Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
презентация к уроку
лекция-презентация для самостоятельной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nbr_of03_problema_izmenchivosti.pptx | 634.06 КБ |
nbr_of04_atomizm_ontologiya_i_teoriya_poznaniya.pptx | 566.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ранняя греческая натурфилософия Проблема изменчивости Гераклит: Мир как вечное становление Элейская школа: иллюзорность изменчивости Парменид : мир как единое, вечное и неизменное бытие Парадоксы Зенона: обоснование элейской онтологии Апория места (немыслимость пустоты) Апории множества (немыслимость множества) Парадокс делимости Парадокс сложения Парадокс счисления Апории движения (немыслимость движения) «Ахилл и черепаха» «Дихотомия» (деление на два) «Стрела» «Стадий» Иллюзии восприятия и мыслимая реальность
Гераклит Проблема изменчивости Милет Эфес
Гераклит Проблема изменчивости Как из единого получается многое, из неизменного – изменчивое? Гераклит Мир как вечное становление
Гераклит Мир как вечное становление (генезис) Гераклит (ок. 540 - 480) Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, мерно возгорающимся, мерно угасающим.
Гераклит Мир как вечное становление (генезис) Первоначало по природе своей изменчиво: стихия мира – огонь. Мир вечен, но не неизменен: в нём всё течёт, всё меняется, и даже в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Всё возникает через борьбу противоположностей. Но эта борьба порождает не хаос, а упорядоченный космос, подчинённый разумному принципу – логосу.
Гераклит Мир как вечное становление (генезис) Логос ( греч . λόγος , речь, слово, высказывание, понятие, основание, мера) – термин древнегреческой философии, обозначающий разумный принцип мироустройства; в христианском богословии – Бог-Сын, второе лицо Троицы.
Элейская школа Иллюзорность изменчивости Милет Эфес Элея
Элейская школа Иллюзорность изменчивости Парменид (род. 540/539) Зенон (ок. 490 - 430)
Элейская школа Иллюзорность изменчивости Как из единого получается многое, из неизменного – изменчивое? Элеаты Мир как вечное становление Мир как вечное неизменное бытие Гераклит
Бытие есть, небытия нет Если бы дело обстояло иначе, сущее было бы не-сущим, а не-сущее – сущим, что явно нелепо. Сущее не может быть несуществующим, не-сущее же не может существовать. Парменид Мир как единое, вечное и неизменное бытие
Бытие есть, небытия нет Бытие едино и неделимо Сущее не может быть несуществующим, не-сущее же не может существовать. Два бытия не могут быть отделены друг от друга ни каким-то третьим бытием (в таком случае все три составляли бы сплошное единое бытие), ни небытием, поскольку небытия нет. При допущении множественности бытия придётся допустить бытие небытия. Парменид Мир как единое, вечное и неизменное бытие
Бытие есть, небытия нет Бытие едино и неделимо Бытие вечно и неизменно Сущее не может быть несуществующим, не-сущее же не может существовать. При допущении множественности бытия придётся допустить бытие небытия. Бытие не может возникнуть из небытия, или из другого бытия, поскольку есть лишь одно бытие, и это бытие не может стать чем-то иным. Сущее не может ни возникнуть из не-сущего, ни сделаться не-сущим. Парменид Мир как единое, вечное и неизменное бытие
Бытие есть, небытия нет Бытие едино и неделимо Бытие вечно и неизменно Небытие немыслимо Сущее не может быть несуществующим, не-сущее же не может существовать. При допущении множественности бытия придётся допустить бытие небытия. Сущее не может ни возникнуть из не-сущего, ни сделаться не-сущим. В противном случае пришлось бы допустить существование многого. Одно и то же – мысль и предмет мысли. Парменид Мир как единое, вечное и неизменное бытие
Парменид Мир как единое, вечное и неизменное бытие Рассел. «История западной философии». Часто говорят, что Парменид изобрёл логику, но в действительности он изобрёл метафизику, основанную на логике . <…> В философии это первый пример широкой аргументации от мысли и языка к миру в целом. Эту аргументацию нельзя, конечно, считать основательной, но в то же время стоит посмотреть, какой элемент истины она содержит.
Парадоксы Зенона Обоснование элейской онтологии Апория места (немыслимость пустоты) Апории множества (немыслимость множества) Парадокс делимости Парадокс сложения Парадокс счисления Апории движения (немыслимость движения) «Ахилл и черепаха» «Дихотомия» (деление на два) «Стрела» «Стадион»
Парадоксы Зенона Обоснование элейской онтологии Апор ú я ( греч . απορία , затруднение, безвыходное положение; от α , отрицательная приставка, и πόρος , выход ) – понятие древнегреческой философии, обозначающее трудноразрешимую или неразрешимую проблему.
Парадоксы Зенона Апория места Если условием существования является нахождение в каком-то месте, то и само место, коль скоро оно существует, тоже должно находиться в каком-то месте. Это будет уже «второе» место, но и оно должно существовать в каком-то «третьем» месте, и так далее до бесконечности. Следовательно, «пустое место», как что-то отличное от того, местом чего оно является, немыслимо.
Парадоксы Зенона Апория делимости Если допустить, что бытие делимо, то каждую частицу бытия придётся признать одновременно и бесконечно большой и вовсе лишённой величины (как делимую на бесконечное число частей), (как результат бесконечного деления), что, разумеется, невозможно.
Парадоксы Зенона Апория сложения Если допустить, что бытие делимо, т.е. состоит из частей, то его придётся признать или бесконечно большим или вовсе лишённым величины (если его части имеют какую-то величину), (если его части величины не имеют), но тогда оно должно быть единственным; и, следовательно, неотличимым от небытия.
Парадоксы Зенона Апория счисления Если допустить, что существует многое, то число вещей придётся признать одновременно и ограниченным и бесконечным (так как их будет ровно столько, сколько есть: ни больше, ни меньше), (так как между любыми из них будут другие), что, разумеется, невозможно.
Парадоксы Зенона Апория «Ахилл и черепаха» Быстроногий Ахилл никогда не догонит медленно ползущую черепаху. Ведь прежде, чем догнать её, он должен будет дойти до того места, в котором она находилась, когда он за ней погнался. Но за это время черепаха уйдёт вперёд и, таким образом, опять окажется впереди Ахилла, и так далее до бесконечности.
Парадоксы Зенона Апория «Ахилл и черепаха»
Парадоксы Зенона Апория «Ахилл и черепаха»
Парадоксы Зенона Апория «Ахилл и черепаха»
Парадоксы Зенона Апория «Дихотомия» Д u хотом ú я ( греч . διχοτομία ; от δίχα , на две части, и τομή , сечение, разделение ) – 1) деление целого на две части (с возможным последующим делением каждой из частей на две подчасти и т.д.); 2) метод классификации, состоящий в делении объёма понятия (класса, множества) на два подчинённых взаимоисключающих (противоречащих) понятия, суммарный объём которых исчерпывает объём делимого понятия.
Парадоксы Зенона Апория «Дихотомия» Ахилл вообще не сдвинется с места (как, впрочем, и черепаха), а прежде, чем пройти это второе место, он должен пройти место, которое находится на полпути между ними, и так далее до бесконечности. так как прежде, чем добраться до любого места, он должен пройти то место, которое находится на полпути между ним и первым местом,
Парадоксы Зенона Апория «Дихотомия»
Парадоксы Зенона Апории движения Первые две апории демонстрируют немыслимость движения при допущении бесконечной делимости времени и пространства. Две последние апории демонстрируют немыслимость движения при допущении предела делимости времени и пространства.
Парадоксы Зенона Апория «Стрела» Стрела не может лететь ни там, где её нет (по той очевидной причине, что её там нет), ни там, где она есть. Но в месте, равном собственному размеру стрелы, ей двигаться некуда, следовательно она и не движется. Она ведь занимает в пространстве место, равное своему размеру – не больше и не меньше (иначе она была бы больше или меньше себя самой).
Парадоксы Зенона Апория «Стрела»
Таким образом, получится, что минимальная, т.е. неделимая, единица времени делима, что абсурдно. (Равным образом, делимой окажется и минимальная, т.е. неделимая, единица пространства). Парадоксы Зенона Апория «Стадион» Если две колесницы движутся навстречу друг друга со скоростью, равной минимальной единице пространства за минимальную единицу времени, мимо третьей – неподвижной – колесницы, то они пройдут расстояние, равное минимальной единице пространства, за минимальную единицу времени относительно неподвижной колесницы и за половину минимальной единицы времени относительно друг друга.
Парадоксы Зенона Апория «Стадион»
Элейская школа Иллюзии восприятия и мыслимая реальность Разум свидетельствует, что ни пустоты, ни множества, ни движения нет, ибо они немыслимы. Чувства не позволяют утверждать существование пустоты, но свидетельствуют о существовании многих движущихся вещей. У нас есть, таким образом, два источника знания, которые в чём-то противоречат друг другу. Какой же из них следует признать достоверным?
Вопросы?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Античный атомизм Онтология и теория познания Понятие атома Атомы и пустота Атомы и составные тела Гносеология атомизма Восприятие и мышление Природа и механизм чувственного восприятия Необходимость и случайность Принцип детерминизма Особенности атомизма Эпикура
Античный атомизм Онтология и теория познания Милет Эфес Элея Абдеры
Античный атомизм Онтология и теория познания Левкипп (500? - 440?) Демокрит (ок. 460-370) Эпикур (341-271) Тит Лукреций Кар (ок. 99-55) Ранние атомисты ( V-IV в. до н.э.) Эпикурейцы ( IV-I в. до н.э.)
Понятие атома Атом ( греч . τά άτομα , неделимые) – термин древнегреческой философии, обозначающий мельчайшую (неделимую) частицу вещества. Атомизм ( греч . τά άτομα , неделимые) – учение о дискретных началах всего сущего.
Понятие атома Атомы и пустота Аристотель. «О возникновении и уничтожении». Некоторые из древних [ элеаты ] полагали, будто бытие по необходимости едино и неподвижно. Ибо пустота не существует, движение же невозможно, если нет отдельно существующей пустоты, и, с другой стороны, нет многого, если нет того, что разделяет.
Понятие атома Атомы и пустота Левкипп же полагал, что он обладает учениями, которые, будучи согласны с чувственным восприятием, не отрицают ни возникновения, ни уничтожения, ни движения, ни множественности сущего. Аристотель. «О возникновении и уничтожении».
Понятие атома Атомы и пустота Согласившись в этом с показаниями чувственных явлений, а с философами, принимавшими единое [ элеатами ] , – в том, что не может быть движения без пустоты, он говорит, что пустота – небытие и что небытие существует нисколько не менее, чем бытие. Аристотель. «О возникновении и уничтожении».
Понятие атома Атомы и пустота Ибо сущее в собственном смысле – абсолютно полное бытие. Таковое же не едино, но таковых сущих бесконечно много по числу, и они невидимы вследствие малости своих объёмов. Аристотель. «О возникновении и уничтожении».
Понятие атома Атомы и составные тела Атомы суть всевозможные маленькие тела, не имеющие качеств, пустота же – некоторое место, в котором все эти тела, в течение всей вечности носясь вверх и вниз… Клавдий Гален об атомистах
Понятие атома Атомы и составные тела
Понятие атома Атомы и составные тела … или сплетаются каким-нибудь образом между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и сходятся снова между собой в такие соединения, и, таким образом, они производят и все прочие [ сложные ] тела, и наши тела, и их состояния и ощущения. Клавдий Гален об атомистах
Понятие атома Атомы и составные тела
Понятие атома Атомы и составные тела Первотела не могут подвергаться изменениям, в существование которых верят все люди на основании чувственного опыта… Клавдий Гален об атомистах
Понятие атома Атомы и составные тела … так, например, ни один из атомов не нагревается, не охлаждается, равным образом не делается ни сухим, ни влажным и тем более не становится ни белым, ни чёрным и вообще не принимает никакого иного качества вследствие [ полного ] отсутствия изменения [ в атоме ] . Клавдий Гален об атомистах
Понятие атома Атомы и составные тела Все прочие вещи состоят из неделимых тел, бесконечных по количеству и формам, и отличаются друг от друга составом, а также положением и порядком этих [ неделимых ] . Аристотель. «О возникновении и уничтожении».
Понятие атома Атомы и составные тела Α отличается от Ν формой ( ςχημα ) , ΑΝ от ΝΑ – порядком ( τάξις ) , Ζ от Ν – положением ( θέσις ) или поворотом ( τροπή ) . Α Ζ Ν Α Α Ν Ν Ν Аристотель. «Метафизика». Из одних и тех же букв возникают трагедия и комедия.
Гносеология атомизма Восприятие и мышление [ Демокрит ] говорит, что есть два вида познания, из коих познание посредством логического рассуждения он называет законным и приписывает ему достоверность в суждении об истине, познание же посредством ощущений он называет тёмным и отрицает пригодность его для распознания истины. Секст Эмпирик. «Против учёных».
Гносеология атомизма Восприятие и мышление А именно он говорит: « [ Лишь ] в общем мнении существует сладкое, в мнении – горькое, в мнении – тёплое, в мнении – холодное, в мнении – цвет, в действительности же [ существуют только ] атомы и пустота». Секст Эмпирик. «Против учёных».
Гносеология атомизма Природа и механизм чувственного восприятия От поверхностей тел исходит непрерывное истечение, незаметное лишь потому, что умаление возмещается пополнением. Такое истечение долго сохраняет положение и порядок атомов твёрдого тела… Надобно полагать, что именно оттого, что в нас входит нечто извне, мы способны и видеть [ формы ] , и мыслить их. Эпикур. Письмо к Геродоту.
Гносеология атомизма Природа и механизм чувственного восприятия
Необходимость и случайность Принцип детерминизма Ни одна вещь не возникает беспричинно, но всё возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости. Левкипп (в изложении Аэция )
Необходимость и случайность Принцип детерминизма Детерминизм ( лат . determino , определяю) – учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности. Основу детерминизма составляют концепции причинности и закономерностей.
Необходимость и случайность Особенности атомизма Эпикура … Уносясь в пустоте, в направлении книзу отвесном , Собственным весом тела изначальные в некое время В месте неведомом нам начинают слегка отклоняться , Так что едва и назвать отклонением это возможно . Если ж, как капли дождя, они вниз продолжали бы падать, Не отклоняясь ничуть в пустоте необъятной , То никаких бы ни встреч, ни толчков у начал не рождалось, И ничего никогда породить не могла бы природа . Тит Лукреций Кар. «О природе вещей».
Необходимость и случайность Особенности атомизма Эпикура
Необходимость и случайность Особенности атомизма Эпикура Если ж движения все непрерывную цепь образуют И возникают одно из другого в известном порядке , И коль не могут путём отклонения первоначала Вызвать движений иных, разрушающих рока законы, Чтобы причина не шла за причиною испокон века, Как у созданий живых на земле не подвластная року, Как и откуда, скажи, появилась свободная воля ? Тит Лукреций Кар. «О природе вещей».
Вопросы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
Уважаемые студенты! Лекции-презентации позволят Вам самостоятельно ознакомиться с материалом дисциплины. Задания будут приложены. выполненные работы просьба отправлять на электронную почту...
Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
лекция презентация для самостоятельной подготовки...
Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
лекция-презентация для смостоятельного изучения материала...
Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
лекция-презентация для самостоятельного изучения материала...
Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
лекция-презентация для самостоятельного изучения материала...
Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
лекция-презентация для самостоятельного изучения материала...
Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
лекция-презентация для самостоятельного изучения материала...