рабочая программа по литературе 1 курс
рабочая программа
Настоящая рабочая программа базового уровня по литературе разработана для 10 очного класса. Согласно действующему в школе учебному плану на 2019-2020 учебный год рабочая программа для 1 курса предусматривает обучение в объеме 3 часов аудиторной нагрузки в неделю, всего 102 часа в год. Рабочая программа ориентирована на использование УМК авторов С.А.Зинин, В.И.Сахаров для 10 класса, - М: Просвещение, 2018 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_lit-ra_102_ch.doc | 396 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ для 1 курса (102 часа) Составитель: Уткина Лариса Валентина учитель русского языка и литературы |
г. Санкт-Петербург
2019-2020 уч. г.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа базового уровня по литературе разработана для 10 очного класса. Согласно действующему в школе учебному плану на 2019-2020 учебный год рабочая программа для 1 курса предусматривает обучение в объеме 3 часов аудиторной нагрузки в неделю, всего 102 часа в год. Рабочая программа ориентирована на использование УМК авторов С.А.Зинин, В.И.Сахаров для 10 класса, - М: Просвещение, 2018 г.
Планируемые результаты освоения учебного курса
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в., этапы их творческой эволюции;
- основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
- определять род и жанр литературного произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
- выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
Содержание курса «Литература. 10 класс» (102 ч; 3 ч в неделю)
- Введение в литературу периода конца 19 века.
- A.Н.Островский. Драма «Гроза» или «Бесприданница» (по выбору учителя и учащихся).
- И.А. Гончаров . Роман «Обломов»
- И.С.Тургенев «Отцы и дети»
- Н.Г.Чернышевкий . Ромен «Что делать?»
- Н.А.Некрасов. Стихотворения «Современная ода», «Колыбельная песня» («Подражание Лермонтову»), «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Я за то глубоко презираю себя...». «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»). Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
- Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Молчание!», «Не то, что мните вы, природа...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Как океан объемлет шар земной...», «Не плоть, а дух растлился в наши дни...», «Цицерон», «Последняя любовь», «Я встретил вас - и всё былое.. ». «Всё отнял у меня казнящий Бог...».
- А.А.Фет. Стихотворения «На заре ты ее не буди...», «Непогода-осень - куришь…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Когда читала ты мучительные строки…», «Шёпот, робкое дыханье...», «На стоге сена ночью южной...».
- Н.С.Лесков. Повесть «Очарованный странник».
- М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы», «История одного города», «Премудрый пескарь», «Дикий помещик»
- А.К. Толстой «Петр I»
- Л.Н.Толстой. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» (обзор). Повесть «Казаки» (обзор). Роман «Анна Каренина» (обзор). Роман - эпопея «Война и мир» (подробное изучение)
- Ф.М.Достоевский. Роман «Бедные люди» (обзор). Роман «Идиот» (обзор). Роман «Братья Карамазовы» (обзор). Роман «Преступление и наказание» (подробное изучение).
- А.П.Чехов. Повесть «Степь». Рассказы «Студент», «Анна на шее», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Архиерей», «Палата № 6», «Ионыч», трилогия о любви «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Пьеса «Вишневый сад».
- Значение русской литературы второй половины XIX века
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | В том числе на: | ||
развитие речи | внеклассное чтение | контрольные и проверочные работы | |||
1 | Введение | 2 | |||
2 | А.Н.Островский | 6 | 1 | ||
3 | И.А.Гончаров | 11 | 2 | 1 | |
4 | И.С.Тургенев | 8 | 1 | ||
5 | Н.Г.Чернышевский | 2 | |||
6 | Н.А.Некрасов | 12 | 1 | 1 | 1 |
7 | Ф.И.Тютчев | 3 | |||
8 | А.А.Фет | 4 | 2 | ||
9 | Н.С.Лесков | 4 | 1 | ||
10 | М.Е.Салтыков-Щедрин | 5 | 2 | ||
11 | А.К.Толстой | 3 | |||
12 | Л.Н.Толстой | 16 | 1 | 1 | |
13 | Ф.М.Достоевский | 11 | 2 | 1 | |
14 | А.П.Чехов | 9 | 1 | ||
15 | Значение русской литературы второй половины XIX века | 2 | 1 | ||
16 | Обобщающие уроки | 3 | 2 | 1 | |
17 | Резервные уроки | 4 | |||
Всего: | 79 | 14 | 6 | 3 | |
Итого: | 102 |
Приложение № 1
Календарно-тематическое планирование аудиторной нагрузки на 1 курсе рассчитано на детей со слабой успеваемостью и сниженным вниманием. В связи с этим необходимо выделение большего количества часов на изучение структурообразующих тем курса. Календарно-тематическое планирование | |||||||
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые результаты | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения |
Введение – 2 ч | |||||||
1 | Урок-пролог к курсу литературы в 10 классе. | 1 | Изучение нового материала | Знать основные темы и проблемы русской литературы 19 в. Уметь создавать устные сообщения. Использовать знания для создания связного текста с учетом норм русского литературного языка | |||
2 | Особенности литературного процесса второй половины XIX века | 1 | Изучение нового материала | Лекция, просмотр презентации, запись основных положений материала урока | Знать основные тенденции в развитии русской литературы 2 пол. 19 века. Уметь создавать устные сообщения, находить информацию по заданной теме в различных источниках, использовать знания для участия в диалоге и монологе | ||
А.Н.Островский – 6 ч | |||||||
3 | Очерк жизни и творчества. Островский – основоположник русского национального театра. | 1 | Изучение нового материала | Лекция, просмотр презентации, обзор пьес писателя | Знать жизненный и творческий путь писателя. Уметь создавать сообщения с применением презентации, использовать знания для создания связного текста | ||
4 | Жестокие нравы города Калинова. Пьеса «Гроза». | 1 | Изучение нового материала | Слово учителя, комментированное чтение отрывков из пьесы, аналитическая беседа | Знать средства создания образов. Уметь создавать устные сообщения, опираясь на текст, использовать знания для создания связного текста с учетом норм русского литературного языка | ||
5 | Катерина – русская трагическая героиня | 1 | Изучение нового материала | Комментированное чтение отрывков из пьесы, аналитическая беседа, анализ образа героини по плану, выразительное чтение монологов | Знать средства создания образа в драматическом произведении. Уметь анализировать образ | ||
6 | Кульминация и развязка трагедии. Сила и слабость характера | 1 | Изучение нового материала | Аналитическая беседа с опорой на текст, чтение наизусть монолога Катерины, составление таблицы | Знать средства создания образа в драматическом произведении. Уметь анализировать образ | ||
7 | Самодуры и молодое поколение в драме. | 1 | Изучение нового материала | Работа по тексту пьесы, реализация домашнего задания (выступления учащихся), сопоставительная характеристика Катерины и Варвары, Тихона и Бориса | Знать о самодурстве как социально-психологическом явлении. Уметь характеризовать самодуров и их жертвы, давать оценку поступкам героев, аргументировать свою точку зрения с опорой на текст | ||
8 | Р/р Подготовка к домашнему сочинению | 1 | Совершенствование ЗУН | Запись тем сочинений, комментарий, сбор материала к сочинению | Уметь писать сочинения на литературную тему, развивать письменную речь | ||
И.А.Гончаров – 11 ч | |||||||
9 | Очерк жизни и творчества писателя. | 1 | Изучение нового материала | Лекция, сопровождаемая просмотром материала презентации | Знать судьбу и личность писателя. Уметь находить нужную информацию в различных источниках | ||
10 | Идейно-художественный анализ первой части романа «Обломов» | 1 | Изучение нового материала | Работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа | Знать идейно-художественное своеобразие романа. Уметь характеризовать героя и его поступки, высказывать свою точку зрения с опорой на текст | ||
