Научно -исследовательские работы Студентов
творческая работа учащихся
Предварительный просмотр:
Попова Мария, студент 32 группы
ГБПОУ «Бурятский аграрный колледж им. М.Н.Ербанова»
Кижингинский филиал
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Проблема правового воздействия на экономические отношения всегда была актуальна для отечественной науки. В советский период и постперестроечные годы данной теме были посвящены монографии, статьи, многочисленные исследования. Очевидные неудачи экономического реформирования в настоящее время придали особую значимость такого рода работам.
Проблема экономического реформирования не может быть изолирована и решаться «сама по себе», без преобразования всех сфер общества, в том числе и области юридического регулирования.
В вопросе соотношения права и экономики важно определить и сходные общетеоретические и методологические положения. Термин «экономика» в переводе с греческого означает «искусство ведения домашнего хозяйства». В настоящее время под этим термином чаще всего понимают определенную систему хозяйственных отношений.
Традиционно считается, что основоположники марксизма абсолютизировали зависимость права от экономики, от господствующих в обществе производственных отношений, что, несомненно, привело к обеднению понимания и значения права в жизни общества. В то же время Маркс и Энгельс не рассматривали определяющее значение экономики по отношению к праву прямолинейно, не упрощали его: учитывалось влияние на право иных факторов, например, таких как: обычаи, традиции, культурные устои, в связи с чем подчеркивалось, что базис оказывает влияние на право лишь, в конечном счете. В теории марксизма отмечается относительная самостоятельность правапоотношению к базису, которая проявляется прежде всего возможности обратного воздействия права на экономику.
Вообще, теоретические модели соотношения права и экономики исторически формировались в поисках оптимального соотношения между экономической свободой и экономическим равенством людей. В рамках западных учений экономическую и личную свободу индивида считали основополагающей, хотя и понимали, что она, в конечном счете, порождает фактическое неравенство. Напротив, Ж.-Ж. Руссо отстаивал приоритет равенства перед индивидуальной свободой, свободой выбора, свободой экономической деятельности. В этом смысле концепция Руссо несовместима с либеральными социально-экономическими взглядами и в силу своей утопичности более всего тяготеет к социалистическим учениям.
Концепцию невмешательства государства и права в экономику обосновывают сторонники либеральной школы. «Как только государство берет на себя задачу планирования всей экономической жизни, главным политическим вопросом становится вопрос о надлежащем положении различных индивидов и общественных групп. И поскольку вопрос, кому что причитается, решается государственным аппаратом монопольно, то государственная власть—власть чиновников—становится единственной формой власти»[1].
Ограничение экономической свободы граждан приводит к ограничению всех свобод и сосредоточению огромной власти в руках новоявленной бюрократии.
Именно бюрократия становится реальным собственником средств производства. Такова логика огосударствления собственности на средства производства при одновременном сокращении экономической свободы граждан. Действительное экономическое движение и экономическая инициатива, образно говоря, загоняются в подполье, появляется так называемая «теневая экономика». Она становится основой коррупции государственных служащих.
Сосредоточение всей основной массы объектов собственности в руках государства привело к тому, что государство как политическая организация, управляющая обществом, одновременно стало самым крупным монопольно хозяйствующим субъектом. Такое противоестественное состояние могло поддерживаться только активным вмешательством государства в экономику, тоталитарным переустройством экономической жизни. Но плановое хозяйство отнюдь не всегда направлялось на удовлетворение потребностей граждан, и не всегда действительно обеспечивалось гармоничное и пропорциональное развитие всех отраслей хозяйства.
Основные моменты соотношения права и экономики в рамках административно-командной системы:
- Безраздельное господство государственной собственности;
- отсутствиесамостоятельнохозяйствующихсубъектов;
- прямоегосударственно-правовоевмешательствовэкономическиепроцессы;
- объявлениепланазаконом;
- нормативныеактынедопускаютэксплуатациючеловекачеловеком, нофактическиустанавливаютэксплуатациючеловекагосударством.
Государство, в чьем распоряжении находится аппарат принуждения, должно создавать условия, способствующие максимальному развитию индивидуальных способностей, инициативы и самостоятельности, прогнозирования и планирования деятельности граждан;
- закон должен преследовать всякие попытки ограничить свободу беспрепятственного доступа в разные отрасли на равных основаниях. Планирование и конкуренция совместимы только при условии, если первое будет способствовать конкуренции, а не действовать противнее;
- государству следует ограничиться установлением общих правил, применимых к широкому многообразию ситуаций, предоставив индивиду свободу во всем, что зависит от локальных обстоятельств.
