Работа с текстами, характеризующими повседневность. Пример художественной литературы и произведения искусства.
статья
Работа с текстами, характеризующими повседневность.
Пример художественной литературы и произведения искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_tekstami_harakterizuyushchimi_povsednevnost.docx | 348.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с текстами, характеризующими повседневность.
Пример художественной литературы и произведения искусства.
Выполнила студентка
Зылева И.В.
Санкт-Петербург
Ценность художественной литературы как одной из форм общественного сознания в отражении настроений определенного времени, мировоззрений и психологии. Литература как исторический источник может показать образ мышления людей разных поколений и социальной принадлежности, их ценностные ориентиры, стиль взаимоотношений и поведенческие практики. Из литературных произведений у нас возникает образ человека определенной эпохи, героя того времени и образ самой эпохи. В художественной литературе отражаются морально-эстетические нормы времени, представления о долге, совести, любви, нормах речи, характерных для различных социальных типов. Художественная литература полна описаний бытовых условий жизни людей: их одежды, жилища, еды, отдыха, отношений в семье, между полами, в различных сферах жизни и т. д.
Порой литература и искусство улавливают существующие в обществе настроения раньше, чем они будут систематизированы наукой. Свойство литературы - подмечать новые, пока неявно и неярко выраженные явления в общественной жизни.
В художественных произведениях обнаруживаются иногда афористические формулировки, которые становятся определениями и для ученых - заглавие романа «Оттепель» И. Оренбурга (1954) дало название целому периоду в истории страны. Имена литературных персонажей часто становятся обозначением образа жизни и системы ценностей (Плюшкин, Обломов, Остап Бендер, Дон Жуан, тургеневская девушка, лилипуты - пришли из произведений Джонатана Свифта).
На основе художественных произведений советских авторов современные историки изучают феномен «перековки» русского человека в первые годы большевизма, социальные типы «бывших хозяев» и «новой буржуазии». Глубокому осмыслению литературные источники подвергаются с целью изучения проблемы «человека на войне».
Наиболее подходящими для использования в качестве источника по изучению повседневности можно считать работы авторов, относящиеся к критическому реализму, поскольку основной задачей данного направления является максимально достоверное отображение действительности, включая мельчайшие ее детали.
Труды Л.Н. Толстого зачастую были основаны на личных наблюдениях и опыте, поэтому они позволяют почерпнуть подлинные сведения о жизни крестьянства, помимо этого они позволяют нам познакомиться с моральными нормами выбранного нами сословия.
На примере главного героя повести «Поликушка» Поликея Ильича Хорюшкина можно рассмотреть повседневную жизнь дворовых крестьян. Жили они на месячине, значительным подспорьем были дрова и корм для животных, которые брались у помещика. Поликей Ильич вместе со своей семьей (жена и пятеро детей) размещался в крайнем к двери «углу», отгороженном досками в общей избе. В ее центре стояла печь, общая для всех
жителей. Так как в одном помещении жили несколько семей (каждая в своем углу, при этом площадь комнаты составляла около 50м2), частыми были ссоры, взаимные упреки, иногда доходило до рукоприкладства. В «углу» Поликея находились «брачное ложе со стеганым одеялом и ситцевыми подушками, люлька с ребенком, столик на трех ножках … кадушки, платья, куры, теленок».
Условия крайне стесненные. Дети спали на одной кровати вместе с родителями и на печи. Купались в корыте, воду для этого нужно было принести из колодца и подогреть. Освещалось жилье лучиной, свечи использовались реже. Теплой одежды не хватало на всех членов семьи, поэтому дети могли выходить на улицу только по очереди, или же ненадолго выбегать во двор без верхней одежды.
Но даже при таких условиях жизни крестьяне старались не лишать себя небольших радостей: при возможности заводился самовар, мужчины курили трубку. На праздники было принято наряжаться, «салить» волосы, они натирались огарком свечи и лоснились. Вечером выходили гулять, играли на гармони, балалайках, пели песни. В воскресенье большая часть крестьян направлялась в церковь, при этом было принято празднично одеваться, взрослые брали с собой детей, в том числе и грудных. Еще одной составляющей досуга многих крестьян являлось посещение кабаков.
