Современное преподавание предмета истории в рамках обучения учащихся в школах при посольствах Российской Федерации.
статья
В данной заметке автор пытаеться освятить наиболее актуальные вопросы преподования истории в школах при посольствах РФ зарубежом.
Особое внимание автор уделяет вопросу о внедрении ФГОС в школе и проблемах при внедрении ФГОС на уроках в российских школах и школах при посольствах Российской Федерации за рубежом.
В данной статье автор пытается проанализировать внедрение ФГОС и проблемы с этим внедрением в российских школах находящихся за рубежом ,в школах при посольствах Российской Федерации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Современное преподавание предмета истории в рамках обучения учащихся в школах при посольствах Российской Федерации.
На протяжении нескольких лет в российских школах вводятся стандарты ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт). На протяжение всего этого процесса , что естественно, возникают вопросы по внедрению данного стандарта в школе. В данном сообщении предполагается тезисное обозначение ряда таких вопросов и попытка дать возможные варианты решения этих вопросов.
Так же следует упомянуть о специфике преподавания в школах при посольствах Российской Федерации за рубежом.
Следует начать с ряда общих пояснений по поводу внедрения ФГОС. Стандарт ориентирован на формирование личности обучающихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности. Главная же цель введения ФГОС заключается в создании условий, позволяющих повысить качество исторического образования, достижение новых результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
Отличительной чертой нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий во главу развитие человека. Современному обществу нужны предприимчивые люди, которые могут анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, будут способными к сотрудничеству. Система образования отказывается от традиционного представления итогов в виде ЗУНов. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Исходя из этого в деятельности учителя истории и обществознания(как правило данные предметы ведет один человек) очень многое меняется. Учителю необходимо осваивать новые приемы и методики.
Рассмотрим несколько из них, например групповую работу. При преподавании истории в условиях введения ФГОС необходимо чаще организовывать индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и обучающимся. Урок уже является проблемным и развивающим. Учитель должен быть нацелен на сотрудничество с учениками, ориентировать их на контакт. В ходе урока он организует проблемные и поисковые ситуации, которые активизируют деятельность обучающихся.
На своих уроках учитель истории обеспечивает построение образовательного процесса с учетом различных особенностей и здоровья обучающихся. Способы работы применяются разнообразные: индивидуальные задания, организация парной и групповой деятельности, выбор “своего” домашнего задания, темы творческой работы, не забываем метод проектов. Основные типы уроков включают в себя изменения. Больше внимания уделяется исследовательским работам по истории, конференциям. Они имеют целью выработку умений по применению знаний, обобщение единичных знаний в систему.
В преподавании истории по ФГОС учителя руководствуются следующими правилами. При выборе способов индивидуального подхода к школьникам следует опираться на знание их личностных особенностей. Надо расширять и осваивать разные приёмы развития познавательных интересов. Необходимо замечать даже небольшие успехи и достижения учащихся с низкой мотивацией, но не подчеркивать это как нечто неожиданное. Нужно обеспечить на уроке истории преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия ситуации и учебной деятельности, создавать атмосферу благожелательности.
Что касается наиболее проблемных вопросов, то следует выделить следующие:
- Противоречие в достижение результатов между духовно-личностным ростом и научными знаниями
- Неподготовленность учебной и методической литературы для учителя и ученика
- Противоречия проектной деятельности. Техническое оснащение большинства школ
- Требования жесткой регламентации учебного процесса
- Фальсификация истории в рамках современного школьного преподавания
Остановимся на нескольких из них, первый это фальсификация, а точнее неточности или устаревшие сведенья о том или ином историческом процессе. Рассмотрим лишь два из них: первый это вопрос ранней истории восточнославянских племен и религии восточных славян. В большинстве современных учебниках за основу берется концепция академика Б.А Рыбакова, которая была озвучена в СССР в 60-е годы ХХ века и на данный момент безнадежно устарела, к тому же создавалась она в условиях марксистского подхода к пониманию истории. Второй вопрос это действия шведских войск на территории Московского царства в Смутное время, как правило в современных учебниках они рассматриваются негативно, но в большинстве современных исследований доказано, что взаимоотношения шведов и русской администрации были очень сложны и многогранны (автор данной статьи рассмотрел именно эти вопросы исходя из личных знаний данной проблематики и частных бесед с ведущими специалистами в данной проблематики : профессором, доктором ист.наук зав. Сектором славяно-финской археологии ИИМК РАН Кирпичниковым А.Н. и профессором, доктором ист. Наук, преподавателем ВШЭ Селиным А.А.).
