Проектная работа "литература на все времена"
проект

  Мыслящий человек постоянно оценивает и отбирает.  Из  океана  книг ему необходимо отобрать для прочтения самые нужные, самые талантливые. Но есть вершины человеческой мудрости, шедевры научного и художественного творчества, самые яркие звезды в книжной Вселенной. Надо лишь дойти, подняться до них, пережить их разумом и сердцем.Проблема классической литературы в современном обществе.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_na_vse_vremena.docx68.63 КБ

Предварительный просмотр:

http://politehnikum-eng.ru/i.jpg

Литература на все времена


 

Невозможно точно сказать, что ожидает чтение классической литературы в будущем, но главные вопросы нашего исследования таковы:
1) Как студенты  относятся к классической литературе сегодня?


2) Есть ли будущее у классической литературы?

Ответить на эти вопросы – и стало целью нашего исследования.

Объектом исследования является классическая литература.

Предметом – отношение к классической литературе сегодня и ее возможное будущее.
Выдвинута 
гипотеза:

в настоящее время классические книги не имеют особой популярности среди студентов
Актуальность исследования:

постепенно прогрессирующее снижение интереса к чтению в настоящее время.
Задачи:

 Проанализировать литературу.
2) Проанализировать статистику отношения к чтению книг.

Практическая значимость: данная работа может быть использована в качестве справочного пособия для подготовки к урокам литературы, истории.

Структура работы: исследование состоит из введения, основной части, включающей семь глав, заключения, списка литературы.

Для исследования данной темы нами были использованы следующие методы: анкетирование, частично-поисковый, сравнительный, обобщающий.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………………

Проблема классической литературы в современном обществе

Что такое классика ………………………..

 Роль классической литературы………………………………………………………

Актуальность классической литературы сегодня (обзор книг)

Зачем читать?…………………………………..

Студенты СПО  и книги

Выводы и рекомендации ………………………………………………………...

Заключение…………………………………………………………………………………

Список использованной литературы……………………………………………………...

                     

                    «Когда река времени уносит                                              «временное», на дне лотка остаётся

золотой песок. Это и есть классика»

Л.Жуховицкий

     

  Мыслящий человек постоянно оценивает и отбирает.  Из  океана  книг ему необходимо отобрать для прочтения самые нужные, самые талантливые. Но есть вершины человеческой мудрости, шедевры научного и художественного творчества, самые яркие звезды в книжной Вселенной. Надо лишь дойти, подняться до них, пережить их разумом и сердцем.

Проблема классической литературы в современном обществе.


Самой актуальной, на наш взгляд, проблемой классической литературы в современном обществе является непризнание ее среди молодого поколения. Поставьте перед собой вопрос: «Когда я последний раз брал в руки книгу автора классической литературы?»
«Затрудняюсь ответить»- больше половины молодого населения именно так ответит на поставленный вопрос. В чем причина? На наш  взгляд, основная причина данной тенденции в изменении взглядов молодежи, переоценка жизненных ориентиров, им уже неинтересен Евгений Онегин со своими неординарными манерами, со своим явным тщеславием, стремлением к свободе и в то же время с тонким ранимым внутренним миром. Они не понимают, для чего читать произведение Ивана Тургенева «Муму», чему может научить рассказ о немом дворнике Герасиме, который утопил собаку.
Компьютерные игры ( а также всевозможные инструкции к ним), американские мультфильмы (Шрек, Клуб Винкс, Черепашки Ниндзя и т.д.), современные романы для девочек ( как найти свою любовь, как избавится от прыщей), детективы, где уже и из первой части выясняется кто убийца, книги про вампиров ( «Сумерки»). Вот они, так называемые заменители Пушкина, Достоевского, Толстого и других величайших писателей классической литературы.
Школьная программа отводит все меньше времени на чтение классической литературы. Если раньше у детей чтение таких книг отождествлялось с приятным познавательным времяпровождением, то сейчас у многих подростков найдется куча других занятий, а для некоторых это подобно каторге, которую сочиняет для них учитель. Раньше дети  читая литературу, учились добру, справедливости, заботе о близких , помощи бедным, сейчас же они живут в другом мире, каждый день приходя домой и включая телевизор они видят ненависть, злость, эгоизм, изъятие выгоды с помощью унижения других людей и т.д., поэтому они лечатся другими способами. «Для чего я буду тратить столько времени, читая Достоевского, чтобы извлечь для себя пользу, посмотреть на мир с другой стороны, поступать так же как и герои книг, чтобы справится со злом, когда я могу сесть за компьютер включить игру «Counter Strike» и справится со всеми
 преступниками более легким способом» - думают сейчас современные дети .Печально ,но это действительно так. К тому же статистика не молчит: Анализируя формы проведения досуга среди подростков выяснилось, что
- 75% подростков предпочитают гулять со сверстниками;
- Треть подростков предпочитают слушать музыку, играть на компьютере;
- 15% школьников с друзьями смотрят телевизор;
- 7% играют в активные игры


