Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
презентация к уроку
лекция-презентация для самостоятельного изучения материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nbr_of30_feuerbach.pptx | 354.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фейербах Антропологический материализм Младогегельянцы Противоречие между системой и методом Гегеля Действующая сила истории: «субстанция» или «самосознание»? Людвиг Фейербах: антропологический материализм Антропологический принцип в философии Философия религии
Фейербах Антропологический материализм Людвигсбург Эйзенберг Рехенберг Ландсхут Давид Штраус (1808-1874) Бруно Бауэр (1809-1882) Людвиг Фейербах Род. 28 июля 1804 г. в Ландсхуте Ум. 13 сентября 1872 г. в Рехенберге
… Гегель вынужден был строить систему , а философская система, по установившемуся порядку , должна была завершиться абсолютной истиной того или иного рода. И тот же Гегель, который, особенно в своей «Логике», подчёркивает , что эта вечная истина есть не что иное, как сам логический ( resp.: исторический) процесс, – тот же самый Гегель видит себя вынужденным положить конец этому процессу, так как надо же было ему на чём-то закончить свою систему. Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Младогегельянцы Противоречие между системой и методом Гегеля
А именно, нужно было так представить себе конец истории: человечество приходит к познанию < … > абсолютной идеи и объявляет , что это познание абсолютной идеи достигнуто в гегелевской философии. Но это значило провозгласить абсолютной истиной всё догматическое содержание системы Гегеля и тем стать в противоречие с его диалектическим методом, разрушающим всё догматическое. Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Младогегельянцы Противоречие между системой и методом Гегеля
Взятое в целом, учение Гегеля оставляло < … > широкий простор для самых различных практических партийных воззрений. А практическое значение имели в тогдашней теоретической жизни Германии прежде всего две вещи – религия и политика. Человек, придававший главное значение системе Гегеля, мог быть довольно консервативным в каждой из этих областей. Тот же, кто главным считал диалектический метод , мог и в религии и в политике принадлежать к самой крайней оппозиции. Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Младогегельянцы Противоречие между системой и методом Гегеля
Сам Гегель, несмотря на довольно частые в его сочинениях взрывы революционного гнева, в общем, по-видимому, склонялся больше к консервативной стороне : недаром же его система стоила ему гораздо более «тяжёлой работы мысли», чем его метод. К концу тридцатых годов раскол в его школе становился всё более и более заметным. <…> Борьба велась ещё философским оружием, но уже не ради абстрактно-философских целей. Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Младогегельянцы Противоречие между системой и методом Гегеля
Первый толчок дала книга Штрауса «Жизнь Иисуса», вышедшая в 1835 году. Против изложенной в этой книге теории возникновения евангельских мифов выступил позднее Бруно Бауэр, доказывавший, что целый ряд евангельских рассказов сфабрикован самими авторами евангелий. Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Младогегельянцы «Субстанция» или «самосознание»?
Младогегельянцы Давид Штраус и Бруно Бауэр Давид Штраус Жизнь Иисуса, критически переработанная (1835-1836) Старая и новая вера (1872) Бруно Бауэр Критика истории Откровения (1838) Критика евангельской истории синоптиков (1841-1842) Основные сочинения
Спор между Штраусом и Бауэром вёлся под видом философской борьбы между «самосознанием» и «субстанцией». Вопрос о том, возникли ли евангельские рассказы о чудесах путём бессознательного, основанного на традиции, создания мифов в недрах общины или же они были сфабрикованы самими евангелистами, – разросся до вопроса о том, что является главной действующей силой во всемирной истории: «субстанция» или «самосознание». Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Младогегельянцы «Субстанция» или «самосознание»?
Людвиг Фейербах Антропологический материализм К критике философии Гегеля» (1839) Сущность христианства (1841) Основные положения философии будущего (1843) Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии (1846) О спиритуализме и материализме, в особенности в их отношении к свободе воли (1866) Эвдемонизм (1866-1869) Основные сочинения
Людвиг Фейербах Антропологический принцип в философии Единство мышления и бытия, о котором трактовала философия тождества Шеллинга и Гегеля, реально лишь в человеке – единственном субъекте мышления. Но человека отличает от животных не только способность мышления: если бы он не отличался от животных в своих ощущениях, то не отличался бы от них и в мышлении. Сущность человека – это прежде всего чувственность, проявляющаяся в многообразии переживаний, стремлении к счастью, любви, т.е. жизни не только ума, но и сердца.
Людвиг Фейербах Антропологический принцип в философии Человек осознаёт себя человеком лишь в общении, в основе своей – чувственном, с другим человеком: самосознание «Я» опосредовано сознанием «Ты». Самосознание, следовательно, сопровождается осознанием человеческой сущности как родовой: стремление к единению с другим («Я» с «Ты») пробуждает осознание принадлежности к роду, каковое и есть разум (= любовь); причём эта родовая сущность осознаётся как тождественная во всех индивидах и образующая их родовое единство. Но между родовой сущностью человека и его индивидуальным существованием имеется противоречие: разум, например (вопреки Канту) ограничен лишь в индивиде, но не в роде. Попыткой преодоления этого противоречия является религия.
… понятие божества совпадает с понятием человечества. Все божественные определения, все определения делающие Бога богом, суть определения рода – определения, ограниченные отдельным существом, индивидом и не ограниченные в сущности рода и даже в его существовании, поскольку это существование соответственно проявляется только во всех людях, взятых как нечто собирательное. Людвиг Фейербах Философия религии Л. Фейербах. «Сущность христианства».
Бог есть понятие рода как индивида , понятие или сущность рода; он как всеобщая сущность, как средоточие всех совершенств, всех качеств, свободных от действительных или мнимых границ индивида, есть в то же время существо отдельное, индивидуальное. Людвиг Фейербах Философия религии Л. Фейербах. «Сущность христианства».
Людвиг Фейербах Философия религии Религия – не просто результат корыстного обмана (хотя её и используют в корыстных интересах) и невежества (хотя непонимание её корней и её действительной функции играет существенную роль в её возникновении и в сохранении её в существующей – «отчуждённой» – форме). Сущность религии – в перенесении родовой сущности человека, не реализуемой в индивидуальном человеческом существовании, на индивидуальное существо и в поклонении этому существу как своего рода «идеальному человеку». В результате такого переноса это антропоморфное идеальное существо оказывается наделённым атрибутами человеческого рода, которых лишены действительные человеческие индивиды: бессмертием, могуществом, всеведением и пр., иными словами – традиционными атрибутами Бога монотеистических религий.
Людвиг Фейербах Философия религии Но такое разрешение противоречия между сущностью и существованием человека ведёт к «отчуждению» – отрыву человеческой сущности от самого человека, противопоставлению первой второму и – сначала идеальному, а потом и реальному – порабощению человека плодом его собственной фантазии. Это «отчуждение» должно быть преодолено: необходимо вернуть реальному, живому «ты» его законное место в мыслях, чувствах и сердце «Я», не по праву занятое Богом – этой проекцией вовне человеческих желаний.
Вопросы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
Уважаемые студенты! Лекции-презентации позволят Вам самостоятельно ознакомиться с материалом дисциплины. Задания будут приложены. выполненные работы просьба отправлять на электронную почту...
Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
лекция презентация для самостоятельной подготовки...
Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
лекция-презентация для самостоятельной работы...
Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
лекция-презентация для смостоятельного изучения материала...
Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
лекция-презентация для самостоятельного изучения материала...
Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
лекция-презентация для самостоятельного изучения материала...
Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
лекция-презентация для самостоятельного изучения материала...