Дипломная работа учащейся Искандерли А.Х. тема: "Социальная работа в аспекте конституции Российской Федерации"
проект на тему
Дипломная работа учащейся Искандерли А.Х. тема: "Социальная работа в аспекте конституции Российской Федерации"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
03.06.2015_diplom_itog_iskanderli.docx | 84.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»
Допустить к защите
Зам. директора по учебно-методической работе
________________ И.В. Бойцова
«___»__________________201_г.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: Социальная работа в аспекте Конституции Российской Федерации
Выполнил: | Руководитель работы: | |
Студентка) 4 курса, группа 43 ПП | Преподаватель | |
Искендерли Афет Хагани кызы | Николаева Ольга Викторовна | |
______________________________ | _______________________________________ | |
(подпись) | (подпись) |
Москва 2015
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..
Глава1Правовые основы социальной работы в аспекте Конституции Российской Федерации
1.1 Социальная работа - конституционно-правовая составляющая социального государства
1.2 Конституционно-правовая регламентация социальной работы
1.3 Субъекты социальной работы со стороны государства
Глава 2Роль судебной системы в сфере социальной защиты граждан
2.1Обзор судебной практики в сфере пенсионного обеспечения
2.2Обзор судебной практики рассмотрения дел социальной работы в Минимальных стандартных правилах обращения с заключёнными
2.3 Нормативно-правовая база для социальной работы с пожилыми людьми в Российской Федерации
Список использованной литературы
Введение
Многочисленные международно-правовые акты и акты законодательства Российской Федерации декларируют права и свободы человека и гражданина, провозглашая их неотъемлемость и гарантированность. Статьей 2 Конституции Российской Федерации закреплен принцип «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а статья 7 Конституции провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Часть норм главы второй Конституции Российской Федерации, регламентирующих права и свободы человека, традиционно относится исследователями к социальным правам. Актуальность темы настоящей работы обусловлена стремлением исследовать в едином комплексе конституционно-правовые основы гарантий социальной работы как формы обеспечения государством неотъемлемых прав человека и гражданина. При этом социальная защита рассматривается в качестве правовой категории, обозначающей специфические общественные отношения, объединяющей нормативные акты, которыми регламентируются и детализируются основные социальные права человека.
С момента принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики страна продолжает движение по пути преобразования своей социально-экономической модели, при этом особую остроту приобретают противоречия, возникающие между принимаемыми в социальной сфере нормативными правовыми актами и объективными законами экономики. Данные противоречия практически неизбежны. В связи с этим большой интерес представляет изучение основ организационно-правового механизма социальной работы в Российской Федерации. Особую значимость и актуальность при этом имеют предложения по совершенствованию указанного механизма социальной работы.
Учитывая специфику политико-территориального устройства Российской Федерации, большой интерес для исследования представляет рассмотрение основ социальной защиты в законодательстве субъектов федерации.
Исходя из изложенного, тема является актуальной, представляет теоретический и практический интерес.
Изучение конституционно-правовых основ социальной работы представляет собой одно из неразработанных и малоисследованных направлений в отечественной юридической науке. До настоящего времени в юридической науке социальная защита не рассматривалась как правовая категория, в то же время некоторые аспекты социальной защиты нашли отражение в трудах отечественных и зарубежных исследователей.
Цель исследования – анализ законодательства, регламентирующего статус социальной работы в аспекте Конституции Российской Федерации и особенности защиты прав и свобод граждан.
Задачи исследования:
а) изучить действующее законодательство, содержащее правовые основы социальной работы;
б) анализировать конституционно-правовую составляющую социального государства;
в) рассмотреть конституционно-правовую регламентацию социальной работы;
г) изучить субъекты социальной работы со стороны государства, нормативно-правовую базу для социальной работы с пожилыми людьми в Российской Федерации;
д) выявить роль судов в системе социальной защиты граждан;
е) проанализировать материалы судебной практики, касающиеся непосредственно самих способов защиты;
Объектом исследования - является социальная работа в аспекте Конституции РФ, как основного закона Российского государства.
Предметом исследования – является правовые нормы, закрепляющие основы реализации социальной работы.
Методы научного исследования:
а) анализ нормативных правовых актов;
б) теоретический анализ и синтез;
в) реферирование информационных источников;
г) анализ научной литературы и документов;
д) наблюдение.
Глава1Правовые основы социальной работы в аспекте Конституции Российской Федерации
1.1 Социальная работа - конституционно-правовая составляющая социального государства
Понятие «социальное государство» новое для российского законодательства: оно впервые употреблено у нас именно в Конституции 1993 года и подчеркивает обязанность государства проводить определенную социальную политику и нести ответственность за достойную жизнь людей, свободное развитие каждого человека. Политика социального государства направлена на создание социальных условий для достойной жизни и свободного развития человека, охраняет труд и здоровье людей, устанавливает гарантированный размер оплаты труда, обеспечивает поддержку семьи, материнства, детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, организует и проводит социальную работу. [2].
Термин «социальное государство» лишь в середине XX века начал входить в конституционные документы, отражая новую, возросшую ныне роль государства: забота о человеке, поддержка, менее социально, защищенных слоев населения.
В научный оборот понятие «социальное государство» ввел в 1850 году немецкий ученый Лоренц фон Штайнз. Идейные предпосылки создания социального государства разрабатывались американским исследователем Гелбрейтом, а также теоретиками современной социал-демократии. В их концепциях подчеркивалась необходимость вмешательства государства в экономическую жизнь общества с целью перераспределения доходов, ослабления социального неравенства, развития социальной сферы.[15].
Положение о социальном государстве получило закрепление в части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Таким образом, на конституционном уровне зафиксирована приверженность России идее и ценностям социального государства, при этом часть 2 указанной статьи устанавливает, что «...в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Здесь подразумевается достижение основных целей социального государства методами, входящими в комплекс мер (гарантий) социальной защиты. Правомерность отождествления мер с гарантиями, провозглашаемыми Конституцией России, основывается на положениях части 1 статьи 15 Конституции «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации». Кроме этого, право на охрану труда и здоровья, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, пенсионное обеспечение являются конституционными правами человека в так называемой социальной сфере. Они детализируются во второй главе Конституции Российской Федерации и на них распространяются положения статьи 18 Конституции Российской Федерации: «...права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Любая гарантия, тем более в области прав и свобод человека, провозглашаемая Конституцией России, имеет прежде всего нормативную форму, возможность непосредственного применения и обладает высшей юридической силой.
Социальная политика Российской Федерации охватывает всех граждан, распространяется на все население страны. При этом ошибочно, на наш взгляд, представлять какую-либо дифференциацию либо «адресность» в ее осуществлении. Речь может идти лишь о конкретных юридически закрепленных мерах в отношении представителей тех или иных общественных групп (страт, категорий), лишь в этих мероприятиях возможна дифференциация мер, направленных на достижение конституционных целей в зависимости от целесообразности, основываясь на принципах законности.[9].
Социальная политика представляет собой неотъемлемую часть внутренней политики социального государства, выражается в целенаправленной стратегии государства, направленной на создание благоприятных (достойных) условий жизни и развития человека. Социальная политика - понятие, условно объединяющее государственную доктрину развития общества, охватывающее следующие специальные сферы государственного регулирования: образование, здравоохранение, наука, культура, миграция, социальное обеспечение, труд и занятость, поощрение реализации негосударственными субъектами мер социального характера.
Наличие целостной социальной политики является главным определяющим фактором социального государства.[9].
Положения Конституции Российской Федерации, детализирующие принципы и гарантии социальной защиты, также описывают отраслевые принципы социальной политики государства.[2].
Необходимо отметить неразрывную связь и взаимное дополнение следующих терминов: социальное государство, социальная политика и социальная работа. В указанной последовательности и при наличии соответствующего содержания данные термины обуславливают друг друга.
Именно наполнение исчерпывающим содержанием данных терминов определяет их взаимодействие и сущность всей системы.
1.2 Конституционно-правовая регламентация социальной работы
Рассмотрим вопрос о месте социальной работы в системе права и системе законодательства Российской Федерации.
В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия:
а) предмет правового регулирования;
б) метод правового регулирования.
