Н. В. Гоголь "Заколдованное место"
план-конспект урока
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы
Тема урока:
«Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя "Заколдованное место"».
(5 класс)
Цели урока:
Образовательные:
1) знакомство учащихся с художественным миром Н. В. Гоголя;
2)выявление в повести «Заколдованное место» элементов реального и фантастического для того, чтобы понять ее идейный замысел;
3) ознакомление учеников с теоретическими понятиями «быль», «фантастика».
Развивающие:
1) развитие логического мышления учащихся (анализ, синтез, обобщение);
2) развитие речи учащихся;
3) развитие общекультурной эрудиции.
Воспитательные:
1)воспитание у учащихся нравственных качеств (показать на примере изучаемого произведения губительность желания лёгкой наживы).
2) воспитание у учащихся уважения к творческому труду писателя;
3) воспитание положительного интереса к изучаемому предмету
Планируемые результаты в ходе урока:
Личностные:
- Формировать эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
- Формировать восприятие текста, как произведения искусства.
Метапредметные:
- формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения;
- развивать умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
Предметные:
- познакомиться с термином «фантастика».
- научиться проводить границу между «реальностью» и «фантастикой»;
- развивать умение работы с текстом.
Дидактические средства: 1) Доска. 2) Повесть Н. В. Гоголя «Заколдованное место» (любое издание). 3) Компьютерная презентация. 4) Коровина В. Я.. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. - 12-е изд.. – М .: Просвещение, 2021. – 271 с. : ил. – ISBN 978-5-09-078167-1.
Тип урока: комбинированный (урок-беседа с элементами лекции).
Методы обучения по классификации Н. И. Кудряшева: репродуктивный, эвристический.
Формы работы на уроке: фронтальная, парная, групповая.
План урока
- Организационный момент – 1 мин.
- Проверка домашнего задания – 10 мин.
- Объяснение нового материала – 7 мин.
- Работа со словарем – 5 мин
- Актуализация знаний – 10 мин
- Подведение итогов – 4 мин.
- Домашнее задание – 2 мин.
- Оценка работы учеников – 1 мин.
Ход урока:
- Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята. Садитесь. Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Н. В. Гоголя. Главной нашей целью является выявление в повести «Заколдованное место» элементов реального и фантастического для того, чтобы понять ее идейный замысел.
- Проверка домашнего задания
Учитель: На прошлом уроке я вас познакомила с биографией Н. В. Гоголя. Домашним заданием у вас было выучить этот материал. И я предлагаю сейчас проверить ваши знания таким образом. Посмотрите на экран. Восстановите «потерянные» слова.
Николай Васильевич Гоголь родился в селе_________________ Миргородского уезда _______________ губернии в семье__________________ . Ещё подростком Гоголь познакомился с ____________________ жизнью и бытом украинской ________________, горячо любил украинские ________________, _______________, ______________ .
В 1818 году поступил в __________________________, а затем был принят в 1821 году в ______________________________ .В 1828 году он переехал в _________________ .
В 1829 году начал работать над книгой____________________________________________.
Учитель: Молодцы, ребята! Все сделали верно. Дома вы прочитали повесть Н. В. Гоголя «Заколдованное место». Каким человеком вам представился писатель по этому произведению? Ваши предположения.
Ученик: Человек с юмором, человек с развитым воображением.
Учитель: Конечно, Н. В. Гоголь писал различные произведения: юмористические, сатирические и даже страшные, мистические.
- Объяснение нового материала
Учитель: Ребята, Н. В. Гоголь часто давал жанровые определения своим произведениям. Например, «Заколдованное место» имеет подзаголовок... Какой?
Ученик: «Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви».
Учитель: Подзаголовок дан не просто так, он показывает читателю связь «Заколдованного места» с фольклором, а также намекает на то, что все события, описанные в повести, действительно когда-то произошли. Посмотрите на определение этого фольклорного жанра.
Быль — это жанр устного народного творчества, рассказ о событии, произошедшем в реальной жизни.
Верите ли вы автору? Как бы вы сами определили жанр этого произведения?
Ученик: В произведении много фантастических, вымышленных моментов. Такое бывает только в сказках.
Учитель: А что такое фантастика? Как бы вы определили?