На женщине лежало множество обязанностей: уход за детьми, починка одежды, прядение шерсти, изготовление из нее холстов, приготовление пищи, забота о домашних животных, уход за огородом. При этом просыпаться хозяйке приходилось очень рано, а ложиться спать – позже других. Дети активно привлекались к выполнению домашней работы (поили и загоняли скот). Так как ребенок становился работником с малых лет, образованию зачастую не уделялось никакого внимания. Некоторые помещики строили школы для своих крестьян, но родители предпочитали отправлять детей на работу, а не в школу. Сложно говорить о бережном отношении к ребенку, труд его зачастую был тяжелым, при этом взрослые часто били детей даже за незначительные провинности.
Насилие вообще воспринималось как что-то обыденное, не вызывало порицаний, о чем свидетельствует такой отрывок из повести: «Резун отвечал, что жену он и трезвый и пьяный бьет, и все мало, и тем всех рассмешил».[1]
Еще одним вариантом изучения повседневности является рассмотрение картин как «культурных текстов», являющихся носителями информации о повседневности в определенную эпоху.
В картине Василия Перова "Сельский крестный ход на Пасхе" (Приложение 1) русская деревня 19 в. Православная Пасха. Если хорошо одетые участники процессии лишь порозовели от выпитого и съеденного, то другие персонажи демонстрируют более глубокие стадии деградации и профанации святынь. Мужчина-оборванец в центре несет икону вверх ногами и вот-вот упадет, а пьяный поп, шагая с крыльца, давит пасхальное яйцо.
Растянувшаяся под хмурым небом процессия, месящая ногами весеннюю грязь, позволяла показать срез деревенского мира, где порок захватил каждого — от священника и зажиточных крестьян до последних бедняков. Приверженность русского народа к Православию преувеличена.
Эта его картина в царской России была запрещена к показу и воспроизведению.
«Полдень в деревне» Петра Суходольского (1864) (Приложение 2). Это протокольно точное изображение конкретной местности — деревни уезда Калужской губернии: разбросанные без видимого порядка избы и сараи с вечно дырявыми крышами (лишь на заднем плане различимо строительство нового дома), тощие деревья, заболоченный ручей. Летний зной застал обитателей за обыденными занятиями: женщины несут воду или стирают белье, дети играют у сарая, мужчины спят на солнце, представляя собой такой же элемент пейзажа, как повалившаяся на бок пятнистая свинья, брошенная прямо в траву борона или воткнутый у непросыхающей лужи плуг. Этот вид отличает объективный, лишенный видимой эмоции взгляд живописца. В определенном смысле это изображение русской деревни даже более безотрадно, чем демонстративно тенденциозная картина Перова.
На картине Николая Неврёва. "Торг. Сцена из крепостного быта". 1866 г. (Приложение 3) изображен процесс продажи крепостных крестьян. Два надменных обеспеченных барина торгуют живым товаром. Сам вид этих мужчин говорит о бесчеловечности их натуры. Такое ощущение, что сделка проходит, между прочим, они не предают значение этому событию, один растолстевший барин свободно откинулся на спинку стула, а другой покуривая трубку, вальяжно показывает покупателю пять пальцев - пять сотен рублей. 500 рублей - цена русского крепостного. Продавец девки - европейски образованный дворянин. Картины на стенах, книги. Очень символично, что на стене висит картина эпохи Возрождения, где основным философским смыслом является ценность человека, его жизни, подношение людей до уровня божества.
Девушка покорно ждет своей участи, другие рабы столпились в дверях и смотрят, чем кончится торг, от них веет тревогой и отчаяньем. Отчаянье людей, от которых ничего не зависит. Во время крепостного права жизни крепостных принадлежали хозяину. Художник очень точно отобразил весь ужас крепостного права.
Особое место и роль в историческом исследовании отводится произведениям литературы и искусства. Эти памятники выступали как источник знаний и рассказывают о сферах жизни общества (материальной и духовной), об идеологии и психологии людей.
Приложение 1
Сельский крестный ход на Пасхе. Картина Василия Перова. 1861 год
Приложение 2
Полдень в деревне. Картина Петра Суходольского. 1864 год
Приложение 3
Торг. Сцена из крепостного быта. Картина Николая Неврева. 1866 год
Библиографический список.
