Обществознание 0111 группа
план-конспект занятия
Батуева Альбина Бадмаевна приглашает вас на запланированную конференцию: Zoom 23.06.2021 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh_karta_0111_obshchestvoznanie.docx | 44.83 КБ |
teh_karta_0111_obshchestvoznanie_23_iyunya.docx | 180.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Преподаватель | Батуева Альбина Бадмаевна | |||||||||||||||||
Учебная дисциплина | Обществознание | |||||||||||||||||
Группа | 0111 | |||||||||||||||||
Специальность | 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. | |||||||||||||||||
Профессия | ||||||||||||||||||
Раздел дисциплины | Раздел 5. Экономика. | |||||||||||||||||
Тема изучения | Тема 7. Государство и экономика. Особенности современной экономики России | |||||||||||||||||
Тема урока | Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства. | |||||||||||||||||
Номер учебного занятия по КТП | 2/44 | |||||||||||||||||
Вид занятия | Урок изучения нового материала: 1. Урок – лекция | |||||||||||||||||
Тип урока | Урок изучения нового материала | |||||||||||||||||
Вид урока | Урок - лекция | |||||||||||||||||
Цель урока: |
| |||||||||||||||||
Организация образовательной среды | ||||||||||||||||||
Структурная часть урока | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | ||||||||||||||||
1.Организационная часть | 1.Приветствует. 2.Определяет отсутствующих 3.Проверяет готовность группы к уроку. 4. Организовывает внимание студентов | 1. Приветствуют. 2. Готовятся к уроку. 3.Планируют свою деятельность с заданными целями и содержанием урока. 4. Слушают. Записывают. | ||||||||||||||||
2. Этап всесторонней проверки знаний | 1. Выявляет факт выполнения домашнего задания. 2. Определяет типичные недостатки в знаниях студентов. 3. Организует учебную деятельность в форме: беседы, лекции | 1. Проверяют задание 2.Отвечают на вопросы. 3. Выполняют работу. Рецензируют ответы, дополняют, высказывают свою точку зрения. | ||||||||||||||||
3. Этап усвоения новых знаний | 1. Формулирует учебную проблему: 2. Организует процесс восприятия, осознания, осмысления первичного закрепления. 3. Новый материал по плану: ТЕМА: ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ
Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства. Частные блага – часть экономических благ, которые предназначены для индивидуального потребления. Общественные блага – часть экономических благ, которые не могут быть изъяты у отдельных лиц, неделимы по своей природе и использование которых одними членами общества не исключает возможности одновременного их использования другими членами общества. Функционирование рынка порождает внешние (побочные) эффекты – последствия, которые имеют место, когда производство или потребление материальных благ или услуг оказывает влияние на людей, не являющихся непосредственными участниками рыночного обмена: - положительный внешний эффект (выгода третьего лица) – эффект производства, приносящий не только прямой выигрыш (доход) отдельной фирме или частному лицу, но и обществу в целом, группе фирм или частных лиц, не затративших средств на получение данного эффекта; - отрицательный внешний эффект (издержки третьего лица) – негативное влияние производства или потребления некоторых изделий на окружающую среду и здоровье людей. Слабости (несовершенства) рынка – неспособность рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи вообще или наилучшим образом. В условиях смешанной экономической системы государство берет на себя решение нескольких задач: 1) устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенствами) рынка: - возможность монополизации рынков; - трудности создания общественных благ на коммерческой основе; - возникновение внешних эффектов; - образование социально неприемлемых различий в уровнях доходов граждан; 2) смягчение неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения. Налогообложение – механизм изъятия части доходов граждан и фирм в пользу государства для решения общегосударственных задач. Виды налогов: - прямые – сборы в пользу государства, взимаемые с каждого гражданина или хозяйственной организации (НДФЛ, налог на собственность и др.); - косвенные– сборы в пользу государства, которые берутся с граждан или хозяйственных организаций только при осуществлении ими определенных действий (акцизы, пошлины и др.). Бюджет (государственный) – сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных органов государственной власти. Доходы бюджета: - налоговые; - неналоговые (от ВЭД; от имущества, находящегося в государственной собственности; доходы целевых бюджетных фондов). Расходы бюджета: - государственное управление; - национальная оборона; - правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности; - вложения средств в промышленность, энергетику и строительство; - охрана окружающей среды, картографию и геодезию; - вложения в транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику; - социально-культурные мероприятия и др. Дефицит государственного бюджета – финансовая ситуация, возникающая, когда государство намечает осуществить расходы на сумму большую, чем может реально получить доходов за счет всех видов налогов и платежей. Государственные ценные бумаги – обязательства государства вернуть одолженную сумму плюс проценты за использование этих денег. Государственный долг – сумма ссуд, взятых государственными органами и еще не возвращенных кредиторам: - внешний; - внутренний.