Видно, что в этом списке места классической литературе нет, да что там классической, даже современным книгам подростки мало уделяют внимания
.

Что такое классика вообще? Везде это понятие означает одно и то же: «образцово-,показательный», но в разных отраслях слегка меняется и звучит по-разному. В литературе классика – это понятие довольно размытое. Это не определённый жанр, это и не определённый стиль. О классических книгах мы говорим, как об образцовых произведениях какого-то времени, которые были значимы для литературного развития.

Явление классики появляется не так давно, примерно в эпоху Возрождения, когда формируется «корпус» классического труда, то есть, список классиков. Но всё же понятие классики в прямом смысле существовало ещё в Древней Греции, тогда так назывался высший класс людей. Но понятие классики, как метафоры, появляется уже в I веке до н.э., тогда его использовал Цицерон. В XVII веке Вольтер в своём труде «Век Людовика XIV» пишет о том, что не только в античности были классики, но также и в настоящее время присутствуют классические писатели. Это способствовало тому, что классическими произведения считались уже по более чётким критериям.

В ранние времена классикой считалось что-то новое и то, что превосходит современность, то сегодня же это понятие используют то, от чего можно отталкиваться и что создаёт так называемый «фундамент» литературы.

Классические произведения часто переосмысливаются и понимаются по-другому и в этом состоит большая часть интереса к этим книгам, ведь каждый человек способен с какой-то новой стороны рассмотреть классическое произведение, может даже и с той, о которой автор и не думал. А также эти книги всегда актуальны и главные их темы будут волновать людей всегда.

У многих из нас словосочетание «русская классическая литература» вызывает приступ сонливости в сочетании с мыслью «лучше я все-таки посмотрю сериал». И такую реакцию вполне можно понять. Так уж получилось, что те немногие произведения русских классиков, которые входят в список литературы в школах, формируют у школьников представление о том, что русская литература – это невообразимо скучное, растянутое на тысячу страниц повествование о страданиях русского народа, войне и тяжкой доле русской женщины. Это ошибочное мнение. Сокращенные до минимума школьные списки литературы создают ложное впечатление, что Толстой, Тургенев, Достоевский, Гончаров – авторы одного романа (и притом не самого интересного, как считают многие), в то время как их перу принадлежат десятки увлекательнейших произведений.

Мы составили  свой, альтернативный список произведений из русской классики, которые невозможно  закрыть, не дочитав до последней страницы.

Ф. М. Достоевский(1821-1881)

 «Подросток»

Сюжет: Главного героя этого остросюжетного романа зовут Аркадий Долгорукий, ему девятнадцать лет, и у него есть идея-фикс – стать богатым и влиятельным, как Ротшильд. Ну а поскольку такие мысли просто так не появляются, поясним, что Аркадий внебрачный ребенок богатого дворянина, выросший как крестьянский сын, то есть унижений гордому и самолюбивому подростку пришлось вкусить немало. Окончив гимназию, Аркадий по приглашению своего родного отца отправляется в Петербург. По чистой случайности в его руках оказываются два письма, способных разрушить репутацию самых влиятельных людей Петербурга, и Аркадий поневоле оказывается втянут в интриги высшего общества. Удастся ли в итоге амбициозному подростку стать Ротшильдом? Об этом можно узнать , дочитав до конца этот увлекательнейший роман с почти детективным сюжетом.

