Повторение. Основные тенденции литературы 18-19 веков
методическая разработка
Методическая разработка урока по дисциплине ОДБ.02 "Литература"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературы в форме игры | 34.24 КБ |
презентация к уроку литературы в форме игры | 1.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Алтайского края Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Смоленский лицей профессионального образования»
Методическая разработка урока по дисциплине ОДБ.02 «Литература»
Тема урока: «Повторение. Основные тенденции литературы ХVIII – ХIХ вв.»
Автор: Сизинцева Марина Анатольевна, преподаватель русского языка и литературы.
с. Смоленское 2021
Литературная игра по произведениям русских классиков «СВОЯ ИГРА»
Вид деятельности: урок - игра
Цель воспитания в соответствии с концептуальными основами воспитания: формирование осознанного интереса к русской литературе как к учебному предмету.
Цели:
- развивать логическое мышление и устную речь учащихся в процессе игровой командной деятельности;
- воспитывать интерес к литературе как учебному предмету;
- формировать навыки общения и работы в группе, умение отстаивать своё мнение.
Задачи:
- Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- ориентироваться в своих знаниях;
- находить ответы на поставленные вопросы;
- делать обобщения и выводы;
- планировать свою деятельность в соответствии с целью урока;
- слушать и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- договариваться о правилах работы в группе;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять правила работы в парах и группах.
- Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
- Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Оборудование: презентация, экран, жетоны
Технологии: ИКТ, игровые технологии, технологии сотрудничества.
Ведущий метод: метод мозгового штурма.
Логические операции: анализ, синтез, сопоставление, обобщение, умозаключение.
Прогнозируемые результаты:
Личностные: развивать наблюдательность, внимание, формировать культуру общения.
Регулятивные: выбирать действия и необходимые ресурсы для выполнения задания.
Познавательные: использовать приёмы отбора и систематизации материала по заданной теме; производить поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с задачами и условиями общения.
Предметные: актуализировать и систематизировать знания по курсу литературы; знать содержание, проблематику, композицию, жанровое своеобразие изученных произведений, теорию литературы; анализировать иллюстрации к художественным произведениям.
Предварительная подготовка: повторение материала по темам: «Русская литература 19 века», «Древнерусская литература».
Ход игры:
- Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на литературном соревновании «Своя игра». Один умный человек сказал: “Дорогу осилит идущий”. Пусть эти слова будут девизом нашего праздника.
Представляю вам членов жюри.
Каждая игра имеет свои правила. Послушайте, пожалуйста, как мы будем играть сегодня (объяснения условий игры):
Правила игры:
- Играющие делятся на две команды. Участники по очереди выбирают номер на игровом поле и отвечают на вопросы, получая жетон за каждый правильный ответ. Если игрок не дал правильного ответа, то ответить и заработать жетон может другая команда.
- Сектора игрового квадрата делятся по уровням сложности: 100, 200, 300, 400, 500
- По окончании игры, подсчитываются жетоны. Побеждает та команда, у которой больше жетонов.
- Игровое поле разделено на 25 секторов разной тематики:
- 5 секторов – «Из истории русской литературы»
- 5 секторов – «А. С. Пушкин»
- 5 секторов – «М. Ю. Лермонтов»
- 5 секторов – «Н. В. Гоголь»
- 5 секторов – «Древнерусская литература»
- Основная часть
Из истории русской литературы 100
Кто из русских писателей был в юности «пожалован» Екатериной II в пажи, а затем стал ярым врагом самодержавия?
Ответы детей: А. Н. Радищев
Из истории русской литературы 200
Назовите известного русского поэта, бесстрашного партизана и организатора партизанской борьбы в период Отечественной войны 1812 года?
Ответы детей: Денис Давыдов
Из истории русской литературы 300
Какое литературное произведение начинается картиной святочного гадания?
Ответы детей: баллада Жуковского «Светлана»
Из истории русской литературы 400
Перу какого поэта принадлежит стихотворение, начинающееся словами:
«Я пришёл к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало…»?
Ответы детей: А. А. Фету
Из истории русской литературы 500
Назовите автора повестей «Левша», «Тупейный художник», «Зверь»
Ответы детей: Н. С. Лесков
А. С. Пушкин 100 Где состоялась дуэль Пушкина и Дантеса?
Ответы детей: Дуэль состоялась на Чёрной речке. В 1937 году на месте дуэли был открыт обелиск.
А. С. Пушкин 200
Какой эпиграф выбрал А.С. Пушкин к повести «Капитанская дочка»?
Ответы детей: «Береги честь смолоду»
А. С. Пушкин 300
Кому из своих друзей-декабристов Пушкин послал стихотворение в Сибирь?
Ответы детей: И. И. Пущину
А. С. Пушкин 400
В связи с чем и когда Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью? Каково содержание надписи?
Ответы детей: В 1820 году, когда была напечатана поэма «Руслан и Людмила», Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побеждённого учителя»
А. С. Пушкин 500
Назовите шесть произведений Пушкина, в которых имя главной героини Мария.
Ответы детей: Маша Троекурова «Дубровский»,
Маша Миронова «Капитанская дочка»,
Мария «Бахчисарайский фонтан»,
Мария «Полтава»,
Маша «Выстрел»,
Марья Гавриловна
«Метель»
М. Ю. Лермонтов 100
Кому посвящены ранние юношеские стихи Лермонтова?
1. Я не достоин, может быть,
Твоей любви: не мне судить;
Но ты обманом наградила
Мои надежды и мечты,
И я всегда скажу, что ты
Несправедливо поступила.
2. Мы случайно сведены судьбою,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душою,
Хоть пути не кончить им вдвоём!
