Методическая разработка урока "Финансовая грамотность - роль денег в экономике или как заработать на жизнь".
методическая разработка

Белоус Ирина Александровна
«Роль денег в экономике или как заработать на жизнь»
ВВЕДЕНИЕ
Тема нашего занятия – Деньги. 
УРОК «РОЛЬ ДЕНЕГ В ЭКОНОМИКЕ ИЛИ КАК ЗАРАБОТАТЬ НА ЖИЗНЬ?»1
ВСТУПЛЕНИЕ
 
ПОНЯТИЯ
Кругооборот товаров, услуг, ресурсов и денег
Производственные ресурсы (факторы производства);
• человеческие ресурсы (Труд)
• природные ресурсы (Земля)
• капитальные ресурсы (Капитал)
Экономические стимулы (плата за факторы производства):
• заработная плата
• прибыль
• рента
• процент
Экономическая взаимозависимость
• Рынок товаров и услуг
• Рынок факторов производства
• Роль государства
ЦЕЛИ
• Анализировать Экономические отношения, существующие между домашними хозяйствами и фирмами в рыночной Экономике.
 
• Объяснить содержание понятия трех факторов производства и платы за них, классифицировать Экономические блага по принадлежности их к тому или иному фактору.
• Иллюстрировать Экономические отношения домашних хозяйств, фирм и государства схемой кругооборота товаров, услуг, ресурсов и денег.
• Понять взаимосвязь концепции ограниченности ресурсов с функционированием Экономической системы и концепцией Экономических мотивов и стимулов.
• Объяснить роль рынка товаров и услуг и рынка факторов производства.
ОПИСАНИЕ УРОКА
В основе занятия лежит игра «Заработать на жизнь», которая моделирует кругооборот ресурсов, товаров, услуг и денег, помогает разобраться в нем с позиций домашних хозяйств и фирм.
ТРЕБУЕМОЕ ВРЕМЯ
Два часа.
МАТЕРИАЛЫ
• Материалы 1; 2; 3 для каждого ученика.
• Карточки для домашних хозяйств и предпринимателей (их количество зависит от числа играющих - см.п.3. объяснения хода занятия) (Материал 4).
• Значки предпринимателя (в произвольной форме, в расчете на половину класса, это могут быть просто карточки с булавкой)
• Табличка с названием «ФАБРИКА БЛАГО».
• Два маленьких приза (необязательно).
ХОД ЗАНЯТИЯ
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_deneg_v_ekonomike_ili_kak_zarabotat_na_zhizn.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль денег в экономике или как заработать на жизнь»

ВВЕДЕНИЕ

Тема нашего занятия – Деньги. Сегодня мы прослушаем краткую лекцию на тему «Содержание тем, связанных с понятием «Деньги», а также разберем методику преподавания темы «Деньги», ответив на вопрос: «Какова роль денег в Экономике?»

Тема деньги напрямую связана с темой «Банки» и «Банковская система». Поэтому начнем с вышеизложенных аспектов и продемонстрируем роль денег в Экономике, используя методику активного обучения – ролевую игру «Заработать на жизнь». В рамках игры разберем такие понятия, как

• кругооборот товаров, услуг, ресурсов и денег;

• производственные ресурсы (факторы производства): человеческие ресурсы (труд), природные ресурсы (земля), капитальные ресурсы (капитал);

• Экономические стимулы: заработная плата, прибыль, рента и процент;

• взаимозависимость рынка товаров и услуг и факторов производства, выделяя отдельно роль денег в данном кругообороте.

Позже в рамках темы «Взаимоотношение человека с банками» определим роль банков в нашей жизни. Таким образом, свяжем два главных понятия - «деньги» и «банки».

Итак, презентация лекции «Деньги» и урок «Роль денег в Экономике или как заработать на жизнь?»

УРОК «РОЛЬ ДЕНЕГ В ЭКОНОМИКЕ ИЛИ КАК ЗАРАБОТАТЬ НА ЖИЗНЬ?»1

ВСТУПЛЕНИЕ

Экономическая система неоднородна, она включает в себя разные группы людей, выполняющих различные функции. И хотя всякое деление условно, все же оно поможет нам при анализе функционирования системы.

Самым простым является разделение на домашние хозяйства и фирмы. Под домашними хозяйствами понимаются семьи и отдельные люди, которые потребляют товары и услуги. Фирмы занимаются производством этих товаров и услуг, их целью является максимизация прибыли.