Под предметом правового регулирования понимается то, что регулируется правом, т.е. определенные виды общественных отношений.
В его структуру входят:
а) субъекты;
б) объекты;
в) социальные факты (события, обстоятельства).
Под методом правового регулирования понимаются определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения. Данный метод отвечает на вопрос: как право осуществляет свою регулятивную роль. Предмет правового регулирования является главным, материальным критерием разграничения норм права по отраслям, поскольку он имеет объективное содержание, предопределен самим характером общественных отношений и не зависит от воли законодателя. Метод правового регулирования служит дополнительным, юридическим критерием, так как произведен от предмета. Самостоятельного значения он не имеет. Однако в сочетании с предметом правового регулирования способствует более строгой и точной градации права на отрасли и институты.
Статья 7 Конституции Российской Федерации определяет гарантии социальной защиты и цели социального государства. Указанные гарантии реализуются нормативными актами, регулирующими отношения в различных сферах государственного регулирования, относимых к различным отраслям права. При этом специфическим общественным отношением, которое все они непосредственно регулируют согласно Конституции Российской Федерации, является социальная защита. Общественные отношения в сфере социальной защиты являются, на наш взгляд, предметом правового регулирования для упомянутых нормативных актов. Субъектами социальной защиты будут выступать специально уполномоченные государственные органы и негосударственные образования, объектами — все население Российской Федерации.[2].
Социальным фактором будет являться воля всего многонационального народа России, в добровольном порядке конституционно закрепившего функцию социального государства - социальную защиту.
Метод правового регулирования будет заключаться в поддержании и непосредственной реализации нормативными актами конституционных гарантий социальной защиты через конкретные меры: выплату пенсий, социальных пособий, компенсаций, реализацию реабилитационных мероприятий.
Дополнительными критериями, способствующими определению нормы или группы норм в системе права и законодательства, являются:
а) важность для общества (государства) общественного отношения, регулируемого данной нормой или группой норм;
б) заинтересованность общества (государства) в выделении такой нормы или группы норм в отдельный правовой институт, отрасль права.
Два указанных выше критерия несомненно взаимозависимы и взаимообусловлены. Подтверждению их состоятельности в отношении норм, регулирующих специфические отношения социальной защиты, могут служить положения статьи 2 Конституции Российской Федерации: «...Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» и статьи 7 Конституции Российской Федерации: «...Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Включение законодателем норм ст. 37, ст. 38, ч. 1 ст. 39, ч. 3 ст. 39, ст. 41, перечисляющих основные гарантии социальной защиты социального государства, во вторую главу Конституции Российской Федерации еще раз доказывает важность комплекса норм, регулирующих сферу социальной защиты в России. По своей принадлежности к различным сферам системы законодательства указанные нормы Конституции Российской Федерации придают рассматриваемому правовому институту социальной защиты статус комплексного (межотраслевого) применительно к отраслям законодательства.
На основании изложенного социальную защиту можно представить, как относительно самостоятельный институт права России, включающий в себя соответствующие общественные отношения и нормативные акты, которые регламентируют гарантии социальной защиты на основе статьи 7 Конституции Российской Федерации. Этот институт охватывает, в частности, сферы труда и занятости, семейной и молодежной политики, социального обеспечения, здравоохранения, поощрения мероприятий социального характера, реализуемых негосударственными субъектами.[2,ст.7].
Применительно к отраслям законодательства он носит комплексный межотраслевой характер.
Однако следует учитывать, что «...трактовка этого понятия (правового института) как в теории, так и на практике очень подвижна. Данное понятие может применяться как к достаточно узкой группе однородных, близких по содержанию норм, так и к более широкой, вплоть до обозначения этим понятием максимально крупных правовых образований, рассматриваемых как основные элементы отрасли. Главным критерием объединения норм в правовой институт выступает признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений, что влечет за собой и необходимое правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику».
В субъектах Российской Федерации государственную социальную политику осуществляют органы законодательной и исполнительной власти, которые принимают нормативные правовые акты, регулирующие отношения в социальной сфере.
Практика показала, что органы власти субъектов федерации самостоятельно реализовывали концепцию общефедеральной социальной политики. С учетом местных условий и возможностей разрабатывали и выполняли региональные социальные программы, изыскивали возможности повышения минимальных гарантий, установленных на федеральном уровне.[15].
Однако некоторые субъекты пошли по несколько иному пути, примером тому может служить Республика Татарстан. В законодательстве Республики Татарстан сложилась ситуация полной автономии в отношении федеральных нормативов, регулирующих отношения социальной защиты. Основополагающие принципы и формы социальной защиты устанавливались самостоятельно и не всегда соответствовали федеральным. Об этом свидетельствует наличие внесенных прокурором Республики Татарстан протестов в порядке положений статьи 23 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» на нормативные акты Республики Татарстан, противоречащие Конституции России и федеральным законам, регулирующим отношения в сфере социальной защиты.
Необходимо отметить, что некоторые из опротестованных нормативных актов Республики Татарстан часто модернизировали положения, изложенные в федеральных нормативных актах. Примерами таковых могут служить постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 8 августа 2001 г. № 532 «О внесении изменения в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.01.2001г. № 31 «О финансировании пособий семьям с детьми и компенсаций малообеспеченным категориям граждан, предусмотренных Программой адресной социальной защиты населения Республики Татарстан», от 26 июня 2001г. № 392 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерацииот 25.12.2000г. № 2063 «О дополнительных мерах по улучшению условий проживания престарелых граждан и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания населения», от 28 мая 2001г. № 297 «Об увеличении размеров пособий семьям с детьми и компенсационных выплат неработающим пенсионерам и другим малообеспеченным категориям населения, предусмотренных Программой адресной социальной защиты населения Республики Татарстан», от 28 мая 2001г. № 298 «О внесении изменений в постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.09.99r. № 580 «О закупочных ценах на молоко, оптово-отпускных и розничных ценах на отдельные продовольственные товары и дополнительных мерах по социальной поддержке малообеспеченных слоев населения Республики Татарстан», от 5 февраля 2001 г. № 49 «О внесении дополнений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.11.2000 г. № 788 «О порядке установления стипендий и других социальных выплат учащейся молодежи Республики Татарстан» и некоторые другие. Нами рассмотрен наиболее значимый с точки зрения имеющейся правоприменительной практики нормативный правовой акт Республики Татарстан, своим содержанием определяющий концепцию социальной политики Татарстана и устанавливающий конкретные меры социальной защиты. Таким нормативным актом в Республике Татарстан является Программа адресной социальной защиты населения Республики Татарстан, утвержденная постановлением Верховного Совета Республики Татарстан от 23 марта 1993 г. № 1790-ХII.
Анализ законодательства и правоприменительной практики субъектов Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что комплекс мер социальной работы в этом субъекте федерации в значительной степени сведен к оказанию социальной помощи особо нуждающимся категориям населения.
Необходимо подчеркнуть, что ситуация, сложившаяся в Республике Татарстан, характерна и для Российской Федерации в целом, когда целью социальной политики государства и социальной защиты является «поддержание самочувствия населения», а не создание условий для достойной жизни и развития человека.
Согласно действующему законодательству субъектами социальной работы в Российской Федерации являются органы государственной власти, государственные учреждения, некоммерческие организации, иные юридические и физические лица.
Исходя из вывода о том, что социальная защита обозначает собой специфические общественные отношения и основываясь на положениях теории социального государства, следует отметить, что первичным субъектом социальной защиты выступает общество, которое через институты государства и права определяет состав иных субъектов социальной работы.[11]
Формируемое в настоящее время в Российской Федерации единое правовое и экономическое пространство, на наш взгляд, предполагает также унифицированную систему государственных органов исполнительной власти, реализующих конституционные нормы и нормативные предписания законодательной власти. Основываясь на изложенном, считаем необходимым формирование единой системы непосредственных субъектов социальной защиты в Российской Федерации.