Источники:
- Л. Н. Толстой. Собрание сочинений в 22 томах. М.: Художественная литература, 1978—1985. – 3 т.
- Петров В. Сельский крестный ход на Пасхе. [Репродукция с картины] // Интернет-сайт: http://www.bibliotekar.ru/Kartiny2/5.htm
- Неврев Н. Торг. Сцена из крепостного быта. [Репродукция с картины] // Интернет-сайт: http://www.bibliotekar.ru/Kartiny2/11.htm
- Суходольский П. Полдень в деревне . [Репродукция с картины] // Интернет-сайт: https://vsdn.ru/museum/catalogue/exhibit10492.htm
Литература:
- Беловинский Л.В. История повседневности в деталях: проблемы комментирования текстов русской литературы // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. - 2017.
- Галинская И.Л. А.И. Куляпин, О.А. Скубач. Мифология советской повседневности в литературе и культуре сталинской эпохи // Культурология. - 2015. - №2(73).
- Горбунова Н.В., Липская Л.И., Ушакова О.М. Поэтика трапезы в литературе и кинематографе: от викторианства к модернизму // Вестник тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2015. - №2.
- Дроздова А.В. Визуализация повседневности в современной медиакультуре: дис. д-р культорол. наук: 24.00.01. - М., 2017.
- Ерохина Т.И Художественное творчество и обыденное поведение символиста в эпистолярном жанре. // Вестник Вятского Государственного Гуманитарного Университета. - 2008. - №2-2.
- Иванов А.И. Образ повседневности в журналистике и литературе // Социально-гуманитарные знания. - 2016. - №8.
- Илья Доронченков. Передвижники и другие: крестьяне в русской живописи // Arzamas.academy URL: https://arzamas.academy/materials/1469 (дата обращения: 29.01.20).
- Миловидов В.А. Повседневность как "запретный плод" литературы // Гуманитарные аспекты повседневности: проблемы и перспективы в XXI веке. - Воронеж: Автономная некоммерческая организация по оказанию издательских и полиграфических услуг "НАУКА-ЮНИПРЕСС", 2020.
- Мостицкая Н.Д. Анализ повседневности как фактора коммуникативного пространства культуры (на примере символического языка орнаментального искусства) // Вестник Московского Государственного Университета культуры и искусств. - 2015. - №4(66).
- Осминская Н.А. Городские образы в европейском изобразительном искусстве XVII-XVIII вв. и их функция в коммуникативной среде // АРТИКУЛЬТ. - 2017. - №4(28).
- Тараносова Г.Н., Лелявская М.Г. Об отражении провинциальной повседневности в русской литературе XXI века // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. - Тольяти: Волжский университет имени В.Н. Татищева , 2017.
[1] Л. Н. Толстой. Собрание сочинений в 22 томах. М.: Художественная литература, 1978—1985. С. 318 – 3 т.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая работа "Произведения искусства на уроках музыкальной литературы
Слияние музыки, поэзии, изобразительного, декоративно- прикладного искусства играет важную роль в становлении личности человека, в его нравственном воспитании, в эмоциональном ...
Опыт работы: «Деятельностный подход в приобщении детей дошкольного возраста к художественной литературе».
Процесс общения ребенка – дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. От взрослого в большой степени зависит, и то, станет ли ребенок настоящим, увлечением читателя или встреча с кн...
Статья "Примеры описания темпераментов героев художественной литературы".
Статья "Примеры описания темпераментов героев художественной литературы"....
Технологии работы с текстом художественного произведения на уроках литературного чтения.
Три этапа работы с текстом....
Открытый урок "Работа над художественным содержанием музыкального произведения"
Работа над художественным образом Полонеза М.Огинского. На уроке были закреплены теоретические и практические знания учащегося, касающиеся данного произведения: форма Полонеза, структура, тематическое...
ВКР: Формирование интереса к миру художественной литературы посредством поэтических произведений у детей среднего дошкольного возраста
Основным фактором отношения ребенка к книге и критерием ее оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению. Главной задачей знакомства детей среднего возр...
Целесообразность использования произведений художественной литературы на уроках истории.
Развитие личности человека с самого детства сопровождают художественные произведения. В статье рассмотрены особенности использования произведений художественной литературы на уроках истории в образова...