Ответы детей: 1. Наталье Фёдоровне Ивановой, дочери драматурга Ф.Ф.Иванова, в которую был безумно влюблён Лермонтов, но она предпочла ему одного из его друзей.
2. Варваре Александровне Лопухиной, она не была красавицей, но Лермонтов полюбил её, не раз сопоставляя её с Наташей Ивановой.
М. Ю. Лермонтов 200
О каком романе Лермонтова Гоголь сказал, что «никто ещё не писал у нас такой правильной, прекрасной и благоуханной прозой», а Лев Толстой отметил, что роман произвёл на него «очень большое впечатление!?
Ответы детей: роман «Герой нашего времени»
М. Ю. Лермонтов 300
Где находится могила М. Ю. Лермонтова?
Ответы детей: Первоначально Лермонтов был захоронен в Пятигорске, но в 1842 году бабушка поэта Е.А. Арсеньева перевезла прах в Тарханы. Здесь, в фамильной часовне Арсеньевых, стоит памятник поэту. Рядом покоится прах матери, а с 1974 года и прах отца.
М. Ю. Лермонтов 400
Какое стихотворение Лермонтова было передано царю с надписью «воззвание к революции»?
Ответы детей: стихотворение «Смерть поэта» М. Ю. Лермонтов 500
Какому герою Лермонтова посвящаются эти строки:
«Пройдёт стар человек – перекрестится,
Пройдёт молодец – приосанится,
Пройдёт девица – пригорюнится
А пройдут гусляры – споют песенку»?
Ответы детей: купцу Калашникову
Н. В. Гоголь 100
Какое произведение Гоголя напоминает вам картина И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»?
Ответы детей: повесть «Тарас Бульба»
Н. В. Гоголь 200
Сюжеты каких произведений были подсказаны Гоголю А. С. Пушкиным?
Ответы детей: А.С. Пушкин подсказал Гоголю сюжеты «Ревизора» и «Мертвых душ»
Н. В. Гоголь 300
Кому принадлежат слова, сказанные после первого представления «Ревизора»: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»?
Ответы детей: слова принадлежат императору Николаю I
Н. В. Гоголь 400
Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»?
Ответы детей: на зеркало неча пенять, коли рожа крива
Н. В. Гоголь 500
У каких двух героев Гоголя головы были похожи: у одного на редьку хвостом вниз, а у другого на редьку хвостом вверх?
Ответы детей: У Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича; «Повесть о том, как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем»
Древнерусская литература 100
Кем была составлена первая славянская азбука, какое название она получила?
Ответы детей: Братьями-славянами из г. Солуна Константином (в монашестве Кирилл) и Мефодием. Кириллица – на основе греческой азбуки (863-864 гг.)
Древнерусская литература 200
Как отомстила княгиня Ольга древлянам за смерть мужа?
Ответы детей: Она потребовала от каждого двора по 3 голубя и 3 воробья вместо дани, приказала привязать к ним зажжённый трут, и они, вернувшись в гнёзда, сожгли город Искоростень.
Древнерусская литература 300
Кто были первые русские святые и за что их канонизировали? Какое произведение им было посвящено?
Ответы детей: князья, братья Борис и Глеб. Их канонизировали как «страстотерпцев» - невинно убиенных старшим братом Святополком (1015 г.), «Сказание о Борисе и Глебе»
Древнерусская литература 400
С какого вопроса начинается «Слово о полку Игореве»?
Ответы детей: «Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных повестей о полку Игореве, Игоря Святославовича?»
Древнерусская литература 500
Какие повести XVIIвека пародировали судопроизводство и изобличали взяточничество судей?
Ответы детей: «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»
- Рефлексия
Что мы сегодня делали? Что нового узнали? Что больше всего понравилось? Напишите синквейн
1 строка – существительное, выражающее главную тему синквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающих действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определённый смысл (отношение к теме). 5 строка – заключение в форме имени существительного (синоним темы).
- Объявление команды-победителя и награждение команд.
Приложение 1
Список использованной литературы:
1. Л.Л. Бельская. Литературные викторины. М.: Просвещение, 2003, 301 с.
2. В.А. Ильина. Литературные викторины. Волгоград: Учитель-АСТ, 2001
http://www.akartinki.narod.ru/
Приложение 2: мультимедийная презентация
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по алгебре по теме: "Обобщающее повторение основных формул тригонометрии"
Данный урок входит в тему "Основы тригонометрии". Конспект представляет собой подробную разработку урока по обобщению знаний формул тригонометрии; раскрывается прикладное значение тригонометрии в разл...
25.03.2020г. гр.836-1я пара Повторение. Основные приемы решения показательных уравнений
Цель: повторить общие подходы решения показательных уравнений; закрепить навыки и проверить умение решать показательные уравнения...
25.03.2020г. гр.836-2я пара Повторение.Основные приемы решения показательных неравенств
Цель: повторить виды показательных неравенств; закрепить навыки и проверить умение решать показательные неравества, используя основные методы....
26.03.2020г. гр.836-1я пара Повторение. Основные приемы решения логарифмических уравнений
Цель: формирование знаний о разных способах решения логарифмических уравнений, умений применять их в каждой конкретной ситуации и выбирать для решения любой способ....
26.03.2020г. гр.836-2я пара. Повторение.Основные приемы решения логарифмических неравенств.
Цель: формирование знаний о разных способах решения логарифмических неравенств, умений применять их в каждой конкретной ситуации и выбирать для решения любой способ...
27.03.2020г. гр.836 Повторение. Основные приемы решения тригонометрических уравнений
Цель: изучить методы решения тригонометрических уравнений, исследовать применение их к решению уравнений повышенной сложности и задач различного содержания....
Повторение. Основные приемы решения систем уравнений
Цель: повторить основные методы решения систем уравнения....