Лекция "Медицинская психология как наука. Её содержание и основные разделы"
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
III раздел Медицинская психология
Лекция № 1. «Медицинская психология как наука. Ее содержание и основные разделы».
Медицинская (клиническая) психология – отрасль психологии, которая сформировалась на границе с медициной. Она использует знания психологических закономерностей в медицинской практике: в диагностике, лечении и профилактике заболеваний.
Объектом изучения медицинской психологии является пациент, или медицинский работник.
Предметом изучения медицинской психологии является:
- психика больного человека;
- изучение закономерностей общения и взаимодействия больных и медицинских работников;
- изучение психологических средств воздействия на больных в целях профилактики и лечения заболеваний.
Медицинскую психологию делят на:
- Общую клиническую психологию, которая разрабатывает:
- проблемы основных закономерностей психологии больного человека;
- проблемы психологии врача и психологии лечебного процесса;
- учение о взаимоотношениях психического и соматопсихического в человеке;
- рассматриваются вопросы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии.
- Частную клиническую психологию, раскрывающую:
- аспекты психологии больных при определенных заболеваниях;
- особенностей врачебной этики;
- Нейропсихологию – служит для решения задач установления локализации очаговых поражений мозга;
- Нейрофармакологию – исследует влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека;
- Психотерапию – изучает и использует средства психического воздействия для лечения больного;
- Патопсихологию, которую можно отнести к клинической психологии;
- Специальнуюя психологию – изучает людей с отклонениями от нормального психического развития, связанных с врождёнными или приобретенными дефектами формирования нервной системы (тифлопсихология – слепых, сурдопсихология – глухих, олигофренопсихология – умственно отсталых)
Место медицинской психологии в структуре психологии.
Структура методов психодиагностики
Психодиагностика, как отрасль психологии ориентирована на измерение индивидуально-психологических особенностей личности. Она ориентирует исследователя на обследование, т.е. постановку психологического диагноза, который устанавливаться на трех уровнях:
- симптоматический диагноз (ограничивается констатацией особенностей или симптомов). Важнейшим элементом является выяснение в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.
- этиологический диагноз (учитывает, помимо особенностей и наличия симптомов, причины их возникновения);
- типологический диагноз (определение места и значения выявленных характеристик в общей картине психической жизни человека).
Вторая ступень – этиологический диагноз –учитывающий, а также их причины возникновения. .
Основные методы:
- наблюдение – систематическое, целенаправленное отслеживание проявлений психики (бывает: срез, лонгитюдальное, сплошное, выборочное, включенное, не включённое);
- эксперимент - активное вмешательство исследователя в ситуацию (естественный, лабораторный, констатирующий, формирующийся). Дополнительные методы:
- Тесты – наборы задач и вопросов, позволяющие быстро оценить психическое явление и степень его развития;
- моделирование – создание искусственной модели изучаемого феномена;
- анализ продуктов деятельности – созданные вещи, книги, письма, изобретения, рисунки (здесь же – контент-анализ);
- беседа (анамнез – сведения о прошлом, интервью, психологические анкеты).
Особенности эффективного взаимодействия больной – врач, клиент – психолог.
Практически любая встреча и беседа врача с больным имеет важное значение для установления и поддержания оптимального психологического контакта. Особенно важно профессионально и грамотно провести первую встречу, т.к. она имеет не только диагностическое значение, но и важна как психотерапевтический фактор. Важно уметь выслушать больного и отметить, что для него является самым важным. В постановке вопросов следует избегать воздействий внушающего характера. В каждом конкретном случае наиболее удобный способ избирается врачом в зависимости от состояния больного и опыта врача. Врач должен в совершенстве владеть техниками активного слушания (безоценочное слушание, оценочное слушание, бессловесное общение и т.д.), техникой убеждения (метод выбора, сократовского диалога, авторитета, вызова, дефицита, проекции ожидания), уметь вести спор и даже вступать в конфликт. Учитывать характер заболевания и отсюда выбирать тип контакта. Не забывать о существовании образа «идеального больного» и «идеального врача» (сопереживающий и недерективный, сопереживающий и директивный, эмоционально-нейтральный и директивный).