11 | Роль сна Обломова в раскрытии идейно-художественного содержания романа | 1 | Изучение нового материала | Работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа | Знать идейно-художественное своеобразие романа. Уметь характеризовать героя и его поступки, высказывать свою точку зрения с опорой на текст | ||
12 | Штольц – друг и главный антогонист Обломова. | 1 | Изучение нового материала | Аналитическая беседа с опорой на текст, составление сравнительной характеристики героев, заполнение таблицы | Знать образы героев. Уметь составлять сравнительную характеристику, использовать знания для заполнения таблицы | ||
13 | Обломов и Ольга Ильинская. | 1 | Изучение нового материала | Выразительное чтение отрывков из романа, аналитическая беседа, письменная работа | Уметь давать характеристику женских образов романа, использовать знания для создания связного текста | ||
14 | Жизнь на Выборгской стороне – воплощённая мечта Обломова? | 1 | Изучение нового материала | Аналитическая беседа с опорой на текст, дискуссия, комментированное чтение отрывков из романа | Уметь давать оценку поступкам героя, аргументировать свою точку зрения, развивать монологическую речь | ||
15 | Дальнейшая судьба героев романа | 1 | Изучение нового материала | Аналитическая беседа с опорой на текст, комментированное чтение отрывков из романа, самостоятельная работа | Уметь давать оценку поступкам героя, аргументировать свою точку зрения, развивать монологическую речь | ||
16 | Противоположные мнения о романе, положившие начало интерпретации «Обломова» в критике. | 1 | Изучение нового материала | Знакомство с критической литературой, различными точками зрения на роман, конспектирование, аналитическая беседа | Знать различные точки зрения на роман, уметь давать вою оценку, аргументировать свою точку зрения | ||
17-18 | Р/р Сочинение | 2 | Контрольный урок по развитию речи | Работа над сочинением | Развивать письменную речь | ||
19 | В/ч «Война с пустыней в человеческих душах». По повести Ю.Трифонова «Обмен» | 1 | Изучение нового материала | Аналитическая беседа по содержанию повести «Обмен», самостоятельная работа | Уметь определять проблему произведения, точку зрения автора на поднятую проблему, высказывать свою точку зрения, аргументировать | ||
И.С.Тургенев – 8 ч | |||||||
20 | И.С.Тургенев – сын своего времени. По страницам жизни и творчества писателя. | 1 | Комбинированный урок | Выступления подготовленных учеников, сопровождаемые просмотром презентаций, конспектирование материала | Знать творчество и судьбу писателя | ||
21 | Идейно-художественное своеобразие цикла «Записки охотника» Образы русских крестьян и помещиков. | 1 | Комбинированный урок | Аналитическая беседа по содержанию прочитанных рассказов, сопоставительная характеристика героев, работа с текстом | Уметь анализировать рассказы. Использовать знания для создания связного текста | ||
22 | Тургенев-романист. История создания романа «Отцы и дети». | 1 | Изучение нового материала | Обзор романтических произведений Тургенева, составление таблицы, конспектирование | Знать творческую историю создания и своеобразие романа. Уметь выявлять нравственную и философскую проблематику романа | ||
23 | Идеологическая «дуэль» Базарова и Павла Петровича Кирсанова | 1 | Изучение нового материала | Комментированное чтение отрывков из романа, аналитическая беседа | Знать материал об отношениях между героями. Уметь определять характер взаимоотношений, давать им оценку, высказывать свою точку зрения на поднятые героями проблемы | ||
24 | Любовь героя как наказание за ограниченность воззрений | 1 | Изучение нового материала | Аналитическая беседа, комментированное чтение отрывков, сопоставительная характеристика героев | Знать материал об отношениях между героями, уметь давать оценку поступкам героев с опорой на текст | ||
25 | Отчий дом – основа нравственного самосостояния человека. Сильные и слабые стороны Базарова | 1 | Изучение нового материала | Аналитическая беседа, комментированное чтение отрывков, дискуссия на тему «Сильные и слабые стороны Базарова» | Знать материал текста об отношениях между Базаровым и его родителями, уметь определять авторскую позицию и выражать свое отношение | ||
26 | Смерть Базарова – итог его жизненного пути. Эпилог романа | 1 | Изучение нового материала | Аналитическая беседа с опорой на текст, работу по тексту романа, обобщая беседа | Уметь определять авторскую позицию и выражать свое отношение к прочитанному, анализировать художественный образ | ||
27 | Контрольный тест по творчеству И.С.Тургенева | 1 | Контрольный урок | Обобщающая беседа по творчеству Тургенева, выполнение теста | Уметь использовать полученные знания при выполнении тестовых заданий | ||
Н.Г.Чернышевский – 2 ч | |||||||
28 | Н.Г.Чернышевский. Жизнь – подвиг. Роман «Что делать?» | 1 | Изучение нового материала | Урок-лекция, слово учителя, запись основных положений лекции, просмотр презентации | Знать материал о жизни и творчестве писателя, историю создания романа «Что делать?», соотносить биографию писателя с историческими событиями, происходящими в России | ||
29 | «Будущее светло и прекрасно…» Черты социальной утопии в романе | 1 | Изучение нового материала | Слово учителя, выступления подготовленных учеников, анализ эпизодов из текста | Уметь оценивать мастерство писателя | ||
Н.А.Некрасов – 12 ч | |||||||
30 | «Иди в огонь за честь Отчизны». Биография писателя в его стихах. | 1 | Комбинированный урок | Просмотр презентации, чтение подготовленными учениками стихотворений поэта, определение их темы и идеи, составление таблицы «Основные темы и мотивы лирики Некрасова» | Знать жизненный и творческий путь писателя. Уметь воспринимать и анализировать произведения поэта | ||
31 | Любовная лирика Некрасова. Панаевский цикл. | 1 | Изучение нового материала | Просмотр презентации, комментированное чтение стихотворений из «панаевского» цикла, анализ стихотворений | Уметь воспринимать и анализировать содержание стихотворений | ||
32 | «Душа народа русского» в изображении Некрасова. | 1 | Комбинированный урок | Чтение наизусть. Сопоставительный анализ стихотворений | Уметь воспринимать и анализировать содержание стихотворений | ||
33 | «Доля ты русская, долюшка женская» | 1 | Комбинированный урок | Просмотр презентации, составление таблицы, комментированное чтение произведений, проверочная работа | Уметь воспринимать и анализировать содержание стихотворений, определять тему и идею произведения | ||
34 | Р/р «Я лиру посвятил народу своему».Анализ стихотворений. | 1 | Контрольный урок по развитию речи | Письменный анализ стихотворений | Уметь анализировать стихотворение по плану | ||
35 | «В какой земле – рассчитывай, В какой земле – угадывай»… История создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо», её проблематика, композиция. | 1 | Изучение нового материала | Просмотр презентации, запись основных положений материала презентации, составление таблицы, комментированное чтение начала поэмы | Знать жанровое своеобразие поэмы, композиционные особенности, основные темы. Уметь анализировать поэтическое произведение | ||
36 | Многообразие крестьянских типов в поэме. | 1 | Изучение нового материала | Работа по тексту поэмы, аналитическая беседа, составление таблицы, словарная работа | Уметь воспринимать и анализировать содержание поэмы, определять многообразие крестьянских типов, их особенности | ||
37 | Образы крестьян-правдоискателей в поэме. Народ в споре о счастье. | 1 | Изучение нового материала | Аналитическая беседа по содержанию поэмы, характеристика образов крестьян-правдоискателей, сопоставительный анализ | Знать проблему нравственного идеала счастья. Уметь воспринимать и анализировать содержание поэмы, определять особенности образов крестьян, давать оценку их поступкам. | ||
