Методическая разработка по теме"Исследовательская деятельность на уроках математики в группах подготовки специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих, служащих"
методическая разработка
Методическая разработка по теме"Исследовательская деятельность на уроках математики в группах подготовки специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих, служащих".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 396 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЭНГЕЛЬССКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»
(ГАПОУ СО «ЭНГЕЛЬССКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»)
Методическая разработка по теме:
«Исследовательская деятельность на уроках математики в группах подготовки специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих, служащих»
2019 г.
Введение
Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения.
Государство перед нами ставит задачу подготовить студентов к жизни в этом быстро изменяющемся мире.
Совершенно очевидно, что техникум не в состоянии обеспечить студента знаниями на всю жизнь, но он может и должен вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность.
В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, может большую роль сыграть дисциплина – математика. На уроках математики студенты учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы. Общепризнанно, что «математика – самый короткий путь к самостоятельному мышлению», «математика ум в порядок приводит» как отмечал М.В. Ломоносов.
Тревогу о будущем своих студентов всегда испытывают преподаватели, выпуская их в мир взрослых. Во многом на преподавателях лежит ответственность за желание студентов учиться, за качество их образования, а в конечном итоге за успешную социализацию после окончания техникума.
Преподаватели ищут эффективные пути и средства развития потенциальных возможностей обучающихся. В нашей практике активно используются технологии развивающего обучения, согласно которым преподаватель не преподносит истину, а учит ее находить. [1]
Цель моей методической разработки показать, как можно организовать учебную деятельность студентов посредством применения исследовательсского метода обучения. Моя дисциплина требует, прежде всего, умений и навыков, однако, есть область, где и исследования будут как нельзя более кстати.
Основная часть
Исследовательский метод обучения
Основным методом всех технологий развивающего обучения является исследовательская деятельность обучающихся. Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.
Цель исследовательского метода – «вызвать» в уме студента тот самый мыслительный процесс, который переживает творец и изобретатель данного открытия или изобретения. Студент должен почувствовать прелесть открытия.
Таким образом, исследовательский процесс – это не только логико-мыслительное, он и чувственно-эмоциональное освоение знаний.
В этих исследованиях отмечаются особенности формирования исследовательских умений и их связь с различными компонентами учебного процесса. В частности, отмечается связь развития умений с познавательным интересом обучающихся. Исследовательские умения придают быстроту и целенаправленность учебным действиям и развиваются под влиянием интересно организованной деятельности. Межпредметность исследовательских умений способствует повышению уровня умственного развития обучающихся, положительно сказывается на осознанности знаний, прочности их усвоения, способствует осознанию структуры собственной деятельности [2].
Обратимся к сути исследовательской деятельности с позиций информационного подхода, что позволяет выявить выполняемые операции над информацией на каждом этапе исследования:
- поиск проблемы и выбор темы исследования,
- сбор и систематизация материалов, которые предполагают поиск информации в различных источниках, сетях и базах данных с ее последующим хранением;
- формулировка гипотезы,
- разработка методики и плана проведения исследования,
- анализ и обобщение полученных материалов,
- оформление полученных результатов – предполагают обработку найденной информации и построение новой;
- обнародование и защита полученных результатов, их внедрение в практику – предполагают передачу информации по различным сетям и организацию доступа к ней.
Изучая особенности организации учебно-исследовательской деятельности (УИД), выделим действия, характерные для каждого этапа учебного исследования по математике.
Этапы УИД студентов при изучении математики
Этапы УИД | Операционная (действия на этапе) | Метапредметные умения |
Выделение проблемы исследования | Формулирование проблемы в общем виде. Выделение подпроблемы. Установление противоречий Работа с математической литературой, в том числе со справочной. Работа с компьютерными поисковыми системами. | Самостоятельное определение цели и задачи своего обучения, развития мотивов познавательной деятельности. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. |
2. Организация и анализ данных | Выполнение различных преобразований информации: перевод словесной информации в наглядную, т.е. построение по условию задачи чертежа, диаграммы, графика, и наоборот, перевод символической информации в словесную (составление по чертежу или схематической записи условия задачи) Оперирование числовой и знаковой символикой Осуществление основных мыслительных операций: сравнение, обобщение, классификация, установление связей, получение следствий Проведение экспериментов Определение непротиворечивости, необходимости, достаточности данных | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. |
3. Выдвижение гипотезы | Нахождение закономерностей: способ упорядочивания объектов, продолжение ряда объектов, наличие лишнего объекта Выявление общих или аналогичных свойств объектов | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. |
4. Проверка и обоснование гипотезы | Неполная индукция Поиск контрпримеров Проведение доказательств Предъявление искомого объекта, в том числе конструирование | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. |
5. Формулирование выводов | Обобщение (формулирование обобщенных выводов; обобщенная запись) Перенос в другие ситуации Установление границ применения новых знаний Представление результатов исследования | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. |
Я выбрала тему своего занятия «Исследование функции с помощью производной». Студенты на протяжении всего занятия исследовали функцию, применяя ранее изученные правила и формулы производной функции (Приложение).
Это исследовательская деятельность на уроке математики.
Заключение
Таким образом, самостоятельная деятельность студентов, в какой бы форме она не выступала, всегда имеет единое основание в процессе обучения – индивидуальное познание.
Задача преподавателя математики на современном этапе развития образования состоит в том, чтобы пробудить личностный мотив, вызвать потребность к самообразованию, интерес к научно-исследовательской деятельности и спроектировать такой вариант обучения, при котором учащийся научится видеть, предвидеть и успешно действовать в мире технологических, информационных и социальных ускорений.[3]
Список литературы
1.Розанова Н.М. Научно-исследовательская работа студента : учебно-практическое пособие / Н.М. Розанова. — М.: КНОРУС, 2016. —256 с.
