ТПИ 43.02.13. ОУД.03 Родная литература Рабочая программа.
учебно-методический материал
ТПИ 43.02.13. ОУД.03 Родная литература Рабочая программа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rprodnaya_literatura.doc | 269.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
СТОЛИЧНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИНДУСТРИИ СЕРВИСА И ГОСТЕПРИИМСТВА
Рабочая программа
учебной дисциплины
ОУД.03 Родная литература
Специальность 43.02.13 Технология парикмахерского искусства
Квалификация – парикмахер - модельер
Срок обучения 3 года 10 месяцев
Москва
ОДОБРЕНА Цикловой комиссией «Гуманитарных дисциплин» Протокол № ____ от «__» _________ 20___ г. Председатель цикловой комиссии ___________/Серова Т.А. Подпись Ф.И.О. | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 43.02.13 «Технология парикмахерского искусства» Заместитель директора по содержанию образования
___________ Подпись Ф.И.О. |
Составители (авторы):
Королева И.М., преподаватель ГБПОУ СКИСиГ высшей категории
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО
Рецензент:______________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО
СОДЕРЖАНИЕ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА стр.4
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 11
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА стр.29
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ стр.31
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
1.1.Область применения рабочей программы
Рабочая программа дисциплины ОУД.03 Родная литература является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.13 « Технология парикмахерского искусства». Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина относится к дисциплинам вариативной части общеобразовательного цикла. Учебная дисциплина «Родная литература» базируется на знаниях, полученных студентами при изучении учебных дисциплин профессионального цикла и направлена на развитие творческих способностей и формирование общих и профессиональных компетенций у студентов, что соответствует современным требованиям ФГОС СПО.
Рабочая программа учебной дисциплины представляет собой целостный документ, включающий 4 раздела: пояснительную записку, структуру и содержание общеобразовательной учебной дисциплины, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, контроль и оценку результатов обучения.
- Профиль освоения образовательной программы гуманитарный, профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины гуманитарная. Профильное изучение дисциплины осуществляется при помощи отбора дидактического материала по профессии (работа с терминами, подбор текстов из профессиональной литературы). Самостоятельные работы составлены с учетом будущей профессии.
- . Общие цели среднего общего образования с учетом специфики учебной дисциплины «Родная литература».
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного мышления, художественного вкуса;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко- литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов.
- знакомство с произведениями русской литературы;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
- развитие критического мышления в ходе анализа явлений и интерпретации литературной и общекультурной информации, интеллектуальных и творческих способностей;
Общая характеристика учебной дисциплины.
Литературе принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии человека, формировании его миропонимания и национального самосознания. Литература как феномен культуры эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Литература формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.
Основой содержания учебной дисциплины являются чтение и изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Обучающиеся постигают категории добра, справедливости, чести, патриотизма. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможны только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства.
В процессе изучения литературы предполагается проведение практических занятий по развитию речи, семинаров, заданий исследовательского характера т. д.
Содержание учебной дисциплины структурировано по периодам развития литературы
В результате освоения учебной дисциплины «Родная литература» студент должен
уметь:
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведения с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Знать/понимать:
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей первой и второй половины XIX-XX веков;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; основные литературоведческие понятия.
1.3. Место дисциплины в учебном плане.
Учебная дисциплина входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин. Общий гуманитарный и социально-экономический цикл. Дисциплина реализуется в рамках освоения ППКРС/ППССЗ 43.02.13 «Технология парикмахерское искусства».
- Планируемые результаты освоения общеобразовательной учебной дисциплины «Родная литература (русская)».
- Личностные результаты освоения программы общеобразовательной учебной дисциплины.
1) Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур. 2) Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества. 3) Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.4) Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
- Метапредметные результаты освоения программы общеобразовательной учебной дисциплины.
1)Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы , выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы.
2)Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.
3)Владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров.
4)Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным).
5)Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета.
6)Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.
7)Умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации.
8) Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
- Предметные результаты освоения программы общеобразовательной учебной дисциплины.
1) Сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним.
2) Сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений.
3) Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью.
4) Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.
5) Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров.
6) Знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры.
7) Сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения.
8) Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
9) Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях.
10) Владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.
10) Сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
- Формы промежуточной аттестации
2 семестр – зачет
В результате освоения дисциплины, обучающейся осваивает элементы компетенций: ОК 01 – 11.
Универсальные и профессиональные компетенции | Дескрипторы сформированности (действия) | Уметь | Знать |
ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. | Распознает сложные проблемные ситуации в различных контекстах. Проводит анализ сложных ситуаций при решении задач профессиональной деятельности. Определяет этапы решения задачи. Определяет потребности в информации. Осуществляет эффективный поиск. Выделяет возможные источники нужных ресурсов, в том числе неочевидных. Разрабатывает детальный план действий. Оценивает риск на каждом шагу. Оценивает плюсы и минусы полученного результата, своего плана и его реализации, предлагает критерии оценки и рекомендации по улучшению плана. | Распознавать и анализировать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте, выделять её составные части. Правильно выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы. Составлять план действия, определять необходимые ресурсы; Владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах. Реализовать составленный план; Оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника). | Актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить. Основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. Алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях. Методы работы в профессиональной и смежных сферах. Структуру плана для решения задач. Порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности. |
ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. | Планирует информационный поиск из широкого набора источников, необходимого для выполнения профессиональных задач. Проводит анализ полученной информации, выделяет в ней главные аспекты. Структурирует отобранную информацию в соответствии с параметрами поиска; Интерпретирует информацию в контексте профессиональной деятельности. | Определять задачи поиска информации. Определять необходимые источники информации. Планировать процесс поиска. Структурировать получаемую информацию Выделять наиболее значимое в перечне информации; Оценивать практическую значимость результатов поиска Оформлять результаты поиска. | Номенклатуру информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности. Приемы структурирования информации. Формат оформления результатов поиска информации. |
ОК 3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. | Использование актуальной нормативно- правовой документацию по профессии (специальности). Применение современной научной профессиональной терминологии. Определение траектории профессионального развития и самообразования. | Определять актуальность нормативно- правовой документации в профессиональной деятельности. Выстраивать траектории профессионального и личностного развития. | Содержание актуальной нормативно- правовой документации. Современную научную и профессиональную терминологию. Возможные траектории профессионального развития и самообразования. |
ОК 4 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. | Участвует в деловом общении для эффективного решения деловых задач. Планирует профессиональную деятельность. | Организовывать работу коллектива и команды. Взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. | Некоторые основные особенности психологии коллектива и личности. |
ОК 5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. | Грамотно устно и письменно излагает свои мысли по профессиональной тематике на государственном языке. Проявляет толерантность в рабочем коллективе. | Излагать свои мысли на государственном языке. Оформлять документы. | Особенности социального и культурного контекста. Правила оформления документов. |
ОК 6 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей. | Понимает значимость своей профессии (специальности). Демонстрирует поведение на основе общечеловеческих ценностей. | Описывать значимость своей профессии. Презентовать структуру профессиональной деятельности по профессии (специальности). | Сущность гражданско - патриотической позиции. Общечеловеческие ценности. Правила поведения в ходе выполнения профессиональной деятельности. |
ОК 7 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. | Соблюдает правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; Обеспечивает ресурсосбережение на рабочем месте. | Соблюдать нормы экологической безопасности Определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии (специальности). | Правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности. Основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности. Пути обеспечения ресурсосбережения. |
ОК 8 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности. | Сохранение и укрепление здоровья посредством использования средств физической культуры. Поддержание уровня физической подготовленности для успешной реализации профессиональной деятельности. | Использовать физкультурно- оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. Применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности. Пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной профессии (специальности). | Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека. Основы здорового образа жизни. Условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии (специальности). Средства профилактики перенапряжения. |
ОК 9 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. | Применяет средства информатизации и информационных технологий для реализации профессиональной деятельности. | Применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач. Использовать современное программное обеспечение. | Современные средства и устройства информатизации. Порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности. |
О К 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. | Применяет в профессиональной деятельности инструкции на государственном и иностранном языке. Ведет общение на профессиональные темы | Понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые) писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы. | Правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика) лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения правила чтения текстов профессиональной направленности. |
ОК 11 Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере. | Определяет инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности. | Понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы. | Возможные варианты планирования своей профессиональной деятельности. |
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 СТРУКТУРА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего): | 39 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего): | 39 |
Форма промежуточной аттестации | зачет |
2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Родная (русская) литература
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 семестр – 17ч. | |||
Введение. Россия и русская литература 19 века. | Социально-политическая ситуация в России «Крестьянский вопрос». Литература и журналистика. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе. Тема «лишнего человека» в рассказе И.С.Тургенева «Гамлет Щигровского уезда». | 2 | 1 |
Раздел 1. Личность и семья.. | 8 | ||
А.Н.Островский. Комедия «Женитьба Бальзаминова».
