Дуальный подход как средство адаптации образовательного процесса для учащихся с ОВЗ 8 вида
статья

valentinashadrina

Статья рассматривает опыт привлечения адаптационной дисциплины, рекомендованной Минобрнауки России (от 22.04.2015 N 06-443, Золотарева Н.М.) [1], в качестве средства адаптации при освоении задач учебной практики на основании опыта обучения глухих и слабослышащих обучающихся с дополнительными ограничениями 8-го вида в Невском колледже им. А.Г.Неболсина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шадрина В.Н.DSC03592Янбухтина

преподаватель адаптационной дисциплины

СПб ГБПОУ «Невский колледж

 имени А.Г. Неболсина»

Янбухтина Е.В.

мастер производственного обучения

СПб ГБПОУ «Невский колледж

 имени А.Г. Неболсина»

Дуальный подход как средство адаптации образовательного процесса для учащихся с ОВЗ 8 вида.

Аннотация.

Статья рассматривает опыт привлечения адаптационной дисциплины, рекомендованной Минобрнауки России (от 22.04.2015 N 06-443, Золотарева Н.М.) [1], в качестве средства адаптации при освоении задач учебной практики на основании опыта обучения глухих и слабослышащих обучающихся с дополнительными ограничениями 8-го вида в Невском колледже им. А.Г.Неболсина.

Цели и задачи работы. Целью работы является представление путей преодоления педагогических затруднений при освоении сложных навыков практического обучения.

 Статья отражает совместную работу мастера производственного обучения и преподавателя адаптационной дисциплины «Основы интеллектуальной деятельности».

Опорные слова.

 Тьютор, дуальный подход, адаптационная дисциплина, программа iSpring Suite, доступная цифровая образовательная среда.

Актуальность работы. Обеспечение необходимых условий для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья,
для коррекции нарушений развития и социальной адаптации важнейшая задача инклюзивного образования и принцип государственной политики в сфере образования[2]. Представленный в работе опыт позволяет за счёт коррекции  учебных умений, способствующих социальной и профессиональной адаптации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья освоить сложную тему практического обучения.

Оригинальность, новизна конкурсной работы. Представленный опыт является частью дидактической модели доступной цифровой образовательной среды, позволяющей удовлетворить особые образовательные потребности глухих и слабослышащих учащихся при получении ими профессионального образования[3]. В нашем примере удовлетворяются следующие потребности:

  • Потребность в адаптированных учебных дидактических материалах, корректирующих навыки.
  • Потребность в индивидуальном восстановлении пробелов и индивидуальном темпе обучения

Рассматриваемый нами путь преодоления педагогических затруднений представляется нам оптимальным и оригинальным, так как объединяет возможности адаптационной дисциплины и практического обучения, демонстрирует возможности дидактической модели доступной цифровой образовательной среды.

В колледже открыта группа обучающихся по профессии ОКПДТР Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин 2-го разряда. Учащиеся этой группы - инвалиды   8 вида с нарушением слуха.

При освоении профессиональных навыков им приходится преодолевать сложные проблемы, связанные с отсутствием метапредметных умений.  

     Разделы адаптационной дисциплины «Основы интеллектуальной деятельности» позволяют осуществить индивидуальную коррекцию учебных и коммуникативных умений, способствующих профессиональной адаптации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и выполнить задания тех тем практического обучения, к которым учащиеся оказались не готовы. При этом благодаря использованию информационных технологий учащиеся имеют возможность проходить оперативную коррекцию в индивидуальном темпе и в необходимом объеме, а благодаря возможности создавать тренажеры и тесты  в программе iSpring Suite преподаватель имеет возможность оперативного контроля и тренинга умений.

Статья демонстрирует пути преодоления педагогических затруднений при освоении сложных навыков практического обучения. Перед вами пример дуального подхода, совмещающего тему  производственной практики и  учебный элемент дисциплины «Основы интеллектуального труда».

Рассмотрим педагогическую проблему, которая возникла на занятиях практического обучения в группе учащихся инвалидов   8 вида с нарушением слуха.

Когда были даны задания на исследование линейной функции у=кх, где нужно было ответить на вопрос: как изменяется график в зависимости от коэффициента К, то выяснилось, что ответить не смог никто. Выяснилось что, у учащихся нет никаких знаний даже о системе координат.

Пример задания:

Построить график функции

Y=K X                 где К– постоянный коэффициент, например 1

Х –изменяется от 1 до 10 с шагом 1; Х ϵ [1,10] (математическая запись)

Ответьте на вопрос: как изменяется угол наклона графика функции Y=КX при увеличении коэффициента К (увеличивается угол наклона или уменьшается)?

Овладение одной из базовых компетенций профессии оказалось невозможным. Мастер производственного обучения привлекла преподавателя адаптационного курса
Шадрину В.Н. к формированию совместной стратегии решения проблемы. Особенностью учащихся с ОВЗ является плохо развитая память, неумение самостоятельно мыслить, делать выводы. При анализе затруднений, возникших у учащихся, мы выяснили, что половина из них не имеют представления даже о декартовой системе координат. Поэтому пришлось вернуться к школьному курсу математики и информатики.

