Методическая разработка по теме "Радости и скорби Ивана Шмелева. Урок по роману «Лето Господне»
методическая разработка
Методическая разработка по теме «Радости и скорби Ивана Шмелева. Урок по роману «Лето Господне» разработан для студентов II курса ГБ ПОУ «Воронежский музыкальный колледж им. Ростроповичей». В этой работе хотелось бы коснуться имени одного из писателей. А именно Ивана Сергеевича Шмелева, чьи произведения лишь недавно стали доступны нам, и его романа «Лето Господне», который является высшим достижением мастера. Именно эта книга дает возможность решить задачу по воспитанию утраченных духовных ценностей.Знакомясь с книгой И. Шмелева, студенты имеют возможность изучить исторический опыт Москвы, узнать ее традиции и обычаи, проникнуться исконно российским духом. «Лето Господне воспитывает чувство любви к родине, чувство духовной близости со своими предками. Данная методическая разработка была представлена на II Областной конкурс «Современный урок: лучшая учебно-методическая разработка: цикл ОГСЭ» ГБ ПОУ ВО «Воронежский юридический техникум» 2021г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Воронежский юридический техникум»
РМО преподавателей общего гуманитарного и социально-экономического цикла основных профессиональных образовательных программ СПО
II Областной конкурс «Современный урок:
лучшая учебно-методическая разработка: цикл ОГСЭ»
ГБ ПОУ «Воронежский музыкальный колледж им. Ростроповичей»
Разработчик: Бобрышева Наталья Ивановна
Номинация: Учебно-методическая разработка урока
Тема: «Радости и скорби Ивана Шмелева. Урок по роману «Лето Господне»
Воронеж, 2021
Разработка урока по литературе в 11-м классе.
«Радости и скорби Ивана Шмелева. Урок по роману «Лето Господне»
Введение
В этой работе хотелось бы коснуться имени одного из писателей. А именно Ивана Сергеевича Шмелева, чьи произведения лишь недавно стали доступны нам, и его романа «Лето Господне», который является высшим достижением мастера. Именно эта книга дает возможность решить задачу по воспитанию утраченных духовных ценностей.
Знакомясь с книгой И. Шмелева, студенты имеют возможность изучить исторический опыт Москвы, узнать ее традиции и обычаи, проникнуться исконно российским духом. «Лето Господне воспитывает чувство любви к родине, чувство духовной близости со своими предками.
Цель урока: познакомить учащихся с художественным миром романа «Лето Господне» Сергея Шмелева, показать, какое место занимает это произведение в русской автобиографической прозе XX века, проанализировать особенности жанра (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка).
Обучающая: самостоятельно выявить проблематику романа, работа по осмыслению философских и эстетических проблем произведения.
Развивающая: развитие сенсорной сферы учащихся, мыслительной деятельности.
Воспитывающая: актуализировать личный жизненный опыт учащихся, помочь увидеть нравственный аспект в воспитании русской культурой, традициями.
Методы:
– эвристический (частично поисковый) – этот метод активизирует мыслительную деятельность школьника;
– исследовательский – самостоятельное открытие учеником произведения;
– специфический (метод творческого чтения и творческого задания)- позволяет осуществить сотворчество, направлен на углубление восприятия, активизацию эмоциональной сферы.
Оборудование: портрет И. Шмелева, репродукции к произведению (Москва начала века, христианские праздники, иконы).
Приемы: работа с текстом, постановка проблемных вопросов для обсуждения, анализ эпизодов, аналитическая беседа, комментированное чтение, прослушивание выразительного чтения наизусть, использование предметных связей с музыкой.
Оборудование: аудиозапись колокольного звона, портрет И. Шмелева, репродукции к произведению (Москва начала века, христианские праздники, иконы).
Тип урока: интегрированный, исследовательско - информационный.
Учебное оборудование:
- тексты романа И.Шмелева «Лето Господне»;
-литературная газета по творчеству И.Шмелева;
- презентация «Иван Шмелев»
- картосхема «Москва Ивана Шмелева»;
- аудиозапись вокального цикла С.Рахманинова
Этапы работы урока.
- Мотивация (определение направления поиска информации).
- Организация малых групп.
