Контрольно-оценочные средства общегуманитарной и социально-экономической дисциплины ОГСЭ.02 История
учебно-методический материал

Стеканова Галина Викторовна

Контрольно-оценочные средства  общегуманитарной и социально-экономической  дисциплины ОГСЭ.02 История разработаны в соответствии с ФГОС СПО и рабочей программы по специальности 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБПОУ  «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли»

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

 ОБЩЕГУМАНИТАРНОЙ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.02

История

по специальности 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов

 

Челябинск 2020

РАССМОТРЕНА И СОГЛАСОВАНА

на заседание ПЦК

Протокол № 1 от 28 августа 2020 года

Председатель ____________ Г.В.Стеканова

УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по УМР

______________ О.В. Перевозова

28 августа 2020 года

Контрольно-оценочные средства  общегуманитарной и социально-экономической  дисциплины ОГСЭ.02 История разработаны в соответствии с ФГОС СПО и рабочей программы по специальности 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов.

Составитель:

Стеканова Галина Викторовна, преподаватель гуманитарных дисциплин

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка.

  1. Паспорт.

  1. Перечень оценочных средств по изучаемым разделам и темам
  2. Библиографический список.

1. Пояснительная записка

1.1 Формой  проведения промежуточной аттестации по дисциплине «История» в соответствии с учебным планом является дифференцированный зачет.

1.2 На изучение учебной дисциплины «История» учебным планом предусмотрено 48 часов обязательных аудиторных.

1.3 Требования к результатам обучения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.

 В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI в.);

сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI в.;

основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;

о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;

содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

Обучающийся должен освоить следующие общие компетенции в разрезе учебной дисциплины: ОК 1-10 

1.4 Промежуточная аттестация проводится в письменной форме: теоретические знания проверяются тестированием.  

В тестовом задании для проведения дифференцированного зачета содержатся 30 вопросов - тестов различного уровня.

Выполнение задания рассчитано на один академический час.

1.5 Критерии оценок

При выполнении тестов:

94-100% - отлично (5)

75-93% - хорошо (4)

51-73% - удовлетворительно (3)

< 50% - неудовлетворительно (2)

2. Паспорт

фонда оценочных средств по дисциплине История

Контролируемые разделы (темы) дисциплины

Код контролируемой компетенции или ее части

Наименование оценочного средства

1

2

Раздел 1. Основные направления и процессы  политического и экономического развития ведущих государств, ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.)

Тема 1.1. Экономическая и политическая интеграция в мире как основное проявление глобализации на рубеже XX и XXI веков

Тема 1.2. Лидирующее положение США и стран Западной Европы в мировом экономическом и политическом развитии.

Тема 1.2.1. США – мировая сверхдержава.

Тема 1.2.2. Интеграционные процессы Евроатлантической цивилизации.

Тема 1.3. Россия и страны СНГ в период после распада Советского Союза. Экономика и политика.

Тема 1.4. Страны Юго-Восточной Азии на рубеже XX - XXI вв.

Тема 1.5. Страны Северной Африки и Ближнего Востока на рубеже XX - XXI вв.

Тема 1.6. Основные процессы и направления в развитии Латинской Америки.

Тема 1.7. Актуальные проблемы интеграции России в мировую экономическую систему.

ОК 1-10

Темы сообщений,  рефератов

Материалы текущего опроса

Вопросы к видеофильму

Комплекты тестовых заданий

Задания к практическим занятиям

3

Раздел 2. Сущность и причины локальных, региональных и межгосударственных конфликтов на рубеже XX - XXI вв.  

Тема 2.1.  Сущность и типология международных конфликтов после распада СССР (практическое занятие №1 - семинар).

Тема 2.2. Вооруженные межгосударственные и межэтнические конфликты на Африканском континенте и Ближнем Востоке  (практическое занятие №2 - семинар).

Тема 2.3. Война США и НАТО в Афганистане и Ираке (практическое занятие №3 - семинар).

Тема 2.4. Межнациональные и конфессиональные конфликты в странах Запада (практическое занятие №4 - семинар).

Тема 2.5. Этнические и межнациональные конфликты в России и странах СНГ в конце XX – начале XXI вв. (практическое занятие №5 - семинар).

ОК 1-10

 Комплекты тестовых заданий

Темы сообщений, докладов, рефератов

Вопросы к текстам

Задания для текущего контроля

Задания к практическим занятиям

4

Раздел 3. Назначение и основные направления деятельности международных организаций.

Тема 3.1. Организация Объединенных Наций (ООН) – важнейший международный институт по поддержанию и укреплению мира.

Тема 3.1.1. ООН - история, устав, структура.

Тема 3.1.2. Роль ООН в современных международных отношениях.

Тема 3.2. НАТО – военно-политическая организация Североатлантики.

Тема 3.3. Европейское Сообщество (ЕС)  как высшая форма экономической и политической интеграции европейских государств.

Тема 3.4. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве.

Тема 3.5. Международное взаимодействие народов и государств в современном мире. Проблемы нового миропорядка на рубеже десятилетий.

ОК 1-10

Комплекты тестовых заданий

Темы сообщений, докладов, рефератов

Задания к практическим занятиям

Вопросы к текстам

5

Раздел 4. Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.

Тема 4.1. Общественные науки и их роль в развитии человечества.

Тема 4.2. Церковь и гражданское общество в конце XX – начале XXI вв. Тема 4.3. Универсализация мировой культуры и рост значимости её национальных особенностей в современном мире.

ОК 1-10

Комплекты тестовых заданий

Исторический диктант

Темы сообщений, докладов, рефератов к семинару

Вопросы к тексту

Задания к практическим занятиям

3. Перечень оценочных средств в по изучаемым разделам и темам

Раздел 1. Основные направления и процессы политического и экономического развития ведущих государств, ключевых регионов мира на рубеже XX  - XXI веков.

Темы рефератов, сообщений:

1.        Последствия распада СССР для политического и экономического развития России.

2.        Основные направления внешней политики России на современном этапе.

3.        Плюсы и минусы вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

4.        Особенности геополитического положения США.

5.        Современная Япония: особенности развития.

6.        Позиции Китая на мировой арене.

7.        «Арабская весна»: причины, сущность, последствия.

8.        «Малые азиатские драконы», роль в развитии Тихоокеанского региона.

9.        Россия в интеграционных процессах.

10.        Вступление России в ВТО: плюсы и минусы.

11.        Последствия миграции для России.

12.        Проблема трудовых ресурсов в России, связь ее с миграцией.

Вопросы для текущего контроля:

1.        Назовите современные тенденции социально-экономического и политического развития России.

2.        Охарактеризуйте основные направления внутренней и внешней политики России.

3.        Определите влияние  распада СССР на развитие экономики России.

4.        Укажите основные черты и особенности экономического развития Западной Европы.

5.        Охарактеризуйте способы усиления позиций Европы в мире.

6.        Определите основные проблемы, влияющие на развитие европейских стран.

7.        Охарактеризуйте деятельность Евросоюза, его важнейшие проблемы.