38 | «Есть женщины в русских селеньях». | 1 | Комбинированный урок | Аналитическая беседа, сравнительный анализ женских образов из поэмы и ранее изученных произведений, составление таблицы | Уметь анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения | ||
39 | Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание | 1 | Изучение нового материала | Словарная работа, комментированное чтение отрывков из поэмы, аналитическая беседа | Знать образ героя. Уметь давать характеристику его поступкам | ||
40 | Проверочная работа по творчеству Некрасова | 1 | Контрольный урок | Тест | Уметь применять полученные знания при выполнении тестовых заданий | ||
41 | В/ч Деревенская проза В.М.Шукшина | 1 | Изучение нового материала | Просмотр презентации о жизни и творчестве Шукшина, выступления подготовленных учеников с презентацией прочитанных рассказов, обобщающая беседа | Знать материал о творчестве Шукшина, уметь определять тематику его рассказов, особенности литературных образов, созданных писателей | ||
Ф.И.Тютчев – 3 ч | |||||||
42 | Очерк жизни и творчества. «Вся жизнь – рифма к природе». Основные темы и мотивы лирики Тютчева | 1 | Комбинированный урок | Просмотр презентации о жизни и творчестве Тютчева, чтение стихотворений подготовленными учениками, составление таблицы | Знать основные темы и идеи лирики, уметь определять темы и идеи лирики | ||
43 | Любовная лирика – «роковой поединок». | 1 | Комбинированный урок | Литературный салон «Жизни блаженство в одной лишь любви» | Знать любовную лирику, уметь воспринимать и анализировать стихотворения, использовать знания для анализа стихотворений | ||
44 | Философская лирика Тютчева. | 1 | Изучение нового материала | Комментированное чтение стихотворений, анализ, составление таблицы «Особенности философской лирики Тютчева» | Знать философскую лирику, уметь воспринимать и анализировать стихотворения | ||
А.А.Фет – 4 ч | |||||||
45 | Очерк жизни и творчества. | 1 | Комбинированный урок | Просмотр презентации о жизни и творчестве Фета, чтение ранее изученных стихотворений поэта подготовленными учениками, определение тем стихотворений | Знать жизненный и творческий путь писателя, уметь воспринимать, анализировать и выразительно читать стихотворения поэта | ||
46 | Философская лирика Фета. | 1 | Изучение нового материала | Комментированное чтение стихотворений, анализ, составление таблицы «Особенности философской лирики Фета» | Знать философскую лирику, уметь воспринимать и анализировать стихотворения | ||
47-48 | Р/р Анализ стихотворений. Защита творческих работ | 2 | Контрольный урок | Защита творческих работ | Уметь анализировать стихотворения, знать историю их создания, развивать монологическую речь и умение выступать публично | ||
Н.С.Лесков – 4 ч | |||||||
49 | Очерк жизни и творчества Лескова | 1 | Изучение нового материала | Просмотр презентации о жизни и творчестве писателя, выступления подготовленных учеников с обзором произведений автора | Знать художественный мир писателя. Уметь определять ключевые моменты творческой биографии, основные мотивы творчества | ||
50 | Праведники Лескова. Повесть «Очарованный странник». | 1 | Изучение нового материала | Выборочное чтение эпизодов из текста, аналитическая беседа, составление таблицы | Знать образ праведников и злодеев. Уметь анализировать характер героя | ||
51 | Праведники Лескова. Рассказ «Однодум» | 1 | Изучение нового материала | Выборочное чтение эпизодов из текста, аналитическая беседа, сопоставление героев из «Очарованного странника» и «Однодума» | Знать образ праведников и злодеев. Уметь анализировать характер героя | ||
52 | В/ч Урок-размышление «Что сближает праведников Лескова и Солженицына»? | 1 | Комбинированный урок | Аналитическая беседа по изученным произведениям Лескова и рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор», сравнительная характеристика героев | Уметь находить в произведениях XIX и XX веков общие темы и проблемы, определять их значение для нравственного становления личности человека | ||
М.Е.Салтыков-Щедрин – 5 ч | |||||||
53 | Очерк жизни и творчества. | 1 | Комбинированный урок | Просмотр презентации, составление хронологической таблицы жизни и творчества писателя, беседа по ранее изученным произведениям сатирика, словарная работа | Знать художественный мир писателя. Уметь воспринимать и анализировать созданные им образы | ||
54 | Народ и господствующие классы в сказках Салтыкова-Щедрина. Сказка «Дикий помещик» - беспощадная сатира на барство. | 1 | Комбинированный урок | Аналитическая беседа по содержанию сказки, выступления подготовленных учеников с презентацией прочитанных сказок, составление таблицы «Особенности сказок Салтыкова-Щедрина | Знать смысл сказок, сатирические приемы создания образов. Уметь воспринимать и анализировать сказки. | ||
55 | «Премудрый пескарь» - сказка-притча о смысле жизни | 1 | Комбинированный урок | Аналитическая беседа, определение проблемы сказки, характеристика героя с опорой на текст | Знать содержание сказки, приёмы создания сатирических образов. Уметь анализировать произведения малого жанра, определять его проблему, давать оценку героям | ||
56-57 | Р/р «Вечные темы и сюжеты» В «Сказках». Урок-защита проектов. | 2 | Контрольный урок по развитию речи | Защита проектов | Развивать монологическую речь, умение защищать свою точку зрения на поставленные проблемы, отбирать материал, используя Интернет и другие источники | ||
А.К.Толстой – 3 ч | |||||||
58 | Жизнь и творчество. Анализ стихотворений о природе и любви | 1 | Изучение нового материала | Выступление учащихся, составление тезисов выступлений, работа с текстами стихотворений, работа над средствами выразительности | Знать биографию писателя, уметь анализировать стихотворения | ||
59 | Историческая тема в стихотворениях А.К.Толстого. Сатирические произведения | 1 | Изучение нового материала | Анализ стихотворений, работа по теории литературы, комментированное чтение | Совершенствовать умение по анализу стихотворений | ||
60 | Козьма Прутков и его афоризмы | 1 | Изучение нового материала | Выступления подготовленных учеников, просмотр презентации, запись афоризмов, работа над их содержанием | Знать историю творческого коллектива, вошедшего в русскую литературу под именем Козьмы Пруткова, афоризмы; уметь применять их в речи | ||
Л.Н.Толстой – 16 ч | |||||||
61 | По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой – человек, мыслитель, писатель. Толстой в Казани. | 1 | Комбинированный урок | Просмотр презентации о жизни и творчестве писателя, составление хронологической таблицы, выступления подготовленных учеников с рассказом о жизни Толстого в Казани, заочная экскурсия по толстовским местам в Казани | Знать основные этапы жизни и творчества писателя | ||
62 | Суровая правда войны в «Севастопольских рассказах». | 1 | Изучение нового материала | Выступление ученика с исторической справкой, аналитическая беседа по содержанию «Севастопольских рассказов», определение их особенностей, составление таблицы | Знать содержание сборника «Севастопольские рассказы», уметь определять их проблематику, новаторство писателя в изображении войны | ||
63 | «Вечная книга великого писателя». История создания романа «Война и мир». Жанровое своеобразие. | 1 | Изучение нового материала. | Лекция, сопровождаемая просмотром презентации, составлением таблицы | Уметь конспектировать основные положения лекции. Знать жанровые и композиционные особенности произведения | ||
64 | Вечер в салоне Шерер. Жизнь Петербурга | 1 | Изучение нового материала | Комментированное чтение отрывков из романа, анализ эпизодов, оценка поведения литературных героев | Уметь анализировать эпизод, давать оценку литературным героям по их речи, поступкам, поведению по отношению к окружающим их людям | ||
