ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ГРУППЫ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ОДБ. 05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
рабочая программа по теме
В Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ 05 Обществознание разработана на основе примерной программы учебной дисциплины Обществознание (автор: Королькова Е.С., ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008), составленной в соответствии с «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 03-1180)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
117_programma.doc | 266.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Краснодарский технический колледж»
(ГБПОУ КК КТК)
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
группы специальностей технического профиля
ОДБ. 05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Специальности:
-08.02.09. Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
-13.02.11.Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования
-23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
-15.02.01. Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
- 19.02.04. Технология сахаристых продуктов
Преподаватель:
Зиброва Светлана Константиновна
Краснодар 2014г
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Краснодарский технический колледж»
(ГБПОУ КК КТК)
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
группы специальностей естественно - научного профиля
ОДБ. 05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Специальности:
-20.02.01. Рациональное использование природохозяйственных комплексов
Преподаватель:
Зиброва Светлана Константиновна
Краснодар 2014г
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Краснодарский технический колледж»
(ГБПОУ КК КТК)
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
группы специальностей социально-экономического профиля
ОДБ. 05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Специальность:
- 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Преподаватель:
Зиброва Светлана Константиновна
Краснодар 2014г
РАССМОТРЕНО на заседании предметной цикловой комиссии ОГСЭ Протокол от«____»______ 20 ___г. №__ Председатель ________С.О.Аветисова ОДОБРЕНО на заседании педагогического совета колледжа Протокол от«____»______ 20 ___г. №__ Секретарь ___________ Н.В.Ищенко | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе И.Р.Мутьева_______ «____» ____ 20 ___ г. |
Организация разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский технический колледж» (ГБПОУ КК КТК)
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ 05 Обществознание разработана на основе примерной программы учебной дисциплины Обществознание (автор: Королькова Е.С., ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008), составленной в соответствии с «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 03-1180)
Разработчик:
Зиброва С.К.., преподаватель ГБПОУ КК КТК __________________
(ПОДПИСЬ)
Рецензенты:
1 Гончаренко И.В., преподаватель ГБПОУ КК КТК,
квалификация по диплому: историк, преподаватель ___________________
истории и обществоведения (подпись)
2 ______________________________________________
(Ф.И.О., должность)
________________________________________________
квалификация по диплому: _______________________ ___________________
_________________________________________________ (подпись)
РАССМОТРЕНО на заседании предметной цикловой комиссии ОГСЭ Протокол от«____»______ 20 ___г. №__ Председатель ________С.О.Аветисова ОДОБРЕНО на заседании педагогического совета колледжа Протокол от«____»______ 20 ___г. №__ Секретарь ___________ Н.В.Ищенко | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе И.Р.Мутьева_______ «____» ____ 20 ___ г. |
Организация разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский технический колледж» (ГБПОУ КК КТК)
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ 05 Обществознание разработана на основе примерной программы учебной дисциплины Обществознание (автор: Королькова Е.С., ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008), составленной в соответствии с «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 03-1180)
Разработчик:
Зиброва С.К.., преподаватель ГБПОУ КК КТК __________________
(ПОДПИСЬ)
Рецензенты:
1 Гончаренко И.В., преподаватель ГБПОУ КК КТК,
квалификация по диплому: историк, преподаватель ___________________
истории и обществоведения (подпись)
2 ______________________________________________
(Ф.И.О., должность)
________________________________________________
квалификация по диплому: _______________________ ___________________
_________________________________________________ (подпись)
РАССМОТРЕНО на заседании предметной цикловой комиссии ОГСЭ Протокол от«____»______ 20 ___г. №__ Председатель ________С.О.Аветисова ОДОБРЕНО на заседании педагогического совета колледжа Протокол от«____»______ 20 ___г. №__ Секретарь ___________ Н.В.Ищенко | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе И.Р.Мутьева_______ «____» ____ 20 ___ г. |
Организация разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский технический колледж» (ГБПОУ КК КТК)
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ 05 Обществознание разработана на основе примерной программы учебной дисциплины Обществознание (автор: Королькова Е.С., ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008), составленной в соответствии с «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 03-1180)
Разработчик:
Зиброва С.К.., преподаватель ГБПОУ КК КТК __________________
(ПОДПИСЬ)
Рецензенты:
1 Гончаренко И.В., преподаватель ГБПОУ КК КТК,
квалификация по диплому: историк, преподаватель ___________________
истории и обществоведения (подпись)
2 ______________________________________________
(Ф.И.О., должность)
________________________________________________
квалификация по диплому: _______________________ ___________________
_________________________________________________ (подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 – 7 |
| 8 – 15 |
| 16 – 17 |
| 19 – 22 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Обществознание
1.1. Область применения примерной программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Примерная программа ориентирована на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом
Основу примерной программы составляет содержание, составленное в соответствии с «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
(письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 03-1180)
В содержание интегрированного курса программы включен материал по основам философии, экономики, социологии, политологии и права.
