Изменение структуры психолого-педагогического сопровождения обучающихся при внедрении ФГОС УО (ИН)
статья
В настоящее время образование детей с умственной отсталостью — одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Введение ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) потребовало модернизации образовательной программы для обучающихся и совершенствования системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_letopis_kovalskaya_mihaylova.docx | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Изменение структуры
психолого-педагогического сопровождения обучающихся
при внедрении ФГОС УО (ИН)
В настоящее время образование детей с умственной отсталостью — одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Введение ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) потребовало модернизации образовательной программы для обучающихся и совершенствования системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью.
По ФГОС специфика организации коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) так же рассматривается в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.
Психологическое сопровождения представляет собой систему профессиональной психолого-педагогической помощи, направленную на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития обучающихся в условиях образовательного процесса, направленного на освоение ими АООП, преодоление и\или ослабление имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии.
Система психологического сопровождения образовательного процесса разработана с учетом современных требований и задач образования, основана на идее развития личности каждого обучающегося.
Реализуемые направления психолого-педагогического сопровождения:
- Диагностическое направление
- Коррекционно-развивающее направление
- Консультативно-просветительское и профилактическое направление
- Организационно-методическое направление
- Экспертиза
- Аналитическое направление
Диагностическое направление – заключается в проведении первичного обследования школьников, организованного в рамках комплексного изучения развития обучающихся специалистами школьной ППМС службы, и дальнейшего динамического наблюдения за развитие обучающихся.
Носит обширный характер, предусматривается плановая диагностика, которая проводится 2 раза в год – осенью в начале учебного года (сентябрь-октябрь) и веcной, в конце учебного года (апрель-май), из расчета один час на обучающегося. А также внеплановая диагностика по запросу педагогов, родителей или по результатам плановой диагностики.
Результаты диагностики отображаются в мониторинге динамики развития обучающихся.
Коррекционно-развивающее направление – предполагает разработку и реализации коррекционных программ, планирование содержания занятий, комплектование групп учащихся, формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся, психологическое сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Коррекционно-развивающая работа проводится с целым ученическим коллективом (классом) с группой или с отдельными обучающимися по ведущим направлениям деятельности.
Плановая коррекционно-развивающая работа проводится в виде коррекционно-развивающих занятий, в рамках часов школьного компонента.
С обучающимися, находящимися на индивидуальном обучении, коррекционно-развивающие занятия проводятся в соответствии с рекомендациями индивидуальной программой развития и абилитации (ИПРА).
Консультативно-просветительское и профилактическое направление – обеспечивает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка, предполагает разработку рекомендаций в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
Консультирование проводится со всеми участниками образовательного процесса – педагогами, обучающимися, родителями (законными представителями). Консультирование может быть индивидуальным и групповым, по вопросом обучения и воспитания детей, а так же по вопросом межличностных отношений.
Психологическое просвещение направленно на педагогов и родителей (законных представителей).
Психопрофилактическое направление на всех участников образовательного процесса, но для обучающихся этот раздел включен в коррекционно-развивающий раздел.
Организационно-методическое направление – включает подготовку и участие психолога в консилиумах, методических объединениях, конференциях и семинарах, школьной ППМС службе, педагогических советах; оформление документации (составление планирования на год, на четверть; разработка конспектов; составление отчетов; написание характеристик; заполнение журнала учета основного рабочего времени и журнала консультаций; заполнение бланков индивидуальной и групповой работы); разработка программ, подготовка диагностического и наглядного материла.
Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды) – экспертиза включает в себя анализ программ учебных предметов, проектов, пособий, образовательных учреждений в аспекте учета особых образовательных потребностей детей с легкой умственной отсталостью. Экспертиза и анализ рабочих программ учебных предметов проводится при введении новых для образовательного учреждения программ. Экспертиза проектов, пособий и образовательной среды проводится в случае производственной необходимости.
Так же экспертиза включает в себя проведение психолого-педагогических консилиумов (четверная неделя сентября и мая), которые представляют собой организационную форму, в рамках которой на основе АООП и с учетом перечня мероприятий по индивидуальному плану реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА) составляется специальный индивидуальный программа развития (СИПР). Консилиум позволяет объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребенка, которой владеют классный руководитель, педагоги, школьный медик, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог и на основе целостного видения обучающегося, с учетом зоны его актуального и ближайшего развития реализовать общую линию его дальнейшего развития и обучения.
Аналитическое направление – определяет взаимодействие специалистов в работе, а также позволяет корригировать программы занятий, в том числе и СИПР, в соответствии с достижениями обучающихся.
Таким образом, по данной структуре осуществляется процесс психолого-педагогического сопровождения обучающихся в нашей школе.
При введении ФГОС УО(ИН) появился новый документ – СИПР, в разработке и реализации которого педагог-психолог принимает участие, поэтому мы расскажем вам о его структуре и о роли педагога-психолога в его реализации.
СИПР (Специальная индивидуальная образовательная программа развития) - документ, содержащий в себе совокупность учебных курсов, разделов программ, форм и способов их освоения, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на определенной ступени, этапе образования.
СИПР разрабатывается на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) школы, с учетом перечня мероприятий по индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА) и учета индивидуальных особенностей обучающихся.
Ковальская А.О.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интернет-конкурсы как источник инновационных идей для преподавателей иностранного языка в условиях внедрения ФГОС СПО 3 поколения
Для стимулирования процесса развития и совершенствования инновационного образования и активизации профессиональной деятельности преподавателей и учителей иностранных языков в условиях внедрения станда...
Интернет-конкурсы как источник инновационных идей для преподавателей иностранного языка в условиях внедрения ФГОС СПО 3 поколения
Для стимулирования процесса развития и совершенствования инновационного образования и активизации профессиональной деятельности преподавателей и учителей иностранных языков в условиях внедрения станда...
О некоторых результатах внедрения ФГОС
О некоторых результатах внедрения ФГОС...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КАФЕДРЫ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МАТЕМАТИКА» ПО РАЗРАБОТКЕ СОДЕРЖАНИЯ И ВНЕДРЕНИЮ ФГОС В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ГБОУ СПО «ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Обеспечение преемственности стандартов ГОС и ФГОС...
ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС СПО ПО ПРОФЕССИИ «ПРОДАВЕЦ, КОНТРОЛЁР-КАССИР»
Миронюк Н.С.,мастер производственного обученияГАПОУ АО «СТСИ»...
Деятельность учителя по формированию УУД при внедрении ФГОС НОО
В чем заключается роль учителя начальных классов в переходе школы на работу по новым образовательным стандартам?Самое главное , что образовательный стандарт нового поколения ставит пе...
Разработка урока физики по технологии "Активные методы обучения" в условиях внедрения ФГОС.
Способы и средства активации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики. Для общеобразовательных дисциплин....