Конспект урока по русскому языку "Удвоенные согласные как орфограмма" 2 класс
календарно-тематическое планирование
Данный урок соответствует требованиям ФГОС. Урок насыщен использованием различных методов и приемов, также богат дидактическим материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udvoennye_soglasnye._2_klass.docx | 27.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ № 2 г. Кызыла, Сарыглар Алена Валентиновна,
,
учитель начальных классов
(2 класс, УМК «Перспектива» )
Удвоенные согласные как орфограмма. Правила переноса слов с удвоенными согласными.
Цель урока: формировать навыки правописания слов с удвоенными согласными, познакомить детей с правилами переноса слов с удвоенными согласными.
Задачи:
1. Расширить словарный запас слов с удвоенными согласными.
2. Формировать умения учащихся находить в словах орфограмму «удвоенные согласные» и грамотно писать слова с этой орфограммой.
3. Формировать умения добывать знания и информацию из дополнительных источников.
4. Развивать память, внимание, мышление.
5. Воспитывать интерес к русскому языку
УУД:
предметные | личностные | регулятивные | коммуникативные |
умение находить орфограммы в указанных учителем словах | формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе | умение принимать и сохранять учебную задачу в течение урока | умение принимать роль в учебном сотрудничестве с одноклассниками и учителем |
Оборудование: презентация; орфографические и толковые словари; карточки со словами, карточки - задания для работы в группах; ёлка, игрушки.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие гостей.
Здравствуйте, ребята!
В день декабрьский я рада
Видеть вас друзья!
-Ребята, давайте поздороваемся в гостями.
-Можете тихо садиться.
Какой приближается праздник ?
- Что для вас Новый год ? ( Ёлка, волшебство, сказка…)
-Посмотрите, какая у меня красивая ёлка! Но она без игрушек. Ваши знания помогут её украсить. (После каждого выполненного этапа урока на ёлке появляется игрушка)
2. Актуализация знаний.
-Ребята, я поздравляю вас, многие из вас справились с диктантом по теме «Звонкие и глухие согласные звуки». Но есть среди вас и те, которые допустили ошибки в словах. Давайте объясним нашим товарищам, как правильно писать слова с орфограммами.
(на доске:Стояли, мороз, лед, лег).
-
3. Мотивация учебной деятельности.
-Ребята, давайте послушаем Сказку «Про девочку Аллу» (В. Волина).
Жила-была девочка Алла. Училась она во втором классе.
Как-то на дом было задано написать слова с двойными согласными. Алла получила "двойку".
Ночью ей приснился сон. Гнались за девочкой двойные согласные. Алла споткнулась и упала. Буквы кружились над девочкой и возмущённо кричали:
- Ты не знаешь правила о нас? Ведь ты не сможешь написать теперь очень много слов, в которых мы встречаемся. В наказание мы исчезнем из твоего имени.
И Алла разучилась писать своё имя...
А когда на уроке русского языка дети стали писать имя Алла, девочка не смогла этого сделать и заплакала.
- Почему ты плачешь? - спросила учительница.
- Я не знаю, как пишется моё имя.
Учительница с улыбкой посмотрела на второклассницу и сказала:
- Ты не запомнила ни одного слова с удвоенными согласными. Но это ещё не поздно сделать. Выучи их, и твоё имя вернётся к тебе. Девочка обрадовалась, выучила и с тех пор знает, как пишется её имя, а заодно и многие другие слова, такие как: ванна, класс, касса, коллектив, аллея, коллекция, программа, суббота, хоккей, дрожжи, жужжать, конный, масса, грамм, поссорить.
- Ребята, как зовут героиню сказки? (Алла)
-Что с ней произошло? (Она не знала, как пишется ее имя).
-А почему она разучилась писать свое имя? (Потому что она не знала правило написания слов с удвоенными согласными)
-А как пишется имя Алла? (С заглавной буквы, с двумя лл)
-Теперь попробуем распределить слова по двум группам. Обоснуйте свой выбор. (1.Аля, Аня, Гена — так называют детей их мамы, друзья, знакомые. Это короткие имена. 2. Алла, Анна, Геннадий — так уважительно называют взрослых людей. Это полные имена. Вполном имени есть две одинаковые буквы в середине слова.)
Аля, Алла, Аня, Анна, Гена, Геннадий.
- Посчитайте количество звуков и букв в словах второй группы. Что интересного заметили?(Количество звуков и букв не совпадает.На месте удвоенной буквы слышим более долгий согласный звук.)
- А в нашем классе есть дети, чьи имена пишутся с удвоенной согласной?
-Спасибо, ребята. Вы справились с заданием.
4. Сообщение темы, заданий урока.
- Итак, давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока? (Удвоенные согласные звуки и их обозначение на письме).
- Сегодня на уроке мы должны:
- научиться находить слова с удвоенными согласными ;
- научиться их грамотно писать ;
- выучить правило переноса данных слов.
5. Новая тема.
А). На доске: ванна, конный, класс, касса, коллектив, аллея, коллекция, программа, сумма.
- В каких ещё словах есть удвоенная с?
- Работа над лексическим значением слова «класс» (Толковый словарь)
- Карточка слова «класс». Сколько в слове букв? Сколько звуков? Почему букв больше?
- Составление предложений (устно)
- Какое однокоренное слово мы уже записали? (Классная)
- Что общего в цепочках букв вы видите?(Они записаны парами)
- Определите закономерность написания букв и продолжите строчку до конца.
Запись: нн
Сс
Лл
Мм
- Какие звуки обозначают буквы, которые мы с вами записали? (Согласные)
- Оцените свою работу. Подчеркните самое красивое соединение.
