Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
презентация к уроку

Корогодина Елена Александровна

лекция презентация для самостоятельной подготовки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nbr_of02_problema_edinogo_pervonachala.pptx575.94 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы философии Лекция 2 Ранняя греческая натурфилософия Проблема единого первоначала

Слайд 2

Ранняя греческая натурфилософия Проблема единого первоначала Милетская школа Проблема единства сущего Проблема первоначала ( архе ) Фалес: вода как первоначало сущего Анаксимандр: апейрон как первоначало сущего Анаксимен: воздух как первоначало сущего Пифагорейцы Числа как первоначала Мировая гармония Метемпсихоз (переселение душ) Генезис научной методологии Развитие абстрактного мышления Логический вывод и выводное знание

Слайд 3

Милетская школа Милет

Слайд 4

Милетская школа Фалес ( ок . 6 40 -5 62 до н.э.) Анаксимандр ( ок . 610 - ок . 540 до н.э.) Анаксимен ( ок . 588 - ок . 525 до н.э.) Все даты предположительны Все изображения условны

Слайд 5

Милетская школа Проблема единства сущего Взаимопревращения веществ свидетельствуют, что за видимым многообразием воспринимаемого мира скрывается единое первоначало.

Слайд 6

Милетская школа Проблема первоначала (архе) Арх é ( греч . αρχή , лат . principium ) – термин древнегреческой философии, означающий начало (принцип) как отправной момент (исходную точку) чего-либо (в пространственном и временном смыслах); начало как зачин или причину чего-либо; начало как начальство (власть); в специфически философском употреблении – онтологическое начало (первоначало) или начало познания (гносеологический принцип).

Слайд 7

Милетская школа Проблема первоначала (архе) Аристотель. «Метафизика». ... большинство первых философов считало началом < ... > то, из чего состоят все вещи, из чего как первого они возникают и во что как в последнее они, погибая, превращаются, причём сущность хотя и остаётся, но изменяется в своих проявлениях, – это они считают элементом и началом вещей. И потому они полагают, что ничто не возникает и не исчезает; < ... > ибо должно быть некоторое естество – или одно, или больше одного, откуда возникает всё остальное, в то время как само это естество сохраняется.

Слайд 8

Фалес Вода как первоначало Аристотель. «Метафизика». Относительно количества и вида такого начала не все учили одинаково. Фалес – основатель такого рода философии – утверждал, что начало – вода (потому он и заявлял, что земля находится на воде); к этому предположению он, быть может, пришёл, видя, что пища всех существ влажная и что само тепло возникает из влаги и ею живет (а то, из чего всё возникает – это и есть начало всего). Таким образом, он именно поэтому пришёл к своему предположению, равно как потому, что семена всего по природе влажны, а начало природы влажного – вода.

Слайд 9

Милетская школа Проблема первоначала (архе) Философ Первоначало Фалес Вода Анаксимандр Апейрон (беспредельное, неопределённое) Анаксимен Воздух

Слайд 10

Анаксимандр Апейрон как первоначало Á пейрон ( греч . άπειρον ; от α , отрицательная приставка, и πέρας , конец, предел ) – термин древнегреческой философии, обозначающий бесконечное ( беспредельное ) и/или неопределённое .

Слайд 11

Анаксимандр Апейрон как первоначало Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». Анаксимандр Милетский... учил, что первоначалом и основой является беспредельное, и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. Он учил, что части изменяются, целое же остаётся неизменным.

Слайд 12

Анаксимен Воздух как первоначало Ипполит. «Опровержение всех ересей». Анаксимен... полагал, что начало – бесконечный воздух, из которого рождается то, что есть, что было и что будет < ... > Сгущаясь и разрежаясь, [ воздух ] приобретает видимые различия. Так, растекшись до более разреженного состояния, он становится огнём; в среднем состоянии возвращается к [ природе ] воздуха; по мере сгущения из воздуха путем «валяния» образуется облако, сгустившись ещё больше, [он становится] водой, ещё больше – землёй, а достигнув предельной плотности – камнями.

Слайд 13

Пифагорейцы Милет Самос Кротон Тарент

Слайд 14

Пифагорейцы Пифагор (ок. 570 – ок. 497 до н.э.) Архит (ок. 435 – после 360 до н.э.) Филолай (ок. 470 – после 400 до н.э.) Все даты предположительны Все изображения условны

Слайд 15

Пифагорейцы Числа как первоначала Аристотель. «Метафизика». В это же время и раньше так называемые пифагорейцы, занявшись математикой, первые развили её и, овладев ею, стали считать её начала началами всего существующего.

Слайд 16

Пифагорейцы Числа как первоначала Аристотель. «Метафизика». А так как среди этих начал числа от природы суть первое, а в числах пифагорейцы усматривали (так им казалось) много сходного с тем, что существует и возникает, – больше, чем в огне, земле и воде (например, такое-то свойство чисел есть справедливость, а такое-то – душа и ум, другое – удача, и, можно сказать, в каждом из остальных случаев точно так же); …

Слайд 17

Пифагорейцы Мировая гармония Аристотель. «Метафизика». … так как, далее, они видели, что свойства и соотношения, присущие гармонии, выразимы в числах; так как, следовательно, им казалось, что всё остальное по своей природе явно уподобляемо числам и что числа – первое во всей природе, то они предположили, что элементы чисел суть элементы всего существующего и что всё небо есть гармония и число.

Слайд 18

Генезис научной методологии Развитие абстрактного мышления b 2 a 2 ba ab c 2 ( a+b ) 2 = c 2 +4ab/2 a 2 +2ab+b 2 = c 2 +2ab a 2 +b 2 = c 2 ab /2 ab /2 ab /2 ab /2 ( a+b ) 2 =a 2 +2ab+b 2 ( a+b )( a+b )=a 2 +ab+ba+b 2 Теорема Пифагора

Слайд 19

Генезис научной методологии Логический вывод и выводное знание Допустим, что диагональ квадрата m и его сторона n соизмеримы, т.е. их отношение равно отношению двух целых чисел: m : n ( предполагается, что m и n не являются оба чётными , иначе дробь можно было бы сократить на два ). Тогда площадь квадрата, построенного на диагонали m , будет относиться к площади исходного квадрата со стороной n как m 2 : n 2 . Но по теореме Пифагора m 2 = 2n 2 ; значит m 2 – чётно. Следовательно и m – чётно (так как произведение двух нечётных чисел нечётно). Но тогда n – нечётно . Поскольку m – чётно, запишем его как m = 2t . Тогда m 2 = 4t 2 = 2n 2 , или n 2 = 2t 2 , т.е. n 2 – чётно, следовательно и n должно быть чётным , что приводит к противоречию. Следовательно, m и n несоизмеримы. n m Открытие несоизмеримых отрезков (иррациональных чисел)

Слайд 20

Генезис научной методологии Овладение навыками абстрактного мышления и техникой логического вывода позволили придать форму теории уже имеющемуся знанию и развивать её, открывая новые истины.

Слайд 21

Вопросы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

Уважаемые студенты! Лекции-презентации позволят Вам самостоятельно ознакомиться с материалом дисциплины. Задания будут приложены. выполненные работы просьба отправлять на электронную почту...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция-презентация для самостоятельной работы...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция-презентация для смостоятельного изучения материала...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция-презентация для самостоятельного изучения материала...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция-презентация для самостоятельного изучения материала...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция-презентация для самостоятельного изучения материала...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция-презентация для самостоятельного изучения материала...