Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
презентация к уроку

Корогодина Елена Александровна

лекция-презентация для самостоятельного изучения материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nbr_of29_hegel_dialektika.pptx282.05 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы философии Лекция 29 Георг Гегель Диалектика

Слайд 2

Гегель Диалектика Действительность как процесс саморазвития Познание как саморазвитие познающего субъекта Панлогизм Гегеля и классический рационализм Сущность и законы диалектики Восхождение от абстрактного к конкретному Единство противоположностей Переход количественных изменений в качественные Отрицание отрицания Противоречие между системой и методом Гегеля

Слайд 3

Действительность как процесс саморазвития Истинное есть целое . Но целое есть только сущность , завершающаяся через своё развитие . Об абсолютном нужно сказать , что оно по существу есть результат , что оно лишь в конце есть то , что есть оно поистине ; и в том-то и состоит его природа , что оно есть действительное , субъект или становление самим собою для себя. Гегель. «Феноменология духа».

Слайд 4

Объект Объект Субъект Объект Может показаться, что если нам известен способ действия орудия, мы можем вычесть из результата то, что в нём принадлежит этому орудию. Эта скептическая аргументация лишь кажется неопровержимой; на деле же она исходит из предпосылок, которые сами нуждаются в доказательствах, Познание как саморазвитие познающего субъекта а именно: из представления о познавании как о некотором орудии и из отличия нас самих от этого познавания. Если познавание рассматривать как орудие для овладения сущностью, то следует учесть, что применение орудия изменяет объект воздействия. Однако если из объекта воздействия вычесть результат воздействия, мы лишь получим объект в исходном, в данном случае – непознанном, виде. орудие Субъект Аргументация агностиков Субъект Объект Дух (субстанция- субъект) Познание мира как самопознание духа

Слайд 5

Гегелевские систему категорий правомерно рассматривать как последовательность сменяющих друг друга форм познания . Кант характеризовал ф ормы познания как априорные, универсальные и неизменные. С его точки зрения, это обеспечивало общезначимость опытного знания, благодаря которой оно, собственно, и принимало форму науки (возможность чего категорически отрицалась Юмом), но наука эта (точнее – науки: математика и естествознание) признавалась неспособной постичь « вещи-в-себе ». Основное новшество кантовской теории познания, отличавшее её от предшествовавших Канту доктрин эмпириков и рационалистов, заключалось в настойчивом подчёркивании активной роли познающего субъекта и выявлении априорных форм этой активности в процессе познания. Кантовский урок был усвоен, но последующие представители классического немецкого идеализма пошли дальше Канта: они признавали априорность форм познания, но априорность для них уже не означала ни универсальности, ни неизменности. Познание как саморазвитие познающего субъекта

Слайд 6

Для Гегеля прогресс познания заключается не просто в количественном росте знаний, понимаемом как открытие новых фактов (накопление информации), позволяющее заполнять пробелы в мозаике нашего знания, выявлять на этой основе ускользавшие прежде от нашего внимания связи между элементами действительности (открывать новые законы ) и объяснять с их помощью то, что прежде оставалось необъяснённым (необъяснимым). Прогресс познания есть также, точнее – главным образом, качественное развитие наших познавательных способностей , проявляющееся в развитии самих форм мышления, т.е. развитие самого познающего субъекта. Познание как саморазвитие познающего субъекта

Слайд 7

Восхождение разума по спиралевидной лестнице категорий означает овладение новыми, более совершенными формами (более мощными инструментами ) познания, достижение более высоких уровней понимания, позволяющих выявлять и осмысливать более глубокие и более сложные аспекты действительности, недоступные разуму на низших этапах этого диалектического процесса . И поскольку, по Гегелю, разум (дух) есть не только субъект, но и субстанция развивающейся действительности, и её более глубокие и более сложные аспекты не могут даже существовать, точнее (принимая во внимание гегелевское различение бытия и действительности) быть действительными, пока они не усвоены разумом (пока разум не «овладел» ими), постольку прогресс познания оказывается в то же время прогрессом, или, по меньшей мере, ключевым аспектом прогресса, самой действительности. Познание как саморазвитие познающего субъекта

Слайд 8

Субъект Объект Познание как саморазвитие познающего субъекта Субъект Объект Дух (субстанция- субъект) Познание мира как самопознание и саморазвитие духа Прогресс познания заключается не просто в накоплении знаний, но, главным образом, в развитии наших познавательных способностей. Формы познания априорны, универсальны и неизменны, что обеспечивает общезначимость опытного знания, которое, впрочем, не способно постичь « вещи-в-себе ». В процессе познания развиваются и его формы, что обеспечивает не просто количественный , но и качественный рост знания и, вместе с тем, качественное изменение познающего субъекта. Кант Гегель

Слайд 9

Панлогизм Гегеля и классический рационализм Классический рационализм Панлогизм Гегеля Субъект и объект познания функционируют по одним и тем же законам. Мир понятен разуму, потому что он разумен. Мир понятен разуму, потому что он и есть Разум. Субъект и объект познания совпадают , а процесс познания и есть, в сущности, процесс становления этого разумного мира.

