Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
презентация к уроку

Корогодина Елена Александровна

лекция-презентация для самостоятельного изучения материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nbr_of10_kirenaiki_i_kiniki.pptx1.2 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы философии Лекция 10 Сократические философские школы Киренаики и киники

Слайд 2

Сократические философские школы Киренаики и киники Сократ и сократические школы Киренаики: этика гедонизма Аристипп: обоснование гедонизма Феодор: аморалистическая интерпретация гедонизма Гегесий : пессимистическая интерпретация гедонизма Анникерид : гедонистический оптимизм Киники: этика аскетизма Антисфен : обоснование кинизма Диоген: практика кинизма Кратет : критика гедонизма

Слайд 3

Сократ Сократ ( 469 – 399 до н.э.) Познай самого себя ( γνώσι σεαυτον ) Надпись на стене храма Аполлона в Дельфах, традиционно приписываемая одному из «семи мудрецов» древности.

Слайд 4

Сократ Сократ < … > представляет собою не только в высшей степени важную фигуру в истории философии и, может быть, самую интересную в древней философии, а также и всемирно-историческую личность. Ибо главный поворотный пункт духа, обращение его к самому себе, воплотился в нём в форме философской мысли. Гегель. «Лекции по истории философии».

Слайд 5

Сократ Человек как фокус философского интереса («Познай самого себя») Определение понятий как способ постижения сущности вещей Сократический метод: майевтика (повивальное искусство) Добродетель как знание блага Сократ ( 469 – 399 до н.э.)

Слайд 6

Сократ Платон. «Апология Сократа». Не самое ли это позорное невежество – думать, что знаешь то, чего не знаешь ?

Слайд 7

Сократ Жак-Луи Давид. «Смерть Сократа».

Слайд 8

Сократические школы и их преемники Сократ 469-399 Элидо-эри- трейская школа Аристипп ок. 435 – ок. 365 Евклид ок. 430 – ок. 360 Платон 428/ 2 7 – 348/ 4 7 Федон 417 – ок. 350 Антисфен ок. 435 - 376 Киренская школа Мегарская школа Академия (платоники) Киническая школа Эпикур 341-271 Зенон 336-264 Эпикурей- цы Стоики Аристотель 384 – 322/ 2 1 Древняя Академия Ликей ( перипате - тики) Средняя Академия Новая Академия

Слайд 9

Рафаэль. «Афинская школа». Афины – центр греческой философии Пифагор Гераклит Парменид Сократ Платон Аристотель Антисфен Диоген Эпикур Зенон Плотин Аверроэс Платоники Перипатетики

Слайд 10

Киренаики Этика гедонизма Милет Эфес Элея Абдеры Афины Стагира Кирена

Слайд 11

Киренаики Этика гедонизма Аристипп ок . 435 - ок . 365 Арета Аристипп (Младший) Гегесий IV в. Феодор IV - III в. Анникерид IV - III в. Аморализм Пессимизм Гедонистический оптимизм

Слайд 12

Киренаики Этика гедонизма Гедонизм ( греч . ήδονή , удовольствие ) – этическое учение, отождествляющее благо с удовольствием.

Слайд 13

Аристипп Обоснование гедонизма Единственное подлинное благо – телесное удовольствие; единственное зло – телесное страдание. Люди несчастны потому, что принимают за благо то, что является лишь средством для его получения (например, богатство). Мудр тот, кто знает, что есть истинное благо и что есть действительное зло, и знает, как использовать это знание; мудрость – это умение (искусство) быть счастливым. Но в стремлении к удовольствиям мудрец руководствуется принципом меры: он – не раб, а господин своих удовольствий. Аристипп ок . 435 – ок . 365

Слайд 14

Если наслаждение есть единственное благо, а страдание – единственное зло, то всё прочее (что не есть ни наслаждение, ни страдание) следует признать безразличным. Поэтому мудрец не считает злом ни кражу, ни святотатство, ни клятвопреступление, ни измену. Он избегает их, но не потому, что считает их чем-то дурным самим по себе, а потому что не желает быть наказанным, т.е. страдать. Феодор Аморалистическая интерпретация гедонизма Имей он гарантию безнаказанности, он не колеблясь пошёл бы на эти так называемые «преступления», если бы это сулило ему наслаждение.

Слайд 15

Жить стоит только ради удовольствий, но такая жизнь невозможна, ибо удовольствия неотделимы от страданий. 1) Удовольствие мы получаем, удовлетворяя наши потребности, но сначала мы страдаем от того, что они не удовлетворены. 2) При этом пребывать в состоянии неудовлетворённости можно долго, тогда как процесс удовлетворения скоротечен. 3) Средства удовлетворения потребностей ограничены и потому достаются с трудом и доступны лишь немногим. Гегесий Пессимистическая интерпретация гедонизма 4) Но и эти немногие не будут по-настоящему счастливы, так как то, что достаётся легко, большого удовольствия не доставляет.

