Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
презентация к уроку

Корогодина Елена Александровна

лекция-презентация для самостоятельного изучения материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nbr_of30_feuerbach.pptx354.83 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы философии Лекция 30 Людвиг Фейербах Антропологический материализм

Слайд 2

Фейербах Антропологический материализм Младогегельянцы Противоречие между системой и методом Гегеля Действующая сила истории: «субстанция» или «самосознание»? Людвиг Фейербах: антропологический материализм Антропологический принцип в философии Философия религии

Слайд 3

Фейербах Антропологический материализм Людвигсбург Эйзенберг Рехенберг Ландсхут Давид Штраус (1808-1874) Бруно Бауэр (1809-1882) Людвиг Фейербах Род. 28 июля 1804 г. в Ландсхуте Ум. 13 сентября 1872 г. в Рехенберге

Слайд 4

… Гегель вынужден был строить систему , а философская система, по установившемуся порядку , должна была завершиться абсолютной истиной того или иного рода. И тот же Гегель, который, особенно в своей «Логике», подчёркивает , что эта вечная истина есть не что иное, как сам логический ( resp.: исторический) процесс, – тот же самый Гегель видит себя вынужденным положить конец этому процессу, так как надо же было ему на чём-то закончить свою систему. Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Младогегельянцы Противоречие между системой и методом Гегеля

Слайд 5

А именно, нужно было так представить себе конец истории: человечество приходит к познанию < … > абсолютной идеи и объявляет , что это познание абсолютной идеи достигнуто в гегелевской философии. Но это значило провозгласить абсолютной истиной всё догматическое содержание системы Гегеля и тем стать в противоречие с его диалектическим методом, разрушающим всё догматическое. Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Младогегельянцы Противоречие между системой и методом Гегеля

Слайд 6

Взятое в целом, учение Гегеля оставляло < … > широкий простор для самых различных практических партийных воззрений. А практическое значение имели в тогдашней теоретической жизни Германии прежде всего две вещи – религия и политика. Человек, придававший главное значение системе Гегеля, мог быть довольно консервативным в каждой из этих областей. Тот же, кто главным считал диалектический метод , мог и в религии и в политике принадлежать к самой крайней оппозиции. Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Младогегельянцы Противоречие между системой и методом Гегеля

Слайд 7

Сам Гегель, несмотря на довольно частые в его сочинениях взрывы революционного гнева, в общем, по-видимому, склонялся больше к консервативной стороне : недаром же его система стоила ему гораздо более «тяжёлой работы мысли», чем его метод. К концу тридцатых годов раскол в его школе становился всё более и более заметным. <…> Борьба велась ещё философским оружием, но уже не ради абстрактно-философских целей. Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Младогегельянцы Противоречие между системой и методом Гегеля

Слайд 8

Первый толчок дала книга Штрауса «Жизнь Иисуса», вышедшая в 1835 году. Против изложенной в этой книге теории возникновения евангельских мифов выступил позднее Бруно Бауэр, доказывавший, что целый ряд евангельских рассказов сфабрикован самими авторами евангелий. Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Младогегельянцы «Субстанция» или «самосознание»?

Слайд 9

Младогегельянцы Давид Штраус и Бруно Бауэр Давид Штраус Жизнь Иисуса, критически переработанная (1835-1836) Старая и новая вера (1872) Бруно Бауэр Критика истории Откровения (1838) Критика евангельской истории синоптиков (1841-1842) Основные сочинения

Слайд 10

Спор между Штраусом и Бауэром вёлся под видом философской борьбы между «самосознанием» и «субстанцией». Вопрос о том, возникли ли евангельские рассказы о чудесах путём бессознательного, основанного на традиции, создания мифов в недрах общины или же они были сфабрикованы самими евангелистами, – разросся до вопроса о том, что является главной действующей силой во всемирной истории: «субстанция» или «самосознание». Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Младогегельянцы «Субстанция» или «самосознание»?

