СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКА ИЗ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ
статья на тему
Моя статья раскрывает такие важные вопросы какпсихолого-педагогическое сопровождение сложных подростков в образовательной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
психология подростков | 34.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья преподавателя английского языка
Сабадаш Надежды Гермогеновны
Социально-педагогическое сопровождение подростка из многодетной семьи
Семья – важнейший феномен, сопровождающий ребенка в течение всей его жизни.
Преобразования социально-экономических и духовно-нравственных отношений в современной России в первую очередь коснулось семьи как социального института, что привело к нарушению ряда важнейших функций семьи, таких как воспитание, социализация подрастающего поколения, обеспечение эмоциональной защищенности и безопасности детей. Их экономические трудности усугубляются распространенностью в обществе стереотипов относительно массовой девиантности многодетных семей, а так же отсутствием перспектив достойного выхода из сложившейся ситуации.
Таким образом, семье необходима поддержка, особенно нуждаются в ней многодетные семьи, имеющие более низкий, по сравнению с другими, материальный достаток, испытывающие затруднения в воспитании детей разного возраста.
Современные исследования показывают, что наибольшие трудности в процессах социализации в многодетной семье испытывают дети подросткового возраста. Проблемы подростка в многодетной семье могут быть связаны:
во-первых, с особой позицией родителей, считающих подростка достаточно взрослым, менее нуждающимся в защищенности, любви, привязанности, чем младшие дети;
во-вторых, с очередностью рождения детей, в связи, с чем подросток может испытывать перегруженность ответственностью за младших братьев и сестер, ревность и соперничество по отношению к ним;
в-третьих, с недостаточной психолого-педагогической осведомленностью родителей о проблемах социализации подростка, связанных с фактором многодетности, и способах их решения.
Необходимость работы с семьей является очевидной. Специалисты, оказывающие помощь семьям, для того, чтобы она была эффективна, должны обладать высоким уровнем профессиональной компетенции, четко соблюдать этапы и технологию социально-педагогического сопровождения.
Объект исследования: процесс социально-педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи.
Предмет исследования: технология социально-педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи.
Цель исследования: анализ технологии социально-педагогического сопровождения подростков из многодетных семей.
Цель данной работы может быть реализована путем решения следующих задач:
- рассмотреть теоретическую изученность темы
- охарактеризовать процесс функционирования современной многодетной семьи, характеризующейся особыми условиями социализации детей разного возраста;
- раскрыть специфику воспитания детей в многодетной семье;
- рассмотреть психологические особенности подросткового возраста;
- изучить теоретические основы социально-педагогического сопровождения;
- проанализировать технологию социально-педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи.
Воспитательный потенциал семьи составляет комплекс факторов и условий, определяющих ее педагогические возможности. В качестве компонентов воспитательного потенциала семьи можно выделить:
- численность и структуру семьи
- нравственно-психологическую атмосферу, характер внутрисемейного общения.
- жизненный и профессиональный опыт родителей, уровень их образованности и культуры
- распределение обязанностей в семье
- материальные и бытовые условия семьи
- организация семейного досуга, наличие семейных традиций
- взаимосвязь семьи со школой и другими социальными институтами.
Количество детей в семье, отсутствие одного из родителей или замена его не родным, наличие в семье старшего поколения (бабушки, дедушки) - все это влияет на становление личности ребенка.
- Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, т. к. здесь присутствует родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие детей к родителям).
- Ребенок, особенно в раннем возрасте, более предрасположен к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию.
- Представляя собой малую группу, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.
- Семья не однородная, а дифференцированная социальная группа, в которой представлены различные возрастные, половые, профессиональные «подсистемы». Это позволяет ребенку активнее проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее реализовывать их.
В социально-педагогической литературе выделяют следующие основные функции семьи:
репродуктивная функция
воспитательная функция
хозяйственно-экономическая функция
восстановительная функция
регулятивная функция
коммуникативная функция
досуговая функция
социально-статусная функция
эмоциональная функция
функция духовного общения
Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Отсюда важнейшая функция семьи – социализация личности.
