«Дрянцо хлещите рифм концом…» Сатирические стихотворения в поэзии Маяковского.
план-конспект урока

Агеева Елена Павловна

Урок литературы по сатире В.В.Маяковского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx92.18 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы

«Дрянцо хлещите рифм концом…»

Сатирические стихотворения в поэзии Маяковского.

Задачи урока.

Образовательные:

- формирование знаний  о сатирических произведениях В. В. Маяковского, об их художественном своеобразии;

- формирование знаний о различных видах комического: юмор, ирония, сатира, гротеск, пародия.

Развивающие:

- развитие воображения, овладение речью как средством передачи мысли, чувств;

-  развитие навыков анализа стихотворного текста;

-  формирование  навыка работы в группе, обучение  умению выражать и отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные:

-  формирование активной гражданской позиции;

-  воспитание нравственных качеств личности;

-  формирование негативного отношения к таким явлениям, как бюрократизм и казнокрадство, обывательщина и мещанство, взяточничество и коррупция.

Оборудование: 

портрет В. В. Маяковского, иллюстрации к стихам, фонограммы стихов, толковый и литературоведческий словари, презентация.

Оформление доски:

- портрет В. В. Маяковского,

- иллюстрации к стихам,

- запись темы урока:

«Дрянцо хлещите рифм концом…»

Сатирические стихотворения в поэзии Маяковского;

- эпиграф: «…Не приемлю, ненавижу всё это…»

               Вопросы на доске:

- В чем помогают сатирические произведения Маяковского в наши дни?

Ход урока.

1. Повторение изученного на прошлом уроке.

- Начнем наш урок с повторения изученного на прошлом занятии и с проверки домашнего задания.

2 человека вызываются к доске: один решает кроссворд, другой выполняет задание.

 Остальные отвечают на вопросы.

Вопросы:

- назовите тему прошлого урока;

- дайте определение футуризму (Футуризм (от лат. Futurum - будущее) - авангардистское направление в европейском искусстве 1910-1920 годов. В литературе - переплетение документального материала и фантастики, в поэзии - языковое экспериментирование.);

- как назывался манифест русских футуристов («Пощечина общественному вкусу» (1912).);

- назовите особенности футуризма ( 1) отрицание наследия предшествующих литературных эпох; 2) раскрепощенность слова, фразы, смысла; 3) слог, звук выступают в ранее неведомых комбинациях, в которых подразумевается потаенный смысл; 4) мечты о неслыханной и невиданной модели искусства, призванной изменить дряхлеющий мир; 5) ритмы города  с огрубелой лексикой; 6) стремление вынести искусство на улицы, в народ; 7) протест против укоренившихся буржуазных стереотипов; 8) важны линия и цвет.)

- перечислите основные черты художественной манеры раннего Маяковского ( 1) интерес к материальной культуре города, урбанистические мотивы в лирике; 2) гиперболичность образов; 3)  метафоричность, сближающая далекие друг от друга понятия и вещи. 4) звукопись и цветопись; 5) порой грубейший эпатаж, яркий, нарочитый вызов; 6) противоречивость сознания лирического героя, романтическое ощущение резкого несоответствия мечты и действительности; 7) вызревание основной цели творчества – служения людям);

Кроссворд «Сатира»

            2.

                                      4.

               1.

     

                3.

1.

По вертикали.

1. Излюбленный прием футуристов, основанный на вызове публике.

2. Сторонник модернистского направления начала 20-го века.

3. Состояние лирического героя ранней лирики В.Маяковского, подчеркивающее его одиночество.

4. Способ записи стиха, созданный В.Маяковским, который характеризуется  разрывами строк на определённом слове и продолжением записи с новой строки.

По горизонтали.

1. Злая насмешка.

Задание «Найди соответствия»

САТИРА - жанр поэтического либо прозаического произведения, в котором автор изобличает пороки и слабости, используя резкие, порой унизительные насмешки, осмеивающие других людей, группы лиц или существующую действительность.

САРКАЗМ - один из видов сатирического изобличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого.