Фантастика – (гр. способность воображать, — разновидность художественной литературы, в которой авторский замысел простирается до создания вымышленного, нереального «чудесного» мира.
Учитель: Близки мы были в определении?
Ученики: Да.
Учитель: Но помимо вымышленных моментов, в произведение есть множество и реальных. Ребята, и какая же тема сегодняшнего урока?
Ученик: «Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя "Заколдованное место"».
Учитель: Верно. Откроем тетради, запишем число и тему сегодняшнего урока: «Реальное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя "Заколдованное место"».
Учитель: Ребята, в чём необычность, особенность этого произведения? Чем оно отличается от всех прочитанных нами ранее? Понравилось ли оно вам?
Ученик: Смешной сюжет.
Ученик: Отличается от других тем, что на фоне реальной жизни происходит волшебство. Понравилось, интересно было, чем закончится произведение.
Учитель: Легко ли было читать и понимать повесть?
Ученик: Нет. Встречалось много непонятных слов.
Учитель: Я всегда вам говорю о том, что, когда вам встречается слово, которое вы не знаете, обязательно смотрите в словарь или в сноски. Давайте проверим, как хорошо вы знаете украинские слова. Я предлагаю вам поработать в паре. Соотнесите слова и их лексическое значение.
- Работа с толковым словарем.
Задание: соотнеси слово и лексическое значение | ||
1 | Люлька – | арбуз |
2 | Кавун – | место, засеянное арбузами и дынями |
3 | Хутор – | трубка |
4 | Баштан – | обозники, едущие в Крым за солью и рыбой |
5 | Свитка – | соломенный шалаш |
6 | Курень – | небольшой крестьянский посёлок на Украине |
7 | Чумаки – | род полукафтанья |
8 | Жупан – | специально огороженное помещение для складывания и молотьбы сжатого хлеба |
9 | Гетьман (гетман) – | старинная верхняя одежда |
10 | Гумно – | в старину начальник казачьего войска и правитель Украины |
Учитель: Все соотнесли верно. Теперь вы сможете ответить на вопрос. Какова же главная особенность повести?
Ученик: Это её язык, в котором много украинских слов.
Учитель: А для чего автор использует украинские слова?
Ученик: Чтобы достоверно передать историю.
Ученик: Н.В. Гоголю эта культура близка, т.к. он сам родился в Украине.
- Актуализация знаний
Учитель: Ребята, прежде чем начать обсуждение реального и фантастического в повести Гоголя, прошу вас восстановить последовательность событий этого произведения. Вспомним сюжет.
Неверное расположение | Верное расположение |
Дед пустился в пляс на гладком месте. Неудача… |
|
Клад найден. Нечистая сила пугает старика. |
|
Жизнь деда с внуками на баштане летом. Быт. |
|
В котле «сор, дрязг». Нечистая сила обморочила старика. |
|
Пытается попасть на заколдованное место,чтобы найти клад. |
|
Учитель: Верно. Молодцы! Сюжет вы знаете. Ребята, а теперь давайте рассмотрим иллюстрацию на стр. 139 (Дед пляшет). Опишите ее. Найдите в тексте этот момент и прочитайте. Пока вы ищете, хочу для вас включить народный украинский танец «Гопак», он возник в быту в XVI—XVIII веках и вначале был преимущественно сольным. Гопак позволял казакам продемонстрировать своё мужество, силу, удаль, ловкость. первоначально это был исключительно мужской танец.
Ученик: «Ну, нечего сказать, танцевать-то он танцевал так, хоть бы и с гетьманшею. Мы посторонились, и пошел хрен вывертывать ногами по всему гладкому месту, которое было возле грядки с огурцами. Только что дошел, однако ж до половины и хотел разгуляться и выметнуть ногами на вихорь какую-то свою штуку, — не подымаются ноги, да и только! Что за пропасть! Разогнался снова, дошел до середины — не берет! что хочь делай: не берет, да и не берет! ноги как деревянные стали! «Вишь, дьявольское место! вишь, сатанинское наваждение! впутается же ирод, враг рода человеческого!»
Учитель: Танец деда реальный или фантастический?
Ученик: Он реальный, но фантастика тоже присутствует. Дед не мог сдвинуться с места. Учитель: Верно. После такой музыки хочется подвигаться, давайте проведем физминутку.