| « За чем пойдешь, то и найдешь». Своеобразие конфликта и система образов в комедии. Образ Мишеньки Бальзаминова в комедии. | 2 | 1 |
И.С.Тургенев. «Первая любовь». | История создания повести. Автобиографизм. Душевные переживания юного героя повести Неразрешимое столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой любви. | 2 | 1 |
М.Е.Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы». | Роман-хроника помещичьей семьи. Обзаз Иудушки Головлева в романе. Инсценировки и экранизации романа Салтыкова-Щедрина в русском театре и кинематографе.. | 2 | 1 |
Ф.М.Достоевский. Роман «Подросток». | История создания романа. Прототипы героев. Становление личности главного героя романа. Макар Долгорукий как символ понимания народной правды и идеи нравственного «благообразия» в романе. | 2 | 1 |
Раздел 2. Личность.
|
| 4 | |
Л.Н Толстой. «Смерть Ивана Ильича». | Место человека в семье и обществе. История жизни Ивана Ильича-«история самая простая и обыкновенная и самая ужасная»...Герасим в повести как образ , продолжающий галерею толстовских персонажей из народа. | 2 | 1 |
А.П.Чехов. Рассказы. Драматургия. | Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека в прозе А.П.Чехова. Рассказы «Любовь». «Душечка». «Попрыгунья». Драма «Три сестры» :поколения, традиции ,культура. | 2 | 1 |
Раздел 3. Личность – природа – цивилизация. | 5 | ||
И.А.Гончаров. Фрегат «Паллада».
| Очерки «Фрегат Паллада» (фрагменты). Изображение жизни, занятий, черт характера коренных жителей народов Сибири. Их нравственная чистота. «Русский» путь цивилизации края. Его отличие от европейского в очерках. | 2 | 1 |
Н.С.Лесков. Рассказ «Однодум». | Сведения из биографии. Художественный мир писателя . Рассказ «Однодум». «Праведник» как национальный русский тип. Смысл названия рассказа. Влияние христианских заповедей на становление характера героя рассказа. | 1 | 1 |
Раздел 4. Личность. | |||
И.А.Солженицын. | Статья «Жить не по лжи» как нравственное воззвание к читателям. Работа над содержанием Современная публицистика и журналистика. | 2 | 1 |
Раздел 5. Личность и семья. | 6 | ||
В.В.Набоков. «Машенька». | Своеобразие конфликта в романе В.А.Набокова «Машенька». Образ Машеньки как символ далекой родины в романе. | 2 | 1 |
Ф.А.Абрамом «Братья и сестры». | Народная правда военного времени в романе Ф.А.Абрамова «Машенька». История деревни Пекашино в произведении как олицетворение мужества простого русского народа в военные времена. .Душевная красота членов нескольких семейств: Пряслиных, Ставровых, Нетесовых и Житовых-в романе Ф.А.Абрамова «Братья и сестры». | 2 | 1 |
А.Н.Арбузов. «Жестокие игры». | Знакомство с творчеством писателя. Драматургия А.Н.Арбузова. Нравственная проблематика пьесы А.Н.Арбузова «Жестокие игры». Ответственность людей за тех, кто рядом. | 2 | 1 |
Раздел 6. Личность-общество-государство. | 4 | ||
Н.А..Островский.. «Как закалялась сталь». | Знакомство с личностью гражданина и писателя Н.А.Островского. Отражение событий эпохи Гражданской войны в романе Н.А.Островского «Как закалялась сталь». Особенности художественного метода социалистического реализма на примере романа Н.А.Островского «Как закалялась сталь». | 2 | 1 |
З.Прилепин. «Санька». | Сведения их биографии. Законы морали и государственные законы в романе З .Прилепина «Санька». Тема внутреннего мира членов радикальных молодежных движений в романе. Система пространственных образов романа З.Прилепина «Санька» как отражение эволюции главного героя Саши Тишина. | 2 | 1 |
