РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 09 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Специальность: 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
рабочая программа
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
«ТЕХНИКУМ СЕРВИСА И ТУРИЗМА № 29»
(ГБПОУ ТСиТ № 29)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 09 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Специальность: 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
Москва
2019
ОДОБРЕНА Цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин Протокол № ________________ От «_____»_____________2019г. | Разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по дисциплине «Обществознание», Рекомендаций Минобрнауки России от 17.03.2015 г. № 06-259 «По организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования»,примерной программы дисциплины «Обществознание», автора А.Г. Важенина. доцента кафедры философии, социологии, политологии. Российского университета кооперации. кандидат исторических наук. одобренной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России,протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 378 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»и Федерального Государственного образовательного стандарта специальности среднего профессионального образования 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий |
Председатель цикловой комиссии ____________ И.А. Андриаш Подпись ФИО | Заместитель директора по управлению качеством образования ____________ И.В. Сниховская Подпись ФИО |
Составитель Буркеева Н.В.-. преподавательГБПОУ ТСиТ №29
Рецензент:________________________________________________________________
ФИО, ученая степень, звание, должность, наименование ОУ
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 8 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 15 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 18 |
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
1.1.Область применения программы:
реализация среднего общего образования в пределах ППССЗ по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий в соответствии с Рекомендациями Минобрнауки России от 17.03.2015 г. № 06-259 «По организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования» с учетом требований ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года(в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N 1578, от 29.06.2017 N 613), примерной программой учебной дисциплины «Обществознание».Автора А.Г. Важенина. доцента кафедры философии, социологии, политологии. Российского университета кооперации. кандидат исторических наук ,одобренной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2015 года, с учетомтехнического профиля получаемого профессионального образования.
1.2 Место дисциплины в структуре ППССЗ:
Учебная дисциплина «Обществознание» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В учебном плане ППССЗ учебная дисциплина «Обществознание» входит в состав общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования. При этом изучение учебной дисциплины «Обществознание» предусмотрено на базовом уровне и направлено на достижение личностных и метапредметных результатов обучения, выполнение требований к предметным результатам обучения, а также на формирование общих компетенций.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
- Формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
- Воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
- Освоение знаний обосновных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции.
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
- личностных:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
- гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
- готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения
В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» обучающийся
• предметных:
- сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
- владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
- владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
- сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
- сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
- владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
- сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
должен уметь:
- - овладеть умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности, содействия поддержанию правопорядка в обществе, решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
- - самостоятельно принимать правовые решения, сознательно и ответственно действовать в сфере отношений, урегулированных правом.
- - правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
- - характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
- - объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
- - различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
- - приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельностии повседневной жизни для:
- поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
- анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
- решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).
должен знать:
- - права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента);
- - механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;
1.4. Профильная составляющая общеобразовательной дисциплины
Профильное изучение дисциплины обеспечивается выполнением обучающимися индивидуальных заданий, подобранных преподавателем с учетом профессиональной деятельности, а также самостоятельного изучения дополнительного профессионально значимого материала.
В профильную составляющую учебной дисциплины «Обществознание» по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделийвключено профессионально направленное содержание, необходимое для освоения основной профессиональной образовательной программы и формирования общих компетенций. Специфика изучения учебной дисциплины «Обществознание» для овладения данной профессией отражена в следующих темах: «Искусство. Роль искусства в жизни человека». «Духовная культура человека» « Мораль , искусство и религия» « Образование , как способ передачи знаний», «Наука в современном мире»
Для специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)дисциплина «Обществознание» тесно связана с такими учебными дисциплинами, как «Право», «Философия», поэтому при изучении обращается внимание обучающихся на то, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в практической деятельности.
Самостоятельная работа при изучении дисциплины проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать справочную и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развития исследовательских умений.
