разработка практического занятия
учебно-методический материал

Барашева Алена Григорьевна

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2

Тема: Понятие и сущность права. Норма права и правовые отношения

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2

Тема: Понятие и сущность права. Норма права и правовые отношения

Учебная цель:

Обучить навыку работы с нормативно правовыми актами, источниками права.

Учебные задачи:

  1. Сформировать у студентов представление об основополагающих правовых нормативах, закрепленных нормативно правовых актах Российской Федерации.
  2. Понимать значения сущности права, норм права и правовых отношений.

Студент должен уметь:

  • правильно употреблять основные правовые понятия и категории;
  • характеризовать основные черты норм права;
  • объяснять взаимосвязь права и других социальных норм;
  • Применять правовые нормы.
  • Толковать правовые нормы..

Студент должен знать:

  • Стадии правоприменительного процесса.
  • Находить путем изучения нормативных норм права пробелы в законодательстве и способы их восполнения;
  • Правовые отношения: понятие, виды и признаки. Предпосылки возникновения, взаимосвязь норм права и правоотношений.

Форма работы: индивидуальная; фронтально-коллективная

Подготовительная работа (самостоятельная работа студента):

Подобрать и ознакомиться с материалами по теме «Понятие и сущность права.

Норма права и правовые отношения».

Ответить на вопросы:

  1. Понятие права?
  2. Источники права?
  3. Правовая норма, понятие и структура.
  4. Стадии правоприменительного процесса?
  5. Понятие правовых отношений, виды и признаки?
  • ответы зафиксировать в тетради.

фронтально-коллективная работа:

  1. Внимательно ознакомиться с темой, целью работы, предлагаемым к выполнению заданием. Убедиться в наличии полного объема необходимого материально-технического обеспечения.
  2. Обсудить вопросы, предложенные для актуализации теоретических знаний.

(рекомендуется провести в форме викторины).

  1. Рассмотреть схему №1. Научиться различать правовые нормы и различать отрасли права.

Схема 1. Система российского законодательства

Подзаконные нормативные акты - это принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права.

Отраслью права называется совокупность взаимосвязанных правовых норм, регулирующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений.

Отрасли права:

1. Конституционное право-совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя, правовое положение личности, порядок и деятельность высших органов государственной власти в стране, национально-государственное устройство. Основным источником конституционного права Российской Федерации является Конституция РФ.

2. Гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные, а также некоторые личные не имущественные отношения. Отношения в сфере гражданского права регулируется Гражданским кодексом РФ, федеральным гражданским законодательством.

3. Трудовое право - совокупность правовых норм, определяющих условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы охраны труда. Основным нормативно-правовым актом трудового права является Трудовой кодекс РФ.

4. Административное право - совокупность правовых норм, регулирующих управленческие отношения, складывающиеся в сфере исполнительной власти (в деятельности органов государственного управления). Важнейший источник административного права - Кодекс РФ об административных правонарушениях.

5. Гражданское процессуальное право-совокупность норм права, регулирующих деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров, возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых и иных отношений, а также деятельности арбитражных судов в и нотариата. Отношения в сфере гражданского судопроизводства регулируется Гражданско-процессуальным и Арбитражным кодексами РФ.

Индивидуальная работа студента.

1.Найдите понятие, которое обобщает все остальные.
а) нормативно-правовой акт
б) судебный прецедент
в) правовой обычай
г) источник права+
5) естественное право

2.Какие из данных понятий не относятся к источникам права?
а) правовой статус +
б) конституция страны
в) правовой обычай
г) постановления правительства
5) закон

3. По способам изложения выберите три варианта соотношения нормы права:
а) Регулятивный способ
б) Прямой способ+
в) Охранительный способ
г) Отсылочный способ+
5) Бланкетный способ+

4. В зависимости от отраслевой принадлежности нормы права делятся на следующие виды:
а) Локальные
б) Административные+
в) Запрещающие

5. Определите, что возникло раньше: нормы морали или нормы права?
а) нормы морали+
б) нормы права
в) они возникли одновременно
г) история не знает

6. Структурные элементы нормы права?
а) гипотеза, диспозиция, Санкция.+
б) нормы права, источники права.
в) императивные, диспозитивные, запрещающие
г) условие, содержание, последстия.

7. Как коротко трактуется гипотеза, диспозиция, санкция?
а) нормы морали, нормы права, норма социума
б) обьект, субьект, субъективная сторона
в) если, то, иначе+
г) до, после, последствия

8. Определите, что не относится к признакам права:
а) регулятивность+
б) нормативность
в) формальная определенность
г) системность

9. Выберите функцию права, которая проявляется в способности воздействовать на поведение членов общества правовыми средствами?
а) охранительная
б) регулятивная+
в) воспитательная

10. Что не относится к функциям права:
а) охранительная
б) регулятивная
в) обосновательная+
г) идеологическая

11. Отношения между людьми, урегулированные нормами права – это:
а) правонарушение
б) правоотношение +
в) правоспособность
г) дееспособность

12. Способность распоряжаться своими правами и нести обязанности – это:
а) правонарушение
б) правоотношение
в) правоспособность
г) дееспособность +

13. Лицо, обладающее способное осуществлять субъективные права и юридические обязанности:
а) субъект права +
б) субъект правоотношения
в) субъект правонарушения
г) объект правоотношений

14. Под деликтоспособностью понимают:
а) способность лично, своими действиями совершать гражданско- правовые сделки
б) предусмотренная нормами права возможность иметь субъективные права и юридические обязанности
в) предусмотренная правовыми нормами способность нести юридическую ответственность за совершение правонарушения +
г) наличие прав и обязанностей

15. Неправомерное, общественно опасное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность – это:
а) правонарушение +
б) правоотношение
в) правоспособность
г) дееспособность

Ответить на вопросы теста письменно и сдать преподавателю на проверку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия "СП при нервно-артрическом диатезе у детей"

Методическая разработка содержит методический и информационный блоки, контролирующий материал с эталонами ответов....

Методическая разработка практического занятия "Сахарный диабет"

Предназначена для проведения практического занятия по учебной дисциплине "Терапия", радел эндокринология, тема: "Сахарный диабет"...

Разработка практического занятия по теме «Решение практических задач с использованием «КонсультантПлюс», 2011

Методическая разработка практического занятия по теме «Решение практических задач с использованием «КонсультантПлюс» по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности», 2011...

Методическая разработка практического занятия " Отработка практических навыков по уходу за новорожденным с гемолитической болезнью"

Методическая разработка составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 31.02.02 «Акушерское дел...

Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования» на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной проблемы»

Методическая разработка практического занятия по дисциплине «Маркетинговые исследования»на тему «Разработка анкеты для проведения маркетингового исследования при решении конкретной п...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Гигиена и экология человека» Тема занятия:«Определение и оценка физических параметров воздушной среды в помещении»

Физические параметры воздушной среды (температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха) в помещении, а также естественная освещенность оказывают влияние на состояние здоровья населени...