Мнения многих исследователей относительно состава субъектов социальной защиты сходятся в одном. Субъектом социальной защиты является не только государство в лице органов государственной власти всех ветвей и уровней (законодательной, исполнительной, судебной), органов местного самоуправления, но и работодатели, предприниматели, иные институты гражданского общества в лице профсоюзов, политических партий, общественных, благотворительных организаций, а также и сами люди. Подобную точку зрения разделяем и мы. Однако если органы государственной власти и соответствующие государственные учреждения, осуществляющие меры социальной защиты как «уставные» цели, для достижения которых они в конечном итоге и были созданы, то все иные вышеназванные образования, осуществляющие меры социальной защиты лишь в связи с достижением своих корпоративных целей, не могут находиться на одном качественном уровне.[25].
Устав любого коммерческого юридического лица, образованного на основе частной собственности, как правило, содержит положение о том, что оно создано в целях получения прибыли, и это его основная цель. Целью любой политической партии является приход к власти или как минимум борьба за власть. Исходя из наблюдений, можно предположить, что цель создания и организации деятельности профсоюзов, их федераций и других профсоюзных органов вне конкретного предприятия или организации тождественна с целями политической партии.
В основе утверждения исследователей, причисляющих подобные институты к субъектам социальной работы, лежат конклюдентные действия данных образований, включающие в себя некоторые конкретные меры социальной защиты. В то же время действия указанных институтов отличаются от действий специальных государственных органов целями, мотивацией, фрагментарностью и ограниченностью по составу.[8].
В чем причина того, что организации, далекие от органов, реализующих концепцию социального государства в Российской Федерации, осуществляют мероприятия социальной защиты? Ответ на этой вопрос прост. Мотивация к подобным действиям негосударственных субъектов социальной защиты обеспечивается положениями Налогового кодекса Российской Федерации и рядом других нормативных актов на федеральном и региональном уровне, регламентирующих различного рода налоговые льготы, предоставляемые организациям, оказывающим некоторые перечисленные в соответствующем нормативе меры социального характера. Законодателями были приняты меры, чтобы льготы возникали лишь в случаях осуществления достаточно весомых действий по оказанию мер социальной защиты, при этом подобные меры достаточно четко перечислены и ясно регламентированы и лишь при неукоснительном их соблюдении субъект хозяйственной деятельности получает налоговую льготу. Необходимость гарантии того, что указанные меры не станут для недобросовестных предпринимателей способом сокрытия части налоговых отчислений, заставляет законодателя устанавливать четкую регламентацию таких мер социальной защиты, которая в конечном итоге ограничивает состав социальной деятельности указанных субъектов.[16].
Можно сделать вывод о том, что государство посредством налогового законодательства стимулирует иные, помимо государственных органов, организации независимо от их организационных форм и форм собственности к участию в действиях, входящих в состав мер социальной работы.[7].
Основываясь на изложенном, предполагаем, что субъекты социальной защиты можно разделить на два уровня по качественному признаку. К первому уровню можно отнести государственные органы, специально созданные для реализации мер социальной защиты, ко второму - организации независимо от их организационных форм и форм собственности, реализующие отдельные меры социальной защиты для получения предусмотренных законодательством налоговых и иных льгот.[13].
По мнению некоторых исследователей, из прав человека и гражданина, регламентируемых Конституцией Российской Федерации, наряду с «естественными», «экономическими», «политическими», можно выделить и «социальные права»[21].
Между тем в законодательстве Российской Федерации определение «социальные права» отсутствует. Вследствие этого в Общеправовой классификатор отраслей законодательства, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2171, социальное законодательство как отрасль законодательства и права вообще не включено. «Социальные права» как один из видов прав человека и гражданина не определены и в международном публичном праве.[21].
1.3 Субъекты социальной работы со стороны государства
Субъектом называют познающее и действующее существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания или преобразования. В качестве субъекта социальной работы рассматривают, как правило, отдельных работников социальных служб, с некоторой долей условности - социальные государственные и негосударственные (конфессиональные, общественных организаций, коммерческие) учреждения: институты, учреждения и органы федеральной власти, а также многочисленных субъектов Российской Федерации, учреждения и органы муниципального управления и местного самоуправления, а также профессиональные органы, должностные лица и работники трудовых коллективов российского общества. Их права, полномочия и функциональные обязанности в области социальной работы официально регламентированы государством, законодательством, распоряжениями и постановлениями исполнительной власти.[12].
Субъектами социальной работы являются:
а) прежде всего организации, учреждения, социальные институты общества:
- государство со своими структурами в виде законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня. В этой структуре особую роль играют Министерство труда и социального развития, а также исполнительные органы управления социальной работой на региональном уровне органы социальной защиты краев, областей, республик, автономных образований, городов, местных администраций;
- различные социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону и др.;
- администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделения;
б) общественные, благотворительные и другие организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского Фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы, организации и т.д.;
в) люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах. Фактически они являются представителями двух указанных субъектов социальной работы. При этом их можно разделить на две группы: организаторы-управленцы и исполнители, практические социальные работники, оказывающие непосредственную помощь, поддержку, обеспечивающие социальную защиту клиентов, представителей уже рассмотренных нами объектов социальной работы. В профессиональной литературе к последним иногда применяется термин «контактный» социальный работник[26]. Недипломированных, но профессионально занимающихся социальной работой специалистов значительно больше, особенно в тех странах в том числе и в России, в которых относительно недавно введена новая профессия – «социальный работник». [13].
Точных данных о том, сколько людей занимаются социальной работой на общественных началах, нет, но их число велико принято считать, что один социальный работник обслуживает 10- 15 человек. Социальные работники – это особая группа, поскольку они должны обладать определенными профессиональными и духовно-нравственными качествами. Этот вопрос мы рассмотри ниже;
г) преподаватели, а также те, кто способствует закреплению знаний, навыков, умений:руководители студенческой практики, наставники, практические социальные работники и другие работники, способствующие прохождению практики студентов слушателей в различных организациях, учреждениях, предприятиях социальной сферы. Их часто называют «супервизор», «фасилитатор»;
д) исследователи социальной работы.Научные работники анализируют состояние социальной работы, используя различные методы, разрабатывают научные программы, фиксируют существующие и зарождающиеся тенденции в этой области, публикуют научные отчеты, книги, статьи по проблематике социальной работы. Большую роль в этом процессе играют кафедры ведущих вузов страны, лаборатории, научные учреждения, диссертационные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций в области социальной проблематики. И.Г.Зайнышев констатирует, что в России практически уже создано несколько исследовательских школ социальной работы: философская, социологическая, психологическая и др. Их представители, разрабатывая проблематику социальной работы, уделяют особое значение отдельным ее направлениям. [17].
Человек как субъект и объект социальной работы
1. Объекты социальной работы
В настоящее время объектом социальной работы являются люди, которые ставят перед собой определенные цели, но не в состоянии сами их реализовать, испытывая в силу этого чувство неудовлетворенности жизнью. За каждой человеческой проблемой кроется множество личных, т. е. неудовлетворенных потребностей целой группы людей. Поэтому можно сказать, что объектами социальной работы являются различные группы людей, испытывающих трудности при решении проблем, которые возникают в их жизни.
Отличительной чертой объектов социальной работы является наличие трудной жизненной ситуации:
- инвалидность нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности;
- неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью ограничение возможностей передвижения, невозможность выполнять бытовые и гигиенические процедуры;
- сиротство утрата лицами в возрасте до 18 лет, родителей вследствие смерти;
- безнадзорность неисполнение родителями своих функций надзора и воспитания ребенка и угроза полного разрыва ребенка и семьи;
- мало обеспечанностъ недостаточность материального ресурса как средства удовлетворения витальных и социальных потребностей;
- безработица проблема трудоспособных граждан, по тем или иным причинам не участвующих в производственной деятельности, не имеющих работы и заработка дохода, готовых приступить к работе;
- отсутствие определенного места жительства фактические отсутствие социально приемлемого жилья, недостаточность материальных возможностей, нарушением человеческого «микромира», что проявляется в скитаниях, бродяжничестве, отсутствии определенных занятий;
- конфликты и жестокое обращение в семье столкновение супругов, детей и родителей, вызванные трудно разрешимыми противоречиями, связанные с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями;
- физическое, психическое и сексуальное насилие;
- одиночество субъективное состояние показывающее раскол сети отношений и связей внутреннего мира личности[12].
