1 направление – адаптация первокурсников.
Цель: профилактика и коррекция дезадаптации у первокурсников.
Задачи:
1) содействие социально- психологической адаптации в новом коллективе;
2) формирование устойчивой мотивации учебной деятельности;
3) сплочение коллектива учебной группы.
Содержание работы: психологическая диагностика; социологические опросы; проведение часов общения в группах; консультации для кураторов первокурсников на тему: «Характеристика детей подросткового и юношеского возраста», «Социально-психологическая дезадаптация и связанные с ней трудности обучения», «Психологические особенности учебного коллектива»; выступления на педагогическом совете и родительских собраниях по данной проблеме.
На данном этапе посредством социологических опросов и стандартных диагностических процедур проводится изучение особенностей адаптации студентов, интересов и затруднений в учебной деятельности. Используются разноплановые анкеты и психологические тесты, в частности методики диагностики социально–психологической адаптации К.Роджерса, Р.Даймонда (СПА), оценки психических состояний личности Г.Айзенка, тесты на выявление организаторских и лидерских качеств, М.Снайдера на способность к самоуправлению.
Результатом является составления социального портрета студентов конкретной группы, изучение социально-психологической комфортности
студентов, консультирование кураторов по вопросам планирования внеклассных мероприятий и проведения психологических занятий в рамках классных часов
2 направление – жизненное самоопределение.
Цель: формирование продуктивного стиля жизни.
Задачи:
1) профилактика отклоняющегося поведения;
2) содействие ориентации в способах достижения жизненных целей. Содержание работы: психологическая диагностика; проведение групповых и индивидуальных занятий, консультаций по вопросам здоровья, самопознания, саморегуляции и самосовершенствования, что позволит составить целостное представление о сущности человеческого здоровья, о функциональных состояниях, обеспечивающих высокую работоспособность, о путях достижения активного творческого долголетия; организация и проведение психологических семинаров-тренингов, обеспечивающих овладение основными приемами и способами формирования здоровья, приобретение навыков здравотворческой деятельности.
Результатом формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладения умениями совершенствования личного здоровья, усвоения знаний о здоровом образе жизни, освоения методов и средств его построения, должно стать становление культуры здоровья культуры молодого человека.
3 направление – содействие профессиональному становлению
Цель: дальнейшая профессионализация.
Задачи: содействие формированию профессиональных целей и способностей к их реализации.
Содержание работы: проведение групповых и индивидуальных занятий, тренингов по вопросам личностного и профессионального самоопределения, самобытности и индивидуальности в профессии, самопознания и самообразования. Студенту предлагается изучать не объект, а, прежде всего себя самого; он должен осваивать свой мир, формировать свою жизненную позицию.
В результате работы по данному направлению у студентов должны быть сформированы техники рефлексии, понимания, действия; коммуникации, многомерное сознание, способность самоопределяться в личностном и профессиональном планах; приобретаются навыки самопрезентирования (составление резюме, ведение беседы с потенциальным работодателем, распознавание эмоциональных состояний).
Подводя итог, необходимо отметить, что роль психолого-педагогического сопровождения заключается не только в оказании своевременной помощи и поддержки личности, но и в научении ее самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему становлению, в помощи личности стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни.
Учебное заведение становится местом, где неразрывно осуществляются две функции образовательного процесса: профессиональная и образовательная подготовка и обеспечение социального присмотра. При таком подходе к обучению педагогам и студентам необходимо взаимодействовать новыми способами, с тем, чтобы опыт, приобретаемый в аудитории, становился подготовкой к жизни, процессом наставления и содействия, поощрением думать и самостоятельно решать значимые жизненные задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В ГБОУ СПО «ШАХУНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ВЫПУСКНИКАМИ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ)
Социальная адаптация выпускников сельской школы...
Возможности метода «Портфолио» в преподавании психолого-педагогического практикума для студентов педагогического колледжа
Статья. Тема: Возможности метода «Портфолио» в преподавании психолого-педагогического практикума для студентов педагогического колледжа. ...
Проект социально-психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ и их родителей «ППЭТ - территория равных возможностей»
Настоящий проект содержит программу социально-психолого-педагогического сопровождения студентов ГПОУ "ППЭТ" с ОВЗ :- Подпрограмма «Программа психолого-пе...
Доклад на тему:"Психолого - педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса"
Адаптация – это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее деятельности. В этом заключается положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или ино...
Психолого-педагогическое сопровождение подготовки студентов к государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена как важный аспект образовательного процесса и неотъемлемая составляющая профессиональных компетенций педагогов
Психолого-педагогическое сопровождение выпускников в период подготовкик государственной итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена является необходимым направлением работы и преподавател...
Психолого-педагогическое сопровождение студентов педагогического колледжа с ограниченными возможностями здоровья
Организация дистанционного и интегрированного (инклюзивного) профессионального образования открывает большие возможности для студентов-инвалидов в плане подготовки к профессиональной деятельности, улу...
Актуальность психолого-педагогического сопровождения подготовки студентов к государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена
В статье описываются способы и методы, которые можно использовать для обеспечения психолого-педагогического сопровождения при подготовке к ГИА. Также содержаться рекомендации для родителей обучающихся...