Предварительная подготовка к исследовательской деятельности учащихся: класс поделен на 4 микрогруппы. В каждой группе распределены роли: сборщик материала (подбирает материал о романе «Лето Господне»); оформитель (готовит презентацию «Иван Шмелев», музыку к произведениям Шмелева); «музыковед» (изучает справочную музыкальную литературу, составляет справку «Шмелев в музыке»), «биограф» (изучает справочную литературу о биографии Шмелева), «историк» (готовит справку «Москва Вани Шмелева»).
«Непередаваемым благоуханием России
исполнена эта книга. Ее могла создать
только такая душа, как ваша, такая
глубокая и проникновенная Любовь, как
Ваша. Мало знать, помнить, понимать,
со всем этим надо еще любить»
Зинаида Гиппиус
Ход урока
1 Мотивация.
Слово учителя: Иван Шмелев и его роман "Лето Господне" - это тема нашего урока. В программу по литературе не включена для изучения повесть А. Платонова "Сокровенный человек", и тем не менее представляется целесообразным посвятить отдельный урок в 11 классе анализу этого произведения: не только для того, чтобы раскрыть сложность и своеобразие мировоззрения писателя, увидеть, как в прозе Шмелева нашли свое продолжение традиции русской классики XIX века, но и для того, чтобы на примере этой романа показать отличительную черту литературы XX века трагическое мироощущение: тоска по неведомой красоте, истине, добру и, наоборот, утверждение их в творчестве.
Иван Шмелев создал один из самых известных в классической русской литературе романов о детстве и взрослении — «Лето Господне». Эксперт по творчеству писателя, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник ИМЛИ им. М. Горького РАН , Юлия Каскина рассказывает, что нужно знать о жизни, традициях и вере наших предков, чтобы прочитать роман так, как задумал это сам автор.
2 Обмен информацией.
Первая группа. Биограф – сообщение о биографии И.Шмелева. Доклад сопровождается кадрами из биографии (оформитель показывает презентацию «Иван Шмелев», подготовленную первой группой учащихся)
Иван Шмелев начал свой путь в литературе, по словам критика Василия Львова-Рогачевского, как «художник обездоленных». Писатель мечтал о свободе и справедливости для всего народа и верил, что достичь этого можно с помощью революции. Поэтому Февральскую революцию 1917 года он встретил с большим воодушевлением. Например, Шмелев в должности корреспондента газеты «Русские ведомости» отправился в Сибирь встречать освобожденных политкаторжан, о чем в том же году написал очерк «В Сибирь за освобожденными».
Однако дальнейшие события в стране развивались стремительно и драматично. Шмелев много размышлял, постепенно разочаровывался в идее и ее носителях и в конце концов Октябрьскую революцию уже не принял. А последовавшую за ней в 1918 году Гражданскую войну воспринял как ужасное братоубийственное кровопролитие.
Начиная с лета 1918 года, Шмелевы жили в Алуште, где купили небольшой домик-дачу. Здесь, в Крыму, семья пережила голод, бандитизм, террор и — самое страшное — расстрел единственного сына Сергея, прапорщика артиллерии, который приехал к ним на поправку после того, как отравился газами на фронте. В конце февраля 1922 года Шмелевы вернулись в Москву, и писатель, раньше и не думавший об эмиграции, с трудом выхлопотал командировку за рубеж, чтобы подлечить расшатанное здоровье. Так в конце ноября того же года он вместе с женой навсегда покинул Россию.
Семья обосновалась в Париже, который в 1923 году стал центром русского литературного зарубежья. Поначалу за границей судьба Шмелева складывалась непросто. Но позднее его произведения начали переводить на иностранные языки и издавать, правда, как и всех русских авторов, небольшими тиражами. Стремясь расширить круг своих читателей, Шмелев много печатался в газетах и журналах, особенно в журнале «Современные записки» и газете «Возрождение».
В ней писатель и начал печатать главы первой части будущего «Лета Господнего». Начиная с весны 1929 года Шмелев увлеченно работал над романом, и в итоге в 1933 году вышло отдельное издание «Лето Господне. Праздники». Следующие две части — «Радости» и «Скорби» — писатель создавал с 1935 по 1937 год, а закончил роман весной 1945 года.