Институт семьи – важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества. В социальной педагогике семья рассматривается как значимая структура, обеспечивающая полноценные процессы включения ребенка в значимые для него социализации виды отношений. Задачам социально-педагогической деятельности отвечает следующая типология, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому:
Благополучные семьи
Семьи группы риска
Неблагополучные семьи
Асоциальные семьи
Таким образом, семья – это сложная социальная система, которой присущи черты социального института и малой социальной группы. Как социальный институт общества семья представляет собой совокупность социальных норм, образцов поведения, регламентированных взаимоотношениями между супругами, родителями и детьми, другими родственниками. В силу этого она оказывает сильнейшее влияние на человека. Как малая социальная группа, семья – это общность людей, основанная на кровном родстве, удовлетворении индивидуальных потребностей человека. Ее отличает единое экономическое пространство, взаимозависимый образ жизни, эмоционально-нравственные связи, отношения заботы, опеки, поддержки, защиты.
Специфика процесса воспитания в многодетной семье
Многодетные семьи, когда-то составлявшие большинство на территории России, в настоящее время устойчиво занимает незначительную долю (5,3%) от общего количества семей. Отношение к многодетным семьям далеко не всегда благожелательно. Большое или среднее число детей стало оцениваться как следствие ограниченности интересов, культурной отсталости. Многодетность рассматривают, как синоним бедности, отсталости. В формирующихся стереотипах общественной психики «герой нашего времени» представляется имеющим одного, но очень «дорогого», высокооплачиваемого ребенка. Многодетные семьи чаще всего не могут обеспечить своим детям престижный уровень жизни и образования.
У большинства детей нет своего угла для занятий: за одним столом ученик (ца) делает уроки, здесь же малыш что-то лепит из пластилина, а мать кормит младенца. Постоянно в квартире суета, теснота. Дети, рожденные в плохих жилищных условиях, вырастут в них же и передадут соответствующее социальное самоощущение своим детям.
По данным исследований в 70 % семей воспитание детей в основном лежит на матери. Только треть родителей в полной мере знает о делах своих детей в школе. Связь со школой слабая. Активное участие в работе школы принимают всего 15 % отцов и матерей. Мала инициатива и самих матерей.
Воспитание детей требует и физических, и моральных сил. Многодетность ограничивает круг интересов женщин, возможности их участия в производстве и общественной жизни, способствует консервации уклада семейной жизни, связанного с чрезмерной занятостью взрослых, приниженным положением женщины в семье. В каждой второй семье выявлены осложнения в состоянии здоровья членов семьи. Положение усугубляется и тем, что семьи фактически находятся на грани выживания.
Чрезмерная занятость родителей создает проблему общения. 66% родителей лишь иногда делятся с детьми своими успехами и трудностями.
Низкий уровень образованности, чрезмерная занятость отцов и матерей, недостаток свободного времени – вот основные причины упущения в воспитании детей.
Но, не смотря на многие отрицательные моменты, как свидетельствует статистика, семьи с двумя-тремя детьми более стабильны, так как дети скрепляют супружеский союз и повышают ответственность за семью.
Многодетная семья обеспечивает реальную возможность постоянного общения между людьми разного пола, возраста, снижают возможность формирования таких качеств, как эгоизм, себялюбие, леность. Разнообразие интересов, характеров, отношений, которые возникают в многодетной семье – хорошая почва для развития детей, для совершенствования личности родителей. Во взаимоотношениях членов многодетной семьи особенно значимо уважительное отношение к старшим. Многодетная семья является незаменимой школой коллективизма, подготовки каждого ребенка к будущей самостоятельной семейной жизни.
