Тема урока: "Афхардты Хасана"
план-конспект урока
Тема кровной мести и социального протеста в поэме А.Кубалова «Афхардты Хасана».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
afhardty_hasana.docx | 22.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Зам.директора по УР
_______Хестанова А.К.
«_____»______2022г
Тема урока: Тема кровной мести и социального протеста в поэме А.Кубалова «Афхардты Хасана».
Цели урока:
- Образовательная: в ходе проблемного анализа поэмы раскрыть духовный мир главной героини Госама и её сына Хасана.
- Развивающие:
- совершенствовать навыки анализа текста;
- развивать навыки связной устной и письменной речи учащихся.
- Воспитательные:
- способствовать нравственному становлению личности;
- развивать чувства толерантности между людьми;
- прививать интерес к произведениям осетинских авторов.
Дидактическая задача: создание условий для осознания и осмысления основной идеи поэмы.
Цели деятельности обучающихся:
- Личностные УУД: стремление к новым знаниям, желание участвовать в творческом процессе, желание участвовать в творческом процессе, желание видеть нравственный аспект своих поступков.
- Познавательные УУД: поставленную проблему осознавать и извлекать необходимую информацию из текста, делать обобщения и выводы.
- Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (в парной, групповой и коллективной работе); умение брать на себя ответственность; умение точно и полно выражать свои мысли.
- Регулятивные УУД: саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент; коррекция как способность исправлять возможные ошибки; самооценка как способность осознать уровень усвоения
Тип урока: урок-исследование с элементами дискуссии
Оборудование: ИКТ презентация «Авторы поэмы «Авхардты Хасана»», видеоклип песни «Мады зараг».
Ход урока
- Вступительное слово учителя.
Вы знаете, обычай кровной мести был характерен для всех народов на определенном этапе исторического развития. Вспомните хотя бы месть княгини Ольги за смерть Игоря…
Для осетинского народа в эпоху средневековья кровная месть также была традиционной.
- История открытия поэмы «Афхардты Хасана».
Эта тема отражена в осетинской литературе, в частности, в поэме А.Кубалова «Афхардты Хасана», которую он написал со слов народного сказителя Бибо Дзугутова. Поэтому поводу в 1835 году в 31 номере в газете «Терские ведомости» Гаппо Баев писал: «Под скромным заглавием «Афхардты Хасана» была вручена нам рукопись старинного сказания, написанная на осетинском языке А.Кубаловым из Батакоюрта. В этом селении жил известный во всей Осетии певец народных сказаний слепой Бибо Дзугутов… Он исходил всю страну Осетии и повсюду его радушно встречали. Говорят, что однажды народ, не имея возможности вследствие громадного скопления послушать его, соорудил ему курган из земли и дерну, дабы удобнее было внимать его чудным старинным сказаниям, до того этот слепой певец пользовался симпатией своих земляков- осетин».
- Творческая работа учащихся.
ИКТ: презентация «Бибо Дзугутов, А. Кубалов, М. Туганов, Г. Баев»
Четыре замечательных имени соседствуют, как встарь, в новой публикации поэмы:
- Бибо Дзугутов – народный сказитель;
- А. Кубалов – классик осетинской литературы, автор эпической поэмы «Афхардты Хасана»;
- М. Туганов – выдающийся художник, иллюстратор поэмы «Афхардты Хасана»;
- Г. Баев – инициатор и организатор первого издания «Афхардты Хасана».
- Погружение в текст. Образ Госама.
Центральным образом поэмы является Госама, мать Хасана. Ей посвящается первая часть произведения.
Прочитаем экспозицию поэмы.
- Как вы думаете, почему автор сразу знакомит нас с обстановкой, в которой живет главная героиня?
- Почему нет портрета Госама?
- Важно ли при этом описание природы?
Как видим, автор подготавливает нас к восприятию песни Госама.
- Чтение наизусть.
Прислушаемся к колыбельной песне матери…
Подумаем, это колыбельная песня или плач?
Словарь:
Плач – старинная жалобная обрядовая песня на похоронах, поминках или свадьбе.
Вывод: колыбельная песня любящей матери – это плач. Плач – повествование, плач – проклятие, плач – напутствие.
-Как воспринимает природа этот плач?
Итак, мы видим, что природа страдает вместе с главной героиней.
- Проблемная ситуация:
- Госама – молодая женщина, вдова, любящая мать. Почему же она бежит из человеческого общества и растит, воспитывает единственного сына, готовит его к гибели, заведомо зная, что его ожидает смерть?
- Имеет ли она право лишать жизни родного сына?
- Анализ произведения.
В ходе анализа текста найдем ответы на поставленные вопросы.
Составление таблицы «Побег». Работа в парах.
- Почему Госама совершает побег? Есть ли этому оправдание?
Да | нет |
Она одинока, у нее никого нет; власть в руках сильного, богатого Кудайната; все на стороне Мулдаровых; Госама из фамилии Афхардты (униженный, оскорбленный). | могла обратиться к людям. Автор говорит: 1)стр. 209; 2) стр. 227. Журнал «Дарьял», №1, 1996г. |
Вывод: Госама восстает против общества, против мира сильных, где достоинство человека оценивается по социальному положению, где законы на стороне богатых, где ничтожна жизнь бедняка.