Идея создать автобиографический роман появилась у Шмелева во многом благодаря Иву Жантийому - Кутырину — маленькому племяннику жены писателя, Ольги Александровны. Именно ему, крестнику, любящий дядя Ваня рассказывал о своем детстве, о доме, об отце и Горкине, о России и ее обычаях, а также о повседневной жизни замоскворецкой купеческой семьи, наполненной праздниками, радостями, скорбями.
Историческая справка «Москва Вани Шмелева».
Учащиеся подбирают наиболее понравившиеся им описания Москвы, зачитывают их на уроке вслух и совместно с классом выявляют, как писателю удалось создать неповторимый облик Москвы. Для сравнения ученикам предлагаются произведения А.Пушкина (лирика), М.Лермонтова («Панорама Москвы»), А.Куприна (очерк «Париж-Москва»), М.Булгакова («Мастер и Маргарита»), полотна художников И.Айвазовского, В.Маковского, фрагменты из оперы М.П.Мусорского «Борис Годунов и духовных произведений С.Рахманинова.
Эта виртуальная экскурсия по Москве Вани Шмелева позволит не только почувствовать атмосферу того времени, но и понять произведение Шмелева в контексте всего русского искусства.
( показывает иллюстрации и слайды в программе Презентация Microsoft Office PowerPoint, используя медиапроектор).
Учитель: Первая глава «Лета Господня», «Рождество», которую впоследствии Шмелев переместил в середину истории, начиналась со слов: «Ты хочешь, мой милый мальчик, чтобы я рассказал тебе про наше Рождество?» Это обращение писатель адресовал не только Ивушке, но и всем детям русской эмиграции, даже шире — всем соотечественникам на чужбине. А в перспективе «большого времени» — и будущим читателям.
Роман "Лето Господне" отражает закон вращающегося колеса жизни, кольцевая композиция романа отражает годовой цикл праздников и обрядов: Рождество, Пасха, Масленица, Троица, Рождество...
Для каждого праздника характерна своя цветовая и музыкальная гамма, свои запахи, свой вкус, которые наполняют собой мир.
Вторая группа. Архивариусы - сообщение о православных праздниках и русских традициях в романе
Открывает роман глава «Великий пост». Если подзаголовок ее первой части, «Чистый понедельник», более или менее понятен современному читателю — так называется первый день Великого поста, — то уже название второй главы, «Ефимоны», вызывает трудности. Текст главы, звучащее в ней недоумение главного героя, шестилетнего Вани, а также забавное словотворчество ситуацию не проясняют: «Я еду к ефимонам с Горкиным», «Это первое мое с т о я н и е, и оттого мне немножко страшно», «Их-фимоны… А у нас называют — ефимоны, а Марьюшка-кухарка говорит даже «филимоны», совсем смешно, будто выходит филин и лимоны».
Чтобы понять, что видит и переживает маленький Ваня, нужно знать, что ефимонами на Руси в просторечии называли канон Андрея Критского, который читается в церкви в первые четыре дня первой недели Великого поста и на повечерии великом. Канон этот — самый длинный из существующих: он состоит из 250 тропарей (строф), поэтому и читают его частями, по девять песен в каждой, на протяжении четырех дней.
Каждая песня канона делится на две части. Первая — это беседа с собственной душой о ее грехах и о том, как их искупить. Составитель канона сравнивает себя с известными в библейской истории грешниками, укоряя самого себя, и с праведниками, которых видит примером для подражания. А вторая часть канона — это молитвенный вопль к Богу о помиловании.
Несмотря на то , что во время стояния Ваня то и дело вспоминает о блинах, предстоящем ужине и баранках, в его память врезаются некоторые фразы из канона: «Я слушаю страшные слова: — «увы, окаянная моя душе», «конец приближается», «скверная моя, окаянная моя… душе-блудница… во тьме оставим я, окаянного!..» А на словах «душе моя, душе моя, возстани, что спиши, конец приближается…» ему становится очень страшно — и успокаивается Ваня, лишь увидев рядом отца. В этот момент в его голове вдруг проносится мимолетное, но ключевое для сюжета романа предчувствие: «Умрет и он!» — однако к этой случайной мысли мальчик больше не возвращается. «Кто-то сзади треплет меня по щеке. Я знаю кто. Прижимаюсь спиной, и мне ничего не страшно», — думает Ваня. Так в этой сцене Шмелев раскрывает читателю глубину любви Вани к отцу, в котором он видит опору и защиту, источник устойчивости и стабильности.