Слайд 16

Гегесий Пессимистическая интерпретация гедонизма В жизни какую избрать нам дорогу? В общественном месте – Тяжбы, да спор о делах, дома – своя суета; Сельская жизнь многотрудна; тревоги полно мореходство; Страшно в чужих нам краях, если имеем мы что, Если же нет ничего – много горя; женатым заботы Не миновать, холостым – дни одиноко влачить; Дети – обуза, бездетная жизнь неполна; в молодёжи Благоразумия нет, старость седая слаба. Право, одно лишь из двух остаётся нам, смертным, на выбор: Иль не родиться совсем, или скорей умереть. Посидипп, «О жизни» ( III в. до н.э.)

Слайд 17

Жизнь, полная удовольствий, вполне возможна, если не сводить удовольствия к телесным наслаждениям. 1) Признание духовных наслаждений расширяет самый круг возможных удовольствий. 2) Удовлетворение духовных потребностей не связано с уничтожением того, что нужно для их удовлетворения. Значит, удовлетворяя свои духовные потребности, мы не лишаем других средств для удовлетворения их потребностей. Анникерид Гедонистический оптимизм 3) В отличие от телесных, духовные наслаждения не скоротечны.

Слайд 18

Анникерид Гедонистический оптимизм В жизни любая годится дорога. В общественном месте – Слава и мудрость в делах, дома – покой от трудов; В сёлах – природы благие дары, в мореплаванье – прибыль, В крае чужом нам почёт, если имеем мы что, Если же нет ничего, мы одни это знаем; женитьба Красит очаг, холостым – более лёгкая жизнь. Дети – отрада, бездетная жизнь без забот. Молодёжи Сила дана, старики благочестивы душой. Вовсе не нужно одно нам из двух выбирать – не родиться Или скорей умереть; всякая доля блага. Метродор, «О жизни» ( IV в. н.э.)

Слайд 19

Киники Этика аскетизма Антисфен ок . 435- ок . 376 Диоген Синопский ок . 404 - 323 Кратет Фиванский IV в. Кинизм ( греч ., κύων , пёс, род . κυ ν ό ς )

Слайд 20

Киники Этика аскетизма Милет Эфес Элея Абдеры Афины Стагира Кирена Синопа Фивы

Слайд 21

Киники Этика аскетизма Гедонизм ( греч . ήδονή , удовольствие ) – этическое учение, отождествляющее благо с удовольствием. Аскетизм ( греч ., άσκητής , упражняющийся ) – этическое учение, проповедующее самоотречение и подавление чувственных влечений как средство достижения высшего блага.

Слайд 22

Если счастье зависит от удовлетворения потребностей, то оно тем достижимее, чем меньше у нас потребностей. 1) Кратчайший и вернейший путь к счастью лежит поэтому через ограничение потребностей. (В таком ограничении нет ничего невозможного, ибо наши потребности по большей части искусственны). 2) Чем меньше наши нужды, тем меньше наша зависимость от других людей и внешних обстоятельств, тем больше наша свобода. Антисфен Обоснование кинизма

Слайд 23

Джон Уотерхаус. «Диоген». Диоген Практика кинизма

Слайд 24

Н. Пуссен. «Пейзаж с Диогеном». Диоген Практика кинизма

Слайд 25

«Диоген и Александр». Диоген Практика кинизма

Слайд 26

Кратет Критика гедонизма Зная, что смертным родился, старайся питать свою душу Сладостной негой пиров, – после смерти ведь нет нам отрады. В прах обратился и я, Ниневии великий властитель. Только с собой и унёс я, что выпил и съел и что взято Мной от любви; вся же роскошь моя и богатство остались; Мудрости это житейской моё поучение людям. Херил. «На гроб Сарданапала » ( V в. до н.э.)

Слайд 27

Кратет Критика гедонизма Зная, что смертным родился, старайся питать свою душу Сладостью мудрых речей, не в еде для души ведь отрада. Жалок я, евший так много и так наслаждавшийся в жизни! Только с собой и унёс я, что ум мой познал и что музы Дали прекрасного мне; все же прочие блага остались. Кратет Фиванский . Пародия на эпиграмму- эпитафию Херила ( IV в. до н.э.)

Слайд 28

Вопросы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

Уважаемые студенты! Лекции-презентации позволят Вам самостоятельно ознакомиться с материалом дисциплины. Задания будут приложены. выполненные работы просьба отправлять на электронную почту...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция презентация для самостоятельной подготовки...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция-презентация для самостоятельной работы...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция-презентация для смостоятельного изучения материала...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция-презентация для самостоятельного изучения материала...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция-презентация для самостоятельного изучения материала...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция-презентация для самостоятельного изучения материала...