65 | «Мысль семейная в романе «Война и мир» | 1 | Изучение нового материала | Аналитическая беседа, сопровождаемая комментированным чтением отрывков из романа | Знать содержание романа, нравственные ценности людей, уметь анализировать эпизоды | ||
66 | Война 1805-1807 годов на страницах романа. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения | 1 | Изучение нового материала | Комментированное чтение эпизодов, обобщающая беседа, выступления учащихся с исторической справкой | Знать особенности изображения войны, своеобразие создания исторических личностей. Уметь раскрыть особенности изображения войны, своеобразие создания исторических личностей | ||
67-68 | Жизненный путь героя – путь самосовершенствования. А.Болконский. | 2 | Изучение нового материала | Работа с текстом романа, комментированное чтение эпизодов, аналитическая беседа, составление таблицы, выразительное чтение отрывков, просмотр эпизодов из кинофильма «Война и мир» | Знать исторические процессы в стране через судьбы героев. Уметь давать характеристику героев, проследить исторические процессы в стране через судьбы героев | ||
69-70 | Жизненные искания Пьера Безухова. | 2 | Изучение нового материала | Работа с текстом романа, комментированное чтение эпизодов, аналитическая беседа, составление таблицы, выразительное чтение отрывков, просмотр эпизодов из кинофильма «Война и мир» | Знать исторические процессы в стране через судьбы героев. Уметь давать характеристику героев, проследить исторические процессы в стране через судьбы героев | ||
71 | Наташа Ростова на пути к счастью. | 1 | Изучение нового материала | Характеристика литературного образа героини, выразительное чтение эпизодов с последующим анализом и просмотром отрывков из кинофильма | Уметь давать характеристику героини через её поступки | ||
72 | Бородинское сражение – кульминация романа | 1 | Изучение нового материала | Выступление ученика с исторической справкой, анализ эпизодов, аналитическая беседа | Знать особенности изображения войны. Уметь выявлять идейно-художественные особенности изображения Бородинского сражения | ||
73 | Философия истории. Кутузов и Наполеон. | 1 | Изучение нового материала | Историческая справка о Кутузове и Наполеоне, сравнительный анализ эпизодов, изображающих полководцев, составление таблицы, обобщающая беседа | Знать образы героев. Уметь давать сравнительную характеристику героев, производить анализ эпизода | ||
74 | Обобщающий урок по роману «Война и мир». Контрольный тест по творчеству Толстого | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Обобщающая беседа, тест | Уметь применять полученные знания при выполнении тестовых заданий | ||
75 | Р/р Подготовка к домашнему сочинению по роману «Война и мир» | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Запись тем сочинений, их анализ, отбор материала | Уметь отбирать материал для раскрытия темы сочинения | ||
76 | В/ч «Страшная явь войны». К Воробьёв «Убиты под Москвой», А.Кондратьев «Сашка». | 1 | Изучение нового материала | Просмотр презентации «Великая Отечественная война в литературе». Беседа по содержанию прочитанных произведений, сопоставительный анализ | Уметь определять проблематику произведений, особенности изображения войны | ||
Ф.М.Достоевский – 11 ч | |||||||
77 | Пролог к творчеству Достоевского. Художественный мир писателя | 1 | Изучение нового материала | Просмотр презентации о жизни и творчестве писателя с параллельным составлением записей её основных положений | Знать особенности мировоззрения, своеобразие творчества писателя, уметь определять особенности мировоззрения, своеобразие творчества | ||
78 | Пролог к роману «Преступление и наказание». Образ Петербурга и средства воссоздания его в романе | 1 | Изучение нового материала | Знакомство с историей создания романа, выборочное чтение отрывков из текста, рисующих Петербург, аналитическая беседа по прочитанному материалу | Знать историю создания, тематику, проблематику, образ Петербурга, Уметь определять историю создания, тематику, проблематику | ||
79 | Психологический отчёт одного преступления. Мир «униженных и оскорбленных» в романе | 1 | Изучение нового материала | Проанализировать эпизоды, рассказывающие о жизни Родиона, его семьи, семьи Мармеладовых | Знать особенности мира «униженных и оскорбленных», уметь раскрыть их на примерах текста | ||
80 | Родион Раскольников и его двойники и антиподы. | 1 | Изучение нового материала | Работа с текстом, выбор материала для составления таблицы «Двойники и антиподы Раскольникова» | Уметь сравнивать, сопоставлять поступки героев, соотнося их с поведением главного героя | ||
81 | .«Правда» Сони Мармеладовой. | 1 | Изучение нового материала | Работа с текстом, аналитическая беседа, сопоставление «преступлений» Раскольникова и Сони, их характера. | Уметь давать характеристику героям и их поступкам, выявить протест писателя против бесчеловечности общества | ||
82 | Разоблачение в романе идеи «одно зло и сто добрых дел». | 1 | Изучение нового материала | Анализ эпизодов, аналитическая беседа, дискуссия | Знать суть теории героя. Уметь раскрыть суть теории героя, разобраться в ведущих мотивах преступления | ||
83 | От преступления к наказанию. Наказание преступления по закону совести. | 1 | Изучение нового материала | Анализ эпизодов, аналитическая беседа, дискуссия | Уметь определить суть наказания героя, дать собственную оценку | ||
84 | Размышления над страницами романа. Эпилог к роману. | 1 | Комбинированный урок | Аналитическая беседа, дискуссия, выступления учащихся по вопросам, данным на предыдущем уроке | Уметь осмыслить последние страницы романа | ||
85-86 | Р/р Сочинение в жанре эссе | 2 | Контрольный урок по развитию речи | Работа над сочинением в жанре эссе | Знать содержание романа. Уметь осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно оформить сочинение | ||
87 | В/ч Первоисточники нравственности человека. В.Распутин «Живи и помни». | 1 | Изучение нового материала | Беседа по содержанию произведения, определение его темы, проблемы, характеристика героев и их поступков | Уметь определять тему и идею произведения, давать оценку поступкам героев, высказывать свою точку зрения | ||
А.П.Чехов – 9 ч | |||||||
88 | Очерк жизни и творчества. Личность писателя А.П.Чехова | 1 | Комбинированный урок | Просмотр презентации о жизни и творчестве писателя с последовательным составлением хронологической таблицы. Обзор произведений Чехова, их художественные особенности | Знать особенности творчества писателя и его произведений. Уметь определять проблемы и решение их в рассказах. | ||
89 | Крушение доктора Старцева. «Ионыч» | 1 | Изучение нового материала | Аналитическая беседа по содержанию произведения, сопровождаемая чтением эпизодов, составление схемы-характеристики героя | Знать содержание рассказа, уметь определять проблему рассказа, нравственные ценности героя, давать оценку герою через его жизненные ценности | ||
90 | Испытание веры. Повесть «В овраге». | 1 | Изучение нового материала | Аналитическая беседа по содержанию произведения, сопровождаемая чтением эпизодов, обобщающая беседа | Знать содержание повести, уметь давать оценку поступкам героев, определять их жизненные ценности | ||
91 | Философский характер новеллы «Студент». | 1 | Изучение нового материала | Комментированное чтение рассказа, определение его особенностей, проверочная работа | Уметь определять философский смысл рассказа, развивать монологическую речь | ||
92 | Драматургия Чехова. Общая характеристика «новой драмы». Пьеса «Вишнёвый сад». Развитие социального конфликта. Смысл названия пьесы. | 1 | Изучение нового материала | Слово учителя о драматургии Чехова, её особенностях, словарная работа по теории литературы, работа по содержанию пьесы | Знать новаторство драматурга, историю создания, сюжет и конфликт пьесы, уметь анализировать драматические произведения | ||