О традициях, связанных с другими важными православными праздниками, Ване — а вместе с ним и читателю — рассказывает Горкин в главе «Яблочный Спас». Мальчик готовится держать экзамены в училище, и «все у нас говорят, что главное — Закон Божий хорошо знать», потому Горкин накануне дня Преображения Господня его просвещает: «Они тебя вспросют, — ну, а сколько, скажут, у нас Спасов? А ты и не знаешь. Три Спаса. Первый Спас — …Медовый Спас, Крест выносят. <…> Второй Спас, завтра который вот, — яблошный, Спас-Преображение, яблоки кропят. <…> А третий Спас называется орешный, орехи поспели, после Успенья».
Первый Спас, Медовый, отмечают 14 августа — в день начала Успенского поста. В этот день также празднуют Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. К нам этот праздник пришел из Константинополя, где хранилась часть креста, на котором был распят Иисус. Раз в году реликвию выносили из храма и шли с ней крестным ходом по столице «для освящения мест и отвращения болезней». Позже такие процессии распространились и на Руси, только наши предки носили самый обычный крест.
Медовым же Спас называется из-за того, что к этому дню соты в ульях наполняются свежим медом, который уже можно собирать. Только начиная с Медового Спаса разрешено было есть освященный церковью мед.
В старину Медовый Спас отмечали скромно, ведь в начале августа еще полным ходом шел сбор урожая — и времени для пышного праздника не было. После тяжелого трудового дня крестьяне устраивали торжества, которые сопровождались танцами и песнями, а на столы выставляли угощения с медом и маком, а также медовуху.
19 августа отмечается Преображение Господне, праздник, который на Руси называли Яблочным Спасом. В этот день Иисус Христос взошел на гору Фавор с учениками Иаковом, Петром и Иоанном, чтобы помолиться и поддержать их дух в предстоящих испытаниях. Вдруг они увидели, что Иисус преобразился: лицо его воссияло, как солнце, а одежды стали белоснежными. Тогда же явились им два пророка, Илия и Моисей, и вели беседу с Ним о том, что его ждет. Необычайной радостью при этом наполнились сердца учеников. Апостол Петр, пораженный величием Господа, воскликнул: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк 9:5). После этих слов появилось светлое облако и накрыло всех своей тенью. Из его недр раздался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф 17:5). После этого Христос и его ученики сошли с горы, однако Спаситель запретил апостолам открывать кому бы то ни было тайну Преображения, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк 9:9).
Яблочный Спас также считался символом преображения природы перед наступлением осени. По народным приметам, яблоки и другие фрукты заканчивают созревать только к Спасу, и начиная с этого дня их можно было собирать. Яблоки, собранные в Спас, освящали в церкви. В деревнях варили яблочное варенье, пекли пироги с яблоками и угощали ими всех соседей и знакомых.
Преображение Господне… Ласковый, тихий свет от него в душе — доныне. Должно быть, от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоронящихся в зелени, в которой уже желтеют отдельные листочки, — зелено-золотистый, мягкий. Ясный, голубоватый день, не жарко, август. Подсолнухи уже переросли заборы и выглядывают на улицу, — не идет ли уж крестный ход? Скоро их шапки срежут и понесут под пенье на золотых хоругвях. Первое яблочко, грушовка в нашем саду, — поспела, закраснелась. Будем ее трясти — для завтра.
Иван Шмелев. «Лето Господне»
В этой главе находится лирическое отступление о райском саде детства, которое писатель вспоминает на чужбине: «И теперь еще, не в родной стране, когда встретишь невидное яблочко, похожее на грушовку запахом, зажмешь в ладони зажмуришься, — и в сладковатом и сочном духе вспомнится, как живое, — маленький сад, когда-то казавшийся огромным, лучший из всех садов, какие ни есть на свете, теперь без следа пропавший… с березками и рябиной, с яблоньками, с кустиками малины, черной, белой и красной смородины, крыжовника виноградного, с пышными лопухами и крапивой, далекий сад…» В этом отрывке звучит гимн празднику Преображения Господня и гимн человеку, в чье преображение, несмотря ни на что, продолжает верить Шмелев.