В настоящее время сложилось несколько классификаций объектов социальной работы. Основными объектами выступают группы, слои населения, отдельные представители, индивиды.
Группы людей, являющиеся объектами социальной работы, можно разбить на три категории. К первой относятся социально незащищенные группы, ко второй - маргинальные, к третьей - лица с отклоняющимся поведением. Говоря об объекте социальной работы, имеют в виду различные группы людей, которые испытывают трудности при решении встающих перед ними проблем.
Глава 2Роль судебной системы в сфере социальной защиты граждан
2.1Обзор судебной практики в сфере пенсионного обеспечения
Порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами, порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи - также Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации».
Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
Рассмотрим обзор судебной практики в сфере пенсионного обеспечения.
Химкинский городской суд Московской области в составе судьи Недельской М.Н., при секретаре Захаровой Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2325/2014 по иску Мустафиной М.Х к Государственному учреждению-Главному учреждению Пенсионного фонда Российской Федерации № 5 по г. Москвы и Московской области о восстановлении пропущенного срока , для обращения за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица.
Мустафина М.Х обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ № 5 по г. Москве и Московской области о восстановлении пропущенного срока для обращения за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, обосновывая это тем, что 09 февраля 2006 года умер ее муж Мустафин С.И.,27 августа 1954 года рождения, являясь правопреемников умершего застрахованного лица, истца пропустила срок обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений Мустафина С.И., и обосновывает пропуск данного срока отсутствием информации.
Истца и представитель ответчика в судебной заседании, о времени и месте которого извещены, не явились,истца сведений о причинах неявки не представила,а ответчик об уважительных причинах неявки суду не сообщил, ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Исследовав представленные по делу доказательство,суд удовлетворяет иск Мустафиной М.Х. по следующим основаниям.
Как установлено судом на основании свидетельство о заключении брака 3-МЮ №455146 от 05.04.1979 г., Мустафин С.И является супругом Мустафиной М.Х.
09 февраля 2006 года Мустафин С.И. умер,что подтверждает свидетельством о смерти 3-МЮ №741271 от 10.02.2006 г.
В соответствии с п.12 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений,средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого выплачиваются в установленном порядке лицам ,указанным в пункте 6 статьи 16 настоящего Федерального закона. При этом застрахованное лицо праве в любое время посредством подачи соответствующего заявления в Пенсионный Фонд Российской Федерации определить конкретных лиц из числа указанных в пункте 6 статьи 16 настоящего Федерального закона или числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные выше средства. При отсутствии указанного заявлениях средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, подлежащие выплате родственникам застрахованного лица, распределяются между ними в равных долях.
В случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 9 настоящего Федерального закона, лицам, указанным в заявлении застрахованного лица о порядке распределения средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, производиться выплата указанных средств..
При отсутствии указанного заявления застрахованного лица выплата производиться его родственником,к числу которых относиться его дети,в том числе усыновленные, супруги,родители, братья, сестры,дедушки,бабушки и внуки независимого от возраста и состояния трудоспособности, в следующей последовательности;
1) в первую очередь детям, в том числе усыновленным, супруги и родителям (усыновленным);
2) во вторую очередь братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам.
Выплата средств родственникам умершего кормильца одной очереди осуществляется в разных долях. Родственникам второй очереди имеют право на получение средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего кормильца, только при отсутствии родственников первой очереди.6 ст.16 указанного Федерального закона)
Согласно статье 38 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестирование осуществляются для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».
За счет средств пенсионных накоплений осуществляется выплаты накопительной части трудовой пенсии, а также выплаты в случае смерти застрахованного лица лицам, указанным в пункте 6 статьи 16 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течении шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.
Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица,пропустившего срок, установленный абзацем первым настоящего пункта.
Порядок обращения правопреемникам умерших застрахованных лиц за выплатами, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат устанавливаются Правительством Российской Федерации.[6,ст.3].
Мустафина М.Х. является наследником первой очереди после смерти супруга Мустафина С.И., имеет право на выплату средств его пенсионных накоплений и право на обращение с соответствующим заявлением в пенсионный фонд в порядке, установленном Правилами выплаты Пенсионным Фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденных Постановление Правительство РФ от 03.11.2007 года №741.
Учитывая,что истца не обратилась в установленный законном срок, в территориальное отделение Пенсионного Фонда РФ с заявлением о выплате накопительной части трудовой пенсии.
Мустафина С.И., поскольку узнала о наличии по истечении шести месяцев со дня смерти Мустафина С.И., суд находит причины пропуска срока, установленного п 3ст.38 Федерального закона от 24.07.2002 года №111-ФЗ,уважительными и приходит к выводу о наличии оснований для восстановления пропущенного срока для обращения за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица Мустафина С.И.[6].
При таких данных, руководитель ст.ст.194-199 ГПК РФ[4].
Суд решил: иск Мустафиной Марьи Халитовны к Государственному учреждению -Главному управлению Пенсионного фонда РФ №5 по г. Москвы и Московской области о восстановлении пропущенного срока для обращения за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лицаудовлетворить.
Восстановить Мустафиной М.Х пропущенный срок для обращения за выплатой средств пенсионных накоплений Мустафина С.И.,27 августа 1954 года рождения,уроженца г. Москвы, умершего 09 февраля 2006 года.
Решение может быть обжаловано в Московский областной через Химкинский городской суд Московской области в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
2)18 апреля 2014 года Химкинский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Куприяновой Е.Л., при секретаре Гришине Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1414/12 по иску Рудакова В.А. к Мухину В.И. о возмещении ущерба, причиненного в результате залива жилого помещения
Истец Рудаков В.А. обратился в суд с иском к ответчику Мухину В.И. и просит взыскать с ответчика в счет возмещения ущерба, причиненного в результате залива квартиры, денежные средства в размере данные изъяты., расходы, связанные с оплатой отчета об оценке ущерба в размере данные изъяты., почтовые расходы в размере данные изъяты., расходы, связанные в оплатой государственной пошлины, в размере данные изъяты, мотивируя свои требования тем, что 29 сентября 2013 года по адресу: адрес, по вине ответчика, являющегося собственником жилого помещения - квартиры №145, произошел залив его квартиры, принадлежащей ему на праве собственности, в результате залива был причинен ущерб квартире в размере данные изъяты., что подтверждается отчетом №5 от 26 декабря 2013 года ООО данные изъяты по определению рыночной стоимости работ и материалов необходимых для устранения ущерба, причиненного внутренней отделке квартиры, а также имущества. Добровольно возместить ущерб ответчик отказывается.
В судебном заседании представитель истца Рудакова В.А. по доверенности Митков Д.Б. исковые требования поддержал.
В судебном заседании ответчик Мухин В.И. против удовлетворения иска возражал, ссылаясь на то, что свою вину в произошедшем заливе он не оспаривает, однако считает, что ответчиком размер ущерба явно завышен, в результате залива в квартире залива были повреждены: кухня – пол линолеум площадью данные изъяты санузел потолок - данные изъяты., коридор пол, данные повреждения отражены акте от 08 октября 2013 года, повреждения, отраженные в акте от 15 декабря 2013 года в виде отслоения обоев на кухне, плесени, повреждения кухонного гарнитура, не могут быть приняты во внимание, так как при заливе в квартире истца производился ремонт, в первом акте повреждения обоев и мебели не были отражены, поэтому доказательств того, что указанные повреждения могли быть причинены заливом от 29 сентября 2011 года, истцом не представлено.
Представитель соответчика ГУП гор. Москвы «ДЕЗ района Ховрино» по доверенности Ахмедов Э.А. разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда, пояснил, что 29 сентября 2011 года произошел залив квартиры истца из квартиры ответчика. В акте от 08 октября 2013 года и 15 октября 2013 года работниками ГУП гор. Москвы «ДЕЗ района Ховрино» отражены все повреждения, причиненные квартире истца в результате залива 29 сентября 2013 года, если в результате залива были причинены повреждения имуществу истца – мебели, то это бы нашло все отражение в акте.