ЮМОР - вид комического: способ проявления комического в искусстве, заключающийся в добродушной насмешке; смех, имеющий своей задачей не обличение, а указание или намек на недостатки, которые не носят характера пороков. 

ИРОНИЯ - это тонкая, скрытая насмешка, прикрытая серьезной формой выражения или внешне положительной оценкой.

ГИПЕРБОЛА - это стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли, например «я говорил это тысячу раз» или «нам еды на полгода хватит».

ГРОТЕСК - причудливое смешение в образе реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического – для более впечатляющего выражения творческого замысла. 

ПАРОДИЯ – произведение искусства, имеющее целью создание у читателя (зрителя, слушателя) комического эффекта за счёт намеренного повторения уникальных черт уже известного произведения в специально изменённой форме. Говоря иначе, это «произведение-насмешка» по мотивам уже существующего известного произведения.

Подвести итоги.

2. Подготовка к восприятию.

- Продолжаем изучать творчество В.В. Маяковского.  Итак, представьте, выступление Маяковского  в политехническом музее.

1-й: «Долой Маяковского!

2-й: Долой!»,

3-й: «Да здравствует Маяковский!».

И тут выходит Маяковский и говорит:

 «А я все-таки послушаю тех, кто кричит «Да здравствует Маяковский!».

1-й: «Мы с товарищем читали ваши стихи и ничего не поняли».

Маяковский: «Надо иметь умных товарищей».

2-й: «Маяковский, ваши стихи не волнуют, не греют, не заражают».

Маяковский:  «Мои стихи не люди, не печка и не чума».

 3-й: «Маяковский, как вы чувствуете себя в русской литературе?»

Маяковский:  «Ничего,  не жмет».

 1-й: Кто вы по национальности: русский или грузин?

Маяковский: Среди русских я чувствую себя русским, среди грузин я чувствую себя грузином...

  2-й: А среди дураков?

  Маяковский: А среди дураков я впервые.

 3-й: От великого до смешного - один шаг!"

Маяковский шагает навстречу: "Вот я его и делаю".

- Поаплодируем Маяковскому.

 - Каким мы увидели Маяковского в этих ответах? (резок, остроумен, умен, злословит).  

- Подберите определение, литературный термин к выражению – злословие, злая насмешка – сатира.

В. Маяковский говорил:  «У меня большой зуд на писание сатирических вещей».

     

- Обобщив все выше сказанное, сформулируйте тему урока, цель.        

Тема: «Дрянцо хлещите рифм концом…»

Сатирические стихотворения в поэзии Маяковского.

…Не приемлю, ненавижу всё это…

В. В. Маяковский

Вопрос: КАК МОГУТ ПОМОЧЬ САТИРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ МАЯКОВСКОГО В НАШИ ДНИ?

3. Восприятие, осознание, осмысление.

- Сатирические произведения В. Маяковский создавал на всех этапах своего творчества: до и после революции. Сатире отдавал дань и в стихах, и в пьесах. Ее темы, образы, направленность, исходный пафос менялись.

Сатира в дореволюционном творчестве Маяковского

(Сообщение)

В дореволюционный период творчества поэта основной целью его сатиры было беспощадно обличение существующего ненавистного Маяковскому буржуазного  строя.

Поэт рисует буржуазную среду как бездуховную, погруженную в мир низменных интересов, в мир вещей. В 1915 году в журнале «Новый сатирикон» было опубликовано несколько стихотворений Маяковского с гордым названием – «Гимны». Как известно, гимн — это торжественная песнь. Гимны же Маяковского — злая сатира. По сути, в этих произведениях Маяковский язвительно развенчивает бюрократическую власть («Гимн судье» и «Гимн взятке»), науку, не видящую человека, равнодушную к нему («Гимн ученому»). Особенно яркий сатирический пафос слышится в «Гимне обеду». Герои стихотворения — те самые сытые, которые обретают значение символа буржуазности – «общества потребления». В «Гимне обеду» вместо человека действует желудок:

Желудок в панаме!

Тебя ль заразят величием смерти

для новой эры?!

Желудку ничем болеть нельзя,

кроме аппендицита и холеры!