В правильно организованной многодетной семье более естественно решается проблема «дети и деньги». Здесь с раннего возраста каждый убеждается в целесообразности семейной экономики, привыкает считаться с возможностями семьи, уважать потребности близких людей, учиться планировать расходы. В многодетной семье труд каждого, независимо от возраста, является необходимостью. Однако здесь существует опасность неправильного распределения обязанностей между детьми: порой старший ребенок лишается значительной части тех детских и юношеских радостей, которые доступны его товарищам из малодетных семей. Младшие же дети в подобной ситуации вырастают изнеженными эгоистами, уверенными в том, что за все их поступки и промахи должен нести ответственность кто-то другой. В большой семье легче реализовать в сознании и поведении ребенка такие нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение.
Для исследования проблем многодетной семьи необходимо учитывать причины, побудившие родителей создать такую семью. По этому признаку в научной литературе многодетные семьи распределяются на три категории:
Семьи, многодетность которых запланирована (в связи с традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малой обеспеченностью, загруженностью родителей, состоянием здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей.
Семьи, образовавшиеся в результате второго и последнего браков, в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи. Такие семьи чаще всего не мотивированы на многодетность и вынужденно принимают ее, приспосабливаясь к случившемуся. К этому же типу относят семьи с близнецами и с детьми, на рождение которых супруги идут по медицинским рекомендациям.
Неблагополучные многодетные семьи образуются в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне алкоголизма, асоциального образа жизни.
В ней сталкиваются и положительные и отрицательные факторы, тем или иным образом влияющие на воспитание и социализацию детей.
Специфические особенности подросткового возраста
Для подросткового возраста характерны:
-доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных и эмоционально-комфортных потребностей;
- решающая роль школы в удовлетворении познавательных, социально-психологических потребностей;
- возрастающая способность противостоять отрицательным влияниям среды, которая сочетается со склонностью к подчинению им при неблагоприятных условиях. Возникает юридическая ответственность за правонарушения;
-сохранение высокой значимости от влияния взрослых (учителей, родителей) в зависимости от самопознания, личного самоопределения.
Трудный подросток возникает в той семье, где не занимаются воспитанием детей, где постоянно происходят конфликты, где взрослые, не понимая сложностей этого возраста, не признают за подростком стремления к самостоятельности и независимости, где вместо помощи читают нотации и нравоучения, где практикуется жестокое обращение.
В процессе социализации подростка из многодетной семьи могут нарушаться условия, обеспечивающие базовые потребности подростка в принадлежности, любви, и потребности в самоактуализации в связи с загруженностью, дефицитом внимания, неосведомленностью о проблемах подросткового возраста со стороны родителей.
Особенностью жизнедеятельности детей в многодетных семьях является раннее их включение в выполнение домашних обязанностей. Такие заботы, как покупка продуктов и уборка квартиры выполняют преимущественно дети 7—11 лет. На них же возлагается обязанность гулять с младшими детьми. К обязанностям старших детей относятся, приготовление пищи, стирка белья, для мальчиков починка бытовой техники и мелкий ремонт в квартире. В то же время ученые отмечают, что «включенность подростков в выполнение домашних дел не оценивается ими как отрицательное, хотя занимает значительную часть времени».
Таким образом, можно утверждать, что, досуг подростков в многодетной семье в большей степени ориентирован на домашнее хозяйство и замыкается в сфере семьи.
Негативное влияние на социализацию подростка оказывают следующие факторы, характерные для многодетной семьи:
- жилищные и материальные трудности
- сниженные возможности потребления культуры
- проблемы с организацией личного пространства и удовлетворением потребности в уединении
- проблемы с проведением и организацией досуга
- чрезмерную занятость старших детей уходом за младшими, повышенную ответственность за них, что может привести к установке на бездетность
- сиблинговую ревность.
Вывод. Таким образом, подростковый возраст является очень противоречивым этапом в жизни ребенка. Именно в этот период находят выход различные негативные стороны личности. Возраст очень опасен с точки зрения формирования на этом этапе социально-неодобряемого поведения.
Подросток требует к себе особого подхода, большей самостоятельности, настаивает на том, чтобы считались с его мнением, стремится занять равную позицию со взрослыми. Изменяются отношения между членами семьи, подросток требует внимания, любви, хотя может демонстрировать безразличное отношение.
