Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
презентация к уроку
лекция-презентация для самостоятельного изучения материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nbr_of12_antichnyy_skeptitsism.pptx | 634.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эллинистическая философия Античный скептицизм Пирронизм Пиррон: воздержание от суждений Энесидем: недостоверность чувственного восприятия Зависимость восприятия от строения организма Зависимость восприятия от особенностей индивидов Различия в восприятии разными органами чувств Зависимость восприятия от внешних условий Агриппа: недоказательность рассуждения Троп дурной бесконечности (удаления в бесконечность) Троп произвольного допущения (предположения) Троп порочного круга (взаимодоказуемости) Секст Эмпирик: систематизация скептицизма Академический скепсис: истина и вероятность
Эллинистическая философия Античный скептицизм Пиррон ок. 365 - ок. 275 Средняя Академия Новая Академия Старшие скептики Младшие скептики Поздний пирронизм Энесидем I в. до н.э. (?) Агриппа I в. до н.э. - I в. н.э. (?) Секст Эмпирик II в. н.э. Академический скепсис Аркесилай 315-241 Карнеад 214/13-129/28 Тимон из Флиунта 325/20-235/30 Клитомах 187/86-110/09
Эллинистическая философия Античный скептицизм Милет Эфес Элея Абдеры Афины Стагира Кирена Синопа Китий Солы Рим Элида Кносс Александрия Питана Карфаген Флиунт
Эллинистическая философия Античный скептицизм Секст Эмпирик. Против учёных Две книги против логиков Две книги против физиков Против этиков Против разных наук (6 книг) Секст Эмпирик. Три книги Пирроновых положений Секст Эмпирик ( II в. н.э.) Основные сочинения
Пиррон Воздержание от суждений Каковы вещи по своей природе? Как нам следует к ним относиться? Что для нас из этого проистекает? Природа вещей непостижима. Поэтому к ним следует относиться равнодушно. Из такого отношения вытекает атараксия (невозмутимость).
Пиррон Воздержание от суждений Эпох é ( греч ., εποχή ) – остановка , прекращение , воздержание от суждения. Изост é ния ( греч ., ίσοσθένεια ) – равносильность ( противоположных суждений ). Ни о чём нельзя сказать, что оно есть в большей степени одно, чем другое. Нельзя отличить ложное суждение от истинного, так как у нас нет критерия истины.
Пиррон Воздержание от суждений Атар á ксия ( греч ., α ταραξία , от ταρα χή , волнение, тревога ) – невозмутимость, безмятежность. Скептик ( греч ., σκεπτικός ) , – склонный к рассмотрению, обдумыванию, размышлению.
Энесидем Недостоверность чувственного восприятия Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто чувствует «правильно».
Энесидем Недостоверность чувственного восприятия Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто чувствует «правильно». Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся признать, что разные люди также чувствуют по-разному.
Энесидем Недостоверность чувственного восприятия Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто чувствует «правильно». Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся признать, что разные люди также чувствуют по-разному. Но и один человек имеет разные органы чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому следует отдать предпочтение.
Энесидем Недостоверность чувственного восприятия Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто чувствует «правильно». Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся признать, что разные люди также чувствуют по-разному. Но и один человек имеет разные органы чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому следует отдать предпочтение. Даже отдав предпочтение какому-то одному из человеческих чувств, мы обнаружим, что восприятие меняется в зависимости от условий.
Энесидем Недостоверность чувственного восприятия Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто чувствует «правильно». Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся признать, что разные люди также чувствуют по-разному. Но и один человек имеет разные органы чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому следует отдать предпочтение. Даже отдав предпочтение какому-то одному из человеческих чувств, мы обнаружим, что восприятие меняется в зависимости от условий. Восприятия и суждения зависят от обычаев народов.
Энесидем Недостоверность чувственного восприятия Чувственное восприятие представляет собой процесс получения информации субъектом об объекте. Первые пять тропов выводят недостоверность чувственного восприятия из множественности и особенностей субъектов. Следующие четыре тропа выводят недостоверность чувственного восприятия из множественности и особенностей объектов.
Энесидем Недостоверность чувственного восприятия Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто чувствует «правильно». Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся признать, что разные люди также чувствуют по-разному. Но и один человек имеет разные органы чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому следует отдать предпочтение. Даже отдав предпочтение какому-то одному из человеческих чувств, мы обнаружим, что восприятие меняется в зависимости от условий. Восприятия и суждения зависят от обычаев народов. Ни одна вещь не является в чистом виде, но всегда воспринимается в смешении с другими вещами.
Энесидем Недостоверность чувственного восприятия Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто чувствует «правильно». Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся признать, что разные люди также чувствуют по-разному. Но и один человек имеет разные органы чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому следует отдать предпочтение. Даже отдав предпочтение какому-то одному из человеческих чувств, мы обнаружим, что восприятие меняется в зависимости от условий. Восприятия и суждения зависят от обычаев народов. Ни одна вещь не является в чистом виде, но всегда воспринимается в смешении с другими вещами. Вещи представляются различными в зависимости от места, в котором они находятся.