1.4. Количество часов на освоение программы общеобразовательной учебной дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося 150 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 100 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 50 часов
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 150 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 92 |
в том числе: | |
практические занятия | 8 |
контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 50 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа: работа над материалом учебника, конспектом лекций, | 5 |
выполнение индивидуальных заданий | 5 |
решение тестовых заданий, | 10 |
Сообщения и рефераты: Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. Наследование по закону и по завещанию. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Наследование по закону и по завещанию. Материальная ответственность работников и работодателей. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Защита права собственности в РФ. Право на интеллектуальную собственность. Защита прав потребителей. Споры в трудовом коллективе и порядок их разрешения. Наказания, понятие цели и виды. Выполнение индивидуального проектного задания по темам: «Составление трудового договора», «Составление искового заявления в суд», «Составление договора о полной материальной ответственности», «Составление договора купли продажи | 15 |
ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция. Элементы международной экономики ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция. Элементы международной экономики | 15 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Введение | Обществознание в системе гуманитарных наук. Основные концепции общественного развития человечества. | 2 | 1 |
Раздел 1. Человек и общество | 32 | ||
Тема 1.1 Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе | Природа человека, врожденные и приобретенные качества. Философские представления о социальных качествах человека. | 8 | 1 |
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Проблема познаваемости мира. | 2 | ||
Свобода как условие самореализации личности Человек в группе. Многообразие мира общения. | 2 | ||
Человек в учебной и трудовой деятельности. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Работа над материалом учебника, выполнение индивидуальных заданий, работа с дополнительной учебной и научной литературой (подготовка сообщений по темам раздела). Работа со справочным материалом | 4 | ||
Тема 1.2. Общество как сложная система. | Представление об обществе как сложной динамичной системе. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. | 4 2 | 2 |
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. | 2 | ||
Практическая работа 1: Особенности современного мира. процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Работа над материалом учебника, выполнение индивидуальных заданий, работа с дополнительной учебной и научной литературой (подготовка сообщений по темам раздела). Работа со справочным материалом | 3 | ||
Тема 1.3. Основы знаний о духовной культуре человека и общества | Духовная культура личности и общества.Понятие о культуре. | 8 | 2 |
Наука и образование в современном мире. Образование как способ передачи знаний и опыта. | 2 | ||
Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры. | 2 | ||
Искусство и его роль в жизни людей. виды искусств. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Работа над материалом учебника, выполнение индивидуальных заданий, работа с дополнительной учебной и научной литературой (подготовка сообщений по темам раздела). Работа со справочным материалом | 3 | ||
Раздел 2.Сферы жизни общества | 20 | ||
Тема 2.1. Социальные отношения | Социальная роль и стратификация. Социальные отношения. Социальная роль. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. | 14 | 2 |
Социальный статус и престиж. престижность профессиональной деятельности. | 2 | ||
Социальные нормы и конфликты. Виды социальных норм и санкций. Девиантное поведение, его формы, проявления. | 2 | ||
Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. | 2 | ||
Важнейшие социальные общности и группы. Контрольная работа. | 2 | ||
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения | 2 | ||
Семья как малая социальная группа. Семья и брак. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся Работа над материалом учебника. Выполнение индивидуальных заданий, Работа с дополнительной учебной и научной литературой (подготовка сообщений по темам раздела). Работа над рефератом | 6 | ||
Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений | 20 | ||
Тема 3.1. Право в системе социальных норм. | Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Право и мораль: общее и особенное. Система права: основные институты, отрасли права. | 6 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся подготовить сообщения: Частное и публичное право. Систематизация права. | 2 | ||
Тема 3.2. Право и законодательство. | Основные формы права. | 8 | 2 |
Нормативные правовые акты и их характеристика. | 2 | ||
Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. | 2 | ||
Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Юридическая ответственность и ее задачи. | 2 | ||
Самостоятельная работаобучающихся:подготовить сообщения: Особенности развития системы права и системы законодательства в современных условиях. Роль правовой информации в познании права. Пределы действия законов.Правоспособность и дееспособность как юридические конструкции. Виды противоправных поступков. | 4 | ||
Раздел 4. Основы конституционного права Российской Федерации | 9 | ||
Тема 4.1 Основы государственного права | Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. | 2 | 2 |
Тема 4.2. Основы конституционного процесса РФ. | Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ. | 2 | 2 |
Контрольная работа | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовить сообщения: Институт президентства. Местное самоуправление. Принципы избирательного процесса. Права и обязанности налогоплательщика. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Адвокатура. Нотариат. Организация деятельности мировых судей: вопросы теории и практики. Организация деятельности милиции в РФ. Социально-экономические права граждан. Политические права граждан. Личные права граждан. Правовые основы деятельности адвокатов. Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ. | 3 | ||
Раздел 5. Отрасли российского права. | 54 | ||
Тема 5.1. Гражданское право и процесс. | Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Организационно-правовые формы юридических лиц. | 8 | 2 |
Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. | 2 | ||
Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. | 2 | ||
Принципы гражданского процесса | |||