Второй вопрос на котором следует остановится- это регламентация учебного процесса ,которой (имеется ввиду выставление оценок, необходимость проверки письменных заданий в тетрадях и т.д.) никто не отменял. В данном случае, на мой взгляд , процесс регламентации и внедрения ФГОС процесс эволюции взаимоотношений и адаптации и в скором времени эти процессы будут согласованы.
Пожалуй следует остановиться еще на одном общем вопросе во внедрении ФГОС, это вопрос об учебной ситуации ,который, на мой взгляд является одним из самых важных в преподавании истории.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы предъявления противоречивых фактов, теорий или обнажения житейского представление и показа научного факта. Сам изучаемый текст может выступать как материал для её создания. В учебной ситуации школьник совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует прочитанное). В общем, осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции. Современный урок истории должен содержать разные операции, объединенные в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении.
Специфику преподавания в школах при посольствах Российской Федерации за рубежом и внедрением ФГОС, следует связать с обязательным (почти всегда) использованием материалов для преподавания истории в электронном виде.
Зачастую методическая литература , которая находиться в библиотеках при школах не соответствует требованиям ФГОС, либо вообще отсутствует(речь идёт о методической литературе ,а не учебной) так ,что методическая литература может быть доступна преподавателю только в электронном виде( так например воспользовавшись следующими электронными ресурсами: http://window.edu.ru/ , http://school-collection.edu.ru/ , http://www.school.edu.ru/).
Безусловно , оценка и характеристика проблемных вопросов в преподавании истории при внедрении ФГОС требует более цельного , системного и глубокого анализа.
Спельман И.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА учащейся Спиридоновой И.С. Тема: "Меры социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны в Российской Федерации"
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА УЧАЩЕЙСЯ Спиридоновой И.С. Тема: "Меры социальной поддержки ветеранов Великой отечественной войны в Российской Федерации"...
Дипломная работа учащейся Искандерли А.Х. тема: "Социальная работа в аспекте конституции Российской Федерации"
Дипломная работа учащейся Искандерли А.Х. тема: "Социальная работа в аспекте конституции Российской Федерации"...
Современные тенденции окращивания волос в профессиональном обучении учащихся техникума.
История развития и современные тенденции окращивания волос....
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2018 г. N 618 г. Москва "О внесении изменений в раздел 3 приложения 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации" #рф #правительстворф Постановление Правительства Российской Федерации от 3
Вниманию студентов, проходящих обучение по программе подготовки водителей транспортных средств категории "В" и категории "С". 1 июня 2018 года вступило в силу постановление Правите...
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2018 г. N 1414 г. Москва "О внесении изменений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090"
Вниманию студентов ,проходящих обучение по программе подготовки водителей транспортных средств категории "В" и категории "С" . C 24 ноября вступило в силу постановление правительст...
КТП профессионального модуля ПМ 02 «Ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» по междисциплинарному курсу МДК 02.01. Организация расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» специальность 38.02.06 Финансы
Календарно-тематический план профессионального модуля ПМ 02 «Ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации»по междисциплинарному курсу МДК 02.01. Ор...
VI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагогическая статья "Из опыта преподавания предмета История в колледже"
статья "Из опыта преподавания предмета История в колледже"...