Методическая разработка учебного занятия "Нарушения прав человека и преступления в сказках"
методическая разработка
Методическая разработка учебного занятия «Нарушение прав человека и преступления в сказках» составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта для специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» (базовая подготовка), а также других ФГОС для различных специальностей в рамках учебной дисциплины «Основы права».
Цель проведения занятия: способствовать осознанию ценности основ законодательства Российской Федерации, их принципов; Конституции Российской Федерации как основного закона страны; способствовать пониманию прав человека; осознанию наступления уголовной ответственности и теоретическое закрепление видов преступлений в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации и проверка знаний по учебной дисциплине «Основы права» для различных специальностей дисциплин в виде выполнения заданий в игровой форме.
Задания заключаются в просмотре визуального элемента сказки в заранее подготовленной презентации, прослушивании вопроса преподавателя и нахождении правильного ответа с определением нормы права и указанием пункта и статьи нормативно-правового документа, выполняются с использованием Конституции Российской Федерации и Уголовным кодексом Российской Федерации. Всего три задания: первое «Конституционное право» – вопросы по Конституции РФ, второе «Уголовное право» – вопросы по Уголовному кодексу РФ, третье – задание с другими сказками (мультфильмами).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_hmeleva_eg_metodich_razrabotka_prava_cheloveka_i_prestupl_v_skazkah.docx | 28.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ имени И.И. ПОЛЗУНОВА
НАЗВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ | «Методическая разработка учебного занятия» «Нарушение прав человека и преступления в сказках» |
ДИСЦИПЛИНА | ОГСЭ.05 «Основы права» для специальности 13.02.11 |
ЦК/КАФЕДРА/ФИЛИАЛ | Верхнепышминский филиал |
Ф.И.О. АВТОРА | Хмелева Е.Г., преподаватель высшей квалификационной категории |
Екатеринбург 2020
Пояснительная записка
Методическая разработка учебного занятия «Нарушение прав человека и преступления в сказках» составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта для специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» (базовая подготовка), а также других ФГОС для различных специальностей в рамках учебной дисциплины «Основы права».
Цель проведения занятия: способствовать осознанию ценности основ законодательства Российской Федерации, их принципов; Конституции Российской Федерации как основного закона страны; способствовать пониманию прав человека; осознанию наступления уголовной ответственности и теоретическое закрепление видов преступлений в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации и проверка знаний по учебной дисциплине «Основы права» для различных специальностей дисциплин в виде выполнения заданий в игровой форме.
Задания заключаются в просмотре визуального элемента сказки в заранее подготовленной презентации, прослушивании вопроса преподавателя и нахождении правильного ответа с определением нормы права и указанием пункта и статьи нормативно-правового документа, выполняются с использованием Конституции Российской Федерации и Уголовным кодексом Российской Федерации. Всего три задания: первое «Конституционное право» – вопросы по Конституции РФ, второе «Уголовное право» – вопросы по Уголовному кодексу РФ, третье – задание с другими сказками (мультфильмами).
В результате освоения и закрепления учебного материала обучающийся должен уметь:
- работать с законодательными и иными нормативными правовыми актами, специальной литературой;
- анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по конституционно-правовым, административным, гражданским, муниципальным отношениям;
- применять правовые нормы для решения разнообразных практических ситуаций;
знать:
- основные теоретические понятия и положения конституционного и уголовного права;
- содержание Конституции Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации»;
- основные теоретические понятия и положения конституционного и уголовного права.
В результате освоения и закрепления учебного материала обучающийся должен обладать следующими общими (ОК) компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Цели и задачи учебного занятия
Цель урока: сформировать представление о конституционном и уголовном праве.
Учебные:
- изучение правовых основ и правового статуса граждан в конституционном, уголовном праве;
- изучение прав и обязанностей граждан в области конституционного, уголовного права.
Развивающие:
- уметь определять особенности применения основ законодательства в области конституционного и уголовного права;
- уметь определять виды юридической ответственности;
- уметь работать с нормативно-правовыми документами РФ.
Воспитательные:
- формирование представления о правах граждан и видах юридической ответственности, закрепленных в законодательстве Российской Федерации.
Дидактические средства:
- Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ
- Презентация «Нарушения прав человека и преступления в сказках»
- Бланк для подведения итогов жюри.
Задание для самостоятельной работы перед проведением урока:
Повторить материалы лекций по учебной дисциплине «Основы права», а также содержание Конституции Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации».