Следовательно, задача деятельности социального педагога - помочь подростку из многодетной семьи повысить свою самооценку и расширить жизненные планы и перспективы, выявить талантливых детей и помочь им развить их способности.
Предметом педагогической поддержки, таким образом, становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни.
Методы и приемы педагогической поддержки разнообразны, т.к. связаны с множеством ситуаций общения. Таким образом можно выделить семь шагов решения проблемы в режиме диалога, которые могут рассматриваться в качестве алгоритма педагогической поддержки:
1. Заметить эмоциональное состояние ребенка.
2. Помочь ему увидеть свою проблему.
3. Помочь определить свое к ней отношение.
4. Помочь определить, что делать.
5. Помочь определить, как делать.
6. Стимулировать выбор ребенком вариантов решения.
7. Стимулировать выработку им плана действия.
Поддержку представляют как систему методов и техник, которые обеспечивают помощь ребенку в самостоятельном индивидуальном выборе, а также помощь в преодолении препятствий в учебной, познавательной, коммуникативной деятельности.
Подросток группы риска нуждается в особой форме сопровождения. Учеными разработана следующая последовательность мероприятий технологии социально-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска:
1. Диагностика личностного развития ребенка.
- Нахождение первичного контакта с клиентом. Создание позитивных отношений «взрослый-ребенок». Принятие клиента, создание доверительных отношений. Включенное наблюдение за ребенком.
- Разработка индивидуального маршрута сопровождения ребенка.
Индивидуальные маршруты сопровождения строятся поэтапно:
Первый этап - диагностический, выявление особенностей межличностного общения подростка в многодетной семье, определение степени удовлетворения базовых потребностей подростка, выявление реализации потребности в самоактуализации подростка.
Второй этап - апробация возможностей построения ситуаций двух видов: индивидуального взаимодействия и посредничества. Эти ситуации, решающие множество задач, позволяют осуществить поиск наиболее адекватных форм контакта.
Третий этап - основной, связанный с углублением контактов социального педагога с матерью и детьми.
Ситуация посредничества может осуществляться:
- между матерью и старшим ребенком,
- между матерью и средним ребенком,
- между матерью и младшим ребенком,
- между детьми (возможны три и более варианта связей: старший - младший, старший - средний, средний - младший).
Четвертый этап - прогностический, связанный с предугадыванием конфликтной ситуации (на основе знания обстановки в семье) и выстраивании возможных путей ее предупреждения. Знание проблем многодетной семьи позволяет прогнозировать и предупреждать возможные конфликтные ситуации.
Пятый этап - контрольный, выявление результативности мероприятий сопровождения, при необходимости внесение коррективов в маршрут сопровождения.
- Сотрудничество с другими специалистами, «значимыми другими», способными помочь ребенку.
- Реализация различных мероприятий, направленных на развитие активности подростка (Специалист исполняет роль посредника в реализации программы индивидуального маршрута сопровождения).
- Коррекция нарушения личностных нарушений, негативных поведенческих проявлений.
- Завершение реализации программы. Приобретение подростком чувства защищенности и позитивного социального статуса.
- Анализ социально-педагогической деятельности.
Технологию социально-педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи можно представить как последовательность специально планируемых ситуаций:
- индивидуального взаимодействия «социальный педагог подросток»;
- «социальный педагог - члены семьи», нацеленного на установление контакта и выявление проблем подростка;
- посредничества, направленного на преодоление выявленных противоречий посредством актуализации возможностей подростка и воспитательного потенциала его семьи; - прогнозирования, связанного с предугадыванием конфликтной ситуации и выстраиванием возможных путей ее предупреждения.
Технология социально-педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи направлена на предупреждение (снятие) противоречий между родителями и детьми, между старшими и младшими детьми, на актуализацию внутренних резервов личности матери и подростка для решения возникающих проблем, на активизацию позиции многодетных родителей в отношении повышения психолого-педагогической грамотности.
