рабочая программа по учебной дисциплине "Родная литература"
рабочая программа
рабочая программ по учебной дисциплине "Родная литература"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по учебной дисциплине "Родная литература" | 51.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Талицкий лесотехнический колледж им. Н.И.Кузнецова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.12. РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
2019 г.
Согласовано _____________/ С.А. Яковенко | Утверждаю __________ И.В. Накладнова «___»____________2019 г. |
Программа учебной дисциплины «Родная литература» для профессии «Повар-кондитер».
Программа разработана на основе примерной программы «Русский язык и литература. Литература», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол№3 от 21 июля 2015 г.).
Автор: Южакова Татьяна Ивановна, преподаватель.
СОДЕРЖАНИЕ
| |
| |
| |
|
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Родная литература»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Родная литература» является обязательной частью общеобразовательного цикла (базового) основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии «Повар-кондитер».
Учебная дисциплина «Родная литература» обеспечивает формирование общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Программа разработана в соответствии с особенностями образовательных потребностей инвалидов и лиц с ОВЗ, с учетом возможностей их психофизиологического развития, индивидуальных возможностей и методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования, утвержденные директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Науки России от 20 апреля 2015 г. № 06-830.
Образование инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организовано совместно с другими обучающимися.
Адаптированная программа разработана в отношении обучающихся с конкретными видами ограничений здоровья (нарушения слуха, нарушения двигательной активности, нарушения зрения, соматические заболевания), обучающихся совместно с другими обучающимися в учебной группе по профессии.
Реализация адаптированной программы осуществляется с использованием различных форм обучения, в том числе с использованием дистанционных технологий и электронного обучения.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 06; | - формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; - эстетическое отношение к миру; - умение учитывать исторический, историко-культурный − контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; − совершенствовать духовно-нравственные качества личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов; - использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.); - владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; - владеть навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем. | - устойчивый интерес к чтению как средству познания других культур, уважительное отношения к ним; - навыки различных видов анализа литературных произведений; - знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры; - выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; - осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; - представление о системе стилей языка художественной литературы. - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; - сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. - уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; -уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; - уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 36 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 36 |
лабораторные работы (если предусмотрено) | 0 |
практические занятия (если предусмотрено) | 0 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) | 0 |
контрольная работа (если предусмотрено) | 0 |
Самостоятельная работа | |
Итоговая аттестация | 0* |
*Примечание: Предусмотрен комплексный экзамен по русскому языку, литературе и родной литературе.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА Тема 1.1. Русская литература второй половины XIX века. А.Н. Островский. | Содержание учебного материала | 6 | ОК.01, ОК. 02 ОК.03 ОК.05 ОК 06 |
Русская литературно-критическая и философская мысль. Отражение в литературе и критике основных этапов общественного движения 60-90-х годов XIX века. Тематика пьесы «Бесприданница». Творческая история пьесы, смысл названия, конфликт, основные образы. Обличение самодурства, невежества и грубой силы. Душа Лрисы пытается вырваться наружу из железных тисков «правды». | |||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||
Тема 1.2. И.А. Гончаров. Краткий очерк жизни и творчества
| Содержание учебного материала | 6 | ОК.01 ОК. 02 ОК.03 ОК.05 ОК 06 |
Очерк жизни и творчества И.А. Гончарова. «Обрыв». Психологический роман, описывающий внутренний мир и его изменения под влиянием происходящих событий. Основной конфликт романа – конфликт старого с новым. Роман «Обрыв» и современность. | |||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||
