Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
презентация к уроку
лекция презентация для самостоятельной подготовки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nbr_of02_problema_edinogo_pervonachala.pptx | 575.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ранняя греческая натурфилософия Проблема единого первоначала Милетская школа Проблема единства сущего Проблема первоначала ( архе ) Фалес: вода как первоначало сущего Анаксимандр: апейрон как первоначало сущего Анаксимен: воздух как первоначало сущего Пифагорейцы Числа как первоначала Мировая гармония Метемпсихоз (переселение душ) Генезис научной методологии Развитие абстрактного мышления Логический вывод и выводное знание
Милетская школа Милет
Милетская школа Фалес ( ок . 6 40 -5 62 до н.э.) Анаксимандр ( ок . 610 - ок . 540 до н.э.) Анаксимен ( ок . 588 - ок . 525 до н.э.) Все даты предположительны Все изображения условны
Милетская школа Проблема единства сущего Взаимопревращения веществ свидетельствуют, что за видимым многообразием воспринимаемого мира скрывается единое первоначало.
Милетская школа Проблема первоначала (архе) Арх é ( греч . αρχή , лат . principium ) – термин древнегреческой философии, означающий начало (принцип) как отправной момент (исходную точку) чего-либо (в пространственном и временном смыслах); начало как зачин или причину чего-либо; начало как начальство (власть); в специфически философском употреблении – онтологическое начало (первоначало) или начало познания (гносеологический принцип).
Милетская школа Проблема первоначала (архе) Аристотель. «Метафизика». ... большинство первых философов считало началом < ... > то, из чего состоят все вещи, из чего как первого они возникают и во что как в последнее они, погибая, превращаются, причём сущность хотя и остаётся, но изменяется в своих проявлениях, – это они считают элементом и началом вещей. И потому они полагают, что ничто не возникает и не исчезает; < ... > ибо должно быть некоторое естество – или одно, или больше одного, откуда возникает всё остальное, в то время как само это естество сохраняется.
Фалес Вода как первоначало Аристотель. «Метафизика». Относительно количества и вида такого начала не все учили одинаково. Фалес – основатель такого рода философии – утверждал, что начало – вода (потому он и заявлял, что земля находится на воде); к этому предположению он, быть может, пришёл, видя, что пища всех существ влажная и что само тепло возникает из влаги и ею живет (а то, из чего всё возникает – это и есть начало всего). Таким образом, он именно поэтому пришёл к своему предположению, равно как потому, что семена всего по природе влажны, а начало природы влажного – вода.
Милетская школа Проблема первоначала (архе) Философ Первоначало Фалес Вода Анаксимандр Апейрон (беспредельное, неопределённое) Анаксимен Воздух
Анаксимандр Апейрон как первоначало Á пейрон ( греч . άπειρον ; от α , отрицательная приставка, и πέρας , конец, предел ) – термин древнегреческой философии, обозначающий бесконечное ( беспредельное ) и/или неопределённое .
Анаксимандр Апейрон как первоначало Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Анаксимандр Милетский... учил, что первоначалом и основой является беспредельное, и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. Он учил, что части изменяются, целое же остаётся неизменным.
Анаксимен Воздух как первоначало Ипполит. «Опровержение всех ересей». Анаксимен... полагал, что начало – бесконечный воздух, из которого рождается то, что есть, что было и что будет < ... > Сгущаясь и разрежаясь, [ воздух ] приобретает видимые различия. Так, растекшись до более разреженного состояния, он становится огнём; в среднем состоянии возвращается к [ природе ] воздуха; по мере сгущения из воздуха путем «валяния» образуется облако, сгустившись ещё больше, [он становится] водой, ещё больше – землёй, а достигнув предельной плотности – камнями.
Пифагорейцы Милет Самос Кротон Тарент
Пифагорейцы Пифагор (ок. 570 – ок. 497 до н.э.) Архит (ок. 435 – после 360 до н.э.) Филолай (ок. 470 – после 400 до н.э.) Все даты предположительны Все изображения условны
Пифагорейцы Числа как первоначала Аристотель. «Метафизика». В это же время и раньше так называемые пифагорейцы, занявшись математикой, первые развили её и, овладев ею, стали считать её начала началами всего существующего.
Пифагорейцы Числа как первоначала Аристотель. «Метафизика». А так как среди этих начал числа от природы суть первое, а в числах пифагорейцы усматривали (так им казалось) много сходного с тем, что существует и возникает, – больше, чем в огне, земле и воде (например, такое-то свойство чисел есть справедливость, а такое-то – душа и ум, другое – удача, и, можно сказать, в каждом из остальных случаев точно так же); …
Пифагорейцы Мировая гармония Аристотель. «Метафизика». … так как, далее, они видели, что свойства и соотношения, присущие гармонии, выразимы в числах; так как, следовательно, им казалось, что всё остальное по своей природе явно уподобляемо числам и что числа – первое во всей природе, то они предположили, что элементы чисел суть элементы всего существующего и что всё небо есть гармония и число.
Генезис научной методологии Развитие абстрактного мышления b 2 a 2 ba ab c 2 ( a+b ) 2 = c 2 +4ab/2 a 2 +2ab+b 2 = c 2 +2ab a 2 +b 2 = c 2 ab /2 ab /2 ab /2 ab /2 ( a+b ) 2 =a 2 +2ab+b 2 ( a+b )( a+b )=a 2 +ab+ba+b 2 Теорема Пифагора
Генезис научной методологии Логический вывод и выводное знание Допустим, что диагональ квадрата m и его сторона n соизмеримы, т.е. их отношение равно отношению двух целых чисел: m : n ( предполагается, что m и n не являются оба чётными , иначе дробь можно было бы сократить на два ). Тогда площадь квадрата, построенного на диагонали m , будет относиться к площади исходного квадрата со стороной n как m 2 : n 2 . Но по теореме Пифагора m 2 = 2n 2 ; значит m 2 – чётно. Следовательно и m – чётно (так как произведение двух нечётных чисел нечётно). Но тогда n – нечётно . Поскольку m – чётно, запишем его как m = 2t . Тогда m 2 = 4t 2 = 2n 2 , или n 2 = 2t 2 , т.е. n 2 – чётно, следовательно и n должно быть чётным , что приводит к противоречию. Следовательно, m и n несоизмеримы. n m Открытие несоизмеримых отрезков (иррациональных чисел)
Генезис научной методологии Овладение навыками абстрактного мышления и техникой логического вывода позволили придать форму теории уже имеющемуся знанию и развивать её, открывая новые истины.
Вопросы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
Уважаемые студенты! Лекции-презентации позволят Вам самостоятельно ознакомиться с материалом дисциплины. Задания будут приложены. выполненные работы просьба отправлять на электронную почту...
Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
лекция-презентация для самостоятельной работы...
Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
лекция-презентация для смостоятельного изучения материала...
Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
лекция-презентация для самостоятельного изучения материала...
Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
лекция-презентация для самостоятельного изучения материала...
Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
лекция-презентация для самостоятельного изучения материала...
Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
лекция-презентация для самостоятельного изучения материала...