93 | Система образов. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе «Вишнёвый сад». | 1 | Изучение нового материала | Работа по содержанию пьесы, анализ эпизодов | Знать систему образов, способы их создания , уметь воспринимать, анализировать пьесу | ||
94 | Главный образ пьесы | 1 | Изучение нового материала | Обобщающая беседа по пьесе «Вишнёвый сад», самостоятельная работа | Развивать монологическую речь, умение определять скрытый смысл произведения | ||
95 | Обобщающий урок по творчеству А.П.Чехова. | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Составление таблицы, тест | Уметь применять полученные знания при выполнении тестовых заданий | ||
96 | Р/р Письменная работа по рассказам Чехова. Размышления читателя | 1 | Урок по развитию речи | Письменная работа | Уметь высказывать свою точку зрения на прочитанное произведение | ||
Значение русской литературы 2 половины 19 века – 2 ч | |||||||
97 | Значение русской литературы второй половины XIX | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Обобщающая беседа, составление таблицы «Значение и особенности русской литературы второй половины XIX» | Уметь | ||
98 | Контрольный тест по русской литературе 2-й половины XIX века | 1 | Контрольный урок | Тест | |||
99 | В/ч Рекомендации на лето | 1 | |||||
100-101 | Р/р Произведение из курса 10 класса, которое не оставило меня равнодушным | 2 | |||||
102 | Резервный урок |
Приложение № 2
Календарно-тематическое планирование аудиторной нагрузки в 10 «Б» классе рассчитано на детей со слабой успеваемостью и сниженной мотивацией. В связи с этим необходимо выделение большего количества часов на изучение структурообразующих тем курса. Календарно-тематическое планирование в 10 «Б» классе | |||||||
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые результаты | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения |
Введение – 2 ч | |||||||
1 | Урок-пролог к курсу литературы в 10 классе. | 1 | Изучение нового материала | Знать основные темы и проблемы русской литературы 19 в. Уметь создавать устные сообщения. Использовать знания для создания связного текста с учетом норм русского литературного языка | |||
2 | Особенности литературного процесса второй половины XIX века | 1 | Изучение нового материала | Лекция, просмотр презентации, запись основных положений материала урока | Знать основные тенденции в развитии русской литературы 2 пол. 19 века. Уметь создавать устные сообщения, находить информацию по заданной теме в различных источниках, использовать знания для участия в диалоге и монологе | ||
А.Н.Островский – 6 ч | |||||||
3 | Очерк жизни и творчества. Островский – основоположник русского национального театра. | 1 | Изучение нового материала | Лекция, просмотр презентации, обзор пьес писателя | Знать жизненный и творческий путь писателя. Уметь создавать сообщения с применением презентации, использовать знания для создания связного текста | ||
4 | Жестокие нравы города Калинова. Пьеса «Гроза». | 1 | Изучение нового материала | Слово учителя, комментированное чтение отрывков из пьесы, аналитическая беседа | Знать средства создания образов. Уметь создавать устные сообщения, опираясь на текст, использовать знания для создания связного текста с учетом норм русского литературного языка | ||
5 | Катерина – русская трагическая героиня | 1 | Изучение нового материала | Комментированное чтение отрывков из пьесы, аналитическая беседа, анализ образа героини по плану, выразительное чтение монологов | Знать средства создания образа в драматическом произведении. Уметь анализировать образ | ||
6 | Кульминация и развязка трагедии. Сила и слабость характера | 1 | Изучение нового материала | Аналитическая беседа с опорой на текст, чтение наизусть монолога Катерины, составление таблицы | Знать средства создания образа в драматическом произведении. Уметь анализировать образ | ||
7 | Самодуры и молодое поколение в драме. | 1 | Изучение нового материала | Работа по тексту пьесы, реализация домашнего задания (выступления учащихся), сопоставительная характеристика Катерины и Варвары, Тихона и Бориса | Знать о самодурстве как социально-психологическом явлении. Уметь характеризовать самодуров и их жертвы, давать оценку поступкам героев, аргументировать свою точку зрения с опорой на текст | ||
8 | Р/р Подготовка к домашнему сочинению | 1 | Совершенствование ЗУН | Запись тем сочинений, комментарий, сбор материала к сочинению | Уметь писать сочинения на литературную тему, развивать письменную речь | ||
И.А.Гончаров – 11 ч | |||||||
9 | Очерк жизни и творчества писателя. | 1 | Изучение нового материала | Лекция, сопровождаемая просмотром материала презентации | Знать судьбу и личность писателя. Уметь находить нужную информацию в различных источниках | ||
10 | Идейно-художественный анализ первой части романа «Обломов» | 1 | Изучение нового материала | Работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа | Знать идейно-художественное своеобразие романа. Уметь характеризовать героя и его поступки, высказывать свою точку зрения с опорой на текст | ||
11 | Роль сна Обломова в раскрытии идейно-художественного содержания романа | 1 | Изучение нового материала | Работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа | Знать идейно-художественное своеобразие романа. Уметь характеризовать героя и его поступки, высказывать свою точку зрения с опорой на текст | ||
12 | Штольц – друг и главный антогонист Обломова. | 1 | Изучение нового материала | Аналитическая беседа с опорой на текст, составление сравнительной характеристики героев, заполнение таблицы | Знать образы героев. Уметь составлять сравнительную характеристику, использовать знания для заполнения таблицы | ||
13 | Обломов и Ольга Ильинская. | 1 | Изучение нового материала | Выразительное чтение отрывков из романа, аналитическая беседа, письменная работа | Уметь давать характеристику женских образов романа, использовать знания для создания связного текста | ||
14 | Жизнь на Выборгской стороне – воплощённая мечта Обломова? | 1 | Изучение нового материала | Аналитическая беседа с опорой на текст, дискуссия, комментированное чтение отрывков из романа | Уметь давать оценку поступкам героя, аргументировать свою точку зрения, развивать монологическую речь | ||
15 | Дальнейшая судьба героев романа | 1 | Изучение нового материала | Аналитическая беседа с опорой на текст, комментированное чтение отрывков из романа, самостоятельная работа | Уметь давать оценку поступкам героя, аргументировать свою точку зрения, развивать монологическую речь | ||
16 | Противоположные мнения о романе, положившие начало интерпретации «Обломова» в критике. | 1 | Изучение нового материала | Знакомство с критической литературой, различными точками зрения на роман, конспектирование, аналитическая беседа | Знать различные точки зрения на роман, уметь давать вою оценку, аргументировать свою точку зрения | ||
17-18 | Р/р Сочинение | 2 | Контрольный урок по развитию речи | Работа над сочинением | Развивать письменную речь | ||
19 | В/ч «Война с пустыней в человеческих душах». По повести Ю.Трифонова «Обмен» | 1 | Изучение нового материала | Аналитическая беседа по содержанию повести «Обмен», самостоятельная работа | Уметь определять проблему произведения, точку зрения автора на поднятую проблему, высказывать свою точку зрения, аргументировать | ||
И.С.Тургенев – 8 ч | |||||||
20 | И.С.Тургенев – сын своего времени. По страницам жизни и творчества писателя. | 1 | Комбинированный урок | Выступления подготовленных учеников, сопровождаемые просмотром презентаций, конспектирование материала | Знать творчество и судьбу писателя | ||