- Поразмышляем вместе (элементы дискуссии).
- Госама готовит Хасана к мести. Цель жизни матери - воспитание Хасана в духе кровной мести.
Имеет ли она на это право?
- Вспомните законы средневековья по отношению к кровной мести. В такой ситуации можно ли было избежать кровной мести? Спасти сына?
Вывод: понять человека, правильно оценить его поступки можно лишь представляя конкретно – исторические условия, в которых протекает его жизнь. Каждая эпоха диктует свои нормы поведения и нравственности.
В таком ракурсе Госама, сильная, целеустремленная, исполняет святой долг перед мужем и обществом.
Госама суеверна… Она воспитана в таком духе… Сознание человека, видимо, еще не достигло высот.
- Групповая работа. Составление кластера.
Вернемся к теме. На одном из наших уроков мы говорили, что месть похожа на смерть, водоворот и т.д.
Теперь попробуйте в группах подобрать по аналогии другие понятия.
трагедия Месть- это Сложное явление Противоречивое явление Правовая обязанность
Современный взгляд.
Как вы оцениваете эти законы с сегодняшних гуманистических позиций?
XX. Погружение в текст. Авторская позиция в поэме:
Месть – трагедия не только отдельной семьи, но и целого народа.
Хасана, отстаивая честь семьи, проявляет звериную жестокость, убивает девятерых из Мулдаровых, сам так же погибает. Месть Хасаны по своей жестокости и по размаху многократно. Ведь погибают в схватке не только непосредственный обидчик, но и невинные люди.
И здесь мы видим, что гуманист Бибо не может скрыть своего горя: обращается к Хасане с мольбой о прекращении кровопролития, описывает ужасную гибель участников схватки, страдание родителей… Обратимся к тексту:
- Описание горя Саукудза… Здесь песнь прерывается. Бибо дает нам возможность прочувствовать боль потери, делает небольшую паузу.
- Описание беды в доме Косерхан. Певец вновь обращается к Хасане.
- Описание смерти троих братьев Мулдаровых. Степень варварства увеличивается!
- Описание горя односельчан.
- Описание трагедии Госама.
Так Хасана выполнил свой священный долг, но почему у Бибо и у нас сейчас так ноет сердце.
Вывод: в результате кровной мести истреблены не иноземные враги, а свои же братья – осетины. Так могут быть истреблены не только отдельные фамилии, но и нация.
А. Кубалов не идеализирует кровную месть. Но в тоже время оправдывает Госама, которая выполнила свой священный долг перед народом и спасла честь своего сына…
Древний осетин свято выполнял обычай кровной мести, но в то же время он тяжело переносил его жестокость и нестерпимый гнет. Возможно, поэтому он изобрел правила, возведенные также в степень святости, согласно которым убийца мог временно или навсегда избежать кровной мести. Но это – тема для другого урока.
Учитель:
Как видим, желание отомстить – сильное, сложное чувство. Ему трудно бывает сопротивляться. Но мы на то и люди, что можем договориться без крови и кинжалов.
Человек должен чувствовать персональную возможность приостановить месть, должен ощутить личную ответственность за каждый свой поступок.
Задание на дом: дать письменный ответ на вопрос: «По какой причине у современного человека может возникнуть желание мстить?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему : "Темы, вопросы и учебно - исследовательские задания для организации самостоятельной работы студентов на практике"
Доклад подготовлен к областной педагогической конференции, посвященной проблеме научно - исследовательской деятельности студентов педагогических колледжей....
Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290, 291"
Данный урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала.Дети смогут написать сочинение-рассуждение о з...
Методическая разработка урока теоретического обучения.Тема программы. Тема 1.2.Моделирование и композиция причесок 2. Тема урока. Компоненты: форма и силуэт
Пояснительная записка к уроку по теме «Компоненты композиции: форма и силуэт» . Данная презентация может быть использована в качестве наглядного пособия при изучении темы «Компо...
План-конспект учебного занятия 2 курс Тема Принципы урок 1, 2 курс Тема Участники со стороны обвинения, 3 курс Тема Окончание предварительного расследования
План-конспект учебного занятия поОП.08 Уголовный процесс...
Тема 2.1. Раздел 2. Химия. Органическая химия Тема:«Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений» Тема урока:"Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова."
.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ХИМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ А.М. БУТЛЕРОВА1 ПОЛОЖЕНИЕ: Атомы в молекулах соединены друг с другом в определенной последовательности со...
Тема 5. Раздел 2. Биология. Тема: "Основы генетики и селекции" Тема урока: "Обмен веществ и энергии в клетке"
Теоретической основой селекции является генетика, разрабатывающая проблемы наследственной изменчивости, системы скрещивания и отбора. Создателем современной генетической...
Тема 6. Раздел 3. Биология. Тема: "Эволюционное учение" Тема урока: "Эволюционная теория"
ссылка на видео " Гений Ч. Дарвин". - https://youtu.be/Btuyp5GTj7Aссылка на видео " Предки человечества" - https://youtu.be/94wTY6fw7rQссыл...
- Мне нравится (1)