Раздел 7. Личность-природа-цивилизация. | 10 | ||
Н.М.Рубцов.Лирика. | Сведения из биографии. Проблема освоения и покорения природы в лирике Н.М.Рубцова ( стихотворения : «В горнице»., «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..» , «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи»). | 2 | 1 |
В.Ф.Тендряков. « Пара гнедых». | Сведения из биографии В.Ф.Тендрякова. Проблема раскулачивания в рассказе В.Ф.Тендрякова «Пара гнедах». Фигурные образы героев произведения. | 2 | 1 |
А.и Б Стругацкие. «Улитка на склоне». | Знакомство с биографическими сведениями братьев Стругацких. Общая характеристика творчества. «Будущее, которое наступит без нас…» - проблема современной цивилизации в научно-фантастическом романе А.и Б. Стругацких «Улитка на склоне». | 2 | 1 |
Л.С.Петрушевская. «Новые робинзоны». | Знакомство с биографическими сведениями и творчеством Л.С.Петрушевской. Современная цивилизация в рассказе Л.С.Петрушевской «Новые робинзоны». Характеристика образов. | 2 | 1 |
Зачетное занятие. | Основные проблемы и темы русской художественной литературы 19-21 вв. | 2 | 1 |
С.А.Есенин. | Сведения из биографии. Поэтизация русской природы. Развитие темы родины как выражение любви к России. Поэма «Анна Снегина»- поэма о судьбе человека и Родины. Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная своеобразность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов. | 2 | 1 |
Раздел 6. Особенности развития литературы 30-40-х годов | 16 | ||
М.Цветаева. | М.Цветаева. Сведения из биографии. Идейно-тематические особенности поэзии, конфликт быта и бытия, времени и вечности. Художественные особенности поэзии. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» ( «Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины..», «Тоска по родине! Давно…», «Генералам 12 года», «Плач матери по новобранцу…» | 2 | 1 |
О.Э.Мандельштам | Сведения из биографии. Идейно-тематические и художественные особенности поэзии. Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Теория поэтического слова. | 2 | 1 |
А.Платонов. | Сведения из биографии. Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества. Рассказ «в прекрасном и яростном мире». | 2 | 1 |
И.Э.Бабель. | Сведения из биографии писателя. Проблематика и особенности поэтики прозы. Изображение событий Гражданской войны в книге рассказов «Конармия». Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного. | 2 | 1 |
М.А.Булгаков. | Краткий обзор жизни и творчества .Роман «Мастер и Маргарита» . Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 1930-х годов. Любовь и судьба Мастера. Своеобразие писательской манеры. | 2 | 1 |
А.Н.Толстой. | Сведения из биографии. Тема русской истории в творчестве писателя. Роман «Петр Первый»-художественная история России 18 века. Единство исторического материала и художественного вымысла в романе. Образ Петра. Народ в романе. | 2 | 1 |
М.И.Шолохов. | Жизненный и творческий путь писателя. Мир и человек в рассказах М.Шолохова. Роман-эпопея «Тихий Дон» о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. | 2 | 1 |
Общая характеристика литературы периода ВОВ и первых послевоенных лет. | Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К.Симонов, А.Твардовский, А.Сурков, М.Исаковский, М.Алигер, Ю.Друнина, М.Джалиль и др. Публицистика военных лет: М.Шолохов, И.Эренбург, А.Толстой. Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л.Соболева, В.Кожевникова, К.Паустовского, М.Шолохова и др. Повести и романы Б.Горбатова, А.Бека, А.Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К.Симонов, «Фронт» А.Корнейчука и др. Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига. Противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э.Казакевича, В.Некрасова, А.Бека, В.Ажаева и др. | 2 | 1 |