29 августа еще один большой церковный праздник — Спас Нерукотворный. История его восходит к евангельским событиям. Священные тексты описывают, как тяжело больной проказой царь Авгарь уверовал в Спасителя как в Сына Божия и написал ему письмо с просьбой о помощи. Он отправил в Иерусалим художника, чтобы запечатлеть лик Иисуса, но тот не мог подойти к Спасителю из-за большого скопления людей. Тогда Господь сам подозвал его, попросил принести воду и полотенце, умылся, приложил к лицу ткань — и на ней осталось изображение его божественного лика. Этот нерукотворный образ доставили в Сирию, после чего царь полностью исцелился от недуга, а образ поместили над воротами Эдессы.
В народе третий Спас называли Хлебным или Ореховым. К этому дню поспевала лещина, которую собирали и святили в церкви, а еще крестьяне пекли первый хлеб из зерна нового урожая. С 29 августа разрешалось есть орехи. Люди считали, что самый первый сбор лесных орехов необходимо освятить в церкви и раздать страждущим и неимущим, чтобы обрести благодать и здоровье.
Для каждого праздника характерна своя цветовая и музыкальная гамма, свои запахи, свой вкус, которые наполняют собой мир.
Фольклористы.
Все важные моменты в жизни человека , от рождения до смерти, а также многие календарные даты в старину сопровождались обрядами, и почти при всех обрядах исполнялись песни. На Святки, длящиеся двенадцать дней между праздниками Рождества и Крещения Господня ходили процессии ряженых и пели под окнами колядки (учащиеся отделения ХНП исполняют колядку «Пришла Коляда»). Эти песни называют благопожеланиями, потому что в них главное - пожелание богатства и добра.
Приход весны знаменует начало полевых работ. Поэтому песни, обращенные к птицам, заклячки, призывают весну ( звучит песня «Жаворонки, жаворонки»).
На Пасху принято поздравлять друг друга с воскресением Христовым, христосоваться, обмениваться открытками. Везде изображены писанки или крашенки. Это не случайно. Ведь яйцо у славян - символ новой жизни. С яйцом связано много обрядов, один из них "Хождение волочебников". Это своего рода колядование, приуроченное к Пасхе.
Ходили волочебники от двора к двору, пели свои песни. А люди давали им за это писанки. Вот это мы и попробуем сейчас сделать. (звучит песня "Далалынь").
В старину песня играла очень важную роль в жизни народа.Она радовала в добрый час и утешала в несчастье. ( песни из сборника Петра Киреевского и Александра Афанасьева)
Третья группа. Литературоведы - сообщение о ключевых образах романа
Несмотря на то, что «Лето Господне» насыщено христианскими образами и описаниями православных традиций, было бы ошибкой воспринимать его только как религиозное произведение. Это роман реалистический, автобиографический и исторический, который справедливее рассматривать в ряду других классических автобиографий: «Детство», «Отрочество» и «Юность» Льва Толстого, «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты» Николая Гарина-Михайловского — и даже «Детство», «В людях», «Мои университеты» Максима Горького.
В романе повествование ведется от лица шестилетнего мальчика Вани. Поэтому все персонажи изображаются сквозь призму детского восприятия, что придает истории особенную искренность и чувствительность, которую в литературе называют сентиментальностью. При этом Ваня — герой автобиографический, поэтому порой в его рассказе о прошлом ярко звучит голос взрослого, умудренного жизнью и много страдавшего писателя-эмигранта — самого Шмелева.
Самые важные люди в жизни Вани — его отец Сергей Иванович и домашний наставник Михаил Панкратыч Горкин. В образе Горкина, благочестивого и рассудительного старого плотника, черты воспитателя, которому поручено первоначальное обучение ребенка, сочетаются с чертами мудрого наставника и настоящего друга мальчика. Ваня искренне его любит и относится к нему с огромным уважением: «Чего только не знает Горкин! Человек старинный, заповедный», «Я знаю, что он святой. Такие — угодники бывают».