Налоговую политику государства необходимо рассматривать в совокупности с финансовой и экономической политикой, т.к. она является их неотъемлемой частью. Налоговая политика – это система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогов и направленная на реализацию тех или иных задач, стоящих перед обществом. Одна из основных задач государственной налоговой политики на современном этапе – создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики и стимулирование экономического роста посредством достижения оптимального соотношения между средствами, остающимися в распоряжении налогоплательщика, и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы. Вопрос о том, нужно ли государство экономике, волновал умы не одного поколения учёных. Американский экономист Дуглас Норт говорил: «По вопросу о необходимости государства для экономики суд удалился на совещание и пока не вернулся». Так в чём же состоит роль государства в экономике? Экономическая политика государства – это процесс реализации его экономических функций путём разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых целей. Наиболее общими экономическими целями государства в рыночной экономике являются: · обеспечение экономического роста; · создание условий экономической свободы; · обеспечение экономической безопасности; · обеспечение полной занятости; · достижение экономической эффективности. Существуют следующие функции государства в экономической сфере: · стабилизация экономики; · защита прав собственности; · регулирование денежного обращения; · перераспределение доходов; · регулирование взаимоотношений между работодателями и наёмными работниками; · контроль над внешнеэкономической деятельностью; · поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы. Среди наиболее успешно решаемых государством экономических задач можно выделить следующие: · защита основ рыночной экономики; · антимонопольное регулирование; · разработка и финансирование программ помощи нуждающимся; · производство общественных благ. Общественные блага – это товары и услуги, предоставляемые государством всем гражданам на равных условиях (например, оборона, охрана правопорядка, бесплатное всеобщее образование, общедоступные услуги муниципальных поликлиник, посещение библиотек, театров, музеев, парков, услуги общественного транспорта и другие). Общественные блага неисключаемы и неконкурентны, то есть никого нельзя их лишить. Например, нельзя обеспечивать охрану правопорядка и безопасность только для тех граждан, которые могут за это заплатить. Государство охраняет всех граждан на равных условиях. Общественные блага одинаково доступны людям, а за их пользование, как правило, не взимается плата. Более того, коммерческой выгоды, производство общественных благ принести не может, именно поэтому в подавляющем большинстве случаев их производством занимается государство. · учёт внешних эффектов; Внешние эффекты — это связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц, которые не участвуют в производстве и потреблении. Например, завод производит продукцию и получает прибыль от её реализации. Но если предприятие не позаботилось об очистных сооружениях, то все люди, которые живут около предприятия, тоже вынуждены нести издержки в виде грязного воздуха, грязной воды и так далее. Главной задачей государства является исключить отрицательные внешние эффекты и поощрять полезные, используя такие меры, как убеждение, рекламные кампании, субсидирование, налогообложение, разработка стандартов безопасности и другие. Например, в случае с нашим заводом государство может обязать предприятие построить очистные сооружения. Принято выделять следующие методы государственного регулирования экономики: юридические, экономические и прогнозирование. Юридические методы: · создание правовых рамок экономической деятельности; · защита законных интересов участников экономической деятельности. Прогнозирование: · определение приоритетов и целей развития экономики. Экономические методы принято разделять на две части: прямые и косвенные. Прямые методы (государство непосредственно участвует в экономических отношениях): · государственные предприятия; · бюджетные инвестиции; · государственный заказ; · политика протекционизма (таможенные пошлины, квоты, экспортные субсидии). Косвенные методы (политика государства вынуждает производителей менять своё экономическое поведение): · социальная политика; · фискальная политика (бюджетно-налоговая); · монетарная политика. Монетарная политика – это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платёжного баланса. В нашей стране монетарную политику проводит Центральный банк Российской Федерации (Банк России), а именно: · занимается регулированием денежного обращения; · осуществляет эмиссию денег (выпуск в обращение новых денег государством). В своё время американский экономист Ирвинг Фишер вывел специальную формулу, так называемое «уравнение обмена Фишера». M – это количество денег в обращении. v – это скорость обращения денежной единицы (то есть сколько в среднем денежная единица переходит из рук