8.        Определите влияние геополитического положения США  на развитие страны.

9.        Охарактеризуйте взаимоотношения США и России на современном этапе.

10.        Охарактеризуйте понятие «арабская весна», события и последствия.

11.        Назовите новые тенденции в развитии стран Северной Америки.

12.        Определите место и роль США в современной политике.

13.        Укажите основные тенденции развития стран Азии, Африки, Ближнего Востока, их место в системе мировой экономики и политики.

Задания для текущего контроля:

1.        Исторический диктант

Дать определения данным понятиям:

Интеграция

Глобализация

Поликультурное общество

Война

Локальный конфликт

Экстремизм

Терроризм

Миграция

Дискриминация

Геноцид  

2.        Ответьте  на вопросы:

- Приведите примеры моделей современных интеграционных процессов, распространенных в современном обществе?

- Охарактеризуйте положительные и отрицательные последствия глобализации.

- Какие последствия может иметь для России неконтролируемая миграция?

Вопросы к видеофильму «Большой африканский разлом»:

1.        Каковы позиции СССР (России) на африканском континенте?

2.        Причины вооруженных конфликтов на «черном» континенте. Кто стоит за организацией конфликтов?

3.        Каковы особенности развития Африки на современном этапе?

4.        Дайте оценку позиции России в отношении Африки.

Вопросы к работе с политической картой мира на основе статьи Владимира Путина «Россия и меняющийся мир» в «Московских новостях» 27.02.2013

1.        Определите ключевые регионы мира.

2.        В чем заключается позиция России по отношению к ключевым регионам, к отдельным государствам, сообществам?

Вопросы к тексту «Современные интеграционные процессы»

1.        Определите типы интеграционных организаций.

2.        Выделите модели в мировых интеграционных процессах, приведите примеры.

3.        Участником каких международных организаций является Россия?

(текст) Современные интеграционные процессы

Вопрос об интеграции - один из ключевых вопросов о том, какие перемены происходят в современном мире, какие тенденции открываются в экономической, социально-политической и других сферах человеческого бытия.

Родоначальниками понятия "интеграция"были немецкие ученые Р.Шмед, Х.Кельзен и Д.Шиндлер. Термин "интеграция" (integrace - лат.) означает некую целостность, структуру, совершенствование. В этом смысле он применялся в естественных науках. Перенося его в сферу анализа общественных отношений, упомянутые авторы имели в виду объединение людей, особенно государств, в некую социально-политическую общность.

Типология и структуры интеграционных моделей.

Перейдем непосредственно к анализу совокупности существующих в мире интеграционных структур и пограничных им, взаимосвязанных с ними международных организаций и объединений. В качестве исходной точки систематизации интеграционных моделей возьмем принцип целей (интересов) и влияния интеграционных объединений. В целом интеграционные организации можно типологизировать в следующем порядке:

1. Региональные и межрегиональные интеграционные сообщества по целям: экономические, политико-экономические (с элементами социального интегрирования), политические, военно-политические, институционально-координационные и др.

2. Международные правительственные наднациональные организации координирующего типа. Они оказывают существенное влияние на финансово-экономическое, политическое положение государств, на принятие ими решений в указанных областях и т.д. Численность этих организаций примерно 500.  

3. Международные неправительственные организации (порядка 10800). К числу таких организаций относятся профсоюзы, транснациональные корпорации и т.д.

Рассмотренные выше типы международных интеграционных сообществ позволяют прийти к следующему выводу: интеграционные сообщества непосредственно реформирующие базисные основы индустриального общества, являются главным и определяющим направлением в социально-экономической и культурно-политической эволюции мирового социума.

Вернемся теперь к основному вопросу - о моделях интеграционных сообществ. Они, эти модели, несмотря на большую специфику, а нередко и неповторимые черты и характеристики, имеют в своей основе общие явления, которые, несмотря на интеграционные "границы", все же являются интернациональными по своей природе, что позволяет конкурирующим системам находить компромисс: разрешать назревающие между ними противоречия и т.д. Вот почему модель всякой интеграционной системы было бы ошибочно абсолютизировать, не замечая общих тенденций в ее эволюции.

Перейдем теперь от общей типологии к характеристике существующих основных моделей в мировых интеграционных процессах.

1. Модели политико-экономической интеграции (с учетом социальных аспектов):

1.1.Европейский союз (ЕС).

1.2. Андская группа (Латинская Америка).

1.3. Карибский "общий рынок" (Латинская Америка).

1.4. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

2. Модели торгово-экономического сотрудничества:

2.1. Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ).

2.2. Североамериканская интеграция (США, Канада, Мексика).

2.3. Организация арабских стран - экспортеров нефти (ОАПЕК).

2.4. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК).

3. Модели международных экономических надправительственных организаций, регламентирующих торговую, тарифную политику и вырабатывающих экономическую стратегию:

3.1. Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ).

3.2. Организация экономического сотрудничества и развития (СЭСР).

3.3. Конференция ООН по торговле и развитию (ШКГАД).

4. Модели политических союзов и военных блоков:

4.1. Европейский Совет.

4.2. Организация Африканского единства (ОАЕ).

4.3. Организация Североатлантического договора (НАТО).

Отнюдь не случайно интеграционные процессы обретают в конце XX в. столь стремительный темп. Небывалый технологический прогресс, коренные изменения политической карты мира, нарастание все новых и сложных противоречий социально-культурного бытия народов разных континентов, нерешенность многих задач, оставшихся в наследие от прошлого, поставили мировое сообщество перед решением целого комплекса проблем, касающихся выживания человека и природы. Одним из ответов на подобные "вызовы истории" и является рост интеграционных процессов в мире, хотя не будем забывать, что и на этом пути человечество ожидают серьёзные испытания.

Интеграционные процессы - одно из главных направлений формирования нового миропорядка. Ряд стран уже давно прошли первоначальный путь экономической интеграции, хотя многие регионы еще не подошли к нему. На рубеже XXI в. эти процессы постепенно перерастают в суперинтеграцию, которая откроет немало нового и неожиданного как для национального, так интернационального развития. Интеграционные структуры не устраняют ни конкуренции, ни противоречий, ни разногласий. Между их участниками постоянно происходит обмен жесткими политическими и пропагандистскими ударами, хотя они и облекаются в большинстве случаев в "джентльменскую форму". Один из известных политических деятелей Франции Ж.-П.Шевеман в разгар формирования ЕС писал, что, несмотря на конфликт интересов между США и Японией, существует опасность "возникновения настоящего американо-японского кондоминиума, имеющего тенденцию оттеснить Европу".

Вопросы к тексту «Глобализация как высшая стадия интернационализации мировой экономики»

1.        Определите понятие глобализации.

2.        Что является основным следствием глобализации?

3.        В чем состоят положительные и негативные последствия глобализации?

4.        Назовите основные компоненты глобализации.

(Текст) Глобализация как высшая стадия интернационализации мировой экономики

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.