Но главный пример для подражания Вани — это его отец, Сергей Иванович, московский купец. Ему принадлежат бани, портомойни (места на берегу реки, предназначенные для полоскания белья), он сплавляет лес по Москве-реке и берет подряды на разнообразные городские работы: например, под его руководством плотники строят горки в Зоологическом саду, с которых москвичи будут кататься на Масленицу, и Ледяной дом к зимним рождественским праздникам, а также строят трибуны к открытию в 1880 году памятника Александру Пушкину на Страстной, ныне Пушкинской, площади — о чем, правда, Шмелев писал не в «Лете Господнем», а в рассказе «Как мы открывали Пушкина».
Образ отца в романе написан самыми яркими и сочными красками. Его уважают за справедливость и щедрость, любят за широту души и сострадательность, ценят его деловые качества, надежность, знают его требовательность в работе, иногда даже вспыльчивость, но в то же время и отходчивость. Сергей Иванович всегда спешит, много трудится, устает — но никогда не забывает приласкать сына, «потрепать по щечке», прокатить в седле, переброситься с ним ласковым словом. Так и запомнился он Ване: свежим, бодрым, пахнущим флердоранжем — одеколоном с ноткой цитрусовых, — стремительным, сильным, ласковым, понимающим.
Сергей Иванович умер рано. Новая необъезженная лошадь с «темным огнем в глазу» понесла, его нога застряла в стремени, и кобыла волочила наездника, разбив ему всю голову о дорожные камни. История болезни отца, с безуспешными попытками излечения, с надеждами и разочарованиями, волнениями и тревогами, описана в третьей части романа, «Скорби». Как выясняется в последних главах, дела семьи, по словам самого умирающего Сергея Иваныча, не устроены. Оказывается, еще деда «разорили на подряде чиновники, взятку не дал он им». Отец своими неустанными трудами поправил дедушкины дела. Но бани построил в долг, выплачивать который с процентами безжалостным заимодавцам — крестному Кашину и дяде Егору — теперь придется его жене, оставшейся с пятью детьми. Однако даже на кредиторов благотворно действует милосердный и щедрый характер Сергея Иваныча, его слезные просьбы «не обидеть сирот», его ранняя случайная смерть. Они переписывают долговые векселя, без процентов, на более поздний срок.
Финал романа можно назвать одним из самых пронзительных в русской литературе. Дети плачут, злые сердца умягчаются, а молитвы и пение возвышают душу, вселяют надежду. Надежду на вечную жизнь, спасение и встречу в вечности.
4 апреля 1945 года, в канун победы Советской армии над мировым фашизмом, Иван Шмелев писал своему другу, философу Ивану Ильину: «Закончил 2-ую часть «Лета Господня», — а большие главы, самые тяжелые для сердца, — болезнь и кончина отца — завершил осиявшим меня светом и нашел заключительный аккорд… И воспел: «Ныне отпущаешь…» В письме писатель цитирует слова из Евангелия от Луки (Лк 2:29–32) — песнь Симеона Богоприимца, которую он произнес в Иерусалимском храме в день Сретения Господня (15 февраля), взяв на руки Спасителя. И так символически завершается история детства самого Шмелева и становления его души в вере, а также история православной России, покинутой писателем, но не забытой им, разоренной большевиками, но духовно несломленной.
Лингвисты - о языке романа.
Писатель обрел своего читателя — верующего русского изгнанника и своего критика. Наиболее глубокое и тонкое прочтение Шмелева дал И.Ильин: «Шмелев прежде всего русский поэт по строению своего художественного акта, своего содержания, своего творчества. В то же время он — певец России, изобразитель русского исторического, сложившегося душевного и духовного уклада, и то, что он живописует, есть русский человек и русский народ — в его подъеме, в его силе и слабости, в его умилении и в его окаянстве. Это русский художник пишет о русском естестве»; в его образах «раскрывается та художественно-предметная глубина, которая открывала Шмелеву доступ почти во все национальные литературы...»
Язык книги — московский говор, многоцветный, образный, богатый метафорами, с церковной и народно - поэтической символикой.
Музыкальная справка.
У Шмелева рано обнаружили вокальные способности, сначала альт, потом баритон. Интерес к музыке развился благодаря сестре Марии, учившейся в Московской консерватории: он слушал ее упражнения на фортепьяно и посещал консерваторские концерты.
Он любил лириков в музыке – Шопена, Шуберта и Чайковского, любил классику в Римском-Корсакове, степную тоску в Бородине, народное в Мусоргском, простоту и прозрачность Моцарта.
