Методы и приёмы организации современного занятия русского языка и литературы
статья

Урок взаимообучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx15.24 КБ
Файл vzaimoobuchenie1.pptx431.44 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приёмы организации современного занятия русского языка и литературы.

 «Урок взаимообучения».

Время требует иного подхода в организации  урока. Это обусловлено многими факторами , но совершенно очевидно ,что достижение цели занятия напрямую зависит от познавательной активности обучающихся. Включение каждого студента  в  процесс постижения – вот  основная задача каждого преподавателя, идущего  на урок,- отсюда  и необходимость  проведения креативных  занятий.  

Разговор о  креативных уроках в образовательной среде ведётся не первый год. Это уроки особого типа; участвуя в них ,студенты  развивают свои способности, реализуют свой творческий потенциал ,занимаются самым важным для себя делом –получают знания, причём, все присутствующие оказываются вовлечёнными в образовательный процесс. Не менее важным  для уроков такого типа является то, что обучаемый  является  полноправным  субъектом педагогического процесса. Именно от его познавательной активности зависит достижение цели конкретного занятия

Для включения обучаемого в активный процесс  получения новых знаний существует целый арсенал  применяемых методов , форм, приёмов, -их выбор обусловлен конкретной педагогической ситуацией, творческим потенциалом ученического коллектива и педагога, как организатора и руководителя этого процесса. Отсюда и нетрадиционная структура занятия, которая определяется креативным  подходом, но цель ,как известно, оправдывает средства.

Хочу поделиться опытом  применения одного из видов креативных  уроков, который  можно применять в любой возрастной группе ( с первого по четвёртый курс)  , и который  позволяет вовлечь в учебную деятельность  всех присутствующих на паре, а следователно, -высока его результативность. Классифицировать его можно как урок взаимообучения .

Обучающимся  предлагается  групповая работа над материалом, усвоение его тут же, на уроке (без домашнего задания ), взаимопомощь и обязательная оценка.

Урок может строиться так. В группе формируется «экипажи» из  четырёх-пяти  человек: командира (наиболее подготовленного студента), штурмана и двух пилотов.

Перед «экипажем» ставиться цель, например, усвоить новый материал. Преподаватель подробно его объясняет со всеми необходимыми демонстрациями, потом – более сжато по опорному конспекту еще раз – на основе конспекта, но в ускоренном темпе. После этого «экипажи» начинают действовать: сначала командир повторяет материал (задание) всем своим подчиненным, затем он принимает зачет у штурмана; командир и штурман опрашивают пилотов и, если те готовы ( усвоили материал), ставят им зачетные оценки. «Экипаж» готов к защите знаний.

Эта процедура проводится по-разному. Как именно - зависит от жребия – жетона, который вытянет командир. Если достанется жетон «выбор» - отвечающего выбирает ( назначает) преподаватель; если жетон «Делегат» - «экипаж» сам определяет посланца для ответа; при жетоне «все» отвечает каждый член «экипажа», а при жетоне «доверие» опрос не проводится и оценка в журнал каждому выставляется та, которую поставили в группе; есть еще жетон «Экзаменаторы», он означает, что «экипаж» командируется для приема зачетов у других «экипажей».

Система проверки и корректировки оценок, поставленных обучающимися  друг другу, следующая. Так, если командир вытянул жетон «выбор», и на «защите» один из членов «экипажа»  ,   которого выбрал для ответа преподаватель , получил оценку ниже, чем заслужил в группе, оценки всех членов «экипажа» снижаются на 1 или 2 балла. Это правило обеспечивает ответственность всех за одного, формирует одну из важных компетенций: умение работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством , потребителями(ОК6);брать на себя ответственность  за работу членов команды , за результат выполнения задания(ОК7).

Применение данного метода позволяет вовлечь в работу каждого и каждому поставить оценку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок взаимообучения

Слайд 2

Обучающимся предлагается групповая работа над материалом, усвоение его тут же, на уроке (без домашнего задания ), взаимопомощь и обязательная оценка.

Слайд 3

В группе формируется «экипажи» из четырёх-пяти человек: командира (наиболее подготовленного студента), штурмана и двух пилотов.

Слайд 4

Перед «экипажем» ставиться цель, например, усвоить новый материал. Преподаватель подробно его объясняет со всеми необходимыми демонстрациями, потом – более сжато по опорному конспекту еще раз – на основе конспекта, но в ускоренном темпе. После этого «экипажи» начинают действовать: сначала командир повторяет материал (задание) всем своим подчиненным, затем он принимает зачет у штурмана; командир и штурман опрашивают пилотов и, если те готовы ( усвоили материал), ставят им зачетные оценки. «Экипаж» готов к защите знаний.

Слайд 5

Эта процедура проводится по-разному. Как именно - зависит от жребия – жетона, который вытянет командир. Если достанется жетон «выбор» - отвечающего выбирает ( назначает) преподаватель; если жетон «Делегат» - «экипаж» сам определяет посланца для ответа; при жетоне «все» отвечает каждый член «экипажа», а при жетоне «доверие» опрос не проводится и оценка в журнал каждому выставляется та, которую поставили в группе; есть еще жетон «Экзаменаторы», он означает, что «экипаж» командируется для приема зачетов у других «экипажей».

Слайд 6

Применение данного метода позволяет вовлечь в работу каждого и каждому поставить оценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Метод проектов на уроках русского языка и литературы"

Доклад учителя русского языка и литературы на тему "Метод проектов на уроках русского языка и литературы"...

Методические рекомендации по организации самостоятельной (внеаудиторной) работы для обучающихся по дисциплине ОУД .01 Русский язык и литература (часть 2.Литература)

   Методические указания по выполнению самостоятельных работ в рамках освоения учебной дисциплины  ОУД .01 Русский язык и литература (часть 2.Литература) разработаны  в соот...

Методическое пособие по выполнению практических занятий по учебной дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык» для студентов первого-второго курсов

Настоящее методическое пособие предназначено для использования студентами техникума при изучении учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык». В методических указаниях определена цель ...

Рабочая программа по русскому языку и литературе для студентов групп 1 курса СПО по предмету "Русский язык и литература"

Специальности:07.02.01 «Архитектура»; 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»; 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, ко...

Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...

Методические рекомендации «Использование методов и приёмов организации и обучения детей дошкольного возраста на занятиях по продуктивным видам деятельности в разных возрастных группах»

Методические рекомендации по использованию различных методов и приёмов организации и обучения детей на занятиях по продуктивной деятельности. Материал будет полезен начинающим педагогам и студентам, о...

"Эффективные приёмы развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы" Мастер-класс на объединённом заседании учителей-словесников г.Кыштыма

Функциональная грамотность – это совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем. Функциональная грамотность включает в себя: общую гр...