Участвующие:
- Ведущий - «Преподаватель»;
- Команда №1 и Команда №2
План занятия
- Вступление.
- Правила проведения учебного занятия.
- Работа в подгруппах в игровой форме в виде трех заданий.
- Подведение итогов работы жюри.
- Заключение.
- Вступление
Кто из нас не любит сказки? Они нравятся не только детям, но и взрослым, так как в чудесных сказочных событиях можно увидеть многое из нашей реальной жизни. Можно найти ответы на некоторые важные вопросы, можно просто забыть о проблемах и представить себя в удивительном мире, полном чудес, тайн и волшебства, и понять, что сказка очень близко, она рядом. Сказочные герои (Иван-дурак, Золотая Рыбка, Баба-Яга, Царевна-Несмеяна и другие) настолько знакомы нам с детства, что стали нарицательными понятиями: мы говорим «худой как Кощей Бессмертный», «ленивый как Емеля», «жадный как старуха из сказки А. С. Пушкина».
Настолько ярок, выразителен, образен язык сказок! Несмотря на его видимую простоту, понятную даже маленьким детям, в сказках все неслучайно, все имеет особый смысл, хранит тайну. Сказка несет в себе важную информацию, которая передается из поколения в поколение. Вера в нее основывается на уважении к своим предкам. Так или иначе сказочный сюжет передает мировоззрение того народа, что создал ее. Очень часто встречаются в сказках ситуации, в которых нарушаются права тех или иных персонажей (Колобок и Лиса, Волк и Красная шапочка, Золушка и ее мачеха и многие другие).
Анализ отдельных сказок и поступков сказочных героев с точки зрения законодательства показывает, что в действиях имеются нарушения статей Конституции Российской Федерации и Уголовного кодекса Российской Федерации. Сказка изначально учит добру и добрым поступкам, но и одновременно демонстрирует неосознанное нарушение прав человека.
- Правила проведения учебного занятия
Учебная группа делится на «Команда №1» и «Команда №2». Каждая команда придумывает название и выбирает капитана, который будет определять в ходе занятия кто будет отвечать за команду. Работа в подгруппах проводится в игровой форме в виде выполнения трех заданий. Всего три задания: первое «Конституционное право» – вопросы по Конституции РФ, второе «Уголовное право» – вопросы по Уголовному кодексу РФ, третье – задание с другими сказками (мультфильмами).
Из студентов учебной группы выбирается жюри из трех человек, которое ведет подсчет правильных ответов. Один правильный ответ – один балл. Заполняет в бланк для подсчета баллов наименование команд.
Задания первое и второе заключаются в просмотре визуального элемента сказки в заранее подготовленной презентации, прослушивании вопроса преподавателя и нахождении правильного ответа с определением пункта и статьи нормативно-правового документа. Работа выполняются с использованием Конституции Российской Федерации и Уголовным кодексом Российской Федерации. Правильным ответом считается название пункта, статьи нормативно-правового документа и из зачитывание вслух.
Задание третье заключается в самостоятельном поиске других вариантов нарушений прав человека и преступлений в сказках, которые не использовались преподавателем в первом и втором задании. При ответе необходимо указать: название сказки (мультфильма) и пункт, статью Конституции Российской Федерации или Уголовного кодекса Российской Федерации. Третье задание выполняется в ограниченное время – 10 минут. Один правильный ответ – один балл.
- Работа в подгруппах в игровой форме в виде трех заданий
Задание №1 «Конституционное право»
- Сказка В.Гаршина «Лягушка – путешественница». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?
Правильный ответ: ст.27 Конституции РФ. Право на свободу передвижения.
- Сказка Ш.Перро «Золушка». Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?
Правильный ответ: п.5 ст.37 Конституции РФ. Право на отдых.
- Д.Р.Киплинг «Маугли». Какое право Маугли постоянно пытался нарушить Шерхан?
Правильный ответ: ст.20 Конституции РФ. Право на жизнь.
- Сказка А.Толстого «Золотой ключик». Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых?
Правильный ответ: ст.43 Конституции РФ. Право на образование.
- А.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде». Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?
Правильный ответ: ст.37 Конституции РФ. Право на труд
- Сказка «Волк и семеро козлят». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?
Правильный ответ: ст.25 Конституции РФ. Право на неприкосновенность жилища.
- Сказка Г.Х.Андерсена «Дюймовочка». Какое право нарушает мышь заставляя работать дюймовочку?