«Лето Господне» – что песня вифлиемского пастуха, которая когда-то «через народно- хоровое исполнение при храме превратилась в “Священное Писание”».
Так о России не говорил еще никто. Но живая субстанция Руси — всегда была именно такова. Ее прозревали Пушкин и Тютчев. Ее осязал в своих неосуществленных замыслах Достоевский. Ее показывал в своих кратких простонародных рассказах Лев Толстой. Ее проникновенно исповедовал Лесков. Раз или два, целомудренно и робко, ее коснулся Чехов. Ее знал, как никто, незабвенный Иван Егорович Забелин. О ней всю жизнь нежно и строго мечтал Нестеров. Ее ведал Мусоргский. Из нее пропел свою серафическую всенощную Рахманинов.
Заключительное слово.
Говоря о И.Шмелева «Лето Господне», мы имеем в виду и другие произведения Шмелева, в которых выразилась главная мысль писателя: «В каждом человеке есть обольщение собственной жизнью, и поэтому каждый день для него сотворение мира».
Шмелева называли «православным литератором» — он много писал о духовности русского человека. Дважды номинант Нобелевской премии, Шмелев так и не стал обладателем награды. Но его произведениями восхищались лауреаты Томас Манн и Кнут Гамсун, Максим Горький и Иван Бунин, Константин Бальмонт и Зинаида Гиппиус.
«Среди зарубежных русских писателей Иван Сергеевич Шмелев — самый русский. Ни на минуту в своём душевном горении он не перестаёт думать о России и мучиться её несчастьями», — говорил Константин Бальмонт
Шмелев – один из тех писателей, которые в начале ХХ века создали новый реализм, человеческий реализм – будьте людьми, думайте, делайте, живите по-людски, и его язык станет вам ближе. Эта установка верна для всех, кому еще предстоит открыть для себя и понять Ивана Шмелева.
Использованная литература
1. Шмелев И. С. Лето Господне: Автобиографическая повесть.- М., 1996.- (Школа классики).
2. Ефимова Е. С. Священное, древнее, вечное… (Мифологический мир «Лета Господня). - Литература в школе. –М., 1992.
3. Ильин И. А. О тьме и просветлении: Книга художественной критики. Бунин. Ремизов. Шмелев. –М., 1991.
4. Михайлов.О. Иван Шмелев // Шмелев И. С. Избранное. –М., 1989.
5. Турков А. Кустодиев. –М., «Терра - книжный клуб», 1998.
Использованные материалы
- http://www.pravoslavie.ru/news/05_29/glav.htm
- Крест Ивана Шмелева
- Встреча. Константин Бальмонт и Иван Шмелев
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6117.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему «Творческие задания на уроках Фортепиано (начальные классы)»
В этой работе представлены разные виды творческих заданий на уроках фортепиано в игровой, доступной для детей форме. Задания направлены на выявление взаимосвязи между конкретным худо...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках с использованием ИКТ»
методическая разработка «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках с использованием ИКТ»...
Открытый урок с учеником третьего класса фортепианного отдела МОУДОД «ДШИ» г. Отрадное (методическая разработка). Преподаватель Кремнева Ирина Владимировна. Тема урока: «Зрительное восприятие – звуковое представление – двигательные импульсы».
Тема урока: «Зрительное восприятие – звуковое представление – двигательные импульсы» Цель урока: воспитательная, образовательная, развивающая. Воспитательная.а) расширять кругозор учащегосяб...
Методическая разработка ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Интегрированный урок по теме «The human body»
Методическая разработка практического занятия для проведения открытого интегрированного занятия по английскому и латинскому языкам по разделу "Анатомия"...
Методическая разработка "Расширение словарного запаса школьников на уроках русского языка"
Методическая разработка "Расширение словарного запаса школьников на уроках русского языка"...
Методическая разработка Применение кейс-технологии обучения на уроках по предмету «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей спецдисциплин, ведущих предмет «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля», для ознакомления и применения кейс-технологий...
Методическая разработка по теме"Исследовательская деятельность на уроках математики в группах подготовки специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих, служащих"
Методическая разработка по теме"Исследовательская деятельность на уроках математики в группах подготовки специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих, служащих"....