Домашние хозяйства являются собственниками ресурсов и передают их фирмам в обмен на доход в форме Заработной платы, Прибыли, Ренты и Процента. Эти ресурсы используются фирмами в качестве факторов производства (Труда, Земли и Капитала), соединение которых необходимо для создания товаров и услуг. Факторы производства называют также производственными ресурсами. 

Все вместе описанные выше группы и отношения между ними образуют взаимозависимую Экономическую систему. Иллюстрацией этой системы может служить модель кругооборота ресурсов, товаров, услуг и денег.

При анализе схемы кругооборота важно понимать, что один и тот же человек может быть и собственником ресурсов, и членом домашнего хозяйства, и работником фирмы, производящим товары и услуги. Кроме того, как в том, так и в другом качестве он играет роль и покупателя, и продавца.

Сегодня мы рассмотрим модель кругооборота, которая помогает проиллюстрировать основной ее принцип, что благосостояние домашних хозяйств зависит от благосостояния фирм и наоборот.

Домашние хозяйства и фирмы вступают во взаимоотношения между собой, поскольку это выгодно каждой стороне. Домашние хозяйства заинтересованы в получении товаров и услуг, а фирмы — в получении прибыли. Однако домашние хозяйства не производят необходимые им блага (товары и услуги) и могут получить их только в обмен на деньги, вырученные от продажи имеющихся у них ресурсов. В то же время фирмы могут получить прибыль лишь тогда, когда они продадут произведенный ими продукт. Можно сказать, что создание богатства в условиях рыночной Экономики окончательно завершается только в процессе торговли. Благосостояние домашних хозяйств зависит от благосостояния фирм, и наоборот.

Модель кругооборота помогает проиллюстрировать этот принцип. Она также демонстрирует, как Экономические стимулы (в данной модели Заработная плата, Прибыль, Процент и Рента) влияют на действие Экономической системы.

ПОНЯТИЯ

Кругооборот товаров, услуг, ресурсов и денег

Производственные ресурсы (факторы производства);

• человеческие ресурсы (Труд)

• природные ресурсы (Земля)

• капитальные ресурсы (Капитал)

Экономические стимулы (плата за факторы производства):

• заработная плата

• прибыль

• рента

• процент

Экономическая взаимозависимость

• Рынок товаров и услуг

• Рынок факторов производства

• Роль государства

ЦЕЛИ

• Анализировать Экономические отношения, существующие между домашними хозяйствами и фирмами в рыночной Экономике.

• Объяснить содержание понятия трех факторов производства и платы за них, классифицировать Экономические блага по принадлежности их к тому или иному фактору.

• Иллюстрировать Экономические отношения домашних хозяйств, фирм и государства схемой кругооборота товаров, услуг, ресурсов и денег.

• Понять взаимосвязь концепции ограниченности ресурсов с функционированием Экономической системы и концепцией Экономических мотивов и стимулов.

• Объяснить роль рынка товаров и услуг и рынка факторов производства.

ОПИСАНИЕ УРОКА

В основе занятия лежит игра «Заработать на жизнь», которая моделирует кругооборот ресурсов, товаров, услуг и денег, помогает разобраться в нем с позиций домашних хозяйств и фирм.

ТРЕБУЕМОЕ ВРЕМЯ

Два часа.

МАТЕРИАЛЫ

• Материалы 1; 2; 3 для каждого ученика.

• Карточки для домашних хозяйств и предпринимателей (их количество зависит от числа играющих - см.п.3. объяснения хода занятия) (Материал 4).

• Значки предпринимателя (в произвольной форме, в расчете на половину класса, это могут быть просто карточки с булавкой)

• Табличка с названием «ФАБРИКА БЛАГО».

• Два маленьких приза (необязательно).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Начните урок с объяснения того, что Экономическая система создает «правила игры», в соответствии с которыми человек играет различные роли. Мы являемся потребителями, когда потребляем различные товары и услуги. Когда мы продаем имеющиеся у нас ресурсы (знания, информацию, умения и навыки, результаты труда), мы играем роль продавцов, а когда тратим полученный от продажи ресурсов доход на покупку товаров и услуг, мы являемся покупателями. Производители (фирмы) являются продавцами, когда они продают произведенные ими товары и услуги, и покупателями, когда покупают у домашних хозяйств производственные ресурсы.