Слайд 10

Природа творящая Природа сотворённая Природа творящая Метафизика Спинозы Диалектика Гегеля Разум (дух) для себя в себе в ином Природа сотворённая Существует только одна субстанция – Бог, или Природа. Природа – стадия в процессе становления абсолютной субстанции-субъекта. Панлогизм Гегеля и классический рационализм

Слайд 11

есть есть есть есть «Геометрический метод» Спинозы Диалектический метод Гегеля Формально- логическая дедукция Восхождение от абстрактного к конкретному M S P M P S Большая посылка Меньшая посылка Вывод А ~ А ~ ( ~ А ) А 1 ≡ Тезис Антитезис Синтез Панлогизм Гегеля и классический рационализм

Слайд 12

Сущность и законы диалектики Восхождение от абстрактного к конкретному Восхождение от абстрактного к конкретному – в диалектической традиции анализа мышления (начиная с Гегеля) способ движения теоретической мысли ко всё более полному, всестороннему и целостному развёртыванию её предмета. В диалектической традиции абстрактное перестаёт быть синонимом только мышления, а конкретное – действительности, данной в многообразии чувственного созерцания. Абстрактность интерпретируется тогда как «бедность», неразвитость, односторонность знания, а конкретность – как его полнота, содержательность, развитость. В. С. Швырёв . Восхождение от абстрактного к конкретному // Новая философская энциклопедия

Слайд 13

Диалектика ( греч . διαλεκτική , искусство вести беседу, спор) – логическая форма и всеобщий способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречия его мысленного содержания. Ф. Т. Михайлов. Диалектика // Новая философская энциклопедия Сущность и законы диалектики Диалектика – умение познающего мышления вести спор с собой в диалоге мыслящих – была осознана именно в качестве метода поиска общего родового начала для частных противоположных смыслов одного понятия.

Слайд 14

Сущность и законы диалектики Уразумение того, что диалектика составляет природу самого мышления, что в качестве рассудка оно должно впадать в отрицание самого себя, в противоречие, – уразумение этого составляет одну из главных сторон логики. Гегель. «Энциклопедия философских наук».

Слайд 15

Сущность и законы диалектики Диалектика обыкновенно рассматривается как внешнее искусство, которое произвольно вносит путаницу в определённые понятия и создаёт в них лишь видимость противоречий. Вследствие этого признаются ничтожными не эти определения, но указанная видимость, и рассудочное скорее оказывается истинным. <…> Однако в своей подлинной определённости диалектика, наоборот, есть собственная истинная природа определений рассудка, вещей и конечного вообще. Гегель. «Энциклопедия философских наук».

Слайд 16

Сущность и законы диалектики Рефлексия есть прежде всего движение мысли, выходящее за пределы изолированной определённости и приводящее её в отношение и связь с другими определённостями так, что определённости хотя и полагаются в некоторой связи, но сохраняют свою прежнюю изолированную значимость. Диалектика же есть, напротив, имманентный переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения рассудка односторонни и ограничены, т.е. содержат отрицание самих себя. Сущность всего конечного состоит в том, что оно само себя снимает. Гегель. «Энциклопедия философских наук».

Слайд 17

Сущность и законы диалектики Гегель. «Энциклопедия философских наук». В высшей степени важно уяснить себе, как следует понимать и познавать диалектическое. Оно является вообще принципом всякого движения, всякой жизни и всякой деятельности в сфере действительности. Диалектическое есть также душа всякого истинно научного познания.

Слайд 18

Сущность и законы диалектики Всё, что нас окружает, может рассматриваться как пример диалектики, Мы знаем, что всё конечное, вместо того, чтобы быть прочным и окончательным, наоборот, изменчиво и преходяще, а это и есть не что иное, как диалектика конечного, благодаря которой последнее, будучи в себе своим другим, выходит за пределы того, что оно есть непосредственно, и переходит в свою противоположность. Гегель. «Энциклопедия философских наук».

Слайд 19

Сущность и законы диалектики Источник развития находится не вовне, а внутри развивающегося объекта: это – борьба составляющих его противоположностей. «Механизм» развития : развитие происходит путём перехода количественных изменений в качественные. Результат развития : развитие – не простое отрицание прошлого, а отрицание отрицания, итогом которого является как бы «возвращение» к исходному состоянию, но на новом, более высоком уровне. Истинное развитие есть саморазвитие.

Слайд 20

… Гегель вынужден был строить систему , а философская система, по установившемуся порядку , должна была завершиться абсолютной истиной того или иного рода. И тот же Гегель, который, особенно в своей «Логике», подчёркивает , что эта вечная истина есть не что иное, как сам логический ( resp.: исторический) процесс, – тот же самый Гегель видит себя вынужденным положить конец этому процессу, так как надо же было ему на чём-то закончить свою систему. Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Противоречие между системой и методом Гегеля

Слайд 21

А именно, нужно было так представить себе конец истории: человечество приходит к познанию < … > абсолютной идеи и объявляет , что это познание абсолютной идеи достигнуто в гегелевской философии. Но это значило провозгласить абсолютной истиной всё догматическое содержание системы Гегеля и тем стать в противоречие с его диалектическим методом, разрушающим всё догматическое. Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Противоречие между системой и методом Гегеля

Слайд 22

Вопросы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

Уважаемые студенты! Лекции-презентации позволят Вам самостоятельно ознакомиться с материалом дисциплины. Задания будут приложены. выполненные работы просьба отправлять на электронную почту...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция презентация для самостоятельной подготовки...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция-презентация для самостоятельной работы...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция-презентация для смостоятельного изучения материала...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция-презентация для самостоятельного изучения материала...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция-презентация для самостоятельного изучения материала...

Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"

лекция-презентация для самостоятельного изучения материала...