Раздел 7. Особенности развития литературы 50-80-х годов.. | 16 | ||
А.А.Ахматова. | Жизненный и творческий путь. Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний автора, его радость, скорбь, тревога. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа. Личная и общественная тема в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Тема любви к родной земле, к Родине, к России. Пушкинская тема в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой. Теория литературы: проблема традиций и новаторства в поэзии. Поэтическое мастерство. | 2 | 1 |
Б.Л.Пастернак. | Сведения из биографии. Основные мотивы лирики. Связь человека и природы в лирике поэта. Любовь и поэзия, жизнь и серть в философской концепции поэта. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути», «Зимняя ночь». Поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт». | 2 | 1 |
В.Шаламов. | Отличительные черты. Анализ текстов. «Сентенция». «Крест». Глубина, цельность духовного мира человека. Историческая тема в советской литературе. | 2 | 1 |
В.М.Шукшин. | Сведения из биографии. Обзор произведений. «Выбираю деревню на жительство». «Срезал». «Чудик». Художественное своеобразие прозы. Изображение жизни советской деревни. | 2 | 1 |
В.Распутин. | Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти. «Прощание с Матерой». | 2 | 1 |
Поэзия 50-х-80-х гг. ХХ века. Н.Рубцов. Р.Гамзатов | Обзор событий 50-80 х гг.ХХ века Развитие традиций русской классики. Литературные обьединения и направления в поэзии. Своеобразие лирического героя Н.Рубцова, Р.Гамзатова и других. | 2 | 1 |
Поэзия 50-х-80-х гг. ХХ века. Б.Окуджава, А.Вознесенский. | Своеобразие лирического героя Б.Окуджавы, А. Вознесенского, Е.Евтушенко, Р.Рождественского и других. | 2 | 1 |
Зарубежная литература. | Э. Хемингуэй. «Старик и море». Сведения из биографии. Анализ произведения. | 2 | 1 |
Раздел 8. Особенности развития литературы конца 1980-2000-х годов. | 10 | ||
Общественно-культурная ситуация в России. | Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Задержанная и возвращенная литература. Основные направления развития современной литературы. В.Войнович, Т.Толстая, Г.Владимов, Л.Петрушевская, Л.Улицкая | 2 | 1 |
А. Солженицын. | Сведения из биографии. Обзор произведений. Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» и рассказа «Матренин двор». Мастерство Солженицына-психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя. | 2 | 1 |
В.Пелевин. | Сведения из биографии. Обзор произведений. Анализ «Желтой стрелы». Идейно-художественное своеобразие. | 2 | 1 |
В.Астафьев. | Сведения из биографии. Обзор литературных произведений. Идейно-художественный анализ книги «Царь-рыба». | 2 | 1 |
Зачетное занятие. | 1 | 1 | |
Всего: | 39 |
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- рабочая доска (1);
- комплект наглядных пособий по предмету «Литература» (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, раздаточный материал, тексты художественной литературы). Таблицы по предмету. Портреты русских писателей. Презентации.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Основные источники:
1. Литература 10 класс 1 часть Ю.В.Лебедев «Просвещение», Москва,2016г.
2. Литература 10 класс 2 часть Ю.В.Лебедев «Просвещение», Москва , 2016г.