Своеобразным поворотным моментом в сатирическом творчестве Маяковского стала сочиненная им в октябре 1917 года частушка:

Ешь ананасы, рябчиков жуй,

День твой последний приходит, буржуй.

Бесчеловечный эксплуататорский строй, который приносит людям боль и страдания, вызывает решительный  протест революционно настроенного поэта.  

Маяковский, считая себя глашатаем революции, искренне верил в то, что именно он должен указать миру, человечеству на его недостатки, грехи и помочь избавиться от них.

Вывод: В ранней поэзии В.Маяковского сатира продиктована прежде всего пафосом антибуржуазности. 

Сатира в послереволюционном творчестве Маяковского

Окна РОСТА

(Сообщение)

Окна РОСТА, точнее — «Окна сатиры РОСТА» - плакаты, создававшиеся в 1919—1921 годах советскими художниками и поэтами, работавшими в системе Российского телеграфного агентства. «Окна РОСТА» — самобытный вид агитационно-массового искусства, возникший в период Гражданской войны и военной интервенции 1918—20.

Острые, сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами разоблачали врагов молодой Советской республики, освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, передававшиеся агентством в газеты. Плакаты, за исключением первых, нарисованных от руки, выполнялись и размножались с помощью трафарета до 150 и более экземпляров, затем выставлялись в витринах в Москве и др. городах. Рисунки «Окна РОСТА» (в сериях до 12 на одном листе) отличались подчёркнутой простотой и лаконизмом изобразительных средств (выразительность силуэтов, раскраска в 2—3 цвета).

Первое «Окна РОСТА» исполнил в октябре 1919 М.М.Черемных. Затем к нему присоединился В.В.Маяковский, который сам создавал яркие, меткие и рисунки, и подписи и др.

Маяковский использовал в плакатах то, что любил с детства – образы народной сказки, песни, частушки. Брал пословицы, по-своему их переиначивал.     В агитационных плакатах не поддерживались ни стихотворный размер, ни длина строк, но была рифма. Называется такой стих раешником (или раёк). За 28 месяцев Маяковский сделал 3 тысячи плакатов и 6 тысяч подписей.

Вывод:

После революции многие стихи Маяковского показывают пороки новой жизни. Ведь постреволюционное общество для Маяковского — идеал, новая вера, которой он отдался всей душой. И старые недостатки в новом, светлом и правильном мире недопустимы.

Исследовательская работа в группах.

И сейчас мы попытаемся глазами Владимира Маяковского посмотреть на тот мир, который был перед поэтом. Мы откроем «Галерею» сатирических типов поэзии В.В.Маяковского.

Для этого каждая группа проведет небольшую исследовательскую работу.

Задание.

1. Прочитать стихотворение.

2. Определить:

- кого или что изображает поэт;

- какие пороки и недостатки высмеивает поэт;

- какие средства поэтического языка футуристов использует поэт для создания образа;

- какие приемы сатиры помогают создать образ;

- каков предметный мир стихотворения.

3. Создайте плакат:

- придумайте название плакату;

- используя строчки стихотворения, подберите эпиграф;

- нарисуйте портрет поэтического персонажа в стиле плакатов Окон РОСТА;

- запишите вывод.

1 группа.  «Прозаседавшиеся» 1922г.

Словарная статья.

Бюрократизм:

  1. Система управления в классовом обществе, при котором государственная власть осуществляется через чиновников, оторванных от народа.
  2. Пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей, формализм, канцелярщина.

2 группа.  «Гимн взятке» 1915г.

Словарная статья.

Взяточничество –

получение должностным лицом любым путем и в любой форме материальных ценностей  или предоставление ему материальных благ за совершение (или несовершение) в интересах взяткодателя действий, входящих в компетенцию должностного лица.

Взятка — получение должностным лицом материальных благ за совершение им незаконных действий в интересах лица, дающего взятку.

3 группа.   «О дряни» 1921г.

Словарная статья.

Мещанство:

  1. Сословие в дореволюционной России, состоявшее из мелких городских торговцев, ремесленников.
  2. перен. Психология, идеология, поведение мещанина; обывательщина.