в руки). P – это уровень цен. Q – это объем произведённой продукции. То есть объём денежной массы, умноженный на скорость обращения денежной единицы равен уровеню цен в стране, умноженному на объём произведённой продукции. При элементарных знаниях математики можно вывести следующую формулу: то есть от чего зависит количество денег в стране, необходимое для нормального обращения товара, – от уровня производства. Если объем производимой продукции растёт, то значит нужно увеличивать количество денег в обращении. Если же количество денег в обращении будет расти быстрее, чем объём производимой продукции, то тогда будут расти цены. Монетарная политика также включает в себя: · операции на валютном рынке, поддержку национальной волюты; · определение ставки учётного процента (ставки рефинансирования) – ставки, по которой Центральный банк страны предоставляет кредиты коммерческим банкам; · определение нормы обязательных банковских резервов; · операции на рынке с государственными ценными бумагами. Экономическую политику любого государства невозможно себе представить без налогов. «В нашем мире неизбежны только две вещи – смерть и налоги», – говорил Бенджамин Франклин, чей портрет украшает купюру в 100 американских долларов вот уже более века. Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц государству на основе специального налогового законодательства. В истории человечества изымание денег и других ценностей у населения происходило в самых разнообразных формах: в виде дани, штрафа, «участия» в доходах, арендной платы, да и просто вымогательства. Даже всем известный анекдот гласит, что лучший способ рассказать детям о налогах – это съесть 13 % от их мороженого. В конституции нашей страны говорится о том, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, а законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют». Всё, что связано со сбором налогов, принято относить к фискальной (бюджетно-налоговой) политике – это система мероприятий, направленных на регулирование экономики с помощью государственных расходов и налогов. Налоги вводит исключительно государство, и они являются обязательными платежами. Налоги обязаны уплачивать в бюджет все налоговые резиденты Российской Федерации – это все физические и юридические лица, независимо от формы собственности, которые получают доходы на территории России на протяжении боле 183 (ста восьмидесяти трёх) дней. Все налоги легитимны, то есть их виды, размеры, сроки и способы уплаты определены законодательно. Виды налогов и их ставки должны быть стабильны, то есть устойчивы по времени. Кроме этого, налоги должны взиматься в сроки и способом, наиболее удобным для налогоплательщика, и быть экономически эффективны, то есть: · разница между суммой налоговых сборов и затратами, понесёнными на их получение, должна быть максимальной; · налогообложение не должно подрывать возможность продолжения производства. А какие виды налогов существуют в нашей стране? Чтобы разобраться в разновидностях налогов, надо определить основные принципы их классификации. Выделяют следующие виды налогов: v по способам взимания: прямые и косвенные; Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. Прямые налоги – это налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основные — это налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и другие. v по уровням бюджета, в который они зачисляются: федеральные, региональные и местные; Федеральные налоги и сборы установлены Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на всей территории нашей страны. К федеральным налогам и сборам относятся: · налог на добавленную стоимость; · акцизы; · таможенные пошлины; · подоходный налог; · налог на продажу валюты; · на добычу полезных ископаемых; · водный налог; · сборы за пользование биологическими ресурсами; · государственные пошлины; · налог на прибыль. Региональные налоги установлены законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. К региональным налогам можно отнести: · налог на имущество предприятий; · лесной налог; · налог на воду; · налог на игорный бизнес; · транспортный налог. Местные налоги и сборы установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на их территориях. К местным налогам и сборам можно отнести: · налог на имущество физических лиц; · торговый сбор; · земельный налог; · курортный налог; · налог на рекламу; · налог на содержание жилищного фонда. · по налогоплательщикам: налоги с физических и юридических лиц. Выделяют три системы налогообложения: пропорциональную, прогрессивную и регрессивную. Данные системы отличаются друг от друга характером ставок налогообложения. Пропорциональная система – все налогоплательщики платят налог по равной ставке. Ставка налога одинакова для всех и не зависит от размера дохода конкретного плательщика. Прогрессивная система – построенная на принципе увеличения налоговых ставок в зависимости от роста уровня облагаемого дохода налогоплательщика, то есть чем выше доход, тем выше ставка налогообложения. Регрессивная система – ставка снижается при увеличении облагаемой налогом величины. Это означает, что при увеличении доходов ставка падает и, наоборот, растёт, если доход уменьшается. Выделяются следующие функции налогов: Регулирующая. Изменяя налоговые ставки, условия налогообложения, вводя льготы и штрафы, государство создаёт условия, которые регулируют экономические процессы. Стимулирующая. С помощью налогов государство поощряет такие экономические процессы, которые необходимы и выгодны обществу, и, наоборот, душит налогами такие, которые ему не нужны. Социальная. Налоги фактически перераспределяют через госбюджет финансовые средства от налогоплательщиков к нуждающимся (пенсионерам, безработным, малообеспеченным семьям и так далее). Фискальная. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Контрольная. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику государства. Все собранные государством налоги поступают в государственный бюджет – это сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных органов государственной власти на определённый период (как правило, на год). Проект бюджета разрабатывает правительство, а принимает парламент – в нашей стране это Федеральное собрание. Выделяют две основные части государственного бюджета: · доходная часть: налоги, государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и другие), денежная эмиссия (в том числе и кредитных денег), внешние займы, прибыль от государственных предприятий, доходы от использования государственной собственности, доходы от платных услуг, штрафы и компенсации; · расходная часть. Расходы делят на текущие и капитальные. Текущие расходы существуют всегда – это расходы на образование, здравоохранение, армию, полицию и так далее. Капитальные расходы – это вложения в будущие инвестиции в различные проекты. Если расходы и доходы бюджета совпадают, то такой бюджет называют сбалансированным. В том случае, если доходы превышают расходы, принято говорить о профиците бюджета, ну а если расходы превышают доходы, то принято говорить о дефиците бюджета. Существуют следующие источники покрытия бюджетного дефицита: · Привлечение средств фирм и домашних хозяйств через выпуск государственных ценных бумаг, в которые они вкладывают свои сбережения. · Использование кредитов Центрального банка, который в обмен на государственные обязательства выпускает определённую сумму банкнот, вливая тем самым в каналы денежного обращения дополнительную массу денег. Также государство может прибегнуть и к иным способам сокращения дефицита государственного бюджета, таким как: · сокращение государственных расходов; · увеличение налогов; · продажа государственной собственности; · приватизация государственных предприятий; · внешние и внутренние займы; · денежная эмиссия. Ответьте на следующие вопросы: 1. Какую роль государство играет в экономике? 2. Что такое налоги? 3. Какие виды налогов существуют в нашей стране? 4. Что такое государственный бюджет? | 1. Слушают. 2. Овладевают умениями и навыками рационально учиться. 3. Задают вопросы. Воспринимают и перерабатывают информацию. 4. Работают самостоятельно | ||||||||||||||||
Индивидуальные сообщения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ГРУППЫ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ОДБ. 05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
В Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ 05 Обществознание разработана на основе примерной программы учебной дисциплины Обществознание (автор: Королькова Е.С., ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2...
Обществознание 1 курс - Занятие 36. Тема: "Семья как малая социальная группа" (Педагогическая мастерская)
Данная методическая разработка занятия соответствует рабочей программе.Выбранная тема актуальна, т.к в настоящее время в нашей стране количество браков лишь немногим уступает количеству разводов. Прич...
Обществознание 1 курс - Занятие 36. Тема: "Семья как малая социальная группа" (Презентация)
Презентация к занятию 36. Тема: "Семья как малая социальная группа". Разработана преподавателем Иваненко О.Н....
Методическая разработка открытого занятия по дисциплине "Обществознание (включая экономику и право)" тема: "Молодежь как социальная группа".
Методическая разработка открытого занятия по дисциплине Обществознание (включая экономику и проаво).Тема: "Молодежь как главная социальная группа"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 09 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Укрупненная группа специальностей 43.00.00 Сервис и туризм, 43.02.02 Парикмахерское искусство, 43.02.03 Стилистика и искусство визажа,
Обществознание 10-11 класс. Базовый уровень....
Обществознание 411 группа
Пользователь Zoom приглашает вас 21.06.2021 г. на запланированную конференцию: Zoom.Тема: Зал персональной конференции Пользователь ZoomПодключиться к конференции ZoomИдентификатор конференции: 642 91...
Обществознание 0111 группа
Пользователь Zoom приглашает вас 22.06.2021 г. на запланированную конференцию: Zoom.Тема: Зал персональной конференции Пользователь ZoomПодключиться к конференции ZoomИдентификатор конференции: 642 91...