Тема 5.2. Семейное право и семейные правоотношения. | Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор | 6 | 2 |
Тема 5.3. Трудовое право и трудовые правоотношения. | Содержание материала | 4 4 | |
Понятие трудовых правоотношений. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения Основные права и обязанности работника и работодателя Практическая работа 2-3:Прием на работу. Испытательный срок. Трудовые споры и порядок их разрешения | 2 | ||
2 | |||
2 | |||
Тема 5.4. Административное право. | Содержание материала Административное право и административные правоотношения. Административные правоотношения. Административная ответственность. Порядок производства по делам об административных правонарушениях. Практическая работа4: Административное право и административные правоотношения. | 4 2 | |
2 | |||
Тема 5.5. Уголовное право и уголовный процесс. | Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Порядок обжалования судебных решений в уголовном процессе. | 6 | 2 |
2 | |||
Самостоятельная работа по разделу: подготовить сообщения: Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. Наследование по закону и по завещанию. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Наследование по закону и по завещанию. Материальная ответственность работников и работодателей. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Защита права собственности в РФ. Договор возмездного оказания услуг. Право на интеллектуальную собственность. Защита прав потребителей. Право на образование в РФ. Право на труд в РФ. Споры в трудовом коллективе и порядок их разрешения. Правовое регулирование заработной платы в РФ. Наказания, понятие цели и виды. Выполнение индивидуального проектного задания по темам: «Составление трудового договора», «Составление искового заявления в суд», «Составление договора о полной материальной ответственности», «Составление договора купли-продажи». | 20 | ||
Раздел 6. Экономика | 13 | ||
Тема 6.1. Экономика и экономическая наука. | Экономические системы | 4 | 1 |
Экономика семьи | 2 | ||
Тема 6.2 Рыночные отношения в экономике | Рынок. Бюджет. Фирма | 4 | 2 |
Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики | 2 | ||
Самостоятельная работа по разделу: Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Подготовка сообщений: Рынок. Бюджет .Фирма. Роль государства в экономике | 5 | ||
Всего | 150 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
2.3 Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение | Знание особенностей социальных наук, специфики объекта их изучения |
1. человек и общество | |
1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества | Умение давать характеристику понятий: «человек», «индивид», «личность», «деятельность», «мышление». Знание о том, что такое характер, социализация личности, самосознание и социальное поведение. Знание о том, что такое понятие истины, ее критерии; общение и взаимодействие, конфликты |
1.2. Общество как сложная система | Представление об обществе как сложной динамичной системе, взаимодействии общества и природы. Умение давать определение понятий: «эволюция», «революция», «общественный прогресс» |
2. духовная культура человека и общества | |
2.1. Духовная культура личности и общества | Умение разъяснять понятия: «культура», «духовная культура личности и общества»; демонстрация ее значения в общественной жизни. Умение различать культуру народную, массовую, элитарную. Показ особенностей молодежной субкультуры. Освещение проблем духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде; взаимодействия и взаимосвязи различных культур. Характеристика культуры общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикета. Умение называть учреждения культуры, рассказывать о государственных гарантиях свободы доступа к культурным ценностям |
2.2. Наука и образование в современном мире | Различение естественных и социально-гуманитарных наук. Знание особенностей труда ученого, ответственности ученого перед обществом |
2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры | Раскрытие смысла понятий: «мораль», «религия», «искусство» и их роли в жизни людей |
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
3. ЭКОНОМИКА | |
3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы | Умение давать характеристику понятий: «экономика»; «типы экономических систем»; традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономики |
3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике | Умение давать определение понятий: «спрос и предложение»; «издержки», «выручка», «прибыль», «деньги», «процент», «экономический рост и развитие», «налоги», «государственный бюджет» |
3.3. Рынок труда и безработица | Знание понятий «спрос на труд» и «предложение труда»; понятия безработицы, ее причины и экономических последствий |
3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики | Характеристика становления современной рыночной экономики России, ее особенностей; организации международной торговли |
4. социальные отношения | |
4.1. Социальная роль и стратификация | Знание понятий «социальные отношения» и «социальная стратификация». Определение социальных ролей человека в обществе |
4.2. Социальные нормы и конфликты | Характеристика видов социальных норм и санкций, девиантного поведения, его форм проявления, социальных конфликтов, причин и истоков их возникновения |
4.3. Важнейшие социальные общности и группы | Объяснение особенностей социальной стратификации в современной России, видов социальных групп (молодежи, этнических общностей, семьи) 5. ПОлитИКА |
5. Политика | |
5.1. Политика и власть. Государство в политической системе | Умение давать определение понятий: «власть», «политическая система», «внутренняя структура политической системы». Характеристика внутренних и внешних функций государства, форм государства: форм правления, территориальногосударственного устройства, политического режима. Характеристика типологии политических режимов. Знание понятий правового государства и умение называть его признаки |
5.2. Участники политического процесса | Характеристика взаимоотношений личности и государства. Знание понятий «гражданское общество» и «правовое государство». Характеристика избирательной кампании в Российской Федерации 6. право |
6. Право | |
6.1. Правовое регулирование общественных отношений | Выделение роли права в системе социальных норм. Умение давать характеристику системе права |
6.2. Основы конституционного права Российской Федерации | Умение давать характеристику основам конституционного строя Российской Федерации, системам государственной власти РФ, правам и свободам граждан |
6.3. Отрасли российского права | Умение давать характеристику и знать содержание основных отраслей российского права |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Учебная дисциплина реализуется в учебном кабинете техникума.