     Мещанин:

  1. Лицо, принадлежавшее к мещанскому сословию.
  2. перен. Человек с мелкособственническими интересами, узким кругозором, обыватель.

Группы представляют свои плакаты.

- Знакомство с сатирой Маяковского было бы неполным, если бы мы не сказали о его пьесах.

Пьесы Маяковского.

Пьеса «Мистерия-Буфф» (1918г.), «Клоп» (1928г.), «Баня» (1929-1930гг.).

Их основная тема — борьба против бюрократизма, пошлости, подхалимства и других пороков, унаследованных от старого мира.

Пьесы Маяковского отличает политическая заостренность, сатирическая сила в изображении обывательщины и бюрократизма, реалистическая убедительность и симпатия к положительным героям, умение органически включать в развитие, действия фантастику. Сила обобщения и мастерство, присущие пьесам Маяковского, проверены временем.

4. Подведение итогов.

- Назовите основные приемы сатиры Маяковского.

(Гротеск. Фантастика. Сниженная лексика. Неологизмы. Метафора.

Резкие рифмы. Срывание масок.)

- Традиционны ли темы, проблемы, затронутые В. В. Маяковским в анализируемых стихах?

Ответы учащихся: Да, мещанские, обывательские интересы всегда подвергались критике в творчестве классиков: Н. В. Гоголь «Миргород»,М. Е. Салтыков-Щедрин «Сказки для детей изрядного возраста», А. П. Чехов «Маленькая трилогия», «Ионыч».

- Как могут помочь сатирические произведения Маяковского в наши дни?

 - Актуально ли творчество В. В. Маяковского в наше время?

Ответы учащихся: К сожалению, общественные пороки, порицаемые художником начала прошлого века, имеют место и в наши дни. Творчество Маяковского архисовременно, но вместе с поэтом хочется сказать: ««…Не приемлю, ненавижу всё это…». Кроме того, мы должны бороться с проявлениями взяточничества, казнокрадства, коррупции, занимать активную жизненную позицию!

Представление небольшого социологического опроса о пороках современного общества.

ВЫВОД:    Маяковского по праву можно назвать талантливым сатириком XX века. Он обновил сатирический жанр. Обширность тем его сатирических стихотворений поражает. Кажется, не было такого негативного явления в жизни общества, которое бы поэт обошел своим вниманием. Маяковский создал галерею сатирических портретов взяточников, лентяев, мещан, глупцов и обжор. Сатиру рождают гнев и возмущение. Не случайно свой сборник сатирических произведений поэт назвал «Грозный смех». Маяковский продолжает лучшие сатирические традиции русской литературы: Грибоедова и Салтыкова-Щедрина, Гоголя и Минаева, Чехова. Стихи поэта пережили свое время и остались актуальными и сегодня. Смех Маяковского по-прежнему разит наповал мещан, критиков, взяточников и бюрократов.

    Большое место в многогранном поэтическом творчестве Маяковского занимает сатира  - вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки. И задача этого вида искусства, по словам великого русского сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина, «провожать в царство теней все отживающее».

5. Итоги урока: рефлексия, выставление отметок;

домашнее задание.

Приложение 1

Задание.

1. Прочитать стихотворение.

2. Определить:

- кого или что изображает поэт;

- какие пороки и недостатки высмеивает поэт;

- какие средства поэтического языка футуристов использует поэт для создания образа;

- какие приемы сатиры помогают создать образ;

- каков предметный мир стихотворения.

3. Создайте плакат:

- придумайте название плакату;

- используя строчки стихотворения, подберите эпиграф;

- нарисуйте портрет поэтического персонажа в стиле плакатов Окон РОСТА;

- запишите вывод.

Приложение 2

1 группа.  «Прозаседавшиеся» 1922г.

Словарная статья.

Бюрократизм:

  1. Система управления в классовом обществе, при котором государственная власть осуществляется через чиновников, оторванных от народа.
  2. Пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей, формализм, канцелярщина.

2 группа.  «Гимн взятке» 1915г.

Словарная статья.

Взяточничество - получение должностным лицом любым путем и в любой форме материальных ценностей или предоставление ему материальных благ за совершение (или несовершение) в интересах взяткодателя действий, входящих в компетенцию данного должностного лица.

Взятка — получение должностным лицом материальных благ за совершение им незаконных действий в интересах лица, дающего взятку.

3 группа.   «О дряни» 1921г.

Словарная статья.

Мещанство:

  1. Сословие в дореволюционной России, состоявшее из мелких городских торговцев, ремесленников.
  2. перен. Психология, идеология, поведение мещанина; обывательщина.

     Мещанин:

  1. Лицо, принадлежавшее к мещанскому сословию.
  2. перен. Человек с мелкособственническими интересами, узким кругозором, обыватель.

Владимир Маяковский

ПРОЗАСЕДАВШИЕСЯ

Чуть ночь превратится в рассвет,
вижу каждый день я:
кто в глав,
кто в ком,
кто в полит,
кто в просвет,
расходится народ в учрежденья.
Обдают дождем дела бумажные,
чуть войдешь в здание:
отобрав с полсотни —
самые важные! —
служащие расходятся на заседания.


Заявишься:
«Не могут ли аудиенцию дать?
Хожу со времени о́на». —
«Товарищ Иван Ваныч ушли заседать —
объединение Тео и Гукона».


Исколесишь сто лестниц.
Свет не мил.
Опять:
«Через час велели придти вам.
Заседают:
покупка склянки чернил
Губкооперативом».


Через час:
ни секретаря,
ни секретарши нет —
го́ло!
Все до 22-х лет
на заседании комсомола.


Снова взбираюсь, глядя на́ ночь,
на верхний этаж семиэтажного дома.
«Пришел товарищ Иван Ваныч?» —
«На заседании
А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома».


Взъяренный,
на заседание
врываюсь лавиной,
дикие проклятья доро́гой изрыгая.

Приложение 3

И вижу:

сидят людей половины.
О дьявольщина!
Где же половина другая?
«Зарезали!
Убили!»
Мечусь, оря́.
От страшной картины свихнулся разум.
И слышу
спокойнейший голосок секретаря:
«Они на двух заседаниях сразу.
В день
заседаний на двадцать
надо поспеть нам.
Поневоле приходится раздвояться.
До пояса здесь,
а остальное
там».


С волнения не уснешь.
Утро раннее.
Мечтой встречаю рассвет ранний:
«О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!»
[1922]

Владимир Маяковский

ГИМН ВЗЯТКЕ

Пришли и славословим покорненько

тебя, дорогая взятка,

все здесь, от младшего дворника

до того, кто в золото заткан.

Всех, кто за нашей десницей

посмеет с укором глаза весть,

мы так, как им и не снится,

накажем мерзавцев за зависть.

Чтоб больше не смела вздыматься хула,

наденем мундиры и медали

и, выдвинув вперед убедительный кулак,

спросим: "А это видали?"

Если сверху смотреть - разинешь рот.

И взыграет от радости каждая мышца.

Россия - сверху - прямо огород,

вся наливается, цветет и пышится.

А разве видано где-нибудь, чтоб стояла коза

и лезть в огород козе лень?..

Было бы время, я б доказал,

которые - коза и зелень.

И нечего доказывать - идите и берите.

Умолкнет газетная нечисть ведь.

Как баранов, надо стричь и брить их.

Чего стесняться в своем отечестве?

[1915]

Владимир Маяковский

О ДРЯНИ

Слава, Слава, Слава героям!!!


Впрочем,
им
довольно воздали дани.
Теперь
поговорим
о дряни.


Утихомирились бури революционных лон.
Подернулась тиной советская мешанина.
И вылезло
из-за спины РСФСР
мурло
мещанина.


(Меня не поймаете на слове,
я вовсе не против мещанского сословия.
Мещанам
без различия классов и сословий
мое славословие.)


Со всех необъятных российских нив,
с первого дня советского рождения
стеклись они,
наскоро оперенья переменив,
и засели во все учреждения.


Намозолив от пятилетнего сидения зады,
крепкие, как умывальники,
живут и поныне —
тише воды.
Свили уютные кабинеты и спаленки.


И вечером
та или иная мразь,
на жену,
за пианином обучающуюся, глядя,
говорит,
от самовара разморясь:
«Товарищ Надя!
К празднику прибавка —
24 тыщи.
Тариф.
Эх,
и заведу я себе
тихоокеанские галифища,
чтоб из штанов
выглядывать
как коралловый риф!»
А Надя:
«И мне с эмблемами платья.
Без серпа и молота не покажешься в свете!
В чем
сегодня
буду фигурять я
на балу в Реввоенсовете?!»
На стенке Маркс.
Рамочка а́ла.
На «Известиях» лежа, котенок греется.
А из-под потолочка
верещала
оголтелая канареица.


Маркс со стенки смотрел, смотрел...
И вдруг
разинул рот,
да как заорет:
«Опутали революцию обывательщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
головы канарейкам сверните —
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!»
[1920—1921]

Приложение 4

1 группа. Анализ стихотворения – «Прозаседавшиеся».

   В 1922 году выходит в свет стихотворение «Прозаседавшиеся». Тенденция к увеличению бюрократического аппарата наметилась уже в первые годы советской власти. С невероятной быстротой стали возникать учреждения, погрязшие в непрерывных заседаниях, собраниях, имитирующие кипучую деятельность, но далекие от истинных нужд народа.  Основные приемы сатиры — ирония, гротеск, фантастика.

Используя прием доведения качества до абсурда, Маяковский придумывает «Объединение ТЕО и ГУКОНА», т. е. театральное объединение соединяет с Главным управлением конезаводов. И наоборот, Главкомполитпросвет разбивает на четыре организации: Глав, Ком, Полит, Просвет. И чтобы уж совсем высмеять нелепость этого явления, он называет учреждение по буквам алфавита:

«Пришел товарищ Иван Ваныч?» —

«На заседании

А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома».

   

  Если количество заседаний преувеличено, то в вопросе, обсуждаемом на собрании, явное преуменьшение - «покупка склянки чернил Губкооперативом». Фантастично зрелище сидящих на заседании половин людей - «до пояса здесь, а остальное там», - так как служащим приходится буквально разрываться между заседаниями. В этих строчках Маяковский использует приём гротеска – предельного преувеличения, придающего образу фантастический характер. Гротеск нарушает границы правдоподобия, выводит образ за пределы вероятного, деформируя его.

         Бюрократия опасна тем, что, ничего не делая сама, она активно мешает людям творчески работать, изобретать, стараясь улучшить жизнь.  Поэтому в конце стихотворения звучит  жизнеутверждающая концовка: решение, призыв к искоренению явления, мешающего движению вперед: «...еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний!»

2 группа. Анализ стихотворения  «Гимн взятке».

Как известно, гимн — это торжественная песнь. Гимны же Маяковского — это злая сатира.

    С первых строк это стихотворение-обращение к «дорогой взятке» проникнуто иронией.

Пришли и славословим покорненько
тебя, дорогая взятка,
все здесь, от младшего дворника
до того, кто в золото заткан.

Поэт подчёркивает, что явление это трудно искоренить, потому что взяточники – люди облечённые властью.

                       Чтоб больше не смела вздыматься хула,
                                   наденем мундиры и медали
                                   и, выдвинув вперед убедительный кулак,
                                   спросим: "А это видали?"
В следующей строфе Маяковский создаёт прекрасный
каламбур – игру слов:
                                   А разве видано где-нибудь, чтоб стояла коза
                                   и лезть в огород козе лень?..
                                   Было бы время, я б доказал,
                                   которые - коза и зелень.

    Грибоедовские и гоголевские мотивы воскресают в «Гимне» Маяковского, посвященного взяточникам, в последних строчках стихотворения:

И нечего доказывать - ищите и берите,

Умолкнет газетная нечисть ведь.

Как баранов, надо стричь и брить их.

Чего стесняться в своем отечестве?