Для этой группы учащихся крайне важна мотивация освоения темы. В силу узкого кругозора и неразвитого воображения для учеников было важно показать практическое применение метода координат и функций в повседневной жизни. Пришлось объяснять декартовую систему координат, положение точки. Учащиеся с большим удовольствием выполняли задания по построению картинок на основе точек в системе координат. Полученный опыт был закреплен внеаудиторной самостоятельной работой, которая выполнялась при помощи родителей, получивших задание по электронной почте. Мастер производственного обучения провела разъяснительную работу с родителями, пояснила задание. В результате навыком овладели все учащиеся, причём им была предоставлена возможность осваивать материал в индивидуальном темпе. Полученные знания были закреплены с помощью тренажёров-тестов в программе iSpring Suite.

Вторым этапом преодоления проблемы стало освоение понятия функция. Объяснение сопровождалось живыми примерами, рисунками, презентациями. В результате учащиеся смогли сами просчитать значение «Y» в таблице зависимости и построить график по уравнению функции. Необходимо подчеркнуть, что успешное выполнение подобных задач возможно только в сопровождении пошагового алгоритма действий. Важно, чтобы алгоритм был единым для решения схожих задач в рамках разных предметов. Учащиеся самостоятельно выполнили аналогичное задание и получили индивидуальное задание для самостоятельной работы на закрепление навыков темы с учетом возможностей каждого ученика. Для выполнения внеаудиторной работы по мере необходимости привлекаются родители.

Все задания, их выполнение и внеаудиторная работа обсуждаются в классе, дается оценка действиям учеников. Для учащихся с ОВЗ необходимо постоянно чувствовать «обратную связь» с преподавателем и мастером, так как они крайне неуверенные в себе, стеснительны. Обучение в малой группе дает возможность создать условия для налаживания взаимопомощи учеников, что актуально, учитывая низкий уровень социализации.

Возможность выполнять задания в индивидуальном темпе, использовать внеаудиторную подготовку позволяют овладеть учебным материалом всем учащимся. Ученики с большим образовательным потенциалом могут демонстрировать свои способности, выполняя более сложные задания. Следует подчеркнуть, что для таких учащихся обязательно многократное повторение аналогичных заданий и помощь родителей при выполнении самостоятельной работы. Тьютор должен быть готов к тому, что в ряде случаев потребуется обучение родителей и постоянная разъяснительная работа с ними. Огромную роль в освоении тем играет возможность постоянного контроля и тренировки благодаря программе iSpring Suite, причем происходит это без больших трудозатрат со стороны мастера и преподавателя.

В результате вышеуказанных действий мы получили осмысленную работу учащихся с графической информацией и столь важное для них чувство сопричастности, веру в свои возможности и «такие сложные дети» смогли выполнить практические работы по овладению графическим редактором. Все учащиеся группы были аттестованы по данной теме. Полученный опыт был диссимулирован при выполнении других заданий учебной практики и применен на общепрофессиональных дисциплинах. Насколько ребятам легче учиться в колледже, чем в школе и обстановка более комфортна демонстрирует следующий опрос.

Успехи учеников группы ОПИ 1-2.  Число  респондентов-9 человек.

Учащиеся отвечали на вопрос: что изменилось за время моей учебы в колледже?

ответ

Количество учеников, выбравших ответ

Всего учащихся

Я изменился в лучшую сторону

3

9

Мне комфортно в колледже  и нравится учиться

9

9

Мне стало легче общаться

7

9

Легче учиться и лучшие результаты, чем в школе

7

9

Хочу работать по специальности

8

9

Надеемся, что представленный материал может быть полезен при освоении учебных программ и планов для особых категорий обучающихся.

Нормативные акты и литература.

1.Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса (письмо Департамента подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации 18 марта 2014 г. N 06-281).

2.Письмо>Минобрнауки России от 22.04.2015 N 06-443 "О направлении Методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования", утв. Минобрнауки России 20.04.2015 N 06-830вн)

3.Ершов Н.Н. ,Смирнова И.П., Царфин Ю.Н.. Дистанционные технологии в профессиональном образовании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.//Журнал Академический Вестник. СПб АППО.2017.

Ершов Н.Н. МакарьевИ.С. Использование дистанционных образовательных технологий в профессиональной подготовке обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Выступление на Петербургском международном образовательном форуме ПМОФ 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества знаний студентов, при использовании телевизионных средств обучения в образовательном процессе с целью дополнения информационного пространства учащегося.

Данный материал, рассказывает о образовательных возможностях современного телевидения и вариантах его использования в современном учебной процессе....

Статья в сборник №4: «Инновационные подходы к организации образовательного процесса» Ассоциации «Лидеры образования Подмосковья»

Статья в сборник №4: «Инновационные подходы к организации образовательного процесса» Ассоциации «Лидеры образования Подмосковья».Тема: «Взаимосвязь активности, самостоятельности и исследовательской де...

Тема опыта: «Здоровьеформирующий подход как средство формирования культуры здорового образа жизни младших школьников в процессе обучения»

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровь...

Деятельностный подход к организации образовательного процесса в системе СПО.

Статья: "Деятельностный подход к организации образовательного процесса в системе СПО."...

Методическое пособие «Проведение квалификационного экзамена по методу проектов» - реализация компетентностного подхода к образовательному процессу.

Аннотация. Голубева В.В. Методическое пособие «Проведение квалификационного экзамена по методу проектов» - реализация компетентностного подхода к образовательному процессу. Данное методическ...

Педагогическая диагностика как средство совершенствования образовательного процесса

Основное место в деятельности педагога, принадлежит изучению личности учащихся, которое позволяет контролировать ход и темп психического развития каждого ребенка, выявлять его индивидуальные особеннос...

3.3 Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения (показывается, как выявляются и развиваются способности обучающихся)

Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения (показывается, как выявляются и развиваются способности обучающихс...