3. Русская литература ХХ века 1 часть В.П.Журавлев, «Просвещение», Москва , 2017г.
4. Русская литература ХХ века 2 часть В.П.Журавлев, «Просвещение», Москва ,2017г.
3.2.2. Дополнительные источники:
1. Русская литература 19 века в 2-х частях, 10 класс Г.А.Обернихина ОАО «Московский учебник», 2016г.
2. Русская литература ХХ века в 2-х частях, 11 класс Г.А.Обернихина ОАО «Московский учебник», 2016г.
3. Русская литература 19 века. Практикум. 10 класс Ю.И.Лыссый «Просвещение», Москва 2017г.
4. Русская литература ХХ века. Практикум, 11 класс Ю.И.Лыссый «Просвещение», Москва 2007г.
3.2.3. Интернет-ресурсы:
1.Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Литература»
2.Грамотей (ЭРИКОС) Образовательные ресурсы сети Интернет по русскому языку, культуре речи и литературе. http://ege.edu.ru
3. Филологический портал Philology.ru
4. http://www.pomochnik-vsem.ru
5.http://www.gramma.ru.
3.2.4. Учебно-методический комплекс (систематизированный по компонентам) включает:
1. Рабочую программу
2. Календарно-тематический план
3. Дидактические материалы к занятию (опорные конспекты, технологические карты, презентации и др.)
4. Методические указания (рекомендации) по организации и выполнению лабораторных и/или практических занятий
5. Методические указания (рекомендации) по организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
6. Фонд оценочных средств.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых профессиональных и общих компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 | 3 |
Уметь: | ||
воспроизводить содержание литературного произведения; | ОК 1 – ОК11 | Оценка устного опроса, тестирования |
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; | ОК3, ОК4 | Оценка индивидуальных выступлений, докладов, письменных ответов на проблемные вопросы, устный опрос. Экспертная оценка сочинения |
определять род и жанр произведения; сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию; | ОК5 | Оценка устных ответов. Экспертная оценка эссе. |
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; | ОК1-ОК10 | Оценка чтения наизусть. |
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | ОК1 - ОК11 | Диспут, оценка публичных выступлений. |
Знать: | ||
содержание изученных литературных произведений | ОК1 - ОК11 | Оценка устных и письменных ответов. Оценка сообщений. |
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений | ОК1 - ОК11 | Оценка устных и письменных ответов. |
основные факты жизни и творчества писателей второй половины ХIХ- XX веков | ОК1 – ОК11 | Оценка устный ответов. |
основные литературоведческие понятия. | ОК1 - ОК11 | Экспертная оценка тестирования. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочие программы по родному языку и литературе
Планирование составлено на основе: Саха литературатын программата. ФилипповаН.И., ШишигинаВ.Р., МаксимоваМ.Е. Дь. 1996, 2012с. , Примерная рабочая программа для общеобразовательных организ...
рабочая программа для 4 класса по родной литературе Школа России
предлагаю рабочую программу, составленную для учащихся 4 классов по программе Школа России...
рабочая программа по учебной дисциплине "Родная литература"
рабочая программ по учебной дисциплине "Родная литература"...
Рабочая программа по родной литературе для 9 класса
Рабочая программа по родной (русской) литературе для 9 класса разработана с учетом ФГОС ООО ,утвержденным приказом Министерства образованимя и науки Российской Федкрации от 17 декабря 2010 г. №1897, ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.19 РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА для СПО
Учебная дисциплина Родная литература осваивается на базовом уровне, относится к предметной образовательной области Родной язык и родная литература и является составной частью общеобразовательного цикл...
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.13 Родная литература специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, 2021 год
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Родная литература» предназначена для изучения родной литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образ...
Рабочая программа по профессиональному модулю ПМ. 05. «Преподавание родного языка и литературы» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности CПО 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
Программа профессионального модуля является вариативной частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с запросом работодателя по специальности СПО 44.02.02 «Преподавание...