21 | Идейно-художественное своеобразие цикла «Записки охотника» Образы русских крестьян и помещиков. | 1 | Комбинированный урок | Аналитическая беседа по содержанию прочитанных рассказов, сопоставительная характеристика героев, работа с текстом | Уметь анализировать рассказы. Использовать знания для создания связного текста | ||
22 | Тургенев-романист. История создания романа «Отцы и дети». | 1 | Изучение нового материала | Обзор романтических произведений Тургенева, составление таблицы, конспектирование | Знать творческую историю создания и своеобразие романа. Уметь выявлять нравственную и философскую проблематику романа | ||
23 | Идеологическая «дуэль» Базарова и Павла Петровича Кирсанова | 1 | Изучение нового материала | Комментированное чтение отрывков из романа, аналитическая беседа | Знать материал об отношениях между героями. Уметь определять характер взаимоотношений, давать им оценку, высказывать свою точку зрения на поднятые героями проблемы | ||
24 | Любовь героя как наказание за ограниченность воззрений | 1 | Изучение нового материала | Аналитическая беседа, комментированное чтение отрывков, сопоставительная характеристика героев | Знать материал об отношениях между героями, уметь давать оценку поступкам героев с опорой на текст | ||
25 | Отчий дом – основа нравственного самосостояния человека. Сильные и слабые стороны Базарова | 1 | Изучение нового материала | Аналитическая беседа, комментированное чтение отрывков, дискуссия на тему «Сильные и слабые стороны Базарова» | Знать материал текста об отношениях между Базаровым и его родителями, уметь определять авторскую позицию и выражать свое отношение | ||
26 | Смерть Базарова – итог его жизненного пути. Эпилог романа | 1 | Изучение нового материала | Аналитическая беседа с опорой на текст, работу по тексту романа, обобщая беседа | Уметь определять авторскую позицию и выражать свое отношение к прочитанному, анализировать художественный образ | ||
27 | Контрольный тест по творчеству И.С.Тургенева | 1 | Контрольный урок | Обобщающая беседа по творчеству Тургенева, выполнение теста | Уметь использовать полученные знания при выполнении тестовых заданий | ||
Н.Г.Чернышевский – 2 ч | |||||||
28 | Н.Г.Чернышевский. Жизнь – подвиг. Роман «Что делать?» | 1 | Изучение нового материала | Урок-лекция, слово учителя, запись основных положений лекции, просмотр презентации | Знать материал о жизни и творчестве писателя, историю создания романа «Что делать?», соотносить биографию писателя с историческими событиями, происходящими в России | ||
29 | «Будущее светло и прекрасно…» Черты социальной утопии в романе | 1 | Изучение нового материала | Слово учителя, выступления подготовленных учеников, анализ эпизодов из текста | Уметь оценивать мастерство писателя | ||
Н.А.Некрасов – 12 ч | |||||||
30 | «Иди в огонь за честь Отчизны». Биография писателя в его стихах. | 1 | Комбинированный урок | Просмотр презентации, чтение подготовленными учениками стихотворений поэта, определение их темы и идеи, составление таблицы «Основные темы и мотивы лирики Некрасова» | Знать жизненный и творческий путь писателя. Уметь воспринимать и анализировать произведения поэта | ||
31 | Любовная лирика Некрасова. Панаевский цикл. | 1 | Изучение нового материала | Просмотр презентации, комментированное чтение стихотворений из «панаевского» цикла, анализ стихотворений | Уметь воспринимать и анализировать содержание стихотворений | ||
32 | «Душа народа русского» в изображении Некрасова. | 1 | Комбинированный урок | Чтение наизусть. Сопоставительный анализ стихотворений | Уметь воспринимать и анализировать содержание стихотворений | ||
33 | «Доля ты русская, долюшка женская» | 1 | Комбинированный урок | Просмотр презентации, составление таблицы, комментированное чтение произведений, проверочная работа | Уметь воспринимать и анализировать содержание стихотворений, определять тему и идею произведения | ||
34 | Р/р «Я лиру посвятил народу своему».Анализ стихотворений. | 1 | Контрольный урок по развитию речи | Письменный анализ стихотворений | Уметь анализировать стихотворение по плану | ||
35 | «В какой земле – рассчитывай, В какой земле – угадывай»… История создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо», её проблематика, композиция. | 1 | Изучение нового материала | Просмотр презентации, запись основных положений материала презентации, составление таблицы, комментированное чтение начала поэмы | Знать жанровое своеобразие поэмы, композиционные особенности, основные темы. Уметь анализировать поэтическое произведение | ||
36 | Многообразие крестьянских типов в поэме. | 1 | Изучение нового материала | Работа по тексту поэмы, аналитическая беседа, составление таблицы, словарная работа | Уметь воспринимать и анализировать содержание поэмы, определять многообразие крестьянских типов, их особенности | ||
37 | Образы крестьян-правдоискателей в поэме. Народ в споре о счастье. | 1 | Изучение нового материала | Аналитическая беседа по содержанию поэмы, характеристика образов крестьян-правдоискателей, сопоставительный анализ | Знать проблему нравственного идеала счастья. Уметь воспринимать и анализировать содержание поэмы, определять особенности образов крестьян, давать оценку их поступкам. | ||
38 | «Есть женщины в русских селеньях». | 1 | Комбинированный урок | Аналитическая беседа, сравнительный анализ женских образов из поэмы и ранее изученных произведений, составление таблицы | Уметь анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения | ||
39 | Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание | 1 | Изучение нового материала | Словарная работа, комментированное чтение отрывков из поэмы, аналитическая беседа | Знать образ героя. Уметь давать характеристику его поступкам | ||
40 | Проверочная работа по творчеству Некрасова | 1 | Контрольный урок | Тест | Уметь применять полученные знания при выполнении тестовых заданий | ||
41 | В/ч Деревенская проза В.М.Шукшина | 1 | Изучение нового материала | Просмотр презентации о жизни и творчестве Шукшина, выступления подготовленных учеников с презентацией прочитанных рассказов, обобщающая беседа | Знать материал о творчестве Шукшина, уметь определять тематику его рассказов, особенности литературных образов, созданных писателей | ||
Ф.И.Тютчев – 3 ч | |||||||
42 | Очерк жизни и творчества. «Вся жизнь – рифма к природе». Основные темы и мотивы лирики Тютчева | 1 | Комбинированный урок | Просмотр презентации о жизни и творчестве Тютчева, чтение стихотворений подготовленными учениками, составление таблицы | Знать основные темы и идеи лирики, уметь определять темы и идеи лирики | ||
43 | Любовная лирика – «роковой поединок». | 1 | Комбинированный урок | Литературный салон «Жизни блаженство в одной лишь любви» | Знать любовную лирику, уметь воспринимать и анализировать стихотворения, использовать знания для анализа стихотворений | ||
44 | Философская лирика Тютчева. | 1 | Изучение нового материала | Комментированное чтение стихотворений, анализ, составление таблицы «Особенности философской лирики Тютчева» | Знать философскую лирику, уметь воспринимать и анализировать стихотворения | ||
А.А.Фет – 4 ч | |||||||
45 | Очерк жизни и творчества. | 1 | Комбинированный урок | Просмотр презентации о жизни и творчестве Фета, чтение ранее изученных стихотворений поэта подготовленными учениками, определение тем стихотворений | Знать жизненный и творческий путь писателя, уметь воспринимать, анализировать и выразительно читать стихотворения поэта | ||
46 | Философская лирика Фета. | 1 | Изучение нового материала | Комментированное чтение стихотворений, анализ, составление таблицы «Особенности философской лирики Фета» | Знать философскую лирику, уметь воспринимать и анализировать стихотворения | ||
47-48 | Р/р Анализ стихотворений. Защита творческих работ | 2 | Контрольный урок | Защита творческих работ | Уметь анализировать стихотворения, знать историю их создания, развивать монологическую речь и умение выступать публично | ||