Глобализация представляет собой процесс втягивания мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, в мировой рынок и тесное переплетение их экономик на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики — геоэкономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков.

Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов.

Вместе с тем, происхождение самого слова «глобализация» указывает на то, что ведущую роль в данном процессе играет бурный рост международной торговли, происходящий на тех или иных исторических этапах. На эту же ведущую роль международной торговли в процессах глобализации указывает и тот факт, что предыдущая глобализация, начавшаяся в эпоху Маркса, закончилась в 1930-е годы, после того как все развитые страны перешли к политике жёсткого протекционизма, что вызвало резкое свёртывание международной торговли.

Глобализация экономики — сложный и противоречивый процесс. С одной стороны, она облегчает хозяйственное взаимодействие между государствами, создаёт условия для доступа стран к передовым достижениям человечества, обеспечивает экономию ресурсов, стимулирует мировой прогресс. С другой, глобализация несёт негативные последствия: закрепление периферийной модели экономики, потеря своих ресурсов странами, не входящими в «золотой миллиард». Глобализация распространяет конкурентную борьбу на всех участников, в том числе на слабые страны, что приводит к разорению малого бизнеса, снижению уровня жизни населения и др.

Компоненты глобализации мировой экономики:

•         углубление интернационализации производства проявляется в том, что в создании конечного продукта в разных формах и на разных стадиях участвуют производители многих стран мира. Промежуточные товары и полуфабрикаты занимают все большую долю в мировой торговле и в межкорпоративных трансфертах;

•        углубление интернационализации капитала, заключающемся в росте международного движения капитала между странами, прежде всего, в виде прямых инвестиций (причем объемы прямых иностранных инвестиций растут быстрее, чем внешняя торговля и производство),

•        интернационализации фондового рынка;

•        глобализации производительных сил через обмен средствами производства и научно-техническими, технологическими знаниями, а также в форме международной специализации и кооперации, связывающих хозяйственные единицы в целостные производственно - потребительские системы, через производственное сотрудничество,

•        международное перемещение производственных ресурсов;

•        формирование глобальной материальной, информационной, организационно-экономической инфраструктуры, обеспечивающей осуществление международного сотрудничества;

•        усиление интернационализации обмена на основе углубления международного разделения труда, возрастания масштабов и качественного изменения характера традиционной международной торговли овеществленными товарами;

•        увеличение масштабов международной миграции рабочей силы. Выходцы из относительно бедных стран находят применение в качестве неквалифицированной или малоквалифицированной рабочей силы в развитых странах;

•        растущая интернационализация воздействия производства и потребления на окружающую среду, что вызывает рост потребности в международном сотрудничестве, направленном на решение глобальных проблем современности.

Проанализируйте отзывы о России, представленные ВЦИОМ:

С точки зрения россиян:

  • «Большинство россиян уверены, что Россия представляется жителям других государств отзывчивой, гостеприимной и дружелюбной страной
  • По словам, респондентов, мы кажемся иностранцам страной, стремящейся к духовным, нежели материальным ценностям.
  • По мнению наших сограждан, Россия представляется иностранцам, прежде всего, крайне интересной страной, обладающей сильной властью.

МОСКВА, 8 октября 2014 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, какой образ России, по мнению наших сограждан, сложился у иностранцев.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 31 мая-1 июня 2014 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

С каким из утверждений Вы в большей степени согласны? Россия кажется иностранцам… (закрытый вопрос, один ответ) Представлен индекс (по шкале от 1 до 5, где 1 – полностью не согласен, 5 – полностью согласен)

Интересной

4,04

Страной с сильной властью

3,92

Отзывчивой

3,81

Независимой

3,79

Гостеприимной

3,74

Богатой

3,71

Дружелюбной

3,70

Терпимой

3,49

Стремящейся к духовным ценностям

3,39

Страной людей с высокой самооценкой

3,18

Хозяйственной

3,15

Страной трудолюбивых

3,07

Авторитарной

2,96

Стремящейся к превосходству

2,95

Упрямой

2,83

Расточительной

2,78

С точки зрения иностранцев:

По данным социологических опросов, проведенных в 2007 г. в Германии, подавляющее большинство немцев (90%) ассоциируют Россию, в первую очередь, с огромными территориями, во вторую — с проблемой неравенства. Из числа качеств, приписываемых немцами россиянам, первое место заняло пьянство. Среди положительных характеристик россиян жители Германии выделили гостеприимность, отвагу, эмоциональность и щедрость. Также результаты исследования показали, что позитивными аспектами имиджа России в Германии являются экономический рост, классическое искусство и классическая литература

Интересные научные результаты получены в ходе Интернет-опроса, проведенного в 2006 г. среди российских и западноевропейских студентов-членов Международной ассоциации студентов, обучающихся по специальности связи с общественностью (European Association of Students Studying Public Relations)

Существенным фактором, негативно влияющим на имидж России в мире, и, в частности, на ее позиционирование как динамично развивающейся страны, является демографическая ситуация. Основными причинами демографических проблем России с точки зрения иностранных СМИ выступают низкая рождаемость, высокая смертность, алкоголизм, наркомания, детские болезни, здоровье женщин и мужчин, миграционная ситуация.

В большинстве публикаций указывается на то, что катастрофическая демографическая ситуация в России создается благодаря уникальному сочетанию разнообразных факторов, совпадения которых нельзя наблюдать ни в одной другой стране мира. В связи с этим во многих публикациях западной прессы в крайне резкой форме критикуются претензии России на мировое лидерство. По мнению журналиста британского издания “Daily Telegraph” Д.Блэра, “у государств, которые смогут оказывать реальное влияние на мировые события к концу XXI века, нет проблем с демографией. Низкий показатель средней продолжительности жизни, алкоголизм, а также тот вопиющий факт, что число абортов в России превышает количество новорожденных, — все это практически неизбежно влечет за собой упадок страны”. Согласно прогнозу Блэра, “мир в XXI веке поделят между собой Америка с 300 млн. жителей, Европейский союз с населением в 460 млн., а также Китай и Индия — страны, в каждой из которых живет более миллиарда людей. На этом фоне Россия выглядит неубедительно”

Алкоголизм, плохие жизненные условия, деградация системы здравоохранения и рост числа заболеваний туберкулезом, гепатитом В и СПИДом привели к сокращению продолжительности жизни. Сейчас средняя продолжительность жизни мужчин — 59 лет (против 63,8 лет — в 1960-е годы), женщин — 72 года (против 72,4 лет в тот же период).

Главной причиной негативной демографической ситуации в стране является высокая смертность среди мужского населения. В первую очередь потому, что среди мужчин намного больше тех, кто регулярно употребляет алкоголь и табак, чем среди женщин. Половина мужского населения страны курит (женщины-курильщики составляют только одну треть). Алкоголизм также в большей степени затрагивает мужчин. Потребление алкоголя вкупе с курением приводит к увеличению числа сердечно-сосудистых заболеваний (60% смертей). Алкоголь также является причиной насильственных смертей (несчастные случаи, убийства), которые в России происходят в пять раз чаще, чем в Европе. Ежегодно от вызванных алкоголем патологий умирают от 300 000 до 400 000 человек.