Выслушав представителя истца Рудакова В.А., ответчика Мухина В.И., представителя третьего лица ГУП гор. Москвы «ДЕЗ района Ховрино», проверив и изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению в части взыскания с ответчика в пользу истца денежных средств в счет возмещения ущерба, причиненного заливом квартиры, в размере данные изъяты., расходов, связанных с оплатой отчета в размере данные изъяты., расходов, связанных с оплатой почтовых услуг в размере <данные изъяты., расходов, связанных с оплатой услуг представителя в размере данные изъяты., расходов, связанных с оплатой государственной пошлины в размере данные изъяты. в силу следующего.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Как установлено в судебном заседании исследует из пояснений сторон и материалов дела, Рудаков В.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Ангарская улица, дом 2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия №777
Мухин В.И. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Ангарская улица, дом 2, что подтверждается карточкой учета №5, выпиской из домовой книги.
29 сентября 2013 года произошел залив квартиры №5 по адресу: Ангарская улица, дом 2 из расположенной выше квартиры №148
Факт залива, имевшего место 29 сентября 2013 года, подтверждается соответствующими записями в журнале ОДС ГКУ гор. Москвы «ИС района Ховрино»
Как следует из журнала ОДС, акта от 08 октября 2013 года, 29 сентября 2011 года в 10 час. 00 мин. зафиксирована течь из квартиры №145 по адресу: Ангарская улица, дом 2, указана причина залива неисправность гибкой подводки на бочке унитаза.
08 октября 2013 года совместно сотрудниками ООО «Авента» и ГУП гор. Москвы «ДЕЗ района Ховрино» составлен акт о заливе квартиры №145 по адресу: Ангарская улица, дом 2, из которого следует, что залив произошел из выше расположенной квартиры №148, проверкой на месте комиссией установлено, что аварийная ситуация произошла по причине неисправности гибкой подводки на бачке унитаза.
Как следует из данного акта квартире истца были причинены следующие повреждения: кухня, поврежден пол линолеум, санузел - потолок-коридор. ламинат
15 декабря 2013 года составлен повторный акт, из которого следует, что в квартире ответчика установлены следующие повреждения кухня повреждения стены – отслоение обои, коридор пол ламинат.
Доводы представителя истца о том, что виновным в заливе, имевшем место 29 сентября 2013 года является собственник квартиры подтверждаются актами о заливе от 08 октября 2013 года и 15 декабря 2013 года, соответствующими записями в журнале ОДС, доказательств, которые бы опровергали данные доводы представителя истца стороной ответчика не представлено в ходе судебного разбирательства, а судом при рассмотрении дела не добыто, поэтому оснований не доверять данным доводам у суда не имеется.
Факт того, что залив квартиры истца произошел из квартиры №148 из-за неисправности гибкой подводки бачка унитаза, подтверждается также записями в журнале ОДС, актами от 08 октября 2013 года и 15 октября 2013 года, не оспаривались ответчиком в судебном заседании.
Суд считает, что факт того, что залив квартиры № 29 сентября 2013 гола произошел из квартиры №25 по причине неисправности гибкой проводки бачка унитаза, нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и не опровергнут ответчиком.
Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу о том, что поскольку ущерб квартире истца причинен по вине жильца квартиры №145, суд считает, что ответственность за причиненный ущерб должна быть возложена на ответчика Мухина В.И.
Обсуждая вопрос о размере ущерба, подлежащего взысканию в пользу истца, суд принимает во внимание то обстоятельство, что согласно заключения ООО «Независимая оценка и экспертиза» от 26 декабря 2013 года, стоимость ущерба, нанесенного заливом квартиры составила 50000руб , в том числе стоимость восстановительного ремонта составила 50000 руб., стоимость материального ущерба, причиненного имуществу (мебели) составила.
Оценивая данное заключение, суд считает возможным положить его в основу решения, поскольку оно составлено специализированной организацией, имеющей право на проведение экспертиз.
Ответчиком в судебном заседании альтернативного заключения стоимости восстановительного ремонта в квартире истца не представлено.
Доводы ответчика о том, что стоимость восстановительного ремонта в квартире истца является завышенной ничем объективно не подтверждены.
Однако, суд считает, что оснований для взыскания с ответчика в пользу истца стоимости материального ущерба, причиненного имуществу (мебели) истца, не имеется, поскольку доказательств того, что повреждение столешнице причинено в результате залива 29 сентября 2013 года, стороной истца не представлено, сведения о повреждении столешницы не указаны в актах от 08 октября 2013 года и 15 декабря 2013 года.
Оценивая представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования истца о возмещении причиненного ему в результате заливов 29 сентября 2013 года ущерба, связанного с восстановительным ремонтом квартиры, подлежат удовлетворению.
Суд считает, что с ответчика в пользу подлежат взысканию в счет возмещения ущерба, причиненного заливом квартиры, денежные средства в размере 50000 руб.
В соответствии со ст. ст. 94, 98 ГПК РФ суд считает, что с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные истцом расходы, связанные с оплатой услуг оценщика в размере 50000 руб., расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере данные изъяты., почтовые расходы в размере данные изъяты., в соответствии со ст. 100 ГПК РФ, суд считает, что с ответчика подлежат взысканию в пользу истца расходы, связанные с оплатой услуг представителя, которые необходимо определить в размере 50000рублей [5].
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд [5].
Суд решил: взыскать с Мухина В.И. в пользу Рудакова В.А. денежные средства в счет возмещения ущерба, причиненного заливом квартиры, в размере 50000, расходы, связанные с оплатой отчета в 50000 руб.изъяты., расходы, связанные с оплатой почтовых услуг в размере50000 руб., расходы, связанные с оплатой услуг представителя в размере., расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере4000,а всего 40000 руб.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца с даты изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию по гражданским делам Химкинского районного суда города Москвы.
3)15 ноября 2014 год г.МосквыХимкинский городской суд Московской области в составе:председательствующего судьи Петрова А.В.,при секретаре Завьяловой Г.В.,с участием истицы Марковой И.Н.,представителя ответчика Мельникова А.Е.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4753/14 по иску Марковой И.Н. к Сенькину В.Н. о взыскании компенсации морального вреда в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности,
Маркова И.Н. обратилась в суд с иском к Сенькину В.Н. о взыскании компенсации морального вреда в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности в размере 50000 руб., указав, что 25 ноября 2014 года около 15:00 часов у дома №140 по ул. Клязьминская ее избил ответчик. С привлечением ответчика к уголовной ответственности по ч.1 ст.116 УК РФ она обратилась к мировому судье в порядке частного обвинения. Сенькин В.Н. обратился со встречным заявлением о привлечении истицы к уголовной ответственности по ч.1 ст.116 и ч.1 ст.130 УК РФ и обвинил ее в том, что 25 ноября 2014 года около 15:00 часов у дома №140 по ул. Клязьминска она причинила ему побои и оскорбила его. Приговором мирового судьи судебного участка Сенькин В.Н. был осужден по ч.1 ст.116 УК РФ. Этим же приговором она была оправдана. В результате незаконного привлечения ее к уголовной ответственности у нее появилась бессонница, она находилась в подавленном состоянии, ответчик клеветал на нее в судебных заседаниях, не извинился перед ней, ей приходилось отпрашиваться с работы на рассмотрение уголовного дела, которое длилось более года, на работе к ней стали относиться с подозрением, поскольку она имела статус не только потерпевшей, но и обвиняемой.
В судебном заседании истица Маркова И.Н. иск поддержала по мотивам. изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Сенькина В.Н. Мельников А.Е. в судебном заседании иск Марковой И.Н. признал частично, указал, что часть оснований взыскания компенсации морального вреда уже была предметом судебного разбирательства по уголовному делу и в пользу Марковой И.Н. уже взыскана компенсация морального вреда в размере 3000 руб. Посчитал возможным удовлетворить исковые требования истицы на сумму 1000 руб.
Ответчик Сенькин В.Н. в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.[5].
2.2Обзор судебной практики рассмотрения дел социальной работы в Минимальных стандартных правилах обращения с заключёнными
Правовые аспекты социальной работы с осужденными содержатся не только в Конституции, но и в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации. Так в части 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации говорится о том, что одной из задач уголовно-исполнительного законодательства является оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Суть социальной адаптации состоит в приспособлении человека к новым правилам и нормам человеческого общежития, к тем или иным условиям жизни в обществе. Закрепление в Уголовно-исполнительном кодексе этой задачи косвенно закрепляет и аналогичное направление социальной работы с осужденными в уголовно-исполнительной системе.[4].