Слайд 11

Людвиг Фейербах Антропологический материализм К критике философии Гегеля» (1839) Сущность христианства (1841) Основные положения философии будущего (1843) Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии (1846) О спиритуализме и материализме, в особенности в их отношении к свободе воли (1866) Эвдемонизм (1866-1869) Основные сочинения

Слайд 12

Людвиг Фейербах Антропологический принцип в философии Единство мышления и бытия, о котором трактовала философия тождества Шеллинга и Гегеля, реально лишь в человеке – единственном субъекте мышления. Но человека отличает от животных не только способность мышления: если бы он не отличался от животных в своих ощущениях, то не отличался бы от них и в мышлении. Сущность человека – это прежде всего чувственность, проявляющаяся в многообразии переживаний, стремлении к счастью, любви, т.е. жизни не только ума, но и сердца.

Слайд 13

Людвиг Фейербах Антропологический принцип в философии Человек осознаёт себя человеком лишь в общении, в основе своей – чувственном, с другим человеком: самосознание «Я» опосредовано сознанием «Ты». Самосознание, следовательно, сопровождается осознанием человеческой сущности как родовой: стремление к единению с другим («Я» с «Ты») пробуждает осознание принадлежности к роду, каковое и есть разум (= любовь); причём эта родовая сущность осознаётся как тождественная во всех индивидах и образующая их родовое единство. Но между родовой сущностью человека и его индивидуальным существованием имеется противоречие: разум, например (вопреки Канту) ограничен лишь в индивиде, но не в роде. Попыткой преодоления этого противоречия является религия.

Слайд 14

… понятие божества совпадает с понятием человечества. Все божественные определения, все определения делающие Бога богом, суть определения рода – определения, ограниченные отдельным существом, индивидом и не ограниченные в сущности рода и даже в его существовании, поскольку это существование соответственно проявляется только во всех людях, взятых как нечто собирательное. Людвиг Фейербах Философия религии Л. Фейербах. «Сущность христианства».

Слайд 15

Бог есть понятие рода как индивида , понятие или сущность рода; он как всеобщая сущность, как средоточие всех совершенств, всех качеств, свободных от действительных или мнимых границ индивида, есть в то же время существо отдельное, индивидуальное. Людвиг Фейербах Философия религии Л. Фейербах. «Сущность христианства».

Слайд 16

Людвиг Фейербах Философия религии Религия – не просто результат корыстного обмана (хотя её и используют в корыстных интересах) и невежества (хотя непонимание её корней и её действительной функции играет существенную роль в её возникновении и в сохранении её в существующей – «отчуждённой» – форме). Сущность религии – в перенесении родовой сущности человека, не реализуемой в индивидуальном человеческом существовании, на индивидуальное существо и в поклонении этому существу как своего рода «идеальному человеку». В результате такого переноса это антропоморфное идеальное существо оказывается наделённым атрибутами человеческого рода, которых лишены действительные человеческие индивиды: бессмертием, могуществом, всеведением и пр., иными словами – традиционными атрибутами Бога монотеистических религий.

Слайд 17

Людвиг Фейербах Философия религии Но такое разрешение противоречия между сущностью и существованием человека ведёт к «отчуждению» – отрыву человеческой сущности от самого человека, противопоставлению первой второму и – сначала идеальному, а потом и реальному – порабощению человека плодом его собственной фантазии. Это «отчуждение» должно быть преодолено: необходимо вернуть реальному, живому «ты» его законное место в мыслях, чувствах и сердце «Я», не по праву занятое Богом – этой проекцией вовне человеческих желаний.

Слайд 18

Вопросы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

Уважаемые студенты! Лекции-презентации позволят Вам самостоятельно ознакомиться с материалом дисциплины. Задания будут приложены. выполненные работы просьба отправлять на электронную почту...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция презентация для самостоятельной подготовки...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция-презентация для самостоятельной работы...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция-презентация для смостоятельного изучения материала...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция-презентация для самостоятельного изучения материала...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция-презентация для самостоятельного изучения материала...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция-презентация для самостоятельного изучения материала...