Закон не может и не должен предусматривать все локальные ситуации, которые возникают в практической деятельности хозяйствующих субъектов. Они слишком разнообразны и зависят от множества случайных обстоятельств, не предсказуемости мотивов и поступков отдельных индивидов, результатов их деятельности, стихийности рыночных отношений.
Либеральная модель правового регулирования ориентируется на принцип: «Государство-ночной сторож». Другими словами, государство всегда призвано охранять складывающиеся между хозяйствующими субъектами отношения, но не вмешиваться в их внутренние дела.
Было бы неверно представлять дело так, что экономические отношения являются предметом регулирования частного права и только. Публичное право в сфере экономики также имеет большое значение. Именно оно создает устойчивую основу здоровой экономики, закрепляя формы собственности, принципы «демократии со всеми ее сдержками и противовесами». Публичное право нельзя непременно отождествлять с авторитаризмом и тоталитаризмом.
При нормальном общественном развитии наблюдается своего рода соединение. Это проявляется:
1) в учете публичным правом требований естественного частного права;
2) в опоре частного права на публичное в части защиты от нарушений;
3) в перекрещивании сфер регулирования, перемещении объектов регулирования из одной сферы в другую;
4) во взаимодействиях в методе правового регулирования.
- Финансовый контроль;
- Экологический контроль;
- Санитарный контроль;
- Пожарный надзор;
- Контроль за мерой весов и денежной единицы;
- Контроль за качеством продукции.
- В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях:
- Правом называют социально-правовые притязания людей, например, право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т.п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.
- Под правом понимается система юридических норм. Это право в объективном смысле, т.к. нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Данный смысл вкладывается в термин «право» в словосочетаниях «российское право», «трудовое право», «изобретательское право», «международное право» и т.д.
- Названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т.д., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни и т.п. Во всех этих случаях речь идет оправе в субъективном смысле, т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу–субъекту права.
- Термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин «правовая система». Например, существуют такие правовые системы, как англосаксонское право, романо-германское право, национальные правовые системы и т.д.
- Право принадлежит к числу не только на и более важных, но и на и более сложных общественных явлений. Пытаясь выяснить, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще древне римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо смыслом. Право, писало динизних, употребляется по меньшей мере в двух смыслах. Во-первых оно означает то, что всегда является справедливым и добрым, т.е. естественное право. Во-вторых, право–это то, что полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право. По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представление оправе.
- Ф.А фон Хайек- Дорога к рабству
- works.doklad.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методика организации научно-исследовательской работы студентов по дисциплине "Финансы, денежное обращение, кредит"
В методической разработке раскрываются принципы, методы организациии исследовательской работы студентов с учетом специфики учебной дисциплины...
научно-исследовательская работа студентов "Здоровье молодежи-национальное богатство России"
Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в основные виды деятельности специалистов включена культурно-профилактическая работа. Актуальность данной темы со...
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
В статье рассматривается необходимость занятия студентов научно-исследовательской работой на современном этапе, так как рынку труда нужны специалисты среднего звена – практико-ориентированные ра...
Опыт организации научно-исследовательской работы студентов медицинского колледжа.
В презентации представлен опыт организации научно-исследовательской работы студентов медицинского колледжа на примере П(Ц)К № 1 Сестринское дело....
Методические рекомендации по научно-исследовательской работе студентов среднего профессионального образования Правила оформления работы
Методические рекомендации содержат описание этапов ведения исследовательской работы, порядок оформления титульного листа, содержания, текстовой части, заголовков и подзаголовков, иллюстраций, таблиц, ...
ОТЧЁТ по опытно-экспериментальной работе: «Полевой опыт» как форма организации практических занятий и научно-исследовательской работы студентов на учебном поле Мухоршибирского филиала ГАПОУ РБ «Республиканский межотраслевой техникум»
ОТЧЁТ по опытно-экспериментальной работе: «Полевой опыт» как форма организации практических занятий и научно-исследовательской работы студентов на учебном поле Мухоршибирского филиала ГАПО...
Отчет по научно-исследовательской работе студентов «Биологический возраст студентов Кыштымского филиала ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»
Для современного общества актуальной является проблема преждевременного старения. Чтобы мотивировать людей на осуществление...