В УИК РФ говорится и о таком направлении социальной работы, как социальное обеспечение и социальная поддержка осужденных. Так, в части 7 статьи 12 УИК РФ говорится о том, что «осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации»[4].
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными приняты 30 августа 1955 года I Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.[1].
Когда эти Правила принимались, не было намерений придать им статус конвенции или договора, но в последующие годы Правила получили широкое признание со стороны международных органов, правительств многих государств и неправительственных организаций. Уже с конца 1965 года различные органы ООН по борьбе с преступностью неоднократно возвращались к вопросу реализации этих Правил в тюремных системах стран мира. И поэтому не случайно девятый Конгресс по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Каир, 1995 г.) принял резолюцию о выполнении на практике Минимальных стандартных правил обращения с заключенными.[1].
Таким образом, широкое признание Минимальных стандартных правил свидетельствует о том, что они занимают особое положение среди международных документов, посвященных уголовному правосудию. Фактически они стали частью международного права в области регулирования правового статуса заключенных. Поэтому не случайно многие положения Правил отражены и закреплены в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации. Несмотря на это, следует уделить более пристальное внимание Минимальным стандартным правилам, так как они содержат не только правовые, но и социальные аспекты деятельности пенитенциарной системы, которые еще не полностью отражены в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации. Это относится, в частности, и к правовому регулированию социальной работы с осужденными в УИС Минюста России.[4].
В Минимальных стандартных правилах регламентируются как прямо, так и косвенно различные направления социальной работы. Так, большое внимание уделяется в Правилах такому направлению социальной работы, как подготовка заключенных к освобождению.
«В обращении с заключенными следует подчеркивать не их исключение из общества, а то обстоятельство, что они продолжают оставаться его членами, общественные организации следует поэтому привлекать всюду там, где это возможно, к сотрудничеству с персоналом заведений в целях возвращения заключенных к жизни в общество. При каждом заведении следует иметь социальных работников, заботящихся о поддержании и укреплении желательных отношений заключенного с его семьей и могущими принести ему пользу социальными организациями. Следует принимать меры для того, чтобы заключенные могли сохранять за собой максимум совместимых с законом и условиями их приговора прав в области их гражданских интересов, социального обеспечения и других социальных льгот».
В международной практике получила развитие идея максимального приближения условий отбывания наказания в виде лишения свободы к условиям жизни на свободе. Правильность этой идеи подтверждается многими фактами, свидетельствующими о том, что ужесточение условий не способствует исправлению осужденных.
Правила подчеркивают, что связи с внешним миром, социальное обеспечение оставляют существенную часть жизни в исправительных учреждениях и способствуют возвращению осужденных к жизни в обществе. Администрация должна проводить в жизнь программу по поддержанию связей осужденных с внешним миром, обеспечению их гражданских интересов с самого начала отбывания наказания[1]. При этом поддержанием социально полезных связей, социальным обеспечением заключённых и их подготовкой к освобождению занимаются социальные работники во взаимодействии с социальными организациями.
В Минимальных стандартных правилах отражены и правовые основы таких направлений социальной работы, как сохранение и поддержание социально полезных связей с внешним миром и подготовка к освобождению. Так заключенным следует давать возможность общаться через равные промежутки времени и под должным надзором с их семьями или пользующимися незапятнанной репутацией друзьями, как в порядке переписки, так и в ходе посещений. Это правило преследует цель сохранения семейных, родственных и иных социально полезных связей осужденных. Особое внимание следует уделять поддержанию и укреплению связей между заключенным и его семьей, которые представляются желательными и служат интересам обеих сторон. Предоставление заключенным возможности сноситься с внешним миром исходя из разумных условий и ограничений, предусмотренных законом, а также о создании при помощи и содействии общественности и социальных институтов и условий для регистрации бывших заключенных в общество.
Администрация учреждения обязана доводить до сведения заключенных наиболее важные новости, позволяя им читать газеты, журналы или особые тюремные издания, слушать радио и присутствовать на лекциях или же при помощи других средств, допускаемых и контролируемых органами администрации. Сообщение сведений и предоставление возможности получения информации о событиях, происходящих за стенами учреждения позволяет сохранять адаптацию заключенных к внешним условиям, что благоприятно сказывается при освобождении и устройстве на свободе.
С самого начала отбывания срока заключения следует думать о будущем, которое ждет заключенного после освобождения. Поэтому ему следует помогать поддерживать и укреплять связи с лицами или учреждениями, находящимися за стенами заведения, которые способны защищать интересы его семьи и способствовать его включению в жизнь общества после освобождения. В данном положении связь заключенного с внешним миром, семьей рассматривается как стабилизирующий фактор в подготовке его к жизни на свободе. В этом правиле также говорится о правовых основах социальной работы.
В обращении с лицами, приговоренными к тюремному заключению или другой подобной мере наказания, следует стремиться, учитывая продолжительность отбываемого ими срока, прививать им желание подчиняться законам и обеспечивать свое существование после освобождения. Следует принимать все подходящие для этого меры, обучение, профессиональную подготовку и ориентацию, изучение конкретных социальных случаев, консультации в области трудоустройства, физическое воспитание и укрепление характера, принимая во внимание индивидуальные потребности заключенного, его социальное прошлое, истории его преступления, его физические и умственные способности и возможности его темперамент, продолжительность срока его заключения и его возможности после освобождения. В Минимальных стандартных правилах говорится и об участии внешних организаций в оказании помощи осужденным в устройстве на свободе после освобождения.
Органы и учреждения, помогающие освобожденным заключенным находить свое место в обществе, должны там, где это возможно и необходимо, заботиться о том, чтобы такие заключенные получали необходимые документы и удостоверения личности, находили подходящее жилье и работу, имели подходящую и достаточную для данного климата и времени года одежду и располагали средствами, достаточными для проезда на место их назначения и для жизни в течение периода, непосредственно следующего за их освобождением.
В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными уделяется внимание и такому аспекту социальной работы, как охрана здоровья и медицинское обслуживание заключённых. И это не случайно, ведь здоровье признается высшей ценностью человечества, и забота о нем должна стоять на одном из первых мест. Медицинские службы заведения должны выявлять все физические и психические заболевания или недостатки, могущие воспрепятствовать перевоспитанию заключенного, и заботиться о их излечении. С этой целью заведения должны иметь возможность обеспечивать все необходимое медицинское, хирургическое и психиатрическое обслуживание. Здоровье и благополучие осужденного органически связаны с его перспективами возвращения к нормальной жизни. Администрация исправительных учреждений несет ответственность за обеспечение как психического, так и физического здоровья осужденных. [18]
О физическом и психическом здоровье заключенных обязан заботиться врач, который должен ежедневно принимать или посещать всех больных, всех тех, кто, жалуется на болезнь. Ведь своевременное оказание помощи заключенному - залог его быстрого излечения.
В Минимальных стандартных правилах отражено и такое направление социальной работы как получение образования заключенными во время отбывания наказания. Так заключенным, способным извлечь из этого пользу, следует обеспечивать возможность дальнейшего образования. Обучение неграмотных и молодежи следует считать обязательным, и органы тюремного управления должны обращать на него особое внимание. При этом обучение заключенных следует по мере возможности увязывать с действующей в стране системой образования, с тем чтобы освобождаемые заключенные могли учиться и далее без затруднений. Организация обучения осужденных, повышение их обще образовательного и профессионального уровня не только выступают важным профилактическим средством в период отбывания наказания, но и значительно увеличивают возможности успешной социальной адаптации этих лиц после освобождения из мест лишения свободы. [20]
Как видно из выше изложенного, правовые основы социальной работы с лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, прямо отражены в Минимальных стандартных правилах обращения с заключёнными. Эти правила носят рекомендательный характер. Однако страны, в которых условия отбывания наказания не соответствуют этим Правилам, должны стремиться к их реализации. К числу таких стран относится и Россия, хотя следует отметить, что в Уголовно-исполнительном кодексе России уже содержатся некоторые положения этих Правил, которые косвенно отражают правовые основы социальной работы с осужденными.