Оборудование учебного кабинета: рабочая интерактивная доска, наглядные пособия (учебники, плакаты, карточки, адаптированные конспекты, тестовый материал, индивидуальные карты мониторинга учебных знаний).
Технические средства обучения: интерактивная доска. ноутбук
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература
1. Л.Н. Боголюбов и др.. Обществознание 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций(базовый уровень). - М.: «Просвещение», 2017.
2. Л.Н. Боголюбов и др.. Обществознание 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций(базовый уровень). - М.: «Просвещение», 2017.
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.
Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.
Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.
Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.
Интернет-источники
- Стандарт среднего полного (общего) образования по обществознанию (включая экономику и право). Базовый уровень http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/39.doc
- Стандарт среднего (полного) общего образования по праву (базовый уровень) http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/43.doc
- Социально – гуманитарное и политологическое образование http://www.humanities.edu.ru/index.html
- Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область "Обществознание" http://window.edu.ru/window_catalog/files/r28009/mto076.pdf
- Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе http://www.teacher.syktsu.ru/05/liter/007.htm
- Методическое письмо "О преподавании учебного предмета "обществознание" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования" http://www.ed.gov.ru/d/ob_edu/noc/rub/standart/mp/08.doc
- Обществоведение 10 – 11 кл.: Методические рекомендации по изучению курса в соответствии с различными вариантами учебного плана http://window.edu.ru/window_catalog/files/r28087/prosv024.pdf
- Методическое письмо "О преподавании права в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования" http://www.ed.gov.ru/d/ob_edu/noc/rub/standart/mp/10.doc
- Демонстрационный вариант ЕГЭ 2018 г. Обществознание http://window.edu.ru/window_catalog/files/r37126/obsch_ege2007.pdf
- Рекомендации участникам олимпиад по обществознанию http://soc.rusolymp.ru/default.asp?artID=3673
- Методические рекомендации к учебнику "Обществоведение. 10 – 11-й классы" http://window.edu.ru/window_catalog/files/r27979/mto046.pdf
- Методические рекомендации по курсу "Человек и общество". Часть 1. 10-й класс http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_1/
- Методические рекомендации по курсу "Человек и общество". Часть 2. 11-й класс http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/
- Занимательное граждановедение http://window.edu.ru/window_catalog/files/r41175/tlg16.pdfАктивизация процесса обучения на уроках граждановедения http://window.edu.ru/window_catalog/files/r41164/tlg05.pdf
- Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_primer_01.htm
- Портал информационной поддержки Единого Государственного Экзаменаhttp://www.ege.edu.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
- Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения | Формируемые общие компетенции | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | ||
правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство) | ОК 1. ОК 3. ОК 4. ОК 6. ОК 7 | Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении и защите практических работ, тестирования, контрольных работ и других видов текущего контроля, домашнего работы, рефератов. Итоговая аттестация в форме экзамена |
характеризовать основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу | ||
объяснять взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы | ||
различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом | ||
приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности | ||
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью | ||
выбирать соответствующие закону формы поведения и действия в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определять способы реализации прав и свобод, а также защиту нарушенных прав | ОК 1. ОК 3. ОК 4. ОК 6. ОК 7. | |
излагать и аргументировать собственные суждения о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права, решать правовые задачи (на примерах конкретных ситуаций) | ||
Знания: | ||
прав и обязанностей, ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, работника налогоплательщика, потребителя, супруга, абитуриента) | ||
механизмов реализации и способов защиты прав человека и гражданина в России, органов и способов международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России | ||
Личностные результаты обучения: Работать в команде, эффективно общатьсяс коллегами, руководством, клиентами. механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России Метапредметные результаты обучения: знать:овладеть умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности
- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины «История стилей в костюме» специальность 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
Учебная дисциплина является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий....
Учебная программа по ПМ.01 Моделирование швейных изделий по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
Учебная программа по ПМ.01 Моделирование швейных изделий по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий...
Учебная программа по ПМ.02 Конструирование швейных изделий по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
Учебная программа по ПМ.02 Конструирование швейных изделий по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий...
Учебная программа по ПМ.03 Подготовка и организация технологических процессов на швейном производстве по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
Учебная программа по ПМ.03 Подготовка и организация технологических процессов на швейном производстве по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий...
Рабочая программа учебной дисциплины БД.11 Физическая культура по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного стандарта (далее – ФГОС) (приказ Министерства образования и науки РФ от 15.05.2014 г. № 534) среднего профес...
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.04 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного стандарта (далее – ФГОС) (приказ Министерства образования и науки РФ от 15.05.2014 г. № 534) среднего профес...
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 02. История программы подготовки специалистов среднего звена по специальности: 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»
Программа учебной дисциплины ОГСЭ 02 История подготовки специалистов среднего звена по специальности: 29.02.04 "Конструирование, моделирование и технология швейных изделий" разработана на ос...