Н.С.Лесков – 4 ч | |||||||
49 | Очерк жизни и творчества. | 1 | Изучение нового материала | Просмотр презентации о жизни и творчестве писателя, выступления подготовленных учеников с обзором произведений автора | Знать художественный мир писателя. Уметь определять ключевые моменты творческой биографии, основные мотивы творчества | ||
50 | Праведники Лескова. Повесть «Очарованный странник». | 1 | Изучение нового материала | Выборочное чтение эпизодов из текста, аналитическая беседа, составление таблицы | Знать образ праведников и злодеев. Уметь анализировать характер героя | ||
51 | Праведники Лескова. Рассказ «Однодум» | 1 | Изучение нового материала | Выборочное чтение эпизодов из текста, аналитическая беседа, сопоставление героев из «Очарованного странника» и «Однодума» | Знать образ праведников и злодеев. Уметь анализировать характер героя | ||
52 | В/ч Урок-размышление «Что сближает праведников Лескова и Солженицына»? | 1 | Комбинированный урок | Аналитическая беседа по изученным произведениям Лескова и рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор», сравнительная характеристика героев | Уметь находить в произведениях XIX и XX веков общие темы и проблемы, определять их значение для нравственного становления личности человека | ||
М.Е.Салтыков-Щедрин – 5 ч | |||||||
53 | Очерк жизни и творчества. | 1 | Комбинированный урок | Просмотр презентации, составление хронологической таблицы жизни и творчества писателя, беседа по ранее изученным произведениям сатирика, словарная работа | Знать художественный мир писателя. Уметь воспринимать и анализировать созданные им образы | ||
54 | Народ и господствующие классы в сказках Салтыкова-Щедрина. Сказка «Дикий помещик» - беспощадная сатира на барство. | 1 | Комбинированный урок | Аналитическая беседа по содержанию сказки, выступления подготовленных учеников с презентацией прочитанных сказок, составление таблицы «Особенности сказок Салтыкова-Щедрина | Знать смысл сказок, сатирические приемы создания образов. Уметь воспринимать и анализировать сказки. | ||
55 | «Премудрый пескарь» - сказка-притча о смысле жизни | 1 | Комбинированный урок | Аналитическая беседа, определение проблемы сказки, характеристика героя с опорой на текст | Знать содержание сказки, приёмы создания сатирических образов. Уметь анализировать произведения малого жанра, определять его проблему, давать оценку героям | ||
56-57 | Р/р «Вечные темы и сюжеты» В «Сказках». Урок-защита проектов. | 2 | Контрольный урок по развитию речи | Защита проектов | Развивать монологическую речь, умение защищать свою точку зрения на поставленные проблемы, отбирать материал, используя Интернет и другие источники | ||
А.К.Толстой – 3 ч | |||||||
58 | Жизнь и творчество. Анализ стихотворений о природе и любви | 1 | Изучение нового материала | Выступление учащихся, составление тезисов выступлений, работа с текстами стихотворений, работа над средствами выразительности | Знать биографию писателя, уметь анализировать стихотворения | ||
59 | Историческая тема в стихотворениях А.К.Толстого. Сатирические произведения | 1 | Изучение нового материала | Анализ стихотворений, работа по теории литературы, комментированное чтение | Совершенствовать умение по анализу стихотворений | ||
60 | Козьма Прутков и его афоризмы | 1 | Изучение нового материала | Выступления подготовленных учеников, просмотр презентации, запись афоризмов, работа над их содержанием | Знать историю творческого коллектива, вошедшего в русскую литературу под именем Козьмы Пруткова, афоризмы; уметь применять их в речи | ||
Л.Н.Толстой – 16 ч | |||||||
61 | По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой – человек, мыслитель, писатель. Толстой в Казани. | 1 | Комбинированный урок | Просмотр презентации о жизни и творчестве писателя, составление хронологической таблицы, выступления подготовленных учеников с рассказом о жизни Толстого в Казани, заочная экскурсия по толстовским местам в Казани | Знать основные этапы жизни и творчества писателя | ||
62 | Суровая правда войны в «Севастопольских рассказах». | 1 | Изучение нового материала | Выступление ученика с исторической справкой, аналитическая беседа по содержанию «Севастопольских рассказов», определение их особенностей, составление таблицы | Знать содержание сборника «Севастопольские рассказы», уметь определять их проблематику, новаторство писателя в изображении войны | ||
63 | «Вечная книга великого писателя». История создания романа «Война и мир». Жанровое своеобразие. | 1 | Изучение нового материала. | Лекция, сопровождаемая просмотром презентации, составлением таблицы | Уметь конспектировать основные положения лекции. Знать жанровые и композиционные особенности произведения | ||
64 | Вечер в салоне Шерер. Жизнь Петербурга | 1 | Изучение нового материала | Комментированное чтение отрывков из романа, анализ эпизодов, оценка поведения литературных героев | Уметь анализировать эпизод, давать оценку литературным героям по их речи, поступкам, поведению по отношению к окружающим их людям | ||
65 | «Мысль семейная в романе «Война и мир» | 1 | Изучение нового материала | Аналитическая беседа, сопровождаемая комментированным чтением отрывков из романа | Знать содержание романа, нравственные ценности людей, уметь анализировать эпизоды | ||
66 | Война 1805-1807 годов на страницах романа. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения | 1 | Изучение нового материала | Комментированное чтение эпизодов, обобщающая беседа, выступления учащихся с исторической справкой | Знать особенности изображения войны, своеобразие создания исторических личностей. Уметь раскрыть особенности изображения войны, своеобразие создания исторических личностей | ||
67-68 | Жизненный путь героя – путь самосовершенствования. А.Болконский. | 2 | Изучение нового материала | Работа с текстом романа, комментированное чтение эпизодов, аналитическая беседа, составление таблицы, выразительное чтение отрывков, просмотр эпизодов из кинофильма «Война и мир» | Знать исторические процессы в стране через судьбы героев. Уметь давать характеристику героев, проследить исторические процессы в стране через судьбы героев | ||
69-70 | Жизненные искания Пьера Безухова. | 2 | Изучение нового материала | Работа с текстом романа, комментированное чтение эпизодов, аналитическая беседа, составление таблицы, выразительное чтение отрывков, просмотр эпизодов из кинофильма «Война и мир» | Знать исторические процессы в стране через судьбы героев. Уметь давать характеристику героев, проследить исторические процессы в стране через судьбы героев | ||
71 | Наташа Ростова на пути к счастью. | 1 | Изучение нового материала | Характеристика литературного образа героини, выразительное чтение эпизодов с последующим анализом и просмотром отрывков из кинофильма | Уметь давать характеристику героини через её поступки | ||
72 | Бородинское сражение – кульминация романа | 1 | Изучение нового материала | Выступление ученика с исторической справкой, анализ эпизодов, аналитическая беседа | Знать особенности изображения войны. Уметь выявлять идейно-художественные особенности изображения Бородинского сражения | ||
73 | Философия истории. Кутузов и Наполеон. | 1 | Изучение нового материала | Историческая справка о Кутузове и Наполеоне, сравнительный анализ эпизодов, изображающих полководцев, составление таблицы, обобщающая беседа | Знать образы героев. Уметь давать сравнительную характеристику героев, производить анализ эпизода | ||
74 | Обобщающий урок по роману «Война и мир». Контрольный тест по творчеству Толстого | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Обобщающая беседа, тест | Уметь применять полученные знания при выполнении тестовых заданий | ||