Энесидем Недостоверность чувственного восприятия Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто чувствует «правильно». Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся признать, что разные люди также чувствуют по-разному. Но и один человек имеет разные органы чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому следует отдать предпочтение. Даже отдав предпочтение какому-то одному из человеческих чувств, мы обнаружим, что восприятие меняется в зависимости от условий. Восприятия и суждения зависят от обычаев народов. Ни одна вещь не является в чистом виде, но всегда воспринимается в смешении с другими вещами. Вещи представляются различными в зависимости от места, в котором они находятся. Вещи представляются различными в зависимости от их количества.
Энесидем Недостоверность чувственного восприятия Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто чувствует «правильно». Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся признать, что разные люди также чувствуют по-разному. Но и один человек имеет разные органы чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому следует отдать предпочтение. Даже отдав предпочтение какому-то одному из человеческих чувств, мы обнаружим, что восприятие меняется в зависимости от условий. Восприятия и суждения зависят от обычаев народов. Ни одна вещь не является в чистом виде, но всегда воспринимается в смешении с другими вещами. Вещи представляются различными в зависимости от места, в котором они находятся. Вещи представляются различными в зависимости от их количества. Восприятие вещей зависит от того, насколько часто они встречаются.
Энесидем Недостоверность чувственного восприятия Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто чувствует «правильно». Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся признать, что разные люди также чувствуют по-разному. Но и один человек имеет разные органы чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому следует отдать предпочтение. Даже отдав предпочтение какому-то одному из человеческих чувств, мы обнаружим, что восприятие меняется в зависимости от условий. Восприятия и суждения зависят от обычаев народов. Ни одна вещь не является в чистом виде, но всегда воспринимается в смешении с другими вещами. Вещи представляются различными в зависимости от места, в котором они находятся. Вещи представляются различными в зависимости от их количества. Восприятие вещей зависит от того, насколько часто они встречаются. Последний (десятый) троп подводит итог.
Энесидем Недостоверность чувственного восприятия Разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто чувствует «правильно». Даже, если мы отдадим предпочтение человеческому восприятию, придётся признать, что разные люди также чувствуют по-разному. Но и один человек имеет разные органы чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому следует отдать предпочтение. Даже отдав предпочтение какому-то одному из человеческих чувств, мы обнаружим, что восприятие меняется в зависимости от условий. Восприятия и суждения зависят от обычаев народов. Ни одна вещь не является в чистом виде, но всегда воспринимается в смешении с другими вещами. Вещи представляются различными в зависимости от места, в котором они находятся. Вещи представляются различными в зависимости от их количества. Восприятие вещей зависит от того, насколько часто они встречаются. Всякая вещь воспринимается не сама по себе, а относительно других вещей, в том числе относительно воспринимающего.
A > B A > C C > B A > D D > C C > E E > B A > F F > D D > G G > C C > I I > E E > J J > B Агриппа Недоказательность рассуждения Троп разноречивости: утверждения людей противоречат друг другу. Троп удаления в бесконечность (дурной бесконечности): всё, приводимое в доказательство, в свою очередь требует доказательства, и так до бесконечности.
Агриппа Недоказательность рассуждения Троп разноречивости: утверждения людей противоречат друг другу. Троп удаления в бесконечность (дурной бесконечности): всё, приводимое в доказательство, в свою очередь требует доказательства, и так до бесконечности. Троп относительности: все утверждения относятся не к вещам, каковы они сами по себе, а к вещам, каковы они по отношению к другим вещам и по отношению судящему. Троп предположения (произвольного допущения): избегая удаления в бесконечность, догматики исходят из положений, произвольно (т.е. без основания и доказательств) принимаемых за истинные. Троп взаимодоказуемости (порочного круга): всё, приводимое в доказательство, истинно лишь постольку, поскольку истинно то, что доказывается с его помощью.
Агриппа Троп порочного круга Сократ смертен Все люди смертны Сократ – человек Аристотель смертен Платон смертен Диоген смертен Сократ смертен …
Мы можем познавать либо с помощью чувств, либо с помощью разума. Но, как показывают тропы старших скептиков, чувственное восприятие не содержат в себе критерия истины. Как показывают тропы младших скептиков, логическое мышление также не содержат в себе критерия истины. Следовательно, критерия истины нет вообще. Секст Эмпирик Систематизация скептицизма
Вопросы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
Уважаемые студенты! Лекции-презентации позволят Вам самостоятельно ознакомиться с материалом дисциплины. Задания будут приложены. выполненные работы просьба отправлять на электронную почту...
Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
лекция презентация для самостоятельной подготовки...
Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
лекция-презентация для самостоятельной работы...
Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
лекция-презентация для смостоятельного изучения материала...
Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
лекция-презентация для самостоятельного изучения материала...
Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
лекция-презентация для самостоятельного изучения материала...
Лекции-презентации по дисциплине "Основы философии"
лекция-презентация для самостоятельного изучения материала...