Главная мысль

Данный рассказ учит нас тому, что, не смотря на молодость и глупость, стоит совершать лишь обдуманные поступки, и извлекать уроки из тех ошибок, которые уже произошли в нашей жизни.



Почему понравится:  интересно узнать, как бы выживал Дэн Хамфри в Петербурге второй половины XIX века.

И. Ильф и Е. Петров

   «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок»

Сюжет: Если имя Остапа Бендера до сих пор ни о чем не говорит, то скорее ищите  роман Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» и его продолжение «Золотой теленок». Эти произведения не заставляют читать в школе из-под палки, так как предполагается, что прочитаете их сами  – для собственного удовольствия. История неудачливых жуликов, которые рыщут по стране в погоне за бриллиантами, зашитыми в обивку стула, а затем пытаются отнять миллион у подпольного миллионера, заставляет читателей всех возрастов смеяться уже не один десяток лет.

Почему нравится: Во-первых, в основе этих юмористических романов лежит увлекательный авантюрный сюжет, а во-вторых, они просто очень смешные.

Главная мысль :в этом романе в юмористической форме заключена идея, что богатство, достаток нужно заработать, а не гоняться за сокровищами. Чем больше гоняешься за сокровищами, тем больше над тобой смеется судьба.

Л. Н. Толстой(1828-1910)

 «Анна Каренина»

Сюжет: Книга эта о любви трагической, разрушающей и в то же время искренней и всепоглощающей. В первом случае она счастливая и заканчивается хэппи-эндом, мы о Константине Левине и Китти Щербатской, а во втором случае это любовь Анны Карениной и Алексея Вронского...

Почему нравится: Во-первых, в «Анне Карениной» совсем нет войны, Во-вторых, процентов девяносто девушек возрастной категории 14+ называют «Анну Каренину» своей любимой книгой .И, наконец, тот факт, что «Анна Каренина» – одно из любимых произведений русских классиков за рубежом. Может быть, потому, что она похожа на сценарий к невероятно трагичному голливудскому фильму. Но, увы, американцам так и не удалось экранизировать это произведение достойно.

главная мысль произведения - роль семьи. Ведь все важнейшие общественные изменения начинаются или завершаются в семейном кругу, в личном мире, в повседневной жизни.

И. А. Гончаров(1812-18931)

 «Обыкновенная история»

Сюжет: Двадцатилетний романтик Александр Адуев живет в деревне под крылом заботливой матушки, встречается с девушкой Соней и мечтает стать знаменитым поэтом. Большие амбиции и жажда славы заставляют молодого человека покинуть родное гнездо и отправиться в Петербург – как говорится, людей посмотреть и себя показать. В столице за воспитание чувствительного юноши берется его дядя Петр Адуев, циник и скептик, который ставит себе цель выбить из племянника «романтическую дурь», в то время как по натуре добрый и восторженный Александр пытается построить писательскую карьеру и найти свою настоящую любовь.

Почему  нравится: В эту невероятно трогательную, смешную и честную историю невозможно не влюбиться с первой же страницы. Вся соль книги – в диалогах старшего и младшего Адуевых, над которыми можно и смеяться, и плакать. Эта книга способна снять розовые очки с самого неисправимого романтика.

Главная мысль романа. "Обыкновенная история": общество меняет людей. Роман "Обыкновенная история» учит тому, что счастье - быть самим собой, иметь свое мнение и убеждения, идти своим путем, не оглядываясь на чужое мнение, быть сильнее обстоятельств.

И. С. Тургенев (1818-1883)

«Таинственные повести»

Сюжет:  Автор романа «Отцы и дети» сочинил целый ряд мистических рассказов о вампирах, привидениях, зомби и прочей нечисти. Под конец жизни старик Тургенев ударился в оккультизм и, слегка подражая американцу Эдгару По ( «Лигейя» или «Падение дома Ашеров»), написал с десяток леденящих душу повестей, которые мы настоятельно рекомендуем не читать на ночь. Среди лучших – рассказы «После смерти (Клара Милич)», «Песнь торжествующей любви», «Собака», «Рассказ отца Алексея», «Сон», «Призраки» и «Стук…Стук…Стук!..».

Почему это понравится: Потому что это отличная возможность сравнить Эдварда Каллена с вампирами XIX века. Да и сам факт того, что автор «Отцов и детей» стоял у истоков фантастической литературы, кажется нам очень крутым.

Обзор  произведений этих авторов лишь малая толика всего интересного и увлекательного, что можно почерпнуть в русской классике.

Ю. П. Казаков(1927-1982)

 «Голубое и зеленое»

Сюжет одной из самых известных лирических повестей Ю.П. Казакова довольно обыденный: старшеклассник Алеша знакомится с девушкой Лилей, которая становится его первой любовью. Однако благодаря очень глубокому анализу психологического состояния главного героя эта история воспринимается как совершенно уникальная и неповторимая, и в то же время близкая и понятная каждому, кто хоть раз в жизни был влюблен.

«Нaверное, никогдa невозможно с точностью укaзaть минуту, когдa пришлa к тебе любовь. И я никaк не могу решить, когдa я полюбил Лилю. Может быть, тогдa, когдa я, одинокий, бродил по Северу? А может, во время поцелуя нa плaтформе? Или тогдa, когдa онa впервые подaлa мне руку и нежно скaзaлa свое имя: Лиля? Я не знaю. Я только одно знaю, что теперь уж я не могу без нее. Вся моя жизнь теперь делится нa две чaсти: до нее и при ней. Кaк бы я жил и что знaчил без нее?»

Почему это понравится: Потому что мы любим мимимишные истории о первой любви, а «Голубое и зеленое» – лучший образец жанра.

В. П. Аксенов (1932-2009)

«Звездный билет»

Сюжет: Димке Денисову 17 лет, и он только что окончил школу с тройками в аттестате. У Димки есть старший брат Виктор, который работает в университете и собирается защищать диссертацию. Он – гордость родителей и пример для младшего брата. Только вот Димка и его друзья Алик, Юрка и Галя против того, чтобы родители решали, что будет с их жизнью. Ребята решают не поступать в университет и вчетвером сбегают из дома. Неуловимая четверка садится на поезд в Эстонию, и приключения «пожирателей километров» начинаются…

Почему это понравится: Твои сверстники из шестидесятых годов прошлого века до дыр зачитывали повести Василия Аксенова. Герои «Звездного билета» - молодые, веселые, романтичные ребята, которые мечтают вырваться из-под родительского контроля и самостоятельно принимать решения относительно своего будущего. Времена меняются, но радости и проблемы героев этой книги окажутся близки и нам с тобой. 

«Да не хочу я этого! – отчаянно кричит Димка. – К черту! Думаешь, я мечтаю пойти по твоим стопам, думаешь, твоя жизнь для меня идеал? Ведь твоя жизнь, Виктор, придумана папой и мамой, еще когда ты лежал в колыбели. Отличник в школе, отличник в институте, аспирант, младший научный сотрудник, кандидат, старший научный сотрудник, доктор, академик… дальше кто там? Всеми уважаемый покойник? Ведь ты ни разу в жизни не принял по-настоящему серьезного решения, ни разу не пошел на риск. К черту! Мы еще не успеем родиться, а за нас уже все продумано, уже наше будущее решено. Дудки! Лучше быть бродягой и терпеть неудачи, чем всю жизнь быть мальчиком, выполняющим чужие решения»

Зачем читать?

Молодые ребята и девушки, которые редко берут в руки многостраничные труды, справедливо могут задать вопросы. А зачем вообще мне тратить на это время? Какая польза от книг? Эти вопросы не ставят нас в тупик. Список полезных  свойств   чтения достаточно широкий. Их больше, чем оправданий, которые сможет придумать себе человек.