Попросите школьников определить роли людей, которые они играют в следующих ситуациях:

а) организуют свое дело (производители);

б) идут в магазин (покупатели);

в) устраиваются на работу (продавцы);

г) смотрят телевизор (потребители)

Предложите детям самим придумать еще несколько примеров.

2. Скажите школьникам, что они будут играть в деловую игру «Заработать на жизнь» для того, чтобы лучше понять взаимозависимость между фирмами и домашними хозяйствами. Название игры подчеркивает причину, лежащую в основе развития Экономической системы и заставляющую людей действовать в ней, — стремление заработать на жизнь (Экономические стимулы).

3. Раздайте учащимся правила игры (Материал 1), дайте время на их изучение.

4. Разделите класс пополам, в первой группе вручите каждому ученику значок предпринимателя и карточки денег на сумму 1000 рублей, а во второй группу — карточки ресурсов (по 15 штук каждому). Набор карточек может быть произвольным для каждого школьника: Вы можете дать одному школьнику по 5 карточек каждого ресурса, другому — 15 карточек какого-либо одного ресурса, третьему — 10 карточек одного и 5 карточек другого ресурса и т.д. Однако желательно, чтобы в сумме у всех школьников, представляющих домашние хозяйства, на руках находилось одинаковое количество карточек всех типов ресурсов.

5. Установите на одном из столов табличку «ФАБРИКА БЛАГО». Во время игры за этим столом располагается ведущий, который обменивает предпринимателям купленные ими у домашних хозяйств карточки ресурсов на карточку БЛАГО. Для получения одной карточки БЛАГО, символизирующей товары и услуги для населения, у предпринимателей должен быть собран набор из трех карточек ресурсов (по одной каждого ресурса). Вы можете сами производить обмен карточками, либо перед началом игры выбрать себе помощника для этой цели.

6. Обговорите еще раз правила игры. Удостоверьтесь, что ученики, играющие роль предпринимателей, поняли, что они должны платить деньги представителям домашних хозяйств за карточки ресурсов и затем продавать им БЛАГО за деньги. Ученики, представляющие домашние хозяйства, также не могут обменивать ресурсы прямо на БЛАГО и должны использовать деньги.

7. Вы можете заранее определить продолжительность игры (примерно 20 минут), либо дождаться момента, когда приблизительно одна треть ресурсов будет продана, и объявить, что до конца игры осталось еще 5 минут. Это должно стимулировать деловую активность и дать возможность ученикам продумать стратегию поведения в оставшееся время.

8. Проведите игру. Возможно, что представители домашних хозяйств попытаются обойтись без услуг предпринимателей и напрямую обменять имеющиеся у них ресурсы на фабрике БЛАГО. Скажите им, что они не являются предпринимателями и не могут производить БЛАГО (у них нет значка).

9. По окончании игры попросите школьников подсчитать количество имеющихся у них БЛАГО, если они играли роль домашних хозяйств, и денег, если они выступали в качестве предпринимателей. Объясните, что предприниматели, в распоряжении которых осталось меньше 1000 рублей, понесли убытки. Попросите их объяснить причины неудачи. Определите победителей игры: это предприниматель, получивший наибольший доход (деньги свыше 1000 руб.), и потребитель, купивший больше всех БЛАГО. Попросите их рассказать о своей стратегии и причинах успеха. Наградите победителей маленькими призами. 10. Раздайте каждому Материалы 2 и 3. Попросите школьников объяснить схему кругооборота товаров, услуг, ресурсов и денег, используя опыт проведенной игры. Расскажите, что в Экономической системе производители предъявляют спрос на факторы производства и предлагают товары и услуги. В тоже время домашние хозяйства создают предложение факторов производства и предъявляют спрос на товары и услуги. Таким образом, каждый человек сталкивается с двумя рынками (товаров и услуг; факторов производства). ОБСУЖДЕНИЕ

1. Попросите школьников проанализировать, каковы отличия данной модели от реальной жизни, например:

A. В жизни нет жесткого деления на предпринимателей и домашние хозяйства.

Б. Не оговорена роль государства, которое является особым Экономическим агентом, не похожим по своему поведению ни на фирмы, ни на домашние хозяйства.