Основными формами взаимодействия после установления контакта являются либо руководство, либо сотрудничество
Назовите базовые этические ценности клинического психолога
Деятельность клинического психолога относится к трудным профессиям. Человек, посвятивший себя этому, безусловно, должен и меть призвание к психологии. Психолог прежде всего должен быть гуманен. Пациент прежде всего вправе ожидать от психолога желания помочь и убежден, что другим психолог и быть не может. Гуманизм, сознание долга, выдержка и самообладание, совестливость, всегда считались главными характеристиками психолога. Клинический психолог должен иметь данные необходимые как психологу, так и врачу. Одним из главных этических принципов должен быть принцип соблюдения врачебной тайны (конфиденциальность). Она, как правило, включает в себя три вида сведений: о болезнях, об интимной и о семейной жизни больного. Врач-писхолог не случайный обладатель этих сведений, они ему доверены как человеку, от которого ждут помощи. Кроме того, необходимой чертой личности психолога является общая и профессиональная культура, включающая в себя и организованность в работе и любовь к порядку, аккуратность, чистоплотность. Все это сформировалось в учение – медицинская деонтология. .
Профессиограма практического психолога
Профессиография – описание профессии с точки зрения требований, предъявляемыми ими к человеку. Охватывает различные стороны конкретной профессиональной деятельности: социально-экономические, технические, правовые, медико-гигиенические, психологические и др.
Психограмма – краткая сводка требований, предъявляемых к психике человека как перечень необходимых профессиональных способностей.
Особенности оказания психологической помощи клиенту
- Психологическая помощь – область практического применения психологии, ориентированная на повышениие социально-психологической компетентности людей. Она может адресовываться как отдельному субъекту, так и группе, организации. В клинической психологии психологическая помощь включает предоставление человеку информации о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления у него психических или психопатологических феноменов, а также активное целенаправленное психологическое воздействие а индивида с целью гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окружению. Основными способами являются психологическое консультирование, психологическая коррекция и психотерапия. Все они могут применяться как в отдельности, так и в сочетании.
- Психологическое консультирование – главная цель – научно организованное информирование клиента о его психологических проблемах с учетом его личностных ценностей и индивидуальных особенностей с целью формирования активной личностной позиции и пр.
- Психологическая коррекция – понимается как деятельность специалиста по исправлению тех особенностей личности, психического развития клиента, которые не являются оптимальными для него. Цель – выработка адекватной и эффективной для сохранения здоровья и психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации в обществе.
- Психотерапия – система комплексного лечебного вербального и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание человека при различных заболеваниях (психических, нервных, психоматических). Виды психического воздействия: воздействие, манипулирование, управление, формирование.
Понятие «ятрогения». Пути предупреждения их возникновения.
Ятрогении – общее название, обозначающее психогенные расстройства у больного вследствие неосторожных, ранящих больного слов врача (собственно ятрогения) или его действий (ятропатия), медицинской сестры (соророгения), других медицинских работников. Пагубные самовлияния, связанные с предубеждением по отношению к врачу, страхи перед медицинским обследованием, могут также привести к подобным расстройствам (эгогения). Ухудшения в состоянии больного под влиянием нежелательных воздействий других больных (сомнения в правильности диагноза и т.п.) обозначают термином эгротогения.
Предупреждение – повышение общей и профессиональной культуры медицинских работников и пр…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания для самостоятельной работы по основным разделам дисциплины «Информатика»
Задания предназначены для самостоятельной работы по основным разделам дисциплины «Информатика», обучающихся 1 курса для всех специальностей», изучающий общеобразовательный курс инфор...
Методическая разработка к занятию "Развитие психики животных" (из цикла занятий по теме "Психология как наука")
В данном пособии представлен ход занятия по теме "Развитие психики животных"...
Статья "СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ"
Статья о воспитательной работе в специальной общеобразовательной школе по формированию профориентационных навыков у обучающихся....
Методические указания по выполнению практических работ по МДК 02.02. Методика организация досуговых мероприятий Тема 2.1. Теория содержания и основные направления культурно – досуговой деятельности детей и подростков
Методические указанияпо выполнению практических работ поМДК 02.02. Методика организация досуговых мероприятий Тема 2.1. Теория содержания и основные направления культурно – дос...
Тест по основным разделам астрономии
28.11.21г. Тест по основным разделам астрономии.Все варианты составлены в виде тестов, так как тестирование является одной из форм ма...
Методическая разработка урока по теме: «Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии" представляет собой опыт преподавателя по проведению лекционного занятия по учебной дисциплине ОП. 02. "Психология"
Методическая разработка урока по теме: «Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии" представляет собой опыт преподавателя по проведению лекционного з...
Презентация по дисциплине ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ "Конфликт, его сущность и основные характеристики"
Презентация "Конфликт, его сущность и основные характеристики" предназначена для проведения лекций с обучающимися всех курсов как в рамках дисциплины ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ, так и для классных ч...