Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
презентация к уроку
лекция-презентация для самостоятельного изучения материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nbr_of21_locke_i_leibniz_ontologicheskie_predposylki_poznaniya.pptx | 346.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Локк и Лейбниц Онтологические предпосылки и природа познания Онтологические предпосылки рационализма и рационалистическая концепция познания Истины разума и истины факта «Разумность» мира как условие его познаваемости Онтологический плюрализм Лейбница (учение о монадах) Эволюция западноевропейского рационализма Онтологические предпосылки эмпиризма и эмпирическая концепция познания Телесный контакт как «передатчик» информации «Первичные» и «вторичные» качества Идеи ощущения и идеи рефлексии Простые и сложные идеи
Рационалистическая концепция познания Истины разума и истины факта Истины разума – положения, принимаемые за истинные на основании логического закона [ запрета ] противоречия: их отрицание ведёт к противоречию; называются также вечными истинами, так как, в отличие от истин факта, верны всегда (при любых условиях). Истины факта – положения, отрицание которых не заключает в себе никакого противоречия, верные при одних условиях и неверные при других; принимаются за истинные лишь при достаточном основании (логический закон достаточного основания). Сумма углов треугольника равна двум прямым. На крыльце сидит собачка с маленькой бородкой.
Если бы мир был неразумен (неупорядочен, незакономерен), он был бы принципиально непостижим. Если бы принципы нашего разума отличались от принципов мироустройства, мир был бы непостижим для нас. Мир познаваем лишь потому, что законы разума тождественны законам мира. Следовательно, основные законы природы разум может найти в себе самом, не обращаясь к опыту. Онтологические предпосылки рационализма «Разумность» мира как условие его познаваемости
Онтологические предпосылки рационализма «Разумность» мира как условие его познаваемости Тезис о разумности мира Лейбниц доводит до логического предела – утверждения, что сотворённый Богом мир есть «лучший из возможных». Это утверждение Лейбница будет попросту высмеяно Вольтером в его философской повести «Кандид, или Оптимизм» (1758).
Эти простые сущности (монады) не могут возникать или исчезать иначе, как «разом» – в результате творения или уничтожения. Монад – бесконечное множество, и все они разные: одинаковые монады были бы тождественны, т.е. составляли бы одну сущность. Онтологические предпосылки рационализма Онтологический плюрализм Лейбница (монадология) Монады непрерывно изменяются, причём эти изменения исходят из внутреннего принципа, так как ничто внешнее на монаду не влияет. В основе мира должны лежать простые сущности (субстанции), так как всё сложное состоит из простого. Монады вообще не доступны никакому внешнему воздействию («не имеют окон»). 1
Преходящее состояние, которое представляет собой множество в едином есть не что иное, как восприятие (перцепция). Этот мир – один и тот же во всех монадах («лучший из возможных»), но воспринимается по-разному. Онтологические предпосылки рационализма Онтологический плюрализм Лейбница (монадология) Этим различием перцепций, а также уровнем апперцепции (осознания перцепций) монады и отличаются друг от друга. Следовательно, в монадах – при всей их простоте – содержится «многоразличие». Монады, таким образом, идеальны, причём каждая содержит в себе весь мир, являясь «живым зеркалом универсума». 2
Онтологические предпосылки рационализма Эволюция западноевропейского рационализма Монизм (от греч . μόνος , один, единственный ) – онтологическая позиция, признающая единство мира, т.е. принципиальную сводимость всех его объектов (явлений) к единой субстанциальной основе. Плюрализм (от лат . pluralis, множественный) – онтологическая позиция, признающая наличие в мире множества принципиально независимых (несводимых друг к другу) первоначал (субстанций). Дуализм (от лат . dualis, двойственный) – разновидность плюрализма, ограничивающая число независимых первосущностей мира двумя (обычно такими первоначалами признаются материальное и духовное ).
Дух Материя Бог, или Природа М О Н А Д Ы Субъект и объект познания считаются онтологически разнородными ; несмотря на допущение врождённого знания, познаваемость материального мира остаётся под вопросом . Субъект и объект познания идентичны на уровне субстанции, но различаются на уровне модусов ; познаваемость мира на уровне модусов объясняется ссылкой на интуицию, понятие которой онтологически не эксплицируется. Субъект и объект познания полностью идентичны; любое знание оказывается врождённым , что лишает смысла само понятие познания как перехода от неведения к знанию . Дуализм Монизм Плюрализм Декарт Спиноза Лейбниц Онтологические предпосылки рационализма Эволюция западноевропейского рационализма
Онтологические предпосылки эмпиризма Телесный контакт как «передатчик» информации Внешние вещи органы чувств, ощущения , воздействуют на производя идеи. оставляющие в душе следы – Первое причинно-следственное отношение связывает материальные объекты и в этом смысле материально. Второе причинно-следственное отношение связывает психические состояния и в этом смысле идеально.
Онтологические предпосылки эмпиризма Телесный контакт как «передатчик» информации Внешние вещи органы чувств, ощущения , воздействуют на производя идеи. оставляющие в душе следы – Ключевое значение для теории познания эмпиризма имеет утверждение, что изменения ощущений сигнализируют (информируют) об изменении вещей. Но онтологически вопрос об отношении телесного к психическому (материального к идеальному) остаётся открытым.
Протяжённость, форма, плотность, подвижность Цвет, звук, вкус, запах, тепло Онтологические предпосылки эмпиризма «Первичные» и «вторичные» качества Первичные качества – качества, идеи которых сходны с самими качествами тел. Вторичные качества – качества, идеи которых отличаются от породивших их форм. принадлежат самим телам. находятся в наших органах чувств.
Все идеи получаются из опыта. Одни идеи получаются из ощущения внешних предметов. Другие идеи получаются из рефлексии над внутренними действиями нашего ума. Эмпирическая концепция познания Идеи ощущения и идеи рефлексии
Эмпирическая концепция познания Простые и сложные идеи Простые идеи ум получает от ощущения или рефлексии , оставаясь при этом пассивным. Сложные идеи ум образует путём соединения нескольких простых идей в одну сложную. Идеи отношений ум образует путём сопоставления двух идей (простых и/или сложных). Общие идеи ум образует путём абстрагирования , т.е. обособления идей от всех других идей, сопутствующих им в действительности. Пассивное состояние ума Активная работа ума
Эмпирическая концепция познания Простые и сложные идеи Сложные идеи Субстанции Модусы Отношения Сложные идеи, обозначающие свойства субстанций или нечто, зависящее от них. Сложные идеи, представляющие самостоятельно существующие вещи. Сложные идеи, получаемые при сопоставлении одной идеи с другой.
Вопросы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
Уважаемые студенты! Лекции-презентации позволят Вам самостоятельно ознакомиться с материалом дисциплины. Задания будут приложены. выполненные работы просьба отправлять на электронную почту...
Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
лекция презентация для самостоятельной подготовки...
Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
лекция-презентация для самостоятельной работы...
Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
лекция-презентация для смостоятельного изучения материала...
Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
лекция-презентация для самостоятельного изучения материала...
Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
лекция-презентация для самостоятельного изучения материала...
Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
лекция-презентация для самостоятельного изучения материала...