Осуществление технологии социально-педагогического сопровождения подростка из многодетной семьи способствует оптимизации установки на воспитание и образование подростков, улучшает психологический климат в семьях и повышает характеристики воспитательного потенциала их семей.
Реализация сопровождения способствует совершенствованию и формированию коммуникативных способностей подростков, позитивным изменениям в личностной и социальной сферах.
Заключение
Несмотря на стремление подростка к независимости, характер отношений с родителями и другими членами семьи является определяющим в становлении его личности, в процессах его социализации и самоактуализации.
Технология сопровождения выстраивается как цепочка ситуаций индивидуального взаимодействия и посредничества. Индивидуальные маршруты сопровождения состоят их нескольких этапов:
Первый этап – диагностический;
Второй этап - апробация возможностей построения ситуаций;
Третий этап - основной;
Четвертый этап – прогностический;
Пятый этап - контрольный, где происходит выявление результативности мероприятий сопровождения.
Список литературы
- Ачильдиева Е.Ф., Синельников А.Б. Многодетная семья в современной России // Семья в России, 1994. - №2. - с. 102-117.
- Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М.: «Академия», 2002. с.- 256
- Трус И.Ю. Подготовка социально-педагогического сопровождения подростков с акцентуациями характера// Воспитание школьников, 2003. - с. 15-17.
- Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активации саморазвития личности, СПб, 1992. с.- 128
- Соколова Л.А. Особенности межличностных отношений в городской многодетной семье// Тенденции развития современной семьи. - М., 1992. с. - 25-28.
Приложение 1
Рекомендации по воспитанию подростков в многодетной семье с учетом очередности их рождения
Необходимо учитывать, что общение со сверстниками является ведущей деятельностью в подростковом возрасте. Недопустимо обязывать подростка проводить досуг только в обществе братьев и сестер. Каждый подросток должен иметь возможность иметь свой круг друзей и свободное время для общения с ними.
Подросток первой очереди рождения
Не отягощайте старшего подростка ответственностью за младших детей.
По возможности предоставьте подростку личное пространство и время, чтобы он имел возможность приглашать к себе своих друзей и знакомых.
Подросток второй очереди рождения
Поддерживайте самобытность вашего ребенка. Не пытайтесь сравнивать его с другими.
Помогите подростку найти сферу деятельности, где бы он смог проявить свою индивидуальность.
Содействуйте реализации присущего среднему ребенку в семье духа соперничества в игре, спорте, общественно-полезной деятельности.
Подросток третьей очереди рождения
Необходимо показывать подростку, являющемуся младшим в семье, что его дела, проблемы и достижения так же важны и значимы для родителей, как и проблемы других детей.
Необходимо одобрять, поощрять и стимулировать самостоятельность младшего подростка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Маршрут группового социально-педагогического сопровождения подростков, склонных к суицидальному поведению
Презентация. Маршрут группового социально-педагогического сопровождения подростков, склонных к суицидальному поведению....
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы 1. Пояснительная записка 2. Концептуальная ча...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы 1. Пояснительная записка 2. Концептуальная ча...
Социально-педагогическое сопровождение и социальная адаптация обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в Государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Архангельск
Особенности взаимодействия детских домов и образовательных организаций среднего профессионального образования при работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей...
План работы по созданию в БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» социально-педагогических условий для сопровождения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе получения ими профессионального образования на 2015-2016
На сегодняшний день проблема инклюзивного образования является актуальной. С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается. Система образования должна отвечать з...
«ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В СОВРЕМЕННОМ В ОБЩЕСТВЕ»
В 2025 году только 25% населения будет составлять молодежь.1. В современных условиях становится очевидным, что вопрос социализации детей и подростков в обществе являются ...
П Р О Г Р А М М А Социально - педагогического сопровождения подростков в условиях студенческого общежития
П Р О Г Р А М М АСоциально - педагогического сопровождения подростков в условиях студенческого общежития...