Тема 1.3. И.С. Тургенев. «Отцы и дети». | Содержание учебного материала | 6 | ОК.01 ОК. 02 ОК.03 ОК.05 ОК 06 |
Роман «Отцы и дети». Отражение в романе общественно-политической борьбы в России в 60 - 70 г. XIX века. Конфликт дворянских либералов и разночинцев - демократов. Смысл название романа. Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Образ Базарова в системе действующих лиц. Внутренний конфликт главного героя. Авторская позиция. Идейно-эстетическая полемика вокруг романа (А.И. Герцен, М.А. Антонович, Д.И. Писарев и др.). Художественное своеобразие романа. Роль и место И.С. Тургенева в развитии русского и европейского романа. Мировое значение творчества И.С. Тургенева. | |||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||
Раздел 2. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ. Тема 2.1. А.И. Куприн. Краткий очерк жизни и творчества | Традиции русской литературы. «Гранатовый браслет» - романтическая концепция любви. Смысл споров о сильной бескорыстной любви. Трагическая история любви «маленького человека» Желткова как своеобразный ответ на эти споры. | 6 | ОК.01 ОК. 02 ОК.03 ОК.05 ОК 06 |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||
Раздел 3. ЛИТЕРАТУРА 30-40-Х ГОДОВ. Тема 3.1. М.А. Булгаков. | Личность писателя, новизна тематики и направленность его творчества. Трагическая судьба произведений Булгакова. Роман «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита». «Белая гвардия» - роман о братоубийственной войне, о судьбе людей в революционные годы. Отношение автора к героям романа. Честь - лейтмотив романа. Главный вопрос автора: кто заплатит за напрасно пролитую кровь? Роман «Мастер и Маргарита». Отражение в романе советской действительности и глубина философской проблематики. Проблема слова и дела в романе. Тема искусства. Система образов в романе. Своеобразие композиции произведения. Проблема любви и жизни. Вечные и приходящие ценности (свет и покой, проповедь и насилие). Зыбкость человеческого существования. Тема подвига, самопожертвования и предательства. Христианские мотивы в романе. Высокий гуманистический пафос в произведении. Общечеловеческая ценность творчества М.А. Булгакова. | 6 | ОК.01 ОК. 02 ОК.03 ОК.05 ОК 06 |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||
Тема 3.2. М.А. Шолохов | «Донские рассказы». Мир и человек в рассказах М. Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Трагический пафос «Донских рассказов». Описание жизни донских казаков. Воспитание нового поколения на традициях старшего | 6 | ОК.01 ОК. 02 ОК.03 ОК.05 ОК 06 |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||
Курсовой проект (работа) - не предусмотрен учебным планом | - | ||
Самостоятельная учебная работа обучающегося над курсовым проектом (работой)- не предусмотрено учебным планом | - | ||
Промежуточная аттестация | - | ||
Всего: | 36 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
-рабочее место преподавателя;
-рабочие места студентов;
Средства обучения:
- комплект учебно-методической документации.
- плакаты, портреты поэтов и писателей
Учебный кабинет оснащен для обучающихся с различными видами ограничений здоровья (нарушения зрения, слуха, нервно – психические нарушения, соматические заболевания).
Для слабовидящих обучающихся в учебной аудитории предусмотрена возможность просмотра удаленных объектов (например, текста на доске или слайда на экране).
Обучение лиц с нарушениями слуха предполагает использование мультимедийных средств и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах.
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Печатные издания
- Роговер Е.С. Русская литература I половины XIX в: Учебное пособие. - СПб., М.:САГА: ФОРУМ, 2015. - (Профессиональное образование).
- Роговер Е.С. Русская литература II половины ХIХ века: Учебное пособие. -СПб., М.:САГА: ФОРУМ, 2015. - (Профессиональное образование).
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
http://soshinenie.ru/proza-v-russkoj-literature-vtoroj-poloviny-xix-veka/Жанры литературы в русской литературе второй половины XIX века
http://sochland.ru/sub2/?id=25Русская литература второй половины XIX века
http://www.kalitva.ru/153103-russkaya-literatura-pervoj-poloviny-xix-veka.html Русская литература первой половины XIX века
http://11klasov.ru/literature/27-analiz-proizvedeniy-russkoy-literatury-xx-veka-11-klass-ivanova-ev.htmlАнализ произведений русской литературы XX века. 11 класс - Иванова Е.В.
3.2.3. Дополнительные источники (при необходимости)
- Иванова Е.В. Анализ произведений русской литературы XIX века. М., «Экзамен», 2016
- Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. - М.: Айрис-пресс, 2015.
- Михайлова Е.В. Литература. Сдаём без проблем. М., Эксмо, 2015.
- Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся средней школы./ Под ред. Тимофеева Л.И., Тураева СВ. - М.: Просвещение, 2015
- Русские писатели: Библиографический словарь в 2-х томах./ Под ред. Николаева П.А. - М: Просвещение, 2014.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины устойчивый интерес к чтению как средству познания других культур, уважительное отношения к ним; - навыки различных видов анализа литературных произведений; - знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры; - выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; - осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; - представление о системе стилей языка художественной литературы. - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; - сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. - уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; -уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; - уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Критерии оценки устного опроса: Оценка 5(отлично): Студент должен глубоко и четко владеть учебным материалом по заданным темам. Составить по излагаемому вопросу, четкий ответ, ответить на вопросы. Оценка 4(хорошо): Ставится в том случае, если обучающийся в полной мере освоил учебный материал, по форме и изложения ответа имеют отдельные неточности, некоторые недочеты и замечания. Оценка 3 (удовлетворительно): Ставится если, обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его не полностью, не последовательно, не отвечает на дополнительные вопросы. Оценка 2(неудовлетворительно): Ставится, если обучающийся имеет разрозненные бессистемные знания, искажает смысл, неверно отвечает на вопросы. | Оценка результата устного опроса |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины - формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; - эстетическое отношение к миру; - умение учитывать исторический, историко-культурный − контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; − совершенствовать духовно-нравственные качества личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов; - использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет -ресурсов и др.); - владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; - владеть навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем. | Критерии оценки сочинения: - «Соответствие теме»;- «Аргументация. - Привлечение литературного материала»; - «Композиция и логика рассуждения»; - «Качество письменной речи»; - «Грамотность». Оценка 5(отлично): Если соблюдены все пять основных критериев. Оценка 4(хорошо): Если критерии раскрыты, но не полностью. Оценка 3 (удовлетворительно): Если критерии раскрыты наполовину. Оценка 2(неудовлетворительно): Если критерии не раскрыты или раскрыты неверно | Оценка результатов написания сочинения, сочинения – рассуждения. |
Для осуществления мероприятий итоговой аттестации инвалидов и лиц с ОВЗ применяются фонды оценочных средств, адаптированные для таких обучающихся и позволяющие оценить достижение ими запланированных в основной профессиональной образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех заявленных компетенций.
С целью определения особенностей восприятия обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ и их готовности к освоению учебного материала предусмотрен входной контроль в форме тестирования.
Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателями в соответствии с разработанным комплектом оценочных средств по учебной дисциплине, адаптированным к особым потребностям студентов инвалидов и лиц с ОВЗ, в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения индивидуальных работ и домашних заданий, в режиме тренировочного тестирования в целях получения информации о выполнении обучаемым требуемых действий в процессе учебной деятельности; правильности выполнения требуемых действий; соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала; формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (автоматизированности, быстроты выполнения и др.) В обучении используются карты индивидуальных заданий (и т.д.).
Форма проведения промежуточной аттестации для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (письменное тестирование, компьютерное тестирование и т.д.) При необходимости инвалидам и лицам с ОВЗ предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.
Промежуточная аттестация для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ по необходимости может проводиться в несколько этапов, формы и срок проведения которых определяется преподавателем.
В качестве внешних экспертов при проведении промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ привлекаются председатель цикловой комиссии и (или) преподаватель смежной дисциплины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины "Русский язык и литература"
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература» предназначена для изучения русского языка и литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образов...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины "Русский язык и литература"
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература» предназначена для изучения русского языка и литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образов...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины "Русский язык и литература"
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература» предназначена для изучения русского языка и литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.01 ЛИТЕРАТУРА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.01 "ЛИТЕРАТУРА" создана для реализации среднего (полного) общего образования в пределах ППССЗ по специальности 09.01.02 «Компьют...
Рабочая программа по учебной дисциплине ОУПБ.02 Литература
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУПБ.02 «Литература» предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Рабочая программа обязательного учебного предмета «Литература» разработана на основании и в соответствии с- Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС СОО) ...
Рабочая программа по учебной дисциплине «Литература»для специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»
Рабочая программа по учебной дисциплине «Литература»для специальности23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»...