Цели Европейских минимальных стандартных правил обращения с заключенными состоят в следующем:
а) установить единые минимальные требования в отношении тех аспектов управления пенитенциарными учреждениями, которые особенно важны для обеспечения гуманных условий содержания под стражей и такого обращения с лицами, лишенными свободы, которое оказало бы на них исправительное воздействие в рамках современной и прогрессивной системы;
б) побудить администрации пенитенциарных учреждений к проведению политики, управлению и практической деятельности, основанных на эффективных и современных принципах достижения конечной цели и обеспечения справедливости;
в) поощрять среди работников пенитенциарных учреждений профессиональное отношение к делу, соответствующее социально-нравственной значимости их труда, и создавать условия для того, чтобы они могли работать с полной отдачей на благо как общества в целом, так и находящихся в их ведении заключенных и ощущать профессиональную удовлетворенность;
г) определить основополагающие и реалистичные критерии, позволяющие администрациям мест лишения свободы и службам инспекции выносить правильные суждения о достигнутых результатах и возможностях их улучшения.
Подчеркнем, что настоящие правила не являются образцовыми и что на деле уголовно-исполнительные системы многих европейских стран уже достигли более высоких стандартов, а другие стремятся следовать за ними. В тех случаях, когда применение правил сталкивается с трудностями или порождает проблемы практического порядка, Совет Европы, обладая необходимым опытом и средствами, может предложить свои рекомендации и ознакомить с практическими достижениями, которыми уже располагают в данной области администрации различных пенитенциарных учреждений.[8].
В настоящих правилах делается особый упор на понятии человеческого достоинства, – стремлении администрации мест лишения свободы действовать гуманно и эффективно, значимости роли, которую играет персонал этих учреждений, и внедрении современных методов управления. Эти правила разработаны для того, чтобы служить практическим пособием для персонала на всех уровнях управления местами лишения свободы, поощрять и направлять его деятельность. Комментарий, сопровождающий правила, предназначен для того, чтобы способствовать их правильному пониманию и восприятию, а также придать им необходимую гибкость, чтобы наилучшим образом обеспечить их практическую реализацию.
Основополагающие принципы:
1. Лишение свободы должно осуществляться в таких условиях содержания и моральной атмосфере, которые обеспечивают уважение человеческого достоинства и соответствуют настоящим правилам.
2. Настоящие правила применяются беспристрастно. Не допускается дискриминация, основанная на признаках расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждениях, национальном или социальном происхождении, рождении, экономическом или ином статусе.
2.3 Нормативно-правовая база для социальной работы с пожилыми людьми в Российской Федерации
Социальное обслуживание пенсионеров России осуществляется на основании Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 4 августа 1995 года, Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10 декабря 1995 года, Федерального Закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года, Постановления Правительства РФ «О Федеральном перечне, гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам, государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» от 25 ноября 1995 года, Указа Президента РФ «О дополнительных мерах по реализации Федерального закона «О ветеранах» от 30 апреля 1996 года.[22].
Социальная защита пожилых людей в современных социально-экономических условиях осуществляется по двум основным направлениям - социальное обеспечение и социальная помощь.[22].
Проблема постарения населения постоянно привлекает внимание научной общественности, и это вполне обоснованно. Последние десятилетия характеризуются увеличением доли пожилых людей в общей популяции всего мира. Российская Федерация не является исключением. Немногим более чем за 40 лет наша страна из демографически молодого государства превратилась в старое. Кроме того, в стране неуклонно увеличивается доля пожилых, старых и очень старых людей.[22]. В последние годы число людей в возрасте 75 лет и старше увеличилось в 2,6 раза, а число людей в возрасте 85 лет и старше - более чем в 3 раза. Происходит процесс постарения в рамках самой старости. На первое место выходит группа 80-летних. Рост доли и численности старших возрастов приводит к снижению экономической активности населения. [23].
Постарение населения означает сокращение притока молодежи в экономику, а также увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население.
Старение населения увеличивает показатели смертности и заболеваемости. Именно в этой связи ставится вопрос о негативных последствиях постарения населения, и, прежде всего, для социально-экономического развития страны. Постоянный прирост пожилых людей, их медицинские, социальные проблемы, необходимость расширения домов-интернатов требуют все больших затрат.[23].
Свою остроту сохраняет фактор низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами. Женщины живут дольше мужчин: в городах на 13,3 года, в сельской местности на 13,8 года. Постарение населения привело к четко выраженной половой асимметричности. Для общества с быстро стареющим населением характерен и быстро нарастающий перевес женщин в половом составе населения, т.е. быстрая феминизация. У современной старости формируется отчетливо выраженное «женское лицо», причем с нарастанием этой выраженности по мере роста возрастных показателей. [23].
Переход России к рыночным отношениям вызвал ухудшение социального положения большинства пожилых людей. Происходит быстрая люмпенизация стариков. Низкий социально-экономический статус пожилых ограничивает их жизненные потенциалы. Идет процесс падения авторитета старости.
Открытой остается проблема определения возрастных границ, критериев старости. Хотя Европейское региональное бюро ВОЗ (Киев, 1973 г.) приняло решение считать возраст 60-74 лет пожилым, 75-89 лет - старческим, 90 лет и старше - возрастом долгожителей, но единой структуризации старости нет.
Дальнейшее исследование проблем, связанных с увеличением численности лиц пожилого и старческого возраста, будет способствовать формированию политики социальной защиты, оказанию практической адресной помощи старшему поколению.
Социальные условия жизни пожилых людей, прежде всего, определяются состоянием их здоровья. В качестве показателей состояния здоровья широко используется самооценка. В силу того, что процесс старения у отдельных групп и индивидов происходит далеко не одинаково, самооценки сильно различаются. Другой показатель состояния здоровья - активная жизнедеятельность, которая снижается у пожилых людей в силу хронических заболеваний, ухудшения слуха, зрения, наличия ортопедических проблем. В среднем на одного пожилого в России приходится от 2 до 4 заболеваний, а стоимость лечения пожилых в 1,5 - 1,7 раза выше стоимости лечения молодых людей. [24].
Особого внимания заслуживает тот факт, что возрастные потребности в расширении услуг по долгосрочному уходу за престарелыми увеличивают расходы на эти цели. Хронические заболевания снижают возможности самообслуживания, адаптации к изменениям. Могут возникать сложности с окружающими, в том числе и с близкими, даже с детьми и внуками. Психика пожилых и старых людей отличается иногда раздражительностью, обидчивостью, возможны старческие депрессии, ведущие порой к самоубийству, уходу из дома.[24].
Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений, как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям, диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми. Важность повседневного внимания к решению социальных проблем этой категории граждан возрастает и в связи с увеличением удельного веса пожилых людей в структуре населения России, которое наблюдается в последнее десятилетие не только в нашей стране, но и во всем мире. [23].
С переходом в категорию пожилых людей, пенсионеров, зачастую коренным образом изменяется не только взаимоотношения человека и общества, но и такие ценностные ориентиры, как смысл жизни, счастье, добро и зло и др. Меняется и сам образ жизни, распорядок дня, цели и задачи, круг общения – так описал Шапиро В.Д. человека на пенсии.[23].
С возрастом изменяется ценностная иерархия самооценок. Пожилые люди уделяют меньше внимания своей внешности, зато больше - внутреннему и физическому состоянию. Меняется временная перспектива пожилых людей. Уход в прошлое типичен лишь для глубоких стариков, остальные больше думают и говорят о будущем. В сознании пожилого человека ближайшее будущее начинает преобладать над отдаленным, короче становятся личные жизненные перспективы. Ближе к старости время кажется более быстротекущим, но менее заполненным различными событиями. При этом люди, активно участвующие в жизни, уделяют больше внимания будущему, а пассивные - прошлому. Первые, поэтому, более оптимистичны и больше верят в будущее. [23].