Опрос показал, что среди студентов из России, Западной и Восточной Европы образ России значимо ассоциируется с коррупцией и бедностью, при этом подобная ассоциация особенно распространена среди студентов из Восточной Европы, что коррелирует с тем обстоятельством, что именно учащиеся ВУЗов из Восточной Европы причисляют нашу страну к третьему миру (см. табл. 2):

Новейшие результаты социологического исследования, реализованного Фондом Бертелсманна, в ходе которого были опрошены жители девяти крупных стран, показывают, что Россию воспринимают как третью по важности мировую державу после США и Китая: 39% опрошенных сочли Россию мировой державой, при этом с 2005 г. по 2007 г. этот процент вырос на 12%.

Примечательно, что больше всего респондентов, считающих Россию супердержавой, в Германии, Великобритании и Китае.

Тот факт, что Россия по-прежнему воспринимается международным сообществом как мировая держава, подтверждают данные исследования “Новостные факторы в глобальном медиа-освещении”, реализованного на основе анализа факторов экономической, политической, географической и культурной близости и контент-анализа взаимного упоминания стран в прессе. Его результаты показали, что ведущие места в рейтинге наиболее часто упоминаемых стран занимают государства-лидеры — США, Россия, Китай, страны ЕС, а также Ирак .

Исследование имиджа России в прессе США показало, что американские журналисты рассматривают нашу страну сквозь призму политики и экономики, видя в ней, прежде всего, ядерную и энергетическую державу. Точно так же освещается страна, которая является врагом США — Иран. В то же время в статьях о союзнике США Великобритании преобладают материалы об обществе, культуре, жизни людей и т.п.

Вопросы к тексту «Направления развития и условия повышения эффективности социальной политики государства в России»

1.        Определите возможные варианты социальной политики России на современном этапе.

2.        С вашей точки зрения, какой вариант более всего подходит реальной ситуации в российском государстве? Аргументируйте.

По результатам проведенного в работе анализа представляются возможными в среднесрочной перспективе несколько вариантов (сценариев) дальнейшего развития государственной социальной политики в современной России. К оптимистическим можно отнести, во-первых, либеральный англо-саксонский, во-вторых, либеральный восточноазиатский, в-третьих, ордолиберальный европейский варианты.

Первый и второй варианты предполагают уменьшение масштабов государственных социальных программ и, следовательно, доли общественных социальных расходов в ВВП в долгосрочном периоде, компенсирующееся ростом прозрачности и эффективности перераспределительных отношений в социальной сфере. Второй сценарий при этом предполагает, что крупные частные корпорации возьмут на себя большую часть ответственности за социальные риски своих сотрудников и членов их семей, а расходы государства на социальные нужды значительно сократятся. Третий вариант предполагает, что государство сохранит за собой обязанности по исполнению социальных функций и, следовательно, увеличатся масштабы социальных программ при повышении их эффективности.

В связи с высоким уровнем социально-экономической дифференциации регионов России, расположенных на обширной территории, в качестве возможного сценария в работе рассматривается гармоничное сосуществование данных вариантов на субфедеральном уровне в рамках смешанной модели государственной социальной политики, что обусловит ее специфику в будущем и позволит учитывать разные потенциальные возможности регионов в решении социальных проблем, добиться повышения уровня и качества жизни населения.

Пессимистический сценарий связан с инертным развитием социальной политики, сохранением сравнительно больших масштабов общественных социальных расходов при их непрозрачности и неэффективности, а также низкой результативности мер реализуемой государством политики, что будет проявляться в отсутствии мотивации к труду, в консервации или увеличении социального неравенства, масштабной бедности, невыполнении социальных гарантий государства.

В качестве основных направлений и условий реформирования в рамках представленных либеральных вариантов развития государственной социальной политики предлагаются следующие.

Во-первых, оптимизация принципов либерализма и государственных гарантий. Это будет содействовать развитию рыночных механизмов в сфере здравоохранения, образования и социального обеспечения на основе гражданской инициативы. Государству в таких условиях необходимо обеспечить исполнение законодательства в сфере социальных гарантий: необходимо придать дифференцированный адресный характер государственной социальной помощи в рамках системы социальной защиты как наиболее актуального направления социальной политики в рамках рыночной трансформации.

Во-вторых, регулирование трудовых и перераспределительных отношений. Политика будет считаться результативной, если она обеспечит рост благосостояния граждан как фактора формирования среднего класса, который является определяющей социальной силой общества и основным носителем человеческого потенциала, обеспечивающим устойчивое развитие общества на основе расширенного воспроизводства человеческого потенциала.

В-третьих, создание благоприятных условий для участия негосударственных организаций в социальной сфере на основе консенсуса интересов с использованием, главным образом, налоговых инструментов.

Постепенное решение данных задач позволит в целом повысить эффективность проводимой социальной политики, качество жизни и защищенности граждан.

Раздел 2. Сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов на рубеже веков

Темы рефератов, докладов, сообщений:

1.        Причины локальных конфликтов, их роль в современном миропорядке.

2.        Международный терроризм: понятие, особенности.

3.        Международные террористические организации.

4.        Мировые и локальные войны: общее и различия.

5.        Локальные конфликты, их происхождение, цели, участники.

6.        Основные регионы проявления локальных конфликтов.

7.        Влияние локальных конфликтов на развитие общества, государства.

8.        Терроризм как экстремистское явление, его особенности.

Вопросы для текущего контроля:

1.        Что такое международный конфликт?

2.        Какова природа конфликтов?

3.        Чем международный конфликт отличается от локальных конфликтов?

4.        Каковы причины локальных конфликтов?

5.        Понятие, причины и сущность локальных конфликтов.

6.        Классификация локальных конфликтов.

7.        В чем состоят  особенности современного международного терроризма?

Тесты для текущего контроля:

1. Признаками локального конфликта являются:

а) боевыми действиями охвачены огромные территории

б) боевые действия ведутся на ограниченном участке территории

в) в боевых действиях задействованы все вооруженные силы сторон

г) в боевых операциях задействуются не все имеющиеся в наличии у сторон вооружения

2. Видами локальных конфликтов являются:

а) межэтнический

б) межгрупповой

в) межнациональный        

г) межличностный

3. Интервенция – это:

а) сотрудничество с другими государствами

б) вооруженное вмешательство в дела другого государства

в) оказание помощи государству

4.        Установите соответствие между понятием и его определением:

А

а) экстремизм

б) дискриминация

в) геноцид

г) терроризм

Б

1) ущемление в правах по национальному признаку

2) действия, совершаемые с намерением уничтожить какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую

3) идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание

г)  приверженность к крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике)

д) политика расовой сегрегации, проводившуюся Национальной партией в ЮАР и Намибии.