В. Не только потребители могут быть собственниками ресурсов. Фирмы также могут владеть ресурсами. Кроме того, они могут торговать ими между собой.

Г. Ресурсы могут быть взаимозаменяемы: одно и то же количество товара можно произвести, используя разные комбинации ресурсов.

2. Остановитесь подробнее на выяснении роли государства. Используйте для этого схему (Материал 3). Здесь отражены такие функции государства, как производство и потребление товаров и услуг, осуществляемые на средства от сбора налогов, и перераспределение дохода (трансфертные платежи). Попросите школьников привести примеры, соответствующие каждому из потоков на схеме.

3. Обсудите вопрос о факторах производства. Дайте задание определить, к какому фактору производства следует отнести:

а) кофеварку в кафе (Капитал)

б) месторождение угля (Земля)

в) бухгалтера малого предприятия (Труд)

Попросите школьников привести другие примеры.

Необходимо иметь в виду, что существует и другая классификация факторов производства, включающая такой производственный ресурс, как предпринимательство, то есть деятельность по соединению человеческих, природных и капитальных ресурсов в процессе производства. Платой за этот фактор является Прибыль. В сокращенном виде можно ограничиться классификацией, данной вначале.

Важно также, чтобы в ходе урока школьники получили четкое представление о том, что может быть отнесено к капитальным ресурсам. Никакая вещь не может быть отнесена к Капиталу автоматически, это всегда зависит от ее использования. (Например, автомобиль, в котором семейство едет на дачу, не является капиталом. Но тот же самый автомобиль может быть отнесен к капитальным ресурсам, если глава семейства зарабатывает с его помощью деньги, перевозя пассажиров).

4. Поставьте перед аудиторией следующие вопросы:

а) Для производства БЛАГО требовалось использование одной единицы каждого фактора. Возможна ли ситуация, когда для производства товара (услуги) необходимы разные количества ресурсов? Привести примеры.

б) Если Вы обнаружили, что обладаете дефицитным ресурсом, как Вы поступите и почему?

в) Возможна ситуация, когда в ходе игры домашние хозяйства будут снабжены дополнительным количеством ресурсов, в то же время предприниматели не получат ничего сверх первоначальной суммы. Является ли это нарушением правил игры в Экономике? Окажутся ли в этом случае предприниматели в худшей ситуации?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка защиты проекта "Роль физики в медицине"

Цель данной методической разработки и проекта:·       показать студентам, что физика является теоретической базой современной медицинской техники; ·...

Методическая разработка Олимпиады I (отборочного) тура по экономике и бухгалтерскому учету «Выпускник - бухгалтер 2015» по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»

Основными целями и задачами Олимпиады I (отборочного) тура по экономике и бухгалтерскому учету «Выпускник - бухгалтер 2015» (далее Олимпиада)являются:-        ...

Методическая разработка по теме «Роль компьютера и интернета в жизни человека» по дисциплине Иностранный язык (английский)

Пояснительная записка Данная методическая разработка составлена в соответствии с Рабочей программой по дисциплине «Иностранный язык (английский)» и соответствует требованиям Федерального Государствен...

Методическая разработка открытый урок дисциплина ОП. 01 «Экономика организации» специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» Тема: Капитальные вложения. Эффективность капитальных вложений

Изучение темы урока: капитальные вложения и их эффективное использование является актуальной и имеет большое  значение при осуществлении любого вида хозяйственной деятельности в условиях рыночной...

Методическая разработка открытого внеклассного занятия по теме «Любовь к профессии длиною в жизнь»

Медицинский работник - одна из самых благородных профессий.  Как говорил А. П. Чехов, труд  в медицине - это подвиг, который требует чистоты души и помыслов. Надо быть ясным умственно, чисты...

3. Методическая разработка внеурочного мероприятия по УД ОГСЭ07. Основы православной культуры Тема: «Сохрани жизнь!»

Цель мероприятия: раскрыть сущность аморальных явлений жизни; показать негативную роль зависимости; развивать навыки самопознания; раскрыть значение влияния дурной компании на современного подростка; ...

Методическая разработка. Изменение климата. Роль антропогенного влияния в потеплении климата.

Изменение климата. Роль антропогенного влияния в потеплении климата. Цель работы: Провести анализ статистических данных подтверждающих изменение климата в сторону потепления и определить роль антропог...