Старость приносит с собой и изменение привычных жизненных стандартов, и болезни, и тяжелые душевные переживания. Пожилые люди оказываются на обочине жизни. Речь идет не только и не столько о материальных трудностях (хотя и они играют существенную роль), сколько о трудностях психологического характера. Уход на пенсию, потеря близких и друзей, болезни, сужение круга общения и сфер деятельности - все это ведет к обеднению жизни, уходу из нее положительных эмоций, чувству одиночества и ненужности.[24].
Ситуация, однако, такова, что с ростом продолжительности жизни и снижением рождаемости значительную часть населения составляют люди пожилого возраста и, следовательно, есть необходимость специальной организации помощи пожилому человеку.[24].
Заключение
В настоящей дипломной работе основной целью мы ставили анализ законодательства, регламентирующего статус социальной работы в аспекте Конституции Российской Федерации и особенности защиты прав и свобод граждан.
Для реализации цели были решены следующие задачи:
- Изучили действующее законодательство, содержащее правовые основы социальной работы;
- Проанализировали конституционно-правовую составляющую социального государства;
- Рассмотрели конституционно-правовую регламентацию социальной работы;
- Изучили субъекты социальной работы, нормативно-правовую базу для социальной работы с пожилыми людьми в Российской Федерации;
- Выявили роль судов в системе социальной защиты конституционных прав граждан.
- Проанализировали материалы судебной практики, касающиеся непосредственно самих способов защиты;
- Рассмотрели судебную практику в сфере социального обеспечения;
- Раскрыли правовые основы социальной работы с осужденными к лишению свободы.
Проанализировав различные нормативно-правовые акты, научную литературу, статьи, материалы из Интернета, судебную практику, а также личное присутствие на судебных заседаниях, применив, перечисленные методы исследования, можно подвести итоги проделанной работы.
В условиях преобразования Российской Федерации, возникновения рыночных отношений очень большое количество людей требуют срочной социальной помощи и защиты. Таким образом, в работе сосредоточили внимание на социальной работе, которая предназначена для решения социальных проблем общества. Социальная работа - функциональное воплощение социальной, политической и правовой ответственности страны и социума перед жителями государства. Деятельность социальной работы не может действенно осуществляться без ее законодательной фиксации в узаконенных нормативно-правовых актах государства.
Социальность государства заключается в призвании заботы о создании обстоятельств, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека в условиях свободы. Достойная жизнь - это материальная обеспеченность граждан на уровне шаблонных стандартов нового развития социума, доступность к ценностям культуры, гарантия прав личной безопасности.
Обязанностью социального государства является осуществление социальных услуг обществу, что не является заменой государственного попечительства экономической свободы и активности, хозяйской и предпринимательской предприимчивости социума. В обязанности входит не опека общества, а создание хороших условий для реализации правовых и организационных возможностей, для возможности собственноручно достичь материального благополучия.
Права и свободы, освещенные в Конституции РФ могут быть предоставлены также для осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в учреждениях исправительной системы министерства Юстиции РФ, так как они есть граждане РФ.
Способы защиты гражданских прав, закрепленные законом это
материально-правовые меры принудительного характера, посредством
которых производится признание и восстановление нарушенных
(оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.
В практической части дипломной работы приведены примеры судебных разбирательств, где предметом спора являются жилые квартиры.
Так же в работе были рассмотрены социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном российском обществе, которые предопределили внимание научной общественности к соблюдению прав человека. Особое внимание уделено вопросам, связанным с обеспечением прав и законных интересов осужденных среди которых охрана прав, свобод и законных интересов осужденного, оказание им помощи в социальной адаптации. Изучена нормативная правовая база для социальной работы с пожилыми людьми в Российской Федерации.
Таким образом, цель дипломной работы достигнута, поставленные задачи решены.
Список использованной литературы
1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948) // Библиотечка Российской газеты. - 1999. - №22-23.
2. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М.: Юрист, 1997. – 31 с.
3. О Декларации прав и свобод человека и гражданина: Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 № 1920-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - №52. - ст. 1865.
4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08 января 1997 № 1-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – 13 января. - № 2 ст. 198;
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002г. № 138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - 17 ноября. - №46 ст. 4532;
6. Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – 29 июля. - № 30 ст. 3028;
7. Алексеев, С.С. Государство и право / С.С. Алексеев. - М.: Юридическая литература, 2012. – 560 с.;
8. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник / А. Б. Венгеров. – М.: Юриспруденция, 2012. – 654 с.;
9. Дементьева, Н.В. Методическое обеспечение индивидуальной социально-педагогической работы с детьми и подростками из неполных семей / Н. В. Дементьева. – Тамбов: 2011. – 24 с.;
10. Коваленко, А.И. Конституционное право России: учебник / А.И. Коваленко. – М.: Право и закон, 2013. – 573 с.;
11. Курбатов, В.И. Социальная работа / В.И. Курбатов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 480 с.;
12. Кутафин, О.Е. Государственное право Российской Федерации / О.Е. Кутафин. - М.: Юрид литература, 2012. - 584 с.
13. Холостова, Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: учебное пособие / Е.И. Холостова. –России.: ИТК «Дашков и К», 2007. –700 с.;
14. Холостова, Е.И. Технологии социальной работы / Е.И. Холостова. –г.Москва,: ИНФРА-М, 2010. – 400с.;
15. Черниловский, З.М. Всеобщая история государства и права: учебник / З.М. Черниловский. – М.: Юрист, 2013. – 516 с.;
16. Эбзеев, Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд: учебное пособие для вузов / Б.С. Эбзеев - М.: ЮНИТИ, 2013. – 245 с.;
17. Болотова, Л.А. Добровольческая деятельность как ресурс социальной работы / Л.А. Болотова, Т.П. Дьячек. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2007. – 65 с.;
18.Габричидзе, Б.Н. Конституционное право России: учебник / Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2012. – 426 с.;
19. Козлова, Е.И. Конституционное право России / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М.: Юристъ, 2012.- 520 с.;
20. Кутафин, О.Е. Государственное право Российской Федерации: учебник / О.Е. Кутафин. – М.:2012. – 345 с.
21. Лазарева, В.В. Конституционное право Российской Федерации / В.В. Лазарева. - М.: Новый Юрист, 2009. - 341 с.;
22. Арефьева, Т.К. Социальные проблемы людей пожилого возраста / Т. К. Арефьева // Социологические исследования. - 2003. – №777. - С. 45-46.;
23. Бондаренко, И.В Год пожилого человека в России / И.В Бондаренко // Женщина Плюс. – 1999. - №3. - с. 17-41.;
24. Вульф,Л.С. Одиночество пожилых людей / Л.С. Вульф // Социальное обеспечение. – 1998. - №5. - с. 21-26.;
25. Российская энциклопедия социальной работы / под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. - М.: ИСР, 1997. – 574 с.;
26.Юридическая энциклопедия / под общ.ред. Б.Н. Топорника. – М.: Книга, 2011. – 836 с..
Дипломная работа выполнена мной самостоятельно. Использованные в работе материалы из опубликованной литературы и другие источники имеют ссылки в тексте.
Отпечатано в одном экземпляре, копия работы представлена на электронном носителе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
20-летие Конституции Российской Федерации
Презентация которая поможет провести Вам урок посвященный 20 летию Основного закона России - Конституции....
20 лет Конституции Российской Федерации.
12 декабря объявлен Днем Конституции в России. Этот материал поможет Вам провести классный час....
Концертная программа к 20-летию Конституции Российской Федерация
сценарий концерта, прошедшего в проф.лицее №12 г. Липецка...
Концертная программа к 20-летию Конституции Российской Федерация
сценарий концерта, прошедшего в проф.лицее №12 г. Липецка...
Презентация урока по "Конституция Российской Федерации - основной закон государства
ПЛАН УРОКА:-Понятие, сущность и структура Конституции России-Основные принципы и юридические свойства Конституции России-Порядок внесения поправок и пересмотр Конституции РФ...
Конституция Российской Федерации
Конституция — нормативный правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального содружества в межгосударственных объединениях, закрепляющий основы пол...
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА учащейся Спиридоновой И.С. Тема: "Меры социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны в Российской Федерации"
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА УЧАЩЕЙСЯ Спиридоновой И.С. Тема: "Меры социальной поддержки ветеранов Великой отечественной войны в Российской Федерации"...