5.        Основными чертами современного международного терроризма являются:

а) массовая гибель людей

б) стремление к мирным переговорам

в) активное использование наемничества;

г) стремление завладеть оружием массового уничтожения

Задания для текущего контроля:

1.        Продолжить выражение:

Уровень классификации конфликтов по количественному содержанию можно представить следующим образом:

по расположению района конфликта –

по способу развязывания –

по количеству привлекаемых войск (сил) –

по формам и способам военных действий –

по продолжительности военных (боевых) действий –

по количеству вовлеченных в войну государств –

2.        Объяснить понятие:

Локальный конфликт

Экстремизм

Терроризм

Контртеррористическая операция

3. Объяснить сущность отдельных черт международного терроризма:

- глобализация

- профессионализация

- опора на экстремистскую идеологию

- тесная связь между международным терроризмом и организованной преступностью

- широкое использование сети Интернет, радио и телевидение

- угроза международному правопорядку

Вопросы к тексту «Черты современного терроризма»

1.        Определите основные черты современного терроризма.

2.         Дайте оценку общественной опасности терроризма.

(Текст) Черты современного терроризма

В современном терроризме все более отчетливо проявляются общественно опасные черты:

•        массовая гибель людей и значительные материальные потери в результате террористических акций, циничность и жестокость их исполнения;

•        высокий уровень финансовой и материально-технической поддержки террористических структур, наличие глубоко законспирированных источников и каналов ее осуществления;

•        стремление международных террористических структур установить контроль над территориями с богатыми запасами энергоносителей, полезных ископаемых;

•        наличие устойчивых связей между террористическими структурами на международном и национальном уровнях, а также с преступными организациями, занимающимися незаконным оборотом оружия, наркотических средств, психотропных веществ, торговлей людьми, и иными структурами криминального бизнеса;

•        активное использование наемничества;

•        стремление завладеть ядерным оружием, химическими, биологическими и другими средствами массового поражения людей, наличие угрозы возможного использования террористами этих средств в преступной деятельности;

•        реальность появления новых видов терроризма (в частности так называемого кибертерроризма), наиболее опасными проявлениями, которых могут явиться использование электромагнитного оружия, блокирование компьютерных систем управления в особо важных областях жизни общества и государства и др.;

•        возможность совершения террористических акций в отношении стратегически важных элементов информационной инфраструктуры, наличие предпосылок для проведения террористических акций с использованием открытых телекоммуникационных сетей;

•        расширение практики пропагандистского обеспечения террористической деятельности, придания деятельности террористических структур видимости борьбы за национальное освобождение, за веру, выживание цивилизаций, этносов, наций, конфессий;

•        использование организаторами и спонсорами терроризма институтов гуманитарного права, организаций по оказанию международной помощи мирному населению в целях поддержки террористов;

•        использование террористическими структурами права на политическое убежище для закрепления легального присутствия террористов в конкретных государствах;

•        создание под прикрытием общественных объединений (а иногда органов власти) разветвленных сетей, центров и баз по подготовке боевиков, складов оружия и боеприпасов; использование фирм, банков, фондов для финансирования проводимых террористических акций.

Вопросы для организации проведения практических занятий по разделу 2:

Тема 2.1.  Сущность и типология международных конфликтов после распада СССР (практическое занятие №1 - семинар)

Вопросы для обсуждения:

  1. Причины и функции международных конфликтов.
  2. Виды, факторы и особенности международных конфликтов.

Тема 2.2. Вооруженные межгосударственные и межэтнические конфликты на Африканском континенте и Ближнем Востоке  (практическое занятие №2 - семинар)

Вопросы для обсуждения:

  1. Хронология и характеристика ближневосточного конфликта.
  2. Вооруженные конфликты на африканском континенте.

Тема 2.3. Война США и НАТО в Афганистане и Ираке (практическое занятие №3 - семинар)

Вопросы для обсуждения:

  1. Проблема Ирака в современном мире.
  2. Проблема Афганистана в современном мире.

Тема 2.4. Межнациональные и конфессиональные конфликты в странах Запада (практическое занятие №4 - семинар)

Вопросы для обсуждения:

  1. Проблемы конфликтов в Европе и США.
  2. Истока напряженности на Балканах.

Тема 2.5. Этнические и межнациональные конфликты в России и странах СНГ в конце XX – начале XXI вв. (практическое занятие №5 - семинар)

Вопросы для обсуждения:

  1. Причины межнациональных конфликтов в СНГ.
  2. Развитие межнациональных отношений в странах бывшего СССР.

Раздел 3. Назначение и основные направления деятельности международных организаций

Темы рефератов, докладов, сообщений:

1.        ООН: основные направления деятельности. Европейский союз.

2.        Роль Евросоюза, влияние на мировую экономику.

3.        Деятельность НАТО и его влияние на современную систему международных отношений.

4.        Международные правоохранительные организации, функции правоохранительных органов.

5.        Интерпол, его задачи, направления деятельности.

6.         Международные организации в области охраны окружающей среды.

7.        Основные направления деятельности Гринпис.

 Вопросы для текущего контроля:

1.        Когда  с какой целью создана ООН?

2.        Каковы принципы деятельности ООН?

3.        Какие преимущества имеют страны, входящие в Евросоюз?

4.        Основные направления деятельности НАТО.

5.        В чем суть выражения «продвижение НАТО на Восток»?

6.        Существует ли в этом опасность для России?

7.        С какой целью создаются международные правоохранительные организации?

8.         Назовите направления деятельности Интерпола?

9.        Приведите примеры взаимодействия стран в международной правоохранительной деятельности.

10.         Глобальная проблема современности – экологическая проблема, в чем ее опасность?

Тесты для текущего контроля:

1.В этом году была создана Организация объединенных наций:

а) 1940

б) 1945

в) 1950

г) 1955

2.Организация объединенных наций, это международная организация, одним из направлений деятельности которой является:

а) обеспечение здоровьесбережения

б) развитие культуры и искусства

в) охрана окружающей среды

г) защита прав человека

3.Россия является членом Европейского союза:

а) да

б) нет

4.Основной валютой ЕС является:

а) юань

б) франк

в) евро

г) доллар

5.Установите соответствие между международной организацией и ее основным назначением:

А

а) Интерпол

б) НАТО

в) Гринпис

г) Организация объединенных наций

Б

а) укрепление стабильности и коллективной обороны в Североатлантическом регионе

б) поддержание мира и международной безопасности

в) защита окружающей природной среды

г) координация деятельности полицейских органов различных стран в борьбе с преступностью

6.Шенгенская зона – это территория:

а)  где правила подразумевают устранение пограничного контроля на внутренних границах между государствами

б) стран, входящих в Евросоюз

в) на которой,  единой валютой является «евро»

7.Миротворческие силы ООН – это:

а) вооруженные силы ООН

б) ограниченные контингенты войск из стран-членов ООН

в) армии наемников из развитых стран мира

г) армия добровольцев

Вопросы к тексту

1.        Когда была создана ООН?

2.        Кто принял участие в ее создании?

3.        Какой документ определяет деятельность ООН?

4.        Где расположена штаб квартира ООН?

5.        Каковы цель и принципы ООН?

6.        Как решается финансовое обеспечение деятельности ООН?

(Текст) ООН - международная организация по обеспечению мира и международной безопасности

1 Создание Организации Объединенных Наций

Название «Объединенные Нации», предложенное президентом Соединенных Штатов Франклином Д. Рузвельтом, впервые было использовано в «Декларации Объединенных Наций» 1 января 1942г., когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран оси (Берлин, Рим, Токио).

Начало созданию новой международной организации мира, и безопасности было положено на Московской конференции министров иностранных дел трех союзных держав: СССР, США и Великобритании, проходившей с 19 по 30 октября 1943г. На ней государства-участники сделали первые практические шаги по пути разработки проекта устава этой будущей международной организации.

2 ноября 1943г. в печати была опубликована Декларация четырех государств по вопросу о всеобщей безопасности, которая явилась важным шагом на пути создания будущей ООН.

В дальнейшем вопрос о создании первой международной организации мира и безопасности обсуждался на Тегеранской конференции руководителей трех союзных держав, проходившей с 28 ноября по 1 декабря 1943г.

Практически вопрос об учреждении ООН был решен на Крымской конференции руководителей трех держав антигитлеровской коалиции (4-11 февраля 1945г.). На ней были приняты решения о согласовании вопросов по процедуре голосования в Совете Безопасности, принципе единогласия постоянных членов Совета и о составе государств-учредителей Организации..

Также на Крымской конференции было принято решение, что, учредительная конференция Объединенных Наций откроется 25 апреля 1945г. в г. Сан-Франциско и что в работе этой конференции примут участие государства Объединенных Наций «по составу на 8 февраля 1945», а также «те из присоединившихся наций, которые объявили войну общему врагу к 1 марта 1945года».

Устав Организации Объединенных Наций был разработан представителями 50 стран на проходившей в Сан-Франциско с 25 апреля по 25 июня 1945г. Конференции по созданию международной организации. В основу работы делегаты положили предложения, выработанные представителями Китая Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов в Думбартон-Оксе. На Конференции было рассмотрено около 1200 поправок по проекту Устава, отражающих различные позиции государств. В результате был выработан Устав ООН и Статут Международного суда.

Устав был подписан 26 июня 1945г. представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее и стала 51-м государством-основателем. Официально Устав вступил в силу 24 октября 1945г после его ратификации и сдачи на хранение правительству США ратификационных грамот всеми пятидесятью государствами-постоянными членами Совета Безопасности (Китаем, Францией, Советским Союзом, Великобританией, Соединенными Штатами) и 24 другими государствами-членами.

День 24 октября, по решению Генеральной Ассамблеи ООН, был объявлен и ежегодно отмечается как День Организации Объединенных Наций.

10 декабря 1945г. конгресс США предложил Организации Объединенных Наций открыть свою штаб квартиру в США. В феврале 1946г. Генеральная Ассамблея, рассмотрев ряд предложений других стран, остановилась на Соединенных Штатах. В декабре 1946 года Генеральная Ассамблея приобрела за символическую стоимость участок площадью 18 акров на о. Манхэттен в Нью-Йорке. С тех пор этот участок принадлежит ООН и является международной территорией. Здесь размещается штаб-квартира Организации. Это четыре связанных между собой здания – 39 этажное, в котором размещен Секретариат; протянувшееся вдоль реки Ист-Ривер здание для конференций; здание Генеральной Ассамблеи; и библиотека, которая носит имя покойного секретаря Дага Хаммершельда.

Что касается эмблемы и флага ООН, то на эмблеме изображен земной шар, обрамленный оливковыми ветвями – такой она была одобрена Генеральной Ассамблеей в 1946 году. Флаг ООН появился в 1947 году – это светло-голубое полотнище с белой эмблемой ООН в центре. В этом же году Генеральный секретарь ООН издал свод положений о флаге, регулирующих его использование: он может использоваться как отдельными людьми, так и организациями, желающим продемонстрировать свою поддержку Организации.

Учредительным документом Организации служит Устав Организации Объединенных Наций, излагающий права и обязанности государств-членов и устанавливающий органы и процедуры Организации.

В Уставе изложены основные цели и принципы Организации:

Цели ООН: поддерживать международный мир и безопасность; развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения, принципа равноправия и самоопределения народов; осуществлять сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении уважения к правам человека и основным свободам; быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Для достижения целей своей работы ООН и ее члены действуют в соответствии со следующими принципами:

суверенное равенство всех ее членов;

добросовестное выполнение принятых на себя по Уставу обязательств;

разрешение международных споров мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность, и справедливость;

воздержание в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН;

оказание Организации всемерной помощи во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с Уставом, и воздержание от оказания помощи любому государству, против которого ООН предпринимает действия превентивного или принудительного характера;

обеспечение Организацией того, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с этими принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности;

невмешательство ООН в дела, по существу, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства (этот принцип, однако, не затрагивает применения принудительных мер в случае угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии).

Согласно ст. 105 Устава Организация пользуется на территории каждого из своих членов такими привилегиями и иммунитетами, какие необходимы для достижения её целей. Кроме того, представители членов ООН и ее должностные лица также пользуются такими привилегиями и иммунитетами…. ООН является юридическим лицом. Она имеет свой бюджет, который утверждается Генеральной Ассамблеей раз в два года. Основной источник пополнения бюджета – взносы государств-участников. Размер взносов определяется на основе специальной шкалы, которая вырабатывается и утверждается коллективно всеми членами ООН на трехлетний период. Максимальный взнос – 25% бюджета, минимальный – 0,01%. Максимальный взнос вносят США. Помимо обязательных взносов важным источником финансовых поступлений служат добровольные взносы. Операции ООН по поддержанию мира, требующие высоких затрат, финансируются отдельно, не из регулярного бюджета. Для этого в ООН учреждаются специальные счета.

Вопросы к тексту «Роль ООН в современном мире»

1.        Определите основные задачи ООН.

2.        Определите основные направления деятельности ООН.

(Текст) Роль ООН в современном мире.

Центральной задачей деятельности Организации является деятельность с целью поддержания мира и международной безопасности.

Однако основной своей задачей в деле поддержания безопасности ООН определила превентивные меры, направленные на предотвращение конфликтов. Исходя из этого, в течение всего периода своей деятельности ООН стремилась добиться многостороннего разоружения и регулирования вооружений. В результате, уже начиная с 1959г. был заключен ряд международных соглашений в этой области.

Все эти договоренности скорее касаются предотвращения крупных конфликтов, вооружений крупных государств, имеющих вес на политической арене. Однако при помощи данных соглашений никак нельзя повлиять на локальные конфликты, возникающие на религиозной, этнической почве, так как основной их пищей является нищета и попрание прав человека. Организация понимает, что прочный мир и безопасность возможны только тогда, когда повсюду будет обеспечено экономическое и социальное благосостояние людей.