Особое место в программе занимают сведения о современном российском обществе, об актуальных проблемах развития мирового сообщества на современном этапе, о роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, чертах и признаках современной цивилизации. Особенностью данной программы является повышенное внимание к изучению ключевых тем и понятий социальных дисциплин, а также вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
Содержание программы направлено на формирование у обучающихся знаний прикладного характера, необходимых для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами. Важное значение придается формированию базовых социальных компетенций, функциональной общегражданской грамотности.
Интегрированный подход к построению содержательных элементов программы в значительной мере определяется рамками учебного времени и целями начального и среднего профессионального образования.
Отбор содержания производился на основе реализации следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.
Программа предполагает дифференциацию уровней достижения учащимися различных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина, собственника, труженика.
На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной динамично развивающейся самоорганизующейся системы. В результате освоения курса у обучающихся закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, о социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина.
В процессе реализации программы, обучающиеся должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 176 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часа;
самостоятельной работы обучающегося 59 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 176 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 117 |
в том числе: | |
лабораторные работы | |
практические занятия | |
контрольные работы | |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 59 |
внеаудиторная работа | 19 |
самостоятелная работа | 40 |
Итоговая аттестация в форме ДЗ |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
Введение | Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания. | 2 | 1 | |
РАЗДЕЛ 1 . НАЧАЛО ФИЛОСОФСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ОБ ОБЩЕСТВЕ ЧЕЛОВЕКЕ 16 часов | ||||
Тема 1.1. Общество как сложная система | Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. | 10 | 3 | |
Тема 1.2 Природа человека, врожденные и приобретенные качества | Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности.Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления. Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. Причины и истоки агрессивного поведения. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение. | 6 | 3 |
Раздел 2. ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА -8 часов | ||||||
Тема 2.1. Духовная культура личности и общества | Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. | 2 | 3 | |||
Тема 2.2. Наука и образование в современном мире | Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления | 2 | 2 | |||
Раздел 3. ЭКОНОМИКА – 24 часа | ||||||
Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи | Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения. | 4 | 3 | |||
Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике | Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства | 6 | 2 | |||
Тема 3.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция | Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства | 6 | 2 | |||
Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики | Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России. Экономическая политика РФ Россия в мировой экономике. Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы. | 8 | 3 | |||
Раздел 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – 18 часов | ||||||
Тема 4.1. Социальная роль и стратификация | Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальная роль. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности | 6 | 2 | |||
Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты | Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов | 6 | 3 | |||
Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы | Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. | 6 | 2 | |||
Раздел 5. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ – 16 часов | ||||||
Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе | Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах. Правовое государство, понятие и признаки. | 4 | 2 | |||
Тема 5.2. Участники политического процесса | Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации. Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ. | 12 | 3 | |||
Раздел 6. ПРАВО – 24 часа | ||||||
Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений | Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи | 6 | 2 | |||
Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации | Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат. Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу. Права и обязанности налогоплательщика | 8 | 3 | |||
Тема 6.3. Отрасли российского права | Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Защита прав потребителей. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. Правовое регулирование образования. Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность. Уголовное право. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ. | 8 | 3 | |||
Тема 6.4. Проблемы противодействия коррупции в России на современном этапе. | Особенности противодействия коррупции в современной России. Российское законодательство в сфере противодействия коррупции: перспективы дальнейшего развития. Антикоррупционная политика как функция государства. Антикоррупционная политика в экономической сфере. Антикоррупционная политика в организационно-правовой сфере.
| 2 | 2 | |||
Резервное время | 9 | |||||
Всего | 117 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМАЛЬНОМУ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Обществознание ».