VI. ФИЗМИНУТКА.
Групповая работа. Работа с текстом.
Учитель: Каждый ряд получает три отрывка из повести «Заколдованное место». Ваша задача: определить, какой из отрывков изображает реальные события, которые могли произойти с дедом, а какой – фантастические (Приложение А).
Учитель: Ребята, молодцы. Теперь вы умеете различать такие понятия, как «реальность» и «фантастика». Заполним таблицу, отвечая на вопросы по содержанию текста.
Составление таблицы
Материал для сравнения | Реальность | Фантастика |
Место действия | ||
Время | ||
Герои | ||
События |
Учитель: Где происходит действие повести? В некотором царстве? Место действия реальное или фантастическое?
Ученик: Крым. Реальное.
Учитель: А какое же место действия является фантастическим в повести?
Ученик: Само заколдованное место.
Учитель: Какое оно? Найдите описание в тексте.
Ученик: «…место, кажись, не совсем незнакомое: сбоку лес, из-за леса торчал какой-то шест и виделся прочь далеко в небе. Что за пропасть! да это голубятня, что у попа в огороде! С другой стороны тоже что-то сереет; вгляделся: гумно волостного писаря». Учитель: Однако волшебный мир только притворяется знакомым. Но то, что это – не подлинное сходство, а обманчивая похожесть, выражается, прежде всего, в их пространственной несовместимости. Сказочный мир «надевает на себя» пространство обыденного. В заколдованном месте происходят странные явления, слышатся странные звуки.
Учитель: В какое время происходят события? В незапамятные времена? Подтвердите это цитатами из текста.
Ученик: В детстве рассказчика, весна.
Учитель: Кто является рассказчиком повести? Назовите других действующих лиц. Они реальные или фантастические?
Ученик: Реальные: дед Максим, чумаки, Фома, Остап. Фантастические: Птичий нос, Баранья голова, Медведь, Харя.
Учитель: Правильно. Какие события описываются?
Ученик: Описываются реальные занятия сельчан: сеяли баштан. Фантастические события: дед не мог танцевать на заколдованном месте, свечка на могиле зажигается сама по себе.
VII. Подведение итогов.
Учитель: Верно. Молодцы, ребята. Какой мы сделаем вывод?
Ученик: В произведении Гоголя соединяется реальность с фантастикой.
Учитель: Действительно, «Заколдованное место» — повесть, где автор соединяет в одном произведении реальное и фантастическое. Так для чего же писателю нужно было соединять в одном произведении быль и сказку? Подумаем. Закончите слова Пушкина: «Сказка – ложь…»
Ученик: Возможно, Гоголь хочет нас чему-то важному научить, предупредить о чем-то.
Учитель: Чему же? Какая главная мысль этого произведения?
Ученик: В погоне за сокровищами, дед забыл про все дела, не побоялся встретиться лицом к лицу с нечистой силой. Но клад оказался лишь мусором. То, что ему казалось ценным, оказалось пустым.
Учитель: Верно, ребята. Клад, подкинутый нечистой силой (т.е. не нажитый своим трудом), призрачен: он превращается в сор, дрязг и не приносит человеку счастья.
VIII. Домашнее задание.
Учитель: Ребята, домашним заданием у вас будет рассмотреть иллюстрации художника М. Клодта к этому произведению и устно описать собственную иллюстрацию Заколдованного места к этому произведению.
IX. Оценка работы учеников
Учитель: Вы сегодня молодцы, очень активно работали на уроке. Положительные оценки получают следующие ученики (имена учеников). Спасибо вам за урок! До свидания!
ПРИЛОЖЕНИЕ А.
Тексты для 1 группы
Задание.
1) Определите, какой из отрывков изображает реальные события, которые могли произойти с дедом, а какой – фантастические.
1) Батько еще в начале весны повез в Крым на продажу табак. Не помню только, два или три воза снарядил он. Табак был тогда в цене. С собою взял он трехгодового брата приучать заранее чумаковать. Нас осталось: дед, мать, я, да брат, да еще брат. (РЕАЛЬНЫЕ.СОБЫТИЯ)
2) Дрожь проняла деда.
- Да тут страшно слово сказать! - проворчал он про себя.
- Тут страшно слово сказать! - пискнул птичий нос
- Страшно слово сказать! - заблеяла баранья голова.