75 | Р/р Подготовка к домашнему сочинению по роману «Война и мир» | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Запись тем сочинений, их анализ, отбор материала | Уметь отбирать материал для раскрытия темы сочинения | ||
76 | В/ч «Страшная явь войны». К Воробьёв «Убиты под Москвой», А.Кондратьев «Сашка». | 1 | Изучение нового материала | Просмотр презентации «Великая Отечественная война в литературе». Беседа по содержанию прочитанных произведений, сопоставительный анализ | Уметь определять проблематику произведений, особенности изображения войны | ||
Ф.М.Достоевский – 11 ч | |||||||
77 | Пролог к творчеству Достоевского. Художественный мир писателя | 1 | Изучение нового материала | Просмотр презентации о жизни и творчестве писателя с параллельным составлением записей её основных положений | Знать особенности мировоззрения, своеобразие творчества писателя, уметь определять особенности мировоззрения, своеобразие творчества | ||
78 | Пролог к роману «Преступление и наказание». Образ Петербурга и средства воссоздания его в романе | 1 | Изучение нового материала | Знакомство с историей создания романа, выборочное чтение отрывков из текста, рисующих Петербург, аналитическая беседа по прочитанному материалу | Знать историю создания, тематику, проблематику, образ Петербурга, Уметь определять историю создания, тематику, проблематику | ||
79 | Психологический отчёт одного преступления. Мир «униженных и оскорбленных» в романе | 1 | Изучение нового материала | Проанализировать эпизоды, рассказывающие о жизни Родиона, его семьи, семьи Мармеладовых | Знать особенности мира «униженных и оскорбленных», уметь раскрыть их на примерах текста | ||
80 | Родион Раскольников и его двойники и антиподы. | 1 | Изучение нового материала | Работа с текстом, выбор материала для составления таблицы «Двойники и антиподы Раскольникова» | Уметь сравнивать, сопоставлять поступки героев, соотнося их с поведением главного героя | ||
81 | .«Правда» Сони Мармеладовой. | 1 | Изучение нового материала | Работа с текстом, аналитическая беседа, сопоставление «преступлений» Раскольникова и Сони, их характера. | Уметь давать характеристику героям и их поступкам, выявить протест писателя против бесчеловечности общества | ||
82 | Разоблачение в романе идеи «одно зло и сто добрых дел». | 1 | Изучение нового материала | Анализ эпизодов, аналитическая беседа, дискуссия | Знать суть теории героя. Уметь раскрыть суть теории героя, разобраться в ведущих мотивах преступления | ||
83 | От преступления к наказанию. Наказание преступления по закону совести. | 1 | Изучение нового материала | Анализ эпизодов, аналитическая беседа, дискуссия | Уметь определить суть наказания героя, дать собственную оценку | ||
84 | Размышления над страницами романа. Эпилог к роману. | 1 | Комбинированный урок | Аналитическая беседа, дискуссия, выступления учащихся по вопросам, данным на предыдущем уроке | Уметь осмыслить последние страницы романа | ||
85-86 | Р/р Сочинение в жанре эссе | 2 | Контрольный урок по развитию речи | Работа над сочинением в жанре эссе | Знать содержание романа. Уметь осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно оформить сочинение | ||
87 | В/ч Первоисточники нравственности человека. В.Распутин «Живи и помни». | 1 | Изучение нового материала | Беседа по содержанию произведения, определение его темы, проблемы, характеристика героев и их поступков | Уметь определять тему и идею произведения, давать оценку поступкам героев, высказывать свою точку зрения | ||
А.П.Чехов – 9 ч | |||||||
88 | Очерк жизни и творчества. Личность писателя. | 1 | Комбинированный урок | Просмотр презентации о жизни и творчестве писателя с последовательным составлением хронологической таблицы. Обзор произведений Чехова, их художественные особенности | Знать особенности творчества писателя и его произведений. Уметь определять проблемы и решение их в рассказах. | ||
89 | Крушение доктора Старцева. «Ионыч» | 1 | Изучение нового материала | Аналитическая беседа по содержанию произведения, сопровождаемая чтением эпизодов, составление схемы-характеристики героя | Знать содержание рассказа, уметь определять проблему рассказа, нравственные ценности героя, давать оценку герою через его жизненные ценности | ||
90 | Испытание веры. Повесть «В овраге». | 1 | Изучение нового материала | Аналитическая беседа по содержанию произведения, сопровождаемая чтением эпизодов, обобщающая беседа | Знать содержание повести, уметь давать оценку поступкам героев, определять их жизненные ценности | ||
91 | Философский характер новеллы «Студент». | 1 | Изучение нового материала | Комментированное чтение рассказа, определение его особенностей, проверочная работа | Уметь определять философский смысл рассказа, развивать монологическую речь | ||
92 | Драматургия Чехова. Общая характеристика «новой драмы». Пьеса «Вишнёвый сад». Развитие социального конфликта. Смысл названия пьесы. | 1 | Изучение нового материала | Слово учителя о драматургии Чехова, её особенностях, словарная работа по теории литературы, работа по содержанию пьесы | Знать новаторство драматурга, историю создания, сюжет и конфликт пьесы, уметь анализировать драматические произведения | ||
93 | Система образов. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе «Вишнёвый сад». | 1 | Изучение нового материала | Работа по содержанию пьесы, анализ эпизодов | Знать систему образов, способы их создания , уметь воспринимать, анализировать пьесу | ||
94 | Главный образ пьесы | 1 | Изучение нового материала | Обобщающая беседа по пьесе «Вишнёвый сад», самостоятельная работа | Развивать монологическую речь, умение определять скрытый смысл произведения | ||
95 | Обобщающий урок по творчеству А.П.Чехова. | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Составление таблицы, тест | Уметь применять полученные знания при выполнении тестовых заданий | ||
96 | Р/р Письменная работа по рассказам Чехова. Размышления читателя | 1 | Урок по развитию речи | Письменная работа | Уметь высказывать свою точку зрения на прочитанное произведение | ||
Значение русской литературы 2 половины 19 века – 2 ч | |||||||
97 | Значение русской литературы второй половины XIX | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Обобщающая беседа, составление таблицы «Значение и особенности русской литературы второй половины XIX» | Уметь | ||
98 | Контрольный тест по русской литературе 2-й половины XIX века | 1 | Контрольный урок | Тест | |||
99 | В/ч Рекомендации на лето | 1 | |||||
100-101 | Р/р Произведение из курса 10 класса, которое не оставило меня равнодушным | 2 | |||||
102 | Резервный урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературе и русскому языку в СПО и НПО.
Рабочие программы по русскому языку и литературе составлены в соответствии с Учебным планом, стандартами по предметам и программе Лебедева....
Рабочая программа по литературе для учреждений среднего профессионального образования
Рабочая программа по литературе для учреждений среднего профессионального образования (часть 1)...
Рабочая программа по литературе для учреждений среднего профессионального образования
Рабочая программа по литературе для учреждений среднего профессионального образования (часть 2)...
Рабочая программа по литературе для СПО
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального ...
Рабочая программа по литературе для СПО
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионал...
Рабочая программа по литературе (10 класс)
Материал содержит рабочую программу по литературе и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе. Рабочая программа по литературе в 10 классе составлена на основании нормати...
Рабочая программа по литературе для учащихся СПО -1 курс
Область применения программыВ профессиональных образовательных организациях учебная дисциплина «Литература» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного ...