Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
презентация к уроку
лекция-презентация для самостоятельного изучения материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nbr_of31_marx_antropologiya.pptx | 391.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Антропология раннего Маркса Трир Лондон Карл Маркс Род. 5 мая 1818 г. в Трире Учёба в Боннском и Берлинском университетах (1835-1841) Эмиграция (с 1843 г.) Ум. 14 марта 1883 г. в Лондоне Бонн Берлин
Антропология раннего Маркса Понятие отчуждения Отчуждение труда и его социальные и экзистенциальные последствия Отчуждение в опредмечивании труда Самоотчуждение в процессе труда Отчуждение родовой жизни человека Отчуждение человека от человека Буржуазное общество как общество тотального отчуждения
Экономическо-философские рукописи 1844 года (1844) Святое семейство (1845) Немецкая идеология (1845-1846) Нищета философии (1847) Манифест Коммунистической партии (1848) К критике политической экономии (1859) Капитал (1867 и сл. ) Основные сочинения Антропология раннего Маркса
Понятие отчуждения Отчуждение ( нем . Entfremdung , англ . и франц . alienation ) – философско-социологическая категория, выражающая объективное превращение деятельности человека и её результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним самим и враждебную ему, и связанное с этим превращение человека из активного субъекта в объект общественного процесса.
Отчуждение в опредмечивании труда – не просто обретение трудом предметного, внешнего существования, а превращение опредмеченного труда в противостоящую, враждебную рабочему силу. Отчуждение труда и его социальные и экзистенциальные последствия Четыре уровня отчуждения
Рабочий становится тем беднее, чем больше богатства он производит, чем больше растут мощь и размеры его продукции. Рабочий становится тем более дешёвым товаром, чем больше товаров он создаёт. В прямом соответствии с ростом стоимости мира вещей растёт обесценение человеческого труда. Труд производит не только товары: он производит самого себя и рабочего как товар, притом в той самой пропорции, в которой он производит вообще товары. К. Маркс. Экономическо - философские рукописи 1844 года Отчуждение труда и его социальные и экзистенциальные последствия
Этот факт выражает лишь следующее: предмет, производимый трудом, его продукт, противостоит труду как некое чуждое существо, как сила, не зависящая от производителя. <…> При тех порядках, которые предполагаются политической экономией, это осуществление труда, это его претворение в действительность выступает как выключение рабочего из действительности, опредмечивание выступает как утрата предмета и закабаление предметом, освоение предмета – как отчуждение. К. Маркс. Экономическо - философские рукописи 1844 года Отчуждение труда и его социальные и экзистенциальные последствия
Все эти следствия уже заключены в том определении, что рабочий относится к продукту своего труда как к чужому предмету. Ибо при такой предпосылке ясно: чем больше рабочий выматывает себя на работе, тем могущественнее становится чужой для него предметный мир, создаваемый им самим против самого себя, тем беднее становится он сам, его внутренний мир, тем меньшее имущество ему принадлежит. Точно так же обстоит дело и в религии. Чем больше вкладывает человек в бога, тем меньше остается в нём самом. К. Маркс. Экономическо - философские рукописи 1844 года Отчуждение труда и его социальные и экзистенциальные последствия
Отчуждение в опредмечивании труда – не просто обретение трудом предметного, внешнего существования, а превращение опредмеченного труда в противостоящую, враждебную рабочему силу. Самоотчуждение в процессе труда – превращение труда из специфически человеческой (сущностной) деятельности в нечто навязанное извне, средство удовлетворения животных потребностей. Отчуждение труда и его социальные и экзистенциальные последствия Четыре уровня отчуждения
Рабочий вкладывает в предмет свою жизнь, но отныне эта жизнь принадлежит уже не ему, а предмету. <…> Отчуждение рабочего в его продукте имеет не только то значение, что его труд становится предметом, приобретает внешнее существование, но ещё и то значение, что его труд существует вне его, независимо от него, как нечто чужое для него, и что этот труд становится противостоящей ему самостоятельной силой; что жизнь, сообщённая им предмету, выступает против него как враждебная и чуждая. К. Маркс. Экономическо - философские рукописи 1844 года Отчуждение труда и его социальные и экзистенциальные последствия
[ Рабочий ] в своём труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы. <…> В силу этого труд его не добровольный, а вынужденный; это – принудительный труд. Это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей, но не потребности в труде. К. Маркс. Экономическо - философские рукописи 1844 года Отчуждение труда и его социальные и экзистенциальные последствия
В результате получается такое положение, что человек (рабочий) чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций – при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае ещё расположась у себя в жилище, украшая себя и т. д., – а в своих человеческих функциях он чувствует себя только лишь животным. То, что присуще животному, становится уделом человека, а человеческое превращается в то, что присуще животному. К. Маркс. Экономическо - философские рукописи 1844 года Отчуждение труда и его социальные и экзистенциальные последствия
Деятельность выступает здесь как страдание, сила – как бессилие, зачатие – как оскопление, собственная физическая и духовная энергия рабочего, его личная жизнь (ибо что такое жизнь, если она не есть деятельность? ) – как повернутая против него самого, от него не зависящая, ему не принадлежащая деятельность. Это есть самоотчуждение , тогда как выше речь шла об отчуждении вещи. К. Маркс. Экономическо - философские рукописи 1844 года Отчуждение труда и его социальные и экзистенциальные последствия
Отчуждение в опредмечивании труда – не просто обретение трудом предметного, внешнего существования, а превращение опредмеченного труда в противостоящую, враждебную рабочему силу. Самоотчуждение в процессе труда – превращение труда из специфически человеческой (сущностной) деятельности в нечто навязанное извне, средство удовлетворения животных потребностей. Отчуждение родовой жизни человека – превращение социального (в том числе преобразованной трудом природы) в чуждую силу, служащую лишь средством индивидуального выживания. Отчуждение труда и его социальные и экзистенциальные последствия Четыре уровня отчуждения
… сам труд, сама жизнедеятельность, сама производственная жизнь оказываются для человека лишь средством для удовлетворения одной его потребности, потребности в сохранении физического существования. А производственная жизнь и есть родовая жизнь. <…> В характере жизнедеятельности заключается весь характер данного вида, его родовой характер, а свободная сознательная деятельность как раз и составляет родовой характер человека. Сама жизнь оказывается лишь средством к жизни. К. Маркс. Экономическо - философские рукописи 1844 года Отчуждение труда и его социальные и экзистенциальные последствия
Практическое созидание предметного мира, переработка неорганической природы есть самоутверждение человека как сознательного – родового существа .. . Животное, правда, тоже производит… Но животное производит лишь то, в чём непосредственно нуждается оно само или его детёныш … Животное строит только сообразно мерке и потребности того вида, к которому оно принадлежит, тогда как человек умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету присущую мерку .. . К. Маркс. Экономическо - философские рукописи 1844 года Отчуждение труда и его социальные и экзистенциальные последствия
Поэтому именно в переработке предметного мира человек впервые действительно утверждает себя как родовое существо. Это производство есть его деятельная родовая жизнь. Благодаря этому производству природа оказывается его произведением и его действительностью. <…> Отчуждённый труд, принижая самодеятельность, свободную деятельность до степени простого средства, тем самым превращает родовую жизнь человека в средство для поддержания его физического существования. К. Маркс. Экономическо - философские рукописи 1844 года Отчуждение труда и его социальные и экзистенциальные последствия
Отчуждение в опредмечивании труда – не просто обретение трудом предметного, внешнего существования, а превращение опредмеченного труда в противостоящую, враждебную рабочему силу. Самоотчуждение в процессе труда – превращение труда из специфически человеческой (сущностной) деятельности в нечто навязанное извне, средство удовлетворения животных потребностей. Отчуждение родовой жизни человека – превращение социального (в том числе преобразованной трудом природы) в чуждую силу, служащую лишь средством индивидуального выживания. Отчуждение человека от человека – антагонизация человеческих отношений, вызванная присвоением продукта труда другим человеком (не рабочим) и подчинением ему самого процесса труда. Отчуждение труда и его социальные и экзистенциальные последствия Четыре уровня отчуждения
Непосредственным следствием того, что человек отчуждён от продукта своего труда, от своей жизнедеятельности, от своей родовой сущности, является отчуждение человека от человека. Когда человек противостоит самому себе, то ему противостоит другой человек. То, что можно сказать об отношении человека к своему труду, к продукту своего труда и к самому себе, то же можно сказать и об отношении человека к другому человеку, а также к труду и к предмету труда другого человека. К. Маркс. Экономическо - философские рукописи 1844 года Отчуждение труда и его социальные и экзистенциальные последствия
Если продукт труда мне чужд, если он противостоит мне в качестве чуждой силы, кому же в таком случае он принадлежит? Если моя собственная деятельность принадлежит не мне, а есть деятельность чуждая, вынужденная, кому же принадлежит она в таком случае? Некоторому иному, чем я, существу. Что же это за существо? Не боги ли? К. Маркс. Экономическо - философские рукописи 1844 года Отчуждение труда и его социальные и экзистенциальные последствия Если продукт труда мне чужд, если он противостоит мне в качестве чуждой силы, кому же в таком случае он принадлежит? Если моя собственная деятельность принадлежит не мне, а есть деятельность чуждая, вынужденная, кому же принадлежит она в таком случае? Некоторому иному, чем я, существу. Что же это за существо? Если продукт труда мне чужд, если он противостоит мне в качестве чуждой силы, кому же в таком случае он принадлежит? Если моя собственная деятельность принадлежит не мне, а есть деятельность чуждая, вынужденная, кому же принадлежит она в таком случае? Некоторому иному, чем я, существу. Что же это за существо? Если продукт труда мне чужд, если он противостоит мне в качестве чуждой силы, кому же в таком случае он принадлежит? Если моя собственная деятельность принадлежит не мне, а есть деятельность чуждая, вынужденная, кому же принадлежит она в таком случае? Некоторому иному, чем я, существу. Что же это за существо? Если продукт труда мне чужд, если он противостоит мне в качестве чуждой силы, кому же в таком случае он принадлежит? Если моя собственная деятельность принадлежит не мне, а есть деятельность чуждая, вынужденная, кому же принадлежит она в таком случае? Некоторому иному, чем я, существу. Что же это за существо? Если продукт труда мне чужд, если он противостоит мне в качестве чуждой силы, кому же в таком случае он принадлежит? Если моя собственная деятельность принадлежит не мне, а есть деятельность чуждая, вынужденная, кому же принадлежит она в таком случае? Некоторому иному, чем я, существу. Что же это за существо?
Чуждым существом, которому принадлежит труд и продукт труда, существом, на службе которого оказывается труд и для наслаждения которого создаётся продукт труда, таким существом может быть лишь сам человек. Если продукт труда не принадлежит рабочему, если он противостоит ему как чуждая сила, то это возможно лишь в результате того, что продукт принадлежит другому человеку, не рабочему. К. Маркс. Экономическо - философские рукописи 1844 года Отчуждение труда и его социальные и экзистенциальные последствия Если продукт труда мне чужд, если он противостоит мне в качестве чуждой силы, кому же в таком случае он принадлежит? Если моя собственная деятельность принадлежит не мне, а есть деятельность чуждая, вынужденная, кому же принадлежит она в таком случае? Некоторому иному, чем я, существу. Что же это за существо? Если продукт труда мне чужд, если он противостоит мне в качестве чуждой силы, кому же в таком случае он принадлежит? Если моя собственная деятельность принадлежит не мне, а есть деятельность чуждая, вынужденная, кому же принадлежит она в таком случае? Некоторому иному, чем я, существу. Что же это за существо? Если продукт труда мне чужд, если он противостоит мне в качестве чуждой силы, кому же в таком случае он принадлежит? Если моя собственная деятельность принадлежит не мне, а есть деятельность чуждая, вынужденная, кому же принадлежит она в таком случае? Некоторому иному, чем я, существу. Что же это за существо? Если продукт труда мне чужд, если он противостоит мне в качестве чуждой силы, кому же в таком случае он принадлежит? Если моя собственная деятельность принадлежит не мне, а есть деятельность чуждая, вынужденная, кому же принадлежит она в таком случае? Некоторому иному, чем я, существу. Что же это за существо? Если продукт труда мне чужд, если он противостоит мне в качестве чуждой силы, кому же в таком случае он принадлежит? Если моя собственная деятельность принадлежит не мне, а есть деятельность чуждая, вынужденная, кому же принадлежит она в таком случае? Некоторому иному, чем я, существу. Что же это за существо?
… Ппосредством отчуждённого труда рабочий порождает отношение к этому труду некоего человека, чуждого труду и стоящего вне труда. Отношение рабочего к труду порождает отношение к тому же труду капиталиста, или как бы там иначе ни называли хозяина труда. Стало быть, частная собственность есть продукт, результат, необходимое следствие отчуждённого труда, внешнего отношения рабочего к природе и к самому себе. К. Маркс. Экономическо - философские рукописи 1844 года Отчуждение труда и его социальные и экзистенциальные последствия
Труд непосредственно ради потребностей: капитал и труд ещё объединены Меновая торговля: труд отчасти становится источником дохода Разделение труда и деньги: труд целиком превращается в труд ради заработка Аграрный труд и рента: капитал и труд выступают ещё в специфических формах Буржуазное общество как общество тотального отчуждения Свободный капитал стирает всякую природную и общественную определённость Этапы развития отчуждённого труда
Вопросы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
Уважаемые студенты! Лекции-презентации позволят Вам самостоятельно ознакомиться с материалом дисциплины. Задания будут приложены. выполненные работы просьба отправлять на электронную почту...
Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
лекция презентация для самостоятельной подготовки...
Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
лекция-презентация для самостоятельной работы...
Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
лекция-презентация для смостоятельного изучения материала...
Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
лекция-презентация для самостоятельного изучения материала...
Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
лекция-презентация для самостоятельного изучения материала...
Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
лекция-презентация для самостоятельного изучения материала...