2.Орел А.Е. Дидактические основы построения и организации системы самостоятельных работ, направленной на развитие творческих способностей учащихся. Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Челябинск, 2014 г.
3. Лозовая Н. А. Формирование исследовательской деятельности будущих бакалавров в условиях пролонгированного обучения математике: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Лозовая Наталья Анатольевна. - Красноярск, 2016. - 256 с.
Приложение
Тема занятия: Исследование функции с помощью производной.
Цели занятия:
- Обучающие: обучить навыкам прикладного использования производной
- Развивающие: развить умение обобщать, абстрагировать и конкретизировать знания при исследовании функции
- Воспитательные: формирование познавательного интереса к математике.
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.
Вид занятия: нетрадиционный (соревнование)
Оборудование:
- Дидактический материал
- Компьютер и мультимедийный проектор с экраном.
- Презентация
Ход занятия
I. Организационный момент:
Наводящими вопросами прошу обучающихся сформулировать тему занятия.
Урок пройдет в виде соревнования.
На уроке мы:
- будем работать коллективно и индивидуально;
- исследовать функцию;
- разгадывать кроссворд и математические шарады.
Мы заранее разбились на три команды: команда «Х», команда «Y», команда «Z». За каждый правильный ответ команда получает жетон. В итоге команда – победитель получит отличные оценки и, более отличившиеся, также получат отличные оценки.
II. Соревнование (Обобщение ранее полученных знаний):
1 тур. Работа в командах:
Обучающиеся выполняют это задание в командах, причём каждый обучающийся будет ещё оценён и индивидуально:
Функция, которую будем исследовать, имеет вид: f(x) = х3-18х2+81х
- Найдите область определения функции.
2. Исследуйте на четность и нечетность функцию.
3. Найдите точки пересечения с осями координат.
Ответы: Приложение №1
2 тур. Кроссворд
Команды разгадывают кроссворд, каждое угаданное слово оценивается в один балл.
Ответы: Приложение №2
3 тур. Конкурс капитанов:
1. Найдите промежутки возрастания и убывания функции.
2. Найдите точки экстремума.
Ответы: Приложение №3
4 тур. Математические шарады:
Команды разгадывают математические шарады, каждое угаданное слово оценивается в один балл:
Команда «Х»
Коль в треугольнике угол прямой,
Я называюсь его стороной.
Букву последнюю мне поменять —
Буду, как ветер, вас по морю мчать.
Первая — такой многоугольник,
Знать который должен каждый школьник.
На второй гимнасты выступают,
Их она под купол поднимает.
Команда «У»
Я с «Л» смягчённым — под землёй,
Бываю каменный и бурый.
А с твёрдым — в комнате твоей
И в геометрии фигура.
С глухим шипящим я —
Числительное.
Со звонким — имя
Существительное.
Команда «Z»
Предлог стоит в моём начале,
В конце же — загородный дом.
А целое мы все решали
И у доски, и за столом.
Первую находим, вычисляем,
Много формул для неё мы знаем.
На второй же митинги, парады,
Погулять по ней всегда мы рады.
Ответы: Приложение №4
Каждая команда должна записать алгоритм исследования функции с помощью производной.
Алгоритм исследования функции с помощью производной:
1. Найти область определения функции.
2. Определить четность, нечетность функции.
3. Найти координаты точек пересечения графика функции
с осями координат.
4. Найти промежутки возрастания и убывания функции.
5. Найти точки экстремумы функции.
III. Итоги урока:
- Командные и индивидуальные результаты.
- Домашнее задание:
На оценку 3:
Исследуйте функцию:
f(x) = х2 - 2х + 8
На оценку 4:
Исследуйте функцию:
f(x) = -х3 +3х - 2
На оценку 5:
Исследуйте функцию и постройте график:
f(x) = 5х3 -3х5
IV. Рефлексия:
Оцените свою работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности как способ повышения качества подготовки специалистов среднего звена
Исследоватеьскй подод в обучении -это путь знакомства учащихся с методам научного познания.Сопоставление НИРС и УИРС....
Методические рекомендации для обучающихся по учебной практике ПМ.02 «Организация деятельности коллектива исполнителей» для ОП подготовки специалистов среднего звена 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Результатом освоения программы учебной практики по профессиональному модулю является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности по организации деятельности коллектива исполнителе...
Рабочая программа студенческого научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас" программы подготовки специалистов среднего звена для специальностей социально-экономического профиля
Программа научно-исследовательского кружка "Экономика вокруг нас" предназначена для студентов, увлекающихся экономическими и финансовыми дисциплинами с целью формирования общенаучных, экспериментальны...
Методическая разработка по теме: «Исследовательская деятельность обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»
Методическая разработка по теме:«Исследовательская деятельность обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»...
М етодическая разработка "Исследовательская деятельность на уроках математики в области профессиональной подготовки специалистов среднего звена с учетом требований Wordskills"
Методическая разработка "Исследовательская деятельность на уроках математики в области профессиональной подготовки специалистов среднего звена с учетом требований Wordskills""...
Учебно-методический комплекс по ОУП.12 «Математика» программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) для специальности 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)
Учебно-методический комплекс по дисциплине "Математика"...
Методическая разработка на тему: Проектная деятельность как инновационная педагогическая технология, повышающая качество среднего профессионального образования.
Происходящие преобразования в Российской экономике обусловили повышение требований работодателей к уровню квалификации работников, обладающих профессиональной компетентностью, навыками творческой деят...