Правильный ответ: п. 1 ст.37 Конституции РФ. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
- Сказка С.Михалкова «Три поросенка» Какое право нарушаем волк, разрушая дома поросят?
Правильный ответ: п.1 ст.40 Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
- Сказка К.И.Чуковского «Айболит». Какое право реализует доктор Айболит, когда едет спасать в Африку спасать (лечить) малышей-зверей?
Правильный ответ: п.1 ст.41 Конституции РФ Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
- Русская народная сказка «Царевна-Лягушка». Какое право нарушает Иван-царевич когда узнав, что лягушка, сбросив кожу, превращается в прекрасную девушку, сжёг эту кожу?
Правильный ответ: п.1 ст.23 Конституции РФ Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Задание №2 «Уголовное право»
- Мультфильм «Простоквашино» Какое преступление совершили родители мальчика, уехав на курорт и оставив его одного?
Правильный ответ: ст.125 УК РФ «Оставление в опасности»; ст.156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»
- Сказка «Маша и Три медведя» Какое преступление совершила Маша, нарушив покой медведей?
Правильный ответ: ст.213 УК РФ «Хулиганство»
- Сказка А. С. Пушкин «О царе Салтане». Какое преступление совершили герои сказки, заперев царицу с ее сыном в бочке?
Правильный ответ: пп.а) п.2 ст.127 УК РФ «Незаконное лишение свободы»
- Сказка «Теремок». Какое преступление совершил медведь?
Правильный ответ: ст.168 УК РФ «Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности.»
- Сказка «Заюшкина избушка» Какое преступление совершила Лиса?
Правильный ответ: п.1 ст.161 УК РФ «Грабеж»
- Сказка «Колобок». Какое преступление совершила Лиса? Правильный ответ: п.1 ст.105 УК РФ «Убийство»
- Басня И.А.Крылова «Ворона и лисица». Какое преступление совершила Лиса выманив у вороны кусочек сыра?
Правильный ответ: п.1ст.159 УК РФ «Мошенничество»
- Сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». Какое преступление совершила мачеха, отправив падчерицу искать зимой подснежники в лесу?
Правильный ответ: ст.125 УК РФ «Оставление в опасности»
- Сказка К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха». Какое преступление хотел совершить паук-злодей?
Правильный ответ: п.1 ст.105 УК РФ «Убийство»
- Сказка А.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Какое преступление неоднократно совершала старуха после того, как старик выловил в море золотую рыбку?
Правильный ответ: п.1 ст.163 УК РФ «Вымогательство»
- Сказка А.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Какое преступление совершила мачеха дав молодой царевне румяное яблоко?
Правильный ответ: п.1 ст.111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью»
- Сказка Дж.Родари «Чиполлино». Какое преступление совершил отец Чиполлино Чиполлоне наступив на мозоль на ноге принцу Лимону?
Правильный ответ: ст.318 УК РФ «Применение насилия в отношении представителя власти»
- Сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева». Какое преступление совершила Снежная королева, когда увезла из дома бабушки мальчика Кая в свой ледовый дворец?
Правильный ответ: п.1 ст.126 УК РФ «Похищение человека»
- Индийская сказка «Золотая антилопа». По сюжету сказки никому не удавалось изловить и привести к Радже Золотую антилопу, под ударами копыт которой по земле рассыпались золотые монеты. Тогда Раджа заставил мальчика (друга антилопы), при угрозе отрубить ему голову, привести Золотую антилопу во дворец. Какое преступление совершил Раджа?
Правильный ответ: п.1 ст.119 УК РФ «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью»
- Мультсериал режиссёра Г.Сокольского «Ну, погоди!». Какое преступление совершает Волк, пытаясь догнать и схватить Зайца, забрав с собой?
Правильный ответ: п.1 ст. 126 УК РФ «Похищение человека»
- Мультсериал режиссёра Г.Сокольского «Ну, погоди!». Какое преступление совершает Волк, когда бьет Льва, пытаясь освободить машинку на автодроме?
Правильный ответ: п.1 ст. 115 УК РФ «Умышленное причинение легкого вреда здоровью»
- Мультсериал режиссёра Г.Сокольского «Ну, погоди!». Какое преступление совершает Волк, угнав чужой катер для того, чтобы догнать зайца?