Б). Работа по учебнику
-Подтвердите свои выводы, прочитайте сообщение профессора Самоварова.
-Сделайте вывод.
- Можно ли проверить написание удвоенной согласной буквы ? Подобрать проверочное слово? (Нет.Написание слов с удвоенной согласной буквой надо запомнить или посмотреть по словарю)
В).Работа в р.т.
-Откройте рабочие тетради на с.57, выполним упражнение 100.
-Прочитайте задание.
-Запишите слова по алфавитному порядку.
Г).Упражнение 179на с. 120.
(Один ученик работает у доски.)
- Прочитайте слова. Как вы думаете, как переносятся слова с удвоенными согласными? (Предположения детей.)
- В словах с удвоенными согласными при переносе одна согласная остается на строке, другая, повторяющаяся, переносится на следующую строку: ал-лея, суб-бота и т. п. При этом слово переносится по слогам.
Эти буквы – близнецы
Удалые молодцы,
Ты одной закончи строчку,
А с другой её начни.
-Запишите слова, разделив их для переноса, где это возможно.
-Какие слова с удвоенными согласными перенести нельзя? Почему? (Нельзя перенести слова класс, грипп, так как в них один слог, одна гласная.)
-Подчеркните слова, в которых мы произносим обычный согласный звук, а пишем удвоенную согласную. (Класс, грипп, хоккей, суббота.)
-Какой совет вы дадите одноклассникам при написании таких слов? (Запомнить слова с удвоенными согласными.)
-В каком слове количество звуков и букв совпадает? Ответ обоснуйте. (В слове «аллея» 5 букв и 5звуков, так как буква я стоит перед гласной и обозначает два звука [й’] и [а].)
6. Физминутка. Пауза «Если нравится тебе, то делай так…»
7. Продолжение работы по теме урока.
А).Работа по карточкам.
Замени одним словом (зелёные карточки)
1 ряд.
Солёная вода для засолки овощей. (Рассол)
Собрание картин или камней. (Коллекция)
Рисунок, картинка в книге к тексту. (Иллюстрация)
2 ряд.
Вещество из микроскопических грибков, вызывающее брожение. (Дрожжи)
Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков бумаги, ткани. (Аппликация)
Обучение животных послушанию. (Дрессировка)
Художественное произведение небольшого размера. (Рассказ)
3 ряд.
Праздничное освещение улиц. (Иллюминация)
Большое желание есть. (Аппетит)
Ремни, верёвки для управления лошадью. (Вожжи)
-Проверка! ( Украшаем ёлку)
Б).Упражнение 181 на с. 121.
(Фронтальная проверка.)
-На какой вопрос отвечают получившиеся слова с удвоенными согласными? (Какой?Какая?)
В). Составление памяток (красные карточки)
Правильно расставить порядок действий.
Памятка.
2)Если есть долгий согласный, напишу на месте этого согласного звука две буквы.
1)Произнесу слово. Определю, есть ли в нем долгий согласный звук.
5)Обозначу орфограмму.
3)Если в слове не появится долгий согласный звук, вспомню, как пишется это слово.
4)Проверяю себя: посмотрю, как пишется это слово в орфографическом словаре.
8.Рефлексия ( жёлтые карточки )
Оцени свои действия знаком « + »
1 Объясняю, что значит удвоенная согласная в слове
2 Знаю словарные слова с удвоенной согласной
3 Знаю, как переносятся слова с удвоенной согласной
4 В группе помогал подбирать нужные слова к словосочетаниям
5 Внимательно слушал учителя и одноклассников, активно работал на уроке, правильно отвечал на вопросы
9. Подведение итогов.
Интерактивный метод «Микрофон»
- Над какой орфограммой мы работали на уроке?
- Чему научились?
- Что вам больше всего запомнилось на уроке?
Нарисуй смайлик настроения. (Тетрадь или плакат)
(Ёлка нарядная)
Выставление оценок.
Домашнее задание: Упр. 182 (с. 121) в учебнике
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290, 291"
Данный урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала.Дети смогут написать сочинение-рассуждение о з...
Конспект урока русского языка во 2-В классе УМК «Школа 2100»
Конспект урока по русскому языку...
Конспект урока русского языка. 4 класс. Спряжение глагола (Система РО Л.В. Занкова)
Цель:- создать условия для формирования понятия «спряжение глагола».Задачи:Обучающие:- формировать умение определять спряжение у глаголов с ударным окончанием; - закрепить знания о глаголе.Развив...
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Обобщённо-личные предложения» по учебнику М. М. Разумовской (8 класс)
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС«Обобщённо-личные предложения» по учебнику М. М. Разумовской (8 класс) Учитель русского языка и литературы Сутягина Елена ...
Конспекты уроков русского языка к УМК Бабайцевой В.В. 5 класс
В помощь всем, кто продолжает или начинает работать по ФГОС, я предлагаю подробные разработки уроков в 5,7, 9 классах по русскому. В этих разработках сделан акцент на развитии не только предметн...
Конспект урока русского языка однокоренные слова 3 класс
Задачи этапа урока (вида работ)Деятельностьучителя Задания для учащихся ДеятельностьучениковПланируемые результаты Время ПредметныеУУД I. Организация начала урока Созда...
Конспект логопедического урока по теме «Звонкие и глухие согласные» в 1 классе
Предлагаю вашему вниманию конспект логопедического урока, который предусматривает цели:Закрепить понятие о звонких и глухих согласных.Упражнять детей в различении звонких и глухих согласных звуков на ...