- Слово сказать! - ревнул медведь
- Гм... - сказал дед и сам перепугался.
- Гм! - пропищал нос.
- Гм! - проблеял баран.
- Гум! - заревел медведь (ФАНТАСТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ).
Тексты для 2 группы
Задание.
1) Определите, какой из отрывков изображает реальные события, которые могли произойти с дедом, а какой – фантастические.
1) Дед засеял баштан на самой дороге и перешел жить в курень; взял и нас с собою гонять воробьев и сорок с баштану. Нам это было, нельзя сказать, чтобы худо. Бывало, наешься в день столько огурцов, дынь, репы, цыбули, гороху, что в животе, ей богу, как будто петухи кричат. Ну, оно притом же и прибыльно. Проезжие толкутся по дороге, всякому захочется полакомиться арбузом или дынею. Да из окрестных хуторов, бывало, нанесут на обмен кур, яиц, индеек. Житье было хорошее (РЕАЛЬНЫЕСОБЫТИЯ).
2) Стал копать - земля мягкая, заступ так и уходит. Вот что-то звукнуло. Выкидавши землю, увидел он котел.
- А, голубчик, вот где ты! - вскрикнул дед, подсовывая под него заступ.
- А, голубчик, вот где ты! - запищал птичий нос, клюнувши котел.
Посторонился дед и выпустил заступ.
- А, голубчик, вот где ты! - заблеяла баранья голова с верхушки дерева.
- А, голубчик, вот где ты! - заревел медведь, высунувши из-за дерева свое рыло.
Дрожь проняла деда (ФАНТАСТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ).
Тексты для 3 группы
Задание.
1) Определите, какой из отрывков изображает реальные события, которые могли произойти с дедом, а какой – фантастические.
- Со страхом оборотился он: боже ты мой, какая ночь! ни звезд, ни месяца; вокруг провалы; под ногами круча без дна; над головою свесилась гора и вот-вот, кажись, так и хочет оборваться на него! И чудится деду, что из-за нее мигает какая-то харя: у! у! нос - как мех в кузнице; ноздри - хоть по ведру воды влей в каждую! губы, ей-богу, как две колоды! красные очи выкатились наверх, и еще и язык высунула и дразнит! (ФАНТАСТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ)
2) Волов распрягли и пустили пастись на траву. Возы оставили на дороге; а сами сели все в кружок впереди куреня и закурили люльки. Но куда уже тут до люлек? за россказнями, да за раздобарами вряд ли и по одной досталось. После полдника стал дед потчевать гостей дынями. Вот каждый, взявши по дыне, обчистил ее чистенько ножиком (калачи все были тертые, мыкали не мало, знали уже, как едят в свете; пожалуй и за панской стол, хоть сейчас,
готовы сесть), обчистивши хорошенько, проткнул каждый пальцем дырочку, выпил из нее кисель, стал резать по кусочкам и класть в рот.(РЕАЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Место курса биологии в базисном учебном плане
Проект рабочей программы для основной школы в соответствии с требованиями ФГОС...
Место курса биологии в базисном учебном плане
Место курса биологии в базисном учебном плане...

Практическая работа. Определение освещенности на рабочем месте
Методическая разработка по дисциплине "Охрана труда и техника безопасности" для студентов СПО....
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Техническое оснащение и организация рабочего места
Организация рабочего места в соответствии с видамиизготовляемых блюд, выбор и обслуживание технологическго оборудования...

аттестация рабочих мест по условиям труда
в данной презентации построин алгоритм действия работодателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда...

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Название работы: «Космическое путешествие» Автор: Комбичекова Лидия Нурбиевна Место работы: Кошехабльский центр дополнительного образования для детей при МБОУ СОШ №11 аула Ходзь ,Республики Адыгея. Эл.адрес-lkom82@
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯНазвание работы: «Космическое путешествие»Автор: Комбичекова Лидия НурбиевнаМесто работы: Кошехабльский центр дополнительного образования для детей п...
Предмет: Социальная адаптация Конспект урока на тему: Регистрация по месту жительства и месту пребывания
Данный урок представлен к курсу "Социальная адаптация", направленный на ресоциализацию личности.Данную информацию учащиеся смогут использовать после освобождения из мест лишения свободы.Испо...