Материально-техническое обеспечение занятий
№ п/п | Материально-техническое обеспечение занятий |
1 | Учебный кабинет «Обществознание» |
2 | Посадочные места по количеству обучающихся 26 посадочных мест |
3 | Рабочее место преподавателя |
4 | Комплекс учебно-наглядных пособий «Обществознание» |
5 | Технические устройства для аудиовизуального восприятия информации |
6 | Компьютер с лицензионным программным обеспечением |
3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Основные источники (ОИ):
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство, год издания |
ОИ 1 | Обществознание: учебник. | Важенин А.Г. | Москва, 2013г. |
ОИ 2 | Обществознание: учебник. | Горелов В.А. | Москва, 2013г. |
ОИ 3 | Введение в современное обществознание. | Смирнова И.П. | Москва 2013г. |
Дополнительные источники (ДИ):
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство, год издания |
ДИ 1 | Практикум по обществознанию: учебное пособие. | Важенин А.Г. | Москва, 2013г. |
ДИ 2 | Эссе на экзамене по обществознанию. | Брандт М.Ю. | Москва, 2012г. |
ДИ 3 | Тестовый контроль на занятиях обществознания. | Кишенкова О.В. | Москва, 2013г. |
ДИ 4 | Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ.. | Кишенкова О.В. | М., 2012-2013 |
Интернет-ресурсы:
И-Р 1 (http:// www.tverskim.com.ru)
И-Р 2 (http://som.fio.ru).
И-Р 3 (http://www.encyclopedia.ru)
И-Р 4 (http://www.hist.msu.ru/ER)
И-Р 5 http://www.shpl.ru.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине Обществознание, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений, демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Обучение учебной дисциплине завершается аттестацией в форме дифференцированного зачета, который проводит преподаватель.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатывается учреждением.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательным учреждением разрабатываются комплекты контрольно-измерительных материалов, которые включают в себя задания и инструкции по их выполнению для учащихся и задания с эталоном показателей результатов подготовки для педагога, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений обучающихся основным показателям подготовки.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; | Тесты |
| Рефераты, доклады |
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); | Решение задач |
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; | Рефераты |
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; | Проекты |
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; | Доклады |
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; | Доклады |
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; | Проекты |
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; | Решение задач |
Знания: | |
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; | Тесты |
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; | Рефераты |
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; | Тесты |
особенности социально-гуманитарного познания; | Доклады |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
Балл (отметка) | Вербальный аналог | |
90-100 | 5 | Отлично |
80-89 | 4 | Хорошо |
70-79 | 3 | Удовлетворительно |
Менее 70 | 2 | Не удовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результат освоения учебной дисциплины.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
учебной дисциплины «Обществознание»
(2014-2015 гг.)
Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка | Всего | Самостоятрработа студента |
Введение | 2 | 2 | |
1. Начало философских знаний об обществе | 16 | 10 | 6 |
1.1 Понятие и структура общества | 2 | 1 | |
1.2 Многообразие путей развития общества | 2 | 1 | |
1.3.Культура и цивилизация | 2 | 2 | |
1.4.Типология обществ | 2 | 1 | |
Семинарское занятие по разделу № 1. | 2 | 1 | |
2. Человек как продукт биосоциальной эволюции | 16 | 10 | 6 |
2.1.Биосоциальная природа человека | 2 | 1 | |
2.2.Бытие человека. Соотношение бытия и сознания. | 2 | 2 | |
2.3.Социализация личности. | 2 | 1 | |
2.4.Духовный мир человека. | 2 | 1 | |
Семинарское занятие по разделу № 2. | 2 | 1 | |
3. Познание. | 14 | 10 | 4 |
3.1.Понятие и виды познания. | 2 | 1 | |
3.2.Истина и ее критерии. | 2 | 1 | |
3.3 Формы вненаучного познания. | 2 | 1 | |
3.4. Уровни и методы научного познания. | 2 | 1 | |
Семинарское занятие по разделу № 3. | 2 | ||
4. Экономика. | 25 | 16 | 9 |
4.1 Понятие и структура экономики. | 2 | 1 | |
4.2 Производство. | 2 | 1 | |
4.3 Рынок. | 2 | 1 | |
4.4 Государство и экономика. | 2 | 1 | |
4.5 Экономика потребителя. | 2 | 1 | |
4.6 Мировая экономика. | 2 | 1 | |
4.7 Типы экономических систем. | 2 | 1 | |
Семинарское занятие по разделу № 4. | 2 | 2 | |
Контрольная работа | 3 | 3 | |
5. Социология. | 22 | 14 | 8 |
5.1 Социальная стратификация | 2 | 1 | |
5.2 Социальное поведение | 2 | 1 | |
5.3 Этнические общности | 2 | 1 | |
5.4 Семья. Особенности семейного права | 2 | 1 | |
5.5 Молодежь. Политическая социализация. | 2 | 1 | |
5.6 Социализация личности. | 2 | 1 | |
Семинарское занятие по разделу № 5. | 2 | 2 | |
6. Политика как общественное явление. | 24 | 16 | 8 |
6.1 Политика и власть. Виды власти. | 2 | 1 | |
6.2 Государство в политической системе | 2 | 1 | |
6.3 Формы правления | 2 | 1 | |
6.4 Формы государственного устройства | 2 | 1 | |
6.5 Формы политического режима | 2 | 1 | |
6.6 Политическая идеология. | 2 | 1 | |
6.7 Гражданское общество и правовое государство | 2 | 1 | |
Семинарское занятие по разделу № 6. | 2 | 1 | |
7. Право | 29 | 19 | 10 |
7.1 Понятие права. Право в системе социальных норм | 2 | 1 | |
7.2 Нормы права. Система права | 2 | 1 | |
7.3 Формы (источники права) | 2 | 1 | |
7.4 Правосознание. Правоотношения. | 2 | 1 | |
7.5 Правонарушения и юридическая ответственность | 2 | 1 | |
7.6 Права и свободы человека и гражданина | 2 | 1 | |
7.7 Государственное право. Административное право. | 2 | 1 | |
7.8 Гражданское право. Трудовое право | 2 | 1 | |
7.9. Антикоррупционная политика государства. | 3 | 1 | |
Семинарское занятие по разделу № 7. | 2 | 1 | |
8. Духовная жизнь общества. | 23 | 15 | 8 |
8.1 Культура. Субкультура. Контркультура. | 2 | 1 | |
8.2 Моральные ценности. | 2 | 1 | |
8.3 Наука. Тенденции развития науки. | 2 | 1 | |
8.4 Ранние формы религии. Мировые религии. | 3 | 2 | |
8.5 Художественный образ. Виды искусства. | 2 | 1 | |
8.6 Уровни современного образования. | 2 | 1 | |
Семинарское занятие по разделу № 8. | 2 | 1 | |
Контрольная работа | 2 | 2 | |
Итого | 176 | 117 | 59 |
Разработчики:
Краснодарский технический колледж преподаватель С.К. Зиброва
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа учебной дициплины "Английский язык" (технический профиль) СПО. ОБД 03
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) (ППКРС) в соответствии с ФГОС по профессии СПО 23.01.03 ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА для специальности 23.02.07 "ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЕЙ, СИСТЕМ И АГРЕГАТОВ АВТОМОБИЛЕЙ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА для специальности 23.02.07 "ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЕЙ, СИСТЕМ И АГРЕГАТОВ АВТОМОБИЛЕЙ" разработана с учетом...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП. 02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА» для специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 «Техническая механика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального обра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП. 02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА» для специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорож-ных машин и оборудования (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины «ОП.02 Техническая механика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по с...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП. 02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА» для специальности 23.02.07 – «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»
Место дисциплины в структуре основной образовательной профессиональной программы: входит в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин:ПМ 01- техническое обслуживание и ремонт автотранспорта...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 Техническая механика Специальность 13.02.06 Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по специальности...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА по специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)
Учебная дисциплина ОП.02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА является обязательной частью Общепрофессионального цикла ПОП-П в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транс...