   

Очень современно звучит стихотворение Маяковского сегодня, так как коррупция и взяточничество проникли не только в городские власти, но и в государственный аппарат, что мешает нам проводить реформы, преодолеть экономический кризис и строить правовое государство.

3 группа.  Анализ стихотворения «О дряни».

    Если в предреволюционные годы острие сатиры было направлено против «жирных», против бесчувственной к словам поэта «толпы», то когда революция свершилась, сатирической мишенью для Маяковского стали ее враги. Безоговорочное отрицание буржуазного мира позволило Маяковскому с восторгом принять революцию, а острие сатиры он направил против тех, кто мешал строить коммунизм - бюрократов и мещан. Уже в 1920-1921 годах появилось первое стихотворение «О дряни», обличающее «мурло мещанина» нового советского времени. Чуждая обывательская среда изображалась сатирически. Поэт рисует ее как бездуховную, погруженную в мир низменных интересов, в мир вещей. Символом и спутником бюрократа в быту, по Маяковскому, становится «оголтелая канарейка». Даже серп и молот - модные эмблемы, без которых нельзя «фигурять» «на балу в Реввоенсовете».

В финале стихотворения возникает опять-таки гротескная картина — традиционный для литературы образ оживающего портрета, на этот раз портрета Маркса, который выступает с довольно странным призывом свернуть головы канарейкам. Понятен этот призыв только в контексте всего стихотворения, в котором канарейки приобрели столь обобщенное значение – ненавистного прогрессу мещанского существования.

    

От какой опасности предостерегает поэт?

Мещанин — замаскированный под советского работника враг, считает автор. Поэт издевается его «мразью», сумевшей приспособиться к новым условиям:  «оперенья переменив», свить себе «уютные кабинеты и спаленки». Мещанин опасен тем, что ловко втирается в государственный аппарат, порождая болезнь обюрокрачивания учреждений. Страшна и атмосфера, которую несет в себе мещанство: ему так удобно «в тине».

   

Большую роль играют детали в стихотворении. Выразительно рисует Маяковский подробности быта: непременная алая рамочка для портрета Маркса; газета «Известия», служащая подстилкой котенку. Это фон для лоснящейся самодовольством «мрази», советского чиновника, озабоченного лишь собственным благополучием, и его супруги, «товарища Нади», для которой эмблемы революции серп и молот — лишь непременный узор на платье. Такие люди только опошляют представления, связанные с революцией. Даже слово «Реввоенсовет» оказывается связано для «товарища Нади» с балом, на котором она собирается «фигурять».

   

Слова сниженной лексики подчеркнуты своим положением на концах строк: «мурло мещанина»; «зады»; «мразь»; «тихоокеанские галифища». Выразительна гипербола: «намозолив от пятилетнего сидения зады, / крепкие, как умывальники». Мещанский символ — канарейка — оказывается страшнее Врангеля. В целом получается абсурдная картина. Она настолько возмутительна, что портрет Маркса не выдерживает и «орет» караул. Эксцентрический вывод стихотворения: «Скорее / головы канарейкам сверните — / чтоб коммунизм / канарейками не был побит!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рифма помогает понять и запомнить.

Сценарий занятия по проверке изученного материала по предмету "Декоративно-прикладное искусство"....

План бинарного урока (литература + история) по теме "Отражение революции в творчестве В. В. Маяковского"

План бинарного урока (литература + история) с применением технологии проблемного обучения....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия по литературе «М.М.Зощенко – мастер сатирического рассказа».

АннотацияМероприятие  «М.М.Зощенко – мастер сатирического рассказа » направлено на развитие духовных и  нравственных интересов у обучающихся. Формированию эстетического вку...

Рифмы души.

Подборка стихов, которая была отредактирована и подготовлена к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Посвящены участникам войны, Дню Победы....

Презентация к уроку "О чём может сказать язык поэзии". (Тема назначения поэта и поэзии в творчестве Фета А.А. и Некрасова Н.А. )

Презентация к открытому уроку по литературе О чём может сказать язык поэзии… (Тема назначения поэта и поэзии в творчестве Фета А.А. и Некрасова Н.А. ) для студентов 1 курса...