Огромная часть ресурсов ООН идет на выполнение содержащегося в Уставе обязательства содействовать «повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития». Борьба с нищетой и устранение неравенства как внутри стран, так и между странами остается по-прежнему основной целью Организации Объединенных Наций. Для этого Организация действует разными путями во имя достижения своих экономических и социальных целей, не только вырабатывая политический курс, консультируя правительства в отношении их планов и программ развития, устанавливая международные нормы и стандарты, но и мобилизуя фонды, инвестирующие ежегодно более 25 млрд. долларов, на проведение программ развития.

Одним из великих достижений Организации явилось создание компетентного органа по законодательству в области прав человека, который впервые разработал поддержанный международным сообществом свод законов о правах человека.

С момента принятия Всеобщей декларации прав человека 10 декабря 1948г права человека привлекли поддержку мировой общественности. Женщины, дети, инвалиды, меньшинства, коренные народы, трудящиеся-мигранты и другие группы населения, интересы которых ущемлены, в настоящее время получили права, защищающие их от дискриминации. В процессе специальных образовательных кампаний народы мира постоянно информировались и информируются об их неотъемлемых правах. Кроме того, ООН разрабатывала в помощь судебным системам обучающие программы и проводила технические консультации. Был утвержден специальный пост – Верховного комиссара ООН по правам человека, чтобы координировать работу и укреплять позиции ООН по защите и поощрению прав всех людей на планете. В целом объем деятельности ООН в данной области можно определить так: создание базовых стандартов; законотворчество; наблюдение; координирование; исследовательская деятельность; рассмотрение жалоб на действия государств и беспристрастное расследование фактов; дипломатия.

И последнее, что хочется выделить как основу деятельности ООН в деле укрепления безопасности – разработка основ международного права – конвенций, договоров и стандартов, играющих главную роль в обеспечении экономического и социального развития, равно как и международного мира и безопасности. Многие договоры, разработанные ООН формируют правовую базу, регулирующую правовые отношения между государствами.

Раздел 4. Роль науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.

Темы докладов, сообщений:

1.        Глобальные проблемы современности: сущность, примеры.

2.        Деятельность международных организаций по охране окружающей природной среды.

3.        Роль каждого государства в решении глобальных проблем современности.

4.        Мировые религии:

- буддизм;

- христианство;

- ислам.

5. Роль религии в жизни человека, общества.

6. Наука: положительные и отрицательные последствия.

7. Роль образования в современном мире, необходимость его модернизации.

Вопросы для текущего контроля:

  1. Роль мировых религий в современном мире. Причины усиления роли религии на современном этапе.  
  2. Почему так важна в современном мире веротерпимость?

3.        История религии в России, язычество, принятие православия.

4.        Особенности современной науки, ее в современном обществе.

5.        Роль образования в современном мире. Основные тенденции развития образования в наше время.

Тесты для текущего контроля:

1.        Отметьте верность следующих суждений о развитии науки.

А. Развитие науки невозможно без опоры на достижения предшественников.

Б. Научные революции опровергают все ранее существовавшие теории.

а) Верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения неверны

2.        Этика науки означает:

а) поведение ученого на симпозиумах

б) ответственность ученого за последствия его открытий

в) отказ ученого от плагиата

3.        Основными проблемами современной российской науки являются:

а) экономические проблемы

б) уже все изобретено

в) возраст ученых возрос

г) нет никаких проблем

4.        Религия – это:

а) материальные ценности человека

б) вера в сверхъестественные силы

в) мировоззрение человека

г) система взглядов человека на мир

5.        Соотнесите понятия и определения:

А

а) монотеизм

б) политеизм

в) пантеизм

г) атеизм

Б

1)        отрицание Бога

2)        единобожие

3)        многобожие

4)        всеобщее обожествление природы

6.        Мировоззрение человека – это:

а) вера человека

б) система взглядов человека на мир

в) идеал человека

г) культура человека

7.        Основными функциями религии являются:

а) мировоззренческая

б) коммуникативная

в) культурная

г) производственная

2.        Объяснить содержание основных функций религии

- Мировоззренческая

- Регулятивная

- Терапевтическая

- Коммуникативная

- Культурная

 - Интегрирующая (объединяющая)

- Разъединяющая

3. На основе текста определите роль религии в обществе

Некоторые утверждают, что дополнительные силы  человеку придавала уверенность в том, что он не один, что у него есть божественные покровители, которые приходят к нему в трудную минуту. Другие считают, что в мире остаётся множество непознанных вещей, тайну которых человек жаждет раскрыть, но не может этого сделать, а когда нет научных ответов на вопросы, их находят в религиозных представлениях.

Принадлежность людей к одной религиозной вере, совместное отправление ими религиозных обрядов, сплачивали их в одно целое. Общая религия и совместная религиозная деятельность были мощным объединяющим фактором, способствовали национальной консолидации. Проповедуя моральные (нравственные) заповеди, религия оказала громадное влияние на развитие духовной культуры - священные книги (Веды, Библия, Коран) - источники мудрости, доброты. Архитектура, музыка, живопись, распространение грамотности; мощный источник патриотизма (Сергий Радонежский, Великая Отечественная война)

  1. Проанализируйте статью 14 и 28 Конституции Российской Федерации

Статья 14

1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

5.К концу  XX века позиции религии и церкви в мире значительно укрепились. Как вы думаете, с чем это связано?

6. Для устойчивого и стабильного развития многоконфессиональной России необходимо сохранять межрелигиозный мир. В противном случае наша страна окажется на грани катастрофы.

Каковы «факторы риска», угрожающие межрелигиозному миру и согласию?

7. В чем заключается понятие веротерпимость?

4. Перечень вопросов для подготовки к дифференцированному зачету

  1. Особенности политического развития России на современном этапе.
  2. Основные черты и особенности социально-экономического и политического развития Западной Европы.
  3. Новые тенденции в развитии стран Северной Америки.
  4. Понятие, причины и сущность локальных конфликтов.
  5. Классификация локальных конфликтов.
  6. Международный терроризм, его особенности.
  7. Модели современных интеграционных процессов.
  8. Особенности интеграционных процессов в России.
  9. Современные тенденции международной миграции.
  10. ООН: основные направления деятельности.
  11. Деятельность ЕС, его важнейшие проблемы.
  12. Деятельность НАТО и её влияние на современную систему международных отношений.
  13. Международные правоохранительные организации.
  14. Международные организации в области охраны окружающей среды.
  15. Экологическая проблема – глобальная проблема человечества.
  16. Роль науки и религии в современном мире.
  17. Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
  18. Правовая политика Российской Федерации в условиях современной глобализации.
  19. Содержание основных законодательных актов мирового значения.
  20. Понятия «декларация», «конвенция».

5. Задания для проведения  дифференцированного зачета

5.1 ТЕСТЫ

Чтобы выполнить данные задания, вам необходимо выбрать один или несколько правильных ответов.  