Правильный ответ: п.1 ст. 166 УК РФ «неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения»
- Мультсериал режиссёра Г.Сокольского «Ну, погоди!». Какое преступление совершает Волк, катаясь, используя контактную сеть (провода) троллейбуса?
Правильный ответ: п.1 ст. 214 УК РФ «Вандализм»
- Мультсериал режиссёра Г.Сокольского «Ну, погоди!». Какое преступление совершает Волк, взяв в раздевалке на пляже у Свиньи купальник и полотенце?
Правильный ответ: п.1 ст. 158 УК РФ «Кража»
- Мультсериал режиссёра Г.Сокольского «Ну, погоди!». Какое преступление совершает Волк, по канату пробираясь к Зайцу в квартиру?
Правильный ответ: п.1 ст. 139 УК РФ «Нарушение неприкосновенности жилища»
Задание №3
Задание третье заключается в самостоятельном поиске других вариантов нарушений прав человека и преступлений в сказках, которые не использовались преподавателем в первом и втором задании. При ответе необходимо указать: название сказки (мультфильма) и пункт, статью Конституции РФ или Уголовного кодекса РФ. Третье задание выполняется в ограниченное время – 10 минут. Один правильный ответ – один балл.
- Подведение итогов работы жюри
Номер задание | Максимальное количество баллов за задание | Команда №1 «_________» | Команда №2 «_________» |
Задание 1 | 1 балл за каждый правильный ответ с пунктом и статьей нормативно-правового документа (Максимальное количество баллов – 10) | ||
Задание 2 | 1 балл за каждый правильный ответ с пунктом и статьей нормативно-правового документа (Максимальное количество баллов – 20) | ||
Задание 3 | 1 балл за каждый правильный ответ с пунктом и статьей нормативно-правового документа (Максимальное количество баллов не ограничено; время ограничено – 10 минут) |
- Заключение
После подведения итогов работы выявляются: лучший игрок команды и лучший зритель и награждаются грамотами и подарками.
Использованная литература:
- Конституция Российской Федерации;
- Уголовный кодекс Российской Федерации;
- Козаченко, И. Я. Уголовное право. Общая часть / И.Я. Козаченко, Г.П. Новоселов. - М.: Юрайт, 2019. - 347 c.
- Комкова, Г. Н. Конституционное право Российской Федерации / Г.Н. Комкова, Е.В. Колесников, М.А. Липчанская. - М.: Юрайт, 2017. - 232 c.
- Метод правового регулирования: вопросы теории и конституционного права : монография / Р. В. Прудентов. – Москва : Статут, 2019.
- Нудненко, Л. А. Конституционные права и свободы личности в России: моногр. / Л.А. Нудненко. - М.: Юридический центр, 2017. - 456 c.
- Основы права : учебник и практикум для СПО / А. А. Вологдин [и др.]; под общ. ред. А. А. Вологдина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 372с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО ГО ЗАНЯТИЯ ПО ТРУДОВОМУ ПРАВУ
В результате изучения студент должен: знать:— понятие и виды рабочего времени;— понятие и виды времени отдыха;— законодательные акты, регулирующие правоотношения в процессе пр...
Методическая разработка учебного занятия по обществознанию. Тема: "Уголовное право"
Методическая разработка УЗ по теме " Уголовное право"...
Методическая разработка учебного занятия "Практическое применение закона о защите прав потребителей"
1.Цели учебного занятия:1) Образовательные а) применить полученные знания, умения, навыкиработы с Федеральным законом РФ «О защите прав потребителей»при решении конкретных практических сит...
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «История» для студентов 1-х курсов учреждений СПО: «Отмена крепостного права в России»
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «История»для студентов 1-х курсов учреждений СПОТема: «Отмена крепостного права в России»...
методическая разработка учебного занятия «Борьба добра и зла в сердце человеческом…» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
методическая разработка учебного занятия по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"...
Методическая разработка учебного занятия по английскому языку по теме "Анатомическое строение тела человека"
Методическая разработка учебного занятия по английскому языку по теме "Анатомическое строение тела человека" специальность Лечебное дело...
Методическая разработка: Учебная презентация "Предупреждающие знаки" к образовательной программе "Юный мотоциклист" Раздел 2. Правила дорожного движения Российской Федерации. Тема: Р.2.Т.4. Группы дорожных знаков. Предупреждающие знаки.
В работе представлена Учебная презентация "Предупреждающие знаки" к занятию по образовательной программе "Юный мотоциклист" Раздел 2. Правила дорожного движения Российской Федераци...