Изменение структуры психолого-педагогического сопровождения обучающихся при внедрении ФГОС УО (ИН)
статья

Ковальская Анна Олеговна

В настоящее время образование детей с умственной отсталостью — одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования.  Введение ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) потребовало модернизации образовательной программы для обучающихся и совершенствования системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_letopis_kovalskaya_mihaylova.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Изменение структуры
психолого-педагогического сопровождения обучающихся
при внедрении ФГОС УО (ИН)

В настоящее время образование детей с умственной отсталостью — одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования.  Введение ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью) потребовало модернизации образовательной программы для обучающихся и совершенствования системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью.

По ФГОС специфика организации коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) так же рассматривается в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.

Психологическое сопровождения представляет собой систему профессиональной психолого-педагогической помощи, направленную на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития обучающихся в условиях образовательного процесса, направленного на освоение ими АООП, преодоление и\или ослабление имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии.

Система психологического сопровождения образовательного процесса разработана с учетом современных требований и задач образования, основана на идее развития личности каждого обучающегося.

Реализуемые направления психолого-педагогического сопровождения:

  • Диагностическое направление
  • Коррекционно-развивающее направление
  • Консультативно-просветительское и профилактическое направление
  • Организационно-методическое направление
  • Экспертиза
  • Аналитическое направление

Диагностическое направление – заключается в проведении первичного обследования школьников, организованного в рамках комплексного изучения развития обучающихся специалистами школьной ППМС службы, и дальнейшего динамического наблюдения за развитие обучающихся.

Носит обширный характер, предусматривается плановая диагностика, которая проводится 2 раза в год – осенью в начале учебного года (сентябрь-октябрь) и веcной, в конце учебного года (апрель-май), из расчета один час на обучающегося. А также внеплановая диагностика по запросу педагогов, родителей или по результатам плановой диагностики.

Результаты диагностики отображаются в мониторинге динамики развития обучающихся.

Коррекционно-развивающее направление – предполагает разработку и реализации коррекционных программ, планирование содержания занятий, комплектование групп учащихся, формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся, психологическое сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Коррекционно-развивающая работа проводится с целым ученическим коллективом (классом) с группой или с отдельными обучающимися по ведущим направлениям деятельности.

Плановая коррекционно-развивающая работа проводится в виде коррекционно-развивающих занятий, в рамках часов школьного компонента.

С обучающимися, находящимися на индивидуальном обучении, коррекционно-развивающие занятия проводятся в соответствии с рекомендациями индивидуальной программой развития и абилитации (ИПРА).

Консультативно-просветительское и профилактическое направление – обеспечивает оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка, предполагает разработку рекомендаций в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

Консультирование проводится со всеми участниками образовательного процесса – педагогами, обучающимися, родителями (законными представителями). Консультирование может быть индивидуальным и групповым,  по вопросом обучения и воспитания детей, а так же по вопросом межличностных отношений.

Психологическое просвещение направленно на педагогов и родителей (законных представителей).

Психопрофилактическое направление на всех участников образовательного процесса, но для обучающихся этот раздел включен в коррекционно-развивающий раздел.  

Организационно-методическое направление – включает подготовку и участие психолога в консилиумах, методических объединениях, конференциях и семинарах, школьной ППМС службе, педагогических советах; оформление документации (составление планирования на год, на четверть; разработка конспектов; составление отчетов; написание характеристик; заполнение журнала учета основного рабочего времени и журнала консультаций; заполнение бланков индивидуальной и групповой работы); разработка программ, подготовка диагностического и наглядного материла.

Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды) – экспертиза включает в себя анализ программ учебных предметов, проектов, пособий, образовательных учреждений в аспекте учета особых образовательных потребностей детей с легкой умственной отсталостью. Экспертиза и анализ рабочих программ учебных предметов проводится при введении новых для образовательного учреждения программ. Экспертиза проектов, пособий и образовательной среды проводится в случае производственной необходимости.

Так же экспертиза включает в себя проведение психолого-педагогических консилиумов (четверная неделя сентября и мая), которые представляют собой организационную форму, в рамках которой на основе АООП и с учетом перечня мероприятий по индивидуальному плану реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА) составляется специальный индивидуальный программа развития (СИПР). Консилиум позволяет объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребенка, которой владеют классный руководитель, педагоги, школьный медик, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог и на основе целостного видения обучающегося, с учетом зоны его актуального и ближайшего развития реализовать общую линию его дальнейшего развития и обучения.

Аналитическое направление – определяет взаимодействие специалистов в работе, а также позволяет корригировать программы занятий, в том числе и СИПР, в соответствии с достижениями обучающихся.

Таким образом, по данной структуре осуществляется процесс психолого-педагогического сопровождения обучающихся в нашей школе.

При введении ФГОС УО(ИН) появился новый документ – СИПР, в разработке и реализации которого педагог-психолог принимает участие, поэтому мы расскажем вам о его структуре и о роли педагога-психолога в его реализации.

СИПР (Специальная индивидуальная образовательная программа  развития) - документ, содержащий в себе совокупность учебных курсов, разделов программ, форм и способов их освоения, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на определенной ступени, этапе образования.

СИПР разрабатывается на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) школы, с учетом перечня мероприятий по индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА) и учета индивидуальных особенностей обучающихся.

Ковальская А.О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интернет-конкурсы как источник инновационных идей для преподавателей иностранного языка в условиях внедрения ФГОС СПО 3 поколения

Для стимулирования процесса развития и совершенствования инновационного образования и активизации профессиональной деятельности преподавателей и учителей иностранных языков в условиях внедрения станда...

Интернет-конкурсы как источник инновационных идей для преподавателей иностранного языка в условиях внедрения ФГОС СПО 3 поколения

Для стимулирования процесса развития и совершенствования инновационного образования и активизации профессиональной деятельности преподавателей и учителей иностранных языков в условиях внедрения станда...

О некоторых результатах внедрения ФГОС

О некоторых результатах внедрения ФГОС...

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС СПО ПО ПРОФЕССИИ «ПРОДАВЕЦ, КОНТРОЛЁР-КАССИР»

Миронюк Н.С.,мастер производственного обученияГАПОУ АО «СТСИ»...

Деятельность учителя по формированию УУД при внедрении ФГОС НОО

В чем заключается роль  учителя начальных классов в переходе школы на работу  по новым образовательным стандартам?Самое главное , что образовательный стандарт нового поколения ставит пе...

Разработка урока физики по технологии "Активные методы обучения" в условиях внедрения ФГОС.

Способы и средства активации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики. Для общеобразовательных дисциплин....