1. Видами локальных конфликтов являются:

а) межэтнический

б) межгрупповой

в) межнациональный        

г) межличностный

2.Признаками локального конфликта являются:

а) боевыми действиями охвачены огромные территории

б) боевые действия ведутся на ограниченном участке территории

в) в боевых действиях задействованы все вооруженные силы сторон

г) в боевых операциях задействуются не все имеющиеся в наличии у сторон вооружения

3. Основными чертами современного международного терроризма являются:

а) массовая гибель людей

б) стремление к мирным переговорам

в) активное использование наёмничества;

г) стремление завладеть оружием массового уничтожения

4.Установите соответствие между понятием и его определением:

Понятие

Определение

1

экстремизм

1

ущемление в правах по национальному признаку

2

дискриминация

2

приверженность к крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике)

3

геноцид

3

идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание

4

терроризм

4

действия, совершаемые с намерением уничтожить какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую

5. Интервенция – это:

а) сотрудничество с другими государствами

б) оказание помощи государству

            в) вооруженное вмешательство в дела другого государства

6. Понятие «интеграция» означает:

а) поведение человека

б) разъединение людей

в) объединение людей

г) система взглядов на мир

7.Понятие «поликультурное общество» означает:

а) господствует национальной культуры одного народа

б) общество с развитой инфраструктурой

в) объединение культур разных национальностей

8. Организация объединенных наций, это международная организация, одним из направлений деятельности которой является:

а) обеспечение здоровьесбережения

б) развитие культуры и искусства

в) охрана окружающей среды

г) защита прав человека

9. В этом году была создана Организация объединенных наций:

а) 1940

б) 1945

в) 1950

г) 1955

10.Россия является членом Европейского союза:

а) нет

б) да

11.Основной валютой ЕС является:

а) юань

б) франк

в) доллар

г) евро

12.Установите соответствие между международной организацией и ее основным назначением:

Понятие

Определение

1

Интерпол

1

укрепление стабильности и коллективной обороны в Североатлантическом регионе

2

НАТО

2

защита окружающей природной среды

3

Гринпис

3

поддержание мира и международной безопасности

4

Организация Объединенных Наций

4

координация деятельности полицейских органов различных стран в борьбе с преступностью

5

защита культурного достояния государства

13.Миротворческие силы ООН – это:

а) ограниченные контингенты войск из стран-членов ООН

б) вооруженные силы ООН

в) армии наемников из развитых стран мира

г) армия добровольцев

14. Соотнесите понятия с их содержанием:

Понятие

Определение

1

гражданин  

1

акт высшей законодательной власти                

2

правовое   государство                  

2

лицо,  постоянно принадлежащее  к населению данного государства,   связанное   с ним   правами   и   пользующееся защитой

3

закон  

3

политическая   организация   общества,   основанная   на верховенстве закона и принципе разделения властей

15.Шенгенская зона – это территория:

а) стран, входящих в Евросоюз

б) где правила подразумевают устранение пограничного контроля на внутренних границах между государствами

в) на которой, единой валютой является «евро»

16.Отметьте верность следующих суждений о развитии науки.

А. Развитие науки невозможно без опоры на достижения предшественников.

Б. Научные революции опровергают все ранее существовавшие теории.

а) Верно только А

б) верно только Б

в) верны оба суждения

г) оба суждения неверны

17. Этика науки означает:

а) поведение ученого на симпозиумах

б) ответственность ученого за последствия его открытий

в) отказ ученого от плагиата

18. Функции науки:

а) познавательная

б) исцелительная

в) мировоззренческая

г) производственная

19.Основными проблемами современной российской науки являются:

а) экономические проблемы

б) уже все изобретено

в) возраст ученых возрос

г) нет никаких проблем

20. Основными функциями религии являются:

а) мировоззренческая

б) коммуникативная

в) культурная

г) производственная

21.Соотнесите понятия и определения:

Понятие

Определение

1

монотеизм

1

отрицание Бога

2

политеизм

2

всеобщее обожествление природы

3

пантеизм

3

единобожие

4

атеизм

4

многобожие

22. Религия – это:

а) материальные ценности человека

б) система взглядов человека на мир

в) мировоззрение человека

г) вера в сверхъестественные силы

23.Мировоззрение человека – это:

а) вера человека

б) культура человека

в) идеал человека

г) система взглядов человека на мир

24. Важнейшим международным документом о правах человека является:

а)  Гражданский Кодекс

б) Билль о правах

в)  Всеобщая декларация прав человека

г)  Конституция

25.Главным документом, содержащим права, свободы и обязанности граждан России,  является:

а) Гражданский кодекс РФ

б) Конституция РФ

в) Всеобщая декларация прав человека

г) Билль о правах

26. Конституция – это:

а) присяга на верность государству

б)  свод законов РФ

в)  основной закон государства

27. Глобальные проблемы человечества – это:

а) проблемы всего человечества

б) проблемы государства

в) проблемы региона

г) проблемы всего человечества

28.Продолжите выражение:

     Принцип суверенного равенства государств означает……….

29.Принцип самоопределения народов и государств означает……………

  1. Веротерпимость означает …………..

Список литературы

Основные источники:

  1. Волеводз А.Г. Международные правоохранительные организации: Учебное пособие – М.: Проспект, 2011
  2. Л. Н. Алексашкина, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. Учебник «Россия и мир в XX — начале XXI века» для 11 класса, 2010 г.

Дополнительные источники

  1. Зеленков М.Ю.  Мировые религии: история и современность: Учебное пособие.  М.: Юридический институт МИИТа, 2003.  252 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Правовая политика РФ: основные направления centrlaw.rupublikacii/Nerses1/index.html
  2. Наука и религия в современном мире prosveshenie2009.narod.rustat/stat57.htm
  3. Баскакова Ю.М. Соотечественники за рубежом» mars.arbicon.ru
  4. Михайлов В. Права и проблемы граждан России, живущих за рубежом imperiya.by › rusworld.html?id
  5. Общество: Имитация выборов за Flb.ru>info/47587.html  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

контрольно-оценочные средства по программе учебной дисциплины ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК для специальности 38.02.01 « Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык разработан  на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего...

Комплект контрольно-оценочных средств по программе учебной дисциплины ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК по специальности 23.02.02 «Автомобиле – и тракторостроение

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины ОГСЭ.03 Иностранный язык  программы подготовки специалистов среднего звена по специальности...

комплект контрольно-оценочных средств промежуточная аттестация по дисциплине ОГСЭ.03. иностранный язык (немецкий)

В результате освоения учебной дисциплины ОГСЭ.03. Иностранный язык (немецкий) обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике следующи...

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплине ОП.05 "История искусств"

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОП.05 «ИСТОРИЯ ИСКУССТВ»...

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОУД 04 ИСТОРИЯ

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОУД.04 История.КОС включают контрольные мате...

Контрольно-оценочные средства к зачету по дисциплине ОГСЭ.03 "Иностранный язык" для специальности 43.02.06 "Сервис на транспорте( по видам транспорта)"

Контрольно-оценочные средства к зачету по дисциплине ОГСЭ.03 "Иностранный язык" для специальности 43.02.06 "Сервис на транспорте( по видам транспорта)"...