Во-первых, книги увеличивают словарный запас. Интеллектуальный багаж книголюба является уникальным накоплением, который пригодится во всех сферах жизни. Если вы не хотите прослыть глупым и желаете грамотно и изящно общаться с окружающими, то книги – это первое, что вы должны взять с собой на необитаемый остров.

Во-вторых, книги улучшают концентрацию. Главная проблема современности – это рас фокусировка внимания. В эпоху мобильного Интернета сосредоточиться на одном деле – практически нереально. Спасти каждого из нас может чтение. Оно помогает концентрироваться на сюжете и понимать, что имел в виду автор. Такой навык посодействует любому современному человеку на работе и в быту.

В-третьих, читать книги полезно для памяти. Многие из нас склонны забывать дома ключи или терять мобильный телефон, когда он находится в собственной руке. Это ещё одна проблема современности. Для того, чтобы дать ей серьёзный отпор – нужно как можно чаще брать в руки книжку. Погружаясь в произведение, вы запоминаете множество персонажей, их связи между собой и ход самого сюжета. Во время чтения наш мозг формирует большое количество нейронов, а чем их больше, тем быстрее работает наш бортовой компьютер, а мы в свою очередь становимся умнее.

Количество полезных эффектов от чтения можно перечислять и далее. Их ещё есть огромное количество. Но осознаёт ли современная молодёжь всю эту пользу от такого досуга?

Мы провели анкетирование среди студентов СПО «Энгельсский политехникум» с целью определить, какое место занимает книга в жизни студентов.

Результаты социологического исследования

· На вопрос: « Читаете ли Вы?»- 10% опрошенных ответили, что они не представляют свою жизнь без чтения; 30%, что они не очень любят читать и 60%, что у них нет времени на чтение.

· На вопрос: «Что именно Вы предпочитаете читать?»- 60% опрошенных ответили, что они читают газеты, журналы; 30% читают художественную литературу и 10% читают научную литературу.

· На вопрос: « Что важно для Вас при выборе книги?»- 10% опрошенных ответили, что они читают то, что модно; 70% читают то, что интересно и 15 % ответили, что они читают только то, что нужно для учёбы.

· На вопрос: «Является ли чтение одним из способов проведения Вашего досуга?» - 40% опрошенных ответили, что чтение является одним из способов проведения их досуга; 55%- что чтение не является одним из способов проведения их досуга и 5% ответили, что чтение является одним из способов проведения их досуга, если принимать во внимание чтение литературы по учебной программе.

· На вопрос: «Когда Вы прочитали Вашу последнюю книгу?» - 20% опрошенных ответили, что они ещё не закончили читать; 25% прочитали совсем недавно; 25% давно прочитали последнюю книгу; 10% не помнят и 10% прочитали последнюю книгу ещё в школе.

· На вопрос: « Почему, на Ваш взгляд, в настоящее время снизилось стремление к чтению?»- 45% опрошенных ответили, что книга и чтение отживают под напором интернета; 40% считают, что нет активной рекламы чтения и 15 % думают, что родители меньше читают сами, и меньше читают детям.

Вывод:

На основании анализа данных, полученных в результате анкетирования , можно сделать вывод - падает символический статус чтения и его престиж, меняется восприятие печатного текста и информации (восприятие становится поверхностным и фрагментным), меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений, предпочитается печатная продукция, где широко представлен видеоряд, отсюда популярность иллюстрированных журналов и комиксов.

Увлечь современных студентов чтением - задача непростая. Она требует не только глубоких знаний литературы, создания благоприятной среды для общения, но и изучения особенностей читательской культуры, интересов и предпочтений пользователей в сфере чтения художественной литературы. Картина чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки значительно изменились. Чтобы оставаться востребованной пользователями, библиотека должна уметь вовремя реагировать на все изменения, происходящие в области молодежного чтения. Вероятнее всего, это явление можно объяснить усилением влияния на современное население «некнижных» средств массовой информации, а также большей занятостью людей. Свои потребности в проведении досуга люди склонны в меньшей степени, чем раньше, удовлетворять с помощью книг.

Заключение.

Популярность литературы, как классической, так и вообще любой в школе и стране довольно высока, но всё же книгу при этом вытесняют другие ценности. Большинство людей предпочитают чтению любое другое провождение времени, в основном, среди учащихся школ и университетов популярны компьютерные игры, которые в большинстве случаев не могут быть полезны для мышления.

Давайте же попробуем подумать, что случится с классической литературой в будущем? Нельзя сказать точно, но есть три варианта будущего классической литературы:

  1. Пропаганда чтения будет развиваться благодаря тем, кто читает классику и считает, что люди должны учиться думать, тогда в некоторой мере популярность классических произведений увеличится, но через лет 20 произойдёт регресс, который приведёт к ещё более худшим результатам, чем сегодняшние.
  2. Люди перестанут читать классику – будут единицы людей, которые читают классические произведения, станет ещё более популярная современная «попса» мировой литературы, книги станут полностью элементом развлечения, что всё же приведёт к тому, что люди абсолютно перестанут читать какие-либо книги.
  3. Всё останется так же, как и сейчас. Будут находиться некоторые люди, которым по нраву развивать себя, некоторые родители будут прививать любовь к чтению своим детям, в общем, оставляя всё на своих позициях.

Исходя из всего этого, мы  сделали  такие выводы:

  1. Сегодня учащиеся разных заведений и вообще все люди к классике относятся нейтрально, часто не читая её, а порою даже отрицательно, не пытаясь понять то, о чём писали авторы устоявшейся литературы.
  2. Читать классику надо из-за того, что актуальности она терять не будет в любые времена и в любом народе. Всё, что описывают нам авторы классических произведений, те проблемы, которые они рассматривают, будет оставаться элементом нашей жизни.

Рассмотрев всю пользу чтения классической литературы и поняв, что интерес к ней действительно падает, хотелось бы сказать, что каждый из нас обязан читать классику, и делать это он должен для себя и своего будущего

Список литературы :

.1.А.А.Бахтиаров « История книги от ее появления до наших дней.  История книги на Руси (сборник)»

 2.Большая энциклопедия школьника  М.: «Росмэн», 2006 3. Кошурникова Т.М. Чудо, имя которому – книга.  М., 2006  http://polzavred.ru/polzachteniyaknig.html http://dmsuslin.narod.ru/articlebooks.htm http://vsefacty.com/fact/interesnye-fakty-o-

3.Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение,  2000

4. Кошурникова Т.М. Чудо, имя которому – книга. - М., 2006 

http://polzavred.ru/polza-chteniya-knig.html

http://dmsuslin.narod.ru/article-books.htm

http://vsefacty.com/fact/interesnye-fakty-o-knigah


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Привлечение учащихся к творческой проектной деятельности во время летней трудовой практики

На протяжении ряда лет на базе МБОУ СОШ №3 практикуется благоустройство родной школы силами учениц во время прохождения  летней трудовой практики по профилю швея. Для этого сначала на урока...

Презентация на тему "Рабочее время и время отдыха"

Данная презентация подходит как для дисциплин по экономике организации, так и для предпринимательской деятельности....

А время не ускоряет ход, а время идёт себе, идёт

Создание условий для развития у детей интереса к понятию "время" через сведения о разных способах и средствах изменения, фиксирования времени....

Тема 4 "Рабочее время и время отдыха" гр.МЖКХ 2

Ключевые вопросы:1. Рабочее время2. Время отдыхаЗадания:1. Изучить материал приложений2. Используя материал выписать в рабочуу тетрадь основные понятия и определения, правила расчета рабочего времени ...

Рабочее время и время отдыха

Основные понятия....

Презентация "Рабочее время и время отдыха локомотивных бригад"

В презентации отраженф основные положения приказа Минтранса РФ от 09.03. 2016 г №44 "Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха работников железнодорожного транспорта, р...

Презентация по УД ОП.05 Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Тема: "Рабочее время и время отдыха"

Презентация по ОП.05 Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Тема-  Рабочее время и время отдыха...