Актуальность психолого-педагогического сопровождения подготовки студентов к государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена
статья
В статье описываются способы и методы, которые можно использовать для обеспечения психолого-педагогического сопровождения при подготовке к ГИА. Также содержаться рекомендации для родителей обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.66 КБ |
Предварительный просмотр:
АКТУАЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
В ФОРМЕ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
Психолого-педагогическое сопровождение выпускников в период подготовки
к государственной итоговой аттестации (далее — ГИА) в формате демонстрационного экзамена является необходимым направлением работы и педагога-психолога,
и преподавателей профессионального цикла, и мастеров производственного обучения профессиональной образовательной организации.
На сегодняшний день имеется достаточное количество материалов, обеспечивающих правовую и организационную, содержательную и методическую подготовку к ГИА в форме демонстрационного экзамена.
Однако все эти направления подготовки предполагают лишь инструментальную готовность выпускников и не способствуют формированию психологической готовности
к испытанию.
Между тем, при отсутствии психолого-педагогической подготовки, нередко бывает так, что у выпускника прекрасно сформированы профессиональные компетенции по профессии, но в итоге он не справляется с экзаменационными заданиями, поскольку
не уверен в своих силах, не умеет управлять своими эмоциями, не умеет контролировать
и регулировать свою деятельность, не владеет навыками саморегуляции, не имеет представления об особенностях процедуры ГИА в форме демонстрационного экзамена.
Ситуацию с введением в процедуру ГИА демонстрационного экзамена в формате WorldSkills и подготовкой к ним можно назвать особенно стрессовой, потому что она, помимо переживаний, сопровождающих любую ситуацию контроля или проверки, характеризуется и другими особенностями, которые выступают, как стрессоры: непривычность и новизна ситуации, неизвестность, отсутствие возможности влиять на события, присутствие на демонстрационном экзамене только незнакомых лиц – экспертов, отсутствие на ДЭ знакомых педагогов, мастеров п/о, поддержки
и привычности ситуации, ощущение одиночества и незащищенности только усиливают стрессовое состояние выпускника, обусловленное самой ситуацией экзамена.
Под психологической готовностью к прохождению ГИА подразумевается сформированность у выпускника психологических свойств и социальных компетенций (психофизиологической, личностной, технологической, мотивационной, самооценочной), без которых невозможна успешная сдача любых экзаменов.
Я считаю, что необходимо разработать и внедрить Методические рекомендации для преподавателей, мастеров производственного обучения, классных руководителей образовательных профессиональных организаций, слушателей курсов повышения квалификации работников образования по вопросам психолого-педагогического сопровождения подготовки студентов к государственной итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена (далее — ДЭ).
В начале и в конце работы над подготовкой студентов, как минимум, для изучения основных компонентов психологической готовности следует использовать Анкету «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ» (модификация Чибисовой).
Исследования указывают на то, что в предэкзаменационный период наиболее серьёзной проблемой становятся трудности, связанные с особенностями личности студента и обусловленные его восприятием ситуации экзамена.
И желательна проведение тренинговых занятий для студентов выпускных групп. Данные занятия направлены в первую очередь на обучение подростков психотехническим навыкам саморегуляции, повышающим эффективность подготовки к экзаменам,
снижение тревожности и развитие стрессоустойчивости.
Преимуществом данных занятий является широта их использования:
— занятия можно провести как в группе 10–12 человек, так и в группе порядка
25 человек;
— это может быть и одно из занятий в рамках целостного тренинга,
и самостоятельное мероприятие;
— по времени его можно провести как за один урок (40–45 минут), так и за 1,5 часа.
Безусловно актуальна и необходима помощь обучающимся и со стороны родителей/законных представителей.
Рекомендации для родителей по психологической поддержке студентов
на этапе подготовки и сдачи ГИА в формате демонстрационного экзамена
- Выработать стабильный режим работы и сна с учетом особенностей подростка (совы, жаворонки), не стоит ломать привычный образ жизни. Лучше его оптимизировать.
- Сон должен составлять не менее 8 часов, причем дневной сон 40-60 минут способствует восстановлению сил и работоспособности.
- Питание должно регулярным – 3 основных, 1-2 легких. И полноценным - включать весь необходимый комплекс витаминов и минералов (Таблица). Накануне экзамена необходим горячий завтрак, богатый углеводами. Наиболее оптимально: молочная каша с фруктами, сыр, яйцо, какао.
- Особое значение в период подготовки ребенка к экзаменам имеет эмоциональный настрой родителей. Если ребенок видит, что родители пьют валерьянку, бледнеют, раздражаются, переживают и т.д., он как бы заражается тревогой и напряжением. Необходимо создать эмоционально спокойную, ненапряженную атмосферу. Ребенку бывает трудно опираться на собственную уверенность в себе и в этой ситуации роль «палочки-выручалочки» играют близкие.
- Не стоит нагнетать обстановку с подготовкой к ГИА. Это может только усугубить ситуацию с готовностью и добавить стрессогенности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение подготовки студентов к государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена как важный аспект образовательного процесса и неотъемлемая составляющая профессиональных компетенций педагогов
Психолого-педагогическое сопровождение выпускников в период подготовкик государственной итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена является необходимым направлением работы и преподавател...
Об утверждении плана мероприятий по подготовке экзамена (квалификационного) в форме демонстрационного экзамена
1) Приказ от 16.03.2018 г. № 83 - ОД "Об утверждении плана мероприятий по подготовке экзамена (квалификационного) в форме демонстрационного экзамена"2) Приказ от 13 декабря 2018 г...
ПОДГОТОВКА ЛИЦ, ЗАДЕЙСТВОВАННЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПУНКТЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНОВ (ОРГАНИЗАТОР В АУДИТОРИИ) Нормативные правовые акты и основные понятия ГИА
ПОДГОТОВКА ЛИЦ, ЗАДЕЙСТВОВАННЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПУНКТЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНОВ (ОРГАНИЗАТОР В АУДИТОРИИ)Норм...
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих По профессии 38.01.02 «Продавец, контролер-кассир» код и наименование специальности (профессии) базовой подготовки
Фонд оценочных средств (далее ФОС) Государственной итоговой аттестации (далее ГИА) предназначен для оценки умений, знаний, практического опыта и освоенных компетенций обучающихся, освоивщих обра...
Особенности подготовки к государственной итоговой аттестации по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
Об особенностях подготовки студентов к ГИА...
Приказ об организации и проведении квалификационного экзамена в форме демонстрационного экзамена
В приказе обозначена ответственность за мероприятия по подготовке промежуточной аттестации студентов в формате демонстрационного экзамена...
Приказы о включении в члены комиссии ГЭК в форме Демонстрационного экзамена
Демонстрационный экзамен стал обязательной формой аттестации для всех выпускников колледжа. Форма демонстрационного экзамена предполагает аттестацию не только по теоретической, но и по практичес...